Панкеев И. Роман Дюма…из архивов КГБ / И. Панкеев // Книжное обозрение. – 1992. – № 50. – С. 5.

Патриарх отечественного дюмаведения М.С. Трескунов писал: «Александр Дюма был другом России и много сделал для популяризации во Франции героических страниц русской истории и русской культуры. Роман «Учитель фехтования», посвященный декабристам, книга «Впечатления от России», очерк «Письма из Петербурга» - эти произведения по своему духу, по господствующей в них тенденции развивают передовые идеи - антидеспотического характера».

Среди книг А.Дюма по русской истории и русской культуре - и роман, название которого заставит замереть даже яростных поклонников, почитателей и коллекционеров изданий неутомимого француза - «Последний платеж». Роман, знакомством с которым вряд ли могут козырнуть многие, ибо он издан впервые, издан буквально только что государственным многопрофильным предприятием «Слово» (если не считать отдельных глав, опубликованных в свое время в журнале «Слово» и вызвавших живейшую реакцию публики).

Это — роман об Александре Сергеевиче Пушкине. Да, именно так, если говорить не только о сюжете, но и о духе произведения. Эдмон Дантес, знаменитый граф Монте-Кристо, мстит своему печально известному однофамильцу Жоржу Дантесу за убийство русского поэта. При этом Дюма постоянно подчеркивает, сколь неизгладимое впечатление производит поэзия Пушкина (даже в переводе!) на душу умеющего чувствовать человека. И в то же время роман, как и все книги Дюма, захватывает острым сюжетом, интригой, игрой мысли.

Интересна уже сама по себе история появления рукописи в редакции «Слова». Ее предоставил давний друг журнала С.С. Гейченко, в свою очередь, несколько лет назад получивший ее от одного из влиятельнейших лиц КГБ. Почему роман отдали именно Семену Степановичу? А кому же еще — ведь он всю жизнь посвятил служению памяти великого национального поэта, о котором и пишет Дюма. Но при чем тут КГБ? Думаю, каждый, кто прочтет «Последний платеж», ответит по-своему, но — ответит. (Кстати, когда тираж был уже отпечатан, одна из читательниц журнала сообщила по телефону, что, по ее сведениям, этот роман в том же переводе был, якобы, издан в 1990 году. К сожалению, ни в одной из Центральных столичных библиотек обнаружить его пока не удалось.)

В краткой заметке не скажешь о героях, характерах, ситуациях. Даст Бог, это будет сделано в другой раз. А сейчас, коль речь зашла об истории романа и коль заметка публикуется в столь уважаемом издании, хотелось бы сказать еще несколько слов. На страницах «КО» дюмавед М. Буянов походя назвал «Последний платеж» «мистификацией».

Ну, во-первых, истории известно немало мистификаций, ставших поистине произведениями искусства, - сочинения Макферсона, приписанные им Оссиану, Козьма Прутков, сборник «Гузла», который Мериме приписал И. Маглановичу, а Пушкин переложил из этого сборника «Песни западных славян»...

А во-вторых, М. Буянов основывается лишь на том, что о романе Дюма с таким названием доселе не было слышно. Хотя сам сообщает о том, что Дюма написал «не менее 600—700» произведений, т.е. делает «зазор» в целую сотню потенциальных «Платежей», да и мысль о «мистификации» почему-то посетила дюмаведа перед самым изданием книги, а не три года назад, когда главы романа печатались в «Слове»... А сам Дюма, кстати, имел все основания при жизни не печатать роман, отрицательным героем которого был здравствующий и достаточно властный в то время сенатор — убийца Пушкина.

Как бы там ни было, а не публиковавшийся ранее роман Дюма издан, и издан именно в первом выпуске приложения к «Слову», журналу, который трепетно относился и относится к этому с детства близкому для каждого русского имени – Пушкин. Желающие приобрести «Последний платеж» могут сэкономить свое время, получив сведения по телефону 281-50-98. И когда роман будет прочитан, можно более широко поговорить о нем: и о героях, и о коллизиях, и о самой его истории, в которой кроется немало необычного.