Никитин А. И пусто, как в пустыне / А. Никитин // Книжное обозрение. – 2002. – № 47. – С. 22.
140 лет назад Льюис Кэролл начал записывать сказку об Алисе.
140 лет назад Льюис Кэролл начал записывать сказку об Алисе.
125 лет прошло со дня первого издания знаменитой сказки «Приключения Алисы в стране чудес» английского писателя Льюиса Кэрролла (псевдоним оксфордского математика Чарлза Лютвиджа Доджсона, 1832一1898). Сказку цитируют, ссылаются физики и филологи, математики и психологи, лингвисты и философы. О ней написаны сотни статей, исследований, ассе, книг. По ней поставлены пьесы, сняты кинофильмы. Множество художников, включая Артура Ракхама и Сальвадора Дали, её иллюстрировали. Рекордно число переводов «Алисы» — в мире их больше ста.
Необыкновенно изобретательная писательница, Агата Кристи была также и чрезвычайно скромной. Настолько скромной, что год ее рождения стал точно известен лишь в конце 60-х, с выходом первой посвященной ей работы Рамзи «Агата Кристи: хозяйка тайны». Во избежание заблуждений уточняем: родилась дама Агата 15 сентабря 1890 г.
В литературе средневековой Европы, не такой уж разнообразной, имелся особый жанр: exempla - короткие рассказы о случаях, «примерах» из жизни. Их рассказывали священники во время проповедей - в качестве иллюстрации и наставления. Сюжеты «примеров» всегда были связаны с вмешательством сакральных сил в повседневную жизнь людей, их действие происходило на стыке двух миров, естественного и сверхъестественного, когда один проникает в другой, причем на бытовом, повседневном уровне. Для них была характерна непременная «фактическая» основа - имена героев и свидетелей, бытовые обстоятельства, географические и хронологические детали, - что должно было придавать достоверность всему рассказу.
Лауреатом Нобелевской премии по литературе 2003 года стал южноафриканский писатель Джон Максвелл Кутзее. И это – главная литературная сенсация. Давно уже Нобелевский комитет не присуждал столь бесспорную премию. Нового лауреата называют литературным аутсайдером, затворником, оригиналом, говорят, что он игнорирует многие принятые в литературном мире условности... Нам в России понятно - таким и должен быть настоящий писатель. Тот, что думает не о списках бестселлеров и гонорарах, а о духе и душе, о жизни и смерти, а пишет нечасто и веско. Ура Нобелевскому комитету - оказывается, там литературу еще воспринимают всерьез.