Гоганова А. Компас в мире фантастики / А. Гоганова // Библиополе. – 2009. – № 4. – С. 61-64.
Русская фантастика за последние двадцать—тридцать лет полностью преобразилась. Изменились темы. Например, почти исчезла как жанр научная фантастика. Другими стали и условия существования: в девяностые годы прошлого столетия были открыты десятки новых издательств, фантастические произведения в изобилии появились на книжных полках и стали пользоваться огромной популярностью у массового читателя. Ориентироваться в новой литературе стало сложнее. Выделить лучшие произведения среди массы издаваемой печатной продукции затруднялись не только читатели, но и сами писатели. Поэтому начали появляться литературные премии, которые для многих стали своеобразным компасом в книжном мире.
ЦЕХОВАЯ ПРЕМИЯ «СТРАННИК»
В области фантастики сформировалась целая система литературных премий. «Бронзовая улитка», «Интерпресскон», «Аэлита», «Большой Зилант», «Сигма-Ф», «Урания», «Роскон» — каждая из них имеет свой статус и свой механизм выдвижения и присуждения. Так, премии «Интерпресскон», «Сигма-Ф» и «Роскон» присуждаются читателями и любителями фантастики. «Аэлита» — премия за многолетнюю работу в области фантастики. Наконец, «Бронзовая улитка» отражает мнение и вкус одного человека — Бориса Натановича Стругацкого, и этим она уникальна.
Однако единственной в России профессиональной литературной наградой, которая присуждается на основании тайного голосования писателей, является российская литературная премия «Странник». Аналог известной американской писательской премии «Небьюла», она тоже имеет ярко выраженную «цеховую» окраску. Механизм ее присуждения таков: каждый год авторитетнейшее жюри, состоящее из уважаемых писателей, награждает своих собратьев по перу. При этом главным критерием оценки произведений становятся именно их художественные достоинства. Среди постоянных членов жюри «Странника» Сергей Лукьяненко, Борис Стругацкий, Евгений Лукин, Михаил Успенский — лучшие в своем жанре писатели. Именно их мнение стало для многих ориентиром в огромном море современной фантастической литературы.
НАЧАЛО: ОТ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДО МИСТИКИ
Идея премии возникла в 1993 г. В Санкт-Петербурге состоялась легендарная встреча известных писателей-фантастов, вошедших затем в жюри «Странника». Было решено создать премию, которая бы присуждалась писателям за их профессиональные достижения, а не за успех продаж их книг или симпатии читателей. В качестве ее учредителя выступило одно из молодых издательств — «Terra Fantastica» — Издательского дома «Корвус».
Уже в следующем году первые бронзовые статуэтки «Странника» вручили за лучший перевод, критику, публицистику, литературоведение, а также лучшему редактору, составителю, художнику, издательству.
Наградили и двух авторов художественных произведений: Андрея Столярова за рассказ «Маленький серый ослик» (Столяров А. М. Монахи под луной. — СПб.: Terra Fantastica, 1993. — С. 235—280) и мистическую повесть «Послание к коринфянам» (Столяров А. М. Монахи под луной. — СПб.: Terra Fantastica, 1993. — С. 281—366) и Андрея Лазарчука за псевдоисторический роман «Иное небо» (Лазарчук А. Г. Священный месяц Ринь. — СПб.: Terra Fantastica, 1993. — С. 93—366). Объем был пока критерием подразделения произведений на группы: малой, средней и крупной форм. Но даже при такой классификации после первой церемонии вручения стали видны тенденции и темы современной фантастики.
Первая награда досталась Андрею Столярову за социальную фантастику. «Маленький серый ослик» — история о человеке «из народа», простом инженере Манаеве — душе любой компании. Водку он пил исключительно на работе. Однако начальство, застав пирующих врасплох, не наказывало весельчака Манаева, а приглашало пить (уже коньяк) в свой кабинет. Так герой, кабинет за кабинетом, чудом оказался в Кремле за одним столом с самим Секретарем. Тут он и услышал пьяное признание власть предержащего: народа, оказывается, нет, вообще никого нет за стенами Кремля, а их, чиновников, «держат тут и обманывают». Столкновение персонажей из разных слоев общества привело к смерти главного героя. Таким образом, писатель лишил будущего и Манаева, и Секретаря, а заодно и все общество, в котором возможны такие «невстречи» тех, кто управляет, и тех, кем они управляют.
От пессимистических настроений по поводу нашего социального устройства Столярову оказалось недалеко и до тревожной мистической повести «Послание к коринфянам» (приз за лучшее произведение средней формы).
В «Послании к коринфянам» действуют те же сильные мира сего и противопоставленные им обычные люди, те же органы госбезопасности, что и в «Маленьком сером ослике», только события разворачиваются уже не в Кремле, а в подвалах Лубянки. Словом, апокалипсис совершается на фоне нашей российской действительности. Четыре евангелиста — Матвей, Марк, Лука и Иоанн — становятся свидетелями последних дней перед всеобщей гибелью. При этом они только описывают увиденное, голые факты, ничего не объясняя: не ясно, то ли снова Христос посетил наш мир, то ли явился Антихрист, то ли просто кто-то забрел из параллельного мира. Действительность воспринимается на уровне ощущений, и это ощущения бесправности, страха, неуверенности в поступках. Все это создает тяжелую атмосферу последних дней. «Послание к коринфянам» критики впоследствии назвали первой ласточкой отечественной мистики.
Таким образом, первые произведения, отмеченные премией «Странник», объединяет критическое и даже пессимистическое отношение к действительности. Третью статуэтку отдали Андрею Лазарчуку за произведение, жанр которого уже предполагает критику. Альтернативная история оказывается привлекательнее той, которую мы имеем. Андрей Лазарчук показал мир, образовавшийся после победы Германии во Второй мировой войне. Нацистская империя эволюционировала. «Перегибы» раннего этапа ушли в прошлое: романтики революции разоблачены, с культом Гитлера покончено, период жестокого милитаризма далеко позади. Остались аккуратность, правовой порядок в государстве, отсутствие коррупции — словом, немецкая порядочность во всем. В таких декорациях действует герой, своего рода Джеймс Бонд, из вольной, не завоеванной немцами Сибири. При этом право решать, что же лучше — вымышленная онемеченная Москва или настоящая Москва-победительница, — остается за читателем.
В первый год вручения наград жюри «Странника» обозначило главные направления отечественной фантастики: мистика, альтернативная история и социальная фантастика. Все эти направления в дальнейшем получили развитие.
КОНЕЦ СВЕТА «ПО-ЗАПАДНОМУ» И «ПО-ВОСТОЧНОМУ»
Апокалипсис вообще оказался хорошим поводом для того, чтобы исследовать глобальные человеческие проблемы. Андрей Столяров развил тему гибели мира в «Малом апокрифе» (// Малый апокриф. — СПб.: Terra Fantastica, 1992. — С. 309—364; премия «Странник» за 2005 г.), где гекзаметром изложил свои тревожные предчувствия, а также в рассказе «До света» (//Детский мир. — СПб.: Terra Fantastica, 1996. — С. 183—228; приз за малую форму 1996 г.) — истории о герое, который заблудился во времени и пространстве, испепелял взглядом людей, но тем не менее был подвластен таинственному Зоммеру — не то учителю, не то Мефистофелю. Для Столярова апокалипсис — это свидетельство критического состояния мира.
Для других, например Юлия Буркина, лауреата 2001 г., апокалипсис становится необходимым условием перерождения мира, очистительной катастрофой, после которой возникнет новая цивилизация (цивилизация разумных бабочек в романе «Цветы на нашем пепле» (Буркин Ю. С. Цветы на нашем пепле. — М.: ACT, 2000. — 480 с.)), где двигателем прогресса являются не борьба за выживание, не инстинкт продолжения рода, а любовь. Создать идиллию, оказывается, тем не менее не так просто. Действие романа охватывает несколько столетий: герои, движимые только благими намерениями, пытаются улучшить мир. Однако каждый раз реальность обезображивает их мечты, и следующему поколению приходится начинать строить общество любви и красоты заново, отталкиваясь при этом от противоположных идей.
Иногда мотив гибели мира замещается мотивом иллюзорности мира. Например, героиня романа Марины и Сергея Дяченко «Казнь» (Дяченко М. Ю., Дяченко С. С. Казнь. — СПб.: Terra Fantastica, 1999; М.: ACT, 1999. — 480 с.; приз за крупную форму 2000 г.) — сочинительница Ирена Хмель — делает шаг и оказывается в мире, где кромешный ужас — единственная реальность. Делает еще шаг — и новый мир оказывается еще страшнее и безысходнее. Ирена странствует по бесконечным мирам, созданным гениальным безумцем — ее бывшим мужем. Правда, как всегда у дуэта Дяченко, все зависит только от совести героини, от ее выбора между поступком и бездействием, любовью и ненавистью.
Надо заметить, совесть и апокалипсис — это феномены западной культуры, в основе которой лежит христианская идея движения Вселенной от сотворения мира к Страшному суду. Виктор Пелевин решает ту же задачу (изображения кризиса мира) по- восточному. В его романе «Чапаев и Пустота» (Пелевин В. О. Чапаев и Пустота. — М.: Вагриус, 1996. — 233 с.; приз за крупную форму 1997 г.) существует несколько миров. Четверо больных в психиатрической больнице живут каждый в своей реальности. В одной из них Просто Мария вступает в брак со Шварценеггером, в другой события разворачиваются в 1919 г. в дивизии Чапаева, в которой главный герой — поэт-декадент Петр Пустота — служит комиссаром. Как всегда у Пелевина, не обходится и без виртуального пространства. Но главное — среди множества различных вселенных невозможно найти действительно реальную. Возможно, не существует ни одной из них, и все происходящее — лишь покрывало Майи, иллюзия. По мнению некоторых критиков, «Чапаев и Пустота» стал первым серьезным дзэн-буддистским романом в русской литературе.
СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ В ИСТОРИИ
Возможно, именно разочарование в существующем мире приводит писателей к мысли создать мир альтернативный. Жюри, как было сказано, в первый год существования «Странника» отметило произведение в жанре альтернативной истории. Андрей Лазарчук в романе «Иное небо» (// Священный месяц Ринь. — СПб.: Terra Fantastica, 1993. — С. 93—366) задал вопрос: может быть, было бы лучше, если бы мы стали Европой? Или, наоборот, Востоком — продолжил мысль Хольм ван Зайчик (Вячеслав Рыбаков, Игорь Алимов) в цикле повестей «Плохих людей нет» (Зайчик X. Дело жадного варвара. Дело незалежных дервишей. Дело о полку Игореве. — М.: Азбука-классика, 2005. — 800 с.; приз 2005 г.). Алан Кубатиев в рассказе «Вы летите, как хотите!..» (// Если. — № 10. — 2001. — С. 57—89; приз за малую форму 2002 г.) вообще отказался искать мудрости у людей. В его произведении властителями планеты стали птицы, и писатель размышляет, стал бы мир лучше, если бы человек пассивно сотрудничал с волнистыми попугайчиками и скромно выполнял вторые роли в цивилизации высших по разуму?
Юлий Буркин в «Цветах на нашем пепле» и вовсе ставит вопрос ребром: возможно ли счастье хоть в каком-нибудь, даже самом лучшем, случае? Например, если двигателем прогресса станет не конкуренция, не потребность в удовлетворении желаний, а любовь. И дает самый безрадостный ответ: реальность все равно обезобразит мечты, поэтому на неудачу обречены любые революционеры. В его романе «Цветы на нашем пепле» разумные бабочки, прекрасные, возвышенные существа, в попытках создать идиллию превращают мир в антиутопию. Другими словами, в альтернативной истории тоже так или иначе скрывается пессимистическое мировоззрение. В чем же причины этого пессимизма?
Еще несколько десятилетий назад фантасты писали о покорении космоса, инопланетянах, создании сверхчеловека, немыслимых научных изобретениях. Теперь в центре их внимания конец света, ошибки цивилизации, возможность пересмотра отечественной или даже мировой истории. Может быть, дело в том, что у современного человека исчезла вера в поступательное движение цивилизации, в торжество технического прогресса. Например, трудно представить в наше время актуальную, живую и популярную книгу в жанре научной фантастики. Конечно, до сих пор собираются специальные конгрессы, на которых пытаются искусственно продлить жизнь научной фантастики (НФ). Но, как показывает опыт «Странника», она доживает последние дни.
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА БЕЗ ВЕРЫ В НАУКУ
Если фантасты и интересуются техникой, не в силах забыть столь популярный когда-то жанр, то мечты их направлены, как правило, не в будущее, а в прошлое. Можно заметить, как в произведениях в жанре альтернативной истории писатели ностальгируют по временам, когда техника была связана с романтикой путешествий. Например, в романе «Суер-Выер» Юрия Ковыля (// Опасайтесь лысых и усатых. — М.: Книжная палата, 1993. — С. 326—348; приз за среднюю форму 1996 г.) главный герой путешествует в поисках истины на доблестном фрегате «Лавр Георгиевич» с деревянным штурвалом, и от этого история приобретает вкус захватывающих приключений.
Другие писатели возвращаются в прошлое не только техники, но и человека. В романе Александра Зорича «Завтра война» (Зорич А. Завтра война. — М.: ACT, 2007. — 443 с.; приз за космическую фантастику 2008 г.) человечество претерпевает регрессивную эволюцию. Люди спонтанно возвращаются к формам мышления, свойственным предкам. Две самые сильные фракции — иранцы, регрессировавшие к зороастризму, и русские, вернувшиеся к 1970-м гг. XX в., — ведут войну. И хотя в центре романа кровавая бойня, интерес вызывает именно описание исчезнувших культур.
Некоторые писатели все же говорят о будущем, а не о прошлом. Павел Каганов, например, в рассказе «Хомка» (// Книга врак. — СПб.: Амфора, 2003. — С. 6—29; приз за малую форму 2004 г.) описывает недалекое и очень правдоподобное грядущее. Научные изобретения стали доступны даже детям. Только после тамагочи, игровых приставок и мобильных телефонов в моду вошла новая игрушка — инкубатор. С помощью специальных компьютерных программ в нем можно вырастить симпатичного зверька хомку — иногда с крылышками, иногда с голубой шерсткой, смотря, какую программу скачать из Интернета. Однажды восьмилетняя Анна-Мария и ее одноклассник Стасик остались одни дома, поплевали в инкубатор и создали хомку из собственных генов. Получился настоящий ребенок. Но не зная, что с ним делать и как кормить, дети отнесли его к реке, привязали к доске и пустили в свободное плавание, как когда-то делали герои — Стасик читал о них в книжках. Невероятная жестокость надевает в рассказе Каганова личину детской игры и от этого становится еще ужаснее. Но с другой стороны, в чем виноваты дети, если технический прогресс дал им в руки в виде игрушки не только спички, но и живого младенца?
Другой, в чем-то схожий результат технического прогресса описывает Сергей Лукьяненко. В его рассказе «Вечерняя беседа с господином особым послом» (// Фантастика-2000. — М.: ACT, 2000. — С. 327—337; приз за малую форму 2001 г.) на Землю неожиданно вторглись таинственные инопланетяне граги. Их «летающие тарелки» зависли над Вашингтоном, Москвой и Пекином, и вскоре в этих городах были созданы грагские посольства. Русский дипломат высокого уровня Анатолий Белов, уполномоченный президентом РФ, отправляется на переговоры с чужаками, которые требуют половину нашей планеты. Но ни тонкая дипломатическая беседа, ни светские любезности не помогают: граг упорно говорит «нет». Нет, им не нужна наша планета, наоборот, они будут оберегать Землю. Ведь нигде во Вселенной больше не найти такой убогой цивилизации. Юмор рассказа Лукьяненко будет понятен только тем, кто обладает самоиронией. А смысл рассказа таков: как бы человечество ни зазнавалось насчет собственных достижений, все это лишь опасные игрушки. И обращаемся с этими игрушками мы не разумнее, чем дети: воюем друг с другом, разрушая то, что создали, уничтожаем природу.
В создании этих игрушек фантасты не видят особого смысла, поэтому вместо научной фантастики прошлых десятилетий мы имеем «Хомку» П. Каганова и «Вечернюю беседу с господином особым послом» С. Лукьяненко. Другими словами, писатели не испытывают никаких иллюзий по поводу технического прогресса и развития цивилизации в будущем. Они возлагают больше надежд на прошлое, которое было хотя бы человечным, или ищут идеи на Востоке, где технический прогресс не стал стержнем цивилизации.
Например, государство Ордусь Хольма ван Зайчика (в цикле «Плохих людей нет») образовалось при объединении Руси и Орды после того, как Александр Невский и хан Сартак заключили договор о дружбе. В дальнейшем в состав государства вошел Китай, и получилась огромная страна в пятую часть суши. Причем в мире, в котором мы жили бы, если бы Русь повернулась не к Западу, а к Востоку, оказывается уютнее, лучше, чем в том, в котором мы живем. На просторах Ордуси мирно живут бок о бок люди сотен национальностей и десятков конфессий. И переплетение культур самым наглядным образом проявляется в переплетении наречий разных народов.
Надо отметить, что повести написаны уникальным литературным языком — с удачными вкраплениями устаревших славянских, китайских и просто никогда не существовавших слов. Игра словами, словесные изобретения — это веселее, человечнее, безобиднее, чем игра техническими достижениями, описанная в «Хомке». Ведь язык — это такое же высшее проявление цивилизации, как и наука. Только гуманитарная сфера (о чем говорит уже название) дает возможность вернуть будущем к более человечному и естественному. Во всяком случае, культурное ноу-хау в виде государства Ордусь в современной фантастике выглядит интереснее, чем холодные просторы космоса, где человеку страшно и неуютно.
(Окончание в следующем номере)
Александра ГОГАНОВА, старший научный сотрудник отдела библиографии Российской государственной библиотеки