Бединская Е. Деловая игра «Лучшие в профессии» / Е. А. Бединская // Школьная библиотека. – Школьная библиотека. – 2007. – № 4. – С. 65-69.

Бединская, Е. Деловая игра «Лучшие в профессии» / Е. А. Бединская // Школьная библиотека. – Школьная библиотека. – 2007. – № 4. – С. 65-69.

Не секрет, что педагогические технологии могут успешно использоваться в библи­отечной работе.

Предлагаю своим коллегам деловую игру «Лучшие в профессии». Её можно проводить на городских методических объединениях библио­текарей, посвященных профессиональным праздникам: «Общероссийскому дню библио­тек» в мае, «Международному дню школьных библиотек» в октябре. Не так часто мы встреча­емся на профессиональных объединениях, от­крытых мероприятиях, практических занятиях, семинарах.

Интересной формой коллективной работы для коллег-библиотекарей может стать деловая игра. Схему проведения деловой игры можно найти в педагогической литературе. В ходе игры формируются навыки принятия быстрых и вер­ных решений, умение вовремя увидеть и испра­вить ошибку.

Схема проведения деловой игры может изме­няться, всё зависит от творческого потенциала и выдумки ведущего.

В игре могут принять участие работники биб­лиотек различной степени профессиональной подготовки. Деление на группы проводится за­ранее. В группы следует подбирать участников с разным стажем работы и уровнем профессио­нальной подготовки. Участвуют в игре все присут­ствующие.

Цель деловой игры:

Отработка и закрепление профессиональных навыков, умение решать проблемные ситуации, успешно выходить из конфликтных ситуаций.

Задачи:

/ Развитие творческих способностей.

/ Привлечение библиотекарей к обсуждению насущных проблем библиотечной работы.

/ Определение конкретных путей решения проблем профессиональной подготовки.

/ Определение направлений и форм даль­нейшей профессиональной деятельности.

Время проведения: от 1,5 до 2-х часов.

В ходе игры участники делятся на группы по 4-6 человек. Каждая группа — это маленький коллектив, имеющий 1) своего лидера, генера­тора идей; 2) разработчиков этих идей; 3) прак­тиков, осуществляющих внедрение идей в жизнь.

В жюри могут входить 2-3 человека: библио­текари или педагоги. Важно продумать, как бу­дут сидеть участники деловой игры. Каждая группа размещается за отдельным столом. Все группы решают одни и те же задачи, а жюри оп­ределяет, чьи идеи и решения лучше.

РАЗДЕЛ 1. ЛИТЕРАТУРА

КОНКУРС «Допиши пословицу»

Народ сложил много пословиц и поговорок о книге и чтении.

Предлагаем вам попытаться закончить пос­ловицу.

На карточках предлагается только первая часть пословицы.

ВАРИАНТ №1

  • Книга подобна воде, дорогу пробьёт везде.
  • Книга твой друг, без неё как без рук.
  • Книга в счастье украшает, а в несчастье уте­шает.
  • Прочёл хорошую книгу — встретился с дру­гом.
  • Хорошая книга ярче звёздочки светит.

ВАРИАНТ №2

  • Книгу читай, разуму набирай.
  • Будешь книжки читать, будешь всё знать.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • С книгой поведешься, ума наберешься.
  • Книга книгой, но мозгами двигай.

ВАРИАНТ №3

  • Знание — солнце, книга — окно.
  • Ум без книги, как птица без крыльев.
  • Нет умного соседа — с книгой побеседуй.
  • Написано пером, не вырубишь топором.
  • Испокон века книга растит человека.

ВАРИАНТ №4

  • С книгой жить, век не тужить.
  • Вслед за книгой умом двигай.
  • Книги не говорят — правду сказывают.
  • Книги читай, да дела не забывай.
  • Книга мала, да ума придала.

КОНКУРС «Двойные фамилии»

Библиотекарь, несомненно, специалист вы­сокого класса, хорошо разбирающийся в лите­ратуре. Прочёл много книг, знает биографии пи­сателей, помнит имена, отчества и фамилии ог­ромного количества авторов. Но вот однажды мне пришлось выполнить необычное задание. Следовало составить список людей, имеющих двойные фамилии.

Усложним задание. Отберите из предложен­ного перечня писателей разных времён и наро­дов, имеющих двойные фамилии.

Мамин-Сибиряк

Сухово-Кобылин

Сервантес де Сааведра

Салтыков-Щедрин

Бестужев-Марлинский

Сент-Экзюпери

Гарин-Михайловский

Турсун-Заде

Мартин

Андерсен-Нексе

Ж. Рони-Старший

Лопе де Вега

Лебедев-Кумач

Сетон-Томпсон

Сергеев-Ценский

Ильф и Петров

Новиков-Прибой

Мельников-Печерский

Сороко-Цюпа

КОНКУРС

«Интеллектуальный лабиринт»

ВОПРОС № 1

Русский классик на Западе.

«С Бакуниным он изучал философию Гегеля в Берлинском университете, с Герценом был оче­видцем французской революции 1848 г., с Гюго руководил работой международного литератур­ного конгресса в Париже в 1878 г. и был первым русским писателем, получившим известность на Западе».

ВОПРОС № 2

Поэт и дипломат.

«Этот русский поэт и дипломат был другом Гейне и Шеллинга, Некрасов и Тургенев ставили его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым, а русские символисты провозгласили его своим предшественником. Славянофил и панславист, он писал своей жене так: «Я не без грусти рас­стаюсь с этим гнилым Западом, таким чистым и полным удобств, чтобы вернуться в эту много­обещающую в будущем грязь милой Родины».

ВОПРОС № 3

Секреты без тайн.

«Этот поэт единственный из символистов вступил в коммунистическую партию. М. Горький называл его «Самым культурным писателем на Руси», среди любителей поэзии авторитет у него был огромный, но А.Ахматова говорила о нём, что он «знал секреты, но не знал тайн».

ВОПРОС № 4

Целебные стихи.

«По мнению Мандельштама, стихи этого поэ­та при чтении вслух должны быть целебными для больных туберкулёзом. Его же Иосиф Сталин в телефонном разговоре обвинил в том, что он не заступился за репрессированного Мандельшта­ма».

Ответы:

Вопрос № 1 И.С. Тургенев

Вопрос № 2 Ф.И. Тютчев

Вопрос № 3 В.Я. Брюсов

Вопрос № 4 Б.Л. Пастернак

РАЗДЕЛ 2. БИБЛИОГРАФИЯ

КОНКУРС «Ошибки в описании»

Найдите ошибки, преднамеренно сделанные в библиографическом описании документа или его части.

КАРТОЧКИ С ОШИБКАМИ В ОПИСАНИИ.

ВАРИАНТ № 1

Антипова, В. Б. Нетрадиционные формы про­ведения библиотечных уроков / В. Б. Антипова // Школьная библиотека. — № 4. — С. 32 — 39. — (Звонок на урок).

Гендина, Н. И. Интервью с Н. И. Гендиной [Текст] //— 2006. — № 8. — С. 45 — 48. — (Ин­формационная культура личности).

Ветвицкий. Современное русское письмо. — М: Просвещение, 1974. — 126 с.

Эшпай, А. Я. Квартет: для 2 скрипок, альта и виолончели / Андрей Эшпай. — Партитура и го­лоса. — М. : Композитор, 2001. — 34 с., 4 парт. (68 с. партий разд. паг.) ; 30 см. — Тит. л. парал. рус., англ.

ВАРИАНТ № 2

Тубельская Г. Н. В гости к именинникам [о пи­сателях-юбилярах 2007 года]// Семейное чте­ние. — 2006. — №6.

Иванова Е. И посредник, и связующее звено [Текст]: Особенные возможности информацион­ных технологий в школьной библиотеке.— Биб­лиотека в школе. — 2006. — Март (№ 6). — С.4 — 6. — (Новые технологии)

История книги [Текст] / Под редакцией А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. — М: Светотон.— 400 с.

Гладков, Г. А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку / Геннадий Гладков ; исп.: Г. Вицин, В. Ливанов, О. Анофри­ев [и др.]. — М. : Экстрафон, 2002. — 1 мк.

ВАРИАНТ № 3

Караваева, Е.А. Из опыта ведения курса «Ин­формационная культура» [Текст] / Е. А. Каравае­ва.— Школьная библиотека. — 2006.— С. 18 — 24. — (Информационная культура личности).

Миронов, С. М. Библиотеки в национальных проектах России [Текст] // Школьная библиоте­ка. — № 2. — С. 14—16. — (Конференции, сове­щания, семинары).

Малов В.И. — М: Слово, 2002. — 48с. — (Что есть что).

От заката до рассвета / реж. Роберт Родри­гес; в ролях: К. Тарантино, Х. Кейтель, Дж. Клуни; Paramount Films. — М. : Премьер-видеофильм, 2002. — 1 вк. — Фильм вышел на экраны в 1999 г.

ВАРИАНТ № 4

Тимофеева И. Что и как читать вашему ребен­ку от года до десяти// Семейное чтение. — №1. — С. 2-11.

Миронов, С. Информационные запросы граждан и национальные проекты: Реалии и перспективы / С. Миронов // Библиотека. — № 1. — С. 4 — 6. — (Государство. Библиотека. Общество.)

Павлов И. П. Про твою книгу. [Текст] — М: Просвещение, 1991. — (Знай и умей»)

Александровский дворец: комплект из 16 отк­рыток / фото А. Минина ; текст Н. Тарасовой, С. Ивановой ; Гос. музей-заповедник «Цар. Село». — [Б. м.] : Изд-во Зимина, 2002. — 1 обл. (16 отд. л.): цв. офсет ; 14х10 см. — Загл. парал. англ., рус.

Правильное описание (пропущенное под­черкнуто)

ВАРИАНТ № 1

Антипова В. Б. Нетрадиционные формы про­ведения библиотечных уроков [Текст] / В. Б. Ан­типова // Школьная библиотека. — 2006. — № 4. — С. 32 — 39. — (Звонок на урок).

Гендина, Н. И. Интервью с Н. И. Гендиной [Текст] // Школьная библиотека. — 2006. — № 8. — С. 45 — 48. — (Информационная культура личности).

Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо [Текст]. — М: Просвещение, 1974. — 126 с.

Эшпай, А. Я. Квартет [Ноты] : для 2 скрипок, альта и виолончели / Андрей Эшпай. — Партиту­ра и голоса. — М. : Композитор, 2001. — 34 с., 4 парт. (68 с. партий разд. паг.) ; 30 см. — Тит. л. парал. рус., англ.

ВАРИАНТ № 2

Тубельская Г.Н. В гости к именинникам [о пи­сателях-юбилярах 2007 года]// Семейное чте­ние. — 2006. — №6.— С. 17-29

Иванова, Е. И посредник, и связующее звено [Текст]: Особенные возможности информацион­ных технологий в школьной библиотеке // Биб­лиотека в школе. — 2006. — Март (№ 6). — С.4—6. — (Новые технологии)

История книги [Текст] / Под редакцией А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. — М: Светотон, 2001. — 400 с.

Гладков, Г. А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [Звуко­запись] / Геннадий Гладков ; исп.: Г. Вицин, В. Ливанов, О. Анофриев [и др.]. — М. : Экстрафон, 2002. — 1 мк.

ВАРИАНТ № 3

Караваева, Е.А. Из опыта ведения курса «Ин­формационная культура» [Текст] / Е. А. Карава­ева // Школьная библиотека. — 2006.— № 1. — С. 18—24. — (Информационная культура лич­ности).

Миронов, С. М. Библиотеки в националь­ных проектах России [Текст] // Школьная биб­лиотека. — 2006. — N- 2. — С. 14—16. — (Кон­ференции, совещания, семинары).

Малов, В.И. Книга [Текст]. — М: Слово, 2002. — 48с. — (Что есть что).

От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес ; в ролях: К. Тарантино, Х. Кей­тель, Дж. Клуни ; Paramount Films. — М. : Премь­ер-видеофильм, 2002. — 1 вк. — Фильм вышел на экраны в 1999 г.

ВАРИАНТ № 4

Тимофеева И. Что и как читать вашему ребен­ку от года до десяти// Семейное чтение. — 2007. — №1. — С. 2-11.

Миронов, С. Информационные запросы граждан и национальные проекты [Текст]: Реа­лии и перспективы / С. Миронов // Библиоте­ка.— 2006. — № 1. — С. 4 — 6. — (Государство. Библиотека. Общество.)

Павлов И. П. Про твою книгу. [Текст] — М: Просвещение, 1991. — 113 с. — (Знай и умей»)

Александровский дворец [Изоматериал] : комплект из 16 открыток /фото А. Минина ; текст Н. Тарасовой, С. Ивановой ; Гос. музей-заповед­ник «Цар. Село». — [Б. м.] : Изд-во Зимина, 2002. — 1 обл. (16 отд. л.) : цв. офсет ; 14х10 см. — Загл. парал. англ., рус.

КОНКУРС «Схема информационного
запроса».

Расставьте в правильной последователь­ности варианты названий схемы

  • Информационная потребность
  • Информационный запрос
  • Поиск информации
  • Переработка информации
  • Передача информации

РАЗДЕЛ 3. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

КОНКУРС «Кроссворд»

Составьте маленький кроссворд на профес­сиональную тему с использованием профессио­нальной терминологии, состоящий из 5 — 6 слов.

КОНКУРС «Ролевая игра по работе с читателями».

Для игры нужно отобрать по 1 человеку из со­ревнующихся команд. Раздать роли БИБЛИОТЕКАРЬ — ЧИТАТЕЛЬ, затем поменяться ролями: ЧИТАТЕЛЬ — БИБЛИОТЕКАРЬ.

Каждая команда получает задание:

  • Записать читателя в библиотеку (при усло­вии, что читать книги и ходить в библиотеку у него желания нет).
  • Получить с читателя не возвращаемую давно книгу (при условии, что ему уже неоднократно напоминали о сдаче книги).
  • Провести рекомендательную беседу при вы­даче книги (ребёнку 7-9 лет)
  • Заинтересовать читателя, решившего сегод­ня уйти из библиотеки без книги, увлечь его так, чтобы он с удовольствием взял предло­женное издание.

КОНКУРС «Поздравить коллег с профессиональным праздником»

Предлагаем поздравить всех собравшихся коллег с «Общероссийским днём библиотек» в мае или с «Международным днём школьных биб­лиотек» в октябре. В поздравлении обязательно используйте слова: библиотека, книга, библио­текарь, учебник, читатель, директор. Поздравле­ние должно содержать не менее 6 — 10 предло­жений.

Приложение

КАРТОЧКИ К КОНКУРСУ

«Допиши пословицу»

Вариант №1

  • Книга подобна воде,
  • Книга твой друг,
  • Книга в счастье украшает,
  • Прочёл хорошую книгу,
  • Хорошая книга ярче

Вариант №2

  • Книгу читай,
  • Будешь книжки читать,
  • Кто много читает,
  • С книгой поведешься,
  • Книга книгой,

Вариант №3

  • Знание — солнце,
  • Ум без книги, как
  • Нет умного соседа,
  • Написано пером,
  • Испокон века книга

Вариант №4

  • С книгой жить,
  • Вслед за книгой
  • Книги не говорят, а
  • Книги читай,

Книга мала,

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Афанасьев С. Методика организации конкурсов [Текст] / С. Афанасьев // Воспитание школьников. — 2001. — № 3. — С. 18 — 24.

Гин А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Обратная связь. Идеальность [Текст] : Пособие для учителя. — М: Вита — Пресс, 1999. — 88 с.

ГОСТ 7.1—2003 [Текст]. Библиографическая за­пись. Библиографическое описание. Общие требова­ния и правила составления. — М. : Изд-во стандартов, 2004. — 166 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу)

Рыжова С. Интеллектуальный лабиринт: викторина [Текст] / С. Рыжова // Воспитание школьников. — 2001. — № 3. — С. 70 — 74.

Справочник библиотекаря [Текст] / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. — СПб: Профессия, 2001. — 448 с. — (Серия «Библиотека»)

 

Е. А. БЕДИНСКАЯ, заведующая библиотекой школы № 37 г. Ленинск-Кузнецкий