Рязанцева Л. Портфолио, или Как оценить, на что ты способен / Л. Рязанцева // Библиополе. –2009. – № 12. – С. 43-45.
В последние годы начались интенсивные поиски новых альтернативных форм контроля и оценки профессиональных достижений. Одной из них стало портфолио, которое применимо для любой практико-результативной деятельности, в том числе и в области культуры. Что это за форма? Что она включает в себя? И каковы её преимущества и недостатки? Об этом и многом другом вы узнаете из профессиональной учёбы «Портфолио как системная оценка качества работы библиотекаря».
«Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь». Эти слова Козьмы Пруткова являются эпиграфом, точным определением данной профессиональной учёбы. Основными мотивами её проведения являются:
Открытие в библиотеках школ «Менеджмент качества».
Одними из составляющих менеджмента качества являются самооценка деятельности и диагностический аудит, а технология портфолио является идеальным средством для оценивания любого труда.
При аттестации специалиста предоставление комиссии индивидуального портфолио бесспорно является выигрышным вариантом.
Переход на новую систему оплаты труда предусматривает стимулирующие выплаты. Основанием для денежного вознаграждения работника может послужить портфолио как один из эффективных инструментов объективного оценивания достижений.
Профессиональные библиотечные конкурсы разных уровней, где базисным фундаментом демонстрационных материалов может стать презентационное портфолио.
Все выше перечисленные факторы говорят о том, что данная учёба актуальна, необходима и своевременна.
Историческая справка
Понятие «портфолио» пришло из Западной Европы XV— XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
В настоящее время термин «портфолио» в широком смысле применяется как обозначение представленных достижений фирмы, организации, учреждения. У фотографов и фотомоделей этот термин обозначает альбом с фотографиями.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в Соединённых Штатах Америки в середине 1980-х гг. После США и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии,а в начале XXI в. эта идея получает распространение и в России.
Согласно современным словарям, портфолио — это способ накопления, фиксирования, оценки индивидуальных достижений за определённый период времени. Основной смысл портфолио — «показать всё, на что ты способен».
ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО
Основными функциями портфолио являются:
- Аналитическая — анализирует и обобщает работу специалиста.
- Накопительная — отражает достижения библиотекаря (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т. п.) и раскрывает спектр выполненных творческих работ (сценарии мероприятий, библиографическая продукция, проекты ит. п.).
- Модельная — отражает динамику профессионального развития, демонстрирует стиль работы, помогает спланировать деятельность.
- Мотивационная — поощряет результаты деятельности.
- Рекомендательная — представляет личность при смене работы.
ФОРМЫ
Говоря о формах портфолио, следует отметить, что портфолио может быть представлено на бумажных носителях и в электронной версии. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный — в виде файлов на магнитном носителе. Электронное портфолио помимо того, что обладает чёткой структуризацией материалов, наглядностью, технологичностью, имеет ещё ряд особенностей и преимуществ:
- современность;
- оперативность (возможность быстро вносить изменения);
- функциональность (возможность представить свой опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, любопытствующих);
- эффективность (повышение самооценки библиотекаря и позитивное влияние на администрацию библиотеки).
Подобное портфолио может быть создано в форме электронной презентации, веб-сайта. Первое в большей степени реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ
Создание портфолио — очень интересный и творческий процесс, хотя на первый взгляд он может показаться немного объёмным, канцелярским и даже скучным.
В настоящее время не существует единых стандартов и требований по организации и оформлению библиотечного портфолио. Поэтому подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей библиотекаря, который сам выбирает вид и структуру своего портфеля, решает, какие документы и работы и в каком порядке включать в него. Важно, чтобы библиотекарь проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал библиотечные достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Всю работу по его созданию необходимо проводить под знаменем афоризма одного из президентов США, который гласит: если бы мне дали задание спилить много деревьев, я бы 70 процентов времени отвёл на поиск, наладку и заточку инструментов, а только 30 процентов — на саму работу!
МОДЕЛИ
В зависимости от специфики цели использования существуют различные варианты моделей портфолио, например:
* Портфолио презентационное — это коллекция лучших работ библиотекаря. Данное портфолио используется при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования или для участия в профессиональном конкурсе.
* Портфолио достижений — в данном случае наибольший акцент делается на документы, подтверждающие успехи деятельности личности в той или иной деятельности.
* Портфолио тематическое — в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в одной или нескольких сферах деятельности.
* Портфолио комплексное — содержит в себе элементы перечисленных выше видов портфолио и, как показала практика, является наиболее эффективным и востребованным.
СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОГО ПОРТФОЛИО
В качестве примера предлагаю вам один из вариантов структуры комплексного портфолио. Портфолио состоит из шести разделов, которые при необходимости можно совместить или, наоборот, раздробить.
Титульный лист
На титульном листе указываются: название учреждения, в котором работает библиотекарь; название папки; фамилия, имя, отчество библиотекаря; адрес, рабочий телефон; специальность или должность. С обратной стороны размещается сопроводительное письмо или оглавление, раскрывающее основное содержание всего портфолио и его предназначение (с наименованиями материалов, номерами страниц и т. п.).
Визитная карточка
В разделе раскрывается личность владельца портфолио. Здесь могут быть размещены фотографии, автобиография, резюме, профессионально-библиотечное кредо, цели и задачи профессиональной деятельности, информация и документы об образовании, общий трудовой и библиотечный стаж работы, квалификационная категория, профессиональные интересы, общественная нагрузка, и др.
Творческое досье
Оно представляет собой коллекцию лучших материалов библиотекаря, отражающих основные направления и виды деятельности. В него могут входить:
- исследовательские работы;
- проекты;
- программы клубов;
- индивидуальная и массовая работа(сценарии мероприятий, выставки, фотографии и видеокассеты с записью проведённых мероприятий и т. п.);
- справочно-информационная деятельность;
- применение инновационных технологий;
- разработки библиотечной продукции (плакатов, памяток, буклетов и др.);
- мультимедийные продукты, созданные библиотекарем.
Образовательный коллектор
Образовательный коллектор или карта профессионального роста позволяет судить о процессе индивидуального развития библиотекаря. Здесь отражаются:
- документы о повышении квалификации (удостоверения об окончании курсов, отзывы);
- результаты итоговой аттестации, тестирования;
- работа в методических объединениях;
- участие в мероприятиях обучающего характера (семинарах, конференциях, Круглых столах и т. д.);
- участие в профессиональных и творческих конкурсах;
- наличие публикаций в СМИ, брошюрах;
- работа по обобщению и распространению библиотечного опыта (создание информационных листков, методических пособий).
Банк личных достижений
Представляет собой портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных библиотечных достижений, направленный на повышение собственной значимости библиотекаря и отражающий его успехи в поощрениях и наградах. Это могут быть:
- копии документов, подтверждающих наличие учёных и почётных званий и степеней;
- наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
- гранты, сертификаты, свидетельства;
- дипломы различных конкурсов;
- другие документы по усмотрению автора.
Портфель отзывов
Он включает отзывы руководителей разных уровней, коллег, читателей о работе библиотекаря, оценку результатов труда, тексты заключений, рецензии на авторские материалы, рекомендательные письма, другие материалы, характеризующие автора портфолио и уровень его профессионализма.
(Окончание в следующем номере.)
Лариса РЯЗАНЦЕВА, заведующая методико-библиографическим отделом Центральной городской библиотеки имени И. К. Крупской г. Тамбова