Рязанцева Л. Портфолио, или Как оценить, на что ты способен / Л. Рязанцева // Библиополе. –2009. – № 12. – С. 43-45.

В последние годы начались интенсивные поиски новых альтернативных форм контроля и оценки профессиональных достижений. Одной из них стало портфолио, которое применимо для любой практико-результативной деятельности, в том числе и в области культуры. Что это за форма? Что она включает в себя? И каковы её преимущества и недостатки? Об этом и многом другом вы узнаете из профессиональной учёбы «Портфолио как системная оценка качества работы библиотекаря».

«Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ниче­го сказать не можешь». Эти слова Козьмы Пруткова являются эпи­графом, точным определением данной профессиональной учёбы. Основными мотивами её прове­дения являются:

 Открытие в библиотеках школ «Менеджмент качества».

Одними из составляющих ме­неджмента качества являются са­мооценка деятельности и диаг­ностический аудит, а технология портфолио является идеальным средством для оценивания любо­го труда.

При аттестации специалиста предоставление комиссии ин­дивидуального портфолио бес­спорно является выигрышным вариантом.

Переход на новую систему оп­латы труда предусматривает стимулирующие выплаты. Ос­нованием для денежного воз­награждения работника может послужить портфолио как один из эффективных инструментов объективного оценивания дос­тижений.

Профессиональные библиотеч­ные конкурсы разных уровней, где базисным фундаментом де­монстрационных материалов может стать презентационное портфолио.

Все выше перечисленные фак­торы говорят о том, что данная учёба актуальна, необходима и своевременна.

Историческая справка

Понятие «портфолио» при­шло из Западной Европы XV— XVI вв. В эпоху Возрождения ар­хитекторы представляли заказ­чикам готовые работы и наброс­ки своих строительных проектов в особой папке, которую и назы­вали «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатле­ние о профессиональных качест­вах претендента.

В настоящее время термин «портфолио» в широком смысле применяется как обозначение представленных достижений фир­мы, организации, учреждения. У фотографов и фотомоделей этот термин обозначает альбом с фотографиями.

Идея использования портфо­лио в сфере образования возник­ла в Соединённых Штатах Амери­ки в середине 1980-х гг. После США и Канады идея портфолио становится всё более популяр­ной в Европе и Японии,а в нача­ле XXI в. эта идея получает рас­пространение и в России.

Согласно современным сло­варям, портфолио — это способ накопления, фиксирования, оценки индивидуальных дости­жений за определённый период времени. Основной смысл порт­фолио — «показать всё, на что ты способен».

ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО

Основными функциями портфо­лио являются:

  • Аналитическая — анализирует и обобщает работу специалиста.
  • Накопительная — отражает достижения библиотекаря (грамоты, дипломы, удостове­рения, сертификаты и т. п.) и раскрывает спектр выполнен­ных творческих работ (сцена­рии мероприятий, библиогра­фическая продукция, проекты ит. п.).
  • Модельная — отражает дина­мику профессионального раз­вития, демонстрирует стиль работы, помогает спланиро­вать деятельность.
  • Мотивационная — поощряет результаты деятельности.
  • Рекомендательная — пред­ставляет личность при смене работы.

ФОРМЫ

Говоря о формах портфолио, следует отметить, что портфо­лио может быть представлено на бумажных носителях и в элект­ронной версии. Если бумажный эквивалент портфолио предъяв­ляется в виде папки с докумен­тами, то электронный — в виде файлов на магнитном носителе. Электронное портфолио помимо того, что обладает чёткой струк­туризацией материалов, нагляд­ностью, технологичностью, име­ет ещё ряд особенностей и пре­имуществ:

  • современность;
  • оперативность (возможность быстро вносить изменения);
  • функциональность (возмож­ность представить свой опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, любо­пытствующих);
  • эффективность (повышение самооценки библиотекаря и позитивное влияние на адми­нистрацию библиотеки).

Подобное портфолио может быть создано в форме электронной презентации, веб-сайта. Первое в большей степени реализует принцип наглядности, второе об­ладает большей информативной наполняемостью.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ

Создание портфолио — очень интересный и творческий про­цесс, хотя на первый взгляд он может показаться немного объ­ёмным, канцелярским и даже скучным.

В настоящее время не сущест­вует единых стандартов и требо­ваний по организации и оформ­лению библиотечного портфолио. Поэтому подходы к построению портфолио могут быть разнооб­разными, в зависимости от инди­видуальных особенностей библи­отекаря, который сам выбирает вид и структуру своего портфеля, решает, какие документы и рабо­ты и в каком порядке включать в него. Важно, чтобы библиотекарь проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал библиотечные достижения, объективно оценил свои возможности и увидел спо­собы преодоления трудностей и достижения более высоких ре­зультатов.

Всю работу по его созданию необходимо проводить под зна­менем афоризма одного из пре­зидентов США, который гласит: если бы мне дали задание спи­лить много деревьев, я бы 70 про­центов времени отвёл на поиск, наладку и заточку инструментов, а только 30 процентов — на саму работу!

МОДЕЛИ

В зависимости от специфики цели использования существуют различные варианты моделей портфолио, например:

* Портфолио презентационное — это коллекция лучших работ библиотекаря. Данное порт­фолио используется при пос­туплении на новое место рабо­ты, особенно в тех случаях, когда заработная плата назна­чается по итогам собеседова­ния или для участия в профес­сиональном конкурсе.

*  Портфолио достижений — в данном случае наибольший ак­цент делается на документы, подтверждающие успехи дея­тельности личности в той или иной деятельности.

*  Портфолио тематическое — в этом варианте акценты рас­ставляются на тематически обособленные творческие ра­боты в одной или нескольких сферах деятельности.

* Портфолио комплексное — со­держит в себе элементы пере­численных выше видов портфо­лио и, как показала практика, является наиболее эффектив­ным и востребованным.

СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОГО ПОРТФОЛИО

В качестве примера предлагаю вам один из вариантов структуры комплексного портфолио. Портфолио состоит из шести разделов, которые при не­обходимости можно совместить или, наоборот, раздробить.

Титульный лист

На титульном листе указыва­ются: название учреждения, в ко­тором работает библиотекарь; название папки; фамилия, имя, отчество библиотекаря; адрес, рабочий телефон; специальность или должность. С обратной сто­роны размещается сопроводи­тельное письмо или оглавление, раскрывающее основное содер­жание всего портфолио и его предназначение (с наименовани­ями материалов, номерами стра­ниц и т. п.).

Визитная карточка

В разделе раскрывается лич­ность владельца портфолио. Здесь могут быть размещены фо­тографии, автобиография, резю­ме, профессионально-библиотечное кредо, цели и задачи про­фессиональной деятельности, информация и документы об об­разовании, общий трудовой и библиотечный стаж работы, ква­лификационная категория, про­фессиональные интересы, обще­ственная нагрузка, и др.

Творческое досье

Оно представляет собой кол­лекцию лучших материалов биб­лиотекаря, отражающих основные направления и виды деятельнос­ти. В него могут входить:

  • исследовательские работы;
  • проекты;
  • программы клубов;
  • индивидуальная и массовая работа(сценарии мероприя­тий, выставки, фотографии и видеокассеты с записью про­ведённых мероприятий и т. п.);
  • справочно-информационная деятельность;
  • применение инновационных технологий;
  • разработки библиотечной про­дукции (плакатов, памяток, буклетов и др.);
  • мультимедийные продукты, созданные библиотекарем.

Образовательный коллектор

Образовательный коллектор или карта профессионального рос­та позволяет судить о процессе ин­дивидуального развития библио­текаря. Здесь отражаются:

  • документы о повышении ква­лификации (удостоверения об окончании курсов, отзывы);
  • результаты итоговой аттеста­ции, тестирования;
  • работа в методических объ­единениях;
  • участие в мероприятиях обу­чающего характера (семина­рах, конференциях, Круглых столах и т. д.);
  • участие в профессиональных и творческих конкурсах;
  • наличие публикаций в СМИ, брошюрах;
  • работа по обобщению и расп­ространению библиотечного опыта (создание информаци­онных листков, методических пособий).

Банк личных достижений

Представляет собой портфель сертифицированных (документи­рованных) индивидуальных биб­лиотечных достижений, направ­ленный на повышение собствен­ной значимости библиотекаря и отражающий его успехи в поощ­рениях и наградах. Это могут быть:

  • копии документов, подтверж­дающих наличие учёных и по­чётных званий и степеней;
  • наиболее значимые прави­тельственные награды, грамо­ты, благодарственные письма;
  • гранты, сертификаты, свиде­тельства;
  • дипломы различных конкурсов;
  • другие документы по усмотре­нию автора.

Портфель отзывов

Он включает отзывы руководи­телей разных уровней, коллег, чи­тателей о работе библиотекаря, оценку результатов труда, тексты заключений, рецензии на авторс­кие материалы, рекомендательные письма, другие материалы, харак­теризующие автора портфолио и уровень его профессионализма.

(Окончание в следующем номере.)

Лариса РЯЗАНЦЕВА, заведующая методико-библиографическим отделом Центральной городской библиотеки имени И. К. Крупской г. Тамбова