Круглик Т. Что сегодня в цене у коллег? : Всероссийская встреча специалистов детских библиотек на Липецкой земле / Т. Круглик // Библиополе. – 2010. – № 1. – С. 22-26.
В сентябре 2009 г. в Липецке состоялось Всероссийское совещание директоров детских библиотек по теме: «Непрерывное профессиональное образование — вектор перспективы». Его организаторы — Российская библиотечная ассоциация (секция детских библиотек), Российская государственная детская библиотека, Управление культуры и искусства Липецкой области и Липецкая областная детская библиотека (ЛОДБ).
В работе совещания участвовали представители Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ); Московского государственного университета культуры и искусства; Орловского государственного института искусств и культуры; некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека»; республиканских, краевых и областных детских и детско-юношеских библиотек; СМИ; заместитель главы администрации Липецкой области Л.В. Куракова и начальник Управления культуры и искусства Липецкой области Т.В. Горелова.
В совещании приняли участие библиотечные специалисты из 43-х субъектов РФ: Белгорода, Владимира, Вологды, Горно-Алтайска, Иванова, Казани, Кемерова, Красноярска, Москвы, Мурманска, Новосибирска, Орла, Пскова, Санкт-Петербурга, Южно-Сахалинска и др.
Прозвучало более 30 докладов: о государственной политике в области библиотечного дела (с аргументированной критикой), о проблемах повышения квалификации библиотекарей, о необходимости финансовой поддержки детских библиотек, библиотечных училищ и вузов на федеральном уровне, об инновациях и перспективах, о наработанном опыте библиотек России, который — вопреки неблагоприятным условиям — весьма обширен и глубок.
В приветственном слове к участникам заместитель главы администрации Липецкой области Л.В. Куракова отметила актуальность темы совещания, подчеркнула значимость библиотек и библиотечной профессии, выразила надежду, что пребывание коллег из разных городов России будет насыщено плодотворной работой, поиском новых идей и нужных решений.
Начальник Управления культуры и искусства Липецкой области Т.В. Горелова выделила основные приоритеты развития и поддержки профессионального обучения библиотечных специалистов в Липецкой области — укрепление материально-технической базы, внедрение современных компьютерных технологий, совершенствование кадровой политики.
Администрация Липецкой области и муниципальные органы власти уделяют библиотекам серьёзное внимание. В 2004—2006 гг. была реализована областная программа по их развитию, благодаря которой значительно улучшилась материальная база этих учреждений. Ежегодно проводится конкурс «Библиотека года». В 2007 г. коллеги-победители участвовали в Международном семинаре-практикуме, который проходил в Александрийской библиотеке в Египте, а в 2008-м — в пятом Межрегиональном фестивале проектов по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском».
В 2009 г. из областного бюджета выделены субсидии на повышение квалификации работников культуры муниципальных учреждений.
В российском библиотечном образовании накоплен большой и положительный опыт подготовки специалистов для работы с молодым поколением. К сожалению, на федеральном уровне задача обновления подходов к профессиональному развитию библиотечных кадров звучит очень слабо и представляется второстепенной.
Заведующая кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ, профессор Т.Я. Кузнецова считает возобновление целенаправленной подготовки специалистов для работы с детьми и юношеством актуальной задачей времени. Необходим государственный заказ на подготовку этих специалистов.
В последние годы наблюдается снижение интереса у молодёжи к библиотечной профессии. Поэтому сегодня нужно думать о том, как сделать библиотечную профессию престижной, интересной, востребованной. Забота о кадрах — это забота о будущем библиотеки, о её развитии и позиционировании как информационного, образовательного и культурного центра.
Заведующая кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством Московского государственного университета культуры и искусства, профессор Г.А. Иванова высказала глубокое сожаление, что при многократно усложняющихся задачах кадровая ситуация в этой сфере ухудшается.
Вакансии в библиотеках уже стали заполняться специалистами, не имеющими специального образования, а то и выпускниками средних школ. В 12 раз за последние годы сократился приём на библиотечные факультеты средних и высших учебных заведений. Кафедры по подготовке специалистов детских, юношеских и школьных библиотек сохранились в стране лишь в двух вузах культуры — Московском и Санкт-Петербургском.
Заведующая кафедрой библиотековедения и библиографии Орловского государственного института искусств и культуры, профессор О.О. Борисова рассмотрела организационный аспект нынешней системы повышения квалификации на примере профессии библиотекаря.
Повышением квалификации занимаются различные организации — от АПРИКТ до целого ряда областных курсов. Однако каждое учреждение работает по собственному плану, выполняет свои задачи. Подобное многообразие свидетельствует о наличии образовательных программ различного уровня, к сожалению, не всегда высокого. В связи с этим остро встаёт вопрос о формировании системы повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, которой на сегодняшний день в России нет.
Директор Российской государственной детской библиотеки Г.А. Кисловская считает повышение квалификации специалистов детских библиотек составной частью общей стратегии развития библиотеки. РГДБ уже сформировала такую стратегию, и ввиду того, что многие проблемы одинаковы для всех ДБ, было предложено экстраполировать опыт РГДБ на общероссийскую ситуацию.
Основанием для анализа стало проведение в РГДБ деловой игры, позволившей сформулировать основную миссию библиотекаря ДБ. Исследования показали, что коллеги особенно ценят знакомство с лучшим отечественным и зарубежным опытом, работу с компьютерными технологиями, знание ресурсов и возможностей Интернета (в том числе и как защитить детей и подростков от его вредных сайтов и потоков антигуманной информации). Кроме того, их очень интересуют перспективы отечественного книгоиздания и качество выпускаемой и пропагандируемой детской литературы, которая, по мнению многих респондентов, сегодня вызывает серьёзные опасения библиотекарей, педагогов, родителей как в плане нравственном, так и в художественном.
Руководитель учебного центра «Школа библиотечного лидерства» НФ «Пушкинская библиотека» А. В. Лисицкий рассказал о партнёрских образовательных инициативах центра и РГДБ по проведению целой серии семинаров и тренингов по основным направлениям библиотечной деятельности. Результатом этих семинаров должно стать создание собственного тренинг-центра для ДБ России.
Участники совещания с интересом познакомились с опытом организации повышения квалификации в Липецкой области. Директор Липецкой областной универсальной научной библиотеки Л.В. Паненкова рассказала о стратегии и реализации планов непрерывного профессионального образования библиотекарей.
Директор учебно-методического центра по образованию и повышению квалификации специалистов культуры и искусства Липецкой области В.Н. Немцева информировала о специфике развития системы непрерывного образования специалистов библиотек региона.
О практике взаимодействия образовательного учреждения сферы культуры и библиотеки говорилось в выступлении заместителя директора по научно-методической работе, заведующей библиотечным отделением Липецкого областного колледжа искусств имени К.Н. Игумнова Е.М. Шляхтиной. Заведующая инновационно-методическим отделом Липецкой областной юношеской библиотеки Л.В. Морозова поделилась опытом интерактивных методов обучения кадров.
В совещании приняла участие и методист информационно-библиотечного центра Института развития образования г. Липецка Е.Н. Соколова с сообщением о профессиональном образовании школьных библиотекарей в условиях развития информационного общества.
У Липецкой областной детской библиотеки (которая не случайно стала базой проведения данного всероссийского совещания) опыт организации мероприятий по повышению квалификации богат и востребован районными и сельскими библиотекарями.
Директор ОДБ В. П. Филатова рассказала о деятельности ПРОФИ-центра библиотечного развития, профессиональная значимость которого заключается в создании системы методического обеспечения специалистов библиотек (детских, сельских, школьных), обслуживающих детское население области, на основе предоставления дифференцированных форм и видов обучения.
ПРОФИ-центр действует в соответствии с принятым положением с 2005 г. В его рамках создана и эффективно функционирует многоуровневая система повышения квалификации библиотечных кадров региона, обслуживающих читателей-детей и представляет собой следующую структуру:
- Школа библиотечного менеджмента.
- Творческая мастерская сельского библиотекаря.
- Профессиональное объединение молодых.
- Методическая кафедра школьного библиотекаря.
Каждое направление ПРОФИ- центра библиотечного развития было представлено сотрудниками Липецкой ОДБ.
Заместитель директора ЛОДБ Л.А. Боева поделилась опытом работы Школы библиотечного менеджмента (ШБМ), действующей для обучения руководителей библиотек, филиалов, отделов, секторов, методистов.
Современный руководитель любого уровня — это специалист с библиотечным образованием, профессионал, но, безусловно, качество его труда возрастёт в том случае, если он получит дополнительную, «менеджерскую», подготовку, знания в области экономической и психологической деятельности, навыки стратегического управления и фандрейзинга. Форма обучения — очно-заочная, то есть, наряду с установочным обучением, в Школе — обязательное дальнейшее самостоятельное изучение тем данных разделов.
Занятия проводят главные специалисты Липецкой ОДБ. В их проведении используются методы ситуационного проблемного обучения, без которых сегодня уже немыслимо формирование творческого потенциала персонала. Каждая встреча, вне зависимости по какому курсу проходит, завершается практическим занятием «Информационные технологии в библиотеке». Согласно двухстороннему договору между библиотекой и Учебно-методическим центром по образованию и повышению квалификации специалистов культуры и искусства Липецкой области слушателям ШБМ по результатам успешного обучения в объёме 72 часов выдаётся удостоверение.
С 2009 г. Школа работает по трём программным курсам:
- «Библиоменеджер»,
- «Библиотечное обслуживание»,
- «Справочно-библиографическая и информационная работа в библиотеке».
Заместитель директора ЛОДБ М.А. Буслаева рассказала о цикле занятий Творческой мастерской сельского библиотекаря (ТМСБ), который разработан в соответствии с требованиями к обслуживанию читателей-детей, а также с новыми достижениями науки и практики библиотечного дела.
Организация библиотечного пространства, планирование деятельности, проблемы семейного чтения, поддержка и развитие детского чтения, информационно-библиографическое обслуживание пользователей — перечень тем выездных практикумов. И это не скучные лекции, а интенсивное обучение навыкам профессиональной деятельности в виде практических занятий, общих дискуссий на профессиональные темы, литературных диалогов и многого другого.
Алгоритм деятельности Творческой мастерской представляет собой выездные кустовые практикумы в трёх территориальных объединениях. Место их проведения постоянно меняется, поэтому есть возможность побывать в разных библиотеках, больших и малых, сравнить материально-технические возможности, наработки в области работы с юными пользователями. За четыре года работы проведены занятия на базе 16 муниципальных межпоселенческих ДБ. Базовым библиотекам была оказана методическая и практическая помощь. А они, в свою очередь, взяли на себя решение организационных вопросов по принятию коллег из соседних районов.
Главный библиотекарь координационно-методического отдела ЛОДБ, автор этих строк, познакомила участников совещания с опытом работы Профессионального объединения молодых, которое функционирует с 2005 г. как система семинарских занятий, практикумов и стажировок для начинающих библиотекарей.
Началом работы этого объединения стал областной семинар «Идеи молодых — в практику развития библиотек!», в рамках которого состоялась презентация не только работы самого объединения, но и представление интересных находок молодых ЛОДБ. Инструментом, позволившим выявить потенциальный заряд творчества и профессиональных знаний, стал конкурс инновационных идей и проектов среди молодых специалистов ДБ.
В 2009 г., в рамках объединения, начал работу профессиональный молодёжный клуб «Лидер» для библиотекарей области в возрасте до 36 лет и студентов библиотечного отделения Липецкого областного колледжа искусств имени К.Н. Игумнова. Клуб организован с целью формирования и сохранения кадрового потенциала отрасли через создание системы профессиональной поддержки студентов библиотечного колледжа и молодых библиотекарей. Презентация клуба состоялась в преддверии Дня библиотек на областном семинаре.
Заведующий координационно-методическим отделом ЛОДБ Е.И. Гокова рассказала о нововведении в деятельности ПРОФИ-центра — проведении цикла занятий Методической кафедры школьного библиотекаря, повышающих профессиональную квалификацию школьных библиотекарей. Слушателями кафедры стали специалисты школьных библиотек города(более 100 человек). План работы согласован с департаментом образования администрации г. Липецка.
В рамках данного курса разработана программа, которая носит инновационный модульный характер и наиболее полно раскрывает диапазон профессиональных возможностей сотрудника школьной библиотеки. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения. При разработке курса учитывается то, что каждый модуль должен дать совершенно определенную самостоятельную порцию знаний, сформировать необходимые умения.
Особое место в деятельности ЛОДБ занимает изучение кадрового потенциала сотрудников детских библиотек. Заведующая аналитическим сектором координационно-методического отдела ЛОДБ Е.В. Дудникова информировала участников совещания об исследованиях, проведенных в рамках ПРОФИ-центра.
Интересную информацию представила в своём докладе «Система методико-библиографических пособий в помощь профессиональной подготовке специалистов» заведующая рекламно-издательским отделом ЛОДБ Н.П. Котикова.
Открытие в 2006 г. (на базе уже существующего сектора) рекламно-издательского отдела расширило эту деятельность. Была приобретена типографская техника, изданий стало больше, тиражи их возросли с 20 экземпляров до 300. А с 2009 г. стал выходить в свет ежеквартальный профессиональный журнал «Библиотечная палитра» — для библиотек области.
Кроме того, с 2000 г. ЛОДБ пишет общими усилиями и выпускает в липецких издательствах на спонсорские благотворительные пожертвования более объёмные справочные пособия и сборники сценариев по актуальным темам.
Заинтересовал участников совещания и опыт взаимодействия библиотек с администрацией районного центра Липецкой области г. Ельца. Позитивные особенности работы в столь важном деле прозвучали в приветственном слове заместителя главы администрации г. Ельца В. Н. Шепетильникова в выступлении начальника управления культуры этого города Т.В. Ореховой.
Успех деятельности по повышению квалификации сотрудников библиотек напрямую зависит от инновационного климата в коллективе ЦБС г. Ельца (директор Н.А. Конева).
Профессиональный опыт библиотек страны богат и разнообразен. Об этом на совещании рассказывали другие его участники.
В выступлении главного библиотекаря научно-методического отдела РГДБ М.Н. Жуковой прозвучал обзор деятельности детско-юношеских библиотек России. Нижегородская ОДБ несколько лет назад организовала Всероссийскую летнюю библиотечную школу «Лидер». В Мурманской ОДЮБ в 2008 г. прошёл форум «Инновации в работе библиотек Мурманской области по проблемам семьи»; состоялся зональный семинар «Задачи, направления деятельности детских и юношеских библиотек»; день специалиста «Сотрудничество библиотеки с торговым домом «Эксмо»; практикум по комплектованию детской библиотеки и другие мероприятия по актуальным вопросам библиотечной жизни.
В Иркутской ОДБ прошёл содержательный конкурс профессионального мастерства библиотекарей области по патриотическому воспитанию. В Архангельской — подобный конкурс стал уже традиционным, ежегодным. В Новосибирской — состоялся V фестиваль детских библиотек Сибири. В Самарской — в рамках проекта «Доктор Книга» — Круглый стол «Кукольный театр в библиотеке: проблемы специфики его использования для реабилитации детей с сердечно-сосудистыми заболеваниями и ограниченными возможностями здоровья».
В выступлении председателя секции детских библиотек РБА, директора Псковской ОБДЮ Н.С. Волковой было дано руководство для ДБ России. Интересно был представлен опыт Ставропольской краевой ДБ в выступлении её директора Л.М. Белузы. Достойны уважения системы укрепления кадрового потенциала, о которых говорилось в сообщениях представителей ДБ Краснодарского края, Белгородской и Орловской областей.
В совещании участвовала заведующая отделом социологических исследований РГДБ В. Л. Чудинова. Она выступила по теме «Острые проблемы современной библиотечной профессии: взгляд социолога» и провела мастер- класс «Обеспечение безопасности детей в Интернете».
На заключительном этапе совещания специалистами ЛОДБ был организован Круглый стол по вопросам творческого развития библиотечных специалистов и нравственным аспектам работы с современной общедоступной литературой.
Татьяна КРУГЛИК, главный библиотекарь координационнометодического отдела Липецкой областной детской библиотеки