• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Круглик Т. Что сегодня в цене у коллег? : Всероссийская встреча специалистов детских библиотек на Липецкой земле / Т. Круглик // Библиополе. – 2010. – № 1. – С. 22-26.

Круглик Т. Что сегодня в цене у коллег? : Всероссийская встреча специалистов детских библиотек на Липецкой земле / Т. Круглик // Библиополе. – 2010. – № 1. – С. 22-26.

В сентябре 2009 г. в Липецке состоялось Всероссийское совещание директоров детских библиотек по теме: «Непрерывное профессиональное образование — вектор перспективы». Его организаторы — Российская библиотечная ассоциация (секция детских библиотек), Российская государственная детская библиотека, Управление культуры и искусства Липецкой области и Липецкая областная детская библиотека (ЛОДБ).

В  работе совещания участвова­ли представители Академии переподготовки работников ис­кусства, культуры и туризма (АПРИКТ); Московского государ­ственного университета культуры и искусства; Орловского государ­ственного института искусств и культуры; некоммерческого фон­да «Пушкинская библиотека»; рес­публиканских, краевых и област­ных детских и детско-юношеских библиотек; СМИ; заместитель гла­вы администрации Липецкой об­ласти Л.В. Куракова и начальник Управления культуры и искусства Липецкой области Т.В. Горелова.

В совещании приняли участие библиотечные специалисты из 43-х субъектов РФ: Белгорода, Вла­димира, Вологды, Горно-Алтай­ска, Иванова, Казани, Кемерова, Красноярска, Москвы, Мурман­ска, Новосибирска, Орла, Пскова, Санкт-Петербурга, Южно-Сахалин­ска и др.

Прозвучало более 30 докла­дов: о государственной политике в области библиотечного дела (с аргументированной критикой), о проблемах повышения квалифи­кации библиотекарей, о необхо­димости финансовой поддержки детских библиотек, библиотечных училищ и вузов на федеральном уровне, об инновациях и перспек­тивах, о наработанном опыте биб­лиотек России, который — вопре­ки неблагоприятным условиям — весьма обширен и глубок.

В приветственном слове к участникам заместитель главы ад­министрации Липецкой области Л.В. Куракова отметила актуаль­ность темы совещания, подчерк­нула значимость библиотек и биб­лиотечной профессии, выразила надежду, что пребывание коллег из разных городов России будет насыщено плодотворной работой, поиском новых идей и нужных ре­шений.

Начальник Управления культу­ры и искусства Липецкой облас­ти Т.В. Горелова выделила ос­новные приоритеты развития и поддержки профессионального обучения библиотечных специа­листов в Липецкой области — ук­репление материально-техничес­кой базы, внедрение современ­ных компьютерных технологий, совершенствование кадровой политики.

Администрация Липецкой об­ласти и муниципальные органы власти уделяют библиотекам серьёзное внимание. В 2004—2006 гг. была реализована обла­стная программа по их развитию, благодаря которой значительно улучшилась материальная база этих учреждений. Ежегодно про­водится конкурс «Библиотека го­да». В 2007 г. коллеги-победители участвовали в Международном семинаре-практикуме, который проходил в Александрийской биб­лиотеке в Египте, а в 2008-м — в пятом Межрегиональном фести­вале проектов по продвижению книги и чтения «Осень в Михайлов­ском».

В 2009 г. из областного бюд­жета выделены субсидии на по­вышение квалификации работни­ков культуры муниципальных уч­реждений.

В российском библиотечном образовании накоплен большой и положительный опыт подготов­ки специалистов для работы с молодым поколением. К сожале­нию, на федеральном уровне за­дача обновления подходов к про­фессиональному развитию библиотечных кадров звучит очень слабо и представляется второ­степенной.

Заведующая кафедрой биб­лиотековедения и информатики АПРИКТ, профессор Т.Я. Кузнецова считает возобновление целенап­равленной подготовки специалис­тов для работы с детьми и юноше­ством актуальной задачей време­ни. Необходим государственный заказ на подготовку этих специа­листов.

В последние годы наблюдает­ся снижение интереса у молодёжи к библиотечной профессии. По­этому сегодня нужно думать о том, как сделать библиотечную профес­сию престижной, интересной, вост­ребованной. Забота о кадрах — это забота о будущем библиотеки, о её развитии и позиционировании как информационного, образовательного и культурного центра.

Заведующая кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством Московского государственного университета культуры и искусства, профессор Г.А. Иванова высказала глубокое сожаление, что при многократно усложняющихся задачах кадровая ситуация в этой сфере ухудшается.

Вакансии в библиотеках уже стали заполняться специалистами, не имеющими специального образования, а то и выпускниками средних школ. В 12 раз за послед­ние годы сократился приём на библиотечные факультеты сред­них и высших учебных заведений. Кафедры по подготовке специа­листов детских, юношеских и школьных библиотек сохранились в стране лишь в двух вузах куль­туры — Московском и Санкт-Пе­тербургском.

Заведующая кафедрой библио­тековедения и библиографии Орловского государственного института искусств и культуры, профессор О.О. Борисова рас­смотрела организационный ас­пект нынешней системы повыше­ния квалификации на примере профессии библиотекаря.

Повышением квалификации занимаются различные организа­ции — от АПРИКТ до целого ряда областных курсов. Однако каждое учреждение работает по собствен­ному плану, выполняет свои зада­чи. Подобное многообразие сви­детельствует о наличии образова­тельных программ различного уровня, к сожалению, не всегда высокого. В связи с этим остро встаёт вопрос о формировании системы повышения квалифика­ции библиотечно-информацион­ных кадров, которой на сегодняш­ний день в России нет.

Директор Российской государ­ственной детской библиотеки Г.А. Кисловская считает повыше­ние квалификации специалистов детских библиотек составной частью общей стратегии разви­тия библиотеки. РГДБ уже сфор­мировала такую стратегию, и ввиду того, что многие проблемы одинаковы для всех ДБ, было предложено экстраполировать опыт РГДБ на общероссийскую ситуацию.

Основанием для анализа стало проведение в РГДБ деловой игры, позволившей сформулировать основную миссию библиотекаря ДБ. Исследования показали, что коллеги особенно ценят знаком­ство с лучшим отечественным и зарубежным опытом, работу с компьютерными технологиями, знание ресурсов и возможностей Интернета (в том числе и как за­щитить детей и подростков от его вредных сайтов и потоков антигу­манной информации). Кроме то­го, их очень интересуют перспек­тивы отечественного книгоизда­ния и качество выпускаемой и пропагандируемой детской лите­ратуры, которая, по мнению мно­гих респондентов, сегодня вызы­вает серьёзные опасения библио­текарей, педагогов, родителей как в плане нравственном, так и в художественном.

Руководитель учебного центра «Школа библиотечного лидер­ства» НФ «Пушкинская библиоте­ка» А. В. Лисицкий рассказал о партнёрских образовательных инициативах центра и РГДБ по проведению целой серии семина­ров и тренингов по основным нап­равлениям библиотечной дея­тельности. Результатом этих се­минаров должно стать создание собственного тренинг-центра для ДБ России.

Участники совещания с инте­ресом познакомились с опытом организации повышения квали­фикации в Липецкой области. Ди­ректор Липецкой областной уни­версальной научной библиотеки Л.В. Паненкова рассказала о стратегии и реализации планов непрерывного профессионально­го образования библиотекарей.

Директор учебно-методичес­кого центра по образованию и по­вышению квалификации специа­листов культуры и искусства Ли­пецкой области В.Н. Немцева информировала о специфике раз­вития системы непрерывного об­разования специалистов библио­тек региона.

О практике взаимодействия образовательного учреждения сферы культуры и библиотеки го­ворилось в выступлении замес­тителя директора по научно-ме­тодической работе, заведующей библиотечным отделением Ли­пецкого областного колледжа ис­кусств имени К.Н. Игумнова Е.М. Шляхтиной. Заведующая инновационно-методическим отде­лом Липецкой областной юношес­кой библиотеки Л.В. Морозова по­делилась опытом интерактивных методов обучения кадров.

В совещании приняла участие и методист информационно-биб­лиотечного центра Института раз­вития образования г. Липецка Е.Н. Соколова с сообщением о профессиональном образовании школьных библиотекарей в усло­виях развития информационного общества.

У Липецкой областной детской библиотеки (которая не случайно стала базой проведения данного всероссийского совещания) опыт организации мероприятий по по­вышению квалификации богат и востребован районными и сель­скими библиотекарями.

Директор ОДБ В. П. Филатова рассказала о деятельности ПРОФИ-центра библиотечного развития, профессиональная зна­чимость которого заключается в создании системы методического обеспечения специалистов библио­тек (детских, сельских, школьных), обслуживающих детское населе­ние области, на основе предостав­ления дифференцированных форм и видов обучения.

ПРОФИ-центр действует в со­ответствии с принятым положе­нием с 2005 г. В его рамках соз­дана и эффективно функциониру­ет многоуровневая система повышения квалификации библио­течных кадров региона, обслу­живающих читателей-детей и представляет собой следующую структуру:

  • Школа библиотечного менедж­мента.
  • Творческая мастерская сель­ского библиотекаря.
  • Профессиональное объедине­ние молодых.
  • Методическая кафедра школь­ного библиотекаря.

Каждое направление ПРОФИ- центра библиотечного развития было представлено сотрудника­ми Липецкой ОДБ.

Заместитель директора ЛОДБ Л.А. Боева поделилась опытом работы Школы библиотечного ме­неджмента (ШБМ), действующей для обучения руководителей биб­лиотек, филиалов, отделов, сек­торов, методистов.

Современный руководитель любого уровня — это специалист с библиотечным образованием, профессионал, но, безусловно, качество его труда возрастёт в том случае, если он получит до­полнительную, «менеджерскую», подготовку, знания в области эко­номической и психологической деятельности, навыки стратеги­ческого управления и фандрейзинга. Форма обучения — очно-заочная, то есть, наряду с устано­вочным обучением, в Школе — обязательное дальнейшее само­стоятельное изучение тем данных разделов.

Занятия проводят главные специалисты Липецкой ОДБ. В их проведении используются мето­ды ситуационного проблемного обучения, без которых сегодня уже немыслимо формирование творческого потенциала персона­ла. Каждая встреча, вне зависи­мости по какому курсу проходит, завершается практическим заня­тием «Информационные техноло­гии в библиотеке». Согласно двухстороннему договору между библиотекой и Учебно-методи­ческим центром по образованию и повышению квалификации спе­циалистов культуры и искусства Липецкой области слушателям ШБМ по результатам успешного обучения в объёме 72 часов вы­даётся удостоверение.

С 2009 г. Школа работает по трём программным курсам:

  • «Библиоменеджер»,
  • «Библиотечное обслуживание»,
  • «Справочно-библиографичес­кая и информационная работа в библиотеке».

Заместитель директора ЛОДБ М.А. Буслаева рассказала о цикле занятий Творческой мастерской сельского библиотекаря (ТМСБ), который разработан в соответ­ствии с требованиями к обслужи­ванию читателей-детей, а также с новыми достижениями науки и практики библиотечного дела.

Организация библиотечного пространства, планирование де­ятельности, проблемы семейно­го чтения, поддержка и развитие детского чтения, информацион­но-библиографическое обслужи­вание пользователей — перечень тем выездных практикумов. И это не скучные лекции, а интенсивное обучение навыкам профессио­нальной деятельности в виде практических занятий, общих дис­куссий на профессиональные те­мы, литературных диалогов и многого другого.

Алгоритм деятельности Твор­ческой мастерской представляет собой выездные кустовые прак­тикумы в трёх территориальных объединениях. Место их проведе­ния постоянно меняется, поэтому есть возможность побывать в раз­ных библиотеках, больших и ма­лых, сравнить материально-тех­нические возможности, наработ­ки в области работы с юными пользователями. За четыре года работы проведены занятия на ба­зе 16 муниципальных межпоселенческих ДБ. Базовым библио­текам была оказана методическая и практическая помощь. А они, в свою очередь, взяли на себя ре­шение организационных вопро­сов по принятию коллег из сосед­них районов.

Главный библиотекарь коор­динационно-методического отде­ла ЛОДБ, автор этих строк, по­знакомила участников совещания с опытом работы Профессиональ­ного объединения молодых, кото­рое функционирует с 2005 г. как система семинарских занятий, практикумов и стажировок для на­чинающих библиотекарей.

Началом работы этого объеди­нения стал областной семинар «Идеи молодых — в практику развития библиотек!», в рамках которого состоялась презентация не только работы самого объеди­нения, но и представление инте­ресных находок молодых ЛОДБ. Инструментом, позволившим вы­явить потенциальный заряд твор­чества и профессиональных зна­ний, стал конкурс инновационных идей и проектов среди молодых специалистов ДБ.

В 2009 г., в рамках объедине­ния, начал работу профессио­нальный молодёжный клуб «Ли­дер» для библиотекарей области в возрасте до 36 лет и студентов библиотечного отделения Липец­кого областного колледжа искус­ств имени К.Н. Игумнова. Клуб ор­ганизован с целью формирования и сохранения кадрового потенци­ала отрасли через создание сис­темы профессиональной подде­ржки студентов библиотечного колледжа и молодых библиотека­рей. Презентация клуба состоя­лась в преддверии Дня библиотек на областном семинаре.

Заведующий координационно-методическим отделом ЛОДБ Е.И. Гокова рассказала о ново­введении в деятельности ПРОФИ-центра — проведении цикла заня­тий Методической кафедры школьного библиотекаря, повы­шающих профессиональную ква­лификацию школьных библиоте­карей. Слушателями кафедры стали специалисты школьных библиотек города(более 100 че­ловек). План работы согласован с департаментом образования ад­министрации г. Липецка.

В рамках данного курса разра­ботана программа, которая носит инновационный модульный харак­тер и наиболее полно раскрывает диапазон профессиональных воз­можностей сотрудника школьной библиотеки. В модульном обуче­нии все заранее запрограммиро­вано: не только последователь­ность изучения учебного матери­ала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения. При разработке курса учитывается то, что каждый модуль должен дать совершенно определенную самос­тоятельную порцию знаний, сфор­мировать необходимые умения.

Особое место в деятельности ЛОДБ занимает изучение кадро­вого потенциала сотрудников детских библиотек. Заведующая аналитическим сектором коорди­национно-методического отдела ЛОДБ Е.В. Дудникова информи­ровала участников совещания об исследованиях, проведенных в рамках ПРОФИ-центра.

Интересную информацию представила в своём докладе «Система методико-библиогра­фических пособий в помощь про­фессиональной подготовке спе­циалистов» заведующая реклам­но-издательским отделом ЛОДБ Н.П. Котикова.

Открытие в 2006 г. (на базе уже существующего сектора) реклам­но-издательского отдела расши­рило эту деятельность. Была при­обретена типографская техника, изданий стало больше, тиражи их возросли с 20 экземпляров до 300. А с 2009 г. стал выходить в свет ежеквартальный профессиональ­ный журнал «Библиотечная палит­ра» — для библиотек области.

Кроме того, с 2000 г. ЛОДБ пи­шет общими усилиями и выпуска­ет в липецких издательствах на спонсорские благотворительные пожертвования более объёмные справочные пособия и сборники сценариев по актуальным темам.

Заинтересовал участников со­вещания и опыт взаимодействия библиотек с администрацией районного центра Липецкой об­ласти г. Ельца. Позитивные осо­бенности работы в столь важном деле прозвучали в приветствен­ном слове заместителя главы ад­министрации г. Ельца В. Н. Шепетильникова в выступлении началь­ника управления культуры этого города Т.В. Ореховой.

Успех деятельности по повы­шению квалификации сотрудни­ков библиотек напрямую зависит от инновационного климата в кол­лективе ЦБС г. Ельца (директор Н.А. Конева).

Профессиональный опыт биб­лиотек страны богат и разнообра­зен. Об этом на совещании рас­сказывали другие его участники.

В выступлении главного биб­лиотекаря научно-методического отдела РГДБ М.Н. Жуковой про­звучал обзор деятельности дет­ско-юношеских библиотек России. Нижегородская ОДБ несколько лет назад организовала Всероссийскую летнюю библиотечную школу «Лидер». В Мурманской ОДЮБ в 2008 г. прошёл форум «Инновации в работе библиотек Мурманской области по пробле­мам семьи»; состоялся зональный семинар «Задачи, направления деятельности детских и юношес­ких библиотек»; день специалис­та «Сотрудничество библиотеки с торговым домом «Эксмо»; прак­тикум по комплектованию дет­ской библиотеки и другие мероп­риятия по актуальным вопросам библиотечной жизни.

В Иркутской ОДБ прошёл содержательный конкурс профес­сионального мастерства библио­текарей области по патриотичес­кому воспитанию. В Архангель­ской — подобный конкурс стал уже традиционным, ежегодным. В Но­восибирской — состоялся V фес­тиваль детских библиотек Сиби­ри. В Самарской — в рамках про­екта «Доктор Книга» — Круглый стол «Кукольный театр в библио­теке: проблемы специфики его использования для реабилитации детей с сердечно-сосудистыми заболеваниями и ограниченными возможностями здоровья».

В выступлении председателя секции детских библиотек РБА, директора Псковской ОБДЮ Н.С. Волковой было дано руковод­ство для ДБ России. Интересно был представлен опыт Ставро­польской краевой ДБ в выступле­нии её директора Л.М. Белузы. Достойны уважения системы ук­репления кадрового потенциала, о которых говорилось в сообще­ниях представителей ДБ Красно­дарского края, Белгородской и Орловской областей.

В совещании участвовала за­ведующая отделом социологичес­ких исследований РГДБ В. Л. Чудинова. Она выступила по теме «Острые проблемы современной библиотечной профессии: взгляд социолога» и провела мастер- класс «Обеспечение безопаснос­ти детей в Интернете».

На заключительном этапе со­вещания специалистами ЛОДБ был организован Круглый стол по вопросам творческого развития библиотечных специалистов и нравственным аспектам работы с современной общедоступной ли­тературой.

Татьяна КРУГЛИК, главный библиотекарь координационно­методического отдела Липецкой областной детской библиотеки