Зайцева Л. Конкурс как форма продвижения инноваций : о методической службе и не только / Л. Зайцева // Библиополе. – 2011. – № 6. – С. 5-8.

Специалисты, имеющие отношение к методической службе, знают: она очень сложна, связана с составлением большого количества различного рода документов, планов, отчётов, таблиц, графиков... И всё же, несмотря на это, наша работа очень интересная и творческая. Возможностей же проявить своё творческое начало в век электронных технологий стало, на мой взгляд, гораздо больше.

Начну издалека, то есть с того, что привело меня в профес­сию. Любовь к чтению привила нам с сестрой-двойняшкой бабушка — простая русская женщина Мария Васильевна Коклина. Родом наша бабушка была из Владимирской губернии. Её образование — два класса церковно-приходской шко­лы. Любовь же к чтению бабушка пронесла через всю жизнь. Из опыта своей нелёгкой жизни, из произведений великой русской литературы она, человек редкой доброты, вынесла мудрую фило­софию бытия.

Наша мама тоже не жила без книг, но ей приходилось работать, и на чтение времени у неё остава­лось мало. Бабушка, с которой мы проводили целый день, с самого раннего детства стала читать нам сказки и рассказы А.С. Пушки­на, К.И. Чуковского, А.Л. Барто, Х.К. Андерсена и других детских писателей. В школьные годы мы чи­тали с сестрой много. Даже на лет­них каникулах успевали не только бегать на Волгу, которая давала столько радости и удовольствия, но и прочитывать романы Л.Н. Тол­стого, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.И. Куприна, Н.Г. Чернышевского, М.А. Шолохова... Самыми любимы­ми моими писателями тогда были А.П. Чехов (привлекали его расска­зы) и М. Горький: уже в 10-м классе я даже одолела его роман «Жизнь Клима Самгина».

После школы мы с сестрой по­ступили в Горьковское областное культурно-просветительское учи­лище на библиотечное отделение. Пока учились, читали тоже много: и П.И. Мельникова-Печерского, и Н.С. Лескова, и М.М. Зощенко, и В.С. Пикуля, и М.Н. Алексеева, и Л.М. Леонова, и В.В. Быкова, и М.С. Бубеннова, и Ч.К. Айтмато­ва, и многих других русских и совет­ских писателей. Произведений ино­странных авторов я тогда, к своему стыду, почти не читала. Дальше У. Шекспира, А. Дюма, Ж. Верна и «Декамерона» Д. Боккаччо мои познания в этой области не распро­странялись. Зато фамилии таких ав­торов, как Д. Стейнбек, Д. Апдайк, К. Воннегут, С. Моэм, Д. Сэлинд­жер, Э.М. Ремарк, мне были хоро­шо знакомы.

Иностранную литературу в учи­лище нам преподавал Вячеслав Ильич Жучков, методично делив­ший жизнь любого писателя на пе­риоды. Мы, студенты, старательно записывали за ним не только био­графические данные о каждом из писателей, но и содержание их са­мых известных романов. Чтением же самих произведений мы себя тогда не очень утруждали. К иност­ранной литературе позже я всё же приобщилась. Сколько же незабы­ваемых часов провела я над стра­ницами романов Дж. Лондона, М. Твена, М. Рида, Э. Сю, М. Ожешко, С. Моэма, Д. Кервуда, А. Стен­даля, Д. Кьюсак, Г. Хаггарда... Одно время увлекалась исторически­ми и даже любовными романами, но сейчас читаю в основном журна­лы и книги научно-познавательного характера.

Люблю книги по этнографии, по­этому все новые издания по исто­рии чувашского народа всегда про­сматриваю. С большим интересом прочитала книгу просветителя чу­вашского народа И.Я. Яковлева «Моя жизнь». Яковлев — человек поистине уникальный, сумевший подняться из самых низов до высот просвещения, человек, сделавший себя сам. Этой его автобиографи­ческой книге и была посвящена первая электронная презентация, подготовленная мною на методи­ческом поприще.

В сеть библиотек Козловского района входит 16 муниципальных библиотек: Центральная и Детская библиотеки г. Козлова и 14 СБ. На­селение района обслуживается также четырьмя отделами нестаци­онарного обслуживания. В насто­ящее время в библиотеках района трудятся 38 человек. Среди них преобладают женщины среднего и старшего возраста — 37 человек (99%). Наибольшую часть их со­ставляют библиотекари со сред­ним специальным образованием — 21 человек (55%). С высшим обра­зованием — 14 человек (36%).

Для нашего района характер­на стабильность кадров. Большая часть сотрудников трудится от 15 лет и более — 25 человек (65%).

Это профессионалы, обладающие знанием читательской аудитории, её интересов. Кадровые ресурсы библиотек, создававшиеся года­ми, продолжают работать и сего­дня. Обновление кадров происхо­дит за счёт лиц, не имеющих спе­циального образования, поэтому внедрение непрерывного библио­течного образования и управле­ние развитием персонала стали приоритетными направлениями деятельности нашего отдела.

Даже самая маленькая библио­тека в настоящий момент не мо­жет не учитывать тенденций в раз­витии современного общества, игнорировать наступление века электронных технологий, созда­ние единого информационного поля. Поэтому на семинарах мы уделяем большое внимание во­просам внедрения инноваций в практику библиотек района, а также вопросам качества их ра­боты, исходя из приоритетов вре­мени и задач, которые перед на­ми стоят.

Информацию о новых формах деятельности, об интересном опыте сельские коллеги получают также из профессиональных жур­налов «Библиотека», «Библиополе». К сожалению, не все СБ име­ют возможность выписывать эти журналы, поэтому на семинарах мы регулярно проводим инфор­мационно-аналитические обзоры последних номеров этих изданий.

В числе вспомогательных функ­ций отдела — аналитическая: раз­бор количественных и качествен­ных показателей деятельности библиотек района, определение её основных направлений. Для боль­шей эффективности и нагляднос­ти этой работы для семинаров мы готовим сравнительные слайд-диаграммы с основными показателя­ми за определённый период.

В течение трёх лет(2008-2010) библиотекари района принимали участие в моделирующей игре «Твоя библиотека — твой стиль».

Её целями и задачами были: повышение престижа профессии; приобретение теоретических и практических навыков в органи­зации библиотечного обслужива­ния населения; освоение технологических процессов; ускорение адаптации в коллективе новых со­трудников.

В рамках игры в 2008 г коллеги приняли участие в районном кон­курсе «Пишем о профессии». Кон­курс показал, что для многих, осо­бенно наших уважаемых стажёров, профессия библиотекаря стала смыслом и делом всей жизни. Многие конкурсные работы были опубликованы в местной газете. В 2009 г сельские коллеги приня­ли активное участие в конкурсе «На лучшую книжную выставку к Году молодёжи».

Итогом конкурса стало то, что во многих библиотеках в течение года действовали прекрасно оформлен­ные и богатые по содержанию яр­кие выставки, которые пользова­лись большим успехом у молодё­жи. Причём среди этих экспозиций были как традиционные, так и эле­ктронные. В этом году фантазия коллег унесла далеко вперёд — их сочинения назывались «Моя биб­лиотека будущего». Итогом же иг­ры «Твоя библиотека — твой стиль» на основании всех этих работ стал электронный проект «Библиотеки будущего глазами специалистов Козловского района».

Наша программа обучения библиотекарей предусматривает самые разнообразные формы — тренинги, мозговые штурмы, де­ловые игры, показательные меро­приятия, мастер-классы...

Очень эффективны при таком обучении показательные меро­приятия, особенно краеведческо­го характера. Да и сельские кол­леги считают их наиболее полез­ной формой познания. Так удачно, к примеру, прошёл семинар, по­свящённый 120-летию со дня рож­дения классика чувашской лите­ратуры К. Иванова. К нему был подготовлен электронный озву­ченный проект «Родник поэзии», рассказывающий об основных пе­риодах жизни и творчества поэта, а также электронная презентация главной книги писателя — поэмы «Нарспи».

На другом семинаре прошло показательное мероприятие, по­свящённое творчеству поэта А. Твардовского. Библиотекари посмотрели электронный проект «Нет, жизнь меня не обделила», рассказывающий о творческой и жизненной биографии поэта, по­смотрели сценку из поэмы Твар­довского «Василий Тёркин» в ис­полнении учащихся 4-го класса школы № 1.

К 115-летию со дня рожде­ния русского поэта С.А. Есенина был подготовлен вечер-портрет «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?». Это комплексное меропри­ятие включало в себя:

  • «Горька судьба поэтов всех времён» (электронная застав­ка к вечеру);
  • «Не жалею, не зову, не плачу!» (электронный проект);
  • «Дом-музей поэта в Констан­тинове» (виртуальное путеше­ствие);
  • Викторина по творчеству поэта;
  • Игра-викторина «Продолжи стихотворение».

Вечер-портрет, состоявшийся в сентябре 2010 г., был показан сельским библиотекарям на вы­ездном семинаре, состоявшемся в с. Емёткине. Многие из коллег его приобрели, поэтому с творче­ством поэта познакомились жите­ли многих сёл.

Материалы по вечеру-портре­ту были отправлены на «Межреги­ональный конкурс, посвящённый 115-летию со дня рождения С.А. Есенина», проходивший в г. Рязани. Эта наша работа заняла третье место. А узнали мы о кон­курсе от самих рязанцев, которые посетили накануне Емёткинскую библиотеку и были в восторге от увиденного и услышанного уз уст заведующей этой библиотекой С.А. Матановой — настоящего профессионала, душой болеюще­го за дело.

На семинарах библиотекари района не только учатся, но и де­лятся опытом, раскрывают тайны своего мастерства, и всегда царит творческая атмосфера, в которой рождаются новые идеи. Посещае­мость таких семинаров высокая, а это ли не показатель заинтересо­ванности коллег в получении новой профессиональной информации.

По результатам анкетирова­ния, проведённого среди библио­текарей, одной из любимых форм их обучения является электронная консультация. Поэтому работа по подготовке электронных озвучен­ных консультаций была продолже­на. Так как кадровый состав биб­лиотек района время от времени меняется, к тому же (как ни при­скорбно) к нам приходят чаще все­го не специалисты, темы наших семинаров из года в год повторя­ются. Однако мы стараемся углуб­лять их с каждым годом, да и со­вершенствовать саму подачу ма­териала.

Конкурс — один из самых эф­фективных способов продвижения инноваций. Он раскачивает, вдох­новляет и зажигает. Поэтому МБО разрабатывает, организует и про­водит творческие конкурсы среди библиотекарей района каждый год. Не стал исключением в этом плане и нынешний: библиотекари района активно участвуют в кон­курсе «Новые формы массовой работы». На семинарах они де­монстрируют свои творческие ра­боты. А накануне, в преддверии конкурса, на январском семинаре 2011 г. сельским специалистам были даны: консультация «Массо­вая работа библиотек: новые формы и методы», а также элек­тронный мастер-класс «Методика подготовки библиографического обзора литературы».

Наши электронные консульта­ции, консультации-отчёты всегда созвучны с темой семинара, к ко­торому они подготовлены. Это ак­туальные, яркие, ёмкие по содер­жанию работы, которые, на мой взгляд, очень доходчиво доносят материал до своего потребите­ля — сельского библиотекаря. В нашей методической копилке уже немало таких работ, а сколько ещё предстоит подготовить — ведь наша профессия заставляет нас идти только вперёд и, обучая других, учиться самим.

Кроме электронных консульта­ций, мы готовим и озвученные электронные мастер-классы. Так у нас уже проведены следующие:

  • PR-акция: методика подготов­ки и проведения.
  • Учёт библиотечных фондов.
  • Грамотное составление пресс- релиза.
  • Имидж библиотеки через рек­ламу.
  • Методика подготовки презен­тации.
  • Методика составления библи­ографического обзора литера­туры.
  • Составление библиографиче­ского пособия.
  • Ещё раз о культуре чтения.

В течение года в методическом кабинете работали выставки ме­тодических материалов:

  • «Учение длиною в жизнь»;
  • «Имена, явления, факты»;
  • «Мой край, моя глубинка»;
  • «Этот фоторассказ про книжки и про нас»;
  • «Специалисты отвечают на вы­зовы времени»;
  • «Имидж — фактор управляе­мый»;
  • «Библионовации»;
  • «Технология прорыва и успеха»;
  • «Пусть звучат молодые голоса».

В целях продвижения книги и чтения среди жителей района МБО проводит большую работу по подготовке электронных проектов. Чаще всего проекты эти посвяще­ны юбилеям чувашских и русских писателей или другим актуальным темам. Проекты активно исполь­зуются при проведении меропри­ятий как Центральной, так и сель­скими библиотеками.

В июне этого года исполняет­ся 110 лет со дня рождения наше­го земляка — чувашского писате­ля и драматурга Н.Ф. Мраньки. К его юбилею подготовлен озву­ченный электронный проект «Жизнь прожить — не поле перей­ти». Проект рассказывает о жиз­ненном и творческом пути Ники­фора Фёдоровича. Он насыщен фотографиями и списками лите­ратуры о писателе на русском и чувашском языках. Для ноябрь­ского семинара к 190-летию со дня рождения великого русского поэта Н.А. Некрасова подготовлен электронный проект «Гражданская лирика Н.А. Некрасова», виртуаль­ное путешествие по музею-запо­веднику поэта в Ярославской об­ласти «Карабиха».

Закончить мне хочется строка­ми из стихотворения, которое я написала к нашему профессио­нальному празднику — Всерос­сийскому дню библиотек:

Профессия наша скромная.

Нас на руках не носили.

Но очень нужны мы людям,

Библиотекари России!

Наши праздники — это яркие, насыщенные мероприятия, вклю­чающие в себя и награждение лучших библиотекарей района, и победителей различных конкур­сов, и весёлые блиц-выступления сотрудников ЦБ, и традиционное электронное поздравление мето­диста. Среди наших почётных гостей — ветераны библиотечно­го дела, представители город­ской и районной администраций. А по традиции — первое слово всегда гостям. И как приятно в этот день услышать из их уст много тёплых и добрых слов и по­желаний в адрес библиотекарей района!

Любовь ЗАЙЦЕВА, заведующая методико-библиографическим отделом Центральной библиотеки, г. Козловка, Чувашская Республика