Бражникова С. Все в наших руках? / С. Бражникова // Библиополе. – 2008. – № 6. – С. 5-8.

Важным элементом биб­лиотечной политики является нормативно-правовая база, способствующая сохранению сети поселенческих библио­тек и развитию их ресурсной составляющей.

В прошлом году методисты приняли участие в подготов­ке регионального стандарта «Ка­чество услуг в области культуры и искусства», утвержденного постановлением правительства Белгородской области.

Стандарт устанавливает тре­бования к материально-техни­ческим, информационным, кад­ровым ресурсам общедоступных библиотек. Методисты также приняли участие в разработке пакета документов, связанных с бюджетной реформой, предпо­лагающей финансирование дея­тельности учреждения культуры с учетом конечного результата.

В Белгородской области фи­нансирование будет осущес­твляться под библиотечные ус­луги. Их три:

  • Организация публичного дос­тупа населения к информа­ции, культурным ценностям, мероприятиям досугового и просветительского характера.
  • Организация индивидуально­го досуга, а также доступа к культурным ценностям и ин­формации.
  • Обеспечение равного доступа к культурным ценностям.

Последняя услуга предпола­гает выполнение центральными (государственными, муници­пальными) библиотеками мето­дической функции, что отражено в характеристике ее содержания: «Проведение мониторинга дея­тельности учреждений культуры; организационно-методическая поддержка деятельности учреж­дений культуры; проведение на­учных и прикладных исследова­ний в сфере культуры».

Перечень бюджетных услуг утвержден постановлением пра­вительства Белгородской облас­ти. Также постановлением пра­вительства утверждены индика­торы качества библиотечных услуг, оказываемых государ­ственными библиотеками.

Аналогичные постановления, определяемые индикаторы ка­чества библиотечных услуг по­селенческих библиотек, приняты на уровне муниципальных рай­онов и городских округов. В пе­речень индикаторов включены: интенсивность использования документного фонда, включение библиотек в единое муници­пальное, региональное и рос­сийское пространство, наличие собственных электронных ката­логов, количество библиотечных мероприятий.

Индикатором качества мето­дической услуги определено ко­личество выездов (посещений) поселенческих библиотек. Вне всякого сомнения, оценкой ме­тодической деятельности явля­ется также общий уровень ра­боты «подведомственных» биб­лиотек.

Начиная с этого года в России вводятся новая отраслевая и од­новременно региональная сис­темы оплаты труда работников бюджетной сферы.

В Белгородской области как на экспериментальной террито­рии этой работы учреждения культуры, в том числе библиоте­ки, функционируют по новой сис­теме уже год. Методические службы государственных библи­отек приняли самое активное участие в разработке структуры фонда заработной платы специ­алистов, и в настоящее время этот фонд состоит из базовой, повышающей, стимулирующей и компенсационной частей (коэф­фициентов). В каждом учрежде­нии разработаны условия опре­деления заработной платы, в том числе условия назначения коэф­фициентов, их размеры.

В соответствии с разрабо­танной методикой начисления заработной платы решение об установлении повышающих и стимулирующих коэффициентов сотрудникам библиотек прини­мается соответственно их учре­дителями и руководством и при условии выполнения всех пока­зателей результативности и ка­чества работы. Они разработа­ны для каждого библиотекаря, при этом учитывается выполне­ние им методической функции.

Продолжая анализ роли мето­дистов в формировании нормативно-правового поля деятель­ности библиотек в регионе, сле­дует отметить их усилия по разработке «Модельного стан­дарта деятельности муниципаль­ной библиотеки Белгородской области». Для учреждений, пере­данных на уровень поселений, подготовлен типовой Устав МУК «Поселенческая библиотека...»

Одна из серьезных проблем, с которой сталкивались в пос­леднее время белгородские библиотекари-практики, зани­маясь исключением докумен­тов из библиотечного фонда, — это проблема согласования с местными финансовыми орга­нами сроков хранения изданий, причин списания, оформления актов.

Обычно эти финансовые ор­ганы, исходя из своих знаний, пытаются ограничить процесс очищения библиотечных фон­дов от ненужных документов. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, была разработана типовая инструкция о порядке исключения документов из фондов муниципальных биб­лиотек.

В целях оптимизации кадро­вой политики на местах подго­товлено типовое положение о проведении аттестации работ­ников муниципальных библио­тек. Кстати, методисты регио­нальных служб принимают самое активное участие в проведении аттестаций — они включаются в состав аттестационных комис­сий на местах.

Один из компонентов успеш­ной библиотечной политики — наличие территориальных целе­вых библиотечных программ, подпрограмм и проектов. На Белгородчине принят целый ряд целевых программ развития культуры: областная — «Разви­тие и сохранение культуры и ис­кусства Белгородской области», третий раз принимается (по завершении срока действия) об­ластная целевая программа «Развитие сельской культуры Белгородской области» и др.

Разделы этих программ, по­священные развитию библио­течного дела, являются самыми объемными и приняты во всех муниципальных районах и горо­дских округах. Большая часть мероприятий направлена преж­де всего на модернизацию биб­лиотек и, как следствие, на повышение качества библио­течных услуг.

Как и в других регионах, иници­аторами и разработчиками регио­нальных и муниципальных прог­рамм являются библиотекари-методисты.

Все вышеперечисленное еще раз подтверждает, что в услови­ях административной и бюджет­ной реформ будущее общедос­тупных муниципальных библио­тек во многом зависит от эффективности деятельности регионального и муниципально­го центров методической под­держки библиотек.

Сегодня, если методист хочет быть профессионально состоя­тельным, он должен быть в курсе всех новых веяний в библиотеч­ной деятельности, а также в со­циальной, законодательной, экономической и культурной жизни общества. Однако здесь кроется одна из основных проб­лем в деятельности методистов государственных и особенно му­ниципальных служб, необеспе­ченных релевантными информа­ционными ресурсами. А между тем обращаясь к таким ресур­сам, методисты могли бы более успешно развивать свою про­фессиональную компетентность.

Для изменения обозначенной ситуации на Белгородчине в на­стоящее время предпринимают­ся следующие шаги:

  • на сайте Государственной универсальной научной библио­теки создана и постоянно попол­няется полнотекстовая база дан­ных в помощь методисту по материалам региональной, фе­деральной, зарубежной профес­сиональной печати,
  • активизируется использо­вание методических материа­лов, имеющихся в фондах соот­ветствующих отделов государ­ственных библиотек на основе публикации прежде всего в про­фессиональном сборнике «Биб­лиотечная жизнь Белгородчины» (БЖБ) в виде списков новых по­ступлений, тематических и про­чих обзоров, дайджестов;
  • создан фонд методических материалов, изданных специа­листами Белгородской области на основе системы обязательно­го экземпляра, с регулярной рас­сылкой списков имеющихся и вновь поступивших документов;
  • принято коллективное решение Клуба методистов об­ласти об увеличении общего количества публикаций по проб­лемам организации методичес­кой деятельности в БЖБ, а так­же повышения качества их содержания;
  • областные библиотеки уве­личили количество издаваемых методических материалов.

Так, в прошлом году БГУНБ издала и распространила по всем ЦБ: аналитический сборник «Муниципальные библиотеки Белгородской области в 2007 го­ду», статтаблицы «Итоги дея­тельности государственных и муниципальных библиотек Бел­городской области в цифрах за 2007 год», материалы научно-практической конференции мо­лодых специалистов БГУНБ «Библиотека глазами молодых», материалы конференции специ­алистов муниципальных библио­тек области «Малая библиоте­ка — большие дела, или Совре­менная стратегия развития поселенческой библиотеки», дайджест по материалам про­фессиональных изданий «Совре­менные формы работы публич­ных библиотек России», реко­мендательный указатель «Круг чтения библиотекаря», дайджест «Библиотека. Чтение. Семья: в помощь общедоступным библи­отекам по работе с семьей» (к Году семьи); в связи с объявле­нием прошедшего года Годом русского языка разработаны ме­тодические рекомендации по организации в каждой муници­пальной библиотеке службы рус­ского языка.

В условиях реформ измене­ния претерпевает система не­прерывного профессионального образования библиотечных спе­циалистов. Цели формирования этой системы обусловлены се­годня тремя факторами: разви­тие персонала рассматривается как средство достижения страте­гических целей библиотеки, оно является важнейшим средством повышения самооценки специа­листа, без него невозможно про­ведение тактических организа­ционных и других изменений.

Меняется и содержание учеб­ных программ: кроме тем, знако­мящих с набором узкопрофес­сиональных знаний и навыков, специалистам читаются лекции, для них организуются семинары, практикумы, расширяющие все виды профессиональной компе­тентности и способствующие оперативной адаптации библио­тек к меняющимся запросам и ожиданиям общества. Вот темы таких лекций и семинаров:

  • «Современные приоритеты региональной политики в сфере культуры»;
  • «Нормативно правовая база деятельности муниципальных учреждений культуры»;
  • «Муниципальные библиотеки в период административной и бюджетной реформ: пробле­мы и решения»;
  • «Источники информации по приоритетным национальным проектам»;
  • «Технология социологических исследований»;
  • «Программно-проектная дея­тельность библиотек»;
  • «Музейная деятельность биб­лиотек»;
  • «Устные и письменные нормы русского языка»;
  • «Библиотечная конфликтоло­гия» и др.

Как показал анализ процесса обучения библиотекарей облас­ти, в его структуре недостаточ­но развит один важный мо­мент — оценка эффективности такого обучения. Поэтому ос­новной задачей в этом направ­лении, помимо непосредствен­ного распространения набора профессиональных компетентностей, становится управление обучением специалистов в сис­теме непрерывного библиотеч­ного образования.

Методисты выработали ряд требований к методике, техноло­гии обучения:

  • Обязательная реализация по­лученных знаний на практике. Каждое следующее занятие в системе непрерывного обу­чения должно начинаться с анализа, как практически ис­пользованы знания, получен­ные на предыдущих занятиях.
  • Обязательная сертификация (баллы, оценки — в итоге вы­водится общий балл слушате­ля, прошедшего обучение).
  • Разработка индивидуальных программ развития и оценки их выполнения.

Последний пункт особенно важен, ведь известно, что в ос­нове любого обучения лежит са­мообразование.

В системе развития персо­нала библиотек работают также хорошо зарекомендовавшие себя формы обучения: Клуб ме­тодистов, Школа управления, Школа экологической культу­ры. Совместно с государствен­ными курсами повышения ква­лификации работников культу­ры и искусства на базе БГУНБ организуются курсы повыше­ния квалификации для различ­ных категорий специалистов, а также выездные курсы для спе­циалистов ЦБС.

В режиме управления обуче­нием активно используется обратная связь: по окончании курсанты отвечают на вопросы анкеты, оценивающие эффек­тивность проведенного меро­приятия: соответствие содер­жания курсов профессиональ­ным ожиданиям библиотекаря, доступность и полезность из­ложения материала преподава­телями, возможность исполь­зования полученных знаний и навыков на практике. В заклю­чение слушатели оценивают качество работы преподавате­ля по пятибалльной шкале.

В целях профессионального развития специалистов, а также выявления, изучения профес­сионального опыта в области введены такие формы работы, как методические экспедиции, областной День обмена профес­сиональными инновациями, День профессионального само­анализа. Кроме того, проводятся выездные методические дни, дни информации, дни периодики для специалистов муниципаль­ных библиотек области (по заяв­кам), организуются выездные демонстрационные показы пуб­личных мероприятий для библи­отекарей и жителей.

По окончании подобных заня­тий с библиотекарями осущест­вляется обсуждение методики проведения мероприятия с тем, чтобы при подготовке собствен­ных подобных мероприятий они могли избежать ошибок.

Автоматизация производ­ственных процессов является одним из приоритетных направ­лений региональной библио­течной политики и системы ме­тодического обеспечения уч­реждений. В целях создания единого информационного пространства Белгородской об­ласти, по инициативе БГУНБ для 4 областных и 24 ЦБ уста­новлено единое программное обеспечение «OPAC-GLOBAL» и современное компьютерное оборудование. Создаются сводный электронный каталог муниципальных библиотек, сводный каталог областных библиотек, сводный электрон­ный каталог периодических из­даний, получаемых ведущими библиотеками г. Белгорода, сводный каталог краеведческих периодических изданий, расп­ределенная систематическая картотека статей государствен­ных и вузовских библиотек Бел­города.

Специалисты отдела обра­ботки и каталогизации БГУНБ прошли сертификацию в Нацио­нальном информационно-библиотечном центре «ЛИБНЕТ» для каталогизации в формате RUS- MARC в сводном каталоге биб­лиотек России (СКБР). БГУНБ присвоен статус участника СКБР III категории с возможностью ка­талогизации в Сводном каталоге в режиме «on-line».

Задача создания единого информационно-библиотечно­го пространства требует осо­бой подготовки библиотечных специалистов. Обучающим ме­тодическим и координацион­ным региональным центром здесь выступает Областная на­учная библиотека. Интенсив­ность образовательного про­цесса в этом направлении подт­верждается цифрами: в прошлом году для каталогиза­торов и краеведов, участвую­щих в создании сводных элект­ронных информационных ре­сурсов, было проведено более 50 занятий на базе ГУНБ, дано более 400 консультаций, орга­низовано более 20 занятий на местах. Это позволило подгото­вить высококвалифицирован­ные кадры и стабилизировать их расстановку на местах.

Аналитическая методическая функция реализуется, помимо традиционных форм работы, в виде экспертно-диагностических обследований ЦБС (прово­дят областные библиотеки) и библиотек-филиалов (проводят центральные муниципальные библиотеки).

По форме данные обследо­вания напоминают фронталь­ные проверки, однако главная их цель — не только и не столько инспектирование, сколько выявление проблем, оказание адресной консультационной методической помощи. Резуль­таты каждого обследования до­водятся до руководства на мес­тах. Совместными усилиями методистов ЦБС и областного центра вырабатывается страте­гия дальнейшего развития биб­лиотек.

Особое внимание уделяем статистике, которая рассматри­вается как информационная ре­сурсная база методической дея­тельности: создана электронные версия паспортов ЦБС и каждой муниципальной библиотеки, за­кончен опытный этап создания автоматизированной статисти­ческой программы «Муници­пальные библиотеки Белгород­ской области».

Кроме того, существует цель, которая пронизывает всю мето­дическую работу, — это повыше­ние профессионального созна­ния библиотекарей, формирова­ние у них профессионального достоинства, в том числе сорев­новательными средствами.

В области один раз в два года организуется конкурс специа­листов муниципальных библио­тек «Библиотекарь года», в тече­ние последних лет проводились также конкурсы: «Библиотека — открытый мир идей», совместно с областной избирательной ко­миссией — конкурс библиотек на лучшую организацию работы по повышению правовой культуры избирателей, краеведческий конкурс «Библиотеки Белгородчины — юбилею области», в Год семьи объявлен конкурс библио­текарей и читателей «Моя фами­лия».

В заключение хотелось бы от­метить еще одну особенность методической работы на совре­менном этапе. На смену центра­лизованным вертикальным свя­зям пришел региональный суве­ренитет, местные библиотеки перешли на режим научно-методического самообеспечения. Все это способствует индивиду­ализации профессиональной де­ятельности различных регионов, и, несомненно, методическая работа библиотек Белгородской области обрела свое собствен­ное «лицо».

Светлана БРАЖНИКОВА, заместитель директора Белгородской государственной универсальной научной библиотеки