Бражникова С. Все в наших руках? / С. Бражникова // Библиополе. – 2008. – № 6. – С. 5-8.
Важным элементом библиотечной политики является нормативно-правовая база, способствующая сохранению сети поселенческих библиотек и развитию их ресурсной составляющей.
В прошлом году методисты приняли участие в подготовке регионального стандарта «Качество услуг в области культуры и искусства», утвержденного постановлением правительства Белгородской области.
Стандарт устанавливает требования к материально-техническим, информационным, кадровым ресурсам общедоступных библиотек. Методисты также приняли участие в разработке пакета документов, связанных с бюджетной реформой, предполагающей финансирование деятельности учреждения культуры с учетом конечного результата.
В Белгородской области финансирование будет осуществляться под библиотечные услуги. Их три:
- Организация публичного доступа населения к информации, культурным ценностям, мероприятиям досугового и просветительского характера.
- Организация индивидуального досуга, а также доступа к культурным ценностям и информации.
- Обеспечение равного доступа к культурным ценностям.
Последняя услуга предполагает выполнение центральными (государственными, муниципальными) библиотеками методической функции, что отражено в характеристике ее содержания: «Проведение мониторинга деятельности учреждений культуры; организационно-методическая поддержка деятельности учреждений культуры; проведение научных и прикладных исследований в сфере культуры».
Перечень бюджетных услуг утвержден постановлением правительства Белгородской области. Также постановлением правительства утверждены индикаторы качества библиотечных услуг, оказываемых государственными библиотеками.
Аналогичные постановления, определяемые индикаторы качества библиотечных услуг поселенческих библиотек, приняты на уровне муниципальных районов и городских округов. В перечень индикаторов включены: интенсивность использования документного фонда, включение библиотек в единое муниципальное, региональное и российское пространство, наличие собственных электронных каталогов, количество библиотечных мероприятий.
Индикатором качества методической услуги определено количество выездов (посещений) поселенческих библиотек. Вне всякого сомнения, оценкой методической деятельности является также общий уровень работы «подведомственных» библиотек.
Начиная с этого года в России вводятся новая отраслевая и одновременно региональная системы оплаты труда работников бюджетной сферы.
В Белгородской области как на экспериментальной территории этой работы учреждения культуры, в том числе библиотеки, функционируют по новой системе уже год. Методические службы государственных библиотек приняли самое активное участие в разработке структуры фонда заработной платы специалистов, и в настоящее время этот фонд состоит из базовой, повышающей, стимулирующей и компенсационной частей (коэффициентов). В каждом учреждении разработаны условия определения заработной платы, в том числе условия назначения коэффициентов, их размеры.
В соответствии с разработанной методикой начисления заработной платы решение об установлении повышающих и стимулирующих коэффициентов сотрудникам библиотек принимается соответственно их учредителями и руководством и при условии выполнения всех показателей результативности и качества работы. Они разработаны для каждого библиотекаря, при этом учитывается выполнение им методической функции.
Продолжая анализ роли методистов в формировании нормативно-правового поля деятельности библиотек в регионе, следует отметить их усилия по разработке «Модельного стандарта деятельности муниципальной библиотеки Белгородской области». Для учреждений, переданных на уровень поселений, подготовлен типовой Устав МУК «Поселенческая библиотека...»
Одна из серьезных проблем, с которой сталкивались в последнее время белгородские библиотекари-практики, занимаясь исключением документов из библиотечного фонда, — это проблема согласования с местными финансовыми органами сроков хранения изданий, причин списания, оформления актов.
Обычно эти финансовые органы, исходя из своих знаний, пытаются ограничить процесс очищения библиотечных фондов от ненужных документов. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, была разработана типовая инструкция о порядке исключения документов из фондов муниципальных библиотек.
В целях оптимизации кадровой политики на местах подготовлено типовое положение о проведении аттестации работников муниципальных библиотек. Кстати, методисты региональных служб принимают самое активное участие в проведении аттестаций — они включаются в состав аттестационных комиссий на местах.
Один из компонентов успешной библиотечной политики — наличие территориальных целевых библиотечных программ, подпрограмм и проектов. На Белгородчине принят целый ряд целевых программ развития культуры: областная — «Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области», третий раз принимается (по завершении срока действия) областная целевая программа «Развитие сельской культуры Белгородской области» и др.
Разделы этих программ, посвященные развитию библиотечного дела, являются самыми объемными и приняты во всех муниципальных районах и городских округах. Большая часть мероприятий направлена прежде всего на модернизацию библиотек и, как следствие, на повышение качества библиотечных услуг.
Как и в других регионах, инициаторами и разработчиками региональных и муниципальных программ являются библиотекари-методисты.
Все вышеперечисленное еще раз подтверждает, что в условиях административной и бюджетной реформ будущее общедоступных муниципальных библиотек во многом зависит от эффективности деятельности регионального и муниципального центров методической поддержки библиотек.
Сегодня, если методист хочет быть профессионально состоятельным, он должен быть в курсе всех новых веяний в библиотечной деятельности, а также в социальной, законодательной, экономической и культурной жизни общества. Однако здесь кроется одна из основных проблем в деятельности методистов государственных и особенно муниципальных служб, необеспеченных релевантными информационными ресурсами. А между тем обращаясь к таким ресурсам, методисты могли бы более успешно развивать свою профессиональную компетентность.
Для изменения обозначенной ситуации на Белгородчине в настоящее время предпринимаются следующие шаги:
- на сайте Государственной универсальной научной библиотеки создана и постоянно пополняется полнотекстовая база данных в помощь методисту по материалам региональной, федеральной, зарубежной профессиональной печати,
- активизируется использование методических материалов, имеющихся в фондах соответствующих отделов государственных библиотек на основе публикации прежде всего в профессиональном сборнике «Библиотечная жизнь Белгородчины» (БЖБ) в виде списков новых поступлений, тематических и прочих обзоров, дайджестов;
- создан фонд методических материалов, изданных специалистами Белгородской области на основе системы обязательного экземпляра, с регулярной рассылкой списков имеющихся и вновь поступивших документов;
- принято коллективное решение Клуба методистов области об увеличении общего количества публикаций по проблемам организации методической деятельности в БЖБ, а также повышения качества их содержания;
- областные библиотеки увеличили количество издаваемых методических материалов.
Так, в прошлом году БГУНБ издала и распространила по всем ЦБ: аналитический сборник «Муниципальные библиотеки Белгородской области в 2007 году», статтаблицы «Итоги деятельности государственных и муниципальных библиотек Белгородской области в цифрах за 2007 год», материалы научно-практической конференции молодых специалистов БГУНБ «Библиотека глазами молодых», материалы конференции специалистов муниципальных библиотек области «Малая библиотека — большие дела, или Современная стратегия развития поселенческой библиотеки», дайджест по материалам профессиональных изданий «Современные формы работы публичных библиотек России», рекомендательный указатель «Круг чтения библиотекаря», дайджест «Библиотека. Чтение. Семья: в помощь общедоступным библиотекам по работе с семьей» (к Году семьи); в связи с объявлением прошедшего года Годом русского языка разработаны методические рекомендации по организации в каждой муниципальной библиотеке службы русского языка.
В условиях реформ изменения претерпевает система непрерывного профессионального образования библиотечных специалистов. Цели формирования этой системы обусловлены сегодня тремя факторами: развитие персонала рассматривается как средство достижения стратегических целей библиотеки, оно является важнейшим средством повышения самооценки специалиста, без него невозможно проведение тактических организационных и других изменений.
Меняется и содержание учебных программ: кроме тем, знакомящих с набором узкопрофессиональных знаний и навыков, специалистам читаются лекции, для них организуются семинары, практикумы, расширяющие все виды профессиональной компетентности и способствующие оперативной адаптации библиотек к меняющимся запросам и ожиданиям общества. Вот темы таких лекций и семинаров:
- «Современные приоритеты региональной политики в сфере культуры»;
- «Нормативно правовая база деятельности муниципальных учреждений культуры»;
- «Муниципальные библиотеки в период административной и бюджетной реформ: проблемы и решения»;
- «Источники информации по приоритетным национальным проектам»;
- «Технология социологических исследований»;
- «Программно-проектная деятельность библиотек»;
- «Музейная деятельность библиотек»;
- «Устные и письменные нормы русского языка»;
- «Библиотечная конфликтология» и др.
Как показал анализ процесса обучения библиотекарей области, в его структуре недостаточно развит один важный момент — оценка эффективности такого обучения. Поэтому основной задачей в этом направлении, помимо непосредственного распространения набора профессиональных компетентностей, становится управление обучением специалистов в системе непрерывного библиотечного образования.
Методисты выработали ряд требований к методике, технологии обучения:
- Обязательная реализация полученных знаний на практике. Каждое следующее занятие в системе непрерывного обучения должно начинаться с анализа, как практически использованы знания, полученные на предыдущих занятиях.
- Обязательная сертификация (баллы, оценки — в итоге выводится общий балл слушателя, прошедшего обучение).
- Разработка индивидуальных программ развития и оценки их выполнения.
Последний пункт особенно важен, ведь известно, что в основе любого обучения лежит самообразование.
В системе развития персонала библиотек работают также хорошо зарекомендовавшие себя формы обучения: Клуб методистов, Школа управления, Школа экологической культуры. Совместно с государственными курсами повышения квалификации работников культуры и искусства на базе БГУНБ организуются курсы повышения квалификации для различных категорий специалистов, а также выездные курсы для специалистов ЦБС.
В режиме управления обучением активно используется обратная связь: по окончании курсанты отвечают на вопросы анкеты, оценивающие эффективность проведенного мероприятия: соответствие содержания курсов профессиональным ожиданиям библиотекаря, доступность и полезность изложения материала преподавателями, возможность использования полученных знаний и навыков на практике. В заключение слушатели оценивают качество работы преподавателя по пятибалльной шкале.
В целях профессионального развития специалистов, а также выявления, изучения профессионального опыта в области введены такие формы работы, как методические экспедиции, областной День обмена профессиональными инновациями, День профессионального самоанализа. Кроме того, проводятся выездные методические дни, дни информации, дни периодики для специалистов муниципальных библиотек области (по заявкам), организуются выездные демонстрационные показы публичных мероприятий для библиотекарей и жителей.
По окончании подобных занятий с библиотекарями осуществляется обсуждение методики проведения мероприятия с тем, чтобы при подготовке собственных подобных мероприятий они могли избежать ошибок.
Автоматизация производственных процессов является одним из приоритетных направлений региональной библиотечной политики и системы методического обеспечения учреждений. В целях создания единого информационного пространства Белгородской области, по инициативе БГУНБ для 4 областных и 24 ЦБ установлено единое программное обеспечение «OPAC-GLOBAL» и современное компьютерное оборудование. Создаются сводный электронный каталог муниципальных библиотек, сводный каталог областных библиотек, сводный электронный каталог периодических изданий, получаемых ведущими библиотеками г. Белгорода, сводный каталог краеведческих периодических изданий, распределенная систематическая картотека статей государственных и вузовских библиотек Белгорода.
Специалисты отдела обработки и каталогизации БГУНБ прошли сертификацию в Национальном информационно-библиотечном центре «ЛИБНЕТ» для каталогизации в формате RUS- MARC в сводном каталоге библиотек России (СКБР). БГУНБ присвоен статус участника СКБР III категории с возможностью каталогизации в Сводном каталоге в режиме «on-line».
Задача создания единого информационно-библиотечного пространства требует особой подготовки библиотечных специалистов. Обучающим методическим и координационным региональным центром здесь выступает Областная научная библиотека. Интенсивность образовательного процесса в этом направлении подтверждается цифрами: в прошлом году для каталогизаторов и краеведов, участвующих в создании сводных электронных информационных ресурсов, было проведено более 50 занятий на базе ГУНБ, дано более 400 консультаций, организовано более 20 занятий на местах. Это позволило подготовить высококвалифицированные кадры и стабилизировать их расстановку на местах.
Аналитическая методическая функция реализуется, помимо традиционных форм работы, в виде экспертно-диагностических обследований ЦБС (проводят областные библиотеки) и библиотек-филиалов (проводят центральные муниципальные библиотеки).
По форме данные обследования напоминают фронтальные проверки, однако главная их цель — не только и не столько инспектирование, сколько выявление проблем, оказание адресной консультационной методической помощи. Результаты каждого обследования доводятся до руководства на местах. Совместными усилиями методистов ЦБС и областного центра вырабатывается стратегия дальнейшего развития библиотек.
Особое внимание уделяем статистике, которая рассматривается как информационная ресурсная база методической деятельности: создана электронные версия паспортов ЦБС и каждой муниципальной библиотеки, закончен опытный этап создания автоматизированной статистической программы «Муниципальные библиотеки Белгородской области».
Кроме того, существует цель, которая пронизывает всю методическую работу, — это повышение профессионального сознания библиотекарей, формирование у них профессионального достоинства, в том числе соревновательными средствами.
В области один раз в два года организуется конкурс специалистов муниципальных библиотек «Библиотекарь года», в течение последних лет проводились также конкурсы: «Библиотека — открытый мир идей», совместно с областной избирательной комиссией — конкурс библиотек на лучшую организацию работы по повышению правовой культуры избирателей, краеведческий конкурс «Библиотеки Белгородчины — юбилею области», в Год семьи объявлен конкурс библиотекарей и читателей «Моя фамилия».
В заключение хотелось бы отметить еще одну особенность методической работы на современном этапе. На смену централизованным вертикальным связям пришел региональный суверенитет, местные библиотеки перешли на режим научно-методического самообеспечения. Все это способствует индивидуализации профессиональной деятельности различных регионов, и, несомненно, методическая работа библиотек Белгородской области обрела свое собственное «лицо».
Светлана БРАЖНИКОВА, заместитель директора Белгородской государственной универсальной научной библиотеки