Об основных положениях Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации // Школьная библиотека. – 2008. – № 1. – С. 27-30.

Справка по итогам деятельности Общественного комитета содействия развитию библиотек России под председательством Б.В. Грызлова

Созданный в ноябре 2006 года под руковод­ством Председателя Госдумы Российской Феде­рации Б.В. Грызлова Общественный комитет ста­вил своей задачей содействовать разработке перспектив развития библиотечной системы стра­ны как части государственной политики в сфере науки, образования, информатизации, культуры; объединению усилий для выравнивания развития библиотек различной ведомственной принадлеж­ности; привлечению внимания к поддержке дея­тельности библиотек как базовых структур в раз­витии информационного общества и информаци­онной экономики. За прошедший год проведено два пленарных заседания, восемь заседаний экс­пертных рабочих групп и ряд рабочих встреч по ос­новным направлениям деятельности.

Благодаря активной работе членов Комитета (депутатов Госдумы Российской Федерации, ру­ководителей ряда ведомств и профильных агентств с представителями библиотечного со­общества) удалось: 1) выявить наиболее значи­мые проблемы; 2) приступить к последователь­ному их решению.

Выявлению приоритетных проблем раз­вития библиотечного дела способствовало осуществление экспресс-анализа.

Проведено выборочное анкетирование спе­циалистов российских библиотек с целью ран­жировать самые острые проблемы. В результа­те были определены 5 основных приоритетов:

1. Наиболее острой и требующей активного вмешательства со стороны властных структур яв­ляется ситуация в области законодательного ре­гулирования деятельности библиотек (ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации»; ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, вы­полнение работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд»; ФЗ № 72 «О внесении изменений в закон РФ от 09.07.1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных пра­вах»; Бюджетный кодекс, ст. 71 «Закупки товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями»; Чет­вёртая часть Государственного Кодекса Российс­кой Федерации (в первую очередь ст. 1274 («Сво­бодное использование произведения в инфор­мационных, научных, учебных или культурных целях») и ст. 1275 («Свободное использование и воспроизведение путём репродуцирования»). По этим проблемам идет активная работа законода­тельной и исполнительной властей с профессио­нальным сообществом библиотекарей. Одна из острых проблем: Вопросы авторского права в российском законодательстве в контексте раз­вития информационных технологий. Решение этой проблемы требует:

  • соблюдения баланса между интересами ав­торов (правообладателей) и пользователей пуб­личных библиотек. Это становится необходи­мым условием развития гражданского общест­ва и реализации конституционного права на доступ к информации;
  • активного создания электронных библио­тек для обеспечения доступа граждан к инфор­мации (в том числе для пользователей в удалён­ных регионах). Это становится одним из главных условий ликвидации информационного нераве­нства в стране.

Об основных положениях Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации

(справка)

Экспертная рабочая группа Общественного комитета содействия развитию библиотек Рос­сии под руководством членов Комитета Швыд­кого М.Е. (руководитель Федерального агент­ства по культуре и кинематографии РФ) и Логи­нова А.В. (Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Госду­ме) сосредоточила свои усилия на выработке главных направлений Концепции развития биб­лиотечного дела в России.

Основные позиции Концепции были обсуж­дены на заседании коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации 08.10.2007 г., затем 01 ноября 2007 г., на заседании Правительства РФ был рассмот­рен вопрос «О развитии библиотечного дела». С учётом предшествующих дискуссий и приня­тых решений на сегодняшнее заседание выне­сены основные идеи Концепции развития биб­лиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года в их конструктивной части.

Концепция содержит цели, задачи и направ­ления развития библиотечного дела в Российс­кой Федерации на период до 2015 года.

Библиотечная система в России насчитывает примерно 130 000 библиотек, располагающихся по всей территории страны и относящихся к ведению различных министерств, ведомств, органов госу­дарственной и муниципальной власти различных уровней, предприятий, организаций, учреждений.

Сформированная на протяжении многих деся­тилетий система российских библиотек, несмот­ря на существенное недофинансирование, в пос­ледние пятнадцать лет продолжает в целом вы­полнять свои задачи и функции. Благодаря профессионализму отечественных специалистов библиотеки поддерживают взаимодействие в международном информационном пространстве.

В стране создано консолидированное про­фессиональное сообщество, способное решить задачи модернизации библиотечного дела в России, они актуализированы в Послании Пре­зидента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года.

В соответствии с Концепцией приоритетны­ми стратегическими целями должны стать:

  • создание системы информационно-библиотечного обслуживания населения, обеспечива­ющей конституционные права граждан на сво­бодный доступ к информации,
  • приобщение к ценностям российской и ми­ровой культуры, практическим и фундаменталь­ным знаниям,
  • сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках.

В основу стратегии развития библиотечного дела положены принципы, апробированные отечественной и международной практикой, на­целивающей эту сферу деятельности на реше­ние социально значимых проблем.

Для достижения стратегических целей по эф­фективному развитию библиотечного дела в Российской Федерации жизненно важно ре­шить следующие задачи:

  • ускорение реформирования библиотечного дела в русле современных общемировых тенденций;
  • совершенствование нормативной правовой ба­зы библиотечной деятельности с целью обеспече­ния социальных гарантий населения на информационно-библиотечное обслуживание, гарантий развития библиотек с учетом современных требо­ваний и корреляций с общегражданским законода­тельством и правовой сферой смежных отраслей;
  • развитие материально-технической базы биб­лиотек, включая строительство новых зданий и помещений и реконструкцию имеющихся, обеспечение их современным оборудованием.
  • внедрение новейших технологий, в том числе информационно-коммуникационных, разви­тие корпоративных систем;
  • обеспечение безопасности библиотек и сох­ранности библиотечных фондов как части оте­чественного и мирового культурного наследия;
  • формирование информационной культуры общества, устойчивого интереса к чтению, русскому языку, отечественной истории и культуре;
  • обеспечение библиотек квалифицирован­ным персоналом.

Направления развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 г. соответ­ствуют поставленным целям и задачам и вклю­чают в себя:

  1. Приведение в соответствие законодатель­ной базы потребностям развития библиотечного дела и библиотечного обслуживания населения.
  2. Увеличение темпов информатизации рос­сийских библиотек. Развитие деятельности по предоставлению электронных ресурсов пользова­телям.
  3. Пополнение фондов библиотек.
  4. Сохранение библиотечных фондов.
  5. Развитие материально-технической базы библиотек.
  6. Устранение неравномерности развития библиотек различных регионов. Повышение уровня оплаты труда библиотечных работников, обеспечение библиотек квалифицированным персоналом.

Формирование единой системы государ­ственного управления библиотеками на обще­российском уровне.

Реализация Концепции осуществляется в три этапа.

Первый этап предусматривает доработку и утверждение Концепции развития библиотечно­го дела в Российской Федерации до 2015 года; разработку и внесение в установленном порядке предложений по внесению изменений и допол­нений в ФЦП «Культура России (2006—2010гг.)», утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. № 740, в части развития библиотечного дела.

В настоящее время в рамках Программы реа­лизуются проекты по сохранению библиотечных фондов, работе с книжными памятниками, созда­нию страхового фонда документов библиотек, На­циональной электронной библиотеки, Сводного каталога библиотек России, модельных сельских библиотек.

Корректировка предполагает увеличение фи­нансирования имеющихся проектов и внесение новых проектов в Перечень мероприятий прог­раммы в соответствии с данной Концепцией. При этом не изменяется конечная цель ФЦП.

Второй этап предусматривает реализацию ФЦП «Культура России (2006—2010 гг.)» с учётом внесённых изменений; подготовку Программы развития библиотечного дела в Российской Феде­рации (2011—2015 гг.) и внесение её в установлен­ном порядке на утверждение в Правительство Российской Федерации. Программа создается в соответствии с настоящей Концепцией.

Третий этап предусматривает реализацию Программы развития библиотечного дела в Рос­сийской Федерации (2011—2015 гг.).

Реализация Концепции должна осуществляться федеральными, региональными и муниципальными органами исполнительной власти за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов и соответствовать задачам социально-экономического развития страны.

Второй по значимости и важности является проблема комплектования фондов, стоящая пе­ред библиотеками всех типов и разного ведом­ственного подчинения. Она заключается в низком нестабильном финансировании, что парализует всю систему комплектования и сказывается на составе фондов особенно сельских библиотек, ко­торые переполнены ветхой, морально устаревшей литературой. Крайне удручает ситуация с комплек­тованием детских библиотек. Приток новых пос­туплений в областные детские библиотеки в сред­нем едва достигает 3%. В муниципальных библио­теках отдельных регионов процент обновления не поднимается выше 0,3%. В сельских библиотеках, обслуживающих детей, наивысший его уровень составляет 0,1% (по международным нормам — от 5% до 10%). При этом нередки случаи полного от­сутствия новых поступлений для детей в сельские библиотеки. Оставляет желать лучшего и состав новых поступлений, в котором ощущается острый недостаток книг просветительской тематики. Осо­бенно сильно страдают от этого жители отдален­ных и сельских районов. Для них эта ситуация вы­ливается в лишение прав на доступ к информации.

Следующей по значимости является проб­лема поддержки материально-технической базы. Несмотря на увеличение средств, потра­ченных на реконструкцию и ремонт библиотек, почти во всех регионах ситуация остается крайне неудовлетворительной. Десятки библиотек разно­го уровня требуют капитального ремонта или на­ходятся в аварийном состоянии. Особенно пла­чевно положение муниципальных сельских биб­лиотек. Недостаток средств не позволяет изменить положение большинства публичных библиотек, создать их новый современный образ, который бы привлекал население, особенно мо­лодежь, соответствовал бы современным стан­дартам качества жизни, расширял возможности в устранении информационного и культурного не­равенства жителей.

(Бюджетный кодекс Российской Федерации не позволяет бюджету одного уровня финансировать учреждения бюджета другого уровня. Сельские библиотеки, находившиеся ранее в зданиях муни­ципального образования (МО) «район», выйдя из состава Централизованной библиотечной систе­мы (ЦБС) и переданные в МО «поселение», вынуж­дены платить за аренду или перемещаться в зда­ния МО «поселение»),

В четвертых, в числе самых насущных воп­росов — проблема адекватной оплаты труда библиотекаря, которая вполовину, а то и в три ра­за ниже средней заработной платы по регионам. Низкий престиж профессии библиотекаря, низкий уровень его зарплаты способствуют оттоку кадров из библиотек.

Пятой проблемой (по результатам опросов) является внедрение информационных техно­логий как магистральной линии развития библио­течного дела. Даже крупнейшие библиотеки реги­онов все еще не могут предоставить своим поль­зователям весь необходимый спектр услуг, связанных с автоматизацией процессов поиска и усвоения информации и знаний через Интернет. Особенно удручающее положение с информати­зацией в сельской местности.

При этом важны не только и не столько техно­логии доставки информации, сколько состав и ка­чество доступного для пользователя информаци­онного ресурса, уровень качества и достовер­ность которого обеспечиваются, в том числе, и электронными библиотеками, формирующимися на базе фондов крупнейших научных и публичных библиотек России.

Последовательное решение обозначенных проблем в рамках деятельности Обществен­ного комитета содействия развитию библио­тек России выразилось в следующем.

1. Реализованы и находятся в процессе реали­зации некоторые давно высказываемые предло­жения и требования профессионального библио­течного сообщества по оптимизации федераль­ного законодательства в сфере библиотечного дела и смежных областях.

По результатам совместной деятельности вне­сены изменения в ФЗ «Об обязательном экземпля­ре документов»; подготовлены изменения в ФЗ «О библиотечном деле». Продолжается активная ра­бота над оптимизацией ФЗ № 131 «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку внедрение за­кона привело к передаче муниципальных библио­тек в ведение поселений, не имеющих средств на их содержание и комплектование. Внедрение ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд» тормозит и даже исключает возможность приобретения книг и пе­риодики для комплектования библиотек, ограни­чивая одномоментную сделку до 100 тысяч рублей в одном квартале. Проведение официальной кон­курсной процедуры требует такого количества вре­мени, что за этот период ценная и нужная литера­туры уходит с рынка. Следуя процедурам закона многим библиотекам практически невозможно вести подписку на периодические издания.

2. С учётом позиций, обозначенных в Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Соб­ранию РФ, и проведённого Комитетом монито­ринга разработан проект «Концепции развития библиотечного дела в России», одобренный на за­седании Коллегии Минкульта при подготовке к об­суждению вопроса о развитии библиотечного де­ла в стране на заседании Правительства РФ 01.11.2007 г. В проект Концепции включён анализ проблем и направлений развития отечественных библиотек в русле мировых тенденций; формули­руются стратегические цели и задачи модерниза­ции библиотечного дела в России с учётом соци­альных требований; выстраиваются приоритеты, оцениваются риски.

3. В части комплектования фондов библиотек и развития их материально-технической базы целе­направленная работа членов Общественного ко­митета реализовалась в выделении субвенций из Федерального бюджета 2008—2010 гг. на комп­лектование фондов муниципальных библиотек: в 2008 году — 300 млн рублей; в 2009 — 450 млн рублей; в 2010 — 1 млрд 151 млн рублей. Кроме того, бюджетом выделены необходимые ассигно­вания на создание Президентской библиотеки, ко­торая должна органично войти в существующую библиотечную сеть страны и дать ощутимый им­пульс к дальнейшему развитию библиотечно-информационной системы России.

После учреждения Общественного комитета руководителям всех регионов страны направлено обращение его председателя Б.В. Грызлова с просьбой оказать активное содействие поддерж­ке и развитию библиотек в регионах. В результате совместной работы членов Комитета и региональ­ных властей уделяется большое внимание проб­лемам развития библиотек в Чувашии, Тюменс­кой, Кировской, Омской, Ульяновской областях и ряде других регионов.

Одно из заседаний Комитета было посвя­щено развитию образования и значимости школьных библиотек в этом процессе. Члены Комитета принимали активное участие в фес­тивале «БиблиОбраз» и в работе Первого съезда школьных библиотекарей.

4. Осуществляется более тесное и результатив­ное взаимодействие представителей законода­тельной и исполнительной властей с профессио­нальным библиотечным сообществом, способ­ствующим развитию науки, культуры, образования и информатизации в России.

Важным фактором успешного развития библи­отечного дела в стране является консолидация всех усилий для решения назревших проблем. С участием членов Общественного комитета прово­дятся такие общегосударственные мероприятия как создание Президентской библиотеки; прове­дение Года русского языка; принятие Националь­ной программы чтения и других.

В прошедший год значимым явлением для биб­лиотечной общественности стала практика непос­редственного участия представителей законода­тельной и исполнительной власти (руководства и членов Общественного комитета) в работе круп­нейших библиотечных форумов, состоявшихся с ноября 2006 года по январь 2007 года. Председа­тель Общественного комитета Б.В. Грызлов и чле­ны Общественного комитета выступали и прини­мали участие в открытых дискуссиях, которые прошли на Всероссийском совещании директо­ров федеральных и региональных библиотек (Москва, ноябрь 2006 г.), Международной конфе­ренции Румянцевские чтения «Издатели, библио­теки, читатели в системе научной коммуникации» (Москва, апрель 2007 г.); на Конгрессе Российской библиотечной ассоциации (Брянск, май 2007 г.); Первом съезде школьных библиотекарей (Пушкиногорье, июль 2007 г.) в ходе Международной кон­ференции «Электронный век культуры» (Красно­дарский край, сентябрь 2007 г.) и на втором Евра­зийском информационном и библиотечном конгрессе, темой которого стал «Русский язык — ключ к диалогу и взаимообогащению культур. Миссия библиотек в развитии чтения и гуманитар­ных коммуникаций» (Москва, ноябрь 2007 г).

Председатель Общественного комитета и ра­бочие группы регулярно получают письма из раз­личных регионов страны с просьбой поддержки и оказания помощи. Эти вопросы решались в отчёт­ном периоде оперативно и в рабочем порядке.