Об основных положениях Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации // Школьная библиотека. – 2008. – № 1. – С. 27-30.
Справка по итогам деятельности Общественного комитета содействия развитию библиотек России под председательством Б.В. Грызлова
Созданный в ноябре 2006 года под руководством Председателя Госдумы Российской Федерации Б.В. Грызлова Общественный комитет ставил своей задачей содействовать разработке перспектив развития библиотечной системы страны как части государственной политики в сфере науки, образования, информатизации, культуры; объединению усилий для выравнивания развития библиотек различной ведомственной принадлежности; привлечению внимания к поддержке деятельности библиотек как базовых структур в развитии информационного общества и информационной экономики. За прошедший год проведено два пленарных заседания, восемь заседаний экспертных рабочих групп и ряд рабочих встреч по основным направлениям деятельности.
Благодаря активной работе членов Комитета (депутатов Госдумы Российской Федерации, руководителей ряда ведомств и профильных агентств с представителями библиотечного сообщества) удалось: 1) выявить наиболее значимые проблемы; 2) приступить к последовательному их решению.
Выявлению приоритетных проблем развития библиотечного дела способствовало осуществление экспресс-анализа.
Проведено выборочное анкетирование специалистов российских библиотек с целью ранжировать самые острые проблемы. В результате были определены 5 основных приоритетов:
1. Наиболее острой и требующей активного вмешательства со стороны властных структур является ситуация в области законодательного регулирования деятельности библиотек (ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; ФЗ № 72 «О внесении изменений в закон РФ от 09.07.1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»; Бюджетный кодекс, ст. 71 «Закупки товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями»; Четвёртая часть Государственного Кодекса Российской Федерации (в первую очередь ст. 1274 («Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях») и ст. 1275 («Свободное использование и воспроизведение путём репродуцирования»). По этим проблемам идет активная работа законодательной и исполнительной властей с профессиональным сообществом библиотекарей. Одна из острых проблем: Вопросы авторского права в российском законодательстве в контексте развития информационных технологий. Решение этой проблемы требует:
- соблюдения баланса между интересами авторов (правообладателей) и пользователей публичных библиотек. Это становится необходимым условием развития гражданского общества и реализации конституционного права на доступ к информации;
- активного создания электронных библиотек для обеспечения доступа граждан к информации (в том числе для пользователей в удалённых регионах). Это становится одним из главных условий ликвидации информационного неравенства в стране.
Об основных положениях Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации
(справка)
Экспертная рабочая группа Общественного комитета содействия развитию библиотек России под руководством членов Комитета Швыдкого М.Е. (руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ) и Логинова А.В. (Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Госдуме) сосредоточила свои усилия на выработке главных направлений Концепции развития библиотечного дела в России.
Основные позиции Концепции были обсуждены на заседании коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации 08.10.2007 г., затем 01 ноября 2007 г., на заседании Правительства РФ был рассмотрен вопрос «О развитии библиотечного дела». С учётом предшествующих дискуссий и принятых решений на сегодняшнее заседание вынесены основные идеи Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года в их конструктивной части.
Концепция содержит цели, задачи и направления развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2015 года.
Библиотечная система в России насчитывает примерно 130 000 библиотек, располагающихся по всей территории страны и относящихся к ведению различных министерств, ведомств, органов государственной и муниципальной власти различных уровней, предприятий, организаций, учреждений.
Сформированная на протяжении многих десятилетий система российских библиотек, несмотря на существенное недофинансирование, в последние пятнадцать лет продолжает в целом выполнять свои задачи и функции. Благодаря профессионализму отечественных специалистов библиотеки поддерживают взаимодействие в международном информационном пространстве.
В стране создано консолидированное профессиональное сообщество, способное решить задачи модернизации библиотечного дела в России, они актуализированы в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года.
В соответствии с Концепцией приоритетными стратегическими целями должны стать:
- создание системы информационно-библиотечного обслуживания населения, обеспечивающей конституционные права граждан на свободный доступ к информации,
- приобщение к ценностям российской и мировой культуры, практическим и фундаментальным знаниям,
- сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках.
В основу стратегии развития библиотечного дела положены принципы, апробированные отечественной и международной практикой, нацеливающей эту сферу деятельности на решение социально значимых проблем.
Для достижения стратегических целей по эффективному развитию библиотечного дела в Российской Федерации жизненно важно решить следующие задачи:
- ускорение реформирования библиотечного дела в русле современных общемировых тенденций;
- совершенствование нормативной правовой базы библиотечной деятельности с целью обеспечения социальных гарантий населения на информационно-библиотечное обслуживание, гарантий развития библиотек с учетом современных требований и корреляций с общегражданским законодательством и правовой сферой смежных отраслей;
- развитие материально-технической базы библиотек, включая строительство новых зданий и помещений и реконструкцию имеющихся, обеспечение их современным оборудованием.
- внедрение новейших технологий, в том числе информационно-коммуникационных, развитие корпоративных систем;
- обеспечение безопасности библиотек и сохранности библиотечных фондов как части отечественного и мирового культурного наследия;
- формирование информационной культуры общества, устойчивого интереса к чтению, русскому языку, отечественной истории и культуре;
- обеспечение библиотек квалифицированным персоналом.
Направления развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 г. соответствуют поставленным целям и задачам и включают в себя:
- Приведение в соответствие законодательной базы потребностям развития библиотечного дела и библиотечного обслуживания населения.
- Увеличение темпов информатизации российских библиотек. Развитие деятельности по предоставлению электронных ресурсов пользователям.
- Пополнение фондов библиотек.
- Сохранение библиотечных фондов.
- Развитие материально-технической базы библиотек.
- Устранение неравномерности развития библиотек различных регионов. Повышение уровня оплаты труда библиотечных работников, обеспечение библиотек квалифицированным персоналом.
Формирование единой системы государственного управления библиотеками на общероссийском уровне.
Реализация Концепции осуществляется в три этапа.
Первый этап предусматривает доработку и утверждение Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года; разработку и внесение в установленном порядке предложений по внесению изменений и дополнений в ФЦП «Культура России (2006—2010гг.)», утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. № 740, в части развития библиотечного дела.
В настоящее время в рамках Программы реализуются проекты по сохранению библиотечных фондов, работе с книжными памятниками, созданию страхового фонда документов библиотек, Национальной электронной библиотеки, Сводного каталога библиотек России, модельных сельских библиотек.
Корректировка предполагает увеличение финансирования имеющихся проектов и внесение новых проектов в Перечень мероприятий программы в соответствии с данной Концепцией. При этом не изменяется конечная цель ФЦП.
Второй этап предусматривает реализацию ФЦП «Культура России (2006—2010 гг.)» с учётом внесённых изменений; подготовку Программы развития библиотечного дела в Российской Федерации (2011—2015 гг.) и внесение её в установленном порядке на утверждение в Правительство Российской Федерации. Программа создается в соответствии с настоящей Концепцией.
Третий этап предусматривает реализацию Программы развития библиотечного дела в Российской Федерации (2011—2015 гг.).
Реализация Концепции должна осуществляться федеральными, региональными и муниципальными органами исполнительной власти за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов и соответствовать задачам социально-экономического развития страны.
Второй по значимости и важности является проблема комплектования фондов, стоящая перед библиотеками всех типов и разного ведомственного подчинения. Она заключается в низком нестабильном финансировании, что парализует всю систему комплектования и сказывается на составе фондов особенно сельских библиотек, которые переполнены ветхой, морально устаревшей литературой. Крайне удручает ситуация с комплектованием детских библиотек. Приток новых поступлений в областные детские библиотеки в среднем едва достигает 3%. В муниципальных библиотеках отдельных регионов процент обновления не поднимается выше 0,3%. В сельских библиотеках, обслуживающих детей, наивысший его уровень составляет 0,1% (по международным нормам — от 5% до 10%). При этом нередки случаи полного отсутствия новых поступлений для детей в сельские библиотеки. Оставляет желать лучшего и состав новых поступлений, в котором ощущается острый недостаток книг просветительской тематики. Особенно сильно страдают от этого жители отдаленных и сельских районов. Для них эта ситуация выливается в лишение прав на доступ к информации.
Следующей по значимости является проблема поддержки материально-технической базы. Несмотря на увеличение средств, потраченных на реконструкцию и ремонт библиотек, почти во всех регионах ситуация остается крайне неудовлетворительной. Десятки библиотек разного уровня требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. Особенно плачевно положение муниципальных сельских библиотек. Недостаток средств не позволяет изменить положение большинства публичных библиотек, создать их новый современный образ, который бы привлекал население, особенно молодежь, соответствовал бы современным стандартам качества жизни, расширял возможности в устранении информационного и культурного неравенства жителей.
(Бюджетный кодекс Российской Федерации не позволяет бюджету одного уровня финансировать учреждения бюджета другого уровня. Сельские библиотеки, находившиеся ранее в зданиях муниципального образования (МО) «район», выйдя из состава Централизованной библиотечной системы (ЦБС) и переданные в МО «поселение», вынуждены платить за аренду или перемещаться в здания МО «поселение»),
В четвертых, в числе самых насущных вопросов — проблема адекватной оплаты труда библиотекаря, которая вполовину, а то и в три раза ниже средней заработной платы по регионам. Низкий престиж профессии библиотекаря, низкий уровень его зарплаты способствуют оттоку кадров из библиотек.
Пятой проблемой (по результатам опросов) является внедрение информационных технологий как магистральной линии развития библиотечного дела. Даже крупнейшие библиотеки регионов все еще не могут предоставить своим пользователям весь необходимый спектр услуг, связанных с автоматизацией процессов поиска и усвоения информации и знаний через Интернет. Особенно удручающее положение с информатизацией в сельской местности.
При этом важны не только и не столько технологии доставки информации, сколько состав и качество доступного для пользователя информационного ресурса, уровень качества и достоверность которого обеспечиваются, в том числе, и электронными библиотеками, формирующимися на базе фондов крупнейших научных и публичных библиотек России.
Последовательное решение обозначенных проблем в рамках деятельности Общественного комитета содействия развитию библиотек России выразилось в следующем.
1. Реализованы и находятся в процессе реализации некоторые давно высказываемые предложения и требования профессионального библиотечного сообщества по оптимизации федерального законодательства в сфере библиотечного дела и смежных областях.
По результатам совместной деятельности внесены изменения в ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»; подготовлены изменения в ФЗ «О библиотечном деле». Продолжается активная работа над оптимизацией ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку внедрение закона привело к передаче муниципальных библиотек в ведение поселений, не имеющих средств на их содержание и комплектование. Внедрение ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» тормозит и даже исключает возможность приобретения книг и периодики для комплектования библиотек, ограничивая одномоментную сделку до 100 тысяч рублей в одном квартале. Проведение официальной конкурсной процедуры требует такого количества времени, что за этот период ценная и нужная литературы уходит с рынка. Следуя процедурам закона многим библиотекам практически невозможно вести подписку на периодические издания.
2. С учётом позиций, обозначенных в Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ, и проведённого Комитетом мониторинга разработан проект «Концепции развития библиотечного дела в России», одобренный на заседании Коллегии Минкульта при подготовке к обсуждению вопроса о развитии библиотечного дела в стране на заседании Правительства РФ 01.11.2007 г. В проект Концепции включён анализ проблем и направлений развития отечественных библиотек в русле мировых тенденций; формулируются стратегические цели и задачи модернизации библиотечного дела в России с учётом социальных требований; выстраиваются приоритеты, оцениваются риски.
3. В части комплектования фондов библиотек и развития их материально-технической базы целенаправленная работа членов Общественного комитета реализовалась в выделении субвенций из Федерального бюджета 2008—2010 гг. на комплектование фондов муниципальных библиотек: в 2008 году — 300 млн рублей; в 2009 — 450 млн рублей; в 2010 — 1 млрд 151 млн рублей. Кроме того, бюджетом выделены необходимые ассигнования на создание Президентской библиотеки, которая должна органично войти в существующую библиотечную сеть страны и дать ощутимый импульс к дальнейшему развитию библиотечно-информационной системы России.
После учреждения Общественного комитета руководителям всех регионов страны направлено обращение его председателя Б.В. Грызлова с просьбой оказать активное содействие поддержке и развитию библиотек в регионах. В результате совместной работы членов Комитета и региональных властей уделяется большое внимание проблемам развития библиотек в Чувашии, Тюменской, Кировской, Омской, Ульяновской областях и ряде других регионов.
Одно из заседаний Комитета было посвящено развитию образования и значимости школьных библиотек в этом процессе. Члены Комитета принимали активное участие в фестивале «БиблиОбраз» и в работе Первого съезда школьных библиотекарей.
4. Осуществляется более тесное и результативное взаимодействие представителей законодательной и исполнительной властей с профессиональным библиотечным сообществом, способствующим развитию науки, культуры, образования и информатизации в России.
Важным фактором успешного развития библиотечного дела в стране является консолидация всех усилий для решения назревших проблем. С участием членов Общественного комитета проводятся такие общегосударственные мероприятия как создание Президентской библиотеки; проведение Года русского языка; принятие Национальной программы чтения и других.
В прошедший год значимым явлением для библиотечной общественности стала практика непосредственного участия представителей законодательной и исполнительной власти (руководства и членов Общественного комитета) в работе крупнейших библиотечных форумов, состоявшихся с ноября 2006 года по январь 2007 года. Председатель Общественного комитета Б.В. Грызлов и члены Общественного комитета выступали и принимали участие в открытых дискуссиях, которые прошли на Всероссийском совещании директоров федеральных и региональных библиотек (Москва, ноябрь 2006 г.), Международной конференции Румянцевские чтения «Издатели, библиотеки, читатели в системе научной коммуникации» (Москва, апрель 2007 г.); на Конгрессе Российской библиотечной ассоциации (Брянск, май 2007 г.); Первом съезде школьных библиотекарей (Пушкиногорье, июль 2007 г.) в ходе Международной конференции «Электронный век культуры» (Краснодарский край, сентябрь 2007 г.) и на втором Евразийском информационном и библиотечном конгрессе, темой которого стал «Русский язык — ключ к диалогу и взаимообогащению культур. Миссия библиотек в развитии чтения и гуманитарных коммуникаций» (Москва, ноябрь 2007 г).
Председатель Общественного комитета и рабочие группы регулярно получают письма из различных регионов страны с просьбой поддержки и оказания помощи. Эти вопросы решались в отчётном периоде оперативно и в рабочем порядке.