Москвитина Т. Другая реальность и новая стратегия развития / Т. Москвитина // Библиополе. – 2008. – № 10. – С. 2-4.
Ставрополье — сельскохозяйственный регион: из 35 муниципальных образований 26 — сельские. Библиотечная сеть — самая обширная сфера культуры в крае и по количеству учреждений, и по числу работающих в ней сотрудников, и по объемам предоставляемых услуг, и по количеству пользователей и посещений. Из 635 учреждений 487 (76,5%) находятся в сельской местности. СБ — самые многочисленные среди ставропольских библиотек — являются неотъемлемой и значимой частью социальной структуры местных сообществ.
В этой статье я хочу поделиться опытом ставропольских коллег, который они приобрели за три года реализации ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот опыт весьма показателен, так как недостаточную проработанность ряда терминологических, юридических и экономических положений данного закона, регламентирующих деятельность муниципальных библиотек, мы в Ставрополье испытали на себе в полной мере.
Как известно, коллеги нашего региона наряду с Новосибирской областью первыми прошли достаточно длинный путь от более чем тревожного состояния неуверенности и растерянности, поскольку на глазах рушилась привычная система взаимоотношений с четко определенными и наработанными функциями ЦРБ и СБ, до сегодняшних реалий, когда наши учреждения уже не столько оглядываются назад, вспоминая прежние времена, а настойчиво ищут решения возникающих проблем в условиях реформы, выстраивают новые отношения, прежде всего на уровне «библиотека — местная власть», и во многом вследствие этого определяют перспективы своего дальнейшего развития.
Надо отметить, что состояние и проблемы библиотечной сети в условиях реформы местного самоуправления постоянно находятся в центре внимания краевой библиотеки как методического центра. Ежегодно СГКУНБ проводит мониторинг, цель которого — изучение деятельности сельских библиотек. Углубленный опрос проводится среди руководителей 26 межпоселенческих ЦРБ.
Что же показывают результаты этого мониторинга? Несмотря на все сложности, с которыми мы столкнулись (напомню, что в нашем крае строго следовали букве закона и с 2005 г., согласно ФЗ-131, полномочия были переданы поселениям разного уровня в полном объеме), нам удалось с немалыми трудностями избежать многих негативных моментов, а итог следующий.
- На протяжении 3 лет в крае сохраняется сеть. За все это время только в прошлом году была закрыта одна стационарная библиотека в селе с числом жителей всего 43 человека. В то же время в другом населенном пункте открыта другая, причем в Ставрополье стационарные библиотеки существуют в селах и станицах с числом жителей 300—400 человек и таких немало.
- Не произошло сокращения кадров. В 2008 г. все сотрудники СБ получают надбавки: 50 процентов так называемой губернаторской плюс 25 процентов сельских, а в некоторых районах еще и «безводные».
- Особо надо подчеркнуть, что книжный фонд библиотек – единый. Он относится к имуществу района, переданному межпоселенческой библиотеке на правах оперативного управления (если библиотека — юридическое лицо), а в СБ — по актам в бессрочное и безвозмездное пользование. Этот фонд комплектуется, обрабатывается и каталогизируется межпоселенческой библиотекой.
- Организация сети в районах ежегодно претерпевает изменения. Сейчас на территории 26 районов существует несколько организационно-структурных моделей библиотечного обслуживания:
все СБ при передаче полномочий входят в районное объединение библиотек на договорной основе;
это объединение существует только на уровне административного центра муниципального образования;
СБ входит частью в интегрированное учреждение культуры, объединившись с домом культуры (в крае нет других примеров объединения);
СБ самостоятельно осуществляет библиотечное обслуживание на своей территории.
В каждый финансовый год количество районов, в которых библиотеки объединяются на договорной основе, меняется: в 2005 г. их было 14, в 2006 г. — 11, в 2007 г. — 12. Кроме того, еще в трех районах на протяжении трех лет практически все библиотеки существуют в объединении, однако там есть небольшое количество СБ (от 1 до 4), которые в объединение не входят и осуществляют библиотечное обслуживание самостоятельно. Есть примеры, когда на территории одного района одновременно могут существовать все вышеперечисленные модели библиотечного обслуживания.
- На протяжении всего времени реализации реформы в крае не было проблем с отчетностью библиотек.
Все наши межпоселенческие учреждения в полном объеме осуществляют свои функции центральных районных библиотек, хотя далеко не все получают субвенции от сел.
Мониторинг показывает, что на сегодняшний день особого внимания требуют СБ, вошедшие в состав культурно-досуговых учреждений. Если такое интегрированное учреждение становится юридическим лицом, а библиотека — часть этого КДЦ, то следует ли считать ее сетевой единицей? На практике она — сетевая единица. Но возникает вопрос: как правильно должна такая библиотека отчитываться?
На основании анализа материалов мониторинга определяется и круг проблем, которые испытывают сегодня СБ. Среди них, судя по опросу руководителей библиотек, это прежде всего:
несовершенство нормативно-правовой базы, в том числе и региональной;
библиотекам постоянно приходится ссылаться на нормы, определяющие их деятельность;
трудности взаимоотношений с органами местного самоуправления (никто из опрошенных не определил эти отношения как партнерские);
острая необходимость совершенствования системы управления;
модернизация библиотечного обслуживания на основе внедрения информационных технологий.
Надо отметить, что СБ Ставрополья испытывают те же трудности, что и большинство российских: это и слабая материально-техническая база, и их отставание в области компьютеризации и внедрения новых технологий. Чрезвычайно серьезная проблема — неравномерность развития библиотек в разных районах края. Разрыв между реальным состоянием библиотечного обслуживания сельского населения и требованиями сегодняшнего дня существует в большинстве наших учреждений. Опять-таки это связано с размером бюджета муниципального образования и отношением местной власти к библиотеке. Конечно же, по причине недостаточности средств в местных бюджетах, на плечах которых лежит ответственность за обеспечение населения услугами библиотек, в крае пока слабо решаются вопросы улучшения их материально- технической базы. И хотя число таких СБ, требующих капитального ремонта, уменьшилось, но они есть и их немало. Медленно идет и процесс их информатизации. Компьютеров у нас, конечно, стало больше, в том числе и в СБ, но сейчас остро стоит вопрос их подключения к Интернету.
Но, несмотря на столь сложное положение СБ края и, повторюсь, слабость их материально- технической базы, скудость местных бюджетов, а иногда и пассивность местной власти (ее стремление сэкономить на библиотеках, сократив до минимума их финансирование), в деятельности многих сельских библиотек происходят позитивные изменения. Этому способствуют в первую очередь активная позиция самих библиотекарей, их умение добиваться внимания и помощи со стороны местной власти, поиск ими внебюджетных источников финансирования, использование новых форм и методов.
Сегодня в крае создана 31 модельная СБ. В настоящее время в рамках краевой целевой программы мы ищем возможность решения вопроса увеличения числа таких библиотек.
Еще раз хочу подчеркнуть: успешная деятельность библиотек в условиях реформы в значительной мере зависит от инициативности самих библиотекарей, с одной стороны, и компетенции глав муниципальных образований, понимания ими важности поддержки и развития культуры — с другой. В условиях реформы коллеги в большей степени вынуждены постоянно доказывать свою значимость для местного сообщества и в связи с этим совершенствовать свою деятельность на селе, которая должна осуществляться по многим направлениям, но важнейшими из них (опять-таки по результатам мониторинга) являются увеличение объемов комплектования, в том числе подписных изданий, и информатизация.
Опыт показывает: в условиях реформы требуется пересмотр нормативно-правовой базы — ее необходимо привести в соответствие с современными реалиями и тенденциями, то есть требуется доработка ее региональной составляющей. В одних районах края уже разработаны стандарты деятельности, утвержденные главами муниципальных образований, в других идет подготовка таких документов. В конечном счете эти усилия должны быть направлены на повышение качества библиотечного обслуживания селян, предоставление им новых услуг, а также на расширение информационных возможностей наших учреждений.
То, что библиотечное обслуживание в крае в условиях реформы местного самоуправления проходит на основе максимально эффективного использования ресурсов существующей сети, безусловно, заслуга всего регионального библиотечного сообщества. Усилия прикладывают все заинтересованные стороны.
Совещания, «круглые столы» с участием представителей Мин- культуры края, СГКУНБ, органов местного самоуправления, а также методические рекомендации, разработанные и для руководителей библиотек, и для глав администраций муниципальных образований, анализ результатов мониторинга — все эти мероприятия направлены на поиск оптимальных путей адаптации библиотек к условиям реформы.
Важно заметить, что за этим процессом мы не только наблюдаем, но и изучаем, и направляем его, решая возникающие вопросы. Например, учета литературы, приобретенной на средства администрации села (еще раз напомню, что фонд библиотек в районе — районная собственность). Диалоги учреждений с властью в настоящее время облегчает давно ожидаемое внимание государства на самом высоком уровне к проблемам библиотечного обслуживания.
Чем подкреплено это внимание на практике?
- Выделены дополнительно финансовые средства из федерального бюджета на комплектование муниципальных библиотек на 2008—2010 гг., то есть обновление наших фондов уже началось. Хотелось бы, однако, чтобы государство таким же образом поддержало информатизацию библиотек, в том числе и сельских.
- Надо отметить исключительно важную роль появления в последнее время ряда нормативных документов. Это прежде всего принятые в 2007 г. распоряжением Правительства РФ «Социальные нормы и нормативы», а также проект распоряжения Правительства РФ о внесении изменений в методику определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры. В разделе этого документа, посвященного библиотекам, еще раз подчеркивается важность сохранения в условиях реформы МСУ «кооперированных объединений библиотек, предоставляющих жителям всей территории богатый набор услуг на базе единых информационных ресурсов». Кроме того, издан приказ Министерства культуры РФ от 20.02.08 г. «Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)». Данные документы чрезвычайно необходимы для единого методического подхода к нормированию ресурсной базы учреждений культуры (в том числе и библиотек) в условиях реализации происходящих в стране реформ. На основании данных нормативов рекомендуется разработать региональные нормативы.
И в заключение — нет нужды доказывать, что главный критерий значимости и востребованности библиотек сегодня — пользователи, в нашем случае это селяне. Необходимо сделать все, чтобы быть ими востребованными. Сельской библиотеке приходится не только адаптироваться к новой реальности, но и вырабатывать стратегию развития в условиях реформ. В этом суть ее дальнейшего существования, залог успеха. Эту задачу в настоящее время и пытаются решить ставропольские коллеги.
Татьяна МОСКВИТИНА, заместитель директора Ставропольской государственной краевой универсальной научной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова