Антипова В. Брейн-ринг на школьном поле : массовая работа становится интерактивной / В. Антипова // Библиотечное дело. – 2008. – № 10. – С. 6-13.
Устарела ли массовая работа, и нужны ли на фоне современных образовательных и развивающих технологий такие «древние» формы работы как книжные выставки, литературные клубы и викторины?
Компьютерные технологии, которые всё активнее входят в нашу повседневную жизнь, бесспорно, расширяют возможности познания для подрастающего поколения, увеличивая доступ к информации. Однако эта тенденция приводит к очередному парадоксу, из которых, впрочем, состоит почти вся сегодняшняя история библиотечного дела в России. Внедряя новые информационные и коммуникационные технологии, мы вынуждены всё больше говорить о проблемах детского и юношеского чтения.
Исследователи выделяют в сфере детского чтения несколько проблем, которые обострились в последнее десятилетие: спад чтения для удовольствия (некоторые исследования показывают, что до 33% детей не любят читать); функциональная (вторичная неграмотность); взаимодействие чтения и средств массовой информации; проблема массовой культуры в чтении детей и подростков; проблема доступа к чтению и другие1.
Исследования, проведённые нами среди учащихся школ города Пскова, подтверждают, что псковские школьники не стали исключением. Налицо почти все характерные проблемы сегодняшнего детского чтения — снижение интереса к чтению для удовольствия, бесспорный приоритет делового чтения, преобладание массовой литературы в круге чтения, предпочтение чтения периодики в старшем возрасте. Например, 73% опрошенных нами учащихся пятых классов ответили, что приходят в библиотеку с целью подготовки к докладам, урокам, рефератам и т. п., 52% - для того, чтобы найти литературу для удовольствия, 20% ставят своей целью расширение кругозора. Среди учащихся 10-х классов уже 95% посещают библиотеку с целью «делового чтения» и только 13% ищут чтение для удовольствия. Расширять кругозор считают необходимым лишь 9% десятиклассников.
Между тем значение книги и чтения в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков трудно переоценить: они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции. формируют духовную основу личности н являются необходимым условием её социализации. Можно согласиться с мнением Э. и Дж. Простано, которые утверждают, что в век, когда в образовательный процесс активно внедряются новые технологии, чтение становится ещё более важным, чем прежде.2
Далеко не последнюю роль в содействии формированию общей культуры детей и юношества играет школьная библиотека. «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения», рекомендованное к использованию Министерством образования РФ, в числе основных задач этого структурного подразделения выделяет «воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала».3 Далее отмечается, что одной из его функций является организация массовой работы: библиотека «организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления».4
Даже если абстрагироваться от «Примерного положения», в сегодняшних непростых условиях школьная библиотека — это часто и очаг культуры, и место, где помогают учиться, и наиболее доступный источник информации для учащихся. Школьная библиотека всегда рядом, её деятельность не скована рамками учебной программы, что, безусловно, расширяет её возможности. И. как правило, поощрение свободного чтения, формирование мотивации к чтению являются одним из важнейших направлений её работы.
То, что массовая работа действенна, многие школьные библиотекари знают не понаслышке. Вспоминаю начало своей работы в библиотеке Псковского педагогического комплекса. Библиотека открылась в середине учебного года (феврале), и вначале ребята её очень редко посещали. Коллектив библиотеки разработал план действий, и в первый месяц массовые мероприятия проводились буквально каждый день. После этого проблем с посещениями не возникало, разве что читателей стало очень много.
Работа школьной библиотеки отличается некоторыми особенностями. Первая и самая главная из них — очень большая нагрузка на школьного библиотекаря. Согласно Межотраслевым нормам времени, работник библиотеки, обслуживающий детей, должен за 6 часов работы обслужить 30 человек.5 На большее у него не должно оставаться времени. Однако обычно школьную библиотеку посещают далеко не 30 человек в день. К этому нужно прибавить работу с фондами, учебниками, справочно-библиографическую работу и т. д, А между тем, согласно тем же Межотраслевым нормам, на подготовку и проведение литературно-художественного вечера отводится 64 часа, утренника, конкурса или игры-путешествия — 75 часов.6 Потому становится ясно, что школьный библиотекарь не может готовить крупные общешкольные массовые мероприятия. Впрочем, для этого нет и необходимости, так как в каждой школе есть воспитательные службы.
Знакомство с работой школьных библиотек показывает, что практически все они ведут большую воспитательную работу путём приобщения школьников к книге и поощрения чтения, Большинство библиотекарей готово работать за низкую заработную плату при условии, что у них будут возможности качественно выполнять свою работу, Например, анкетирование, которое мы проводили среди школьных библиотекарей Псковской области, показало, что более 70% считает самым главным препятствием в работе плохое комплектование, тогда как заработную плату на первое место поставили только 28% библиотекарей. Что же касается массовых мероприятий, только 1,5% наших респондентов отметили это направление деятельности как необязательное в школьной библиотеке.
Можно назвать немало энтузиастов, которые ведут огромную работу по различным направлениям, способствующим формированию нравственных и эстетических ценностей у детей и юношества. Например, очень интересен проект школьной библиотеки средней школы №1 Дедовичей (зав. библиотекой Т, И. Веселкова). Здесь ежегодно «издаются» рукописные журналы «Листопадничек», «Ручеёк», «Улыбка». Авторами размещённых в них стихов, рассказов, зарисовок являются сами школьники. Ребята старшего возраста охотно принимают участие в создании альманаха «Наша книга памяти», где помещаются материалы об участии дедовичан в Великой Отечественной войне. Такая работа является стимулом к развитию творческой активности учеников, способствует формированию нравственно-эстетических и гражданско- патриотических установок уже с младшего возраста.
Большая работа ведётся в библиотеке Псковского педагогического комплекса (зав. библиотекой В. А, Резиновская). Здесь как особое направление можно выделить работу по краеведению. Работниками библиотеки была разработана целая система по воспитанию национального самосознания школьников на примере жизни и творчества А. С. Пушкина. Библиотекари общеобразовательного отделения О. Я. Герасимова и А. А, Иванова проводят цикл мероприятий в рамках литературного салона (в том числе литературно-музыкальные композиции «Моя мадонна», «Приют, сияньем муз одетый» и др.), посвящённые А. С. Пушкину и пушкинским местам Псковщины, Кроме того, в библиотеке разработан интереснейший цикл мероприятий, посвящённых древнему Пскову. Это и заочные экскурсии, и викторины, и КВНы. Внедряются в массовую работу и новые формы деятельности: например, в библиотеке создаётся целая серия видеофильмов, посвящённых Псковщине. Подготовленные фильмы («От Александра Невского до 6-й роты», «Исторический центр города Пскова») пользуются популярностью не только у учащихся ППК, но и других школ.
Лауреат Всероссийского конкурса библиотек по экологическому просвещению учащихся, школьная библиотека школы №2 (зав. библиотекой Г, М. Мартынова) ведёт большую массовую работу по содействию экологическому просвещению и воспитанию школьников.
Библиотекарь Порховской средней школы №1 Т. П. Трофимова разработала целую систему литературных игр. которые она проводит с учащимися как начальной, так и средней школы. Это и «Весёлый волшебник» для второклассников о творчестве С. Я. Маршака, и «Азбука вежливости» для семиклассников, и краеведческий ринг «В том краю, где ты живёшь» для учащихся 9-х классов.
Лауреат Всероссийского конкурса «Библиобраз-2003» Е. А. Гаврилова, зав. библиотекой средней школы №24 г. Пскова, разработала и реализует программу развития научно-познавательных интересов младших школьников «Школа почемучек». Программа преследует несколько задач: формирование основ информационной культуры; знакомство учащихся с основами знаний, которые могут им пригодиться в последующей жизни; содействие навыкам развития речи и творческих способностей детей.
Зав, библиотекой Пыталовской средней школы Г. А. Шатилова ведёт литературный клуб, членами которого являются учащиеся средней и старшей школы. Здесь ребята знакомятся с лучшими образцами мировой литературы, читают стихи, обсуждают интересующие их вопросы.
Лауреат Всероссийского конкурса «Библиобраз-2003» О. Н. Соловьёва, зав. библиотекой средней школы №9ъ г. Великие Луки, вот уже девять лет успешно ведёт литературный клуб «Алые паруса» для учащихся 8-11 классов. Клуб состоит из трёх секций, работой которых руководит правительство, состоящее из президента, совета старейшин, руководителей клуба и секретаря-летописца, План работы разнообразен, составляется на два года с учётом увлечений и пожеланий членов клуба. Формы работы в клубе разнообразны. Это экскурсии, вечера, аукционы, экзотик-шоу, интеллектуальное казино... Для членов клуба чтение и творчество - удовольствие. По данным исследований, проведённых психологом школы, интеллектуальный уровень участников клуба выше, чем у их сверстников.
Цели массовой работы — показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное», чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, насущной пищей для сердца и разума, они становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями. Ибо массовые мероприятия с использованием различных форм и приёмов помогают учащимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так явлений и событий.
Библиотека ПОИПКРО, являясь методическим центром для библиотек школ и учреждений начального профессионального образования Псковской области, систематически обобщает положительный опыт массовой работы, знакомит библиотекарей с лучшими образцами деятельности их коллег, в том числе через профессиональные конкурсы, которые организуются совместно с Государственным управлением образования. Курсы повышения квалификации включают лекционные и практические занятия, которые рассматривают различные аспекты массовой работы школьной библиотеки.
Некоторые рекомендации в помощь проведению массовой работы в школьной библиотеке
При проведении массовой работы со школьниками нашей задачей является показать детям, что чтение не только является неиссякаемым источником знаний и информации, но и может доставлять эстетическое наслаждение; что книга часто является другом и советчиком, и общение с ней раскрывает широкие горизонты перед человеком. То есть мы стремимся к реализации стратегической цели — научить хотеть читать7, что означает содействие обогащению эмоционального опыта ребёнка, помощь в получении осмысленной информации и знаний. Мы должны научить хотеть читать для содействия саморазвитию формирующейся личности, раскрытию её творческого потенциала.
Массовая работа в школьной библиотеке, ведётся, как правило, по следующим направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия), содействие воспитательным программам школы, содействие учебному процессу.
Приступая к разработке программ приобщения учащихся к чтению, при составлении плана работы библиотекарю следует ставить чёткие цели и задачи массовой работы вообще и каждого мероприятия в частности.
Например, главная цель мероприятия — приобщение к книге, поощрение свободного чтения. Достижению этой цели поможет решение следующих задач: познакомить учащихся с лучшими образцами художественной литературы для детей и юношества, показать красоту родного языка, научить сопереживать героям книги, стимулировать детскую фантазию.
При проведении мероприятий в помощь учебному процессу главной целью может выступать содействие усвоению учебного материала средствами эмоционального воздействия, активизация познавательной деятельности учащихся. Задачами будут выступать: знакомство с дополнительными материалами и литературой по определённому предмету, расширение знаний школьников об изучаемых предметах.
Формы работы со школьниками имеют немаловажное значение в реализации поставленных целей, В последнее время традиционные формы работы с книгой (устный журнал, читательская конференция, защита читательского формуляра, диспут по книге) уходят в прошлое, сменяются новыми, более живыми, интерактивными формами работы. К таковым относятся: брейн-ринги, КВНы, различные игры, виртуальные путешествия и т, п. Хотя чтение вслух, викторины, литературно-музыкальные композиции, обзоры литературы, продолжают оставаться популярными и сейчас.
Если попытаться систематизировать массовые мероприятия по сложности проведения, охвату читателей и времени, затраченному на подготовку, можно выделить три основные группы:
- Наиболее доступные и малотрудоёмкие с точки зрения затрат времени и подготовки: чтение вслух, обзор литературы (обзор-беседа, обзор у выставки, обзор-лекция), викторина;
- Мероприятия, требующие значительной предварительной подготовки: литературная игра (брейн-ринг, путешествие по станциям, литературное лото, литературный аукцион и т, п,), устный журнал, пресс-конференция, конкурс;
- Мероприятия, которые помимо предварительной подготовки требуют значительной индивидуальной работы со школьниками: КВН, литературная композиция, литературный суд, литературный праздник (посиделки, литературный журфикс, литературный утренник, литературный бал), встречи в литературной гостиной, читательские конференции.
Отдельное место занимают такие сложные формы работы как клубы и кружки.
При подготовке и проведении мероприятий в школьной библиотеке, нужно помнить, что существуют определённые педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей:
- Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, то есть должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определённых установок;
- Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга учащихся. чтобы каждый мог проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда принять участие могут все приглашённые;
- Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто;
- При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития учащихся. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто — это неинтересно, когда очень сложно — тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведённая работа будет бесцельной;
- Мероприятие должно быть захватывающим, а это зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Ещё Ушинский рекомендовал применять наглядное обучение, «которое строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком».8 Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы;
- Мероприятие не должно быть «мероприятием». Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей школьников;
- При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности школьников. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы представлений о мире, жизни, формируются привычки. Недополученное ребёнком в этом возрасте уже никогда не удастся восполнить;
- Наконец, особенностью мероприятий, проводимых в библиотеке, является их тесная связь с задачами приобщения к чтению и поощрения чтения. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно ни затрагивало, и в какой бы форме ни проходило, подразумевает, в первую очередь, «рекламу» книги и чтения.
Подготовка и проведение мероприятия
Включают в себя несколько этапов и операций, общих для любой формы массовой работы. Библиотекарь должен определить тему, состав аудитории, обозначить цель проведения данного мероприятия. После этого составляется план работы, который отражает все этапы и направления деятельности. Сюда входят:
- организационный момент: создание сценария, формирование команды, встречи с учителями, подготовка информации о мероприятии;
- подготовительный этап: организация книжных выставок, проведение обзоров литературы, индивидуальная работа со школьниками, подготовка реквизита;
- проведение мероприятия;
- заключительный этап: обсуждение мероприятия со школьниками и преподавателями, написание сочинений, оформление отчётов, отзывов и альбомов.
Особенности различных форм массовой работы
«Дети более любят слушать, нежели читать, уже и потому, что в первые два-три года самый процесс чтения еще. утомляет их. Кроме того, необходимо приучить детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное».9
Чтение вслух — наиболее доступная, но немного забытая сейчас форма работы с младшими школьниками. Между тем, в США ещё в 1970-е годы была разработана национальная программа поддержки свободного чтения и формирования мотивации к чтению как средства борьбы с функциональной неграмотностью, в основе которой лежало именно чтение вслух. Это неудивительно, ибо чтение вслух способствует созданию у школьников образных представлений, воздействует на эмоциональную сферу восприятия. Оно помогает заинтересовать ребёнка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно. Более того, оно приучает к внимательному слушанию текста. Естественно, выбирая эту форму работы с книгой очень важно соблюдать определённые требования. Необходимо читать чётко, внятно, не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы в тексте. Вместе с тем, это должно быть выразительное чтение, эмоционально окрашенное, способное держать внимание ребёнка, ибо не секрет, что монотонное, однообразное чтение текста или чтение с запинками не будут слушать даже взрослые, каким бы интересным не было его содержание.
Иногда после чтения можно провести беседу с ребятами о прочитанном, но это вовсе не обязательно. Подчас более действенным оказывается просто чтение без комментариев, которое даёт ребёнку возможность самостоятельно осмыслить прочитанное. Кстати заметим, что исследования называют одной из причин, которые отвращают детей от чтения, необходимость писать отзыв, отчёт о прочитанном.10 Можно предложить нарисовать рисунки после занятия, т. к. дети младшего школьного возраста охотно рисуют. Учитывая более сильное воздействие зрительных образов на ребенка, можно дополнить чтение вслух отрывками из мультфильмов.
При проведении таких занятий библиотекарь должен учитывать следующие моменты. Продолжительность чтения, учитывая возраст маленьких слушателей, должна составлять в первых-вторых классах 20-25 минут, в третьих-четвёртых — 30-35 минут. Если чтение вслух сопровождается видеофрагментами, то их целесообразно показывать в конце занятия, поскольку зрительные образы оказывают более сильное эмоциональное воздействие на школьников и после них аудиторию очень трудно успокоить. Если библиотекарь во время чтения заметил нарушение дисциплины, не следует прерывать чтение и делать замечания. Надо постараться привлечь внимание нарушителей, чтобы не портить эффект и не создавать ситуации принуждения.
Обзоры литературы — это традиционная и проверенная форма работы, которая может быть действенной, если при её использовании соблюдать несколько правил. Первое и самое главное — обзор должен быть интересным, живым. Сухая аннотация и скрупулёзное перечисление выходных данных не интересны даже взрослым, не говоря уже об учащихся школы. Кроме того, с различными возрастными группами следует проводить различные виды обзоров. Например, младшие школьники намного лучше воспринимают материал, если рассказ перемежать беседой, зачитывать интересные отрывки и показывать яркие иллюстрации. Наиболее приемлемым видом обзора здесь будет обзор-беседа или обзор у книжной выставки. Со старшими школьниками можно провести классический библиографический обзор, или обзор-лекцию, в ходе которого рассказ о книге сменяется интересным фактическим материалом. Главная цель обзора и в том, и в другом случае – заинтересовать читателя, сделать так, чтобы он захотел взять эту книгу и прочитать её. В противном случае есть риск добиться обратного эффекта. Трудно даже представить себе, какой вред способен нанести обзор литературы, если библиотекарь формально «отбубнил» свой текст под слабый (или сильный) гул класса.
Прекрасно оживляют обзор и привлекают внимание слушателей игровые моменты. В этом случае, перемежая подачу информации о книгах с фрагментами игр, можно добиться прекрасных результатов.
Методика проведения обзора литературы достаточно отработана. Каждый обзор должен иметь вступление, основную часть (непосредственное знакомство с книгами) и заключение. В обзоре библиотекарь должен кратко раскрыть содержание рекомендуемой литературы. Подчеркнём, что раскрыть содержание не означает пересказать его. Обзор для учащихся среднего и старшего возраста — это, по сути дела, беседа или лекция на определённую тему с привлечением иллюстративного материала, в качестве которого выступают книги. Дидактические требования — занимательность и доступность изложения, активизация слушателей. «Обзор должен вызвать интерес к книге или творчеству писателя, к теме чтения, вызвать у читателя желание самостоятельного знакомства с литературой».11
«В обзоре следует чередовать разные приёмы: они должны быть и простыми, и более сложными, и серьёзными, и развлекательными. Такое чередование полезно, как некоторая разрядка напряжения слушающих обзор подростков. Если библиотекарь замечает, что содержание обзора утомило учащихся до назначенного времени его окончания, он может прибегнуть к приёмам, которые несколько оживят, развлекут аудиторию: задать интригующие вопросы, показать интересный иллюстративный материал, выразительно прочесть интересный отрывок из книги».12
Обзор научно-популярной литературы должен привлекать внимание к содержащемуся в ней познавательному материалу. Возможно, возникнет необходимость разъяснить сложные моменты, показать, как использовать данную книгу и сведения, приведённые в ней. В сегодняшних условиях, когда образование рассматривается как основа социализации учащихся, особенно важно подчеркнуть связь научных сведений с жизнью.
Количество книг, которые можно использовать в обзоре может быть различным — от одной до десятка. Это зависит от цели, темы обзора, выделенного времени и возможностей библиотеки.
Викторины и литературные загадки
- это формы работы, которые развивают память, сообразительность, дают школьникам возможность проявить себя.
Викторины — занимательные вопросы по содержанию художественного произведения, фактам биографии писателя, событиям литературной жизни, истории книги и литературы.
Литературные загадки — это угадывание произведения и автора по отрывку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя и т. п. Не случайно они пользуются у школьников большим успехом. Здесь ребята могут проявить свои познания, а в том, что они это очень любят делать, нет никакого сомнения. У меня перед глазами стоит сцена из мероприятия, которое мы проводили с второклассниками. Желание малышей ответить на вопросы было так велико, что некоторые даже стонали, а один ребёнок подползал по ковру всё ближе и ближе к ведущему и тянул вверх руку. При проведении викторин существует одна опасность — надо совершенно чётко организовать систему ответов, в противном случае неизбежны шум, гвалт, и что самое недопустимое - обиды и необъективность оценки. Потому что при нечёткой организации они будут отвечать все сразу.
Подготовка к викторине - предварительная работа с предлагаемой литературой, организация книжной выставки, обзор у книжной выставки, заранее вывешенные вопросы.
Кстати, можно порекомендовать новые формы викторин: видеовикторину показ фрагментов из мультфильмов и экранизаций художественных произведений, а также викторины с использованием иллюстраций к детским книгам.
Литературные игры и праздники пользуются наибольшей популярностью у школьников, что не удивительно. Ведь эти формы массовой работы несут в себе элементы праздничности, необычности, неформальности, дают возможность воспринимать материал более эмоционально. А мы знаем, что часто именно эмоции определяют направление интересов личности.
К числу литературных игр можно отнести путешествия по сказкам и станциям, литературные балы и утренники, брейн-ринги, КВНы. аукционы, лото, пресс-конференции, игры по сценариям известных телеигр и множество других.
Эти формы работы развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие. позволяют активно использовать творческий потенциал учащихся, придают мероприятиям живой, неформальный характер. Они расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы.
Игровые формы действенны, когда они проводятся в системе. Они могут быть следующим этапом после проведения обзора литературы или частью системы мероприятий, посвящённых одной теме. Методика проведения предполагает, что библиотека объявляет заблаговременно тему литературной игры, книги, рекомендуемые для подготовки. демонстрируются на книжной выставке, предлагаются в обзоре литературы. Срок подготовки может быть небольшим, примерно 10-15 дней, в значительной степени это зависит от объёма предполагаемого материала.
Игры-путешествия для учащихся младших классов неплохо готовить с привлечением школьников среднего возраста, которые способны преобразиться в Незнайку, Доктора Айболита или Золушку. Если в игре присутствуют литературные герои, то эмоциональное восприятие возрастает многократно. Вспоминаю, как трепетно и осторожно переходили первоклассники через волшебную «речку», сделанную из куска ткани, какими круглыми глазами они смотрели на «лешего» (ученика 7 класса), который выскочил из-за угла, как дружно отвечали на вопросы бабы-Яги, стремясь найти волшебный ларец с драгоценными книгами. Понятно, что и восприятие в этом случае обостряется, и интерес возрастает.
Брейн-ринги, КВНы тоже можно проводить с маленькими читателями, но они не будут такими эффективными, потому что формы коллективной и самостоятельной работы ещё сложны для них. Здесь существует опасность, что многие из ребят будут просто сидеть и тихо переживать. Зато при работе со школьниками среднего и старшего возраста эти формы незаменимы. Их преимущества в том, что они предполагают элемент соревновательности, проходят в неформальной обстановке, дают возможность проявить себя и свои знания. Они способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить познания и начитанность целого класса.
Помимо брейн-рингов с ребятами постарше можно проводить различные игры, где самостоятельные задания перемежаются полезной и нужной информацией. Эти игры побуждают инициативу, стимулируют познавательные интересы.
Методика подготовки и проведения литературных игр и состязаний следующая. Вначале продумывается тема, цель, форма игры, которые зависят от предполагаемой аудитории. Библиотекарь самостоятельно или вместе с учителем-предметником готовит вопросы, продумывает условия, пишет сценарий проведения игры. Затем оформляется выставка литературы, делаются обзоры литературы. Учащимся даётся время (от одной недели до месяца) на знакомство с темой и книгами. Можно познакомить предполагаемых участников игры с направлениями, по которым будет проводится игра. За одну-две недели до предполагаемого срока вывешиваются красочные объявления для зрителей. Формируется состав жюри, которое может включать школьников старшего возраста. При проведении игры целесообразно использовать музыку, которая помогает создать праздничное настроение и заполнить паузы при подсчёте очков. Если по условиям конкурса предусматриваются письменные задания, необходимо заранее позаботиться о бумаге и карандашах. Перед началом игры ведущий чётко объявляет правила и условия игры, очерёдность ответов, время на их обдумывание. Хорошо, если есть возможность поощрить победителей. Если призов нет. можно просто вывесить плакат с результатами конкурса. Это будет приятно выигравшей команде, поднимет престиж проводимых в библиотеке мероприятий, наконец, покажет работу библиотеки как школьного культурного центра.
Ещё большее воздействие оказывают на читателей (особенно маленьких), костюмированные балы и праздники. Положительные эмоции усиливаются за счёт того, что ребята заранее готовятся принять участие в празднике, учат стихи, песни, вместе с родителями готовят костюмы. Плюсами такого рода мероприятий являются глубокое эмоциональное воздействие, возможность привлечь к непосредственному активному участию практически всех членов класса, предоставление возможности школьникам проявить себя, свои способности и дарования. Конечно, такое мероприятие школьная библиотека может подготовить только вместе с классным руководителем, это сложное комплексное мероприятие. Правда, если вы всё-таки решились на него, результаты превзойдут все ваши ожидания. Такие праздники учащиеся начальной школы запоминают на всю жизнь. Например, библиотека ППК проводила литературно-музыкальный праздник «Пушкинский бал» с учащимися четвёртых классов, который готовился и проводился вместе с учителем. Это было незабываемо и для детей, и для родителей, и для организаторов. На этом празднике нашлось место каждому школьнику: они пели, танцевали, читали стихи, играли на музыкальных инструментах. И как же приятно было наблюдать их блестящие глаза, сияющие лица, нежелание расходиться после праздника. Каждый школьник хотел сфотографироваться около большого портрета А. С. Пушкина.
Можно подчеркнуть, что при организации праздников программа не должна быть громоздкой, затянутой. Максимальное время проведения мероприятий для школьников не должно превышать часа. Как правило, литературный утренник или праздник строятся по следующей схеме: вступление библиотекаря, основной программы, в которую включены музыкальные фрагменты, инсценировки, художественное чтение, конкурсы и т. п„ объединённые общей темой и заключением, в котором ведущий кратко резюмирует идею праздника.
Одной из форм работы, стимулирующей инициативу и предоставляющей возможность школьникам развивать свою творческую активность, является проведение различных конкурсов. Это могут быть конкурсы на лучшую иллюстрацию к книге, на лучшую рукописную книгу по выбранной тематике, конкурс на лучшее стихотворение, творческую работу о каком-либо писателе и т. п. Неоднократный опыт проведения конкурсов в школе на лучшую рукописную книгу показывает, что ребята прекрасно знают элементы книги, роль иллюстраций, стараются сделать интересным содержание. Иногда получается так, что дети «помещают» в свою книгу произведения классиков, так ведь и это неплохо. Они лишний раз прочитают прекрасные образцы поэзии и прозы.
Существует несколько этапов проведения конкурса.
Перед началом конкурса необходимо тщательно продумать цели и условия его проведения, исходя из возрастных особенностей и возможностей учащихся. После этого создаётся Положение о конкурсе, которое регламентирует состав участников, формы конкурсных работ, сроки проведения, требования к конкурсным работам. Кроме того, Положение включает номинации конкурса, этапы конкурса, состав жюри, предусматривает поощрение победителей. Положение утверждается директором школы. Следующий этап — информационная работа. Информация о конкурсе должна быть доведена до всех потенциальных участников. Для этого нужно повесить красочные объявления не только в библиотеке, но и на школьной доске объявлений, а также опубликовать в школьной прессе. Ещё более продуктивным будет предварительное собеседование с классными руководителями, устная информация в классах. Для подведения итогов конкурса выбирается жюри, в состав которого можно включить учителей, организаторов воспитательной работы, представителей внешкольных организаций. После определения победителей наступает заключительный этап конкурса - награждение. Это часть мероприятия должна проводиться широко, открыто, возможно, даже в форме праздника. Моральное поощрение подчас оказывает более сильное воздействие, чем материальное, поэтому торжественное чествование победителей должно стать апофеозом конкурса.
Большое значение в воспитании литературного вкуса, в формировании мотивации подросткового чтения играют комплексные мероприятия, предполагающие эстетическое воспитание путем использования синтеза искусств. Сюда можно отнести литературно-музыкальные, литературно-художественные, музыкально-драматические композиции.
Литературно-музыкальная композиция развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Основываясь на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных (а иногда и видео) фрагментов, объединённых общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на школьников, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство.
Вместе с тем это достаточно сложная форма работы, как для подготовки библиотекаря, так и для восприятия школьников. Наиболее целесообразно проводить её с учащимися старших классов. При подготовке литературно-музыкальной композиции, желательно воздерживаться от перегруженности. Поэтому наряду с литературно-музыкальными композициями можно проводить и литературно-художественные композиции, где поэтические фрагменты сочетаются с видеоматериалом, а музыкальное сопровождение может быть фрагментарным или служить тихим фоном.
Сегодня многие считают этот вид массовой работы менее действенным, потому что она предполагает пассивное восприятие, ведь вовлечь в активное действие всех присутствующих трудно. Однако активная деятельность школьников может проявляться на различных этапах работы. Например, если текст композиции составляется самими школьниками. Желательно стремиться к тому, чтобы как можно больше школьников смогли выступить в роли чтецов и исполнителен. И, наконец, эта форма работы не допускает большого количества зрителей, она требует камерной обстановки.
Иногда школьные библиотеки проводят литературные вечера или встречи в литературно-музыкальной гостиной. Это сложная и деликатная работа, которую целесообразно проводить совместно с учителем литературы и предметов художественно-эстетического цикла. Подготовка такого мероприятия требует значительного времени. Перед проведением такого вечера или встречи необходимо тщательно подготовить программу, исходя из целей и возможностей учащихся. Программа такого мероприятия может включать вступительную часть, официальную часть, художественную часть, заключение. Под официальной частью мы подразумеваем доклад, или сообщение. Вместо доклада можно включить просто краткое вступительное слово учителя или библиотекаря.
Литературные вечера и встречи могут проводиться как общешкольное мероприятие. посвящённое жизни или творчеству отдельного писателя. Здесь первым и основным условием является совместная работа с другими структурными подразделениями школы.
Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к чтению учащихся всех возрастных групп. Большую помощь библиотекарю может оказывать актив библиотеки.
Валентина Борисовна Антипова, заведующая библиотекой Псковского областного института повышения квалификации работников образования