Антипова В. Брейн-ринг на школьном поле : массовая работа становится интерактивной / В. Антипова // Библиотечное дело. – 2008. – № 10. – С. 6-13.

Устарела ли массовая работа, и нужны ли на фоне современных образовательных и развиваю­щих технологий такие «древние» формы работы как книж­ные выставки, литературные клубы и викторины?

Компьютерные техноло­гии, которые всё активнее входят в нашу повседневную жизнь, бесспорно, расширяют возможности познания для подрастаю­щего поколения, увеличивая доступ к информации. Однако эта тенденция приводит к очередному парадоксу, из которых, впрочем, состоит почти вся се­годняшняя история библиотечного дела в России. Внедряя новые информацион­ные и коммуникационные технологии, мы вынуждены всё больше говорить о проблемах детского и юношеского чте­ния.

Исследователи выделяют в сфере детского чтения несколько проблем, ко­торые обострились в последнее десяти­летие: спад чтения для удовольствия (некоторые исследования показывают, что до 33% детей не любят читать); функциональная (вторичная неграмот­ность); взаимодействие чтения и средств массовой информации; проблема массо­вой культуры в чтении детей и подрост­ков; проблема доступа к чтению и дру­гие1.

Исследования, проведённые нами среди учащихся школ города Пскова, подтверждают, что псковские школьни­ки не стали исключением. Налицо по­чти все характерные проблемы сегод­няшнего детского чтения — снижение интереса к чтению для удовольствия, бесспорный приоритет делового чте­ния, преобладание массовой литерату­ры в круге чтения, предпочтение чтения периодики в старшем возрасте. Напри­мер, 73% опрошенных нами учащихся пятых классов ответили, что приходят в библиотеку с целью подготовки к до­кладам, урокам, рефератам и т. п., 52% - для того, чтобы найти литературу для удовольствия, 20% ставят своей целью расширение кругозора. Среди учащихся 10-х классов уже 95% посещают биб­лиотеку с целью «делового чтения» и только 13% ищут чтение для удоволь­ствия. Расширять кругозор считают не­обходимым лишь 9% десятиклассников.

Между тем значение книги и чтения в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подрост­ков трудно переоценить: они развивают грамотность, общий культурный уро­вень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие по­тенции. формируют духовную основу личности н являются необходимым условием её социализации. Можно сог­ласиться с мнением Э. и Дж. Простано, которые утверждают, что в век, когда в образовательный процесс активно вне­дряются новые технологии, чтение ста­новится ещё более важным, чем преж­де.2

Далеко не последнюю роль в содей­ствии формированию общей культуры детей и юношества играет школьная библиотека. «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного уч­реждения», рекомендованное к исполь­зованию Министерством образования РФ, в числе основных задач этого струк­турного подразделения выделяет «вос­питание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творче­ского потенциала».3 Далее отмечается, что одной из его функций является ор­ганизация массовой работы: библиотека «организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления».4

Даже если абстрагироваться от «Примерного положения», в сегодняш­них непростых условиях школьная биб­лиотека — это часто и очаг культуры, и место, где помогают учиться, и наибо­лее доступный источник информации для учащихся. Школьная библиотека всегда рядом, её деятельность не скова­на рамками учебной программы, что, безусловно, расширяет её возможности. И. как правило, поощрение свободного чтения, формирование мотивации к чте­нию являются одним из важнейших на­правлений её работы.

То, что массовая работа действенна, многие школьные библиотекари знают не понаслышке. Вспоминаю начало своей работы в библиотеке Псковского педагогического комплекса. Библиоте­ка открылась в середине учебного года (феврале), и вначале ребята её очень редко посещали. Коллектив библиотеки разработал план действий, и в первый месяц массовые мероприятия проводи­лись буквально каждый день. После этого проблем с посещениями не возни­кало, разве что читателей стало очень много.

Работа школьной библиотеки отли­чается некоторыми особенностями. Первая и самая главная из них — очень большая нагрузка на школьного биб­лиотекаря. Согласно Межотраслевым нормам времени, работник библиотеки, обслуживающий детей, должен за 6 ча­сов работы обслужить 30 человек.5 На большее у него не должно оставаться времени. Однако обычно школьную библиотеку посещают далеко не 30 че­ловек в день. К этому нужно прибавить работу с фондами, учебниками, справоч­но-библиографическую работу и т. д, А между тем, согласно тем же Межотра­слевым нормам, на подготовку и прове­дение литературно-художественного ве­чера отводится 64 часа, утренника, кон­курса или игры-путешествия — 75 ча­сов.6 Потому становится ясно, что школьный библиотекарь не может го­товить крупные общешкольные массо­вые мероприятия. Впрочем, для этого нет и необходимости, так как в каждой школе есть воспитательные службы.

Знакомство с работой школьных библиотек показывает, что практиче­ски все они ведут большую воспита­тельную работу путём приобщения школьников к книге и поощрения чте­ния, Большинство библиотекарей гото­во работать за низкую заработную пла­ту при условии, что у них будут возмож­ности качественно выполнять свою ра­боту, Например, анкетирование, кото­рое мы проводили среди школьных биб­лиотекарей Псковской области, показа­ло, что более 70% считает самым глав­ным препятствием в работе плохое ком­плектование, тогда как заработную пла­ту на первое место поставили только 28% библиотекарей. Что же касается массовых мероприятий, только 1,5% на­ших респондентов отметили это направ­ление деятельности как необязательное в школьной библиотеке.

Можно назвать немало энтузиастов, которые ведут огромную работу по раз­личным направлениям, способствую­щим формированию нравственных и эстетических ценностей у детей и юно­шества. Например, очень интересен проект школьной библиотеки средней школы №1 Дедовичей (зав. библиоте­кой Т, И. Веселкова). Здесь ежегодно «издаются» рукописные журналы «Листопадничек», «Ручеёк», «Улыбка». Ав­торами размещённых в них стихов, рас­сказов, зарисовок являются сами школьники. Ребята старшего возраста охотно принимают участие в создании альманаха «Наша книга памяти», где по­мещаются материалы об участии дедовичан в Великой Отечественной войне. Такая работа является стимулом к раз­витию творческой активности учени­ков, способствует формированию нрав­ственно-эстетических и гражданско- патриотических установок уже с млад­шего возраста.

Большая работа ведётся в библиоте­ке Псковского педагогического ком­плекса (зав. библиотекой В. А, Резиновская). Здесь как особое направление можно выделить работу по краеведе­нию. Работниками библиотеки была разработана целая система по воспита­нию национального самосознания школьников на примере жизни и твор­чества А. С. Пушкина. Библиотекари об­щеобразовательного отделения О. Я. Ге­расимова и А. А, Иванова проводят цикл мероприятий в рамках литератур­ного салона (в том числе литературно­-музыкальные композиции «Моя мадон­на», «Приют, сияньем муз одетый» и др.), посвящённые А. С. Пушкину и пуш­кинским местам Псковщины, Кроме то­го, в библиотеке разработан интерес­нейший цикл мероприятий, посвящён­ных древнему Пскову. Это и заочные экскурсии, и викторины, и КВНы. Вне­дряются в массовую работу и новые формы деятельности: например, в биб­лиотеке создаётся целая серия видео­фильмов, посвящённых Псковщине. Подготовленные фильмы («От Алек­сандра Невского до 6-й роты», «Истори­ческий центр города Пскова») поль­зуются популярностью не только у уча­щихся ППК, но и других школ.

Лауреат Всероссийского конкурса библиотек по экологическому просве­щению учащихся, школьная библиотека школы №2 (зав. библиотекой Г, М. Мар­тынова) ведёт большую массовую рабо­ту по содействию экологическому про­свещению и воспитанию школьников.

Библиотекарь Порховской средней школы №1 Т. П. Трофимова разработа­ла целую систему литературных игр. ко­торые она проводит с учащимися как начальной, так и средней школы. Это и «Весёлый волшебник» для второкласс­ников о творчестве С. Я. Маршака, и «Азбука вежливости» для семиклассни­ков, и краеведческий ринг «В том краю, где ты живёшь» для учащихся 9-х клас­сов.

Лауреат Всероссийского конкурса «Библиобраз-2003» Е. А. Гаврилова, зав. библиотекой средней школы №24 г. Пскова, разработала и реализует про­грамму развития научно-познаватель­ных интересов младших школьников «Школа почемучек». Программа пре­следует несколько задач: формирование основ информационной культуры; зна­комство учащихся с основами знаний, которые могут им пригодиться в после­дующей жизни; содействие навыкам развития речи и творческих способно­стей детей.

Зав, библиотекой Пыталовской сред­ней школы Г. А. Шатилова ведёт лите­ратурный клуб, членами которого являются учащиеся средней и старшей школы. Здесь ребята знакомятся с луч­шими образцами мировой литературы, читают стихи, обсуждают интересую­щие их вопросы.

Лауреат Всероссийского конкурса «Библиобраз-2003» О. Н. Соловьёва, зав. библиотекой средней школы №9ъ г. Великие Луки, вот уже девять лет ус­пешно ведёт литературный клуб «Алые паруса» для учащихся 8-11 классов. Клуб состоит из трёх секций, работой которых руководит правительство, со­стоящее из президента, совета старей­шин, руководителей клуба и секретаря-летописца, План работы разнообразен, составляется на два года с учётом увле­чений и пожеланий членов клуба. Фор­мы работы в клубе разнообразны. Это экскурсии, вечера, аукционы, экзотик-шоу, интеллектуальное казино... Для членов клуба чтение и творчество - удовольствие. По данным исследований, проведённых психологом школы, ин­теллектуальный уровень участников клуба выше, чем у их сверстников.

Цели массовой работы — показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через ли­тературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное», чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, насущной пи­щей для сердца и разума, они станови­лись сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями. Ибо массовые мероприятия с использо­ванием различных форм и приёмов по­могают учащимся эмоционально вос­принимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так яв­лений и событий.

Библиотека ПОИПКРО, являясь ме­тодическим центром для библиотек школ и учреждений начального профес­сионального образования Псковской области, систематически обобщает по­ложительный опыт массовой работы, знакомит библиотекарей с лучшими об­разцами деятельности их коллег, в том числе через профессиональные конкур­сы, которые организуются совместно с Государственным управлением образо­вания. Курсы повышения квалифика­ции включают лекционные и практиче­ские занятия, которые рассматривают различные аспекты массовой работы школьной библиотеки.

Некоторые рекомендации в по­мощь проведению массовой работы в школьной библиотеке

При проведении массовой работы со школьниками нашей задачей является показать детям, что чтение не только является неиссякаемым источником знаний и информации, но и может до­ставлять эстетическое наслаждение; что книга часто является другом и советчи­ком, и общение с ней раскрывает широ­кие горизонты перед человеком. То есть мы стремимся к реализации стратегиче­ской цели — научить хотеть читать7, что означает содействие обогащению эмо­ционального опыта ребёнка, помощь в получении осмысленной информации и знаний. Мы должны научить хотеть чи­тать для содействия саморазвитию фор­мирующейся личности, раскрытию её творческого потенциала.

Массовая работа в школьной биб­лиотеке, ведётся, как правило, по сле­дующим направлениям: поощрение сво­бодного чтения (чтения для удоволь­ствия), содействие воспитательным про­граммам школы, содействие учебному процессу.

Приступая к разработке программ приобщения учащихся к чтению, при со­ставлении плана работы библиотекарю следует ставить чёткие цели и задачи массовой работы вообще и каждого ме­роприятия в частности.

Например, главная цель мероприя­тия — приобщение к книге, поощрение свободного чтения. Достижению этой цели поможет решение следующих за­дач: познакомить учащихся с лучшими образцами художественной литературы для детей и юношества, показать красо­ту родного языка, научить сопережи­вать героям книги, стимулировать дет­скую фантазию.

При проведении мероприятий в по­мощь учебному процессу главной целью может выступать содействие усвоению учебного материала средствами эмо­ционального воздействия, активизация познавательной деятельности учащих­ся. Задачами будут выступать: знаком­ство с дополнительными материалами и литературой по определённому предме­ту, расширение знаний школьников об изучаемых предметах.

Формы работы со школьниками име­ют немаловажное значение в реализа­ции поставленных целей, В последнее время традиционные формы работы с книгой (устный журнал, читательская конференция, защита читательского формуляра, диспут по книге) уходят в прошлое, сменяются новыми, более жи­выми, интерактивными формами рабо­ты. К таковым относятся: брейн-ринги, КВНы, различные игры, виртуальные путешествия и т, п. Хотя чтение вслух, викторины, литературно-музыкальные композиции, обзоры литературы, про­должают оставаться популярными и сейчас.

Если попытаться систематизировать массовые мероприятия по сложности проведения, охвату читателей и време­ни, затраченному на подготовку, можно выделить три основные группы:

  • Наиболее доступные и малотру­доёмкие с точки зрения затрат времени и подготовки: чтение вслух, обзор лите­ратуры (обзор-беседа, обзор у выстав­ки, обзор-лекция), викторина;
  • Мероприятия, требующие значи­тельной предварительной подготовки: литературная игра (брейн-ринг, путеше­ствие по станциям, литературное лото, литературный аукцион и т, п,), устный журнал, пресс-конференция, конкурс;
  • Мероприятия, которые помимо предварительной подготовки требуют значительной индивидуальной работы со школьниками: КВН, литературная композиция, литературный суд, литера­турный праздник (посиделки, литера­турный журфикс, литературный утрен­ник, литературный бал), встречи в лите­ратурной гостиной, читательские кон­ференции.

Отдельное место занимают такие сложные формы работы как клубы и кружки.

При подготовке и проведении меро­приятий в школьной библиотеке, нужно помнить, что существуют определённые педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей:

  • Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, то есть должно создавать цельность настроения, вызывать пе­реживания, направленные на форми­рование определённых установок;
  • Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга учащихся. чтобы каждый мог проявить свои зна­ния, способности и дарования. Иде­альный вариант, когда принять уча­стие могут все приглашённые;
  • Мероприятие не должно быть пере­гружено и затянуто;
  • При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития учащихся. Необхо­димо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем нельзя ориен­тироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто — это неинтересно, когда очень сложно — тоже неинте­ресно. Излишняя простота и излиш­няя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, прове­дённая работа будет бесцельной;
  • Мероприятие должно быть захваты­вающим, а это зависит от форм пода­чи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем кра­сочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не по­следнюю роль играет и принцип на­глядности. Ещё Ушинский рекомен­довал применять наглядное обучение, «которое строится не на отвлечён­ных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредствен­но воспринятых ребёнком».8 Поэто­му очень важно использовать не толь­ко живой язык, эмоциональный рас­сказ, метафоры, эпитеты, но и иллю­стративный материал, музыку, видео­материалы;
  • Мероприятие не должно быть «меро­приятием». Активное применение игровых и занимательных форм рабо­ты в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных спо­собностей школьников;
  • При подготовке массовых мероприя­тий необходимо учитывать возраст­ные и психологические особенности школьников. Например, для младших школьников характерными особенно­стями являются стремление позна­вать мир в игре, быстрая утомляе­мость, неумение долго концентриро­вать внимание, повышенная эмоцио­нальная возбудимость, желание со­ревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией являет­ся, пожалуй, наиболее важной и акту­альной. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закла­дываются основы представлений о мире, жизни, формируются привычки. Недополученное ребёнком в этом возрасте уже никогда не удастся вос­полнить;
  • Наконец, особенностью мероприятий, проводимых в библиотеке, является их тесная связь с задачами приобще­ния к чтению и поощрения чтения. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно ни затрагивало, и в ка­кой бы форме ни проходило, подразу­мевает, в первую очередь, «рекламу» книги и чтения.

Подготовка и проведение мероприятия

Включают в себя несколько этапов и операций, общих для любой формы массовой работы. Библиотекарь дол­жен определить тему, состав аудитории, обозначить цель проведения данного мероприятия. После этого составляется план работы, который отражает все этапы и направления деятельности. Сю­да входят:

  • организационный момент: создание сценария, формирование команды, встречи с учителями, подготовка ин­формации о мероприятии;
  • подготовительный этап: организация книжных выставок, проведение обзо­ров литературы, индивидуальная ра­бота со школьниками, подготовка реквизита;
  • проведение мероприятия;
  • заключительный этап: обсуждение ме­роприятия со школьниками и препо­давателями, написание сочинений, оформление отчётов, отзывов и аль­бомов.

Особенности различных форм массовой работы

«Дети более любят слушать, неже­ли читать, уже и потому, что в пер­вые два-три года самый процесс чте­ния еще. утомляет их. Кроме того, не­обходимо приучить детей не только чи­тать, но и слушать внимательно, а по­том усваивать и передавать слышан­ное».9

Чтение вслух — наиболее доступная, но немного забытая сейчас форма рабо­ты с младшими школьниками. Между тем, в США ещё в 1970-е годы была раз­работана национальная программа под­держки свободного чтения и формирова­ния мотивации к чтению как средства борьбы с функциональной неграмотно­стью, в основе которой лежало именно чтение вслух. Это неудивительно, ибо чтение вслух способствует созданию у школьников образных представлений, воздействует на эмоциональную сферу восприятия. Оно помогает заинтересо­вать ребёнка, может вызвать у него же­лание продолжить чтение самостоятель­но. Более того, оно приучает к внима­тельному слушанию текста. Естествен­но, выбирая эту форму работы с книгой очень важно соблюдать определённые требования. Необходимо читать чётко, внятно, не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы в тексте. Вместе с тем, это должно быть выразительное чтение, эмоционально окрашенное, спо­собное держать внимание ребёнка, ибо не секрет, что монотонное, однообразное чтение текста или чтение с запинками не будут слушать даже взрослые, каким бы интересным не было его содержание.

Иногда после чтения можно провес­ти беседу с ребятами о прочитанном, но это вовсе не обязательно. Подчас более действенным оказывается просто чте­ние без комментариев, которое даёт ре­бёнку возможность самостоятельно ос­мыслить прочитанное. Кстати заметим, что исследования называют одной из причин, которые отвращают детей от чтения, необходимость писать отзыв, отчёт о прочитанном.10 Можно предло­жить нарисовать рисунки после занятия, т. к. дети младшего школьного возраста охотно рисуют. Учитывая более силь­ное воздействие зрительных образов на ребенка, можно дополнить чтение вслух отрывками из мультфильмов.

При проведении таких занятий биб­лиотекарь должен учитывать следую­щие моменты. Продолжительность чтения, учитывая возраст маленьких слушателей, должна составлять в пер­вых-вторых классах 20-25 минут, в третьих-четвёртых — 30-35 минут. Ес­ли чтение вслух сопровождается ви­деофрагментами, то их целесообразно показывать в конце занятия, поскольку зрительные образы оказывают более сильное эмоциональное воздей­ствие на школьников и после них ауди­торию очень трудно успокоить. Если библиотекарь во время чтения заметил нарушение дисциплины, не следует прерывать чтение и делать замечания. Надо постараться привлечь внимание нарушителей, чтобы не портить эф­фект и не создавать ситуации принуж­дения.

Обзоры литературы — это тради­ционная и проверенная форма рабо­ты, которая может быть действен­ной, если при её использовании соб­людать несколько правил. Первое и самое главное — обзор должен быть интересным, живым. Сухая аннота­ция и скрупулёзное перечисление выходных данных не интересны даже взрослым, не говоря уже об учащих­ся школы. Кроме того, с различными возрастными группами следует про­водить различные виды обзоров. На­пример, младшие школьники намно­го лучше воспринимают материал, если рассказ перемежать беседой, за­читывать интересные отрывки и по­казывать яркие иллюстрации. Наи­более приемлемым видом обзора здесь будет обзор-беседа или обзор у книжной выставки. Со старшими школьниками можно провести клас­сический библиографический обзор, или обзор-лекцию, в ходе которого рассказ о книге сменяется интерес­ным фактическим материалом. Глав­ная цель обзора и в том, и в другом случае – заинтересовать читателя, сделать так, чтобы он захотел взять эту книгу и прочитать её. В против­ном случае есть риск добиться обрат­ного эффекта. Трудно даже предста­вить себе, какой вред способен нане­сти обзор литературы, если библио­текарь формально «отбубнил» свой текст под слабый (или сильный) гул класса.

Прекрасно оживляют обзор и при­влекают внимание слушателей игровые моменты. В этом случае, перемежая по­дачу информации о книгах с фрагмента­ми игр, можно добиться прекрасных ре­зультатов.

Методика проведения обзора литера­туры достаточно отработана. Каждый обзор должен иметь вступление, основ­ную часть (непосредственное знаком­ство с книгами) и заключение. В обзоре библиотекарь должен кратко раскрыть содержание рекомендуемой литерату­ры. Подчеркнём, что раскрыть содер­жание не означает пересказать его. Об­зор для учащихся среднего и старшего возраста — это, по сути дела, беседа или лекция на определённую тему с привле­чением иллюстративного материала, в качестве которого выступают книги. Дидактические требования — занима­тельность и доступность изложения, ак­тивизация слушателей. «Обзор должен вызвать интерес к книге или творче­ству писателя, к теме чтения, вы­звать у читателя желание самостоя­тельного знакомства с литерату­рой».11

«В обзоре следует чередовать раз­ные приёмы: они должны быть и про­стыми, и более сложными, и серьёзны­ми, и развлекательными. Такое чередо­вание полезно, как некоторая разрядка напряжения слушающих обзор под­ростков. Если библиотекарь замечает, что содержание обзора утомило уча­щихся до назначенного времени его окончания, он может прибегнуть к приёмам, которые несколько оживят, развлекут аудиторию: задать интри­гующие вопросы, показать интересный иллюстративный материал, вырази­тельно прочесть интересный отры­вок из книги».12

Обзор научно-популярной литерату­ры должен привлекать внимание к со­держащемуся в ней познавательному материалу. Возможно, возникнет необ­ходимость разъяснить сложные момен­ты, показать, как использовать данную книгу и сведения, приведённые в ней. В сегодняшних условиях, когда образова­ние рассматривается как основа социа­лизации учащихся, особенно важно под­черкнуть связь научных сведений с жиз­нью.

Количество книг, которые можно ис­пользовать в обзоре может быть раз­личным — от одной до десятка. Это за­висит от цели, темы обзора, выделенно­го времени и возможностей библиоте­ки.

Викторины и литературные загадки

  • это формы работы, которые разви­вают память, сообразительность, дают школьникам возможность проявить се­бя.

Викторины — занимательные вопро­сы по содержанию художественного произведения, фактам биографии писа­теля, событиям литературной жизни, истории книги и литературы.

Литературные загадки — это угады­вание произведения и автора по отрыв­ку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя и т. п. Не случайно они пользуются у школьников большим успехом. Здесь ребята могут проявить свои познания, а в том, что они это очень любят делать, нет никакого сом­нения. У меня перед глазами стоит сце­на из мероприятия, которое мы прово­дили с второклассниками. Желание ма­лышей ответить на вопросы было так велико, что некоторые даже стонали, а один ребёнок подползал по ковру всё ближе и ближе к ведущему и тянул вверх руку. При проведении викторин существует одна опасность — надо со­вершенно чётко организовать систему ответов, в противном случае неизбежны шум, гвалт, и что самое недопустимое - обиды и необъективность оценки. По­тому что при нечёткой организации они будут отвечать все сразу.

Подготовка к викторине - предва­рительная работа с предлагаемой лите­ратурой, организация книжной выстав­ки, обзор у книжной выставки, заранее вывешенные вопросы.

Кстати, можно порекомендовать но­вые формы викторин: видеовикторину показ фрагментов из мультфильмов и экранизаций художественных произведений, а также викторины с использованием иллюстраций к детским книгам.

Литературные игры и праздники пользуются наибольшей популярно­стью у школьников, что не удивительно. Ведь эти формы массовой работы несут в себе элементы праздничности, необычности, неформальности, дают возможность воспринимать материал бо­лее эмоционально. А мы знаем, что ча­сто именно эмоции определяют направ­ление интересов личности.

К числу литературных игр можно отнести путешествия по сказкам и станциям, литературные балы и утрен­ники, брейн-ринги, КВНы. аукционы, лото, пресс-конференции, игры по сце­нариям известных телеигр и множество других.

Эти формы работы развивают ини­циативу, обостряют эмоциональное вос­приятие. позволяют активно использовать творческий потенциал учащихся, придают мероприятиям живой, нефор­мальный характер. Они расширяют кру­гозор и активизируют познавательные интересы.

Игровые формы действенны, когда они проводятся в системе. Они могут быть следующим этапом после проведе­ния обзора литературы или частью си­стемы мероприятий, посвящённых од­ной теме. Методика проведения предпо­лагает, что библиотека объявляет за­благовременно тему литературной игры, книги, рекомендуемые для подго­товки. демонстрируются на книжной выставке, предлагаются в обзоре лите­ратуры. Срок подготовки может быть небольшим, примерно 10-15 дней, в зна­чительной степени это зависит от объё­ма предполагаемого материала.

Игры-путешествия для учащихся младших классов неплохо готовить с привлечением школьников среднего возраста, которые способны преобра­зиться в Незнайку, Доктора Айболита или Золушку. Если в игре присутствуют литературные герои, то эмоциональное восприятие возрастает многократно. Вспоминаю, как трепетно и осторожно переходили первоклассники через вол­шебную «речку», сделанную из куска ткани, какими круглыми глазами они смотрели на «лешего» (ученика 7 клас­са), который выскочил из-за угла, как дружно отвечали на вопросы бабы-Яги, стремясь найти волшебный ларец с дра­гоценными книгами. Понятно, что и вос­приятие в этом случае обостряется, и интерес возрастает.

Брейн-ринги, КВНы тоже можно проводить с маленькими читателями, но они не будут такими эффективными, по­тому что формы коллективной и само­стоятельной работы ещё сложны для них. Здесь существует опасность, что многие из ребят будут просто сидеть и тихо переживать. Зато при работе со школьниками среднего и старшего воз­раста эти формы незаменимы. Их преи­мущества в том, что они предполагают элемент соревновательности, проходят в неформальной обстановке, дают воз­можность проявить себя и свои знания. Они способствуют приобретению опы­та коллективного мышления, разви­вают быстроту реакции, позволяют про­верить познания и начитанность целого класса.

Помимо брейн-рингов с ребятами по­старше можно проводить различные игры, где самостоятельные задания пе­ремежаются полезной и нужной инфор­мацией. Эти игры побуждают инициати­ву, стимулируют познавательные инте­ресы.

Методика подготовки и проведения литературных игр и состязаний сле­дующая. Вначале продумывается тема, цель, форма игры, которые зависят от предполагаемой аудитории. Библиоте­карь самостоятельно или вместе с учи­телем-предметником готовит вопросы, продумывает условия, пишет сценарий проведения игры. Затем оформляется выставка литературы, делаются обзо­ры литературы. Учащимся даётся вре­мя (от одной недели до месяца) на зна­комство с темой и книгами. Можно по­знакомить предполагаемых участников игры с направлениями, по которым бу­дет проводится игра. За одну-две неде­ли до предполагаемого срока вывеши­ваются красочные объявления для зри­телей. Формируется состав жюри, ко­торое может включать школьников старшего возраста. При проведении игры целесообразно использовать му­зыку, которая помогает создать празд­ничное настроение и заполнить паузы при подсчёте очков. Если по условиям конкурса предусматриваются письмен­ные задания, необходимо заранее поза­ботиться о бумаге и карандашах. Перед началом игры ведущий чётко объявля­ет правила и условия игры, очерёд­ность ответов, время на их обдумыва­ние. Хорошо, если есть возможность поощрить победителей. Если призов нет. можно просто вывесить плакат с результатами конкурса. Это будет при­ятно выигравшей команде, поднимет престиж проводимых в библиотеке ме­роприятий, наконец, покажет работу библиотеки как школьного культурно­го центра.

Ещё большее воздействие оказы­вают на читателей (особенно малень­ких), костюмированные балы и празд­ники. Положительные эмоции усили­ваются за счёт того, что ребята зара­нее готовятся принять участие в празд­нике, учат стихи, песни, вместе с роди­телями готовят костюмы. Плюсами та­кого рода мероприятий являются глу­бокое эмоциональное воздействие, возможность привлечь к непосред­ственному активному участию практи­чески всех членов класса, предоставле­ние возможности школьникам проя­вить себя, свои способности и дарова­ния. Конечно, такое мероприятие школьная библиотека может подгото­вить только вместе с классным руково­дителем, это сложное комплексное ме­роприятие. Правда, если вы всё-таки решились на него, результаты превзой­дут все ваши ожидания. Такие праздни­ки учащиеся начальной школы запо­минают на всю жизнь. Например, биб­лиотека ППК проводила литературно-музыкальный праздник «Пушкинский бал» с учащимися четвёртых классов, который готовился и проводился вме­сте с учителем. Это было незабываемо и для детей, и для родителей, и для ор­ганизаторов. На этом празднике на­шлось место каждому школьнику: они пели, танцевали, читали стихи, играли на музыкальных инструментах. И как же приятно было наблюдать их блестя­щие глаза, сияющие лица, нежелание расходиться после праздника. Каждый школьник хотел сфотографироваться около большого портрета А. С. Пушкина.

Можно подчеркнуть, что при орга­низации праздников программа не должна быть громоздкой, затянутой. Максимальное время проведения меро­приятий для школьников не должно превышать часа. Как правило, литера­турный утренник или праздник строят­ся по следующей схеме: вступление библиотекаря, основной программы, в которую включены музыкальные фрагменты, инсценировки, художе­ственное чтение, конкурсы и т. п„ объе­динённые общей темой и заключением, в котором ведущий кратко резюмирует идею праздника.

Одной из форм работы, стимулирую­щей инициативу и предоставляющей возможность школьникам развивать свою творческую активность, является проведение различных конкурсов. Это могут быть конкурсы на лучшую иллю­страцию к книге, на лучшую рукопис­ную книгу по выбранной тематике, конкурс на лучшее стихотворение, творческую работу о каком-либо писа­теле и т. п. Неоднократный опыт прове­дения конкурсов в школе на лучшую ру­кописную книгу показывает, что ребята прекрасно знают элементы книги, роль иллюстраций, стараются сделать инте­ресным содержание. Иногда получается так, что дети «помещают» в свою книгу произведения классиков, так ведь и это неплохо. Они лишний раз прочитают прекрасные образцы поэзии и прозы.

Существует несколько этапов прове­дения конкурса.

Перед началом конкурса необходи­мо тщательно продумать цели и усло­вия его проведения, исходя из возраст­ных особенностей и возможностей уча­щихся. После этого создаётся Положе­ние о конкурсе, которое регламентиру­ет состав участников, формы конкурс­ных работ, сроки проведения, требова­ния к конкурсным работам. Кроме то­го, Положение включает номинации конкурса, этапы конкурса, состав жю­ри, предусматривает поощрение побе­дителей. Положение утверждается ди­ректором школы. Следующий этап — информационная работа. Информация о конкурсе должна быть доведена до всех потенциальных участников. Для этого нужно повесить красочные объявления не только в библиотеке, но и на школьной доске объявлений, а также опубликовать в школьной прес­се. Ещё более продуктивным будет предварительное собеседование с классными руководителями, устная ин­формация в классах. Для подведения итогов конкурса выбирается жюри, в состав которого можно включить учи­телей, организаторов воспитательной работы, представителей внешкольных организаций. После определения побе­дителей наступает заключительный этап конкурса - награждение. Это часть мероприятия должна проводить­ся широко, открыто, возможно, даже в форме праздника. Моральное поощре­ние подчас оказывает более сильное воздействие, чем материальное, поэто­му торжественное чествование побе­дителей должно стать апофеозом кон­курса.

Большое значение в воспитании ли­тературного вкуса, в формировании мотивации подросткового чтения играют комплексные мероприятия, предполагающие эстетическое воспи­тание путем использования синтеза искусств. Сюда можно отнести литера­турно-музыкальные, литературно-ху­дожественные, музыкально-драмати­ческие композиции.

Литературно-музыкальная компози­ция развивает вкус, расширяет круго­зор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Основыва­ясь на принципах ассоциативного соеди­нения различных по жанру, стилю и рит­му художественных текстов, музыкаль­ных (а иногда и видео) фрагментов, объединённых общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воз­действовать на школьников, легче вос­принимается, помогая им при этом сопо­ставлять, размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких дета­лей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу по­гружения в искусство.

Вместе с тем это достаточно сложная форма работы, как для подготовки биб­лиотекаря, так и для восприятия школь­ников. Наиболее целесообразно прово­дить её с учащимися старших классов. При подготовке литературно-музы­кальной композиции, желательно воз­держиваться от перегруженности. Поэ­тому наряду с литературно-музыкаль­ными композициями можно проводить и литературно-художественные компо­зиции, где поэтические фрагменты со­четаются с видеоматериалом, а музы­кальное сопровождение может быть фрагментарным или служить тихим фо­ном.

Сегодня многие считают этот вид массовой работы менее действенным, потому что она предполагает пассивное восприятие, ведь вовлечь в активное действие всех присутствующих трудно. Однако активная деятельность школь­ников может проявляться на различных этапах работы. Например, если текст композиции составляется самими школьниками. Желательно стремиться к тому, чтобы как можно больше школьников смогли выступить в роли чтецов и исполнителен. И, наконец, эта форма работы не допускает большого количества зрителей, она требует ка­мерной обстановки.

Иногда школьные библиотеки про­водят литературные вечера или встречи в литературно-музыкальной гостиной. Это сложная и деликатная работа, кото­рую целесообразно проводить совмест­но с учителем литературы и предметов художественно-эстетического цикла. Подготовка такого мероприятия требу­ет значительного времени. Перед прове­дением такого вечера или встречи необ­ходимо тщательно подготовить про­грамму, исходя из целей и возможностей учащихся. Программа такого мероприя­тия может включать вступительную часть, официальную часть, художе­ственную часть, заключение. Под офи­циальной частью мы подразумеваем до­клад, или сообщение. Вместо доклада можно включить просто краткое всту­пительное слово учителя или библиоте­каря.

Литературные вечера и встречи мо­гут проводиться как общешкольное ме­роприятие. посвящённое жизни или творчеству отдельного писателя. Здесь первым и основным условием является совместная работа с другими структур­ными подразделениями школы.

Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необхо­димо стремиться к созданию именно це­лостной системы приобщения к чтению учащихся всех возрастных групп. Боль­шую помощь библиотекарю может ока­зывать актив библиотеки.

Валентина Борисовна Антипова, заведующая библиотекой Псковского областного института повышения квалификации работников образования