• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Харькова В. Школьная библиотека и безопасный Интернет : библиотечный урок для учащихся 5-х классов / В. Харькова // Школьная библиотека. – 2013. – № 9-10. – С. 49-53.

Харькова В. Школьная библиотека и безопасный Интернет : библиотечный урок для учащихся 5-х классов / В. Харькова // Школьная библиотека. – 2013. – № 9-10. – С. 49-53.

Ключевые ресурсы развития современ­ного мира — знание и люди, им облада­ющие. «...Богатейший человек мира, Билл Гейтс, не владеет ничем осязаемым — ни землей, ни золотом или нефтью, ни фабриками, ни промышленными процессами, ни армиями. Впервые в истории богатейший человек мира владеет только знаниями». (Лестер К. Туроу).

Мир един. Едина и информационная основа развития каждого человека.

Информация есть всеобщее свойство мате­рии и во всех формах ее проявления она требу­ет к себе внимательного и ответственного отно­шения.

Значит, нужно овладевать способами взаи­модействия с информацией — целесообразны­ми, законными, полезными. Это, ребята, дается учебой, работой, тренировкой.

Что такое информация? Каждый день вы уз­наете что-то, чего не знали раньше, получаете новую информацию. Информация — это знания, получаемые вами в школе, это сведения, кото­рые черпаете из книг, телепередач, это новости, которые слышите по радио или от людей, с кото­рыми общаетесь. Информирован, значит, во­оружен. Кто владеет информацией, тот владеет миром.

В ходе повседневной жизни каждый из нас получает (воспринимает) самую разнообразную информацию. Но умеем ли мы правильно ис­кать, обоснованно оценивать, ответственно ис­пользовать разного рода знания? Первичную информацию об окружающем мире — темпера­туре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физи­ческих свойствах предметов — люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вести­булярный аппарат и нервную систему. Но може­те ли вы полностью доверять своим органам чувств? Больше всего информации вы получае­те с помощью зрения.

Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д. Полу­ченную информацию человек может предста­вить в виде записей, изображений, звуков и т.д. С давних времен люди стремились облегчить свой труд. Они придумали подъемный кран, ав­томобиль, самолет и множество других машин, механизмов и приспособлений, усиливающих их физические возможности.

Давайте совершим с вами, ребята, путешест­вие во времени и узнаем, как хранили информа­цию раньше, и сравним это с тем, как ее хранят теперь. Ведь никто теперь не будет оспаривать, что рукописная и старопечатная книга, растира­жированный на самом современном полигра­фическом оборудовании альбом репродукций картин или географический атлас — это тоже носители информации.

Знания, накопленные в течение человечес­кой жизни, не могут сохраняться генетическим (наследственным) путем. Память — самый пер­вый инструмент хранения информации. Волхвы и шаманы, сказители и певцы в виде былин, ска­заний, распевов (того, что мы называем фольк­лором) передавали знания от одного поколения к другому. Но стихийные бедствия, войны и эпи­демии подчас целиком уничтожали целые пле­мена, а вместе с ними терялись и все знания, накопленные многими поколениями людей.

Люди всегда понимали ненадежность чело­веческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наи­более важную информацию на каких-либо внешних носителях. По наскальным росписям в пещерах вы можете судить о том, как охотились древние люди: по ним ученые определяли не только все этапы охоты, но и ритуалы, ее сопро­вождавшие. К сожалению, у рисуночного письма есть один существенный недостаток — неод­нозначность прочтения.

Необходимость более точно передавать ин­формацию определила появление других форм письменности — знаковых. Место произволь­ных рисунков заняли значки, которые с течени­ем времени все меньше и меньше походили на предметы окружающего мира.

Гораздо позже, через 2—3 тысячи лет, в Фи­никии появилось алфавитное письмо, похожее на то, которым пользуемся мы. Оно строилось на алфавите — строго определенном наборе знаков (букв), комбинации которых образовыва­ли слова и предложения.

До середины XV века книги были рукописны­ми. И потому их было очень мало, они были до­рогими и считались предметами роскоши. Большая часть книг хранилась в монастырях. Там книги приковывались — переписывались специальными людьми, обладавшими краси­вым почерком. Вплоть до изобретения книгопе­чатания доступ к информации, хранившейся в книгах, был ограничен.

В 1440 году немец Иоганн Гутенберг построил первый печатный станок. На Руси книгопечатание основал Иван Федоров в середине XVI века. Се­годня, в эпоху миллионных тиражей, трудно себе представить, что на первых порах книгопечатание недалеко ушло от рукописного копирования ори­гинала. Так, к концу XVIII века, при Екатерине II, в России издавалось всего 360 книг в год. Думаю, что до сегодняшнего дня печатный лист остается основным носителем информации.

Ребята, а что вы знаете о средствах передачи информации?

Очень много открытий в области связи было сделано в XIX веке, когда люди овладели элект­ричеством.

В 40-х годах XIX века русский ученый П.Л. Шиллинг построил в Петербурге первую те­леграфную линию, соединившую Зимний дво­рец и Генеральный штаб.

В 1876 году в Америке был изобретен теле­фон, позволивший для общения использовать не телеграфный код, а человеческий язык: мик­рофон преобразовывал звук голоса в электри­ческий сигнал (ток), а наушник превращал электрический сигнал в звук.

В 1895 году русский изобретатель А.С. Попов открыл радиосвязь, не требующую проводов и кабелей.

Сегодня существует очень много мощных ра­диостанций. Чтобы не испытывать взаимных по­мех, они работают на разных радиоволнах — длинных, средних, коротких, ультракоротких и дециметровых.

В конце 30-х годов XX века был изобретен способ передачи с помощью волн кодированного изображения. Был создан первый телевизор, сначала черно-белый, а затем цветной. Сегодня кроме вещательного телевидения существует кабельное и спутниковое, появившееся благодаря успехам в освоении космоса.

В 1969 году в СПЕЛ начала функционировать первая в мире компьютерная сеть. Она положила начало формированию всемирной компьютерной сети Интернет. Сотни миллионов компьютеров, включенных в Интернет, образуют единую информационную среду, открывающую любому человеку доступ ко всему информационному богатству человечества. Компьютерная сеть — средство оперативного обмена инфор­мацией. Количество писем, пересылаемых се­годня через Сеть (по электронной почте), во многих странах уже превышает объем обычной почты. Это связано с очень высокой скоростью доставки информации. Так, электронное пись­мо, посланное по Сети в Америку, достигнет ад­ресата практически мгновенно. Через Сеть можно получить программы и данные, храня­щиеся в памяти компьютера, расположенном на другом континенте, электронную копию ред­кой книги или материалы из любого музея ми­ра. Компьютеры облегчают умственный труд человека, усиливают его интеллектуальные способности, помогают справиться с гигант­скими объемами информации. С его помощью вы можете рисовать, слушать мелодии, смот­реть мультфильмы и т.д.

В гимназии каждый из вас, ребята, пользу­ется услугами школьной библиотеки. Ведь кроме традиционных носителей информации (книги, периодические издания) у нас есть компьютер с выходом в Интернет. Как можно стать грамотным пользователем безопасного Интернета?

Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в то же время Сеть таит в себе много опасностей. Как обезопасить себя в Интернете?

В настоящее время Интернет стал неотъем­лемой частью вашей жизни. Использование Интернета дома и в гимназии позволяет вам, ребята, получать свежие новости в интересую­щей вас области. Однако бурное развитие Ин­тернета несет также существенные издержки. Современная научно-образовательная инфор­мационная среда характеризуется большим количеством образовательных ресурсов с нест­руктурированной и, мало того, еще и не всегда достоверной информацией. Объем подобных ресурсов растет в геометрической прогрессии.

Таким образом, неуклонно возрастает потреб­ность в обеспечении эффективного использова­ния информационных научно-образовательных ресурсов. Кроме того, наряду с полезной и не­обходимой информацией вы сталкиваетесь с ресурсами, содержащими неэтичный и агрес­сивный контент. Это может привести к:

  • заражению вредоносными программами при скачивании файлов
  • нарушению нормального вашего развития
  • неправильному формированию нравствен­ных ценностей
  • знакомству с человеком с недобрыми на­мерениями.

Часть школьников — это уже «продвинутые» интернет-пользователи. Отвечая на вопрос о том, как надо вести себя в Интернете, чтобы из­бежать опасностей, некоторые школьники дают своим сверстникам вполне грамотные советы. Назовем некоторые их рекомендации.

Дети советуют детям:

  • «поставить хороший антивирус»;
  • «нигде без надобности не писать свои лич­ные данные»;
  • «заходить на проверенные, безопасные сайты»;
  • «не лезть на непроверенные сайты»;
  • «не общаться с незнакомыми людьми»;
  • «не использовать Интернет как игрушку, не "вестись" на розыгрыши»;
  • «не нажимать на все подряд»;
  • «надо понимать, что ты делаешь!».

Многие люди считают, что сейчас Интернет больше напоминает кучу мусора, чем источник информации. Мол, все тут есть, но чтобы это «все» найти, нужно перерыть очень много не­нужных страниц. Однако это не так. Во всемир­ной Сети есть своя логика. Зная и используя несколько простых правил, вы можете сделать так, что любая информация будет находиться быстро, и что самое главное — вы найдете именно то, что вы ищете, иначе найти нужное будет сложно. Если вы постоянно используете Яндекс, тогда вам необходимо знать, что если набирается слово с маленькой буквы, то будут найдены слова с маленькой и большой буквы. Если же вы набрали слово с большой — то будут найдены слова только с большой буквы. Например, на запрос «аэроплан» поисковая система выдаст упоминания о летательном аппарате, а также о музыкальном коллективе и много еще о чем. Поэтому правило: не набирайте без особой нужды слово с большой буквы. По-другому обстоит дело в Google. Здесь запросы нечув­ствительны к регистру символов. Это значит, что для Google нет никакой разницы, будет зап­рос набран одними прописными, одними строчными буквами или вообще вперемешку. Из этого правила существует одно исключение — слово «оr». Если вы хотите использовать его как логический оператор, то должны набирать OR. Оператор OR (ИЛИ) полезен в первую очередь для тех случаев, когда у нужного термина есть синонимы или если его правильное написание еще не устоялось. Ему соответствует символ (|). При поиске Google пропускает некоторые слова, не несущие смысловой нагрузки, а также одиночные цифры. Иногда Google автоматически ищет по сокращениям, принятым для слов, включенных вами в свой запрос, что может быть полезным, но может и помешать. Обойти дан­ные ограничения можно либо задав в строке по­иска всего одно любое слово или же заключив запрос с такими проблемными словами в ка­вычки, то есть произведя поиск по фразе. Рас­смотрим более подробно поиск устойчивых словосочетаний. Здесь необходимо ввести фразу для поиска в кавычках. (Во всех осталь­ных случаях кавычки не нужны). Очень помога­ет, когда вам нужно, к примеру, найти слова стихов, а вы помните всего одну строчку. Вве­дите эту строку с кавычками в поисковую систе­му. Например, вы помните отрывок стихотворе­ния «У лукоморья дуб зеленый», а кто написал — не помните. Идете на поисковую систему, вводите эту фразу и сразу же узнаете, что это А.С. Пушкин. Запрос Google может состоять максимум из десяти слов, при этом считаются как собственно ключевые слова, так и операто­ры. Это ограничение можно обойти, например, заменив все слова, которые Google и так проиг­норирует (все те же предлоги, артикли и т.п.), на звездочки. При расчете длины запроса Google такие символы не учитывает, и у вас по­явится возможность добавить пару-тройку до­полнительных полезных условий.

Чаще всего при удовлетворении своих зап­росов обращайтесь к таким универсальным поисковым системам, как Google, Rambler, Yandex. Эти системы позволяют искать инфор­мацию в Интернете. Кто хочет найти информа­цию в Интернете, рекомендую пользоваться именно этими поисковыми системами.

Библиотека имеет свою электронную почту, что позволяет общаться непосредственно с представителями различных издательств и другими библиотеками. Налажена связь с из­дательством «Просвещение» и издательским домом «Питер». Если вы имеете точную ин­формацию об издательствах, с которыми хоте­ли бы связаться, то можете обратиться в биб­лиотеку.

Школьная библиотека стремится строить свою Web-страницу, которая будет выступать центром основной информации для каждого школьника и педагога. Этот Web-сайт может быть домашней страницей на компьютерах учеников и учителей. И тогда библиотека ста­нет местом безопасного и естественного ин­формационного пространства, первично необ­ходимой информационной системой для каж­дого школьника и педагога. Эти пользователи могут сказать: «Все началось в школьной библиотеке», которая стала для них воро­тами в огромный мир информации.

Главное место на сайте — это, конечно же, информационные ресурсы: электронный ката­лог школьной библиотеки; различные базы данных — от библиографических до полноте­кстовых и фактографических; энциклопедии и словари; электронные журналы; коллекции ссылок на полезные ресурсы Интернета.

Стремительное развитие Интернета как ре­сурса научной, образовательной, справочной информации оказывает свое влияние на справочно-библиографическое обслуживание. Ме­няются содержание и методы этой деятельнос­ти. Меняется и состав справочно-библиографического фонда, он дополняется электронными источниками информации.

Библиограф или библиотекарь поможет ориентироваться в пространстве глобальных сетей, выискивая там самые свежие данные. Методика нахождения информации в новой электронной среде близка к традиционному библиографическому поиску. И поэтому имен­но библиограф или библиотекарь может стать для вас ведущим специалистом по освоению Интернета.

Кроме того, библиографы используют базы данных, онлайновые словари и энциклопедии.

Веблиография — так можно назвать подхо­ды библиографов к организации ресурсов Интернета с целью облегчения поисковой де­ятельности пользователей Сети. Библиотекари-библиографы не оставляют пользователя один на один с этой «информационной свал­кой». Они отбирают, систематизируют наибо­лее ценные и надежные сетевые ресурсы для того, чтобы рекомендовать их пользовате­лям. Форма такой рекомендации может быть различной. Сегодня получили распростране­ние путеводители, размещенные на Web-сай­тах. Они по своему содержанию могут быть универсальными или тематическими. Онлай­новый путеводитель имеет тематические раз­делы, некоторые или все представленные в нем ресурсы аннотированы. Путеводители могут быть результатом работы нескольких библиотек, кооперативных усилий. Над этим работают в центральной библиотеке им. М. Горького.

Например, описание тематических Web-peсурсов, имеющих значение для педагогов и учеников: базы данных, электронные журналы и книги, списки рассылок, онлайновые библи­отечные каталоги, статьи и указатели.

Для работы со школьниками развивается и электронная рекомендательная библиогра­фия. Школьники знакомятся не только с элект­ронными текстами на различных носителях. Вы должны любить читать книги. А рекомендо­вать вам лучшие образцы литературных про­изведений можно в той форме, которая для современных ребят наиболее привлекательна — в электронной.

Дополнительные материалы по теме «Безопасный Интернет»

«Основы безопасности детей и молоде­жи в Интернете» — интерактивный курс по Интернет-безопасности.

На данном сайте представлены подготов­ленные совместно с информационно-аналити­ческим ресурсом «Ваш личный Интернет» и интернет-университетом информационных технологий материалы для детей, родителей и учителей. Интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, благодаря кото­рым вы сможете освоить основы безопасной работы в Интернете.

Содержание сайта http://www.microsoft.com/eesti/education/vee-bivend/koomiksid/rus/html/etusivu.htm:

Для учащихся:

Рассказы для детей 7-10 лет

Рассказы для детей 11-16 лет

Тесты:

Для школьников 7-10 лет

Для школьников 11-14 лет

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению ин­формационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного об­мена» от 17.03.2008 №351;

Детская безопасность в Интернете: технологии и рекомендации в помощь учителям и родителям. — М.: Google, 2011.

Днепров, А.Г. Защита детей от компьютерных опас­ностей. — СПб. : Питер, 2008. — 188 с.

Парфентьев, У. Обеспечение безопасности несо­вершеннолетних в Интернете / У. Парфентьев // На­родное образование. — 2009. — № 7. — С. 261-267.

Полезный и безопасный Интернет. Правила безо­пасного использования Интернета для детей младшего школьного возраста: метод, руководство/ под ред. Г.У. Солдатовой. — М.: Федеральный институт развития образования, 2012. — 48 с.

http://www.ifap.ru/Library/book099.pdf

http://ligainternet.ru/news/events/event.php?ID=461

http://www.rnicrosoft.com/eesti/education/vee-bivend/koomiksid/rus/html/etusivu.htm:

http://www.nachalka.com/bezopasnost

В.М. ХАРЬКОВА, заведующая библиотекой МБОУ «Гимназия № 11», г. Елец, Липецкая область