Харькова В. Школьная библиотека и безопасный Интернет : библиотечный урок для учащихся 5-х классов / В. Харькова // Школьная библиотека. – 2013. – № 9-10. – С. 49-53.
Ключевые ресурсы развития современного мира — знание и люди, им обладающие. «...Богатейший человек мира, Билл Гейтс, не владеет ничем осязаемым — ни землей, ни золотом или нефтью, ни фабриками, ни промышленными процессами, ни армиями. Впервые в истории богатейший человек мира владеет только знаниями». (Лестер К. Туроу).
Мир един. Едина и информационная основа развития каждого человека.
Информация есть всеобщее свойство материи и во всех формах ее проявления она требует к себе внимательного и ответственного отношения.
Значит, нужно овладевать способами взаимодействия с информацией — целесообразными, законными, полезными. Это, ребята, дается учебой, работой, тренировкой.
Что такое информация? Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше, получаете новую информацию. Информация — это знания, получаемые вами в школе, это сведения, которые черпаете из книг, телепередач, это новости, которые слышите по радио или от людей, с которыми общаетесь. Информирован, значит, вооружен. Кто владеет информацией, тот владеет миром.
В ходе повседневной жизни каждый из нас получает (воспринимает) самую разнообразную информацию. Но умеем ли мы правильно искать, обоснованно оценивать, ответственно использовать разного рода знания? Первичную информацию об окружающем мире — температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физических свойствах предметов — люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему. Но можете ли вы полностью доверять своим органам чувств? Больше всего информации вы получаете с помощью зрения.
Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д. Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т.д. С давних времен люди стремились облегчить свой труд. Они придумали подъемный кран, автомобиль, самолет и множество других машин, механизмов и приспособлений, усиливающих их физические возможности.
Давайте совершим с вами, ребята, путешествие во времени и узнаем, как хранили информацию раньше, и сравним это с тем, как ее хранят теперь. Ведь никто теперь не будет оспаривать, что рукописная и старопечатная книга, растиражированный на самом современном полиграфическом оборудовании альбом репродукций картин или географический атлас — это тоже носители информации.
Знания, накопленные в течение человеческой жизни, не могут сохраняться генетическим (наследственным) путем. Память — самый первый инструмент хранения информации. Волхвы и шаманы, сказители и певцы в виде былин, сказаний, распевов (того, что мы называем фольклором) передавали знания от одного поколения к другому. Но стихийные бедствия, войны и эпидемии подчас целиком уничтожали целые племена, а вместе с ними терялись и все знания, накопленные многими поколениями людей.
Люди всегда понимали ненадежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на каких-либо внешних носителях. По наскальным росписям в пещерах вы можете судить о том, как охотились древние люди: по ним ученые определяли не только все этапы охоты, но и ритуалы, ее сопровождавшие. К сожалению, у рисуночного письма есть один существенный недостаток — неоднозначность прочтения.
Необходимость более точно передавать информацию определила появление других форм письменности — знаковых. Место произвольных рисунков заняли значки, которые с течением времени все меньше и меньше походили на предметы окружающего мира.
Гораздо позже, через 2—3 тысячи лет, в Финикии появилось алфавитное письмо, похожее на то, которым пользуемся мы. Оно строилось на алфавите — строго определенном наборе знаков (букв), комбинации которых образовывали слова и предложения.
До середины XV века книги были рукописными. И потому их было очень мало, они были дорогими и считались предметами роскоши. Большая часть книг хранилась в монастырях. Там книги приковывались — переписывались специальными людьми, обладавшими красивым почерком. Вплоть до изобретения книгопечатания доступ к информации, хранившейся в книгах, был ограничен.
В 1440 году немец Иоганн Гутенберг построил первый печатный станок. На Руси книгопечатание основал Иван Федоров в середине XVI века. Сегодня, в эпоху миллионных тиражей, трудно себе представить, что на первых порах книгопечатание недалеко ушло от рукописного копирования оригинала. Так, к концу XVIII века, при Екатерине II, в России издавалось всего 360 книг в год. Думаю, что до сегодняшнего дня печатный лист остается основным носителем информации.
Ребята, а что вы знаете о средствах передачи информации?
Очень много открытий в области связи было сделано в XIX веке, когда люди овладели электричеством.
В 40-х годах XIX века русский ученый П.Л. Шиллинг построил в Петербурге первую телеграфную линию, соединившую Зимний дворец и Генеральный штаб.
В 1876 году в Америке был изобретен телефон, позволивший для общения использовать не телеграфный код, а человеческий язык: микрофон преобразовывал звук голоса в электрический сигнал (ток), а наушник превращал электрический сигнал в звук.
В 1895 году русский изобретатель А.С. Попов открыл радиосвязь, не требующую проводов и кабелей.
Сегодня существует очень много мощных радиостанций. Чтобы не испытывать взаимных помех, они работают на разных радиоволнах — длинных, средних, коротких, ультракоротких и дециметровых.
В конце 30-х годов XX века был изобретен способ передачи с помощью волн кодированного изображения. Был создан первый телевизор, сначала черно-белый, а затем цветной. Сегодня кроме вещательного телевидения существует кабельное и спутниковое, появившееся благодаря успехам в освоении космоса.
В 1969 году в СПЕЛ начала функционировать первая в мире компьютерная сеть. Она положила начало формированию всемирной компьютерной сети Интернет. Сотни миллионов компьютеров, включенных в Интернет, образуют единую информационную среду, открывающую любому человеку доступ ко всему информационному богатству человечества. Компьютерная сеть — средство оперативного обмена информацией. Количество писем, пересылаемых сегодня через Сеть (по электронной почте), во многих странах уже превышает объем обычной почты. Это связано с очень высокой скоростью доставки информации. Так, электронное письмо, посланное по Сети в Америку, достигнет адресата практически мгновенно. Через Сеть можно получить программы и данные, хранящиеся в памяти компьютера, расположенном на другом континенте, электронную копию редкой книги или материалы из любого музея мира. Компьютеры облегчают умственный труд человека, усиливают его интеллектуальные способности, помогают справиться с гигантскими объемами информации. С его помощью вы можете рисовать, слушать мелодии, смотреть мультфильмы и т.д.
В гимназии каждый из вас, ребята, пользуется услугами школьной библиотеки. Ведь кроме традиционных носителей информации (книги, периодические издания) у нас есть компьютер с выходом в Интернет. Как можно стать грамотным пользователем безопасного Интернета?
Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в то же время Сеть таит в себе много опасностей. Как обезопасить себя в Интернете?
В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью вашей жизни. Использование Интернета дома и в гимназии позволяет вам, ребята, получать свежие новости в интересующей вас области. Однако бурное развитие Интернета несет также существенные издержки. Современная научно-образовательная информационная среда характеризуется большим количеством образовательных ресурсов с неструктурированной и, мало того, еще и не всегда достоверной информацией. Объем подобных ресурсов растет в геометрической прогрессии.
Таким образом, неуклонно возрастает потребность в обеспечении эффективного использования информационных научно-образовательных ресурсов. Кроме того, наряду с полезной и необходимой информацией вы сталкиваетесь с ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контент. Это может привести к:
- заражению вредоносными программами при скачивании файлов
- нарушению нормального вашего развития
- неправильному формированию нравственных ценностей
- знакомству с человеком с недобрыми намерениями.
Часть школьников — это уже «продвинутые» интернет-пользователи. Отвечая на вопрос о том, как надо вести себя в Интернете, чтобы избежать опасностей, некоторые школьники дают своим сверстникам вполне грамотные советы. Назовем некоторые их рекомендации.
Дети советуют детям:
- «поставить хороший антивирус»;
- «нигде без надобности не писать свои личные данные»;
- «заходить на проверенные, безопасные сайты»;
- «не лезть на непроверенные сайты»;
- «не общаться с незнакомыми людьми»;
- «не использовать Интернет как игрушку, не "вестись" на розыгрыши»;
- «не нажимать на все подряд»;
- «надо понимать, что ты делаешь!».
Многие люди считают, что сейчас Интернет больше напоминает кучу мусора, чем источник информации. Мол, все тут есть, но чтобы это «все» найти, нужно перерыть очень много ненужных страниц. Однако это не так. Во всемирной Сети есть своя логика. Зная и используя несколько простых правил, вы можете сделать так, что любая информация будет находиться быстро, и что самое главное — вы найдете именно то, что вы ищете, иначе найти нужное будет сложно. Если вы постоянно используете Яндекс, тогда вам необходимо знать, что если набирается слово с маленькой буквы, то будут найдены слова с маленькой и большой буквы. Если же вы набрали слово с большой — то будут найдены слова только с большой буквы. Например, на запрос «аэроплан» поисковая система выдаст упоминания о летательном аппарате, а также о музыкальном коллективе и много еще о чем. Поэтому правило: не набирайте без особой нужды слово с большой буквы. По-другому обстоит дело в Google. Здесь запросы нечувствительны к регистру символов. Это значит, что для Google нет никакой разницы, будет запрос набран одними прописными, одними строчными буквами или вообще вперемешку. Из этого правила существует одно исключение — слово «оr». Если вы хотите использовать его как логический оператор, то должны набирать OR. Оператор OR (ИЛИ) полезен в первую очередь для тех случаев, когда у нужного термина есть синонимы или если его правильное написание еще не устоялось. Ему соответствует символ (|). При поиске Google пропускает некоторые слова, не несущие смысловой нагрузки, а также одиночные цифры. Иногда Google автоматически ищет по сокращениям, принятым для слов, включенных вами в свой запрос, что может быть полезным, но может и помешать. Обойти данные ограничения можно либо задав в строке поиска всего одно любое слово или же заключив запрос с такими проблемными словами в кавычки, то есть произведя поиск по фразе. Рассмотрим более подробно поиск устойчивых словосочетаний. Здесь необходимо ввести фразу для поиска в кавычках. (Во всех остальных случаях кавычки не нужны). Очень помогает, когда вам нужно, к примеру, найти слова стихов, а вы помните всего одну строчку. Введите эту строку с кавычками в поисковую систему. Например, вы помните отрывок стихотворения «У лукоморья дуб зеленый», а кто написал — не помните. Идете на поисковую систему, вводите эту фразу и сразу же узнаете, что это А.С. Пушкин. Запрос Google может состоять максимум из десяти слов, при этом считаются как собственно ключевые слова, так и операторы. Это ограничение можно обойти, например, заменив все слова, которые Google и так проигнорирует (все те же предлоги, артикли и т.п.), на звездочки. При расчете длины запроса Google такие символы не учитывает, и у вас появится возможность добавить пару-тройку дополнительных полезных условий.
Чаще всего при удовлетворении своих запросов обращайтесь к таким универсальным поисковым системам, как Google, Rambler, Yandex. Эти системы позволяют искать информацию в Интернете. Кто хочет найти информацию в Интернете, рекомендую пользоваться именно этими поисковыми системами.
Библиотека имеет свою электронную почту, что позволяет общаться непосредственно с представителями различных издательств и другими библиотеками. Налажена связь с издательством «Просвещение» и издательским домом «Питер». Если вы имеете точную информацию об издательствах, с которыми хотели бы связаться, то можете обратиться в библиотеку.
Школьная библиотека стремится строить свою Web-страницу, которая будет выступать центром основной информации для каждого школьника и педагога. Этот Web-сайт может быть домашней страницей на компьютерах учеников и учителей. И тогда библиотека станет местом безопасного и естественного информационного пространства, первично необходимой информационной системой для каждого школьника и педагога. Эти пользователи могут сказать: «Все началось в школьной библиотеке», которая стала для них воротами в огромный мир информации.
Главное место на сайте — это, конечно же, информационные ресурсы: электронный каталог школьной библиотеки; различные базы данных — от библиографических до полнотекстовых и фактографических; энциклопедии и словари; электронные журналы; коллекции ссылок на полезные ресурсы Интернета.
Стремительное развитие Интернета как ресурса научной, образовательной, справочной информации оказывает свое влияние на справочно-библиографическое обслуживание. Меняются содержание и методы этой деятельности. Меняется и состав справочно-библиографического фонда, он дополняется электронными источниками информации.
Библиограф или библиотекарь поможет ориентироваться в пространстве глобальных сетей, выискивая там самые свежие данные. Методика нахождения информации в новой электронной среде близка к традиционному библиографическому поиску. И поэтому именно библиограф или библиотекарь может стать для вас ведущим специалистом по освоению Интернета.
Кроме того, библиографы используют базы данных, онлайновые словари и энциклопедии.
Веблиография — так можно назвать подходы библиографов к организации ресурсов Интернета с целью облегчения поисковой деятельности пользователей Сети. Библиотекари-библиографы не оставляют пользователя один на один с этой «информационной свалкой». Они отбирают, систематизируют наиболее ценные и надежные сетевые ресурсы для того, чтобы рекомендовать их пользователям. Форма такой рекомендации может быть различной. Сегодня получили распространение путеводители, размещенные на Web-сайтах. Они по своему содержанию могут быть универсальными или тематическими. Онлайновый путеводитель имеет тематические разделы, некоторые или все представленные в нем ресурсы аннотированы. Путеводители могут быть результатом работы нескольких библиотек, кооперативных усилий. Над этим работают в центральной библиотеке им. М. Горького.
Например, описание тематических Web-peсурсов, имеющих значение для педагогов и учеников: базы данных, электронные журналы и книги, списки рассылок, онлайновые библиотечные каталоги, статьи и указатели.
Для работы со школьниками развивается и электронная рекомендательная библиография. Школьники знакомятся не только с электронными текстами на различных носителях. Вы должны любить читать книги. А рекомендовать вам лучшие образцы литературных произведений можно в той форме, которая для современных ребят наиболее привлекательна — в электронной.
Дополнительные материалы по теме «Безопасный Интернет»
«Основы безопасности детей и молодежи в Интернете» — интерактивный курс по Интернет-безопасности.
На данном сайте представлены подготовленные совместно с информационно-аналитическим ресурсом «Ваш личный Интернет» и интернет-университетом информационных технологий материалы для детей, родителей и учителей. Интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, благодаря которым вы сможете освоить основы безопасной работы в Интернете.
Содержание сайта http://www.microsoft.com/eesti/education/vee-bivend/koomiksid/rus/html/etusivu.htm:
Для учащихся:
Рассказы для детей 7-10 лет
Рассказы для детей 11-16 лет
Тесты:
Для школьников 7-10 лет
Для школьников 11-14 лет
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» от 17.03.2008 №351;
Детская безопасность в Интернете: технологии и рекомендации в помощь учителям и родителям. — М.: Google, 2011.
Днепров, А.Г. Защита детей от компьютерных опасностей. — СПб. : Питер, 2008. — 188 с.
Парфентьев, У. Обеспечение безопасности несовершеннолетних в Интернете / У. Парфентьев // Народное образование. — 2009. — № 7. — С. 261-267.
Полезный и безопасный Интернет. Правила безопасного использования Интернета для детей младшего школьного возраста: метод, руководство/ под ред. Г.У. Солдатовой. — М.: Федеральный институт развития образования, 2012. — 48 с.
http://www.ifap.ru/Library/book099.pdf
http://ligainternet.ru/news/events/event.php?ID=461
http://www.rnicrosoft.com/eesti/education/vee-bivend/koomiksid/rus/html/etusivu.htm:
http://www.nachalka.com/bezopasnost
В.М. ХАРЬКОВА, заведующая библиотекой МБОУ «Гимназия № 11», г. Елец, Липецкая область