Дёгтева Л. Расширяя границы детского чтения : проектная деятельность Липецкой областной детской библиотеки по приобщению подрастающего поколения к литературе / Л. Дёгтева // Библиополе. – 2012. – № 10. – С. 18-22.
Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог (1918—1970)
Одна из главных ценностей культуры — читающий ребёнок. В России же сегодня проблема детского чтения остаётся чрезвычайно актуальной. Над ней работают специалисты разных профессий: библиотекари, преподаватели, психологи и т. д. Взрослые ныне находятся во власти стереотипа «дети читают всё меньше». А что делают они для изменения ситуации? Как создать и сохранить книжную среду, соответствующую условиям жизни юного поколения в информационном обществе? Как помочь полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало потребностью, доставляло удовольствие?
Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познаёт мир, когда переживает своё первое удивление от соприкосновения с окружающим. «Чтобы воспитывать... нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение», — сказал великий Чехов. Ни для кого не секрет, что стойкий интерес к литературе формируется прежде всего в семье, и основа его — привычка малыша читать. Сформировать эту привычку, сделать её устойчивой могут и должны сотрудники детских библиотек.
В рамках Творческой мастерской сельского библиотекаря «Расширяя границы детского чтения» специалисты Липецкой ОДБ попытались взглянуть на обозначенную проблему с разных сторон.
Мария БУСЛАЕВА, директор Липецкой областной детской библиотеки
ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ КНИГА!
Эти переделанные строки известной детской песни становятся сегодня лозунгом для многих библиотек — главных пропагандистов и популяризаторов чтения во все времена. Желание библиотекаря видеть «книгу как вечного учителя» понятно, ведь литература развивает многие способности малыша: учит искать, понимать, любить — всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Книги формируют внутренний мир, и во многом благодаря им ребятишки мечтают, фантазируют, изобретают. Без них, интересных и увлекательных, невозможно себе представить настоящего детства.
Но чтобы процесс не останавливался, в каждом возрасте у маленького человека должен быть свой круг чтения из любимых произведений. От того, что и как он читает и читает ли вообще, во многом зависит, каким будет он сам и тот мир, в котором ему предстоит жить. Большая роль отводится умной книге, но художественная литература становится для ребёнка особенно значимой и необходимой, когда там он находит себя. И самый сильный аргумент в пользу чтения для подростка, который озабочен поиском своего «я», — эффект узнавания. Не секрет, что «вечная и добрая классика» не всегда востребована юными: другое время, другие нравы бывают им непонятны и могут быть не восприняты. На помощь приходит новая литература.
Понимая, насколько важна для читателей современная книга, ЛОДБ ежегодно инициирует проекты, направленные на повышение читательской активности подрастающего поколения. 50 процентов своей деятельности мы стараемся выстраивать в областном масштабе.
Наш самый первый проект, рассчитанный на регион, — «Магия чтения». Истинную читательскую радость детям села мы старались доставить с помощью передвижной выставки-акции. Тогда, в 2002-2003 гг., мы не имели возможности оставлять в библиотеках закупленные книги. В течение двух лет они «переезжали» с места на место. Целью коллег тогда, в период недостаточного финансирования наших учреждений (каждое за год получало приблизительно по 60-70 экземпляров книг), было познакомить юного читателя с современной детской литературой.
Композиционное построение нашей экспозиции предусматривало охват трёх возрастных групп (3-7, 8-12, 13-15 лет). Книги для них представлялись в соответствии с их читательскими требованиями. Общее количество изданий — 120 экземпляров (по 40 на каждую читательскую группу). Выезды в сельские ДБ с презентацией выставки сопровождались театрализованными постановками с участием любимых книжных героев и сказочных персонажей. В каждой библиотеке выставка экспонировалась два месяца в режиме свободного чтения.
Со временем мы добились того, чтобы каждый областной проект подразумевал комплектование библиотек-участниц литературой соответствующей тематики. А затем на основе этой литературы все они участвовали в творческих конкурсах, ведь, как сказал С. Маршак, «... читатель — лицо незаменимое. Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гёте, Пушкина — всего лишь немая мёртвая груда бумаги».
Самыми удачными и интересными проектами, направленными на детскую аудиторию, стали следующие.
«Экология слова: сохранение богатства языковой культуры» (2004-2005 гг.). Это была широкомасштабная пропаганда культурной речи, красоты и богатства родного языка, призванная объединить усилия областной и районных детских библиотек, а также педагогические коллективы и юных читателей в противостоянии его засорению.
Для 19 районных и городских библиотек была скомплектована необходимая литература: толковые словари русского языка, хрестоматии для школьников, русские народные сказки, былины, стихи русских писателей, словари-справочники, сборники развивающих упражнений, настольные игры.
Работа по проекту оказалась настолько востребованной, что на неё обратили внимание и органы местного самоуправления. Так, в одном из районов — Становлянском — было принято распоряжение главы администрации «О проведении районной акции по искоренению сквернословия среди населения Становлянского района», а впоследствии установлен четвёртый в России памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. С тех пор День славянской письменности и культуры здесь всегда проходит торжественно, масштабно, при участии библиотек региона.
Тему русского языка мы снова подняли в проекте прошлого года, который назывался «Славяне третьего тысячелетия: региональная книжно-читательская кампания» (2010-2011 гг.). В итоге был организован масштабный праздник-фестиваль «Славянское чудо — русская речь».
Масштабным был и конкурс «Детское жюри». Он стал событием для читателей и библиотек области, так как предоставил им возможность не только пополнить фонды новинками литературы, но и дать собственную оценку произведениям: на 15 известных книг мы получили 6 тыс. отзывов.
Совсем недавно стартовал проект «Планета толерантности: формирование гражданского самосознания в детской и подростковой среде», поддержанный благотворительным фондом «Институт толерантности». Его основу составили книги серии «Детский проект Людмилы Улицкой», переданные в большую часть библиотек области. По его итогам специалисты трёх лучших участников будут награждены стажировкой в РГДБ.
Ещё один проект, стартовавший в начале 2012 г., — «Читающее детство: акция-поддержка популяризации книги». Основная его идея — приобщение ребят к чтению произведений современных авторов.
Спустя десять лет мы снова возвращаемся к теме популяризации новых лучших детских изданий, серий, авторов и произведений, так как на книжном рынке появилась хорошая литература, и наша цель — донести всю информацию о ней до читателя.
Проект предполагал комплектование фондов 28 библиотек региона лучшими книгами о детстве. Для его реализации все ДБ области получили в дар комплекты литературы последних двух лет издания на общую сумму 100 тыс. рублей. Список авторов был одобрен старшим научным сотрудником Российской книжной палаты Марией Евгеньевной Порядиной. Среди них — писатели, которых уже можно причислить к разряду современных классиков: М. Аромштам, С. Востоков, В. Воскобойников, А. Гиваргизов, А. Жвалевский, Е. Пастернак, Д. Сабитова и др. Всего в список вошло 14 произведений. В качестве методической поддержки ЛОДБ подготовила два методико-библиографических пособия и две виртуальные выставки.
Основными мероприятиями стали:
- областное исследование среди детей «Читали! Читают. Будут читать?» Оно проводилось в целях грамотного планирования работы по теме проекта и имело задачи:
> определить уровень информированности читателей-детей о современной художественной литературе для свободного (досугового) чтения;
> определить необходимость и возможность влияния библиотеки на информированность детей о современной литературе;
- читательская эстафета «Я с книгой открываю мир» среди библиотек, работающих с детьми;
областной конкурс детского творчества «Время читать!»;
областной конкурс профессионального мастерства «Лучшие книги — детям».
Для повышения интереса к проекту детей, родителей и коллег в каждой библиотеке, где планировались мероприятия, была развёрнута рекламная кампания. Для победителей областных конкурсов была выпущена специальная сувенирная продукция с символикой проекта — футболки с надписью «Читающее детство», а также пакеты для подарочных наборов, ручки и блокноты.
Работая с новой литературой и стараясь заинтересовать ею читателя, библиотекари придумывали много интересного — оригинальные закладки, игровые выставки, инсценировали фрагменты произведений, писали продолжение полюбившихся произведений и письма-благодарности авторам. В частности, Всероссийская неделя детской и юношеской книги во многих библиотеках была посвящена не только популяризации чтения, но и творчеству современных писателей. Все встречи были организованы и проведены на высоком уровне.
Чтобы донести литературу до читателя и заинтересовать его, прежде своё творчество должен проявить библиотекарь. С этой целью и проводился областной конкурс профессионального мастерства «Лучшие книги — детям». Всего на суд жюри было представлено 14 материалов из восьми районов Липецкой области.
В номинации «Читают дети на планете» рассматривались статьи в профессиональный журнал Липецкой ОДБ «Библиотечная палитра», в которых помимо общей проблематики отражён опыт работы коллег и размышления практиков о детском чтении и современной литературе.
В номинации «Знакомьтесь, новая книга!» участники представили авторские выставки-обзоры по популяризации книг современных авторов.
В номинации «Герои книжных полок зовут тебя читать» были представлены сценарии мероприятий для детей по привлечению к чтению современных произведений о сверстниках.
Областной конкурс детского творчества «Время читать!» проводился по следующим номинациям:
- «Читай со мной» (плакат в поддержку книги и чтения);
- «Волшебные строки» (диалог с писателем, письмо автору, рецензия на книгу, продолжение понравившегося произведения ит. д.);
- «Герой современного формата» (портрет любимого персонажа).
Всего в конкурсе приняли участие около 300 талантливых детей, но только 150 лучших творческих работ были представлены в оргкомитет конкурса. Все материалы должны были соответствовать заявленной теме и отражать содержание произведения по проекту «Читающее детство».
Итоги конкурса показали, что современным ребятишкам не чужда современная литература. Читая о сверстниках, они ощутили склонность задуматься о своей повседневной жизни, глубже её осмыслить, а свои размышления, переживания и предпочтения выразили в отзывах, рисунках, поделках.
40 работ были признаны лучшими и отмечены оргкомитетом подарочными сертификатами на книги. По результатам конкурса «Время читать!» был издан сборник творческих работ детей.
Подведение итогов конкурсов, награждение победителей грамотами и призами, вручение ценных подарков библиотекам, принявшим активное участие в реализации проекта, состоялись на фестивале «Добрые книжки девчонкам и мальчишкам» в Добринке. Посёлок этот выбран местом нашего совместного праздника не случайно.
Добринская центральная межпоселенческая библиотека является организатором проведения районного фестиваля «Добрая книга — детям Добринки» в течение последних пяти лет. Он организуется на высоком профессиональном уровне при поддержке администрации района. Особенность акции — широкий охват читательской аудитории. Обширная фестивальная программа включает в себя самые разные мероприятия с привлечением школ, сельских библиотек, общественности.
Вот и на этот раз на один день Добринка стала самой настоящей книжной столицей, а район — книжной страной. В Детском парке райцентра прошёл традиционный (уже шестой по счёту) районный фестиваль детского чтения.
В нём приняли участие юные читатели 30 библиотек Добринского района. Каждая из них старалась как можно ярче заявить о себе и представить свою команду неординарными костюмами, плакатами и выставками.
Всем гостям и участникам праздника предстояло отправиться в путешествие с помощью специальной карты. Они побывали на станциях «Краеведческая», «Экологическая», «Сказочная», «Народные забавы», «Поэтическая», «Поющих литературных героев», «Волшебный мелок», «Здоровячок». На каждой станции ребят ждали захватывающие конкурсы, игры, презентации библиотечных проектов.
Дети участвовали в блиц-опросе «Библиотечный светофор», акции-опросе «Книжная полка нашей детворы», конкурсе рисунков на асфальте, угадывали сказочных персонажей, выстроившихся на «Аллее литературных героев».
Радовали ребятню работающие аттракционы. Кто-то предпочёл расположиться на «Книжной поляне», где можно было найти любимые книги и даже записаться в библиотеку. А тем временем с импровизированной сцены неслись детские песни в исполнении юных дарований района. В завершение праздника в небо отпустили главный воздушный шар фестиваля. Вместе с ним взметнулись ввысь шарики участников, на которых были написаны пожелания будущим победителям и всем гостям.
Праздник «Добрая книга — детям Добринки» стал не только завершающим аккордом проекта, но и показательным мероприятием проходившей в эти дни Творческой мастерской детских библиотек Черноземья «Расширяя границы детского чтения: интеграция и доступность ресурсов региональных библиотек детям села». Гостей из Брянской, Воронежской, Нижегородской, Орловской областных ДБ и представителей профессионального сообщества Липецкого региона принимала ЛОДБ.
Специальным гостем мастерской стала Ксения Молдавская — литературный критик, координатор национального конкурса «Книгуру». В ходе работы состоялось онлайн-выступление коллег из Рязани.
Основная цель мастерской — демонстрация технологий и методик по поддержке и продвижению книги и чтения среди юных, популяризация современной детской литературы.
Первый день работы прошёл на базе ЛОДБ. В своих выступлениях участники встречи затронули вопросы усиления внимания к качеству чтения детей и подростков; критериев оценки детской книги; развития концептуальных подходов по популяризации современных авторов; использования электронных ресурсов и медийного пространства в информировании подрастающего поколения о новой литературе и развитии интереса к чтению; определения специфики, приоритетов и круга чтения детей и подростков в городе и области.
Много внимания было уделено проблемам проектирования программ поддержки и развития чтения, социального партнёрства в данном направлении и др. Наиболее яркие выступления вошли в очередной номер профессионального журнала ЛОДБ «Библиотечная палитра».
Второй день Творческой мастерской закончился юбилейным вечером, посвящённым 60-летию ЦЦБ пос. Добринка. На такой праздничной ноте и завершилась работа по проекту «Читающее детство». Но завершилась, конечно, условно. По сути, она только начинается. Проект «Читающее детство» — это старт: для ребят — к постижению литературы нового века, для библиотекарей — к умению отделять однодневные произведения от тех, что надолго остаются на читательском небосклоне.
Работа по проекту оказалась непростой, ведь новые книги, предложенные для работы, — это новые герои, непривычные характеры, современная реальность... Готовых сценариев пока ещё нет. Поэтому сиюминутных результатов ждать не приходится. Но определённые дивиденды имеем уже сегодня: активизировалась деятельность всех библиотек- участниц, география проекта расширяется за счёт резонанса от уже проделанной работы, всё большее число ДБ включается в мероприятия, привлекая педагогов, родителей и общественность. И всё это для того, чтобы к каждому новому поколению читателей мы, как и раньше, могли обращаться со словами B.C. Высоцкого:
...Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почём, —
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ КНИГА!
Лариса ДЁГТЕВА, заведующая координационно-методическим отделом Липецкой областной детской библиотеки