• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Дёгтева Л. Расширяя границы детского чтения : проектная деятельность Липецкой областной детской библиотеки по приобщению подрастающего поколения к литературе / Л. Дёгтева // Библиополе. – 2012. – № 10. – С. 18-22.

Дёгтева Л. Расширяя границы детского чтения : проектная деятельность Липецкой областной детской библиотеки по приобщению подрастающего поколения к литературе / Л. Дёгтева // Библиополе. – 2012. – № 10. – С. 18-22.

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог (1918—1970)

Одна из главных ценностей культуры — читающий ребёнок. В Рос­сии же сегодня проблема детского чтения остаётся чрезвычайно ак­туальной. Над ней работают специалисты разных профессий: биб­лиотекари, преподаватели, психологи и т. д. Взрослые ныне нахо­дятся во власти стереотипа «дети читают всё меньше». А что делают они для изменения ситуации? Как создать и сохранить книжную сре­ду, соответствующую условиям жизни юного поколения в информа­ционном обществе? Как помочь полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало потребностью, доставляло удовольствие?

Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познаёт мир, когда пережи­вает своё первое удивление от соприкосновения с окружающим. «Что­бы воспитывать... нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение», — сказал великий Чехов. Ни для кого не секрет, что стойкий ин­терес к литературе формируется прежде всего в семье, и основа его — привычка малыша читать. Сформировать эту привычку, сделать её ус­тойчивой могут и должны сотрудники детских библиотек.

В рамках Творческой мастерской сельского библиотекаря «Расши­ряя границы детского чтения» специалисты Липецкой ОДБ попыта­лись взглянуть на обозначенную проблему с разных сторон.

Мария БУСЛАЕВА, директор Липецкой областной детской библиотеки

ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ КНИГА!

Эти переделанные строки из­вестной детской песни стано­вятся сегодня лозунгом для мно­гих библиотек — главных пропа­гандистов и популяризаторов чтения во все времена. Желание библиотекаря видеть «книгу как вечного учителя» понятно, ведь литература развивает многие спо­собности малыша: учит искать, понимать, любить — всем тем ка­чествам, которыми должен обла­дать человек. Книги формируют внутренний мир, и во многом бла­годаря им ребятишки мечтают, фантазируют, изобретают. Без них, интересных и увлекательных, невозможно себе представить на­стоящего детства.

Но чтобы процесс не останав­ливался, в каждом возрасте у ма­ленького человека должен быть свой круг чтения из любимых про­изведений. От того, что и как он читает и читает ли вообще, во мно­гом зависит, каким будет он сам и тот мир, в котором ему предсто­ит жить. Большая роль отводится умной книге, но художественная литература становится для ребён­ка особенно значимой и необхо­димой, когда там он находит себя. И самый сильный аргумент в поль­зу чтения для подростка, который озабочен поиском своего «я», — эффект узнавания. Не секрет, что «вечная и добрая классика» не всегда востребована юными: дру­гое время, другие нравы бывают им непонятны и могут быть не вос­приняты. На помощь приходит но­вая литература.

Понимая, насколько важна для читателей современная книга, ЛОДБ ежегодно инициирует про­екты, направленные на повыше­ние читательской активности под­растающего поколения. 50 про­центов своей деятельности мы стараемся выстраивать в област­ном масштабе.

Наш самый первый проект, рассчитанный на регион, — «Ма­гия чтения». Истинную читатель­скую радость детям села мы ста­рались доставить с помощью пе­редвижной выставки-акции. Тогда, в 2002-2003 гг., мы не имели воз­можности оставлять в библиоте­ках закупленные книги. В течение двух лет они «переезжали» с мес­та на место. Целью коллег тогда, в период недостаточного финан­сирования наших учреждений (каждое за год получало прибли­зительно по 60-70 экземпляров книг), было познакомить юного чи­тателя с современной детской ли­тературой.

Композиционное построение нашей экспозиции предусматри­вало охват трёх возрастных групп (3-7, 8-12, 13-15 лет). Книги для них представлялись в соответст­вии с их читательскими требова­ниями. Общее количество изда­ний — 120 экземпляров (по 40 на каждую читательскую группу). Вы­езды в сельские ДБ с презентаци­ей выставки сопровождались те­атрализованными постановками с участием любимых книжных ге­роев и сказочных персонажей. В каждой библиотеке выставка экспонировалась два месяца в ре­жиме свободного чтения.

Со временем мы добились то­го, чтобы каждый областной про­ект подразумевал комплектование библиотек-участниц литературой соответствующей тематики. А за­тем на основе этой литературы все они участвовали в творческих конкурсах, ведь, как сказал С. Маршак, «... читатель — лицо не­заменимое. Без него не только на­ши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гёте, Пушкина — всего лишь немая мёртвая груда бумаги».

Самыми удачными и интерес­ными проектами, направленными на детскую аудиторию, стали сле­дующие.

«Экология слова: сохранение богатства языковой культуры» (2004-2005 гг.). Это была широко­масштабная пропаганда культур­ной речи, красоты и богатства родного языка, призванная объе­динить усилия областной и район­ных детских библиотек, а так­же педагогические коллективы и юных читателей в противостоянии его засорению.

Для 19 районных и городских библиотек была скомплектована необходимая литература: толко­вые словари русского языка, хре­стоматии для школьников, рус­ские народные сказки, былины, стихи русских писателей, слова­ри-справочники, сборники разви­вающих упражнений, настольные игры.

Работа по проекту оказалась настолько востребованной, что на неё обратили внимание и органы местного самоуправления. Так, в одном из районов — Становлянском — было принято распоряже­ние главы администрации «О про­ведении районной акции по иско­ренению сквернословия среди населения Становлянского райо­на», а впоследствии установлен четвёртый в России памятник свя­тым равноапостольным Кириллу и Мефодию. С тех пор День сла­вянской письменности и культуры здесь всегда проходит торжест­венно, масштабно, при участии библиотек региона.

Тему русского языка мы снова подняли в проекте прошлого года, который назывался «Славяне тре­тьего тысячелетия: региональная книжно-читательская кампания» (2010-2011 гг.). В итоге был орга­низован масштабный праздник-фестиваль «Славянское чудо — русская речь».

Масштабным был и конкурс «Детское жюри». Он стал событи­ем для читателей и библиотек об­ласти, так как предоставил им воз­можность не только пополнить фонды новинками литературы, но и дать собственную оценку про­изведениям: на 15 известных книг мы получили 6 тыс. отзывов.

Совсем недавно стартовал проект «Планета толерантности: формирование гражданского са­мосознания в детской и подрост­ковой среде», поддержанный благотворительным фондом «Ин­ститут толерантности». Его осно­ву составили книги серии «Дет­ский проект Людмилы Улицкой», переданные в большую часть библиотек области. По его ито­гам специалисты трёх лучших участников будут награждены стажировкой в РГДБ.

Ещё один проект, стартовавший в начале 2012 г., — «Читаю­щее детство: акция-поддержка популяризации книги». Основная его идея — приобщение ребят к чтению произведений современ­ных авторов.

Спустя десять лет мы снова возвращаемся к теме популяризации новых лучших детских изда­ний, серий, авторов и произведе­ний, так как на книжном рынке появилась хорошая литература, и наша цель — донести всю ин­формацию о ней до читателя.

Проект предполагал комплек­тование фондов 28 библиотек региона лучшими книгами о дет­стве. Для его реализации все ДБ области получили в дар комплек­ты литературы последних двух лет издания на общую сумму 100 тыс. рублей. Список авторов был одобрен старшим научным сотрудником Российской книж­ной палаты Марией Евгеньевной Порядиной. Среди них — писате­ли, которых уже можно причислить к разряду современных классиков: М. Аромштам, С. Востоков, В. Воскобойников, А. Гиваргизов, А. Жвалевский, Е. Пастернак, Д. Сабитова и др. Всего в список вошло 14 произведений. В каче­стве методической поддержки ЛОДБ подготовила два методико-библиографических пособия и две виртуальные выставки.

Основными мероприятиями стали:

  • областное исследование сре­ди детей «Читали! Читают. Бу­дут читать?» Оно проводилось в целях грамотного планирова­ния работы по теме проекта и имело задачи:

> определить уровень инфор­мированности читателей-детей о современной худо­жественной литературе для свободного (досугового) чтения;

> определить необходимость и возможность влияния библиотеки на информиро­ванность детей о современ­ной литературе;

  • читательская эстафета «Я с кни­гой открываю мир» среди биб­лиотек, работающих с детьми;

областной конкурс детского творчества «Время читать!»;

областной конкурс профес­сионального мастерства «Луч­шие книги — детям».

Для повышения интереса к проекту детей, родителей и кол­лег в каждой библиотеке, где пла­нировались мероприятия, была развёрнута рекламная кампания. Для победителей областных кон­курсов была выпущена специаль­ная сувенирная продукция с сим­воликой проекта — футболки с надписью «Читающее детство», а также пакеты для подарочных наборов, ручки и блокноты.

Работая с новой литературой и стараясь заинтересовать ею чи­тателя, библиотекари придумы­вали много интересного — ори­гинальные закладки, игровые выставки, инсценировали фраг­менты произведений, писали продолжение полюбившихся про­изведений и письма-благодарно­сти авторам. В частности, Все­российская неделя детской и юношеской книги во многих библиотеках была посвящена не только популяризации чтения, но и творчеству современных пи­сателей. Все встречи были орга­низованы и проведены на высо­ком уровне.

Чтобы донести литературу до читателя и заинтересовать его, прежде своё творчество должен проявить библиотекарь. С этой це­лью и проводился областной кон­курс профессионального мастер­ства «Лучшие книги — детям». Все­го на суд жюри было представлено 14 материалов из восьми районов Липецкой области.

В номинации «Читают дети на планете» рассматривались статьи в профессиональный журнал Ли­пецкой ОДБ «Библиотечная пали­тра», в которых помимо общей проблематики отражён опыт ра­боты коллег и размышления прак­тиков о детском чтении и совре­менной литературе.

В номинации «Знакомьтесь, новая книга!» участники предста­вили авторские выставки-обзоры по популяризации книг современ­ных авторов.

В номинации «Герои книжных полок зовут тебя читать» были представлены сценарии меропри­ятий для детей по привлечению к чтению современных произве­дений о сверстниках.

Областной конкурс детского творчества «Время читать!» про­водился по следующим номина­циям:

  • «Читай со мной» (плакат в под­держку книги и чтения);
  • «Волшебные строки» (диалог с писателем, письмо автору, рецензия на книгу, продолже­ние понравившегося произве­дения ит. д.);
  • «Герой современного форма­та» (портрет любимого персо­нажа).

Всего в конкурсе приняли уча­стие около 300 талантливых детей, но только 150 лучших творческих работ были представлены в орг­комитет конкурса. Все материалы должны были соответствовать за­явленной теме и отражать содер­жание произведения по проекту «Читающее детство».

Итоги конкурса показали, что современным ребятишкам не чуж­да современная литература. Чи­тая о сверстниках, они ощутили склонность задуматься о своей повседневной жизни, глубже её осмыслить, а свои размышления, переживания и предпочтения вы­разили в отзывах, рисунках, по­делках.

40 работ были признаны луч­шими и отмечены оргкомитетом подарочными сертификатами на книги. По результатам конкурса «Время читать!» был издан сбор­ник творческих работ детей.

Подведение итогов конкурсов, награждение победителей грамо­тами и призами, вручение ценных подарков библиотекам, приняв­шим активное участие в реализа­ции проекта, состоялись на фес­тивале «Добрые книжки девчон­кам и мальчишкам» в Добринке. Посёлок этот выбран местом на­шего совместного праздника не случайно.

Добринская центральная меж­поселенческая библиотека явля­ется организатором проведения районного фестиваля «Добрая книга — детям Добринки» в тече­ние последних пяти лет. Он орга­низуется на высоком професси­ональном уровне при поддержке администрации района. Особен­ность акции — широкий охват чи­тательской аудитории. Обширная фестивальная программа вклю­чает в себя самые разные меро­приятия с привлечением школ, сельских библиотек, обществен­ности.

Вот и на этот раз на один день Добринка стала самой настоящей книжной столицей, а район — книжной страной. В Детском пар­ке райцентра прошёл традицион­ный (уже шестой по счёту) район­ный фестиваль детского чтения.

В нём приняли участие юные чи­татели 30 библиотек Добринского района. Каждая из них стара­лась как можно ярче заявить о се­бе и представить свою команду неординарными костюмами, пла­катами и выставками.

Всем гостям и участникам пра­здника предстояло отправиться в путешествие с помощью специ­альной карты. Они побывали на станциях «Краеведческая», «Эко­логическая», «Сказочная», «Народ­ные забавы», «Поэтическая», «По­ющих литературных героев», «Вол­шебный мелок», «Здоровячок». На каждой станции ребят ждали захватывающие конкурсы, игры, презентации библиотечных про­ектов.

Дети участвовали в блиц-опросе «Библиотечный свето­фор», акции-опросе «Книжная полка нашей детворы», конкурсе рисунков на асфальте, угадывали сказочных персонажей, выстро­ившихся на «Аллее литературных героев».

Радовали ребятню работаю­щие аттракционы. Кто-то предпо­чёл расположиться на «Книжной поляне», где можно было найти любимые книги и даже записать­ся в библиотеку. А тем временем с импровизированной сцены не­слись детские песни в исполнении юных дарований района. В завер­шение праздника в небо отпусти­ли главный воздушный шар фес­тиваля. Вместе с ним взметнулись ввысь шарики участников, на ко­торых были написаны пожелания будущим победителям и всем гостям.

Праздник «Добрая книга — де­тям Добринки» стал не только за­вершающим аккордом проекта, но и показательным мероприяти­ем проходившей в эти дни Творче­ской мастерской детских библио­тек Черноземья «Расширяя грани­цы детского чтения: интеграция и доступность ресурсов регио­нальных библиотек детям села». Гостей из Брянской, Воронежской, Нижегородской, Орловской об­ластных ДБ и представителей про­фессионального сообщества Ли­пецкого региона принимала ЛОДБ.

Специальным гостем мастер­ской стала Ксения Молдавская — литературный критик, коорди­натор национального конкурса «Книгуру». В ходе работы состо­ялось онлайн-выступление кол­лег из Рязани.

Основная цель мастерской — демонстрация технологий и мето­дик по поддержке и продвижению книги и чтения среди юных, попу­ляризация современной детской литературы.

Первый день работы прошёл на базе ЛОДБ. В своих выступлени­ях участники встречи затронули вопросы усиления внимания к ка­честву чтения детей и подростков; критериев оценки детской книги; развития концептуальных подхо­дов по популяризации современ­ных авторов; использования элек­тронных ресурсов и медийного пространства в информировании подрастающего поколения о но­вой литературе и развитии инте­реса к чтению; определения спе­цифики, приоритетов и круга чте­ния детей и подростков в городе и области.

Много внимания было уделено проблемам проектирования про­грамм поддержки и развития чте­ния, социального партнёрства в данном направлении и др. Наи­более яркие выступления вошли в очередной номер профессио­нального журнала ЛОДБ «Биб­лиотечная палитра».

Второй день Творческой мас­терской закончился юбилейным вечером, посвящённым 60-летию ЦЦБ пос. Добринка. На такой пра­здничной ноте и завершилась ра­бота по проекту «Читающее дет­ство». Но завершилась, конечно, условно. По сути, она только на­чинается. Проект «Читающее дет­ство» — это старт: для ребят — к постижению литературы ново­го века, для библиотекарей — к умению отделять однодневные произведения от тех, что надол­го остаются на читательском не­босклоне.

Работа по проекту оказалась непростой, ведь новые книги, предложенные для работы, — это новые герои, непривычные характеры, современная реальность... Готовых сценариев пока ещё нет. Поэтому сиюминутных результа­тов ждать не приходится. Но оп­ределённые дивиденды имеем уже сегодня: активизировалась деятельность всех библиотек- участниц, география проекта рас­ширяется за счёт резонанса от уже проделанной работы, всё большее число ДБ включается в мероприятия, привлекая педа­гогов, родителей и обществен­ность. И всё это для того, чтобы к каждому новому поколению чи­тателей мы, как и раньше, могли обращаться со словами B.C. Вы­соцкого:

...Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты солёные слёзы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почём, —

Значит, нужные книги ты в детстве читал.

ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ КНИГА!

Лариса ДЁГТЕВА, заведующая координационно-методическим отделом Липецкой областной детской библиотеки