Езова С. К профессиональной этике через метод кейсов : эффективная техника обучения / С. Езова // Библиотечное дело. – 2012. – № 8. – С. 26-27.
Метод кейсов широко и успешно используется в западной практике бизнес-образования. Своё применение метод нашёл и в библиотечном деле.
В Википедии метод кейсов (анг. Case method, кейс метод, кейс-стади, kase-study, метод конкретных ситуаций) трактуется как техника обучения, использующая конкретные описания реальных экономических, социальных и бизнес- ситуаций.1 Обучающимся предлагается проанализировать проблемную ситуацию, разобраться в сути проблемы, определить пути её решения.
Впервые метод был применён в 1924 г. в Гарвардской бизнес-школе; в 50-е годы в Западной Европе получили распространение бизнес-кейсы. В России переводные (западные) кейсы стали использоваться с 90-х годов прошлого века. С 2007 г. проводятся чемпионаты по решению бизнес-кейсов, благодаря чему активизировалось кейс-движение в среде российских студентов.
Метод постепенно получает распространение в зарубежном и отечественном библиотековедении, в высшей библиотечной школе. Опыт его применения в процессе обучения магистров библиотечных школ в США основам НИР изложен в монографии Г. В. Варгановой.2 В одной из её статей, посвященной методологии научного исследовании, даётся характеристика метода «кейс-стади», подчёркивается его направленность на изучение отдельного локального случая, произошедшего в конкретном месте, в конкретное время и имеющего чётко определённые социальные и временные границы.3
С 2003 г. на страницах журнала «Библиотечное дело» публиковался американский практикум по библиотечной конфликтологии, содержащий кейс-стади библиотечных конфликтных ситуаций.4
В американской библиотечной школе этот метод активно используется в подготовке менеджеров. Применение метода кейс-стади в библиотечно-информационном образовании отражено статьях Т. В. Еременко5; Э. Р. Сукиасяном раскрыт опыт использования ситуационного анализа при проведении тренинг-семинаров по управлению персоналом.6 Кейс «Книга. Ау» С. А. Езовой посвящен типичной конфликтной ситуации в библиотеке, взаимодействию библиотекарей с читателем задолжником.7,8 Проблемные вопросы, завершающие этот и другие кейсы автора, создают предпосылки для развития у обучаемых студентов собственной активности в усвоении знаний, приобретении навыков и умений, ибо только в этом случае происходит формирование их профессиональной, коммуникативной и этической компетентности.
Диагностировать отношения и поведение субъектов взаимодействия, определить оптимальные пути решения проблемы, обозначенной в кейсе, помогает изучение учебной дисциплины «Профессиональная этика».
Существуют различные взгляды на то, что же такое профессиональная этика. На мой взгляд, библиотечная этика является результатом как отношений библиотекарей с читателями посредством Кодекса этики российского библиотекаря, так и его поведения, регламентированного правилами делового этикета, которому уделяется крайне мало внимания, как в библиотековедческой теории, так и в библиотечной практике.9
Анализ должен выстраиваться, на мой взгляд, на основе чётко определённых критериев, вытекающих из сущности проблемы, которой посвящен кейс. Критериями оценки взаимодействия субъектов в профессиональной ситуации являются принципы «Кодекса этики российского библиотекаря», они регламентируют систему отношений библиотекаря с обществом, с пользователями, с коллегами, отношение библиотекаря к профессии и к себе. Фактором, определяющим и отношение, и поведение субъектов библиотечной ситуации является их эмоциональный интеллект, коэффициент интеллекта [EQ],
Специалисты выделяют 4 навыка эмоционального интеллекта: 1) самовосприятие (распознавание своих эмоций); 2) управление собой; 3) социальную восприимчивость («точно улавливать эмоции других людей и понимать, что на самом деле с ними происходит»)', 4) управление отношениями с людьми. Первые два навыка характеризуют внутриличностную компетентность, а два другие — компетентность межличностную (социальную).10
Основываясь на знаниях об эмоциональном интеллекте, почерпнутых из лекции по курсу, студентам удаётся диагностировать этот важнейший человеческий феномен и утвердиться в доказанной учёными истине о том, что эмоциональный интеллект влияет на успешность взаимоотношений и результативность профессиональной деятельности.11
При анализе поведения библиотекаря в качестве интервьюера критериями служат нормы Проекта Кодекса исследователя библиотечной отрасли, разработанного В. С. Крейденко.
Получив представление о коммуникационной компетенции, студенты анализируют насколько она достигает цели и насколько адекватна ситуации (Б. Спицберг.)
Таким образом, метод помогает аккумулировать, синтезировать полученные знания, приобретенный опыт для выработки оценки поведения и отношений субъектов в предлагаемых ситуациях. Важнейшие элементы структуры общения: отношение и поведение изучались в курсе «Библиотечное общение». Метод способствует развитию навыков выстраивания сообщения, его проговаривания, выслушивания мнений собеседников, аргументации своей точки зрения и других дискуссионных навыков.
В процессе использования метода кейса выстраивается субъект-субъектное партнёрское взаимодействие участников, обеспечивается профессиональное межличностное общение, развивается рефлексия, у студентов повышается чувство своей значимости.
Используя метод кейсов, продолжаю закреплять навыки работы студентов в команде (ранее студенты разрабатывали в микроисследовательских коллективах программы научных исследований, проекты кодексов профессиональной этики библиотекаря и т.п.).
Метод кейсов является завершающим в системе методов по данной учебной дисциплине: деловая игра «Деловой этикет», дискуссия по теме «Кого считать толерантным человеком», мозговой штурм: «Пути развития этической компетенции в обществе», проведение исследования по проблеме профессиональной этики в библиотечном сообществе.
Обучающая и воспитательная роль метода-кейса выражается в следующем:
- развитие уверенности, повышении самооценки студента, так как он приобретает навыки решения профессиональных проблем в реальных ситуациях;
- развитие способности проявлять объективность, здравый смысл, высказывать свою точку зрения;
- формирование коммуникативных исследовательских, аналитических умений и навыков;
- развитие видения этико-психологического ракурса в каждой профессиональной проблеме кейса, изучение которого повышает нравственный и коммуникативный потенциал студента;
- совершенствование способности к диалогическому общению (уважение к партнёру по взаимодействию, проявление открытости, искренность и др.).
Интересен опыт разработки кейсов самими студентами. Заочники делали отбор ситуаций, профессионально ориентированных, прагматичных, а очники — акцентировали своё внимание на реальных проблемных ситуациях из личной жизни, из жизни знакомых, основывающихся на противоречиях этического характера. В качестве иллюстративного материала они представляли отрывки публикаций по теме, рисунки, фотографии. Большинство студенческих кейсов носит свёрнутый характер изложения, то есть в них отсутствуют образные характеристики субъектов ситуаций. Затруднения вызывает у студентов постановка проблемных вопросов, завершающих кейсы.
Несмотря на трудности, сложности в работе со студентами по составлению кейсов, её процесс носит творческий характер и требует совершенствования методики преподавательского труда, актуализации его творческого потенциала.
С автором можно связаться: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Метод кейсов // Википедия: онлайн-энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // wvvw.wikipedia.org/wiki/MeToi кейсов
Варганова Г. В. Библиотековедческие и информационные исследования в США / Г.В. Варганова. - СПбГУКИ. - СПб.: Профессия, 202. - С. 139-140.
Варганова Г. В. Кейс-стади как метод научного исследования / Г. В. Варганова // Библиосфера. - 2006. - №2. - С. 36-42.
Равинский Д. К. Как Вы управляетесь?: американский практикум по библиотечной конфликтологии в Библиотечном деле за 2003-2006 гг.
См., например: Еременко Т. В. Метод кейс- стади и его применение в библиотечно-информационном образовании / Т. В. Еременко // Библиотековедение. - 2009. - №1. - С. 124-127.
' Сукиасян Э. Р. Метод ситуационного анализа при проведении тренинг-семинара по управлению персоналом / Э. Р. Сукиасян II Науч.и техн. б-ки. — 2022. - №11. - С. 25-45.
7 Езова С. А. Библиотечное общение как феномен исследования: монография / С. А. Езова. — М.: Либерея - Бибинформ, 2007. - С. 119-123.
" Езова С. А. Коммуникативные технологии в подготовке библиотечных специалистов II Библиотечные технологии. — 2010. — №3. — С. 19-22.
® Езова С. А. Слагаемые библиотечной этики. / С.А. Езова II Библиосфера. - 2010. - №2. - С. 48-50.
"' Как развить эмоциональный интеллект EQ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: hftp^/ro- mankalugin.com/kak-razvit-emocionalnyj-inlellek<- eq /
11 Езова С. А. Слагаемые библиотечной этики //Библиосфера. - 2010. - №2. - С.48-50.
О применении метода кейс-стади в библиотечно-информационном образовании .
Профессия библиотекаря, библиотечное образование, метод кейсов The authordescribesthe application ofthe method of case-studyin libraryeducation.
Библиотечная профессия
Professionlibrarian,library education , the Casemethod
Светлана Андреевна Езова, профессор ВСГАКИ, академик МАИ, кандидат педагогических наук