Езова С. К профессиональной этике через метод кейсов : эффективная техника обучения / С. Езова // Библиотечное дело. – 2012. – № 8. – С. 26-27.

Метод кейсов широко и успеш­но используется в западной практике бизнес-образования. Своё применение метод нашёл и в библиотечном деле.

В Википедии метод кейсов (анг. Case method, кейс метод, кейс-стади, kase-study, метод конкретных ситуаций) тракту­ется как техника обучения, использую­щая конкретные описания реальных экономических, социальных и бизнес- ситуаций.1 Обучающимся предлагается проанализировать проблемную ситуа­цию, разобраться в сути проблемы, определить пути её решения.

Впервые метод был применён в 1924 г. в Гарвардской бизнес-школе; в 50-е го­ды в Западной Европе получили распро­странение бизнес-кейсы. В России пере­водные (западные) кейсы стали исполь­зоваться с 90-х годов прошлого века. С 2007 г. проводятся чемпионаты по реше­нию бизнес-кейсов, благодаря чему ак­тивизировалось кейс-движение в среде российских студентов.

Метод постепенно получает распро­странение в зарубежном и отечествен­ном библиотековедении, в высшей биб­лиотечной школе. Опыт его примене­ния в процессе обучения магистров биб­лиотечных школ в США основам НИР изложен в монографии Г. В. Варгано­вой.2 В одной из её статей, посвященной методологии научного исследовании, даётся характеристика метода «кейс-стади», подчёркивается его направлен­ность на изучение отдельного локально­го случая, произошедшего в конкрет­ном месте, в конкретное время и имею­щего чётко определённые социальные и временные границы.3

С 2003 г. на страницах журнала «Биб­лиотечное дело» публиковался американ­ский практикум по библиотечной кон­фликтологии, содержащий кейс-стади библиотечных конфликтных ситуаций.4

В американской библиотечной шко­ле этот метод активно используется в подготовке менеджеров. Применение метода кейс-стади в библиотечно-информационном образовании отражено статьях Т. В. Еременко5; Э. Р. Сукиасяном раскрыт опыт использования ситуа­ционного анализа при проведении тре­нинг-семинаров по управлению персо­налом.6 Кейс «Книга. Ау» С. А. Езовой посвящен типичной конфликтной си­туации в библиотеке, взаимодействию библиотекарей с читателем задолжни­ком.7,8 Проблемные вопросы, завершаю­щие этот и другие кейсы автора, соз­дают предпосылки для развития у об­учаемых студентов собственной актив­ности в усвоении знаний, приобретении навыков и умений, ибо только в этом случае происходит формирование их профессиональной, коммуникативной и этической компетентности.

Диагностировать отношения и пове­дение субъектов взаимодействия, опре­делить оптимальные пути решения про­блемы, обозначенной в кейсе, помогает изучение учебной дисциплины «Про­фессиональная этика».

Существуют различные взгляды на то, что же такое профессиональная эти­ка. На мой взгляд, библиотечная этика является результатом как отношений библиотекарей с читателями посред­ством Кодекса этики российского биб­лиотекаря, так и его поведения, регла­ментированного правилами делового этикета, которому уделяется крайне ма­ло внимания, как в библиотековедче­ской теории, так и в библиотечной прак­тике.9

Анализ должен выстраиваться, на мой взгляд, на основе чётко определённых критериев, вытекающих из сущно­сти проблемы, которой посвящен кейс. Критериями оценки взаимодействия субъектов в профессиональной ситуа­ции являются принципы «Кодекса этики российского библиотекаря», они регла­ментируют систему отношений библио­текаря с обществом, с пользователями, с коллегами, отношение библиотекаря к профессии и к себе. Фактором, опреде­ляющим и отношение, и поведение субъектов библиотечной ситуации яв­ляется их эмоциональный интеллект, коэффициент интеллекта [EQ],

Специалисты выделяют 4 навыка эмоционального интеллекта: 1) само­восприятие (распознавание своих эмо­ций); 2) управление собой; 3) социаль­ную восприимчивость («точно улавли­вать эмоции других людей и понимать, что на самом деле с ними происхо­дит»)', 4) управление отношениями с людьми. Первые два навыка характери­зуют внутриличностную компетент­ность, а два другие — компетентность межличностную (социальную).10

Основываясь на знаниях об эмоцио­нальном интеллекте, почерпнутых из лекции по курсу, студентам удаётся ди­агностировать этот важнейший челове­ческий феномен и утвердиться в дока­занной учёными истине о том, что эмо­циональный интеллект влияет на ус­пешность взаимоотношений и результа­тивность профессиональной деятельно­сти.11

При анализе поведения библиотека­ря в качестве интервьюера критериями служат нормы Проекта Кодекса иссле­дователя библиотечной отрасли, разра­ботанного В. С. Крейденко.

Получив представление о коммуни­кационной компетенции, студенты ана­лизируют насколько она достигает цели и насколько адекватна ситуации (Б. Спицберг.)

Таким образом, метод помогает ак­кумулировать, синтезировать получен­ные знания, приобретенный опыт для выработки оценки поведения и отноше­ний субъектов в предлагаемых ситуа­циях. Важнейшие элементы структуры общения: отношение и поведение изуча­лись в курсе «Библиотечное общение». Метод способствует развитию навыков выстраивания сообщения, его проговаривания, выслушивания мнений собе­седников, аргументации своей точки зрения и других дискуссионных навы­ков.

В процессе использования метода кейса выстраивается субъект-субъект­ное партнёрское взаимодействие участ­ников, обеспечивается профессиональ­ное межличностное общение, развива­ется рефлексия, у студентов повышает­ся чувство своей значимости.

Используя метод кейсов, продолжаю закреплять навыки работы студентов в команде (ранее студенты разрабатыва­ли в микроисследовательских коллекти­вах программы научных исследований, проекты кодексов профессиональной этики библиотекаря и т.п.).

Метод кейсов является завершаю­щим в системе методов по данной учеб­ной дисциплине: деловая игра «Деловой этикет», дискуссия по теме «Кого счи­тать толерантным человеком», мозго­вой штурм: «Пути развития этической компетенции в обществе», проведение исследования по проблеме профессио­нальной этики в библиотечном сообще­стве.

Обучающая и воспитательная роль метода-кейса выражается в следующем:

  • развитие уверенности, повышении са­мооценки студента, так как он при­обретает навыки решения профессио­нальных проблем в реальных ситуа­циях;
  • развитие способности проявлять объ­ективность, здравый смысл, высказы­вать свою точку зрения;
  • формирование коммуникативных ис­следовательских, аналитических уме­ний и навыков;
  • развитие видения этико-психологического ракурса в каждой профессио­нальной проблеме кейса, изучение ко­торого повышает нравственный и ком­муникативный потенциал студента;
  • совершенствование способности к диа­логическому общению (уважение к партнёру по взаимодействию, проявле­ние открытости, искренность и др.).

Интересен опыт разработки кейсов самими студентами. Заочники делали от­бор ситуаций, профессионально ориен­тированных, прагматичных, а очники — акцентировали своё внимание на реаль­ных проблемных ситуациях из личной жизни, из жизни знакомых, основываю­щихся на противоречиях этического ха­рактера. В качестве иллюстративного материала они представляли отрывки публикаций по теме, рисунки, фотогра­фии. Большинство студенческих кейсов носит свёрнутый характер изложения, то есть в них отсутствуют образные ха­рактеристики субъектов ситуаций. За­труднения вызывает у студентов поста­новка проблемных вопросов, завершаю­щих кейсы.

Несмотря на трудности, сложности в работе со студентами по составлению кейсов, её процесс носит творческий ха­рактер и требует совершенствования методики преподавательского труда, актуализации его творческого потен­циала.

С автором можно связаться: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Метод кейсов // Википедия: онлайн-энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // wvvw.wikipedia.org/wiki/MeToi кейсов

Варганова Г. В. Библиотековедческие и ин­формационные исследования в США / Г.В. Варга­нова. - СПбГУКИ. - СПб.: Профессия, 202. - С. 139-140.

Варганова Г. В. Кейс-стади как метод научно­го исследования / Г. В. Варганова // Библиосфера. - 2006. - №2. - С. 36-42.

Равинский Д. К. Как Вы управляетесь?: аме­риканский практикум по библиотечной конфликтологии в Библиотечном деле за 2003-2006 гг.

См., например: Еременко Т. В. Метод кейс- стади и его применение в библиотечно-информационном образовании / Т. В. Еременко // Библио­тековедение. - 2009. - №1. - С. 124-127.

' Сукиасян Э. Р. Метод ситуационного анализа при проведении тренинг-семинара по управлению персоналом / Э. Р. Сукиасян II Науч.и техн. б-ки. — 2022. - №11. - С. 25-45.

7 Езова С. А. Библиотечное общение как фе­номен исследования: монография / С. А. Езова. — М.: Либерея - Бибинформ, 2007. - С. 119-123.

" Езова С. А. Коммуникативные технологии в подготовке библиотечных специалистов II Биб­лиотечные технологии. — 2010. — №3. — С. 19-22.

® Езова С. А. Слагаемые библиотечной этики. / С.А. Езова II Библиосфера. - 2010. - №2. - С. 48-50.

"' Как развить эмоциональный интеллект EQ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: hftp^/ro- mankalugin.com/kak-razvit-emocionalnyj-inlellek<- eq /

11 Езова С. А. Слагаемые библиотечной этики //Библиосфера. - 2010. - №2. - С.48-50.

О применении метода кейс-стади в библиотечно-информационном обра­зовании .

Профессия библиотекаря, библио­течное образование, метод кейсов The authordescribesthe applica­tion ofthe method of case-studyin libraryeducation.

Библиотечная профессия

Professionlibrarian,library edu­cation , the Casemethod

Светлана Андреевна Езова, профессор ВСГАКИ, академик МАИ, кандидат педагогических наук