• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Королёва И. Для тех, кто умеет учиться и переучиваться : Школа совершенствования библиотечных специалистов / И. Королёва // Библиополе. – 2012. – № 1. – С. 17-19.

Королёва И. Для тех, кто умеет учиться и переучиваться : Школа совершенствования библиотечных специалистов / И. Королёва // Библиополе. – 2012. – № 1. – С. 17-19.

Для настоящего времени характерна тенденция, когда очень многие библиотекари изучают профессиональную литературу, посещают семинары, да и просто говорят о саморазвитии. Очень многие. И каждый убеждён, что он при этом овладевает чем-то новым.

Однако беда в том, что лишь единицы из них действительно раз­виваются. Остальные же ссылают­ся на множество помех. Вспомина­ется чья-то шутка: «Хорошо в библиотеке работать, читатели ещё бы не мешали». И очень часто идея профессионального развития остаётся лишь на словах. Однако, чтобы библиотека жила, чтобы её посещали пользователи, все мы должны понимать, что нам нужно меняться. И конечно, специалисты библиотек обязаны не ждать, а про­воцировать перемены!

Именно с этой целью в Псков­ской ОУНБ была разработана но­вая дифференцированная целевая программа повышения квалифика­ции «Школа совершенствования библиотечных специалистов», де­виз которой: мы обучаем специа­листов, которых так не хватает биб­лиотекам.

Напомню, что повышение ква­лификации — это приобретение способности выполнять дополни­тельные задания и обязанности в пределах специальности. Назна­чение нашей школы — помогать со­трудникам библиотек области стать квалифицированными работника­ми за счёт профессионального раз­вития и личностной самореализа­ции, быть всегда востребованными.

При разработке программы школы учитывались все измене- социокультурные), происходящие как на территории области, так и в стране. Безусловно, для нас интересен и опыт зарубежных кол­лег, которые отмечают, что «совре­менная библиотека по существу является бизнесом, поскольку в целях собственного выживания и развития она должна произво­дить продукты и услуги, имеющие спрос у своих пользователей» (Peter Hernon, Joseph R. Matthews «Listening to the Customer»).

Наша целевая аудитория:

  • «новички» — директора культурно-досуговых учреждений и спе­циалисты, работающие в библиотеках-клубах и клубах-библиотеках (эта категория возникла в связи с оптимизацией библиотек: ЦРБ объединяются с домами культуры в культурно-досуговые комплексы, в результате чего появляются но­вые учреждения);
  • заместители директоров и методисты;
  • заведующие отделами об­служивания;
  • библиографы;
  • заведующие отделами ком­плектования и обработки литера­туры;
  • заведующие СБ-клубами и клубами-библиотеками.

К приоритетным направлени­ям программы мы отнесли:

  • стратегический менеджмент и маркетинг;
  • современные технологии в библиотечной деятельности;
  • справочно-библиографическое и информационное обслужива­ние;
  • менеджмент библиотечных фондов;

модернизацию деятельности СБ. Тематика обучения: «Социо­культурное пространство библиографу», «Фондовая обработка до­кументов: инструменты и техноло­гии», «Библиотека микс: погруже­ние в реальность», «Методист по­коления 2.0».

Сегодня уже понятно, что для повышения квалификации библио­текарей и организации профес­сионального общения необходимо использовать возможности вирту­альной среды. Как блог ОУНБ помо­гает в методической работе?

«Методическая служба Псков­ской областной универсальной на­учной библиотеки» (http://metodis- tam.blogspot.com) — это блог для библиотекарей. Здесь в первую очередь рассматриваются про­фессиональные вопросы. Формат блога и его методическая направ­ленность позволяют оперативно рассказывать о всех профессио­нальных событиях, происходящих на Псковщине, в рубриках «Специ­альные мероприятия», «Докла­ды/консультации», «Презентации», «Исследования ОКДБ», «Проекты и программы», ЗШК.

Не остаются без внимания и коллеги — для этого открыта ру­брика «Профессиональная мо­бильность». Особое внимание за­служивает раздел «Объединяем лучших», созданный для того, что­бы анонсировать проекты, для ре­ализации которых нужны едино­мышленники и партнёры. Здесь можно заявить о проекте, разра­батываемом в рамках Псковской области, региона или России, раз­местить предложения о сотрудни­честве и поиске партнёров.

Конечно, методисты сегодня — это ещё и новаторы, стратеги, маркетологи, менеджеры, чья де­ятельность направлена на разви­тие учреждения. Для них у нас был разработан инновационный курс, где совмещаются практика и теория. Работа будет строиться, что называется, в «прямом эфи­ре» — разрабатываться, презен­товаться и реализовываться, на­чиная с анализа рынка, маркетин­говых стратегий и заканчивая готовым проектом.

В 2012 г. в планы ОУНБ входит расширение целевой аудитории библиотек за счёт коммерческого сектора. И первый этап этого про­екта — исследование в целях со­здания «Карты информационных потребностей в бизнес-сегмен­те». Все полученные знания мето­дисты незамедлительно будут ап­робировать на практике.

Разрабатывая программу шко­лы, мы задались вопросом: какое обучение можно назвать наиболее востребованным у специалистов? Здесь наши мнения с коллегами совпали: востребованное — значит оптимально вписывающееся в гра­фик работ; проводящееся в удоб­ном месте; за короткий срок да­ющее практические навыки по ак­туальным вопросам на настоящий момент и в ближайшем будущем.

Что касается нового подхода, то здесь обучение состоит из двух дополняющих друг друга частей.

I часть — традиционная — се­минары, тренинги с элементами деловой игры, мастер-классы, шоу-лекции, творческие лабора­тории, сочетающие в себе как лек­ционные, так и практические за­нятия, а также конференции, Круг­лые столы,стажировки.

Немного о новом формате обу­чения — мастер-классе для библиоледи. В нём мы решили соеди­нить вещи, которые обычно нам часто удаётся соединить с трудом: профессиональную и личную жизнь. Уникальность этого мастер-класса заключается в том, что он состоит из двух частей. Первая, конечно, будет посвящена обсуж­дению профессиональных тем, а во второй — участники получат рекомендации и ответы на самые актуальные вопросы о детях, здо­ровье, карьере, семье.

II часть — дистанционная. Для реализации данного направ­ления деятельности будет создан корпоративный образовательный библиотечный портал «Фасилитация». Что это значит?

В современном экономичес­ком словаре даётся следующее определение: «Фасилитация — это профессиональная организация процесса групповой работы, на­правленная на прояснение и дости­жение группой поставленных це­лей. Процесс фасилитации приво­дит к повышению эффективности групповой работы, вовлечённости и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала».

Корпоративный образователь­ный библиотечный портал «Фаси­литация» не просто виртуальная образовательная площадка — это профессиональное сообщество, в котором можно будет не только учиться, но и создавать уникаль­ные решения, генерировать идеи, которые впоследствии трансфор­мировать в проекты.

Структура корпоративного об­разовательного портала «Фасили­тация» — это интерактивные сер­висы:

1. Вебинары (интернет-семи­нары, интерактивные мастер- классы) — профессиональные об­разовательные мероприятия в ре­жиме онлайн в Интернете.

Формат вебинара чрезвычайно удобен, поскольку позволит биб­лиотечным специалистам принять участие в нём, не покидая своего рабочего места или находясь до­ма, — достаточно лишь выйти в Интернет. Кроме того, каждый слуша­тель сможет задать любой интере­сующий его вопрос и сразу же, в режиме реального времени, по­лучить на него ответ докладчика.

  1. Видеоуроки.
  2. Клуб «БиблиоПрофи». На виртуальную профессиональную площадку будут приглашаться ав­торитетные известные vip-специалисты и отвечать на вопросы биб­лиотекарей области.
  3. Ещё одна рубрика порта­ла — «Проверено практикой». Здесь будут размещаться видео­ролики, фото, визуализированные презентации, текстовые матери­алы, кейсы наших российских и зарубежных коллег. Особенность его в том, что большая часть ма­териалов ранее не публиковалась в профессиональных СМИ.

Преимущества нового подхо­да к обучению:

  • обучение большого числа спе­циалистов за ограниченное время;
  • удалённое обучение;
  • сочетание теоретических зна­ний и практических навыков;
  • удобный график занятий;
  • относительно низкая стоимость. Разрабатывая программу «Шко­лы совершенствования библио­течных специалистов», мы не ста­вили перед собой задачи быть первыми, для нас главное — быть другими, разрушить прежние сте­реотипы.

Закончить хочу словами амери­канского социолога и футуролога, одного из авторов концепции постиндустриального общества ОлвинаТоффлера: «В XXI столетии неграмотными будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться».

Ирина КОРОЛЕВА, заведующая сектором непрерывного образования отдела координации деятельности библиотек Псковской областной универсальной научной библиотеки