Королёва И. Для тех, кто умеет учиться и переучиваться : Школа совершенствования библиотечных специалистов / И. Королёва // Библиополе. – 2012. – № 1. – С. 17-19.
Для настоящего времени характерна тенденция, когда очень многие библиотекари изучают профессиональную литературу, посещают семинары, да и просто говорят о саморазвитии. Очень многие. И каждый убеждён, что он при этом овладевает чем-то новым.
Однако беда в том, что лишь единицы из них действительно развиваются. Остальные же ссылаются на множество помех. Вспоминается чья-то шутка: «Хорошо в библиотеке работать, читатели ещё бы не мешали». И очень часто идея профессионального развития остаётся лишь на словах. Однако, чтобы библиотека жила, чтобы её посещали пользователи, все мы должны понимать, что нам нужно меняться. И конечно, специалисты библиотек обязаны не ждать, а провоцировать перемены!
Именно с этой целью в Псковской ОУНБ была разработана новая дифференцированная целевая программа повышения квалификации «Школа совершенствования библиотечных специалистов», девиз которой: мы обучаем специалистов, которых так не хватает библиотекам.
Напомню, что повышение квалификации — это приобретение способности выполнять дополнительные задания и обязанности в пределах специальности. Назначение нашей школы — помогать сотрудникам библиотек области стать квалифицированными работниками за счёт профессионального развития и личностной самореализации, быть всегда востребованными.
При разработке программы школы учитывались все измене- социокультурные), происходящие как на территории области, так и в стране. Безусловно, для нас интересен и опыт зарубежных коллег, которые отмечают, что «современная библиотека по существу является бизнесом, поскольку в целях собственного выживания и развития она должна производить продукты и услуги, имеющие спрос у своих пользователей» (Peter Hernon, Joseph R. Matthews «Listening to the Customer»).
Наша целевая аудитория:
- «новички» — директора культурно-досуговых учреждений и специалисты, работающие в библиотеках-клубах и клубах-библиотеках (эта категория возникла в связи с оптимизацией библиотек: ЦРБ объединяются с домами культуры в культурно-досуговые комплексы, в результате чего появляются новые учреждения);
- заместители директоров и методисты;
- заведующие отделами обслуживания;
- библиографы;
- заведующие отделами комплектования и обработки литературы;
- заведующие СБ-клубами и клубами-библиотеками.
К приоритетным направлениям программы мы отнесли:
- стратегический менеджмент и маркетинг;
- современные технологии в библиотечной деятельности;
- справочно-библиографическое и информационное обслуживание;
- менеджмент библиотечных фондов;
модернизацию деятельности СБ. Тематика обучения: «Социокультурное пространство библиографу», «Фондовая обработка документов: инструменты и технологии», «Библиотека микс: погружение в реальность», «Методист поколения 2.0».
Сегодня уже понятно, что для повышения квалификации библиотекарей и организации профессионального общения необходимо использовать возможности виртуальной среды. Как блог ОУНБ помогает в методической работе?
«Методическая служба Псковской областной универсальной научной библиотеки» (http://metodis- tam.blogspot.com) — это блог для библиотекарей. Здесь в первую очередь рассматриваются профессиональные вопросы. Формат блога и его методическая направленность позволяют оперативно рассказывать о всех профессиональных событиях, происходящих на Псковщине, в рубриках «Специальные мероприятия», «Доклады/консультации», «Презентации», «Исследования ОКДБ», «Проекты и программы», ЗШК.
Не остаются без внимания и коллеги — для этого открыта рубрика «Профессиональная мобильность». Особое внимание заслуживает раздел «Объединяем лучших», созданный для того, чтобы анонсировать проекты, для реализации которых нужны единомышленники и партнёры. Здесь можно заявить о проекте, разрабатываемом в рамках Псковской области, региона или России, разместить предложения о сотрудничестве и поиске партнёров.
Конечно, методисты сегодня — это ещё и новаторы, стратеги, маркетологи, менеджеры, чья деятельность направлена на развитие учреждения. Для них у нас был разработан инновационный курс, где совмещаются практика и теория. Работа будет строиться, что называется, в «прямом эфире» — разрабатываться, презентоваться и реализовываться, начиная с анализа рынка, маркетинговых стратегий и заканчивая готовым проектом.
В 2012 г. в планы ОУНБ входит расширение целевой аудитории библиотек за счёт коммерческого сектора. И первый этап этого проекта — исследование в целях создания «Карты информационных потребностей в бизнес-сегменте». Все полученные знания методисты незамедлительно будут апробировать на практике.
Разрабатывая программу школы, мы задались вопросом: какое обучение можно назвать наиболее востребованным у специалистов? Здесь наши мнения с коллегами совпали: востребованное — значит оптимально вписывающееся в график работ; проводящееся в удобном месте; за короткий срок дающее практические навыки по актуальным вопросам на настоящий момент и в ближайшем будущем.
Что касается нового подхода, то здесь обучение состоит из двух дополняющих друг друга частей.
I часть — традиционная — семинары, тренинги с элементами деловой игры, мастер-классы, шоу-лекции, творческие лаборатории, сочетающие в себе как лекционные, так и практические занятия, а также конференции, Круглые столы,стажировки.
Немного о новом формате обучения — мастер-классе для библиоледи. В нём мы решили соединить вещи, которые обычно нам часто удаётся соединить с трудом: профессиональную и личную жизнь. Уникальность этого мастер-класса заключается в том, что он состоит из двух частей. Первая, конечно, будет посвящена обсуждению профессиональных тем, а во второй — участники получат рекомендации и ответы на самые актуальные вопросы о детях, здоровье, карьере, семье.
II часть — дистанционная. Для реализации данного направления деятельности будет создан корпоративный образовательный библиотечный портал «Фасилитация». Что это значит?
В современном экономическом словаре даётся следующее определение: «Фасилитация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлечённости и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала».
Корпоративный образовательный библиотечный портал «Фасилитация» не просто виртуальная образовательная площадка — это профессиональное сообщество, в котором можно будет не только учиться, но и создавать уникальные решения, генерировать идеи, которые впоследствии трансформировать в проекты.
Структура корпоративного образовательного портала «Фасилитация» — это интерактивные сервисы:
1. Вебинары (интернет-семинары, интерактивные мастер- классы) — профессиональные образовательные мероприятия в режиме онлайн в Интернете.
Формат вебинара чрезвычайно удобен, поскольку позволит библиотечным специалистам принять участие в нём, не покидая своего рабочего места или находясь дома, — достаточно лишь выйти в Интернет. Кроме того, каждый слушатель сможет задать любой интересующий его вопрос и сразу же, в режиме реального времени, получить на него ответ докладчика.
- Видеоуроки.
- Клуб «БиблиоПрофи». На виртуальную профессиональную площадку будут приглашаться авторитетные известные vip-специалисты и отвечать на вопросы библиотекарей области.
- Ещё одна рубрика портала — «Проверено практикой». Здесь будут размещаться видеоролики, фото, визуализированные презентации, текстовые материалы, кейсы наших российских и зарубежных коллег. Особенность его в том, что большая часть материалов ранее не публиковалась в профессиональных СМИ.
Преимущества нового подхода к обучению:
- обучение большого числа специалистов за ограниченное время;
- удалённое обучение;
- сочетание теоретических знаний и практических навыков;
- удобный график занятий;
- относительно низкая стоимость. Разрабатывая программу «Школы совершенствования библиотечных специалистов», мы не ставили перед собой задачи быть первыми, для нас главное — быть другими, разрушить прежние стереотипы.
Закончить хочу словами американского социолога и футуролога, одного из авторов концепции постиндустриального общества ОлвинаТоффлера: «В XXI столетии неграмотными будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться».
Ирина КОРОЛЕВА, заведующая сектором непрерывного образования отдела координации деятельности библиотек Псковской областной универсальной научной библиотеки