Круглик Т. Учиться вместе! ПРОФИ-центр для работников детских библиотек Липецкой области / Т. Круглик // Библиотечное дело. – 2005. – № 10. – С. 35-36.

Чтобы выжить, детским библиотекам, как и другим, надо объединяться: жить общими интересами, в едином информационном поле и руководствоваться едиными требованиями к профессии. В Липецкой области эти попытки уже предпринимаются, и, похоже, успешно.

Накануне профессионального праздника в Липецкой областной детской библиотеке (ЛОДБ) состо­ялась презентация ПРОФИ-центра библиотечного развития. Стимулом для соз­дания этого Центра явилось осознание уни­кальности детского чтения и желание объе­динить усилия специалистов библиотек всех ведомств, обслуживающих детей Липецкой области.

Основная задача Центра - создать усло­вия для профессионального роста библиоте­карей и повышения уровня их образования. Ведь эффективность и качество работы биб­лиотекарей во многом зависит от их квали­фикации и профессионализма. Однако рез­кие перемены последних лет постоянно заставляют задумываться над вопросом: спо­собны ли мы решать задачи, которые стоят перед библиотекой сегодня? Поэтому забота о постоянном профессиональном росте биб­лиотечных работников должна стать сегод­ня главным направлением методического обеспечения деятельности библиотек в об­ласти. Главное - грамотно анализировать кадровый потенциал. От этого во многом бу­дет зависеть дальнейшее развитие библио­течных кадров.

51% библиотекарей имеет среднее специ­альное образование, 22% - высшее, большая часть которых - специалисты областных библиотек. Большинство специалистов, ра­ботающих в городах и районах области, по­лучили образование в 1980-е годы, и их зна­ния во многом устарели. Особенно тяжелое положение сложилось в сельских библиоте­ках - там с квалифицированными кадрами еще туже. В библиотеки сел и небольших го­родов десятилетиями не приходят молодые специалисты, а те, кто там работает, теря­ют стимулы к самообразованию. Высокая нестабильность библиотечных коллективов приводит к их заметному старению, работа­ющие пенсионеры составляют более 20%. Молодых специалистов в мелких библиоте­ках не устраивает отсутствие перспектив должностного роста и слабая востребован­ность полученных ими знаний . Положение усугубляется еще и тем, что сократился при­ем на заочные отделения вузов, стало слож­нее выезжать на курсы и семинары, а про­фессиональные периодические издания в та­ких библиотеках постепенно сходят на нет.

Существовавшая раньше система повы­шения квалификации в 1990-е годы повсе­местно пришла в упадок, обучение приобре­ло разрозненный и несогласованный харак­тер. Такое положение заставило ЛОДБ заду­маться о новых способах повышения квали­фикации библиотекарей. Так возникла идея создать ПРОФИ-центр библиотечного раз­вития.

В Липецкой областной детской библиоте­ке уже сложилась определенная система по­вышения квалификации библиотечных спе­циалистов. Сотрудники ЛОДБ повышают ее, участвуя в семинарах межрегионального, российского и международного уровней, в выездных форумах. Для специалистов районных детских библиотек организуются семинары, практикумы, тренинги. Библио­текам различных ведомств предоставляется консультативная, методическая и практичес­кая помощь. Особое внимание уделяется обучению заведующих и методистов район­ных детских библиотек, от которых во мно­гом зависит организация работы библиотеч­ных коллективов и внедрение новых сервис­ных услуг.

Наработанный опыт позволил в октябре прошлого года провести форум библиотеч­ного сообщества - Всероссийскую научно-практическую конференцию «Детское чте­ние как феномен культурного наследия».

На сегодняшний день координационно-методический отдел ЛОДБ располагает всей необходимой методической литературой, ежегодно разрабатываются методические по­собия в помощь организации библиотечных процессов, издаются материалы областных семинаров, выпускаются «Хроники библио­течной жизни», У нас есть достаточный про­фессиональный потенциал и желание про­должать работу в Центре.

Открытию Центра предшествовала боль­шая подготовительная работа: был изучен опыт создания подобных центров, разрабо­тана регламентирующая документация, про­веден мониторинг востребованности данно­го проекта на рынке образовательных услуг в библиотеках различных ведомств, обслу­живающих детское население и, наконец, приобретена мебель.

В предварительном исследовании приня­ли участие школьные, сельские и детские библиотекари. Оно выявило существующие трудности и проблемы в работе по обслужива­нию читателей и явную потребность библио­текарей в повышении собственного профес­сионального уровня. Преобразования библи­отекарям видятся, прежде всего, во внедре­нии передовых технологий и в координации информационных и образовательных ресур­сов библиотек всех ведомств, обслужива­ющих детей. Подробный анализ результатов исследования позволил сформулировать ак­туальные проблемы, а самое главное - опре­делить основные направления работы с кад­рами.

В рамках деятельности ПРОФИ-центра спе­циалистам библиотек различных ведомств (детских, школьных, сельских) планируется предоставлять разнообразные формы и виды обучения. Формы обучения будут дифференци­роваться в зависимости от образования, зани­маемой должности, функциональной специа­лизации библиотечного работника

Для руководителей библиотек, филиа­лов, отделов, секторов, методистов продол­жит свою работу Школа библиотечного ме­неджмента. Особую роль в обновлении биб­лиотеки, повышении ее конкурентоспособ­ности должны сыграть библиотечные менед­жеры, которые должны будут уметь анализи­ровать ситуацию, быстро принимать реше­ния и быстро осваивать новые технологии. Да, современный руководитель любого уров­ня –это человек со специальным библиотеч­ным образованием, профессионал библио­течного дела, но если он получит дополни­тельную менеджерскую подготовку, знания в области экономики и психологии, навыки стратегического управления и фандрайзинга, безусловно, качество его труда возрастет. И у специалистов Липецкой области такая возможность есть. Вот уже три года работает Школа библиотечного менеджмента. При содействии Учебно-методического Центра управления культуры и искусства админист­рации Липецкой области по результатам ус­пешного обучения библиотека выдает слу­шателям удостоверение установленного об­разца.

Передавать свой социальный и професси­ональный опыт молодежи - важнейшая для нас задача, поскольку расцвет библиотечной деятельности в будущем - дело рук моло­дых. Анализируя опыт районных библиотек по созданию профессиональных объедине­ний, а это - «Школа начинающего библио­текаря» (Добринская ЦБС), «Школа молодо­го библиотекаря» (Чаплыгинская ЦБС), «Школа детского библиотекаря» (Задонская ЦБС), мы пришли к выводу, что задача долж­на решаться посредством создания единой системы мероприятий по повышению ква­лификации.

Молодые специалисты в возрасте до 35 лет составляют треть всех сотрудников детс­ких библиотек Липецкой области. Они обла­дают высокой профессиональной подготов­кой: половина из них имеет высшее библио­течное и среднее специальное образование, накоплен и опыт работы (57% работают в библиотеках более пяти лет). В то же время, в силу тех или иных причин, молодые библи­отекари, которые работают в должности ря­довых сотрудников, не имеют возможности реализовать свои идеи и амбиции, расти про­фессионально, делать карьеру, повышать свою квалификацию.

Современную прогрессивную молодежь отличает честолюбие, целеустремленность, желание «покорять вершины». Библиотеч­ная молодежь тоже стремится к успеху. По нашему мнению, это стремление заключает­ся не только в желании удовлетворять амби­ции, но, что важнее, в желании получать от работы моральное удовлетворение. Именно поэтому мы и решили создать «Профессио­нальное объединение молодых», которое даст такую возможность. Возможность по­полнить и обновить запас знаний, получен­ных ранее в библиотечных вузах и технику­мах, познакомиться с новыми направления­ми в работе, пообщаться с коллегами. Рабо­та с молодыми специалистами предполагает создание целой системы творческих конкур­сов и занятий, которые помогут адаптиро­ваться в современных условиях информаци­онного поля.

Не секрет, что библиотека на селе - это чуть ли не центр культуры и единственное место, где дети проводят все свое свободное время. И от профессионализма работника зависит отношение не только к библиотеке, к чтению, но и культуре в целом. Поэтому в соответствии с требованиями к обслужива­нию детей, с новыми достижениями науки и практики библиотечного дела мы разра­ботали целый цикл занятий под названием «Творческая мастерская сельского библио­текаря». Организация библиотечного пространства, планирование деятельности, проблемы поддержки и стимуляции детско­го чтения, массовая работа с детьми, инфор­мационно-библиографическое обслужива­ние пользователей - вот перечень тем вы­ездных практикумов. И это будут не просто лекции, а интенсивное обучение навыкам профессиональной деятельности в виде практических занятий, заочных экскурсий с демонстрацией видеосюжетов о работе ЛОДБ, общие дискуссии на профессиональ­ные темы, литературные диалоги и многое другое.

Реализация перечисленных программ - только начало работы нашего Центра. В бу­дущем мы надеемся на консолидацию сил всех учреждений, заинтересованных в разви­тии научного и кадрового потенциала, коор­динацию деятельности специалистов библи­отек всех ведомств, обслуживающих детей Липецкой области.

Остаться по-прежнему уважаемой и прес­тижной профессия библиотекаря сможет только в том случае, если профессиональ­ные знания будут приведены в соответствие с меняющимися потребностями общества и адаптированы к новым требованиям самой профессии.

Татьяна Андреевна Круглик, главный библиотекарь координационно-методического отдела Липецкой областной детской библиотеки