Токмакова Е. Шаг за шагом / Е. Токмакова // Библиополе. – 2008. – № 8. – С. 28-30.
Теоретические знания, полученные в учебном заведении или непосредственно на рабочем месте, зачастую не охватывают всех сторон библиотечной деятельности. А ведь, как показывает практика, успех того или иного мероприятия не редко зависит именно от продуманности всех мелочей, нюансов. Данный материал содержит некоторые советы и рекомендации по проведению традиционных мероприятий. Памятки, основанные на опыте и наблюдениях, помогут коллегам (особенно тем, кто недавно вступил в должность) спланировать последовательность своих действий при подготовке к очередной встрече с читателями.
БЕСЕДА О БИБЛИОТЕКЕ (ОТДЕЛЕ, ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ)
Знакомство. Это важный момент любого выступления перед аудиторией. Люди, которые собрались перед вами, должны знать, кто вы. Форма представления зависит от возраста слушателей. Детям можно представиться просто по имени- отчеству: «Библиотекарь Мария Ивановна». Дети — народ благодарный, запомнят и потом так вас и будут называть (а не «тетенька»). Если аудитория постарше, то представиться можно более официально. Для старшеклассников и взрослых обычно называют полностью имя, отчество, фамилию (начинать лучше с имени-отчества), должность.
Название библиотеки. Определиться с местом, где находитесь вы и ваши слушатели, очень важно (даже если аудитория уже знает, куда пришла). Главное здесь — правильно назвать его: для детей — как можно проще и понятнее, для взрослых — как можно правильнее.
Характеристика фонда. Содержание и продолжительность этой части беседы также зависят от возраста аудитории. Рекомендую следующую последовательность:
- не нужно сыпать цифрами: дети не поймут и не запомнят, а взрослых обилие цифр утомит. Можно назвать общий объем фонда и (при необходимости) количество периодики, электронных изданий или новых поступлений за определенный промежуток времени и т. д.;
- нет необходимости перечислять все отделы ББК или отрасли знаний, достаточно кратко, но емко показать разнообразие (или однообразие) фонда;
- не стоит перечислять все имеющиеся в книжном собрании виды и типы изданий, достаточно назвать самые основные и важные для конкретной аудитории; отдельно надо остановиться на журналах и газетах, по возможности показать их;
- обязательно укажите читательский адрес изданий;
- особые издания — этим можно закончить данную часть беседы. Ими могут быть: книга самая большая и самая маленькая, самая толстая, оригинальная (книжка- малышка, раскладушка, игрушка, звуковая и т. д.), самая старая, самая новая, самая читаемая. Для взрослых в дополнение к этому — факсимильные, редкие, уникальные издания, подаренные известными людьми, книги с автографами авторов и т. д. Лучше, если эти книги вы покажете (а после беседы дадите подержать в руках).
Целевое назначение. Для чего предназначена литература, в чем она может помочь, как можно использовать ее в практической деятельности.
Расположение фонда. Структура фонда раскрывается, как правило, в тех отделах/ библиотеках, где читатели сами выбирают литературу. Не нужно перечислять все разделы фонда, достаточно назвать основные и обязательно показать, где находится художественная литература. Стоит подробнее остановиться на тех разделах, которые интересны для конкретной аудитории (например, у вас в гостях студенты строительного факультета — покажите им, где расположен отдел «Строительство»). Не стоит активно жестикулировать, указывая пальцем на стеллажи, лучше подойдите к ним сами.
Книжные выставки. Если вы в отделе абонемента, обзор выставок можно сделать кратким. Если ваши гости в читальном зале, расскажите о них более подробно: название, особенности, целевое и читательское назначение, представленные издания, срок экспонирования. Обязательно скажите, что книги с выставки можно брать (домой или просто взять и почитать, сидя за столом).
Правила пользования библиотекой. Сообщите слушателям о том, как записаться в библиотеку, сколько литературы можно взять, на какой срок. Не забудьте об особых правилах (если таковые есть), установленных имен
но в вашем секторе/ библиотеке. Обязательно укажите, что:
- документы выдаются во ВРЕМЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ;
- на каждого читателя заполняется читательский формуляр;
- все выданные документы записываются в формуляр;
- необходимо расписаться за каждый полученный на дом документ;
- читатель отвечает за каждый полученный документ.
Режим работы библиотеки. Уточните для слушателей часы работы, перерывы, выходные и санитарные дни.
Правила поведения в библиотеке. Об этом стоит упомянуть отдельно, если ваша аудитория — дети. Расскажите, как они должны вести себя в библиотеке и особенно в читальном зале.
Правила обращения с книгой. Это обязательный пункт для любой аудитории. Перечислите правила бережного обращения:
- не делать пометок, подчеркиваний;
- не вырывать и не загибать страницы;
- не вкладывать посторонние предметы;
- не читать во время еды, не класть книгу на стол с продуктами;
- носить книги в пакете или мешочке;
- беречь книгу от домашних животных;
- отремонтировать поврежденную книгу своими силами;
- не выносить книги из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре.
Завершение беседы. Закончить рассказ о библиотеке можно:
- небольшим информационным обзором книг и/или журналов;
- анонсом предстоящих мероприятий;
- информацией о тематических картотеках для читателей.
Не забудьте поблагодарить слушателей за внимание и пригласить их прийти еще.
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Примерный краткий план подготовки и проведения
- Изучение литературы по методике проведения обзора литературы.
- Определение темы и читательского назначения.
- Отбор изданий, которые предполагается включить в обзор.
- Подробное знакомство с отобранными изданиями; определение ценности каждого из них; составление характеристики (аннотации) для каждой книги; выбор отрывков для чтения вслух.
- Вторичный отбор изданий из имеющихся (из уже отобранных).
- Составление плана обзора (введение, рассказ о книгах, заключение). Здесь важно обратить внимание на последовательность расположения книг в обзоре, логическую связь между характеристиками книг.
- Подбор дополнительного материала (иллюстрации, фотографии, карты, схемы и т. д.).
- Составление (написание) текста обзора.
- Репетиционное чтение вслух обзора (не менее двух раз, желательно для какой-либо аудитории — коллеги, ваш непосредственный руководитель, подойдут и члены семьи). Обратить внимание на:
- культуру речи;
- эмоциональность рассказа;
- выразительность чтения отрывков из книг, стихов;
- продолжительность обзора;
- демонстрацию изданий.
- Оформление книжной выставки к обзору (при необходимости).
- Непосредственное проведение обзора. Учет присутствующих.
- Анализ проведенного обзора. Учет выдачи рекомендованных книг.
Советы по проведению рекомендательного обзора литературы для детей
При написании текста необходимо знать психологические особенности возраста, для которого предназначен обзор: особенности восприятия литературы, особенности памяти, внимания, способности воспринимать устную информацию и понимать ее и т. д. Нужно учитывать также интересы и предпочтения, мотивы обращения к литературе, критерии оценки книги детьми разного возраста.
Помните, что текст, который мы читаем глазами на листе бумаги, и текст, который мы читаем вслух, — это совершенно разные вещи. Если в напечатанном тексте (на листочке) мы можем прочитать глазами длинное предложение (на 2—3 строчки) и поймем его смысл, то при произнесении такого предложения вслух мы и сами запутаемся, и читатель к его окончанию забудет его начало. Поэтому тексты, которые предполагается читать вслух, лучше составлять из простых коротких предложений. Не нужно много придаточных предложений, вводных слов, запятых. Пользуйтесь словами и выражениями, которые знакомы читателю данного возраста и которые он в состоянии понять.
Для того чтобы узнать, есть ли у вас проблемы с текстом, обязательно прочитайте его вслух и не один раз. Желательно не только прочитать, но и вообще прорепетировать весь обзор вместе с демонстрацией книг.
Чтобы определить, сколько изданий можно включить в обзор для детей, пользуйтесь двумя простыми правилами: чем меньше книг, тем больше вероятность их запоминания; чем старше возраст, тем больше книг можно включить в обзор.
Если вы планируете показать детям какие-либо рисунки из книг, сделайте заранее закладки, иначе потом, во время обзора, вы не найдете тот самый удачный рисунок, который выбрали. Для дошкольников и младших школьнитков все фотографии и рисунки лучше объяснять.
При использовании отрывков из книг выбирайте интересные, интригующие — те, которые можно воспринять на слух за короткий отрезок времени и в которых описываются яркие события, повороты сюжета. Отрывки лучше также заранее прочитать, чтобы текст был знакомым, — это позволит вам не спотыкаться на словах на самом мероприятии. Сделайте паузу после рассказа о книге и только после этого перейдите к чтению отрывка.
Если в процессе обзора вы задаете вопросы детям, дождитесь нескольких ответов, а затем обязательно скажите правильный ответ, даже если дети его уже назвали. Но не ждите всех ответов, чтобы не затягивать ведение обзора.
Держите книгу или журнал перед собой на уровне груди (или сбоку), следите, чтобы книга не закрывала ваше лицо — у вас должен быть визуальный контакт с аудиторией.
Рассказывая о книге или журнале, не листайте его, держа перед собой, — создается впечатление, что вы смотрите его в личных целях. Разверните его перед детьми и не спеша полистайте в таком положении, давая возможность детям увидеть то, что есть на странице. Прорепетируйте заранее этот момент.
Если вы рассказываете о дополнительных возможностях книги (алфавитный указатель, список терминов и т. д.), обязательно расскажите, как ими пользоваться, и попробуйте вместе с детьми сделать это практически.
После обзора обязательно дайте возможность детям подержать книги в руках.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ УТРЕННИК
Литературный утренник — довольно распространенное библиотечное мероприятие для читателей дошкольного и младшего школьного возраста. При его подготовке и проведении необходимо учитывать несколько важных моментов:
- литературный утренник проводится только для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
при его подготовке необходимо учитывать психологические особенности того возраста детей, с которыми вы проводите утренник, а значит, эти особенности нужно знать. По сути, все нижеследующие пункты являются следствием этого утверждения;
продолжительность утренника — не больше 20— 30 минут;
текст вашего выступления должен быть простым, доступным для данного возраста, неприемлемы библиотечные термины, которые непонятны детям. Предложения должны быть короткими, ясными, четкими;
основа утренника — какое-либо действо, игра, и дети должны принимать в этом непосредственное участие: читать стихи, отгадывать загадки, читать по ролям или читать отрывок из произведения. Поручите ребятишкам все, что они могут сделать сами, себе оставьте то, что они сделать не смогут. Именно поэтому утренник должен быть тщательно подготовлен. На нем можно также подвести итоги объявленного ранее какого-нибудь конкурса (рисунков, поделок, открыток, сувениров, стихов, поздравлений и т. д.);
- в проведении утренника необходимо максимально использовать дополнительные атрибуты — все то, что можно увидеть, потрогать;
- помните, что главная цель литературного утренника — заинтересовать детей книгами. Поэтому в тексте мероприятия нужно учесть информацию о произведениях или их авторах. Можно прочесть интересные отрывки из самой книги, факты из жизни автора и пр.
Елена Токмакова, заместитель директора Краснотурьинской централизованной библиотечной системы Свердловской области