Ганзикова Г. Занимательность как условие действенности рекомендательных аннотаций для детей / Г. Ганзикова // Школьная библиотека. - 2007. - № 2. - С. 41-46.

 «Да здравствует рекомендательная библиография!» — воскликнул на одном из «круглых столов» по рекомендательной библиографии Михаил Пряхин, автор сайта «Заветный список» (zavetspisok.ru).

А главное условие «рекомендательности» — нетривиально написанная, стимулиру­ющая к чтению аннотация. Особым «настроем», особыми способностями, а, может быть, талантом должны обладать библиографы, работающие для детей.

Галина Семеновна Ганзикова отмечает: «Ребенку нужен не просто совет, какой книге отдать предпочтение. Ему нужен эмоциональный рассказ о книге и её содержании в художественной форме, ребенка нужно увлекать чтением, а не просто информиро­вать о книгах. Аннотация, где будет ярко обрисован сюжет, герои, конфликт, обра­щено внимание на стиль, жанровую специфику рекомендуемого произведения, и всё зто будет преподнесено с любовью к ребенку, с учетом возможностей его восп­риятия и понимания, и, разумеется, с художественной надлежащей выразитель­ностью, не может оставить никого равнодушным. Занимательность в аннотациях к произведениям художественной литературы так же важна, как и к произведениям научно-познавательной литературы».

Занимательность всегда была одной из необходимых и весьма важных спе­цифических особенностей рекомен­дательной библиографии для детей.

Занимательными делают пособия не только отражаемые в них интересные книги, но и анно­тации: стиль этих сообщений, приводимые в них необычные первичные фактические сведе­ния, эмоциональность и образность текста в целом. Требуются аннотации, которые должны быть выразительными, динамичными, будить любопытство и познавательную активность ре­бенка. Имеет особое значение также общее заглавие, заглавия разделов, оформление по­собия. Занимательность — одно из значимых условий для пробуждения живого интереса у детей к пособию как книге о книгах и к самой книге. И самое главное — это то, что способно активизировать мысль и чувства ребенка в про­цессе чтения рекомендуемой литературы.

Весьма увлекательно рассказывают детям о книгах библиографы Луганской областной детской библиотеки (Украина) на сайте в страничке «Почитай-ка». Зазывает её посе­щать неназойливо и соблазнительно звучащее не только название этой странички, но и выби­раемая для списков тема. Аннотированный список книг «Чудеса природы» примечателен уже тем, как назван, способен заинтересовать заголовком. Но главное, что притягивает к не­му внимание, — стиль и содержание аннота­ций, которые полностью созвучны теме. Соста­вители списка ставили по меньшей мере две задачи.

Первая — привлечь внимание школьников к новой справочной литературе как неотъемле­мой части научно-познавательной литературы, к отдельным книгам, в которых присутствуют интересные россыпи знаний о живой природе.

И вторая — увлечь процессом чтения такой литературы в целом, чтобы, читая её, вместе с авторами глубже проникать в необъятный мир знаний, а познавая, узнавать что-то новое и не уставать удивляться, как много необычного, ин­тересного в окружающем нас мире.

Рекомендуется книг немного, и они легко за­поминаются. Не только потому, что их немного. Наверное, в первую очередь это обусловлено тем, что специалисты библиотеки составили к ним аннотации добротно — в профессиональ­ном плане по всем каноническим законам реко­мендательно-библиографической работы с детьми, которые вырабатывались не одно деся­тилетие. Возможно, подсказывала нужный стиль общения с детьми и педагогическая инту­иция — тоже весьма ценное качество библиог­рафа. Каждую книгу библиографы представили наглядно, используя цветные яркие обложки книг и при помощи развернутой аннотации, при составлении которой применялся так называе­мый прием «создания в ней проблемной си­туации».

По представлению аспирантки Е.П. Поповой (МГИК), исследователя этой темы в 70-е годы, «проблемная ситуация» в библиографической характеристике научно-познавательных книг может возникнуть, если библиограф понимает сущность самого понятия «проблема», а также соответствующего дидактического принципа в обучении, стремится следовать ему, знает и умело применяет приемы усиления содержа­тельной проблемности аннотаций.

И если кто из нынешних библиографов готов взять за основу своих действий этот прием, то, прежде всего, необходимо будет заострить внимание ребенка на проблематике книги, на приводимых в ней противоречивых данных. Их отбор из книги и включение в характеристику порождают процесс мышления, направленный на снятие противоречий. Прочитав аннота­цию, читатель будет ощущать умственное напряжение и понимание, что он сможет отыскать разгадку проблемы, если обра­тится к книге и овладеет её содержанием на уровне не только прочтения, но и усвое­ния смысла прочитанного.

Проблемность появляется и тогда, когда библиограф начинает аннотацию с констатации нового, неизвестного, непонятного читателю, и всё это новое и неизвестное ребенку формули­руется в виде вопросов. Причем может быть постановка вопросов и в скрытом виде.

Вопрос в аннотации — действительно, был, есть и будет элементом весьма важным. Воп­росы (и главное, их постановка, то есть их фор­мулировка) многие представители дидактичес­кой науки рассматривают в числе важнейших стимулов организации мыслительного процес­са, основы творческого мышления, самостоя­тельного открытия истины читателем для себя.

А некоторые считают, что вопрос уже сам по себе и есть «...особая форма мысли, стоящей на рубеже между знанием и незнанием, пред­шествующая и в то же время способствующая образованию новых суждений и понятий...» (В. Заботин). Вопрос как движение познания и как продуктивная форма мысли, представляющая переход от незнания к знанию, от неполного и неточного к более полному и точному знанию — именно так рассматривается природа вопро­сов, воспитательное и познавательное их зна­чение в дидактической науке.

Если библиографы начинают аннотации с вопросов в открытой форме, то руководствуют­ся стремлением пробудить у детей желание найти ответ на них в книге. Кроме этого, воспи­тать, развить, поддержать вкус к самостоятель­ному приобретению знаний.

Вопрос в скрытой форме, моделируемый библиографом, означает подведение читате­ля к самостоятельной постановке этого вопроса перед собой, неизбежность самого этого момента. И опять предполагается, что возникнет при этом понимание, что правиль­ный ответ школьник найдет, если обратится к внимательному чтению рекомендуемой книги.

О книге же библиограф стремится рассказы­вать так, что и возникает то самое искомое про­тиворечие: между имеющимися у большинства людей представлениями о чем-либо и совер­шенно новым, пока неизвестным читателю взглядом на это явление или предмет.

Проблемную ситуацию, когда неизбежно возникает тот или иной вопрос, как показывает анализ библиографических пособий, вышедших в свет в 70-е годы («Сто тысяч почему» О.Ф. Хузе, «Что читать» и др.), создает приведение в аннотации и других текстах библиографическо­го пособия гипотез (предположений) ученых или новых научных данных, опровергающих прежние представления о чем-либо. Можно воспользоваться таким известным примером аннотации, подводящей читателя к самостоя­тельной постановке вопросов:

«Земля наша — круглая. Это ясно, как дважды два четыре. И материки стоят не­зыблемо — тоже всем ясно. И вдруг оказы­вается, что это не так. Ученые теперь зна­ют, что земной шар не совсем шар, а участ­ки суши, возможно, и перемещаются, как огромные корабли в море. За сотни милли­онов лет они могли «проплыть» тысячи ки­лометров».

Это аннотация к книге Б. Ляпунова «Неот­крытая планета» из путеводителя по книгам «Что читать» (1971) для учащихся 5—6-х клас­сов. Пытливый читатель, для которого сооб­щенные сведения, скорее всего, будут неожи­данными, спросит себя: «Какая же форма у Земли, если это не шар?», «Как могут плавать материки?». На эти скрытые в аннотации воп­росы и рассчитывали составители путеводителя, то есть ребятам предлагалось выделить их самостоятельно.

Как видим, есть несколько важ­ных условий, от которых зависит возникновение мысли в процессе ознакомления с аннотацией, дви­жение читателя от незнания к зна­нию. И главная среди предпосы­лок, способствующих возникнове­нию интереса к прочтению книги, — конечно же, новизна первичной информации, способ её доведения в форме характеристик вторично­документальной. И, разумеется, книга сама по себе, а не только ин­формация о ней, должна обладать при этом весьма важным качеством — быть для ребенка максимально занимательной, насы­щенной познавательным материалом, любо­пытными фактами. Чтобы в процессе её прочте­ния возникла желаемая реакция читателя, на которую рассчитыва­ет библиограф: читатель удивлен, хочет найти доказательства, про­верить, так ли это на самом деле, и берет книгу для чтения.

Действенность рекоменда­тельно-библиографических сооб­щений многократно возрастает, если проблемно построен весь текст пособия. Имеются в виду не только аннотации, но также заго­ловки, вступительные замечания к разделам, «врезки» или фактогра­фические вставки из первичного документа в текст, сама по себе яркая, интересная, новая для чи­тателя первичная информация.