Ганзикова Г. Занимательность как условие действенности рекомендательных аннотаций для детей / Г. Ганзикова // Школьная библиотека. - 2007. - № 2. - С. 41-46.
«Да здравствует рекомендательная библиография!» — воскликнул на одном из «круглых столов» по рекомендательной библиографии Михаил Пряхин, автор сайта «Заветный список» (zavetspisok.ru).
А главное условие «рекомендательности» — нетривиально написанная, стимулирующая к чтению аннотация. Особым «настроем», особыми способностями, а, может быть, талантом должны обладать библиографы, работающие для детей.
Галина Семеновна Ганзикова отмечает: «Ребенку нужен не просто совет, какой книге отдать предпочтение. Ему нужен эмоциональный рассказ о книге и её содержании в художественной форме, ребенка нужно увлекать чтением, а не просто информировать о книгах. Аннотация, где будет ярко обрисован сюжет, герои, конфликт, обращено внимание на стиль, жанровую специфику рекомендуемого произведения, и всё зто будет преподнесено с любовью к ребенку, с учетом возможностей его восприятия и понимания, и, разумеется, с художественной надлежащей выразительностью, не может оставить никого равнодушным. Занимательность в аннотациях к произведениям художественной литературы так же важна, как и к произведениям научно-познавательной литературы».
Занимательность всегда была одной из необходимых и весьма важных специфических особенностей рекомендательной библиографии для детей.
Занимательными делают пособия не только отражаемые в них интересные книги, но и аннотации: стиль этих сообщений, приводимые в них необычные первичные фактические сведения, эмоциональность и образность текста в целом. Требуются аннотации, которые должны быть выразительными, динамичными, будить любопытство и познавательную активность ребенка. Имеет особое значение также общее заглавие, заглавия разделов, оформление пособия. Занимательность — одно из значимых условий для пробуждения живого интереса у детей к пособию как книге о книгах и к самой книге. И самое главное — это то, что способно активизировать мысль и чувства ребенка в процессе чтения рекомендуемой литературы.
Весьма увлекательно рассказывают детям о книгах библиографы Луганской областной детской библиотеки (Украина) на сайте в страничке «Почитай-ка». Зазывает её посещать неназойливо и соблазнительно звучащее не только название этой странички, но и выбираемая для списков тема. Аннотированный список книг «Чудеса природы» примечателен уже тем, как назван, способен заинтересовать заголовком. Но главное, что притягивает к нему внимание, — стиль и содержание аннотаций, которые полностью созвучны теме. Составители списка ставили по меньшей мере две задачи.
Первая — привлечь внимание школьников к новой справочной литературе как неотъемлемой части научно-познавательной литературы, к отдельным книгам, в которых присутствуют интересные россыпи знаний о живой природе.
И вторая — увлечь процессом чтения такой литературы в целом, чтобы, читая её, вместе с авторами глубже проникать в необъятный мир знаний, а познавая, узнавать что-то новое и не уставать удивляться, как много необычного, интересного в окружающем нас мире.
Рекомендуется книг немного, и они легко запоминаются. Не только потому, что их немного. Наверное, в первую очередь это обусловлено тем, что специалисты библиотеки составили к ним аннотации добротно — в профессиональном плане по всем каноническим законам рекомендательно-библиографической работы с детьми, которые вырабатывались не одно десятилетие. Возможно, подсказывала нужный стиль общения с детьми и педагогическая интуиция — тоже весьма ценное качество библиографа. Каждую книгу библиографы представили наглядно, используя цветные яркие обложки книг и при помощи развернутой аннотации, при составлении которой применялся так называемый прием «создания в ней проблемной ситуации».
По представлению аспирантки Е.П. Поповой (МГИК), исследователя этой темы в 70-е годы, «проблемная ситуация» в библиографической характеристике научно-познавательных книг может возникнуть, если библиограф понимает сущность самого понятия «проблема», а также соответствующего дидактического принципа в обучении, стремится следовать ему, знает и умело применяет приемы усиления содержательной проблемности аннотаций.
И если кто из нынешних библиографов готов взять за основу своих действий этот прием, то, прежде всего, необходимо будет заострить внимание ребенка на проблематике книги, на приводимых в ней противоречивых данных. Их отбор из книги и включение в характеристику порождают процесс мышления, направленный на снятие противоречий. Прочитав аннотацию, читатель будет ощущать умственное напряжение и понимание, что он сможет отыскать разгадку проблемы, если обратится к книге и овладеет её содержанием на уровне не только прочтения, но и усвоения смысла прочитанного.
Проблемность появляется и тогда, когда библиограф начинает аннотацию с констатации нового, неизвестного, непонятного читателю, и всё это новое и неизвестное ребенку формулируется в виде вопросов. Причем может быть постановка вопросов и в скрытом виде.
Вопрос в аннотации — действительно, был, есть и будет элементом весьма важным. Вопросы (и главное, их постановка, то есть их формулировка) многие представители дидактической науки рассматривают в числе важнейших стимулов организации мыслительного процесса, основы творческого мышления, самостоятельного открытия истины читателем для себя.
А некоторые считают, что вопрос уже сам по себе и есть «...особая форма мысли, стоящей на рубеже между знанием и незнанием, предшествующая и в то же время способствующая образованию новых суждений и понятий...» (В. Заботин). Вопрос как движение познания и как продуктивная форма мысли, представляющая переход от незнания к знанию, от неполного и неточного к более полному и точному знанию — именно так рассматривается природа вопросов, воспитательное и познавательное их значение в дидактической науке.
Если библиографы начинают аннотации с вопросов в открытой форме, то руководствуются стремлением пробудить у детей желание найти ответ на них в книге. Кроме этого, воспитать, развить, поддержать вкус к самостоятельному приобретению знаний.
Вопрос в скрытой форме, моделируемый библиографом, означает подведение читателя к самостоятельной постановке этого вопроса перед собой, неизбежность самого этого момента. И опять предполагается, что возникнет при этом понимание, что правильный ответ школьник найдет, если обратится к внимательному чтению рекомендуемой книги.
О книге же библиограф стремится рассказывать так, что и возникает то самое искомое противоречие: между имеющимися у большинства людей представлениями о чем-либо и совершенно новым, пока неизвестным читателю взглядом на это явление или предмет.
Проблемную ситуацию, когда неизбежно возникает тот или иной вопрос, как показывает анализ библиографических пособий, вышедших в свет в 70-е годы («Сто тысяч почему» О.Ф. Хузе, «Что читать» и др.), создает приведение в аннотации и других текстах библиографического пособия гипотез (предположений) ученых или новых научных данных, опровергающих прежние представления о чем-либо. Можно воспользоваться таким известным примером аннотации, подводящей читателя к самостоятельной постановке вопросов:
«Земля наша — круглая. Это ясно, как дважды два четыре. И материки стоят незыблемо — тоже всем ясно. И вдруг оказывается, что это не так. Ученые теперь знают, что земной шар не совсем шар, а участки суши, возможно, и перемещаются, как огромные корабли в море. За сотни миллионов лет они могли «проплыть» тысячи километров».
Это аннотация к книге Б. Ляпунова «Неоткрытая планета» из путеводителя по книгам «Что читать» (1971) для учащихся 5—6-х классов. Пытливый читатель, для которого сообщенные сведения, скорее всего, будут неожиданными, спросит себя: «Какая же форма у Земли, если это не шар?», «Как могут плавать материки?». На эти скрытые в аннотации вопросы и рассчитывали составители путеводителя, то есть ребятам предлагалось выделить их самостоятельно.
Как видим, есть несколько важных условий, от которых зависит возникновение мысли в процессе ознакомления с аннотацией, движение читателя от незнания к знанию. И главная среди предпосылок, способствующих возникновению интереса к прочтению книги, — конечно же, новизна первичной информации, способ её доведения в форме характеристик вторичнодокументальной. И, разумеется, книга сама по себе, а не только информация о ней, должна обладать при этом весьма важным качеством — быть для ребенка максимально занимательной, насыщенной познавательным материалом, любопытными фактами. Чтобы в процессе её прочтения возникла желаемая реакция читателя, на которую рассчитывает библиограф: читатель удивлен, хочет найти доказательства, проверить, так ли это на самом деле, и берет книгу для чтения.
Действенность рекомендательно-библиографических сообщений многократно возрастает, если проблемно построен весь текст пособия. Имеются в виду не только аннотации, но также заголовки, вступительные замечания к разделам, «врезки» или фактографические вставки из первичного документа в текст, сама по себе яркая, интересная, новая для читателя первичная информация.