Рудишина Т. Новые дети, новые законы, новая жизнь / Т. Рудишина // Библиотека в школе. – 2012. – № 12. – С. 19-26.

ЧТО ОБСУЖДАЛИ, О ЧЕМ ТРЕВОЖИЛИСЬ И СПОРИЛИ НА ЕЖЕГОДНОМ СОВЕЩАНИИ ДИРЕКТОРОВ ДЕТСКИХ И ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ БИБЛИОТЕК В МОСКВЕ

Егодное совещание директоров детских и детско-юноше- ских библиотек. 25 сентября 2012 года. РГДБ. Обновлённый вестибюль встретил нас выставкой «Книги, которые хотят, чтобы их прочитали». На плазменной панели шёл видеооб­зор этих книг: ёмкие, эмоциональные, краткие рассказы, подготовленные самими талантливыми сотрудниками библиотеки.

Совещание открывает директор главной детской библиотеки страны Мария Александровна Веденяпина: « Тема совещания "Ак­туальные проблемы управления детской и детско-юношеской библио­текой в современных условиях". У нас вопросов больше, чем ответов. А в программе - имена и должности выступающих, но не названы темы выступлений. Обозначены только общие проблемы».

А далее намеченная программа меняется на глазах: всё-таки жизнь - самый мудрый режиссёр в любом действе, она-то знает, кого надо задержать по неотложному делу в высоком кабинете, а кому дать слово первым. И этим первым становится доклад «Глубинные изменения современного детства» Давида Иосифовича Фельдштейна - академика, вице-президента Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора.

Доклад - шок, во многом - приговор современному обществу, не готовому к главному: определению путей и средств развития. Глубинные изменения произошли с ребёнком и в мире в целом, и в нашей стране. Ребёнок осваивает мир взрослых гораздо быстрее, чем раньше, а взрослые не готовы к серьёзным контактам с ним, уходят от диалога. Наблюдается «диктат» детства, связанный с са­моразвитием ребёнка, когда детское сообщество начинает менять взрослый мир. И одновременно с этим происходит отстранение взрослого мира, по сути - потеря взрослыми ответственности за детей: табу сняты, а доверия нет. Родители в большей степени решают свои собственные проблемы, а ребёнок наследует опыт семейных неудач. В обществе отсутствует институт инициации. Внешние проявления, которые мы наблюдаем в современном подростке, примитивизация, тревожность, агрессия, цинизм. Но за внешним проявлением стоят неуверенность, одиночество, страх, инфантилизм. В качестве глу­бинных изменений следует назвать маркетизацию, маргинализацию, рост девиантного поведения. Сложные, неоднозначные процессы, происходящие в современном мире, всё чаще заставляют поднимать вопрос о том, какую роль играет этнический фактор в окружающей нас действительности, почему и в каких обстоятельствах этническая идентичность представляется человеку более важной, чем все иные виды идентичности, как она формируется, способна ли она видоиз­меняться и что она собой вообще представляет.

Прогноз - неблагоприятный. Взрослое сообщество плохо знает ребёнка (библиотечно-педагогическому сообществу тоже не следу­ет на этот счёт лукавить!) Ребёнок 10-х годов XXI века разительно отличается от ребёнка 90-х годов XX века. Он не хуже и не лучше. Он ДРУГОЙ.

За 5 лет резко снизилось когнитивное развитие. Недостаточно со­циальных компетенций. В дошкольном возрасте произошла подмена игровой деятельности на образовательную. В результате ребёнок не проходит раннюю социализацию. Хуже формируется воображение, образное мышление. Многочасовое пребывание перед телеэкраном формирует потребность в экранной стимуляции, а в итоге - гипер­активность, повышенная рассеянность, такой ребёнок теряет умение занять себя, он трудно читает, раним, беспомощен. Происходит накопление отрицательного опыта. Однако природа не терпит пустоты (Аристотель): на фоне общего падения увеличивается ко­личество одарённых детей, проявляющих себя на художественном, научном, спортивном поприще, детей-лидеров в социальном плане. Среди значимых человеческих качеств в системе ценностей ребён­ка/подростка с 2007 года преобладают интеллектуальные, волевые, соматические. И практически отсутствуют эмоциональные ценности, такие как чуткость, терпимость.

Понимая, какая аудитория в зале, Давид Иосифович говорил о том, что книга и библиотека потеряли должное отношение в глазах общества, а на самом деле их роль неоценима. Он сформулировал реальные, но весьма непростые векторы приложения сил и возмож­ностей библиотекарей:

  • Формирование культуры отношения к натиску информационного потока.
  • Создание условий и поддержка процесса самореализации ребён­ка/подростка/взрослого в пространстве библиотеки.

На прощанье был процитирован Игорь Губерман:

Слой человека в нас чуть-чуть

наслоен зыбко и тревожно,

легко в скотину нас вернуть,

поднять обратно очень сложно.

Последующие выступления в восприятии аудитории коррелирова­ли с первым. Отсюда и общая насторожённость, желание услышать ГЛАВНОЕ, отчуждение, если ораторы произносили общие фразы. Библиотечные выступления в основном носили проблемный, а не отчётно-пиарский характер. Многие выступления сопровождались презентациями, которые были переданы организаторам семинара для просмотра на сайте, чем воспользуемся и мы с вами.

Последующие выступления в восприятии аудитории коррелирова­ли с первым. Отсюда и общая насторожённость, желание услышать ГЛАВНОЕ, отчуждение, если ораторы произносили общие фразы. Библиотечные выступления в основном носили проблемный, а не отчётно-пиарский характер. Многие выступления сопровождались презентациями, которые были переданы организаторам семинара для просмотра на сайте, чем воспользуемся и мы с вами.

Михайловна Росинская - и. о. Главы Программного офиса Совета Европы в Российской Федерации - в начале своего выступления объяснила, что Совет Европы - крупнейшая межпра- Рекомендуем почитать: вительственная организация, полноправным членом которой явля- http://www.badazan.icz/сотоп/ ется Российская Федерация. Этот политический ликбез оказался i)L(Zeslobuchenie%20detey.pdfj небесполезным.

Евгения Михайловна говорила о защите прав детей как приори­тетном направлении деятельности Совета Европы. Сказать о праве ребёнка на внимание и заботу можно разным языком, в том числе языком анимации. В качестве практического бонуса нам был предло­жен очень простой и в то же время изящный видеоклип, который вы найдёте приложением на диске.

Галина Владимировна - директор Межрегионального НИИ профессиональных компетенций столичной Финансово-гуманитарной академии, доктор психологических наук, профессор - разработчик Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Нацстратегию планируется реализовывать по следующим основ­ным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступ­ность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность несовершеннолетних; здравоохра­нение и правосудие, дружественные к ребёнку; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Галина Владимировна поднимала вопрос ювенальной юстиции. Обратила наше внимание на потенциального партнёра библио­теки - Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Следующий блок совещания - дискуссионная панель «Законода­тельство в сфере информационной безопасности детства». Немало споров вызвала дискуссия «Реализация законов об информационной безопасности детства (ФЗ № 436-ФЭ и ФЗ № 252-ФЗ): практиче­ские аспекты».

Наталья Викторовна Ромашова - директор нормативно-пра­вового департамента Министерства культуры РФ - признала, что необходимо собирать информацию, как на местах власти исполняют этот закон. Механизм реализации для библиотек оказался не вполне понятен, как в вопросах технологических (требуются дополнительные разъяснения), так и по сути. Один из первых вопросов аудитории: «Как определить, что несёт вред ребёнку?» В ходе дискуссии Ольга Николаевна Мяэотс, заведующая детским читальным залом ВГБИЛ и переводчик, обеспокоенно заговорила о том, что под угрозой изъятия могут оказаться произведения современной зарубежной литературы для подростков. «Подростковая литература во многом провокативна!»

Наталье Викторовне пришлось несладко: её засыпали вопросами, в том числе довольно жёсткими. Вот только некоторые из них.

  • Считали ли работники Министерства культуры затраты труда и времени на маркировку, в соответствии с новым законом, ВСЕХ документов в фондах детских библиотек? Понятно, что речь не идёт о дополнительном финансировании или лишних штатных единицах, но вот, например, методические рекомендации по организации этой адской работы библиотекам хотелось бы получить.
  • Кто будет определять возрастные границы для маркировки книг, изданных до вступления в силу нового закона? Библиотекари? На свой страх и риск? На каком основании?
  • У прокуратуры и библиотекарей, как показывает практика, раз­ные представления о «вредности» и «безвредности» тех или иных тем и способов подачи материала в детской и подростковой литературе. Где критерии? В законе уточнений нет — что делать?

Именно этот департамент, как нам сообщили, - в числе непо­средственных разработчиков проекта. На него была вся надежда. К сожалению, приходится констатировать, что внятных ответов на большинство вопросов слушатели так и не получили... Почему? На это у нас тоже нет ответа.