• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Чудинова В. Детям нужны технологически оснащенные библиотеки, которые помогут подготовить их к обществу знаний / В. Чудинова // Школьная библиотека. – 2006. – № 4. – С. 25-28.

Чудинова В. Детям нужны технологически оснащенные библиотеки, которые помогут подготовить их к обществу знаний / В. Чудинова // Школьная библиотека. – 2006. – № 4. – С. 25-28.

Состояние информационной среды с точ­ки зрения развития детей сегодня осо­бенно неблагоприятно. Информацион­ное пространство экстенсивно расширяется, продолжается бурный рост различных каналов коммуникации. Однако с точки зрения развития личности и ее информационной безопасности эти каналы сегодня несут огромное количество негативной, ложной и агрессивной информации. Во многих регионах страны дети испытыва­ют «книжный голод», но в то же время они воспринимают часто негативные и деструк­тивные «ценности» и модели поведения, ши­роко представленные на телеэкране и в ви­деопрокате.

Еще более противоречивое и сложное влия­ние на личность оказывает новая среда комму­никации — Интернет, который сегодня особенно активно используется детьми и подростками. Общей тенденцией, постепенно набирающей силу, становится развитие рынка предложений и услуг для юных пользователей Интернета. В то же время использование юными, и особенно де­тьми и подростками, «киберпространства» рож­дает много проблем, которые особенно беспо­коят родителей, педагогов, библиотекарей.

В сфере развития личности ребенка в но­вой информационной среде мы выделяем две главные проблемы:

  • проблема доступности информации для детей;
  • проблема «качества» этой информации с точки зрения социализации личности ребенка (в том числе воспитания лич­ности).

Особенно большой проблемой сегодня в на­шей стране является доступность информации. В сегодняшней ситуации многие дети просто ли­шены нужной им информации. Вместе с тем, в ситуации неразвитости одних каналов доступа к информации, развиты другие. И часто это те каналы, которые предоставляют информа­цию, не позитивно, а деструктивно влияю­щую на развитие личности ребенка. Так, дан­ные наших исследований показывают, что, в ус­ловиях, когда детям недоступны лучшие и просто новые книги, большую роль в развитии ребенка играет телевидение (причем детьми часто смот­рятся взрослые фильмы и передачи, полные на­силия и агрессии).

Обозначим сегодняшние информационные и культурные потребности современного детства:

  • потребность в многообразной информа­ции для получения образования и самооб­разования;
  • потребность в культурных ценностях (получе­нии тех лучших социальных и культурных цен­ностей и образцов, которые составят альтер­нативу развивающейся в СМИ деструктив­ной и примитивной массовой культуры);
  • потребность в получении детьми и подро­стками знаний и умений в областях чита­тельской культуры, информационной куль­туры (грамотности) а также медиаобразования и развития у них критического мышления (направления, которые широко развиваются во многих странах мира).

Все это свидетельствует о том, что сего­дня особенно необходимо: развитие иной социокультурной — гуманизированной, ду­ховной информационной среды, в которой дети и подростки могут получить культур­ные ценности и идеалы, действительно способствующие их развитию как будущих граждан страны. Кроме того, рядом с детьми должны находиться грамотные взрослые кон­сультанты, умеющие не только работать с ин­формацией, но и имеющие высокий уровень культуры, обладающие знаниями в области детской психологии и педагогики — детские библиотекари.

Негативное влияние многих видов медиа и каналов коммуникации на развивающуюся лич­ность способны компенсировать взрослые вос­питатели и педагоги из таких социальных инсти­тутов, как семья, школа и библиотека.

В развитых странах библиотечному об­служиванию детей и подростков сегодня уделяется все больше внимания. Подчерки­вается важная роль чтения детей в век информа­ции, необходимость развития читательской, а также информационной грамотности. Так, в Ве­ликобритании в последние годы развивается на­циональная политика поддержки чтения, осо­бенно детского чтения. Большую роль в ней иг­рают школы и библиотеки. Для поддержки чтения детей и подростков библиотекари широ­ко используют возможности Интернета.

В Сингапуре государство проводит политику поддержки чтения и развития у юных информа­ционной грамотности, для чего в стране сделан акцент на интенсивное развитие и строительст­во новых библиотек по обслуживанию детей и юношества.

В США огромное значение сегодня придает­ся библиотечному обслуживанию детей и подро­стков. Национальную политику в этой области развивает самая мощная в мире ассоциация библиотекарей — Американская библиотечная ассоциация. Согласно идеям американских биб­лиотекарей, каждый ребенок в США имеет право на лучшее квалифицированное библиотечное обслуживание. В 1990-е годы здесь был при­нят ряд документов: «Реализация нацио­нальных целей образования через библио­течное обслуживание»; «Детям нужны биб­лиотеки (школьные и публичные), готовящие сегодняшнее юное поколение к завтрашнему миру». Центральная тема фо­рума библиотекарей всей страны в 2005 бы­ла: «Формируя наше будущее: библиотеч­ное обслуживание детей и юношества». Биб­лиотеки США активно участвуют в построении в стране информационного общества, стремясь обеспечить повсеместный доступ к информации с помощью библиотек всего населения (детей и взрослых).

С точки зрения международных экспер­тов, Россия опережает многие развитые страны в сфере развития библиотечной ра­боты с детьми. Именно в России созданы специализированные детские библиотеки, где работают высококвалифицированные специа­листы.

Отдельно остановимся на роли библиотек как особых социальных институтов, призванных ре­ализовать права детей на доступ к информации и ценностям культуры. Однако во многих регио­нах России библиотеки не могут предоставить детям нужную им информацию. Данные наших исследований свидетельствуют о том, что треть детей затрудняется в поиске нужной инфор­мации (в ряде мест таких детей значительно больше). В этих ситуациях библиотеки, которые должны были бы быть гарантами в реализации прав детей на получение информации, не имеют средств на комплектование фондов, получение книжных и некнижных материалов. Для того что­бы библиотекари интенсивно включились в раз­витие информационного пространства, им необходимы новые знания и желание использо­вать новые информационные и телекоммуника­ционные технологии (ИКТ) для развития личнос­ти ребенка. Опыт работы ряда библиотек-но­ваторов свидетельствует о том, что в условиях недостатка средств на комплекто­вание они активно используют Интернет, чтобы получить информацию для своих чи­тателей, и, тем самым, в какой-то мере за­меняют одни источники информации други­ми.

В процессе развития новой стратегии библи­отечного дела необходимо построение новой целостной концепции библиотечного обслу­живания детей и юношества. Эти задачи мо­гут быть решены, поскольку сегодня в Рос­сии существует развитая сеть библиотек разных типов, занимающихся обслуживани­ем детей: детские, школьные, публичные библиотеки.

Большую роль в обслуживании детей играют сегодня специализированные детские библио­теки (4,5 тысячи библиотек). Главная задача детских библиотек — обеспечение прав ребен­ка и участие в развитии государственной поли­тики в области библиотечного дела, образова­ния и воспитания школьников. Многие цент­ральные детские библиотеки регионов являются экспериментальными площадками для инноваций, занимаются повышением ква­лификации библиотекарей различных типов библиотек (детских, школьных, сельских и дру­гих).

Центральные детские библиотеки регионов сегодня активно развивают новые подходы и вы­рабатывают новую стратегию работы с детьми. Можно обозначить главные направления этой новой стратегии:

  • продвижение и поддержка чтения детей и семей в новом технологическом веке,
  • отбор, оценка, рекомендация лучших книг для детей и родителей (в том числе специ­альный интернет-проект Российской госу­дарственной детской библиотеки для ро­дителей и подростков «Библиогид», где представлены рецензии на детские книги);
  • обучение, консультирование детей и вос­питателей для развития у школьников ин­формационной грамотности;
  • помощь детям в поиске информации для учебы, самообразования и досуга, в том числе с помощью создающихся сегодня на сайтах детских библиотек «виртуальных справок»;
  • сбор информации по детству и развитие детских библиотек как информационных центров (центров информации по пробле­мам детей);
  • развитие сайтов детских библиотек для помощи детям и родителям;
  • развитие новых возможностей для диало­га — «виртуального общения» подростков и взрослых на темы, интересные юным, с помощью библиотекарей в киберпространстве и др.

Однако именно детские библиотеки сегодня особенно нуждаются в защите, а также в новой литературе и технологическом переоснащении, включении их в информационное пространство. Это связано, прежде всего, с тем, что именно де­ти — это самые активные пользователи Интерне­та, и именно для детей особенно важно, чтобы детскими библиотекарями отбирались наиболее ценные ресурсы для детей и подростков. Библи­отекари, работающие с детьми, могут и должны стать участниками новой государственной поли­тики в сферах поддержки чтения у населения, а также в сфере информационной политики, ибо эти сферы сегодня особенно тесно связаны, и от того, насколько в них будут включены библиоте­ки, зависит будущее граждан.

С другой стороны, актуальной становится проблема создания такого киберпространства для детей и юношества, которое бы способство­вало развитию личности юного пользователя, дало ему новые возможности для образования и самообразования и творческого досуга.

В конце 1990-х гг. прошлого века и в начале нового века был принят ряд новых государствен­ных программ по развитию в России информа­ционного пространства. Однако до сих пор биб­лиотеки, работающие с детьми (специализиро­ванные детские, школьные, юношеские и другие), не воспринимаются в полной мере в ка­честве организаций, в которые должны быть вло­жены ресурсы для их модернизации. Мы счита­ем, что новая политика в области образования и культуры должна опираться на библиотеки как ресурсные центры, 'перед которыми сегодня встает целый комплекс задач.

В числе этих задач:

  • обучение и консультирование юных пользователей для освоения ими чита­тельской, информационной и медиаграмотности;
  • создание в библиотеках новой инфор­мационно-образовательной, развива­ющей личность медиасреды (где есть мультимедиа и интернет-центры);
  • изучение и отбор лучших ресурсов ме­диа (книг, журналов, видеоматериа­лов, компакт-дисков, программ и др.);
  • изучение и отбор лучших ресурсов киберпространства и др.

Новые технологии дают огромные воз­можности библиотекарям.

Особое место в ряду специалистов сегодня играют новаторы, которые во многом определя­ют стратегию развития детских библиотек. Се­годня перед специалистами библиотек стоит за­дача изменения своего профессионального мы­шления, что особенно необходимо для освоения ими новых информационных технологий, в част­ности, работы с глобальной компьютерной се­тью. Понимание и решение специалистами дет­ских библиотек задачи освоения Интернета поз­воляет кардинально улучшить обслуживание юных, предоставить им широкий поток инфор­мации, полнее использовать свои ресурсы и ре­ализовать новые возможности, а также наметить стратегию своей работы в этой области.

Однако все эти проблемы не могут быть ре­шены, если не будет интенсивно развиваться го­сударственная политика в сфере информатиза­ции библиотечного дела.

Однако отличительной чертой сегодняшней ситуации является крайняя неравномерность в положении и развитии библиотек (от «блеска» до полной нищеты), что обусловлено многими при­чинами. Среди них: ресурсы библиотеки (разме­ры помещений, состояние фондов, квалификация кадров и др.). Можно выделить ряд факторов, значительно влияющих на развитие библиотек: финансирование библиотек и их отношения с ме­стной властью, статус библиотек и их репутация в местном сообществе. Большое значение имеет также стиль и стратегия управления библиотекой, инновационный потенциал и активность библио­текарей. И нередко именно эти управленческие и кадровые составляющие играют большую роль в расширении возможностей библиотеки и ее тех­нологической модернизации.

Большую тревогу вызывают проблемы автома­тизации библиотек, обслуживающих детей и под­ростков: детских, школьных, юношеских. Несмот­ря на то, что права ребенка декларируются как приоритетные, роль библиотек в качестве гаран­тов прав детей на получение информации явно не­дооценивается. Решение этого комплекса про­блем должно идти в рамках федеральных и целе­вых государственных программ. По-видимому, не­обходимо развитие центров в регионах, где библи­отекари смогут на базе технически оснащенных центров быстро освоить новые технологии.

Для детских библиотек России такими органи­зациями могут быть центральные региональные библиотеки (часть которых берет на себя эти функции). Показательны примеры развития неко­торых из них в качестве лидеров процесса инфор­матизации, интенсивно осваивающих Интернет и уже начавших выполнять роль лоцманов и экс­пертов-консультантов по отбору, оценке, реко­мендации лучших ресурсов Сети для детей. Эти примеры являются яркой иллюстрацией того, что компетентность и энтузиазм являются неотъем­лемыми чертами многих детских, юношеских и школьных библиотекарей. Сегодня этот процесс интенсивно развивается и в перспективе может стать массовым в том случае, если государство увидит роль библиотек и выполнит свои задачи по осуществлению права людей на получение ин­формации, образования и культурных ценностей. Частью новой информационной политики должна стать помощь тем, кто несет на своих плечах за­боту о детях, их образовании и культуре.

Одной из ключевых сегодня становится зада­ча интенсификации включения всех типов биб­лиотек, работающих с детьми, в программы развития в России Интернета, в развивающееся информационно-образовательное и социокуль­турное информационное пространство; задача технического переоснащения библиотек, рабо­тающих с детьми, повышения квалификации детских, школьных, юношеских библиотекарей для работы с новыми информационными техно­логиями. Иначе разрыв между пользователями — детьми и подростками — и библиотекарями бу­дет возрастать, что негативно скажется и на де­тях, и на судьбах библиотек и библиотекарей в ближайшем будущем.

В России решение проблемы «дети и инфор­мация» должно идти именно в сферах развития новых телекоммуникаций, СМИ, образования и культуры. Огромную роль могут и должны играть в этом библиотеки — публичные, детские, школьные, юношеские. Необходимо осозна­ние и развитие такой национальной полити­ки в этих областях, когда будут осмыслены и реализованы приоритетные права детей, и не только на выживание и достойную жизнь, но и на свободный доступ к информации, об­разование и культурное развитие.

В.П. ЧУДИНОВА, заведующая отделом Российской государственной детской библиотеки

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта («Дети и библиотеки в Интернете: анализ ситуации и пути реализации прав ребенка в киберпространстве с помощью библиотек», 05-06-06218а).