Криворучко М. Будьте узнаваемы! : фирменный стиль библиотеки / М. Криворучко // Библиополе. – 2009. – № 4. – С. 52-54.
Привлекательный образ библиотеки создается не только содержанием ее деятельности и уровнем обслуживания пользователей. Не менее важным элементом имиджа учреждения является его фирменный стиль.
Понятие «фирменный стиль» изначально возникло не в библиотечной отрасли. Но коллеги активно взяли его на вооружение. Специалисты в области рекламы определяют фирменный стиль как набор постоянно используемых цветовых, графических, словесных типографических и дизайнерских элементов.
Любой организации, компании важно произвести первое впечатление, удивить, обратить на себя внимание. Создавая свой фирменный стиль, мы формируем собственный позитивный имидж, делаем узнаваемой нашу продукцию, товары или услуги. При этом мы должны помнить, что делаем библиотеку интересной не только «здесь» и «сейчас», но и «в будущем».
Уже доказано, что точно и правильно сформированный образ учреждения улучшает отношение к нему читателей, помогает закрепить их предпочтение определенной библиотеки, повышает эффективность рекламы в целом. Если мы намерены развернуть свою работу всерьез и надолго, нам не обойтись без фирменного стиля. По нему станут судить об организации как надежной, солидной, профессиональной.
Конечно, лучший вариант — привлечь к разработке собственного стиля специалистов-дизайнеров. К сожалению, это могут сделать далеко не все. И потому многие берутся самостоятельно решать эту задачу.
Это возможно. Здесь самое главное — помнить: все элементы имиджа должны быть подчинены единой эстетической идее.
Разработка собственного имиджа состоит из нескольких этапов:
1. Анализ деятельности библиотеки, ее истории, текущего состояния и перспектив.
Для анализа с точки зрения выработки дизайнерского решения нужно взять все:
- полное название учреждения;
- адрес (с почтовым индексом), номера телефона (с кодом города), факса, электронной почты;
- банковские реквизиты;
- основные направления деятельности;
- зарубежные контакты;
- основной круг понятий, которыми вы хотите оперировать: информация, бизнес, деловая литература, компьютерная техника, скорость, динамичность, качество, партнерство, надежность, актуальность, престиж и т. д.
Все эти данные впоследствии так или иначе будут отражены на различных элементах фирменной символики.
2. Анализ конкурентов, партнеров и особенностей библиотечной отрасли.
Возможно, анализ вариантов фирменных знаков, отечественных и зарубежных, натолкнет вас на оригинальное решение и убережет от повторения чужих ошибок. Многие коллеги предпочли стилизованное изображение книги: она то раскрыта, то напоминает парус, то сочетается с известными в данной местности архитектурными элементами, животным, растительным миром, геометрическим орнаментом, символикой компьютерного мира. Порой сложенные вместе тома образуют некую новую композицию. По-разному монтируются эти знаки с логотипами.
Все это необходимо для разработки эффективной стратегии продвижения библиотеки среди пользователей. Нужно позаботиться и о том, чтобы ваш фирменный стиль был новым, то есть непохожим на другие. Он должен работать на вас и вашу библиотеку, нести в себе определенную информационную нагрузку.
3. На основе полученной в результате анализа информации формируется единая стилистика эксклюзивного дизайна и создаются предварительные эскизы.
4. Завершающим этапом является выбор одного из вариантов созданного стиля для дальнейшей детальной проработки всех его элементов и создания пакета материалов, регламентирующих особенности использования элементов стиля библиотеки на любых рекламных носителях.
Компоненты фирменного стиля:
- товарный знак, логотип;
- шрифт или набор шрифтов;
- лозунг или девиз (слоган);
- набор цветов;
- полиграфические константы (формат и схема верстки, расположение информации).
Рассмотрим подробнее некоторые компоненты.
Фирменный знак или эмблема — это изобразительные символы. Чем они отличаются друг от друга: зарегистрированный фирменный знак называется товарным знаком, незарегистрированный — эмблемой организации. Логотип, как правило, бывает выполнен в оригинальной графике, а иногда в своеобразной цветовой гамме. В идеале ваш логотип должен показывать, что у вас за организация, чем вы занимаетесь и чем отличаетесь от других.
Очень часто в особом знаке библиотеки находят отражение региональные традиции: экономическая и географическая специфика края, содержательные особенности ее деятельности, своеобразие местного фольклора и пр.
Создание словесно-изобразительного символа учреждения — дело непростое. Прежде всего нужна идея, подразумевающая поиск связей между библиотекой, ее историей, сегодняшними возможностями и изображенным символом.
Есть и несколько обязательных требований: фирменный знак должен быть лаконичным и воспринимаемым мгновенно, понятным и детям, и взрослым. Его не следует перегружать текстом или усложнять графический рисунок необычным шрифтом. Важно и удачное сочетание цветовой гаммы.
Не забывайте, что всему есть пределы. Требования некоторых компаний могут быть так велики, что их вряд ли удастся включить в один логотип. Не требуйте слишком много от вашего логотипа, и все будет в порядке. Распространенная ошибка: порой в логотипе на фоне книг гордо красуются аббревиатуры ЦБС и ЦГБ. Эти сочетания много значат для нас, но они мало что говорят не библиотекарям.
При создании фирменного знака (и в дизайне в целом) нужно избегать клише. Не рекомендуется использовать стандартные картинки из наборов Microsoft office. Довольно тяжело быть оригинальным, но все же можно найти более креативные способы для демонстрации уникальности вашей библиотеки.
Слоган — это рекламный девиз, выражающий самую суть содержания деятельности учреждения. Если он удачен, то в сознании потребителя прочно ассоциируется с той продукцией, ради которой придуман. Слоган обязательно несет в себе определенный эмоциональный заряд, прямо или косвенно побуждает к покупке: «Новое поколение выбирает "Пепси"!» Сегодня практически нет серьезных фирм, у которых не было бы собственного — удачного или не очень — рекламного девиза.
Это постоянный рекламный лозунг, флаг рекламного послания.
К слогану предъявляют следующие требования:
- он должен быть невелик — не более 10-12 слов (на мой взгляд, еще меньше!);
- слоган отражает особенности имиджа библиотеки;
- фраза, его составляющая, должна быть краткой, звучной, динамичной, правильной с точки зрения фонетики, легко выговариваться;
- он не должен допускать двоякого толкования, необходимо, чтобы он ясно и четко воспринимался на слух с первого раза;
- слоган не должен быть слишком сложным, замысловатым и сверхоригинальным;
- приветствуются рифмованные фразы, если они не грешат отсутствием вкуса.
Например:
Библиотека — это информация, общение, досуг!
Знания — в книгах, книги — в библиотеке!
Библиотека — это здорово!
Фирменный набор цветов. Подбор цветовой гаммы, в которой облик библиотеки предстанет миру, непрост. Цвет занимает в создании фирменного стиля важное место. Выбирая его, как правило, опираются на свои вкусы и пристрастия. Но следует помнить и то, что одни цвета успокаивают, другие возбуждают, третьи никак не воздействуют на человека.
Например:
красный символизирует опасность и запрет, стимулирует мозг, но многие его оттенки раздражают;
розовый и бледно-голубой ассоциируются с детскими услугами;
оранжевый создает атмосферу благополучия и веселья;
зеленый успокаивает и т. д.
Самый наглядный пример (не библиотечный) — Сбербанк России. Зеленые вывески, мебель, буклеты, шарфики на сотрудниках этого банка применяются на территории всей России! Вряд ли мы будем выбирать единый цвет для библиотек страны. Но в отдельно взятой библиотеке и в отдельно взятой библиотечной системе к выбору цветовой гаммы нужно отнестись серьезно!
Фирменные полиграфические константы.
Фирменные полиграфические константы применяются и имеют важное значение в рекламных объявлениях. Они постоянные — формат, способ верстки текста, иллюстраций и текстов, используемых в печатной продукции.
Нужно создать дизайн, который бы мог быть использованным в любой среде. Нужно всегда помнить, что все перечисленные компоненты должны использоваться везде и всюду: на визитных карточках, футболках, письмах, сайтах и т. д.
Таким образом, «основной пакет» разработки фирменного стиля должен включать:
- логотип, торговую марку;
- текстовый знак;
- фирменные цвета (цветовую палитру);
- фирменный шрифт.
Фирменный стиль бывает представлен деловой документацией, рекламно-информационными печатными материалами, элементами оформления выставок, сувенирной продукцией.
Оптимальный набор деловой документации может включать:
- фирменный бланк письма;
- визитные карточки библиотеки, сотрудников;
- деловой конверт;
- пригласительный билет;
фирменную папку;
- бэйджи для сотрудников.
Рекламно-информационные печатные материалы могут быть представлены:
- закладкой;
- листовкой;
- проспектом или буклетом;
- плакатом.
Из сувенирной продукции для библиотеки характерны:
- ручка;
- сумка-пакет;
- значок;
- липкая аппликация;
- записная книжка, ежедневник, блокнот;
- открытка;
- сувенирный конверт;
- календарь-плакат;
- бумага для записей;
- подставка для чашки.
Элементы фирменного стиля могут использоваться и при оформлении специфических библиотечных документов:
- читательского билета;
- читательского формуляра;
- разделителя фонда открытого доступа;
- открытки задолжнику;
- закладки для книги;
- дневника читательских отзывов;
- годового публичного отчета;
- бирки для гардероба.
Веб-сайт тоже считается элементом фирменного стиля.
Все чаще и чаще идея имени и фирменного стиля библиотеки становится частью гораздо более сложного процесса — создания бренда. По существу, они являются основой и духовным началом бренд-идеи компании.
Ваш фирменный стиль говорит обо всем. Прежде чем приступить к его созданию, рекомендуется разработать бренд-стратегию вашей библиотеки и определить вашу целевую аудиторию.
Задайтесь вопросами, хотите ли вы видеть вашу фирму большой и традиционной или современной и эклектичной, ориентированной на технологию или сервис, серьезной или забавной. Какими бы ни были ваши ответы, они должны найти свое отражение в фирменном стиле библиотеки.
Безусловно, это всего лишь несколько подсказок для создания собственного лица вашей библиотеки, но они являются первоначальными при создании логотипа с мировым именем, который пройдет проверку временем и станет неотъемлемой частью в процессе строительства вашего бренда. Будьте узнаваемы!
ЛИТЕРАТУРА
Борисенко, А. А., Ромашкина, Т. А. Фирменный стиль как средство формирования имиджа библиотеки [Электронный ресурс] // Дальневосточная государственная научная библиотека. — Режим доступа: http://www.fessl.ru/nmc/cons/ style.doc.
Цесарская, Г. Л. О фирменном стиле // Библиотека. — 1997. — № 1, —С. 32—34.
Рекламные предложения различных дизайнерских фирм.
Марина КРИВОРУЧКО, заместитель директора Новоуральской центральной публичной библиотеки Свердловской области, ответственный секретарь секции публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации