Криворучко М. Будьте узнаваемы! : фирменный стиль библиотеки / М. Криворучко // Библиополе. – 2009. – № 4. – С. 52-54.

Привлекательный образ библиотеки создается не только содержанием ее деятельности и уровнем обслуживания пользователей. Не менее важным элементом имиджа учреждения является его фирменный стиль.

Понятие «фирменный стиль» изначально возникло не в библиотечной отрасли. Но кол­леги активно взяли его на воору­жение. Специалисты в области рекламы определяют фирмен­ный стиль как набор постоянно используемых цветовых, графи­ческих, словесных типографи­ческих и дизайнерских элемен­тов.

Любой организации, компа­нии важно произвести первое впечатление, удивить, обратить на себя внимание. Создавая свой фирменный стиль, мы фор­мируем собственный позитив­ный имидж, делаем узнаваемой нашу продукцию, товары или ус­луги. При этом мы должны пом­нить, что делаем библиотеку ин­тересной не только «здесь» и «сейчас», но и «в будущем».

Уже доказано, что точно и правильно сформированный об­раз учреждения улучшает отно­шение к нему читателей, помога­ет закрепить их предпочтение определенной библиотеки, по­вышает эффективность рекламы в целом. Если мы намерены раз­вернуть свою работу всерьез и надолго, нам не обойтись без фирменного стиля. По нему ста­нут судить об организации как надежной, солидной, профес­сиональной.

Конечно, лучший вариант — привлечь к разработке собствен­ного стиля специалистов-дизай­неров. К сожалению, это могут сделать далеко не все. И потому многие берутся самостоятельно решать эту задачу.

Это возможно. Здесь самое главное — помнить: все элемен­ты имиджа должны быть подчи­нены единой эстетической идее.

Разработка собственного имиджа состоит из нескольких этапов:

1. Анализ деятельности биб­лиотеки, ее истории, текущего состояния и перспектив.

Для анализа с точки зрения выработки дизайнерского реше­ния нужно взять все:

  • полное название учрежде­ния;
  • адрес (с почтовым индек­сом), номера телефона (с кодом города), факса, электронной почты;
  • банковские реквизиты;
  • основные направления де­ятельности;
  • зарубежные контакты;
  • основной круг понятий, ко­торыми вы хотите опери­ровать: информация, биз­нес, деловая литература, компьютерная техника, скорость, динамичность, качество, партнерство, на­дежность, актуальность, престиж и т. д.

Все эти данные впоследствии так или иначе будут отражены на различных элементах фирмен­ной символики.

2. Анализ конкурентов, парт­неров и особенностей библио­течной отрасли.

Возможно, анализ вариантов фирменных знаков, отечествен­ных и зарубежных, натолкнет вас на оригинальное решение и убе­режет от повторения чужих оши­бок. Многие коллеги предпочли стилизованное изображение книги: она то раскрыта, то напо­минает парус, то сочетается с известными в данной местности архитектурными элементами, животным, растительным ми­ром, геометрическим орнамен­том, символикой компьютерного мира. Порой сложенные вместе тома образуют некую новую ком­позицию. По-разному монтиру­ются эти знаки с логотипами.

Все это необходимо для раз­работки эффективной стратегии продвижения библиотеки среди пользователей. Нужно позабо­титься и о том, чтобы ваш фир­менный стиль был новым, то есть непохожим на другие. Он должен работать на вас и вашу библио­теку, нести в себе определенную информационную нагрузку.

3. На основе полученной в ре­зультате анализа информации формируется единая стилистика эксклюзивного дизайна и созда­ются предварительные эскизы.

4. Завершающим этапом яв­ляется выбор одного из вариан­тов созданного стиля для даль­нейшей детальной проработки всех его элементов и создания пакета материалов, регламенти­рующих особенности использова­ния элементов стиля библиотеки на любых рекламных носителях.

Компоненты фирменного стиля:

  • товарный знак, логотип;
  • шрифт или набор шриф­тов;
  • лозунг или девиз (слоган);
  • набор цветов;
  • полиграфические конс­танты (формат и схема верстки, расположение информации).

Рассмотрим подробнее неко­торые компоненты.

Фирменный знак или эмбле­ма — это изобразительные сим­волы. Чем они отличаются друг от друга: зарегистрированный фирменный знак называется то­варным знаком, незарегистри­рованный — эмблемой органи­зации. Логотип, как правило, бы­вает выполнен в оригинальной графике, а иногда в своеобраз­ной цветовой гамме. В идеале ваш логотип должен показывать, что у вас за организация, чем вы занимаетесь и чем отличаетесь от других.

Очень часто в особом знаке библиотеки находят отражение региональные традиции: эконо­мическая и географическая спе­цифика края, содержательные особенности ее деятельности, своеобразие местного фолькло­ра и пр.

Создание словесно-изобразительного символа учрежде­ния — дело непростое. Прежде всего нужна идея, подразумева­ющая поиск связей между биб­лиотекой, ее историей, сегод­няшними возможностями и изображенным символом.

Есть и несколько обязатель­ных требований: фирменный знак должен быть лаконичным и воспринимаемым мгновенно, понятным и детям, и взрослым. Его не следует перегружать текстом или усложнять графи­ческий рисунок необычным шрифтом. Важно и удачное соче­тание цветовой гаммы.

Не забывайте, что всему есть пределы. Требования некоторых компаний могут быть так велики, что их вряд ли удастся включить в один логотип. Не требуйте слишком много от вашего лого­типа, и все будет в порядке. Распространенная ошибка: по­рой в логотипе на фоне книг гор­до красуются аббревиатуры ЦБС и ЦГБ. Эти сочетания много зна­чат для нас, но они мало что го­ворят не библиотекарям.

При создании фирменного знака (и в дизайне в целом) нуж­но избегать клише. Не рекомен­дуется использовать стандарт­ные картинки из наборов Microsoft office. Довольно тяжело быть оригинальным, но все же можно найти более креативные способы для демонстрации уни­кальности вашей библиотеки.

Слоган — это рекламный де­виз, выражающий самую суть содержания деятельности уч­реждения. Если он удачен, то в сознании потребителя прочно ассоциируется с той продукци­ей, ради которой придуман. Слоган обязательно несет в се­бе определенный эмоциональ­ный заряд, прямо или косвенно побуждает к покупке: «Новое поколение выбирает "Пепси"!» Сегодня практически нет серь­езных фирм, у которых не было бы собственного — удачного или не очень — рекламного де­виза.

Это постоянный рекламный лозунг, флаг рекламного посла­ния.

К слогану предъявляют сле­дующие требования:

  • он должен быть невелик — не более 10-12 слов (на мой взгляд, еще меньше!);
  • слоган отражает особен­ности имиджа библиотеки;
  • фраза, его составляющая, должна быть краткой, звучной, динамичной, пра­вильной с точки зрения фонетики, легко выгова­риваться;
  • он не должен допускать двоякого толкования, не­обходимо, чтобы он ясно и четко воспринимался на слух с первого раза;
  • слоган не должен быть слишком сложным, замыс­ловатым и сверхориги­нальным;
  • приветствуются рифмо­ванные фразы, если они не грешат отсутствием вкуса.

Например:

Библиотека — это инфор­мация, общение, досуг!

Знания — в книгах, кни­ги — в библиотеке!

Библиотека — это здоро­во!

Фирменный набор цветов. Подбор цветовой гаммы, в кото­рой облик библиотеки предста­нет миру, непрост. Цвет занима­ет в создании фирменного стиля важное место. Выбирая его, как правило, опираются на свои вку­сы и пристрастия. Но следует помнить и то, что одни цвета ус­покаивают, другие возбуждают, третьи никак не воздействуют на человека.

Например:

красный символизирует опасность и запрет, стиму­лирует мозг, но многие его оттенки раздражают;

розовый и бледно-голубой ассоциируются с детски­ми услугами;

оранжевый создает ат­мосферу благополучия и веселья;

зеленый успокаивает и т. д.

Самый наглядный пример (не библиотечный) — Сбербанк Рос­сии. Зеленые вывески, мебель, буклеты, шарфики на сотрудни­ках этого банка применяются на территории всей России! Вряд ли мы будем выбирать единый цвет для библиотек страны. Но в отдельно взятой библиотеке и в отдельно взятой библиотечной системе к выбору цветовой гам­мы нужно отнестись серьезно!

Фирменные полиграфичес­кие константы.

Фирменные полиграфичес­кие константы применяются и имеют важное значение в рек­ламных объявлениях. Они посто­янные — формат, способ верстки текста, иллюстраций и текстов, используемых в печатной про­дукции.

Нужно создать дизайн, кото­рый бы мог быть использован­ным в любой среде. Нужно всег­да помнить, что все перечис­ленные компоненты должны использоваться везде и всюду: на визитных карточках, футбол­ках, письмах, сайтах и т. д.

Таким образом, «основной пакет» разработки фирменного стиля должен включать:

  • логотип, торговую марку;
  • текстовый знак;
  • фирменные цвета (цвето­вую палитру);
  • фирменный шрифт.

Фирменный стиль бывает представлен деловой документа­цией, рекламно-информационны­ми печатными материалами, эле­ментами оформления выставок, сувенирной продукцией.

Оптимальный набор деловой документации может включать:

  • фирменный бланк письма;
  • визитные карточки биб­лиотеки, сотрудников;
  • деловой конверт;
  • пригласительный билет;

фирменную папку;

  • бэйджи для сотрудников.

Рекламно-информационные печатные материалы могут быть представлены:

  • закладкой;
  • листовкой;
  • проспектом или буклетом;
  • плакатом.

Из сувенирной продукции для библиотеки характерны:

  • ручка;
  • сумка-пакет;
  • значок;
  • липкая аппликация;
  • записная книжка, еже­дневник, блокнот;
  • открытка;
  • сувенирный конверт;
  • календарь-плакат;
  • бумага для записей;
  • подставка для чашки.

Элементы фирменного стиля могут использоваться и при оформлении специфических биб­лиотечных документов:

  • читательского билета;
  • читательского формуляра;
  • разделителя фонда откры­того доступа;
  • открытки задолжнику;
  • закладки для книги;
  • дневника читательских от­зывов;
  • годового публичного отче­та;
  • бирки для гардероба.

Веб-сайт тоже считается эле­ментом фирменного стиля.

Все чаще и чаще идея имени и фирменного стиля библиотеки становится частью гораздо бо­лее сложного процесса — созда­ния бренда. По существу, они яв­ляются основой и духовным на­чалом бренд-идеи компании.

Ваш фирменный стиль гово­рит обо всем. Прежде чем прис­тупить к его созданию, рекомен­дуется разработать бренд-стратегию вашей библиотеки и определить вашу целевую ауди­торию.

Задайтесь вопросами, хотите ли вы видеть вашу фирму боль­шой и традиционной или совре­менной и эклектичной, ориенти­рованной на технологию или сервис, серьезной или забавной. Какими бы ни были ваши ответы, они должны найти свое отраже­ние в фирменном стиле библио­теки.

Безусловно, это всего лишь несколько подсказок для созда­ния собственного лица вашей библиотеки, но они являются первоначальными при создании логотипа с мировым именем, ко­торый пройдет проверку време­нем и станет неотъемлемой частью в процессе строитель­ства вашего бренда. Будьте уз­наваемы!

ЛИТЕРАТУРА

Борисенко, А. А., Ромаш­кина, Т. А. Фирменный стиль как средство формирования имид­жа библиотеки [Электронный ресурс] // Дальневосточная государственная научная биб­лиотека. — Режим доступа: http://www.fessl.ru/nmc/cons/ style.doc.

Цесарская, Г. Л. О фирмен­ном стиле // Библиотека. — 1997. — № 1, —С. 32—34.

Рекламные предложения раз­личных дизайнерских фирм.

Марина КРИВОРУЧКО, заместитель директора Новоуральской центральной публичной библиотеки Свердловской области, ответственный секретарь секции публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации