Комолова Е. Обзор: как много в этом слове... : особенности подготовки и проведения / Е. Комолова // Библиополе. – 2008. – № 3. – С. 30-35.

Библиографический обзор — совокупность библиографических сообщений, последовательный рассказ о произведениях печати или о других видах документов (ГОСТ 7.0-99). В библиографическом обзоре дается оценка рекомендуемой литературы, он отличается оперативностью, доходчивостью, читателям предоставляется возможность визуально ознакомиться с изданиями. Все это способствует формированию читательских интересов.

Библиографические обзоры подразделяются:

по целевому и читательско­му назначению: на информацион­ные и рекомендательные;

по содержанию: на темати­ческие, персональные, обзоры новой литературы, обзоры биб­лиографических пособий;

по видам включенных изда­ний: на обзоры книг, журналов, специальных видов литературы и других документов;

по форме: на устные, пись­менные (печатные), наглядные и смешанного характера.

Подготовка любого вида обзо­ра осуществляется по единому плану:

1. Выбор темы.

2. Выявление произведений печати.

3. Просмотр и отбор произве­дений печати.

4. Группировка произведений.

5. Характеристика произведе­ний печати.

6. Литературная обработка текста обзора.

Итак, сначала определяется тема, выбор которой обусловлен потребностями и интересами многих пользователей библио­тек, затем — целевое и читатель­ское назначение обзора. Необхо­димо отобрать литературу так, чтобы она наиболее полно отра­жала тему.

Выявление произведений пе­чати — это просмотр каталогов, картотек, библиографических по­собий родственной тематики, прикнижных и пристатейных спис­ков литературы и др.

Выявленную литературу необ­ходимо внимательно просмот­реть, ознакомиться с рецензиями. Вопрос о количестве включаемых в обзор произведений решается в зависимости от формулировки темы (ее широты или конкретнос­ти), полноты раскрытия темы в от­дельных произведениях печати. Если подготавливается рекомен­дательный обзор, то количество произведений обычно ограничи­вают (от 3 до 10). Нужно помнить, что именно отбор в первую оче­редь определяет качество обзора, поэтому малозначительные, не­интересные, не представляющие художественной и научной цен­ности материалы в обзор вклю­чать не следует.

Группировка литературы долж­на подчиняться отдельному замыслу и логике последователь­ности рассказа. Варианты различ­ны. Используются следующие пути: от простого к сложному, индуктив­ный и дедуктивный, хронологичес­кий. Выбор группировки докумен­тов обзора — процесс творчес­кий, основанный на учете многих факторов, определяющих группи­ровку.

Характеристика произведений печати: главной задачей является умение выбрать в каждом произ­ведении самые существенные сведения, сопоставить книги раз­ных авторов, обратить внимание на практическую ценность того или иного издания. При подготов­ке обзоров художественной лите­ратуры используются тексты са­мих произведений: заранее под­бираются цитаты и фрагменты, подтверждающие высказанную мысль и одновременно позволяю­щие плавно перейти к рассказу о другом произведении.

Не рекомендуется полностью пересказывать содержание про­изведений, включенных в устный обзор: читатель сам познакомит­ся с ними, если у него возникнет желание это сделать. Задача биб­лиотекаря (библиографа) — заин­тересовать слушателей, побудить их взять для изучения те или иные произведения.

На заключительном этапе под­готовки важно еще раз прочитать весь текст обзора, желательно вместе с намеченными отрывка­ми и цитатами.

По структуре обзор состоит из трех основных частей:

1. Вводная.

2. Основная.

3. Заключительная.

В водной части читателя вво­дят в тему, обосновывают ее важ­ность, актуальность. Начало обзо­ра во многом определяет его ус­пех. Оно должно быть образным, с первых слов заинтересовать чи­тателя. Многое зависит от личнос­ти библиотекаря, от верно взятого тона. Библиотекари имеют в сво­ем арсенале ряд приемов, спо­собствующих активизации внима­ния. Среди них можно назвать по­этические строки, пословицы, поговорки, крылатые слова, ори­гинальное обращение к читате­лям.

Вторая часть — сам текст об­зора. Отобранные документы рас­полагаются в определенном по­рядке — по хронологии или логи­ке, от простого к сложному и т. д. Это самый сложный и творческий этап, требующий от библиотекаря знания темы, эрудиции, владения литературной речью, умения убеждать, оказывать влияние на слушателей. Необходимо исполь­зовать особое влияние на читате­лей — внушение, убеждение, при­емы рекламы.

Среди специфических реко­мендуемых приемов — све­дения об авторе, заслуживающая внимания история написания, но­визна содержания. Очень важно уметь постоянно поддерживать интерес слушателей. Для этого существуют приемы, которые ис­пользуют опытные лекторы: воз­действие на слуховое воспри­ятие — повышение или понижение тона повествования, использова­ние приемов выразительного чте­ния, обращение к аудитории, соз­дание атмосферы непринужден­ного общения, доверительного диалога. Зрительное восприятие стимулируется показом источни­ков, акцентируя при этом внима­ние на оформлении, иллюстраци­ях и т. п.

Третья часть — заключение, где читателю дают возможность развить свой интерес, отсылая его к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изда­ниям.

К проведению устного библио­графического обзора предъявля­ются в основном следующие тре­бования: не рекомендуется его читать, пользуясь заранее состав­ленным конспектом; отрывки, ци­таты предварительно отмечают специальными закладками; биб­лиографические данные следует называть отчетливо, чтобы чита­тели успели правильно их запи­сать. Не следует употреблять сло­ва и выражения, значение (смысл) которых самому библиотекарю непонятно.

Важна продолжительность об­зора: он не должен длиться более 30 минут. Следует своевременно учесть оформление выставки по теме обзора, использование тех­нических средств.

Библиографический обзор как метод массовой работы мо­жет быть самостоятельным меро­приятием, а может являться час­тью всех массовых мероприятий в библиотеке. В таком случае они завершаются обзорами. Не в каж­дой библиотеке, особенно массо­вой, есть место для его проведе­ния. Устраивать их в читальном зале в то время, когда там занима­ются читатели, неправомерно.

Многие библиотеки нашли вы­ход: они повесили объявление в читальном зале, в котором опре­делено время для проведения об­зоров. Например, каждое воскре­сенье в 13.00 организуются обзо­ры новых поступлений. Такая четкая регулярность в конце кон­цов приводит к тому, что многие читатели специально приходят в библиотеку для прослушивания обзоров.

Новые возможности для их проведения предоставляют со­временные информационные тех­нологии. Обзоры помещают на сайтах библиотеки, на дискетах, что может значительно расширить аудиторию читателей.

Эффективность обзора отме­чается в дневнике, то есть фикси­руется, сколько человек прослу­шало обзор, сколько книг взято. Если большая часть изданий взята читателями — обзор достиг цели.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УСТНЫХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ

Обзоры новых поступлений

Только что вышедшие в свет и поступившие в библиотеку книги вызывают интерес у многих чита­телей. В публичных библиотеках обзоры новых книг бывают пре­имущественно универсальными по содержанию и информацион­ными по назначению. В такие об­зоры включают книги, журналы и другие материалы, относящие­ся ко всем отраслям знания.

Данные обзоры проводятся оперативно и систематически. Литература отбирается с таким расчетом, чтобы она была интересна всем или большинству слу­шателей. В обзор включается сравнительно большое количест­во произведений печати, и глав­ное внимание в рассказе обраща­ют на новизну сведений, содержа­щихся в книгах и журналах.

Вступление и заключение в об­зоре новинок делают, как прави­ло, краткими. Издания, о которых приводятся сведения в основной части, группируют по отраслям знания. В первую очередь харак­теризуют новинки общественно- политического характера, за­тем — научно-технического, по­сле чего характеризуют издания по искусству и литературно-художественные.

Цель устных обзоров, подго­тавливаемых по материалам по­ступивших в библиотеку журна­лов, — познакомить читателей с публикациями последних номе­ров. Вступительная часть содер­жит краткую характеристику са­мого журнала (год создания, про­филь, структуру и другие сведения, которые особенно важ­ны в случае, если он издается не­давно или ранее библиотека его не выписывала), а в основной час­ти рассказывается о конкретных материалах.

Для обзора рекомендуется взять два-три последних номера какого-либо журнала или по одно­му из поступивших в библиотеку новых номеров журналов разных наименований. Необходимо ото­брать из них наиболее интерес­ные материалы: романы, повести, подборки стихотворений, публи­цистические произведения, вос­поминания, статьи о проблемах современной науки, политики, экономики, искусства.

В заключительной части обзо­ра необходимо сказать о критико-библиографическом разделе, имеющемся почти в каждом жур­нале — не только литературно-ху­дожественном, кратко охаракте­ризовать его роль как источника дополнительной информации о книгах и материалах, публикуе­мых в других журналах. Это будет способствовать формированию информационной культуры и биб­лиографическому обучению чита­телей.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ

Искусство построения темати­ческого обзора художественной литературы состоит в том, чтобы не только раскрыть содержание произведений, посвященных од­ной теме, но и показать своеобра­зие манеры и творческого стиля каждого писателя, отличие одной книги от других. С особой тща­тельностью отбираются материа­лы для вступительной части обзо­ра и текстов-связок.

При составлении тематическо­го обзора художественной лите­ратуры предпочтительнее конкре­тизировать тему, подобрать эмо­циональный заголовок, используя для этого стихотворные строчки или названия самих произведе­ний (например, «Мир и дар Набо­кова»). Кроме романов, повестей, поэтических произведений в об­зор иногда включают рассказы, особенно если они принадлежат перу признанных мастеров этого жанра, а также публицистические, художественно-документальные произведения, книги и публика­ции местных авторов в периоди­ческих изданиях.

Необходимо тщательно проду­мывать содержание и построение каждого элемента тематического обзора. Во вступительной части отмечается важность темы, пере­числяются авторы, дается общая характеристика произведений. Для этого используются крити­ческие статьи и рецензии, печат­ные литературно-критические об­зоры.

В основной части важно пока­зать значение каждого произве­дения в раскрытии темы. Исходя из этого, определяется порядок рекомендации произведений. Можно, идя от общего к частному, вначале назвать произведения, охватывающие тему в целом, а по­том — произведения, посвящен­ные отдельным событиям, перио­дам. Иногда лучше объединить их по жанрам (романы, повести, рас­сказы, стихотворения, художест­венная публицистика). В ряде слу­чаев можно сначала назвать про­изведения авторов, давно пишущих на эту тему, а затем — тех, кто впервые обратился к ней.

В заключительной части обзо­ра необходимо подвести итоги, отметить особенности развития темы в новых произведениях, по­явившихся недавно, порекомен­довать критические статьи и ре­цензии, а также книги и публика­ции других авторов, имеющиеся в фонде библиотеки.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ОБЗОРЫ

Такие обзоры проводятся в свя­зи с подготовкой к юбилейным или памятным датам (дням рождения писателей, художников, ученых и др.).

Возможны разные варианты персональных обзоров. В одних главное внимание уделяется ха­рактеристике самих произведе­ний какого-либо автора — писате­ля, публициста. В персональный обзор включают основные произ­ведения, известные читателям, и новые, только что вышедшие, либо не публиковавшиеся ранее. В других обзорах в первую оче­редь рекомендуется литература о жизни и творчестве какого-либо деятеля в целом или об отдельных периодах его творчества и от­дельных его произведениях. В третьих — одновременно реко­мендуются как произведения ав­тора, так и литература о нем.

Материалы для обзоров выяв­ляют не только в конкретных раз­делах каталогов и библиографи­ческих картотек, но и путем про­смотра книг общего содержания, сборников воспоминаний, статей из периодических изданий. Во вступительной части обзора приводится краткая справка о жизни и творчестве деятеля.

Обзоры серий

При подготовке обзора серий основное внимание уделяется об­щей характеристике серии: во вступительной части сообща­ется ее название, приводятся краткие сведения об истории соз­дания и количестве вышедших в составе серии книг. Затем дает­ся информация о каждой книге, включенной в обзор.

Для подготовки текста обзора используют материалы из газеты «Книжное обозрение», печатные каталоги агентства «Роспечать», а также каталоги серий (если они были изданы), ежегодный «Указа­тель серий» к «Книжной летописи» Российской книжной палаты, ста­тьи из журналов («Библиотека», «Мир библиографии», «Библио­графия» и др.).

Можно запланировать, подго­товить и провести цикл рекомен­дательных обзоров книг, вышед­ших в сериях «Жизнь замечатель­ных людей», «Эврика», «Жизнь в искусстве»; обзоры книговед­ческих серий: «Писатели о писа­телях», «Судьбы книг», «Книжные редкости».

Обзор периодических изданий

Данный обзор подразделяется на подвиды: обзор газет и обзор журналов. В каждом из случаев можно выделить обзор одного из­дания. Остановимся «толстых» журналах (например, «Новый мир»). В вводной части необходи­мо дать краткую характеристику истории журнала, его учредите­лей, состав редакционной колле­гии, где много имен известных пи­сателей, поэтов, литературове­дов, на которых стоит обратить внимание читателей.

Следующим шагом является характеристика основных рубрик журнала. В каждом «толстом» журнале есть традиционные руб­рики — проза, поэзия, публицис­тика, литературная критика, биб­лиография, письма читателей и т. д. Наиболее значительные публикации в каждой рубрике ха­рактеризуются в процессе обзо­ра. Обзоры периодических изда­ний можно делать по одному жур­налу или комплектами за год, полгода и т. д.

ПРИМЕРЫ ОБЗОРОВ

Обзор журналов

Здравствуйте, ребята! Вы счи­таете себя современными деть­ми? Да? Наверное, потому, что иг­раете в компьютерные игры, смотрите видео, дружите с Интер­нетом? Но нельзя считать себя продвинутыми и современными молодыми людьми, если вы не чи­таете журналов. В нашей библио­теке есть журналы, которые мы выписываем специально для вас.

Детская роман-газета занима­тельная и увлекательная. Она ра­дует читателей статьями о худож­никах и музыкантах, писателях и поэтах, истории городов. Эта информация может пригодиться при подготовке к уроку. Здесь так­же отведено место для рассказов и стихов читателей. Любой может отправить свои творения в роман- газету, и эти стихи, рассказы, ско­рее всего, будут напечатаны, вы станете известны и интересны не только вашим одноклассникам, но и другим ребятам из разных уголков страны.

В последнем номере журнала есть, например, статья Владисла­ва Бахревского «Любимый худож­ник детей В. М. Васнецов». Виктор Михайлович Васнецов — русский живописец, мастер историческо­го и мифологического жанров, представитель неорусского стиля в русском модерне. В. Бахревский пишет о нем: «Им создан своеобразный сказочный «васнецовский» стиль. Не менее велики заслуги Васнецова в области вос­создания древнерусского декора­тивного искусства. Таковы, напри­мер, его декоративные наброски, его росписи во Владимирском со­боре в Киеве. Крещение Руси, Христос, святые Ольга и Влади­мир, Богоматерь с Младенцем — творения чистого, вдохновенного, верующего в высшую правду рус­ского сердца. Пусть картины Вас­нецова, как птицы, поют в вашей душе. Песни этих птиц— русские, и всякое слово в песнях — тайна и пророчество». Это интересно читать, не правда ли? А теперь по­играем.

Кто из вас знает, что такое ана­грамма? Это перестановка букв в слове для образования нового слова.

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои —

И целый лес ты мною свалишь.

(Липа — пила.)

Вы на меня с трудом идете,

Но переставьте буквы вновь —

И вы меня тогда найдете

И у козлов, и у быков.

(Гора — рога.)

По дороге, по пути весело качу.

А с конца меня прочти —

Нож я наточу.

(Колесо — оселок.)

Каждый день солнце встает и заходит. А что станет с ним через миллионы лет? Хотите знать? Тог­да журнал «Юный эрудит» вас за­интересует. В нем есть все, от на­учных гипотез до фантастических проектов, от удивительных при­родных явлений до грандиозных катастроф, от техники третьего тысячелетия до доисторических чудовищ.

Вы узнаете, можно ли найти путь к бессмертию, увидите поез­да, самолеты, космические ко­рабли XXI века. И я не удивлюсь, если вам захочется попасть внутрь этих современных машин, все понять и изведать, а что-то по­трогать своими руками и устре­миться ввысь, в небо, полететь к далеким берегам, к еще, быть может, не открытым странам. Вы узнаете, почему нам, тем, кому выпало жить на сломе веков, су­масшедший ритм жизни диктует свои правила, подбрасывает все новые и новые сюрпризы...

Машины — на службе чело­века? Когда-то об этом только мечтали, а сегодня от их много­образия разбегаются глаза. Ро­боты-слуги, роботы-няньки, роботы-партнеры по интеллекту­альному досугу. Из статьи Оливье Ласкара «Нашествие добрых роботов» вы узнаете, ка­кие умные машины скрасят наш досуг и помогут по дому в самом ближайшем будущем, а также о некоторых удивительных при­способлениях, дарящих нам фантастические возможности.

Ласкар пишет: «Ри-Мэн: суперняня. Несмотря на свой суро­вый внешний вид, этот колесный робот-кентавр покрыт чем-то вро­де пуха, мягок, как вата. Это сде­лано специально, чтобы Ри-Мэн мог прикасаться к человеку, не причиняя ему боли и неудобст­ва. Робот разработан для ухода за больными. Он может перенести пациента «на руках», например, из постели в кресло. Оснащенный множеством датчиков, он не толь­ко умеет распознавать звуки, го­лос, но и реагирует на нажатие.

Если Ри-Мэн действует чересчур резко, достаточно лишь слегка потрогать его за руку, и он будет обращаться с больным еще бе­режнее».

А теперь давайте представим ненастный день. За окном идет сильный дождь, мы слышим, как в квартиру пытается ворваться холодный ветер, а на ветке сидит нахохлившийся маленький воро­бей. А вам тепло, рядом с вами ча­шечка ароматного кофе, теплый плед, верный домашний пес и журнал «Всемирный следо­пыт» — серьезный и увлекатель­ный. Из него можно узнать новос­ти из области науки, окунуться в мир истории, загадок, тайн.

Перед вами предстанут исто­рические персонажи: Петр I и его свита, президенты США. Вы со­вершите космический полет с миссией на Марс. Из современ­ной России перенесетесь в Рим­скую империю. И вот Колизей, а на арене знаменитые гладиато­ры... Или, может быть, это XVI век, Франция, мушкетеры, защищав­шие прекрасных дам. Поверьте мне, с журналом «Всемирный сле­допыт» скучных вечеров у вас больше не будет. Последние но­мера его посвящены разным странам и государствам: Португа­лии, Франции, Италии...

Вот перед вами журнал, посвя­щенный Германии. Наверное, вам будет интересно узнать о детстве человека, ставшего прототипом знаменитого Мюнхгаузена. «Ба­рон-враль родился в поместье Боденвердер. Семья не бедство­вала, и мальчика пристроили па­жом в свиту герцога Брауншвейгского.

Эта служба сулила спокойную жизнь, однако как только впереди замаячила возможность чего-то большего, Иероним не преминул ею воспользоваться. Новые перс­пективы были связаны с сыном герцога — принцем Антоном Ульрихом, который появился в Санкт-Петербурге в качестве жениха на­следницы русского престола — принцессы Анны Леопольдовны. Принц потребовал пажа, и Мюнх­гаузен выразил готовность отпра­виться в страну снегов, казаков и медведей. Впоследствии одной из самых известных баронских ба­ек станет рассказ о том, как, едучи в Санкт-Петербург, он заночевал в заснеженной степи, привязав лошадь к торчащему из земли ко­лышку. А когда наутро снег раста­ял, выяснилось, что колышек этот был маковкой колокольни».

Как часто вы мучаете родите­лей вопросом «а почему?». Почему светит солнце? Почему идет дождь? Почему зимний день короче летнего?.. И не всегда ма­мы и папы могут дать ответы. А можно просто прийти в библио­теку и взять с полки ожидающий вас журнал «А почему?».

Рубрику для себя здесь найдут юные спортсмены и натуралисты, астрономы и историки, архитек­торы и физики. Рубрика «Теплохо­дом, самолетом» может перенес­ти вас в далекую Францию, Гре­цию или Шотландию. Вы сможете узнать о семи чудесах света, они приоткроют вам свои тайны. Лю­бителям работы над собой и юным психологам будут полез­ны тесты из рубрики «Познакомь­ся — это ты».

В одном из номеров журнала есть интересная статья «Кто изоб­рел швейную иголку?». Многие изобретения человечества устро­ены так просто, что мы даже не за­думываемся, как они появились, ведь они сопровождают нас с са­мого рождения, и кажется, что они были всегда. Однако журнал рас­сказывает, что «первым народом, научившимся делать иголки из стали, оказались китайцы. Их иглы уже были очень похожи на совре­менные. Стальные иголки попали из Китая сначала на Ближний Вос­ток, а отсюда — в Европу. А в XIV веке в городе Нюрнберге немец­кие мастера начали производство собственных стальных швейных иголок. Долгое время после этого Германия была их единственным европейским производителем.

Бывают дни, когда тебе кажет­ся, что ты одинок, весь этот ог­ромный мир против тебя. Хотя слышно, как идут часы, мурлыкает кот, за окном играют ребята, ще­бечут птицы, светит яркое солнце. А ты сидишь в пустой комнате один. Но стоит открыть обложку журнала — и для тебя распахнется прекрасный и неизведанный мир, полный открытий и чудес, собы­тий и впечатлений, волнующих встреч и новых знакомств. Двери нашей библиотеки всегда откры­ты, и мы рады видеть вас!

Обзор тематический

«Страна любви — волшебная страна»

Любовь — это одно из чувств, которое дано изведать человеку в жизни. Можно сказать, что это чувство делает человека добрее, чище, совершеннее. Тема любви — одна из ведущих в литературе с древнейших времен до сегод­няшнего дня. Великие писатели прошлого (Шекспир, Грин, Дюма, Куприн, Жуковский) и авторы XX века (Фраерман, Алексеев, Щербако­ва и многие другие) любили эту тему. Сегодня мы познакомимся с книгами о любви.

Есть такая притча. Когда-то все человеческие ценности жили на одном острове, но вскоре они замети­ли, что их остров начинает уходить под воду, тогда они сели на разные корабли и уплыли в разные стороны. На острове осталась лишь Любовь.

Когда мимо острова проплывало Богатство на своем корабле, Лю­бовь попросила взять ее с собой, на что Богатство ответило: «На моем корабле достаточно золота и драго­ценных камней, ты мне ни к чему». Затем около острова показалась Грусть, но и она не взяла Любовь с собой, сказавши: «Нет, на моем ко­рабле настолько печально, что Люб­ви там не место». Вскоре вдалеке показалась Гордость, также отказав­шая Любви, боясь, что она разрушит гармонию, царящую на ее корабле.

Следующей была Радость, кото­рая так веселилась, что даже не за­метила Любовь. Любовь опечали­лась, но вдруг услышала голос поза­ди: «Пойдем, Любовь, я отвезу тебя». Повернувшись, она увидела седого старца. Он перевез ее на тот берег, но она была в таком замеша­тельстве, что даже забыла узнать, как его зовут. Тогда пошла она к Ис­тине, чтобы спросить, кто это был. На что Истина ответила: «Это было Время». «Время?» — удивилась Лю­бовь. «Да, потому что лишь Время знает, насколько важна в жизни Лю­бовь».

Итак, книги о любви.

«Самая печальная» повесть на свете — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. «Две равно уважаю­щих семьи в Вероне, где встречают нас событья, ведут междоусобные бои и не хотят унять кровопролитья. Друг друга любят дети главарей, но им судьба подстраивает козни, и гибель их у роковых дверей кладет конец непримиримой розни». Шек­спировские герои очень юные, од­нако их чувства не по-детски силь­ны. Действие трагедии охватывает пять дней одной недели, в течение которых происходит роковая череда событий. На балу взгляды Ромео и Джульетты пересекаются, и, по­добно ослепительной молнии, их поражает любовь. Но старинная ро­довая вражда двух знатных семей — Монтекки и Капулетти — преграж­дает путь к счастью двум молодым людям. Возлюбленные гибнут... По­чему — вы узнаете, когда прочитае­те эту книгу.

Романы и повести Галины Щер­баковой — книги на все време­на. Она пишет о главном и вечном: о человеческих отношениях, об «от­цах и детях», о счастье, об одино­честве. И, конечно, о любви. Реаль­ной или выдуманной — не так уж важно. Главное — что она была и бу­дет. О том, как одни ищут ее всю жизнь, а другие встречают в юные годы. И о том, что из этого получа­ется. Книга «Вам и не снилось» ста­ла «учебником чувств» для молоде­жи 1980-х годов и любима читате­лями и поныне.

Она — о первой любви. Роман и Юля одноклассники. Недавно се­мья Юли переехала в новую кварти­ру. Мальчик и девочка подружились. «В Юльке не было ни грамма брос­кой материнской элегантности и стати. И она не потрясает акселе­рацией, как остальные девчонки. Обыкновенная девочка на все вре­мена. Только вот волосы прижаты сиюмодным ободком — уменьшен­ной копией лошадиной дуги. Зря она его надела, ободок. Волосы у нее мягкие, негустые, ободок на них лежит грузно, а тут еще тяже­лые, тоже сверхмодные очки — с «облучком» посередине, даже не заметишь живую девочку за такой амуницией».

На пути любви Юли и Романа много преград. Взрослые пытаются помешать им. Чтобы разлучить Ром­ку и Юлю, они идут на все: бабушка, например, притворяется больной... Читая эту книгу, вы убедитесь, что есть чистая, прекрасная любовь, по­могающая жить и верить.

Не менее интересна книга «Ди­кая собака Динго, или Повесть о первой любви» Рувима Фраермана. Юная героиня ее Таня Сабанеева жила безмятежно, как многие ее сверстницы, пока в классе не по­явился новый ученик. Первая лю­бовь пришла неожиданно. «Коля, всегда спокойный мальчик, с упря­мым взглядом совершенно чистых глаз привлекал ее к себе»... Но отно­шения их драматичны, так как Ко­ля — приемный сын отца Тани, ушедшего из Таниной семьи... Оби­да на отца борется в сердце Тани с чувством любви к Коле. И любовь побеждает...

В любви существуют не только счастье, радость взаимного пони­мания, удовольствия, но и обман, ревность, страх, боль. Все это есть в произведении Александра Рекемчука «Мальчики». У детдомовца Же­ни Прохорова из Липецка абсолют­ный слух и редкой красоты голос. Красавица Майя без памяти влюб­ляется в юного певца Женю. «Майка Вяземская была точной копией сво­его братца. Все у них было одинако­вым: волосы, глаза, носы, рты. Пол­ная одинаковость — как две капли воды. И уж вовсе напрасно братец Гошка называл ее дурой. Она, эта Майка, оказалась не только краса­вицей, но и умницей к тому же». Блестящая карьера, цветы, между­народные конкурсы, аплодисменты, роскошная жизнь. Вот что окружает Женю. Но вдруг беда, все мечты Майи разрушились в один миг — Женя потерял голос... «Здравст­вуй», — сказал я. «Что? Кто это?..» «Это я. Здравствуй», — повторил я, улыбаясь трубке. Трубка затаилась. Потом ответила тихо: «Здравствуй». Да, судя по всему, Майка сильно по­баивалась своей мамаши. «Здрав­ствуй, — сказал я еще раз. — Когда и где?» У нас ведь с Майкой подоб­ные разговоры были коротки: когда и где. Без лишних слов. Остальные слова — при встрече. «Я не знаю...» — голос в трубке сделался еще тише и настороженней...»

Выдержат ли влюбленные суро­вое жизненное испытание? Обо всем этом вы узнаете в книге «Мальчики».

Какая девушка не хочет стать ба­лериной? А тем более — бале­риной Большого театра. Немногие знают, какой это тяжелый и изнури­тельный труд: репетиции до седь­мого пота, кровавых мозолей, огра­ничений во всем. Мир здесь делит­ся на тех, кто на сцене, и тех, кто в зале. Юля Азарова посвятила свою жизнь балету, уехала из родного по­селка и поступила в московское учи­лище. «Юлька давно привыкла к ежедневной боли: если ничего не болит — значит, плохо работала, день прошел впустую». Кажется, что для любви в этой жизни нет места. Но молодость берет свое. Юля влюбляется и понимает, что помимо балета существует и какой-то дру­гой мир...

Что же выберет Юля — чистую любовь или карьеру? Как нелегко сделать этот выбор, когда тебе все­го семнадцать, как трудно правиль­но найти нужную дорогу, чтобы по­том не сожалеть о сделанном.

Романтическое, захватываю­щее, сладостное чувство, которое неожиданно рождается в нашем сердце и заставляет его петь, радо­ваться жизни, взлетать ввысь и па­рить в облаках… Любовь заставляет нас совершать подвиги или просто смелые поступки, которые потом удивляют нас самих. Любовь управ­ляет этим миром. Вместе с любо­вью рождается жизнь. Она вспыхи­вает яркой весной, разгорается яр­ким пламенем летом, не покидает золотой осенью и согревает холод­ной зимой. Любите и будьте счаст­ливы. В нашей библиотеке вы най­дете много книг о любви!

ЛИТЕРАТУРА

Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание: учеб.-метод. посо­бие. Вып. 7/В. А. Бородина. — М.: Либерея, 2004, —168 с.

Диамидова, Г. Н. Библиографоведение: учеб. для сред. проф. учеб. заведений/Г Н. Диамидова. — СПб.: Профессия, 2003. — 288 с.

Олзоева, Г. К. Массовая работа библиотек: учеб.-метод. пособие. Вып. 43/Г. К. Олзоева. — М.: Либе- рея-Бибинформ, 2006. — 120 с.

ЕЛЕНА КОМОЛОВА, библиотекарь информационно-библиографического отдела Липецкой областной детской библиотеки