Комолова Е. Обзор: как много в этом слове... : особенности подготовки и проведения / Е. Комолова // Библиополе. – 2008. – № 3. – С. 30-35.
Библиографический обзор — совокупность библиографических сообщений, последовательный рассказ о произведениях печати или о других видах документов (ГОСТ 7.0-99). В библиографическом обзоре дается оценка рекомендуемой литературы, он отличается оперативностью, доходчивостью, читателям предоставляется возможность визуально ознакомиться с изданиями. Все это способствует формированию читательских интересов.
Библиографические обзоры подразделяются:
по целевому и читательскому назначению: на информационные и рекомендательные;
по содержанию: на тематические, персональные, обзоры новой литературы, обзоры библиографических пособий;
по видам включенных изданий: на обзоры книг, журналов, специальных видов литературы и других документов;
по форме: на устные, письменные (печатные), наглядные и смешанного характера.
Подготовка любого вида обзора осуществляется по единому плану:
1. Выбор темы.
2. Выявление произведений печати.
3. Просмотр и отбор произведений печати.
4. Группировка произведений.
5. Характеристика произведений печати.
6. Литературная обработка текста обзора.
Итак, сначала определяется тема, выбор которой обусловлен потребностями и интересами многих пользователей библиотек, затем — целевое и читательское назначение обзора. Необходимо отобрать литературу так, чтобы она наиболее полно отражала тему.
Выявление произведений печати — это просмотр каталогов, картотек, библиографических пособий родственной тематики, прикнижных и пристатейных списков литературы и др.
Выявленную литературу необходимо внимательно просмотреть, ознакомиться с рецензиями. Вопрос о количестве включаемых в обзор произведений решается в зависимости от формулировки темы (ее широты или конкретности), полноты раскрытия темы в отдельных произведениях печати. Если подготавливается рекомендательный обзор, то количество произведений обычно ограничивают (от 3 до 10). Нужно помнить, что именно отбор в первую очередь определяет качество обзора, поэтому малозначительные, неинтересные, не представляющие художественной и научной ценности материалы в обзор включать не следует.
Группировка литературы должна подчиняться отдельному замыслу и логике последовательности рассказа. Варианты различны. Используются следующие пути: от простого к сложному, индуктивный и дедуктивный, хронологический. Выбор группировки документов обзора — процесс творческий, основанный на учете многих факторов, определяющих группировку.
Характеристика произведений печати: главной задачей является умение выбрать в каждом произведении самые существенные сведения, сопоставить книги разных авторов, обратить внимание на практическую ценность того или иного издания. При подготовке обзоров художественной литературы используются тексты самих произведений: заранее подбираются цитаты и фрагменты, подтверждающие высказанную мысль и одновременно позволяющие плавно перейти к рассказу о другом произведении.
Не рекомендуется полностью пересказывать содержание произведений, включенных в устный обзор: читатель сам познакомится с ними, если у него возникнет желание это сделать. Задача библиотекаря (библиографа) — заинтересовать слушателей, побудить их взять для изучения те или иные произведения.
На заключительном этапе подготовки важно еще раз прочитать весь текст обзора, желательно вместе с намеченными отрывками и цитатами.
По структуре обзор состоит из трех основных частей:
1. Вводная.
2. Основная.
3. Заключительная.
В водной части читателя вводят в тему, обосновывают ее важность, актуальность. Начало обзора во многом определяет его успех. Оно должно быть образным, с первых слов заинтересовать читателя. Многое зависит от личности библиотекаря, от верно взятого тона. Библиотекари имеют в своем арсенале ряд приемов, способствующих активизации внимания. Среди них можно назвать поэтические строки, пословицы, поговорки, крылатые слова, оригинальное обращение к читателям.
Вторая часть — сам текст обзора. Отобранные документы располагаются в определенном порядке — по хронологии или логике, от простого к сложному и т. д. Это самый сложный и творческий этап, требующий от библиотекаря знания темы, эрудиции, владения литературной речью, умения убеждать, оказывать влияние на слушателей. Необходимо использовать особое влияние на читателей — внушение, убеждение, приемы рекламы.
Среди специфических рекомендуемых приемов — сведения об авторе, заслуживающая внимания история написания, новизна содержания. Очень важно уметь постоянно поддерживать интерес слушателей. Для этого существуют приемы, которые используют опытные лекторы: воздействие на слуховое восприятие — повышение или понижение тона повествования, использование приемов выразительного чтения, обращение к аудитории, создание атмосферы непринужденного общения, доверительного диалога. Зрительное восприятие стимулируется показом источников, акцентируя при этом внимание на оформлении, иллюстрациях и т. п.
Третья часть — заключение, где читателю дают возможность развить свой интерес, отсылая его к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изданиям.
К проведению устного библиографического обзора предъявляются в основном следующие требования: не рекомендуется его читать, пользуясь заранее составленным конспектом; отрывки, цитаты предварительно отмечают специальными закладками; библиографические данные следует называть отчетливо, чтобы читатели успели правильно их записать. Не следует употреблять слова и выражения, значение (смысл) которых самому библиотекарю непонятно.
Важна продолжительность обзора: он не должен длиться более 30 минут. Следует своевременно учесть оформление выставки по теме обзора, использование технических средств.
Библиографический обзор как метод массовой работы может быть самостоятельным мероприятием, а может являться частью всех массовых мероприятий в библиотеке. В таком случае они завершаются обзорами. Не в каждой библиотеке, особенно массовой, есть место для его проведения. Устраивать их в читальном зале в то время, когда там занимаются читатели, неправомерно.
Многие библиотеки нашли выход: они повесили объявление в читальном зале, в котором определено время для проведения обзоров. Например, каждое воскресенье в 13.00 организуются обзоры новых поступлений. Такая четкая регулярность в конце концов приводит к тому, что многие читатели специально приходят в библиотеку для прослушивания обзоров.
Новые возможности для их проведения предоставляют современные информационные технологии. Обзоры помещают на сайтах библиотеки, на дискетах, что может значительно расширить аудиторию читателей.
Эффективность обзора отмечается в дневнике, то есть фиксируется, сколько человек прослушало обзор, сколько книг взято. Если большая часть изданий взята читателями — обзор достиг цели.
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УСТНЫХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
Обзоры новых поступлений
Только что вышедшие в свет и поступившие в библиотеку книги вызывают интерес у многих читателей. В публичных библиотеках обзоры новых книг бывают преимущественно универсальными по содержанию и информационными по назначению. В такие обзоры включают книги, журналы и другие материалы, относящиеся ко всем отраслям знания.
Данные обзоры проводятся оперативно и систематически. Литература отбирается с таким расчетом, чтобы она была интересна всем или большинству слушателей. В обзор включается сравнительно большое количество произведений печати, и главное внимание в рассказе обращают на новизну сведений, содержащихся в книгах и журналах.
Вступление и заключение в обзоре новинок делают, как правило, краткими. Издания, о которых приводятся сведения в основной части, группируют по отраслям знания. В первую очередь характеризуют новинки общественно- политического характера, затем — научно-технического, после чего характеризуют издания по искусству и литературно-художественные.
Цель устных обзоров, подготавливаемых по материалам поступивших в библиотеку журналов, — познакомить читателей с публикациями последних номеров. Вступительная часть содержит краткую характеристику самого журнала (год создания, профиль, структуру и другие сведения, которые особенно важны в случае, если он издается недавно или ранее библиотека его не выписывала), а в основной части рассказывается о конкретных материалах.
Для обзора рекомендуется взять два-три последних номера какого-либо журнала или по одному из поступивших в библиотеку новых номеров журналов разных наименований. Необходимо отобрать из них наиболее интересные материалы: романы, повести, подборки стихотворений, публицистические произведения, воспоминания, статьи о проблемах современной науки, политики, экономики, искусства.
В заключительной части обзора необходимо сказать о критико-библиографическом разделе, имеющемся почти в каждом журнале — не только литературно-художественном, кратко охарактеризовать его роль как источника дополнительной информации о книгах и материалах, публикуемых в других журналах. Это будет способствовать формированию информационной культуры и библиографическому обучению читателей.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ
Искусство построения тематического обзора художественной литературы состоит в том, чтобы не только раскрыть содержание произведений, посвященных одной теме, но и показать своеобразие манеры и творческого стиля каждого писателя, отличие одной книги от других. С особой тщательностью отбираются материалы для вступительной части обзора и текстов-связок.
При составлении тематического обзора художественной литературы предпочтительнее конкретизировать тему, подобрать эмоциональный заголовок, используя для этого стихотворные строчки или названия самих произведений (например, «Мир и дар Набокова»). Кроме романов, повестей, поэтических произведений в обзор иногда включают рассказы, особенно если они принадлежат перу признанных мастеров этого жанра, а также публицистические, художественно-документальные произведения, книги и публикации местных авторов в периодических изданиях.
Необходимо тщательно продумывать содержание и построение каждого элемента тематического обзора. Во вступительной части отмечается важность темы, перечисляются авторы, дается общая характеристика произведений. Для этого используются критические статьи и рецензии, печатные литературно-критические обзоры.
В основной части важно показать значение каждого произведения в раскрытии темы. Исходя из этого, определяется порядок рекомендации произведений. Можно, идя от общего к частному, вначале назвать произведения, охватывающие тему в целом, а потом — произведения, посвященные отдельным событиям, периодам. Иногда лучше объединить их по жанрам (романы, повести, рассказы, стихотворения, художественная публицистика). В ряде случаев можно сначала назвать произведения авторов, давно пишущих на эту тему, а затем — тех, кто впервые обратился к ней.
В заключительной части обзора необходимо подвести итоги, отметить особенности развития темы в новых произведениях, появившихся недавно, порекомендовать критические статьи и рецензии, а также книги и публикации других авторов, имеющиеся в фонде библиотеки.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ОБЗОРЫ
Такие обзоры проводятся в связи с подготовкой к юбилейным или памятным датам (дням рождения писателей, художников, ученых и др.).
Возможны разные варианты персональных обзоров. В одних главное внимание уделяется характеристике самих произведений какого-либо автора — писателя, публициста. В персональный обзор включают основные произведения, известные читателям, и новые, только что вышедшие, либо не публиковавшиеся ранее. В других обзорах в первую очередь рекомендуется литература о жизни и творчестве какого-либо деятеля в целом или об отдельных периодах его творчества и отдельных его произведениях. В третьих — одновременно рекомендуются как произведения автора, так и литература о нем.
Материалы для обзоров выявляют не только в конкретных разделах каталогов и библиографических картотек, но и путем просмотра книг общего содержания, сборников воспоминаний, статей из периодических изданий. Во вступительной части обзора приводится краткая справка о жизни и творчестве деятеля.
Обзоры серий
При подготовке обзора серий основное внимание уделяется общей характеристике серии: во вступительной части сообщается ее название, приводятся краткие сведения об истории создания и количестве вышедших в составе серии книг. Затем дается информация о каждой книге, включенной в обзор.
Для подготовки текста обзора используют материалы из газеты «Книжное обозрение», печатные каталоги агентства «Роспечать», а также каталоги серий (если они были изданы), ежегодный «Указатель серий» к «Книжной летописи» Российской книжной палаты, статьи из журналов («Библиотека», «Мир библиографии», «Библиография» и др.).
Можно запланировать, подготовить и провести цикл рекомендательных обзоров книг, вышедших в сериях «Жизнь замечательных людей», «Эврика», «Жизнь в искусстве»; обзоры книговедческих серий: «Писатели о писателях», «Судьбы книг», «Книжные редкости».
Обзор периодических изданий
Данный обзор подразделяется на подвиды: обзор газет и обзор журналов. В каждом из случаев можно выделить обзор одного издания. Остановимся «толстых» журналах (например, «Новый мир»). В вводной части необходимо дать краткую характеристику истории журнала, его учредителей, состав редакционной коллегии, где много имен известных писателей, поэтов, литературоведов, на которых стоит обратить внимание читателей.
Следующим шагом является характеристика основных рубрик журнала. В каждом «толстом» журнале есть традиционные рубрики — проза, поэзия, публицистика, литературная критика, библиография, письма читателей и т. д. Наиболее значительные публикации в каждой рубрике характеризуются в процессе обзора. Обзоры периодических изданий можно делать по одному журналу или комплектами за год, полгода и т. д.
ПРИМЕРЫ ОБЗОРОВ
Обзор журналов
Здравствуйте, ребята! Вы считаете себя современными детьми? Да? Наверное, потому, что играете в компьютерные игры, смотрите видео, дружите с Интернетом? Но нельзя считать себя продвинутыми и современными молодыми людьми, если вы не читаете журналов. В нашей библиотеке есть журналы, которые мы выписываем специально для вас.
Детская роман-газета занимательная и увлекательная. Она радует читателей статьями о художниках и музыкантах, писателях и поэтах, истории городов. Эта информация может пригодиться при подготовке к уроку. Здесь также отведено место для рассказов и стихов читателей. Любой может отправить свои творения в роман- газету, и эти стихи, рассказы, скорее всего, будут напечатаны, вы станете известны и интересны не только вашим одноклассникам, но и другим ребятам из разных уголков страны.
В последнем номере журнала есть, например, статья Владислава Бахревского «Любимый художник детей В. М. Васнецов». Виктор Михайлович Васнецов — русский живописец, мастер исторического и мифологического жанров, представитель неорусского стиля в русском модерне. В. Бахревский пишет о нем: «Им создан своеобразный сказочный «васнецовский» стиль. Не менее велики заслуги Васнецова в области воссоздания древнерусского декоративного искусства. Таковы, например, его декоративные наброски, его росписи во Владимирском соборе в Киеве. Крещение Руси, Христос, святые Ольга и Владимир, Богоматерь с Младенцем — творения чистого, вдохновенного, верующего в высшую правду русского сердца. Пусть картины Васнецова, как птицы, поют в вашей душе. Песни этих птиц— русские, и всякое слово в песнях — тайна и пророчество». Это интересно читать, не правда ли? А теперь поиграем.
Кто из вас знает, что такое анаграмма? Это перестановка букв в слове для образования нового слова.
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои —
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа — пила.)
Вы на меня с трудом идете,
Но переставьте буквы вновь —
И вы меня тогда найдете
И у козлов, и у быков.
(Гора — рога.)
По дороге, по пути весело качу.
А с конца меня прочти —
Нож я наточу.
(Колесо — оселок.)
Каждый день солнце встает и заходит. А что станет с ним через миллионы лет? Хотите знать? Тогда журнал «Юный эрудит» вас заинтересует. В нем есть все, от научных гипотез до фантастических проектов, от удивительных природных явлений до грандиозных катастроф, от техники третьего тысячелетия до доисторических чудовищ.
Вы узнаете, можно ли найти путь к бессмертию, увидите поезда, самолеты, космические корабли XXI века. И я не удивлюсь, если вам захочется попасть внутрь этих современных машин, все понять и изведать, а что-то потрогать своими руками и устремиться ввысь, в небо, полететь к далеким берегам, к еще, быть может, не открытым странам. Вы узнаете, почему нам, тем, кому выпало жить на сломе веков, сумасшедший ритм жизни диктует свои правила, подбрасывает все новые и новые сюрпризы...
Машины — на службе человека? Когда-то об этом только мечтали, а сегодня от их многообразия разбегаются глаза. Роботы-слуги, роботы-няньки, роботы-партнеры по интеллектуальному досугу. Из статьи Оливье Ласкара «Нашествие добрых роботов» вы узнаете, какие умные машины скрасят наш досуг и помогут по дому в самом ближайшем будущем, а также о некоторых удивительных приспособлениях, дарящих нам фантастические возможности.
Ласкар пишет: «Ри-Мэн: суперняня. Несмотря на свой суровый внешний вид, этот колесный робот-кентавр покрыт чем-то вроде пуха, мягок, как вата. Это сделано специально, чтобы Ри-Мэн мог прикасаться к человеку, не причиняя ему боли и неудобства. Робот разработан для ухода за больными. Он может перенести пациента «на руках», например, из постели в кресло. Оснащенный множеством датчиков, он не только умеет распознавать звуки, голос, но и реагирует на нажатие.
Если Ри-Мэн действует чересчур резко, достаточно лишь слегка потрогать его за руку, и он будет обращаться с больным еще бережнее».
А теперь давайте представим ненастный день. За окном идет сильный дождь, мы слышим, как в квартиру пытается ворваться холодный ветер, а на ветке сидит нахохлившийся маленький воробей. А вам тепло, рядом с вами чашечка ароматного кофе, теплый плед, верный домашний пес и журнал «Всемирный следопыт» — серьезный и увлекательный. Из него можно узнать новости из области науки, окунуться в мир истории, загадок, тайн.
Перед вами предстанут исторические персонажи: Петр I и его свита, президенты США. Вы совершите космический полет с миссией на Марс. Из современной России перенесетесь в Римскую империю. И вот Колизей, а на арене знаменитые гладиаторы... Или, может быть, это XVI век, Франция, мушкетеры, защищавшие прекрасных дам. Поверьте мне, с журналом «Всемирный следопыт» скучных вечеров у вас больше не будет. Последние номера его посвящены разным странам и государствам: Португалии, Франции, Италии...
Вот перед вами журнал, посвященный Германии. Наверное, вам будет интересно узнать о детстве человека, ставшего прототипом знаменитого Мюнхгаузена. «Барон-враль родился в поместье Боденвердер. Семья не бедствовала, и мальчика пристроили пажом в свиту герцога Брауншвейгского.
Эта служба сулила спокойную жизнь, однако как только впереди замаячила возможность чего-то большего, Иероним не преминул ею воспользоваться. Новые перспективы были связаны с сыном герцога — принцем Антоном Ульрихом, который появился в Санкт-Петербурге в качестве жениха наследницы русского престола — принцессы Анны Леопольдовны. Принц потребовал пажа, и Мюнхгаузен выразил готовность отправиться в страну снегов, казаков и медведей. Впоследствии одной из самых известных баронских баек станет рассказ о том, как, едучи в Санкт-Петербург, он заночевал в заснеженной степи, привязав лошадь к торчащему из земли колышку. А когда наутро снег растаял, выяснилось, что колышек этот был маковкой колокольни».
Как часто вы мучаете родителей вопросом «а почему?». Почему светит солнце? Почему идет дождь? Почему зимний день короче летнего?.. И не всегда мамы и папы могут дать ответы. А можно просто прийти в библиотеку и взять с полки ожидающий вас журнал «А почему?».
Рубрику для себя здесь найдут юные спортсмены и натуралисты, астрономы и историки, архитекторы и физики. Рубрика «Теплоходом, самолетом» может перенести вас в далекую Францию, Грецию или Шотландию. Вы сможете узнать о семи чудесах света, они приоткроют вам свои тайны. Любителям работы над собой и юным психологам будут полезны тесты из рубрики «Познакомься — это ты».
В одном из номеров журнала есть интересная статья «Кто изобрел швейную иголку?». Многие изобретения человечества устроены так просто, что мы даже не задумываемся, как они появились, ведь они сопровождают нас с самого рождения, и кажется, что они были всегда. Однако журнал рассказывает, что «первым народом, научившимся делать иголки из стали, оказались китайцы. Их иглы уже были очень похожи на современные. Стальные иголки попали из Китая сначала на Ближний Восток, а отсюда — в Европу. А в XIV веке в городе Нюрнберге немецкие мастера начали производство собственных стальных швейных иголок. Долгое время после этого Германия была их единственным европейским производителем.
Бывают дни, когда тебе кажется, что ты одинок, весь этот огромный мир против тебя. Хотя слышно, как идут часы, мурлыкает кот, за окном играют ребята, щебечут птицы, светит яркое солнце. А ты сидишь в пустой комнате один. Но стоит открыть обложку журнала — и для тебя распахнется прекрасный и неизведанный мир, полный открытий и чудес, событий и впечатлений, волнующих встреч и новых знакомств. Двери нашей библиотеки всегда открыты, и мы рады видеть вас!
Обзор тематический
«Страна любви — волшебная страна»
Любовь — это одно из чувств, которое дано изведать человеку в жизни. Можно сказать, что это чувство делает человека добрее, чище, совершеннее. Тема любви — одна из ведущих в литературе с древнейших времен до сегодняшнего дня. Великие писатели прошлого (Шекспир, Грин, Дюма, Куприн, Жуковский) и авторы XX века (Фраерман, Алексеев, Щербакова и многие другие) любили эту тему. Сегодня мы познакомимся с книгами о любви.
Есть такая притча. Когда-то все человеческие ценности жили на одном острове, но вскоре они заметили, что их остров начинает уходить под воду, тогда они сели на разные корабли и уплыли в разные стороны. На острове осталась лишь Любовь.
Когда мимо острова проплывало Богатство на своем корабле, Любовь попросила взять ее с собой, на что Богатство ответило: «На моем корабле достаточно золота и драгоценных камней, ты мне ни к чему». Затем около острова показалась Грусть, но и она не взяла Любовь с собой, сказавши: «Нет, на моем корабле настолько печально, что Любви там не место». Вскоре вдалеке показалась Гордость, также отказавшая Любви, боясь, что она разрушит гармонию, царящую на ее корабле.
Следующей была Радость, которая так веселилась, что даже не заметила Любовь. Любовь опечалилась, но вдруг услышала голос позади: «Пойдем, Любовь, я отвезу тебя». Повернувшись, она увидела седого старца. Он перевез ее на тот берег, но она была в таком замешательстве, что даже забыла узнать, как его зовут. Тогда пошла она к Истине, чтобы спросить, кто это был. На что Истина ответила: «Это было Время». «Время?» — удивилась Любовь. «Да, потому что лишь Время знает, насколько важна в жизни Любовь».
Итак, книги о любви.
«Самая печальная» повесть на свете — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. «Две равно уважающих семьи в Вероне, где встречают нас событья, ведут междоусобные бои и не хотят унять кровопролитья. Друг друга любят дети главарей, но им судьба подстраивает козни, и гибель их у роковых дверей кладет конец непримиримой розни». Шекспировские герои очень юные, однако их чувства не по-детски сильны. Действие трагедии охватывает пять дней одной недели, в течение которых происходит роковая череда событий. На балу взгляды Ромео и Джульетты пересекаются, и, подобно ослепительной молнии, их поражает любовь. Но старинная родовая вражда двух знатных семей — Монтекки и Капулетти — преграждает путь к счастью двум молодым людям. Возлюбленные гибнут... Почему — вы узнаете, когда прочитаете эту книгу.
Романы и повести Галины Щербаковой — книги на все времена. Она пишет о главном и вечном: о человеческих отношениях, об «отцах и детях», о счастье, об одиночестве. И, конечно, о любви. Реальной или выдуманной — не так уж важно. Главное — что она была и будет. О том, как одни ищут ее всю жизнь, а другие встречают в юные годы. И о том, что из этого получается. Книга «Вам и не снилось» стала «учебником чувств» для молодежи 1980-х годов и любима читателями и поныне.
Она — о первой любви. Роман и Юля одноклассники. Недавно семья Юли переехала в новую квартиру. Мальчик и девочка подружились. «В Юльке не было ни грамма броской материнской элегантности и стати. И она не потрясает акселерацией, как остальные девчонки. Обыкновенная девочка на все времена. Только вот волосы прижаты сиюмодным ободком — уменьшенной копией лошадиной дуги. Зря она его надела, ободок. Волосы у нее мягкие, негустые, ободок на них лежит грузно, а тут еще тяжелые, тоже сверхмодные очки — с «облучком» посередине, даже не заметишь живую девочку за такой амуницией».
На пути любви Юли и Романа много преград. Взрослые пытаются помешать им. Чтобы разлучить Ромку и Юлю, они идут на все: бабушка, например, притворяется больной... Читая эту книгу, вы убедитесь, что есть чистая, прекрасная любовь, помогающая жить и верить.
Не менее интересна книга «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Рувима Фраермана. Юная героиня ее Таня Сабанеева жила безмятежно, как многие ее сверстницы, пока в классе не появился новый ученик. Первая любовь пришла неожиданно. «Коля, всегда спокойный мальчик, с упрямым взглядом совершенно чистых глаз привлекал ее к себе»... Но отношения их драматичны, так как Коля — приемный сын отца Тани, ушедшего из Таниной семьи... Обида на отца борется в сердце Тани с чувством любви к Коле. И любовь побеждает...
В любви существуют не только счастье, радость взаимного понимания, удовольствия, но и обман, ревность, страх, боль. Все это есть в произведении Александра Рекемчука «Мальчики». У детдомовца Жени Прохорова из Липецка абсолютный слух и редкой красоты голос. Красавица Майя без памяти влюбляется в юного певца Женю. «Майка Вяземская была точной копией своего братца. Все у них было одинаковым: волосы, глаза, носы, рты. Полная одинаковость — как две капли воды. И уж вовсе напрасно братец Гошка называл ее дурой. Она, эта Майка, оказалась не только красавицей, но и умницей к тому же». Блестящая карьера, цветы, международные конкурсы, аплодисменты, роскошная жизнь. Вот что окружает Женю. Но вдруг беда, все мечты Майи разрушились в один миг — Женя потерял голос... «Здравствуй», — сказал я. «Что? Кто это?..» «Это я. Здравствуй», — повторил я, улыбаясь трубке. Трубка затаилась. Потом ответила тихо: «Здравствуй». Да, судя по всему, Майка сильно побаивалась своей мамаши. «Здравствуй, — сказал я еще раз. — Когда и где?» У нас ведь с Майкой подобные разговоры были коротки: когда и где. Без лишних слов. Остальные слова — при встрече. «Я не знаю...» — голос в трубке сделался еще тише и настороженней...»
Выдержат ли влюбленные суровое жизненное испытание? Обо всем этом вы узнаете в книге «Мальчики».
Какая девушка не хочет стать балериной? А тем более — балериной Большого театра. Немногие знают, какой это тяжелый и изнурительный труд: репетиции до седьмого пота, кровавых мозолей, ограничений во всем. Мир здесь делится на тех, кто на сцене, и тех, кто в зале. Юля Азарова посвятила свою жизнь балету, уехала из родного поселка и поступила в московское училище. «Юлька давно привыкла к ежедневной боли: если ничего не болит — значит, плохо работала, день прошел впустую». Кажется, что для любви в этой жизни нет места. Но молодость берет свое. Юля влюбляется и понимает, что помимо балета существует и какой-то другой мир...
Что же выберет Юля — чистую любовь или карьеру? Как нелегко сделать этот выбор, когда тебе всего семнадцать, как трудно правильно найти нужную дорогу, чтобы потом не сожалеть о сделанном.
Романтическое, захватывающее, сладостное чувство, которое неожиданно рождается в нашем сердце и заставляет его петь, радоваться жизни, взлетать ввысь и парить в облаках… Любовь заставляет нас совершать подвиги или просто смелые поступки, которые потом удивляют нас самих. Любовь управляет этим миром. Вместе с любовью рождается жизнь. Она вспыхивает яркой весной, разгорается ярким пламенем летом, не покидает золотой осенью и согревает холодной зимой. Любите и будьте счастливы. В нашей библиотеке вы найдете много книг о любви!
ЛИТЕРАТУРА
Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание: учеб.-метод. пособие. Вып. 7/В. А. Бородина. — М.: Либерея, 2004, —168 с.
Диамидова, Г. Н. Библиографоведение: учеб. для сред. проф. учеб. заведений/Г Н. Диамидова. — СПб.: Профессия, 2003. — 288 с.
Олзоева, Г. К. Массовая работа библиотек: учеб.-метод. пособие. Вып. 43/Г. К. Олзоева. — М.: Либе- рея-Бибинформ, 2006. — 120 с.
ЕЛЕНА КОМОЛОВА, библиотекарь информационно-библиографического отдела Липецкой областной детской библиотеки