Боева Л. Проектное развитие / Л. Боева // Библиополе. – 2010. – № 3. – С. 37-40.
В связи с тем что современные библиотеки занимают ведущие позиции в решении глобальной задачи построения информационного общества («библиотека — сердце информационного общества»), базовыми приоритетами в нашей деятельности являются следующие направления:
интенсивное развитие новых информационных технологий;
создание системы обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации;
расширение регионального, национального и международного информационного взаимодействия;
формирование единого информационного пространства.
Чтобы реализовать эти актуальные задачи, требуются новые подходы к управлению библиотечной деятельностью. Один из востребованных, инновационных типов управления — проектный менеджмент.
Данный тип управления в России появился более 10-15 лет назад. Этому способствовали следующие причины: ликвидация планово-распределительной системы; децентрализация управления; изменения в психологии управленцев; развитие компьютерных технологий; под проектным управлением подразумеваются:
- тип менеджмента;
- метод управления;
- организационная структура.
Что такое «проект»? В общем понимании — это целенаправленное изменение либо материальной, либо духовной существующей системы (или и то, и другое). В библиотечном деле проектом называют совокупность мероприятий, направленных на достижение определённой, четко структурированной цели.
Характерные черты проекта:
- Целевой характер (направленность на конкретный результат).
- Разовое явление (проект ограничен определённым периодом времени).
- Взаимосвязь определённых действий, непременно скоординированных друг с другом.
Социальная значимость (востребованность обществом). Проекты подразделяются по следующим уровням: международные, федеральные, межрегиональные, региональные (они, свою очередь, делятся на: республиканские, краевые, областные, муниципальные).
Цикл работ по проекту охватывает несколько этапов.
- Возникновение идеи и анализ ситуации (контекста).
- Планирование работ и привлечение средств.
- Запуск и реализация, контроль над реализацией.
- Завершение и анализ эффективности.
Подробно охарактеризуем каждый этап.
Первый этап: Возникновение идеи и анализ ситуации
Эти процессы неразрывно связаны между собой. Прежде чем начать разработку и осуществление идеи необходимо проанализировать контекст, в котором будет происходить её реализация. Например, возникает предложение помощи инвалидам. Анализ ситуации в регионе (контекст) показывает наличие нескольких государственных и общественных организаций, занимающихся подобной деятельностью. Вместе с тем вы обнаруживаете, что никто не организует доступ к информации инвалидам в сфере образования и занятости. (Например: Социальная библиотека в ЦБС г. Липецка.) Тем самым, анализ контекста позволяет правильно оценить актуальность вашей идеи.
При разработке идеи будущего проекта следует иметь в виду следующее:
1) Идея проекта должна соответствовать приоритетным направлениям деятельности вашего учреждения. (Если библиотека в разработке проекта по работе с трудными подростками делает главный акцент на велосипедные путешествия по краю, то этот проект не имеет ничего общего с её миссией. Какой проект по работе с трудными подростками она может реализовать? — Клуб «Защитник Отечества»).
2) Проект может стать первым шагом в становлении нового вида деятельности библиотеки, востребованного обществом, с учётом её основных функций. (Например: 1) Создание Центра правовой информации (ЦПИ) при взаимодействии с юридической службой. 2) Создание центра «Доверие» совместно с городской соответствующей структурой. 3) Создание библиотечного кукольного театра или театра книги).
3) Идея проекта не должна носить характер «маниловщины». Она должна быть реальной, уже на стадии её разработки надо чётко определиться с возможностями и ресурсами, которые позволят осуществить идею. Надо знать реальный ответ на вопрос о перспективности идеи проекта. (Например, если сельская библиотека захочет пригласить на Неделю детской и юношеской книги столичных детских писателей, то она должна подумать о финансовой части этого проекта: оплата гонорара, проезда, суточных, гостиницы; а если в селе ещё и проблема бездорожья...)
В качестве рисков могут стать следующие факторы: отсутствие необходимого помещения; отсутствие ресурсного технического или программного обеспечения; отсутствие подготовленных специалистов; наконец, природно-погодные условия. В период осмысления идеи нужно заранее продумать все потенциальные риски. Если на стадии осмысления она представляется нереалистичной, не стоит о ней думать.
Опыт показывает, что в качестве идеи проекта часто доминирует подход «копирования образца чужого опыта». В этом нет ничего плохого, если ваша идея, разработанная на основе чужого материала, адекватно вписывается в ваш контекст. При этом чужая идея, как правило, претерпевает изменения, является «скелетом», на который наращиваются специфические особенности данного учреждения.
Очень часто решающая роль в разработке идеи отводится субъективным факторам. Обычно идея возникает у конкретного человека (который, как правило, становится руководителем проекта) на основе его личных эмоций, знаний, опыта. (Например, проект по созданию театральной студии в библиотеке).
В дальнейшем над разработкой и реализацией идеи трудится команда, основной принцип работы которой — сплочённость и взаимозаменяемость.
Что нужно сделать на первом этапе?
Сформулировать идею проекта. Это означает, что из его названия мы должны максимально понимать, что он собой представляет, то есть в словесном выражении обозначить его суть. (Например, «Витамин детства: социокультурная реабилитация детей-сирот» или «Дети в мире информации: создание учебно-консультационного центра»). При разработке идеи необходимо учесть все факторы, о которых мы сейчас говорили. В качестве позитивных и состоятельных идей будут те, которые отвечают двум стратегическим направлениям деятельности любой библиотеки: предоставление новых услуг для пользователей (в контексте главной миссии и основных функций библиотеки); привлечение новых пользователей.
Наиболее распространенные темы библиотечных проектов:
- Милосердие.
- Создание тематических электронных БД и компакт-дисков.
- Организация центров (ЦПИ, чтения, релаксации и т. д.).
- Учёба кадров (организация научно-практических конференций, семинаров, тренингов, мастер-классов и т. д.).
Определившись с идеей, начинаем думать о цели проекта, которая всегда отражает долгосрочный ожидаемый результат (цель-результат: создание Центра чтения).
Ожидаемый результат должен иметь социальный эффект. Формулировка цели проекта должна быть ясной, чёткой, реалистичной. В её формулировании употребляются существительные в именительном падеже: развитие, улучшение, поддержка, помощь и т. д. Например: «Развитие информационных услуг для социально незащищённых групп населения» (для проекта «Равные возможности: создание центра информации для населения с ограниченными возможностями»).
На основе поставленной цели определяются задачи проекта. Для их реализации необходимо решать, как правило, сразу комплекс вопросов. Если возьмём цель «Развитие информационных услуг для социально незащищённых групп населения», то задачами могут быть:
- Ориентация в информационных ресурсах.
- Овладение методами нахождения и использования информации.
- Осознание новых возможностей в профессиональной, образовательной и иной деятельности и др.
Содержание деятельности этого проекта может включать следующие формы работы: комплектование соответствующих изданий; организация учёбы на ПК; создание цикла методических материалов; проведение массовой работы (выставки, Круглые столы, тренинги и т. д.)
На стадии разработки задач проекта возникает вопрос создания команды исполнителей. До начала второго этапа работы над проектом (планирование) надо определить не только состав исполнителей, но и условия их участия в проекте, объём работ каждого, кто будет его руководителем. Особая роль у руководителя. Кроме того, важно знать, будут ли приглашены специалисты сторонних организаций. «Внешние» специалисты обычно работают в проекте за гонорар по контракту или трудовому соглашению. Участники проекта, являющиеся сотрудниками организации, могут получать или не получать гонорары в зависимости от условий финансирования проекта.
Многие проекты основаны на партнёрстве с другими организациями, в зависимости от их идеи: общественные организации и государственные структуры в сфере социальной защиты, природоохранной деятельности, образования и воспитания.
Преимущество кооперации заключается в объединении ресурсов (финансы, помещения, методики, персонал) для выполнения целей проекта. Негатив партнёрства: нельзя быть уверенным в партнёре, так как в сторонней организации могут произойти перемены (например, в проекте работает психолог за гонорар из определённой организации; на промежуточной стадии реализации проекта там происходит смена руководителя, который может не одобрять участие своего работника в проекте другой организации).
На 1-м этапе формирования проекта важно определить сроки и объём работ. Обычно библиотечный проект рассчитан на 1—1,5 года. (Могут, например, измениться субъективные факторы: руководитель — он же мозг и главный двигатель проекта — ушёл в декретный отпуск или уволился.)
При определении объёма работ учитываются следующие факторы: финансовые ресурсы; выделенное на проект время исполнителей, их квалификация; определённые технологии и методы осуществления проекта; наличие помещения, где будет осуществляться проект.
Кроме того, необходимо соотнести объём работ по проекту с общими задачами и состоянием учреждения. Например, реорганизация, капитальный ремонт, кадровые перестановки и т. д.
Таким образом, процесс формирования идеи, определения цели и задач проекта включает в себя целый комплекс вопросов — анализ контекста, масштаба деятельности, возможности кадрового потенциала, учёт специфики «человеческого» фактора, стиля управления и т. д. Получается следующая логическая цепочка в разработке первого этапа:
Контекст — миссия библиотеки — стратегия развития библиотеки — идея проекта — цель — задачи — исполнители — сроки — объём работ.
Второй этап: Планирование работ и привлечение средств
На этом этапе формируется план-график деятельности по проекту с чёткими сроками начала и окончания работ. При этом можно выделить несколько циклов:
- Подготовительный (может не входить в бюджетный план работ).
- Основной.
- Заключительный (также может не входить в бюджетный план работ).
Каждый цикл должен иметь чёткий перечень мероприятий со сроками проведения, исполнителями и предполагаемым бюджетом. Здесь очень важно определить логическую и оптимальную последовательность всех планируемых мероприятий. Каждое последующее действие должно усиливать и укреплять эффект от предыдущих.
При составлении плана-графика важно детализировать все процессы и действия с указанием сроков, ответственных и необходимого финансирования. (То есть чётко расписать: кто, когда и что делает, во избежание конфликтов). Например, если проект имеет отношение к повышению квалификации, то к нему должны прилагаться учебные программы с указанием часов по каждой теме. При составлении календарного плана работ нужно учитывать каникулярное время (если проект, например, рассчитан на школьников), а также отпускной период исполнителей проекта, другие нюансы.
Каждый пункт плана должен иметь ресурсное и финансовое обеспечение. Например, если запланировано обучение пользователей интернет-технологиям, то оно должно базироваться на соответствующем материально-техническом обеспечении: наличие ПК, оплата за выход в Интернет, грамотный инструктор.
Ресурсное обеспечение проекта предполагает разные виды ресурсов:
- Материально-технические: помещение, техника, канцелярские принадлежности, услуги связи.
- Информационные: все виды изданий вместе с информационно-поисковыми системами.
- Кадры.
- Рабочее время.
Финансовое обеспечение проекта определяется в постатейном бюджете. То есть на каждый вид действия в нём имеется определённая статья с расходами. Например, «награждение победителей конкурса» — 500 рублей умножаем на шесть человек, получается сумма в 3000 рублей. Как правило, к бюджету прилагается постатейный комментарий, поясняющий вид расходов. (Почему, например, награждается шесть, а не пять победителей конкурса? — Потому что в конкурсе две номинации, а в каждой номинации три победителя).
Практика показывает, что план-график и бюджет к нему должны формироваться параллельно. Ибо нет смысла планировать то или иное мероприятие, не будучи уверенным в его финансовой состоятельности.
Третий этап: Запуски реализация. Контроль над реализацией
Главное условие эффективной реализации проекта — успех первых двух этапов. Если всё, что ранее было сказано, учтено и глубоко продумано, то трудностей будет немного. Запуск проекта и контроль над его исполнением — взаимосвязанные действия. И то, и другое находится под неусыпным оком руководителя проекта. Основные моменты, на которые нужно обратить внимание на третьем этапе:
- Персональная ответственность руководителя проекта: его гибкость, принципиальность, умение руководить людьми, умение предупредить конфликт, организаторский талант (существует негласное «правило преподавателя», по которому непонимание студентами материала не факт их лености, глупости и неподготовленности, а проблема преподавателя, не сумевшего в понятной форме представить материал).
- Распределение обязанностей в соответствии со статусом и квалификацией исполнителей; нахождение правил коммуникации, определённого стиля взаимоотношений и механизмов слаженной деятельности в команде (моральное и материальное стимулирование, например: если рабочие совещания по проекту проводятся слишком часто, ежедневно, то это говорит о его плохой подготовке на первых этапах его формирования); не стоит недооценивать и проблемы межличностного общения.
- Параллельная работа и выполнение должностных обязанностей исполнителей проекта в коллективе.
- Организация эффективной обратной связи с субъектом проекта (с теми людьми, для которых мы работаем по проекту).
- Организация эффективной связи с партнёрскими организациями, являющимися исполнителями в корпоративном проекте.
- Фактор риска, который может сказаться на запуске проекта, — несвоевременное финансирование, не зависящее от руководителя проекта. Об этом нужно думать заранее и включать в начало графика те мероприятия, которые малозатратны, а ещё лучше — осуществляются без финансирования.
Четвёртый этап: Завершение и анализ эффективности
Последний этап включает в себя следующие процессы:
- Анализ проделанной работы и составление отчётов: информационного, финансового(по предложенным грантодателем схемам в установленные сроки); в договоре с грантодателем прописаны все формы отчётности (отчёт может быть один, основной или несколько промежуточных плюс основной по итогам работы).
- Демонстрация результатов заинтересованным структурам (в особенности, если это было одним из пунктов проекта). По завершении работ возможны три варианта последействия проекта:
Первый. Расформирование команды — к деятельности по проекту организация не возвращается. Этот сценарий происходит в случае неудачной работы или неактуального проекта.
Второй. Дальнейшее развитие проекта (его новый формат, новые направления деятельности) в коллективе с новым составом команды.
Третий. Продолжение работы команды по теме проекта в новых условиях (в другой организации; в этой же организации, но с изменённым содержанием, с новыми, расширенными или углублёнными задачами).
Эффективность проекта зависит от двух составляющих:
- Организация деятельности (хорошая работа на всех 4-х этапах деятельности, реалистичные задачи, правильно подобранные формы и методы работы).
- Человеческий фактор (хорошо подобранная команда, опытный руководитель).
Последнее: мы обсудили работу над всеми этапами деятельности по проекту. Но его схема (или структура) будет зависеть от требований грантодателя. Если определенной структуры нет и вы формируете проект по своему разумению, то составляется он в произвольной форме, но с обязательным включением следующих основных позиций:
СХЕМА ПРОЕКТА
1. Название
2. Цели
3. Задачи
4. Аннотация
5. Обоснование значимости
6. Содержание (этапы и графики с полной программой работ, формы и методы)
7. Ожидаемые результаты
8. Исполнители (резюме на каждого с указанием его деятельности в проекте)
9. Смета с постатейным комментарием
Приложение 1
Данные об исполнителе (руководителе) проекта:
1. ФИО
2. Дата рождения
3. Основное место работы, должность
4. Основные творческие работы, связанные с тематикой проекта
5. Функция в проекте
6. Контактная информация (адреса и телефоны: служебные и домашние)
Приложение 2
Смета
№ |
Виды расходов |
Расчёты |
Сумма |
Людмила БОЕВА, заместитель директора Липецкой областной детской библиотеки