Гокова Е. Комплексные программы для детей: инновационная форма деятельности современных библиотек / Е. Гокова // Инновационная форма деятельности современных библиотек. – Библиополе. – 2010. – № 5. – С. 36-38.
Детская книга — это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян.
Д.Н. Мамин-Сибиряк
Детскими библиотеками накоплен большой опыт обслуживания своих читателей, тем не менее они находятся в постоянном поиске новых тем, форм своей деятельности.
Инновационная деятельность осуществляется в разных плоскостях: библиотеки находят своё место в практике социализации детей, предупреждения девиантного поведения, профилактике СПИДа, алкоголизма. Они разрабатывают также рекреационные и релаксационные методики, антистрессовые программы, занимаются библиотерапией, оказывают помощь в развитии детского творчества. При этом чётко прослеживается стремление к созданию в ДБ атмосферы успеха и радости.
Динамическое развитие детских библиотек, формирование их позитивного образа предполагают запланированную целенаправленную деятельность, которая сможет качественно изменить её услуги и ресурсы, сформировать новые условия жизнедеятельности, расширить возможности доступа к информации традиционных и нетрадиционных для ДБ групп пользователей. Сегодня на современное библиотечное дело весьма позитивное воздействие оказывают интеллектуальная свобода наших учреждений, их политический нейтралитет и в какой- то мере самостоятельное управление ресурсами.
Вместе с тем былая уверенность в государственной поддержке сменилась тревогой за своё существование и финансирование основной деятельности, вызванной прямой зависимостью от местных органов власти и ненадёжностью источников финансирования. Ориентация в ситуации, умение «встраиваться» в новые рыночные отношения, опора на опыт коллег, прошедших школу «выживания», помогают уяснить одно: необходима новая тактика поведения, особенно в планировании своей работы.
Критически проанализировав свою, по сути, добросовестную деятельность, сегодня необходимо найти надёжные способы сделать библиотеку более полезной и «видимой».
Конечно же, годового плана для этого недостаточно. Следовательно, когда идёт работа над годовым планом, необходимо думать и о приложениях к нему: мини-проектах, переросших в целевые комплексные программы по отдельным направлениям. Именно целевая программа охватывает, как правило, одну проблему и направляет ресурсы на её реализацию: кадровые, финансовые, материальные, информационные, методические.
Вести работу в рамках комплексных программ не только полезно, но и намного интереснее. Потому что в каждой из них чётко выявляются и фиксируются интересы пользователей, читателей- детей и членов их семей и самое главное — конечный результат реализации программы.
Сегодня актуальны другие приоритеты, иная философия, иначе организуется взаимодействие между библиотекарем и читателем-ребёнком.
Если задуматься над вопросом, откуда же берутся нововведения, как они рождаются и появляются, то приходишь к выводу, что во многом это заслуга талантливых, творческих и энергичных людей. Такие люди есть в любом коллективе, благодаря им в библиотеке каждый день рождаются новые идеи, воплощая которые, можно получить не только знающего, духовно и интеллектуально развитого юного читателя, но и удовлетворение от своей работы, от полученного результата.
Процесс воспитания ребёнка многогранен и начинается ещё до того момента, когда он впервые переступает порог библиотеки. Однако, «подхватывая» этот процесс воспитания, библиотекарь включает своего юного читателя в своеобразный комплекс духовной и материальной культуры, где он сможет в полной мере сформировать своё сознание.
Сегодня в нашей области воплощается в жизнь по нескольку комплексных программ, развивающих процесс позитивного детского чтения. Такая деятельность становится отличительной характеристикой уникальности библиотеки, работающей с детьми.
У каждого района свои проблемы, свои экономические и культурные условия, поэтому никакой универсальной программы быть не может. Есть просто несколько общих правил, которые стоит иметь в виду, разрабатывая комплексную программу чтения или малую её часть, рассчитанную даже на одну маленькую библиотеку.
Цели и задачи программы должны быть чётко конкретными, достижимыми, ограниченными определёнными рамками времени. Это означает, что прежде чем приступать к созданию самой программы, необходимо поставить перед собой те цели, которые конкретная библиотека в состоянии будет действительно достигнуть, они не должны быть неясными и абстрактными.
Например, не стоит записывать в цели программы следующие понятия: «воспитание у читателя-ребёнка стойкого чувства любви к Родине» или «стопроцентное привлечение к чтению детей».
Первое — вы никак не сможете измерить такую цель, а значит, её достижение неясно и недоказуемо, а второе — это будет явным преувеличением, поскольку стопроцентное увлечение чтением — это примерно то же, что поголовный охват детского населения игрой в футбол.
Необходимо помнить, что цель у программы всегда одна, а задач может быть несколько. Главное, быть уверенными, что поставленные задачи — решены, и запланированные в ходе программы мероприятия проведены не только в срок, но и получили положительный резонанс среди юных читателей. Вот в чём должна заключаться цель каждой комплексной программы в поддержку детского чтения — в позитивном изменении, в положительной динамике, в поведении ребёнка по отношению к процессу чтения не как принудительно-обязательному процессу, а как к одному из любимых занятий в его жизнедеятельности.
Второе правило, о котором не стоит забывать при разработке комплексной программы в поддержку детского чтения, это то, что финансирование комплексной программы без конкретного, серьёзно продуманного плана её реализации и повышения квалификации кадров, задействованных в неё, ничего не даёт. При её написании можно запланировать выделение большого количества денег на усовершенствование материальной базы библиотек, на модернизацию информационного их оснащения. Однако практика показывает, что поставленная цель будет достигнута только там, где трудятся творчески настроенные специалисты, которые умеют работать и без дополнительного финансирования.
Но всё же не стоит забывать, что ни одна новая идея и, тем более, ни одна новая программа без финансовой поддержки тоже |
не даст особых положительных результатов, так как у разработчиков программы не будет стимула и возможности (особенно в условиях нынешнего экономического кризиса) что-то менять в своей основной рутинной деятельности. На «голой» альтруистической инициативе вряд ли можно построить инновационный проект комплексной программы и, тем более, воплотить его в жизнь.
Пословица «Один в поле не воин», как никакая другая, подходит для определения следующего правила, которого необходимо придерживаться при написании комплексной программы в поддержку детского чтения. Созданная и реализованная только на «своём поле» она менее эффективна, чем точно такая же, но разработанная в партнёрстве.
Учреждения различных структур и ведомств, которые тем и уникальны, что несмотря на разность областей и методов своей деятельности, непременно обогатят программу и сделают её ещё более интересной и продуктивной.
Помимо правил, которые необходимо соблюдать при создании и воплощении в жизнь комплексной программы в поддержку детского чтения, надо помнить и о трудностях, непременно возникающих в этом процессе.
Провести раз в год один пусть самый крупный за последнее время фестиваль книги или детского чтения, который охватит несколько районов или всю область, легче, чем каждодневно и систематически вести пусть даже хорошо запланированную работу в одном направлении, сверяя, постоянно контролируя свои действия, не упуская даже малейших мелочей.
Один из самых трудных моментов в реализации комплексной программы в поддержку детского чтения — это регулярность и постоянность действий. Если | запланирован цикл каких-либо мероприятий, то что-либо «выкидывать» за кажущейся ненадобностью — недостойно уважающей себя команды. В созданной и запущенной в процесс реализации программе ничего не должно быть «кажущимся», все действия должны быть чётко продуманы ещё до начала её реализации, в идеале — до утверждения её проекта на общем собрании или в кабинете директора библиотеки.
Даже самое простейшее мероприятие в рамках задуманной программы (например, ежедневное громкое чтение сказок любимого писателя или рисование иллюстраций к прочитанным книгам), должно не отступать от своего постоянства и регулярности, потому что дети — та категория читателей, которые привыкают к этому постоянству, у них вырабатывается «режимная потребность» именно в данном мероприятии и именно в традиционно назначенное время как «жизненно необходимому» на их взгляд.
Следующая трудность, с которой сталкиваются коллективы практически всех библиотек в процессе реализации комплексной программы в поддержку детского чтения. Это то, что привлечение любых внешних партнёров к инициативе библиотеки может быть только добровольным, но всё же трудно рассчитывать на абсолютный альтруизм. Значит, каждой стороне участие в любом общем деле должно быть зачем-то нужно.
Задача инициаторов программы — найти, в чём может заключаться привлекательность идеи для партнёров. При этом общие лозунги вроде «Читать — это модно» или «Читающие дети — будущее страны» или уговоры, что помощь нужна на благое дело всеобщего воспитания подрастающего поколения, на сегодняшний момент вряд ли сработают. Нужно искать конкретную (не обязательно материальную) пользу для каждого потенциального партнёра.
Какие возможности даёт нам комплексная программа в поддержку детского чтения? Такая программа — очень хорошее начало для любого дела, организованного в стенах библиотеки и получившего резонанс за её пределами. Создание креативной и, что самое главное, неодинаково мыслящей команды, которая выработает общую политику действий, увидит и объединит в одно инновационное русло различные подходы к каждому пункту задуманного, сделает программу не просто интересной, но и уникальной по своей сути.
Ещё несколько советов: в процессе подготовки и реализации программы полезен взаимный обмен опытом участников программы. Библиотекари помогут организовать современный читательский семинар или подиум- дискуссию среди педагогов. Они, в свою очередь, могут поделиться информацией о применении в своей деятельности новых технологий развития читательских возможностей своих учеников. Во время реализации программы необходима не только реклама мероприятий в самой библиотеке, но намного важнее реклама программных библиотечных мероприятий (например, в магазинах, в школе, в ДК, то есть необходимо информирование в людных местах).
Что бы не собирались воплотить в жизнь, какую бы важную идею не преследовали в процессе разработки и реализации программы в поддержку детского чтения, библиотекари должны помнить, что главная цель работы по продвижению чтения — это человек, в данном случае — ребёнок, а не его знания.
В этой работе очень важно исходить из того, что чтение — это удовольствие, потребность всякого ребёнка, самостоятельная ценность, а не способ накопления знаний и исправления своих недостатков. Конечно, сегодня библиотекарь не решит всех проблем детства, но он многое может изменить.
Елена ГОКОВА, заведующая координационно-методическим отделом Липецкой областной детской библиотеки