• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Гокова Е. Комплексные программы для детей: инновационная форма деятельности современных библиотек / Е. Гокова // Инновационная форма деятельности современных библиотек. – Библиополе. – 2010. – № 5. – С. 36-38.

Гокова Е. Комплексные программы для детей: инновационная форма деятельности современных библиотек / Е. Гокова // Инновационная форма деятельности современных библиотек. – Библиополе. – 2010. – № 5. – С. 36-38.

Детская книга — это весенний солнечный луч, который застав­ляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян.

Д.Н. Мамин-Сибиряк

Детскими библиотеками накоплен большой опыт обслуживания своих читателей, тем не менее они находятся в постоянном поиске новых тем, форм своей деятельности.

Инновационная деятельность осуществляется в разных пло­скостях: библиотеки находят своё место в практике социализации детей, предупреждения девиантного поведения, профилактике СПИДа, алкоголизма. Они разра­батывают также рекреационные и релаксационные методики, антистрессовые программы, зани­маются библиотерапией, оказы­вают помощь в развитии детско­го творчества. При этом чётко прослеживается стремление к со­зданию в ДБ атмосферы успеха и радости.

Динамическое развитие дет­ских библиотек, формирование их позитивного образа предполага­ют запланированную целенаправ­ленную деятельность, которая сможет качественно изменить её услуги и ресурсы, сформировать новые условия жизнедеятельнос­ти, расширить возможности до­ступа к информации традицион­ных и нетрадиционных для ДБ групп пользователей. Сегодня на современное библиотечное дело весьма позитивное воздействие оказывают интеллектуальная сво­бода наших учреждений, их политический нейтралитет и в какой- то мере самостоятельное управ­ление ресурсами.

Вместе с тем былая уверен­ность в государственной под­держке сменилась тревогой за своё существование и финанси­рование основной деятельности, вызванной прямой зависимостью от местных органов власти и ненадёжностью источников фи­нансирования. Ориентация в си­туации, умение «встраиваться» в новые рыночные отношения, опора на опыт коллег, прошедших школу «выживания», помогают уяснить одно: необходима но­вая тактика поведения, особен­но в планировании своей ра­боты.

Критически проанализировав свою, по сути, добросовестную деятельность, сегодня необходи­мо найти надёжные способы сде­лать библиотеку более полезной и «видимой».

Конечно же, годового плана для этого недостаточно. Следо­вательно, когда идёт работа над годовым планом, необходимо ду­мать и о приложениях к нему: ми­ни-проектах, переросших в целе­вые комплексные программы по отдельным направлениям. Имен­но целевая программа охватыва­ет, как правило, одну проблему и направляет ресурсы на её реа­лизацию: кадровые, финансовые, материальные, информационные, методические.

Вести работу в рамках ком­плексных программ не только по­лезно, но и намного интереснее. Потому что в каждой из них чётко выявляются и фиксируются инте­ресы пользователей, читателей- детей и членов их семей и самое главное — конечный результат ре­ализации программы.

Сегодня актуальны другие при­оритеты, иная философия, иначе организуется взаимодействие между библиотекарем и читате­лем-ребёнком.

Если задуматься над вопро­сом, откуда же берутся нововве­дения, как они рождаются и появляются, то приходишь к вы­воду, что во многом это заслуга талантливых, творческих и энер­гичных людей. Такие люди есть в любом коллективе, благодаря им в библиотеке каждый день рождаются новые идеи, вопло­щая которые, можно получить не только знающего, духовно и ин­теллектуально развитого юного читателя, но и удовлетворение от своей работы, от полученного ре­зультата.

Процесс воспитания ребёнка многогранен и начинается ещё до того момента, когда он впервые переступает порог библиотеки. Однако, «подхватывая» этот про­цесс воспитания, библиотекарь включает своего юного читателя в своеобразный комплекс духов­ной и материальной культуры, где он сможет в полной мере сфор­мировать своё сознание.

Сегодня в нашей области во­площается в жизнь по нескольку комплексных программ, раз­вивающих процесс позитивного детского чтения. Такая деятель­ность становится отличительной характеристикой уникальнос­ти библиотеки, работающей с де­тьми.

У каждого района свои про­блемы, свои экономические и культурные условия, поэтому ни­какой универсальной программы быть не может. Есть просто не­сколько общих правил, которые стоит иметь в виду, разрабатывая комплексную программу чтения или малую её часть, рассчитан­ную даже на одну маленькую биб­лиотеку.

Цели и задачи программы должны быть чётко конкретными, достижимыми, ограниченными определёнными рамками време­ни. Это означает, что прежде чем приступать к созданию самой про­граммы, необходимо поставить перед собой те цели, которые кон­кретная библиотека в состоянии будет действительно достигнуть, они не должны быть неясными и абстрактными.

Например, не стоит записы­вать в цели программы следую­щие понятия: «воспитание у чита­теля-ребёнка стойкого чувства любви к Родине» или «стопро­центное привлечение к чтению детей».

Первое — вы никак не сможете измерить такую цель, а значит, её достижение неясно и недоказуе­мо, а второе — это будет явным преувеличением, поскольку сто­процентное увлечение чтением — это примерно то же, что поголов­ный охват детского населения иг­рой в футбол.

Необходимо помнить, что цель у программы всегда одна, а задач может быть несколько. Главное, быть уверенными, что поставлен­ные задачи — решены, и запла­нированные в ходе программы мероприятия проведены не толь­ко в срок, но и получили положи­тельный резонанс среди юных чи­тателей. Вот в чём должна заклю­чаться цель каждой комплексной программы в поддержку детского чтения — в позитивном измене­нии, в положительной динамике, в поведении ребёнка по отноше­нию к процессу чтения не как принудительно-обязательному процессу, а как к одному из лю­бимых занятий в его жизнедея­тельности.

Второе правило, о котором не стоит забывать при разработке комплексной программы в под­держку детского чтения, это то, что финансирование комплекс­ной программы без конкретного, серьёзно продуманного плана её реализации и повышения квали­фикации кадров, задействован­ных в неё, ничего не даёт. При её написании можно запланировать выделение большого количества денег на усовершенствование материальной базы библиотек, на модернизацию информацион­ного их оснащения. Однако прак­тика показывает, что поставлен­ная цель будет достигнута толь­ко там, где трудятся творчески настроенные специалисты, кото­рые умеют работать и без допол­нительного финансирования.

Но всё же не стоит забывать, что ни одна новая идея и, тем бо­лее, ни одна новая программа без финансовой поддержки тоже |

не даст особых положительных результатов, так как у разработ­чиков программы не будет сти­мула и возможности (особенно в условиях нынешнего экономи­ческого кризиса) что-то менять в своей основной рутинной дея­тельности. На «голой» альтруис­тической инициативе вряд ли можно построить инновационный проект комплексной программы и, тем более, воплотить его в жизнь.

Пословица «Один в поле не воин», как никакая другая, под­ходит для определения следую­щего правила, которого необ­ходимо придерживаться при на­писании комплексной програм­мы в поддержку детского чтения. Созданная и реализованная только на «своём поле» она ме­нее эффективна, чем точно такая же, но разработанная в партнёр­стве.

Учреждения различных струк­тур и ведомств, которые тем и уникальны, что несмотря на раз­ность областей и методов своей деятельности, непременно обо­гатят программу и сделают её ещё более интересной и продук­тивной.

Помимо правил, которые не­обходимо соблюдать при созда­нии и воплощении в жизнь ком­плексной программы в поддерж­ку детского чтения, надо помнить и о трудностях, непременно воз­никающих в этом процессе.

Провести раз в год один пусть самый крупный за последнее время фестиваль книги или дет­ского чтения, который охватит не­сколько районов или всю область, легче, чем каждодневно и систе­матически вести пусть даже хоро­шо запланированную работу в одном направлении, сверяя, по­стоянно контролируя свои дейст­вия, не упуская даже малейших мелочей.

Один из самых трудных мо­ментов в реализации комплекс­ной программы в поддержку дет­ского чтения — это регулярность и постоянность действий. Если | запланирован цикл каких-либо мероприятий, то что-либо «выки­дывать» за кажущейся ненадоб­ностью — недостойно уважаю­щей себя команды. В созданной и запущенной в процесс реали­зации программе ничего не долж­но быть «кажущимся», все дейст­вия должны быть чётко продума­ны ещё до начала её реализации, в идеале — до утверждения её проекта на общем собрании или в кабинете директора библио­теки.

Даже самое простейшее ме­роприятие в рамках задуманной программы (например, ежеднев­ное громкое чтение сказок люби­мого писателя или рисование ил­люстраций к прочитанным кни­гам), должно не отступать от своего постоянства и регуляр­ности, потому что дети — та кате­гория читателей, которые привы­кают к этому постоянству, у них вырабатывается «режимная по­требность» именно в данном ме­роприятии и именно в традици­онно назначенное время как «жизненно необходимому» на их взгляд.

Следующая трудность, с кото­рой сталкиваются коллективы практически всех библиотек в процессе реализации комплекс­ной программы в поддержку дет­ского чтения. Это то, что привле­чение любых внешних партнёров к инициативе библиотеки может быть только добровольным, но всё же трудно рассчитывать на абсолютный альтруизм. Значит, каждой стороне участие в любом общем деле должно быть зачем-то нужно.

Задача инициаторов програм­мы — найти, в чём может заклю­чаться привлекательность идеи для партнёров. При этом общие лозунги вроде «Читать — это мод­но» или «Читающие дети — буду­щее страны» или уговоры, что помощь нужна на благое дело все­общего воспитания подрастаю­щего поколения, на сегодняшний момент вряд ли сработают. Нуж­но искать конкретную (не обяза­тельно материальную) пользу для каждого потенциального парт­нёра.

Какие возможности даёт нам комплексная программа в под­держку детского чтения? Такая программа — очень хорошее на­чало для любого дела, организо­ванного в стенах библиотеки и по­лучившего резонанс за её преде­лами. Создание креативной и, что самое главное, неодинаково мыс­лящей команды, которая вырабо­тает общую политику действий, увидит и объединит в одно инно­вационное русло различные под­ходы к каждому пункту задуман­ного, сделает программу не про­сто интересной, но и уникальной по своей сути.

Ещё несколько советов: в про­цессе подготовки и реализации программы полезен взаимный обмен опытом участников про­граммы. Библиотекари помогут организовать современный чита­тельский семинар или подиум- дискуссию среди педагогов. Они, в свою очередь, могут поделиться информацией о применении в своей деятельности новых тех­нологий развития читательских возможностей своих учеников. Во время реализации программы необходима не только реклама мероприятий в самой библиоте­ке, но намного важнее реклама программных библиотечных ме­роприятий (например, в магази­нах, в школе, в ДК, то есть необ­ходимо информирование в люд­ных местах).

Что бы не собирались вопло­тить в жизнь, какую бы важную идею не преследовали в процес­се разработки и реализации про­граммы в поддержку детского чте­ния, библиотекари должны по­мнить, что главная цель работы по продвижению чтения — это чело­век, в данном случае — ребёнок, а не его знания.

В этой работе очень важно ис­ходить из того, что чтение — это удовольствие, потребность вся­кого ребёнка, самостоятельная ценность, а не способ накопления знаний и исправления своих не­достатков. Конечно, сегодня биб­лиотекарь не решит всех проблем детства, но он многое может из­менить.

Елена ГОКОВА, заведующая координационно-методическим отделом Липецкой областной детской библиотеки