Мужикова Е. Свобода выбора должна быть! : Новые формы организации фондов / Е. Мужикова // Библиополе. – 2013. – № 6. – С. 16-19.
Как известно, главным источником удовлетворения информационных потребностей населения являются библиотечные фонды. В современных условиях это понятие трансформировалось и включает в себя не только книжное собрание, а совокупность всех имеющихся в учреждении документов различных видов на бумажных и электронных носителях, которые предоставляются посетителям во временное пользование.
То, что прочитано в детском и юношеском возрасте, нередко составляет главный информационный багаж человека в течение всей его последующей жизни.
Чтобы в полной мере выполнять свои важнейшие функции (информационную, образовательную, досуговую, культурно-просветительскую, социализирующую), библиотеки должны сформировать полноценное собрание, включающее в себя художественную, научно-популярную литературу и справочные издания. Не менее важной задачей является организация фонда, предполагающая грамотное донесение до читателя наиболее полезных и необходимых ему документов.
В последние 25 лет ведущие библиотечные специалисты разных уровней стали громко заявлять о том, что максимум фондов должен находиться в открытом доступе, в отличие от советской концепции организации, согласно которой большая их часть располагалась в закрытом хранении, куда рядовой читатель допускался крайне редко. Открытый же фонд составлял в те времена от 10 до 30 процентов общего собрания — в лучшем случае два-пять стеллажей, где можно было найти журналы, подержанные и потрёпанные книги. Новые и ценные издания содержались где-нибудь подальше. А как же свобода выбора? Этот принцип тогда явно нарушался.
Свободный доступ к книгам был настолько ограничен, что нередко его отсутствие было причиной потери мотивации к чтению. Очень часто дети, придя в библиотеку, замечали, что их потребности и ожидания не совпадают с тем, что им предлагают. И если к данному времени их интерес к чтению ещё не был устойчивым, то в этих обстоятельствах он исчезал совсем. Библиотека теряла потенциального читателя, а ребёнок на какое-то время, если не навсегда, становился равнодушным к печатному слову.
...Моя читательская биография началась в пять лет. Именно в этом возрасте я научилась складывать буквы в предложения, в шесть лет перечитала все детские книги, которые были дома, а в семь, перед школой, уже штудировала газеты. В первом классе я сразу же записалась в школьную библиотеку, а потом ещё пошла записываться в один из детских филиалов городской ЦБС, который находился рядом со школой. Там я была неприятно удивлена тем, что кроме высокой кафедры, из-за которой я едва видела библиотекаря, и пяти маленьких ящичков свободного выбора с потрёпанными книгами, я не увидела больше ничего, что меня бы привлекло.
После тщетных попыток найти книгу, которую хотелось бы взять домой, библиотекарь протянула мне что-то на свой вкус (если честно, не помню что).
После прочтения той книги, которая меня совсем не впечатлила, меня пытались выспросить, о чём она и почему она мне не понравилась. А потом чем-то обидели (к счастью, тоже не помню, чем именно), и мне уже больше не хотелось идти в ту библиотеку.
Конечно же, если человек любит читать, его не остановят никакие трудности. Брала книги в других местах и читала, читала... С благодарностью вспоминаю свою учительницу в третьем классе Веру Григорьевну, которая на уроках внеклассного чтения открыла нам «Волшебника Изумрудного города» Александра Волкова. С каким трепетом мы ждали этих уроков, как бурно обсуждали прочитанное!
Детские воспоминания остаются надолго. Уже тогда я понимала, что в библиотеке всё должно быть иначе, поэтому когда сама пришла работать в эту сферу, стала анализировать и думать, как сделать её привлекательной для посетителей. Я глубоко убеждена, что наши учреждения должны оправдывать ожидания своих читателей и даже предвосхищать их.
Но как же организовать их фонды, чтобы в открытом доступе можно было найти максимум того, что нужно посетителю, чтобы он самостоятельно и быстро смог найти и взять то, за чем сюда пришёл? Вопрос очень сложный.
Тема эта была для меня интересной всегда, я работала над ней много, прочитала массу публикаций и с удовольствием поделюсь своими мыслями и находками из личного опыта.
Сразу оговорюсь, что часть фонда и сегодня остаётся закрытой, то есть доступна только библиотекарям. Как правило, в таких помещениях расставляются наиболее ценные и редкие издания, а также книги пониженного спроса и дублетные экземпляры, если площадь открытого доступа ограничена. Понятно, что в этом фонде постоянно происходят изменения, так как литература пониженного спроса в определённый момент может стать, напротив, объектом повышенного (например, об Отечественной войне 1812 г. в 2012 г.). Тогда думающий библиотекарь сразу же должен переставить её в открытый доступ, чтобы уменьшить время обслуживания. Такие действия являются элементарными признаками научной организации труда.
В закрытом доступе рекомендуется расстановка в соответствии с таблицами ББК. Это вполне логично, так как в данном случае библиотекарь, являясь профессионалом, быстро найдёт по шифру книгу, нужную читателю. Но встречается и такое, когда в библиотеке работает человек без специального образования, незнакомый с ББК. Конечно, рано или поздно он должен изучить эту классификацию. Новичку же может помочь наличие хорошего справочно-библиографического аппарата (каталогов и картотек, а ещё лучше — электронного каталога).
Сложнее обстоит дело с организацией открытого доступа для посетителей. Когда коллеги увеличивают его и расставляют здесь различные источники информации (опять же по ББК), они считают, что сделали благо для своих читателей. Часто многие из них не задумываются над тем, а знает ли посетитель шифры ББК. Но дело ведь в том, что он и не должен их знать.
Поэтому в данном случае не может быть и речи ни о каких шифрах. Должна быть разработана чёткая и понятная для читателя система ориентирования в открытом фонде. Особенно это касается детей. Как же создать такую систему ориентирования?
Большинство библиотекарей эту задачу решают просто: все книги открытого доступа они разбивают на темы и размещают на стеллажах по соответствующему принципу. Причём нередко в одной теме смешивают отраслевую и художественную литературу, расставляя её в одном ряду в порядке алфавита фамилий авторов за определённым разделителем. Однако это допустимо только в том случае, когда открытый доступ небольшой и адресован маленьким читателям. Однако, как правило, рекомендуется раздельная расстановка отраслевой и художественной литературы, поскольку назначение у них разное.
Чтобы юные посетители легче ориентировались в фонде и могли найти в нём какие-то источники информации самостоятельно, разделители должны быть красочно оформлены с помощью рисунков (для детей), схематических символов (для подростков) или пиктограмм (для юношества) (пиктограмма — от лат. pictus — нарисованный; небольшое изображение, в котором объект либо действие обозначены с помощью условного знака).
Комплексный подход (представление в открытом доступе литературы из всех разделов ББК) к организации системы ориентирования предполагает выделение специальных блоков, в состав которых входят темы, близкие по содержанию. Для детского фонда целесообразно ввести цветовые индикаторы, чтобы ребятишки быстрее запомнили такие блоки и могли сами найти всё, что им нужно.
Какие книги следует располагать в открытом доступе? В младшем возрасте лучше всего воспринимается фольклор, поэтому для малышей обязательно должны быть песенки, прибаутки, стихи. Очень важно иметь и книжки- картинки, и книжки-игрушки — они способствуют развитию интереса к чтению.
Для ребятишек 2-5 лет, которых часто называют «почемучками», выставляются небольшие научно-познавательные издания и различные детские энциклопедии. А так как в этом возрасте закладываются основы художественного вкуса, здесь необходимы иллюстрированные издания.
В Ивановской областной библиотеке для детей и юношества в отделе «Детство» (обслуживание ребят с 1 года до 12 лет) в 1995 г. система организации фонда и ориентирования в нём была разработана следующим образом. Весь открытый доступ был разделён на две части — художественная и отраслевая литература.
В 5-8 лет жизненный опыт ребёнком приобретается ассоциативно. Поэтому фонд художественной литературы был разбит на основные жанрово-тематические блоки (фольклор — песенки, потешки, загадки, русские народные сказки; литературные сказки русских и зарубежных авторов; стихи и рассказы — по темам, детективы, страшилки и т. д.).
Названия блоков были написаны на разделителях. Рядом с надписями может быть соответствующий рисунок (для наглядности). Разделители выполнены в фиолетовом цвете (для разных жанрово-тематических блоков художественной литературы можно использовать его оттенки — сиреневый, лиловый и т. д.) и зала- минированы (для прочности). Внутри блоков книги стоят в порядке алфавита фамилий авторов.
Фонд отраслевой литературы в ОБДЮ разбит на шесть тематических блоков, внутри которых — множество разделителей с рубриками, понятными детям. Каждому блоку также соответствует свой цвет: «Я и общество» (сюда вошли книги по истории, государству и праву — разделители красного цвета), «Я и моя семья» (книги по семейному воспитанию, дошкольному образованию для совместного чтения детей и родителей — оранжевые разделители), «Я и мои развлечения» (книги из разделов «Физкультура и спорт», «Искусство» — жёлтые), «Я и природа» (книги из разделов «Естественные науки» и «Сельское хозяйство» — зелёные), «Я учусь» (книги из раздела «Образование. Языкознание. Литературоведение», а также энциклопедии, словари, справочники — голубые), «Яи техника» (книги соответствующей тематики — синие). Таким образом, за основу цветовых индикаторов взяты семь цветов радуги от красного до фиолетового, которые малышам под силу запомнить.
На абонементе «Детство» название блоков (семь основных) были оформлены на красивых мячиках разных цветов, купленных в магазине «Игрушки» и поставленных сверху на стеллажи в соответствующих блоках. Получилось ярко, красиво и привлекательно. В читальном зале отдела сохранён тот же принцип, но названия основных блоков оформлены на старых виниловых пластинках.
При отделе действует сектор «Дошкольник», который раньше занимал отдельное помещение. Там фонд был организован несколько упрощённо: на отдельных стеллажах выделены фольклор, сказки русских и зарубежных писателей, стихи, рассказы, азбуки и буквари, книги о природе, об истории нашей Родины, литература для родителей и энциклопедии.
Названия основных тематических блоков оформлены на пластмассовых грибках, которые представляют собой объёмные игрушки, изготовленные по принципу ваньки-встаньки. Такие необычные предметы привлекают внимание малышей. Ещё в секторе «Дошкольник» используют следующий приём: рядом с книгами ставятся игрушки, которые символизируют героев литературных произведений. Таким образом библиотекари стараются помочь малышу сделать свой первый шаг от игры к книге.
Советую всем коллегам подумать, как украсить фонд новыми функциональными предметами, чтобы ребятишкам было любопытно приходить в библиотеку, искать и находить здесь книги, совмещая это с игрой и познанием мира.
Сейчас сектор «Дошкольник» Ивановской ОБДЮ располагается в помещении абонемента и занимает меньше места. Некоторые предметы оформления заменены. Естественно, что с течением времени какие-то элементы библиотечной среды устаревают, поэтому изменяются и обновляются, но в целом принципиальный подход к организации фонда сохраняется уже на протяжении нескольких лет.
В медиатеке этой библиотеки, которая входит в состав отдела «Молодёжный центр», используется несколько иной принцип, так как основные посетители зала — подростки. Здесь в качестве элемента оформления взяты фирменные цвета ОБДЮ и её логотипа — голубой и белый. Большая часть пространства занята мультимедийным оборудованием (компьютеры, диапроектор, принтеры, музыкальные центры, плазменный телевизор, экран и т. д.).
Значительную часть фонда зала составляют альтернативные источники информации — компактные диски. Литературы на бумажных носителях здесь сравнительно немного. Она разделена на несколько тематических блоков, куда вошли наиболее актуальные и интересные для читателей этого возраста произведения. Подростки охотно читают книги о современности, героями которых являются их сверстники. Они помогают познавать окружающий мир и учат адаптироваться к проблемам сегодняшней жизни.
В подростковом возрасте по мере взросления круг чтения всё более различается: для мальчиков наиболее актуальной становится литература о спорте, технике, особенно о компьютерах, а для девочек — книги по психологии, рукоделию и романы о любви. Именно эти темы отражены в соответствующих тематических блоках. За кафедрой сотрудники отдела попытались оживить библиотечную страничку «ВКонтакте» и расположили все её разделы на импровизированных стеллажах. Профессиональное пространство — просторное, располагающее к общению и интеллектуальным занятиям.
В фондах для юношества (в читальном зале «Юность» и на абонементе отраслевой литературы) книги в открытом доступе тоже расставлены по тематическому признаку, в основе которого — ББК, но шифры на разделителях отсутствуют, даны только названия тем. При оформлении разделителей за основу был взят бледно-зелёный цвет, который сочетается с цветом обоев и гармонирует с акварелями на стенах, что создаёт здесь особый интеллигентный стиль. Множество комнатных растений дополняет общую картину и делает пространство уютным, а большое количество окон — светлым и комфортным.
В отделе «Искусство» практически весь фонд закрыт, так как в одном помещении располагаются и абонемент, и читальный зал, а материалы здесь достаточно редкие и дорогие. В связи с этим примерно четвёртая часть помещений отдела отведена под выставочное пространство: выделены зоны как для книжных экспозиций (открытые стеллажи), так и для картин, кукол и различных предметов художественного и декоративно-прикладного творчества (стеклянные витрины, стены, столы и т. д.).
Выставочной работе в отделе придают большое значение, она устроена на высоком профессиональном уровне, да и заведующая отделом — бывший музейный работник, знающий в этом толк. Именно таким образом коллеги знакомят посетителей с фондами, а также с работами своих талантливых читателей — детей и взрослых.
(Продолжение темы — в следующем номере «Библиополя» в статье Л. Цветковой.)
Елена МУЖИКОВА, библиотекарь, Московская область