Клочкова М. Как организовать и провести мероприятие / М. Клочкова // Библиополе. – 2012. – № 5. – С. 36-40.
До появления технологии господствовало искусство — человек делал что-то, но это что-то получалось только у него одного. Теперь же всем, что было доступно только избранным, одарённым, могут воспользоваться многие. Современные достижения науки и техники создали человеческую цивилизацию, сделали возможным её дальнейшее развитие и совершенствование.
Так и в нашей профессиональной среде каждый специалист, следуя современной технологии организации массового мероприятия, независимо от актёрских и режиссёрских способностей, сможет его провести на высшем уровне. В библиотеке такая технология состоит из четырёх основных этапов: планирование, подготовка, проведение и анализ результатов.
ПЛАНИРОВАНИЕ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Принятие решения о его проведении
На этом этапе решается задача «что», «как» и «для кого» организовать и в какой форме будет проходить данное мероприятие. Это очень важно, ведь у каждой формы есть свои технологические особенности. Здесь определяется не только форма, но и тема, целевое и читательское назначение.
Пример: форма — урок права, название — «Ты и закон», целевое и читательское назначение — правовое и нравственное воспитание юношества.
Изучение материалов по теме Для того чтобы проводить мероприятие по какой-либо теме, нужно хорошо ориентироваться в ней. Если вы освещаете историческое событие, необходимо знать даты, факты; если проводите презентацию книги, важно изучить биографию её автора, историю создания. Ведь аудитория может задавать разные вопросы, и, чтобы не потерять авторитет, библиотекарь должен дать чёткие ответы.
Подбор необходимых документов по разным источникам, включая Интернет
Определение круга заинтересованных лиц, организаций и учреждений
Проведение рекламных акций и PR-кампаний
Нужный результат даёт тщательно продуманная легенда мероприятия. Она должна содержать указания на его актуальность, приуроченность к какой-либо дате. Необходимо подчеркнуть авторитетность вашего учреждения (например, когда и для кого проводили встречу), сделать ссылку об информации на сайте.
Следует также заинтриговать целевую аудиторию, рассказав, в какой необычной форме она будет проходить, кто приглашён и т. п. Но не сообщать всё в подробностях. Беспроигрышно действует приём обобщающего комплимента потенциальным участникам и гостям праздника. В нём должны упоминаться такие качества, которые могло бы отнести к себе как можно большее число людей. Не каждый назовёт себя «поклонником того или иного писателя», но редкий откажет себе в характеристике «умный читатель, глубокий знаток».
Обобщающий комплимент позволяет организаторам точнее определить спектр мотиваций своей деятельности, например: «с тех пор это праздник смелых и ловких; любителей русской природы; истинных патриотов; ценителей живописи...» Завершить легенду может объяснение выгод для приглашаемых, например: «участники викторины получат призы; смогут увидеть выступления артистов; услышать стихи в исполнении автора» и т. п.
Проведение фандрайзинговой кампании
Привлечение внебюджетных средств и поиск социальных партнёров, которыми могут быть специалисты какой-либо отрасли, артисты, писатели.
ПОДГОТОВКА ПРЕДСТОЯЩЕЙ ВСТРЕЧИ
Разработка структуры мероприятия, написание сценария
Как великие музыкальные творения приобретают форму нотных записей, архитектурные шедевры — форму чертежей, так и сценарий пишется по определённым канонам и правилам. Невозможно создать его, не владея основами режиссёрского мастерства.
В библиотеках он пишется для таких встреч, где читатель в основном является зрителем, гостем: литературных вечеров, литературно-музыкальных гостиных, праздников и т. д. Это не исключает использования приёмов активизации участников непосредственно на мероприятии. В сценарий можно включать элементы конкурса, разнообразные ситуации, дающие возможность читателям проявить себя с лучшей стороны, самовыразиться, самоутвердиться.
Этапы написания сценария во многом схожи с написанием сценария для режиссёрских постановок в театре. Правильная подготовка его включает в себя несколько этапов:
- определение темы, проблематики, идеи;
- формулировка сверхзадачи (личное отношение к мероприятию);
- выстраивание композиции;
- написание сценарного плана (краткое изложение сценария).
Начальный этап состоит в раскрытии авторского замысла, выборе темы, установлении целевого и читательского назначения. Выбор темы во многом предопределяет успех всего мероприятия; она должна быть актуальной, соответствующей интересам и потребностям конкретной аудитории. Как и любое литературное произведение, сценарий массового мероприятия имеет фабулу («фабула» — из латинского языка, означает «басня», «рассказ» — цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности). Она состоит из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки, эпилога.
В экспозиции даётся представление о теме, проблеме, которой посвящено мероприятие. Она подготавливает зрителя к его восприятию, даёт своеобразную установку, представляет собой обращение к зрителю, возможно, раскрывает цель праздника.
Любой сценарий состоит из последовательных эпизодов, имеющих относительную самостоятельность. Каждый из них должен быть логически выстроен и иметь чётко продуманную композицию — завязку, апогей, развязку.
Завязка — часть сценария, где происходит знакомство с основными действующими лицами, намечаются их характеры, обрисовываются основные черты героев, описываются время и место действия. По окончании завязки начинается развитие действия. То есть даётся последовательность событий, эпизодов и далее — по нарастающей. От эпизода к эпизоду напряжённость повествования повышается. В самом начале этой части сценария должен появиться очень важный обязательный элемент — конфликт.
Конфликт — столкновение сторон, мнений, сил. Для сценария важно наличие конфликта художественного, определяемого как «противоборство между изображаемыми действующими силами, различными сторонами характера». Наиболее ярко он проявляется между добром и злом, например: между наркоманией и здоровым образом жизни, между охраной окружающей среды и её загрязнением и т. д.
Когда напряжение доходит до своего максимума, достигается наибольший накал страстей, наступает центральная часть повествования — кульминация, или апогей. Это очень важный элемент сценария, от которого зависит результат, эффективность мероприятия.
Невозможно долго держать аудиторию в сильном эмоциональном напряжении, требуется логическое завершение события. Читатели должны убедиться в победе добра над злом. После достижения апогея неизбежно наступает развязка, действие по убывающей.
Очень важен в сценарии эпилог— заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не связанная с ним неразрывным развитием действия. Это ударный эпизод, подчёркивающий глобальность темы, её общемировое значение.
Композицию сценария можно рассмотреть на примере мультимедийного урока «Жизнь Иисуса Христа в мировой живописи».
В экспозиции вечера ведущий приветствует читателей, приглашает их проследить жизнь Иисуса Христа через шедевры мировой живописи. Завязкой мероприятия является Благовещение. Этот эпизод иллюстрируется русскими иконами и работами мастеров эпохи Возрождения. Раскрываются специфика и отличие икон от живописи Ренессанса. Ведётся рассказ о каждом действующем лице. Развитие даётся в последовательности посредством раскрытия событий, эпизодов деяний Иисуса Христа.
Одно из важнейших событий — Рождество Христово, которое представляется через полотна Рембрандта, Тициана, русскую икону. Далее — по нарастающей — рассказывается о деяниях Христа. Первое чудо, сотворённое Иисусом, — свадьба. Это чудо совершено им по просьбе матери, попросившей его помочь бедным людям. Затем следуют иные эпизоды из Евангелий, раскрытые через работы крупнейших мастеров живописи.
Яркими являются и сцены с Иоанном Крестителем, чудесные исцеления, воскресение Лазаря и т. д. Набирает свою мощь конфликт между светлыми идеями христианства и его противниками. Апогеем (кульминацией) могут стать три эпизода: Тайная вечеря, предательство Иуды, крестный путь и распятие.
Возьмём за основу последнее — это событие следует максимально драматизировать, чтобы читатель почувствовал весь трагизм происходящего, величие души Христа, глубину страданий его самого и его близких.
Зрители должны испытать максимальный эмоциональный взлёт, сострадание, катарсис (очищение). В этом сюжете демонстрируются православные иконы — «Спас Нерукотворный», «Снятие с креста», а также полотна художников.
В развязке демонстрируются живописные полотна на тему воскресения Иисуса Христа, икона «Вознесение». Эмоциональное напряжение сменяется пафосом торжества, радостью.
Напряжение снято, но остаётся ощущение, что нужен ещё один ударный эпизод, эпилог, подчёркивающий глобальный характер воскресения, общемировое значение христианства. Очень удачно эту идею выражает картина С. Дали «Христос Святого Иоанна Креста», носящая космический характер. Читателей также знакомят с личностью художника, местом, которое занимает это полотно в мировой живописи. С психологической точки зрения в сценарии важны начало и конец: именно они сильнее всего запоминаются.
Подбор иллюстративного материала, отбор художественно- изобразительных средств
Это могут быть аудио-, видеозаписи, репродукции, другие выразительные средства, которые служат более полному раскрытию темы, усилению эмоционального эффекта. Использование театрализации, слайд-шоу или презентаций значительно обогатит сценарий. В некоторых случаях для оформления могут понадобиться разные атрибуты: костюмы, предметы быта, этнографический материал, репродукции и др.
В нашем примере иллюстративный материал — слайды, на которых запечатлены шедевры мировой живописи на библейскую тему, начиная с православных икон и заканчивая произведениями С. Дали.
Большое внимание следует уделять музыкальному оформлению. Прекрасная музыка А. Альбинони, В.-А. Моцарта, А. Вивальди поможет прочувствовать глубину творчества великих живописцев.
Большую роль в сценарии играет ракурс — точка зрения, позиция автора, рассмотрение проблемы в определённом аспекте. Например, в данном случае тему христианства мы рассмотрели в ракурсе мировой живописи.
Участники мероприятия
Распределение ролей для театрализованного представления, выбор ведущего.
Репетиции — особенно важный этап для театрализованного мероприятия.
Оформление аудитории
Определённую чёткую позицию можно донести до зрителя символизацией. В библиотеке можно провести перформанс (форма современного искусства, разновидность акционизма, возникшая в авангардистских движениях в 1960-х гг.). Это короткое представление, исполняемое одним или несколькими участниками в художественной галерее, музее, библиотеке, живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.
Пример: в библиотеке проходила акция-перформанс «Учись говорить "нет"», агитирующая вести здоровый образ жизни. Авторы сценария творчески подошли к оформлению. Так называемая сцена была поделена на две части — одна половина была оформлена в светлых тонах, сверху сияло солнце, олицетворяющее здоровье, а вторая, в противоположность первой, была представлена в тёмных, мрачных красках, наверху изображён чёрный паук.
Сценарий составлялся с привлечением психологов, наркологов, которые помогли разработать ряд эпизодов, конкретных ситуаций, когда человеку порой нелегко сказать «нет». Актёрами выступили старшеклассники. Те, кто смог сказать «нет», переходили на светлую сторону и изображали сцены, иллюстрирующие здоровый образ жизни, кто не смог — на тёмную, где разыгрывались сцены пьянства, ломки и даже смерти. В одном из эпизодов демонстрировался переход из тёмной стороны в светлую.
Ещё одной неотъемлемой частью оформления мероприятия является книжная выставка. Это метод раскрытия фондов, пропаганды художественной литературы. Основные этапы подготовки экспозиции: определение темы, соответствующей цели встречи, читательского назначения мероприятия; описание структуры выставки (разделов, рубрик), которая должна способствовать раскрытию содержания темы; подготовка материалов к экспонированию; оформление, призванное привлечь внимание читателей (оригинальность цветового решения, нестандартные заголовки, атрибутика); экспонирование выставки, включающее её пропаганду; учёт эффективности.
Организация встречи
Здесь важно использовать приёмы влияния на читателей. В психологии выделяют 11 видов такого влияния в процессе межличностного взаимодействия. Многие из них используются как средства воздействия на читательскую аудиторию при проведении мероприятий. Рассмотрим некоторые из них.
Убеждение. Это сознательное аргументированное воздействие на другого человека. Оно осуществляется с помощью чётко сформулированных аргументов, фактов, примеров, ссылок на авторитет. Например, на мероприятии, посвящённом вопросам экологии, приводятся факты загрязнения окружающей среды, нанесения вреда природе, высказывания известных лиц о необходимости выработки экологического мышления у юного поколения, примеры активной защиты окружающей среды, статистические данные об изменении её параметров ит. д.
Самопродвижение — открытое проявление своей компетентности и квалификации. Ведущий встречи должен всячески демонстрировать свой профессионализм, начитанность, разностороннюю образованность. Имидж библиотекаря в глазах читателя должен быть таким, чтобы создавался образ эрудированного профессионала. Это можно удачно осуществить, когда ведущих двое. Они представляют друг друга, способствуют раскрытию достоинств партнёра, повышению его репутации. Такие же возможности мы можем предоставить достаточно известным в городе краеведам, деятелям науки и культуры. Они улучшат имидж библиотеки, усилят влияние на читателей.
Внушение — сознательное неаргументированное воздействие на людей. Оно осуществляется с помощью личностных качеств ведущего, некоего магнетизма, проникает незаметно в сознание, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Для него характерно некритическое восприятие. Оно основано на доверии к авторитету. Большое значение имеет невербальное общение — демонстрация уверенности, специфические жесты. Не менее важно создание обстановки — приглушённое освещение, музыка и т. п. Возможно применение элементов внушения.
Заряжение — передача эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта. Ведущий заряжает аудиторию своими эмоциями — радостью, гневом, сочувствием, сопереживанием. Для этого ему самому необходимо ярко выражать своё состояние, владеть культурой жеста. На телевидении используют эффект заряжения с помощью записи смеха. Однако коллеги должны помнить, что читатели приходят на мероприятие с определёнными ожиданиями, и от профессионализма ведущего зависит возможность заразить их радостью, праздничным настроением.
Побуждение к подражанию — способность вызывать стремление к нему. На библиотечных встречах речь идёт о героях, выдающихся деятелях, которых необходимо представлять так, чтобы у читателей возникло желание стать похожими на них.
Формирование благосклонности — развитие у адресата положительного отношения к себе. В ходе мероприятий, как и во всей своей деятельности, мы должны формировать на таких встречах положительное отношение к библиотеке, к нашей профессии. Следует обратить внимание на то, что, высказывая благоприятные суждения о читателях, выражая желание оказать услуги, мы способствуем формированию уважения к библиотекарю. Также следует помнить о внешнем облике ведущего, не стоит забывать старую истину о том, что встречают по одёжке...
Для читателей, пришедших на мероприятие, оно является событием, как поход в кино, театр, музей. Если его ведущий одет не торжественно, а повседневно и даже неопрятно, у аудитории это вызовет отрицательное чувство, что в дальнейшем блокирует их от информации. Ну и, конечно, стиль должен соответствовать тематике встречи: неуместно вести разговор о наркомании, к примеру, в вечернем платье.
Просьба — непосредственное обращение к читателю принять участие в мероприятии, выступить на нём. Это оказывает более сильное влияние, чем самая яркая реклама.
Знание этих и других механизмов влияния, умелое их использование способствует повышению эффективности встречи.
При проведении массовых мероприятий может возникнуть проблема барьеров — трудности общения. Одной из особенностей нашей профессии является то, что библиотекарь зачастую намеренно ретранслирует свои ценности на аудиторию. Возникает барьер культурный, когда читателю непонятен предлагаемый материал, или наоборот, когда присутствующих опускают на несколько ступеней ниже их культурного уровня (информация старая, а характер её преподнесения примитивен). Результат одинаков в обоих случаях. Следует заранее узнать о культурном уровне слушателей.
Возрастной барьер (в нём также может проявляться барьер культурный). Разница в возрасте сотрудников библиотек и юных читателей сказывается на несовпадении их ценностей. Следует выбирать тему и способ её изложения в соответствии с аудиторией — детской, молодёжной или взрослой.
Чётко вырисовывается и барьер пространственный. В некоторых библиотеках вечера проходят в зале, где есть подиум для президиума и места для посетителей. В таких помещениях барьер делит присутствующих на высших и низших, на руководителей и подчинённых, что препятствует общению, поэтому по возможности следует проводить встречи в аудиториях, которые позволяют быть всем их участникам на одном уровне.
Гендерный барьер проявляется в том, что библиотекари-женщины плохо знают интересы мужчин, юношей. Не следует проводить мероприятия, тематика которых касается только мужского пола, например День защитника Отечества, без привлечения специалистов, в данном случае военнослужащих, работников военкомата.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЕЧЕРА
Необходимо встретить приглашённых, провести их в зал, озвучить название и форму мероприятия, представить ведущего. Следует иметь бейдж. Данный этап задаёт соответствующий эмоциональный настрой зала и актуализирует заложенные в программе ценности. Используются музыкальные, песенные, видеоприёмы, эмоционально-образная речь-обращение ведущего, акценты на символах.
Основная часть мероприятия — повествование, задания, конкурсы и оценка. Следует ориентироваться на соответствующие законы сценического действа (завязка, развитие, конфликт, кульминация, развязка), комментарии жюри.
Финал. Постановка яркой точки. Это может быть книжная выставка, отдельная книга, финальная яркая картинка презентации. Например, в проведении городских праздников такой зримой точкой является фейерверк. В финале подводят итоги соревнования, раздают призы.
При проведении встреч в библиотеке нужно помнить, что существуют определённые педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.
- Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, то есть должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определённых установок.
- Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый был активен, проявлял свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашённые могут принять участие.
- Встреча не должна быть перегруженной и затянутой.
- Она должна быть захватывающей, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Дети младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им действие было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче материал, тем сильнее будет его влияние.
- Мероприятие не должно быть скучным. Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности участников, их интеллектуальных способностей.
- Наконец, особенностью вечеров, проводимых в библиотеке, является их тесная связь с задачами приобщения к чтению и его поощрения. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно ни затрагивало и в какой бы форме оно ни проходило, в первую очередь, подразумевает пропаганду книги и чтения.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
На данном этапе подводятся итоги мероприятия, определяется его эффективность. Она вычисляется довольно просто — нужно подсчитать, сколько присутствующих записалось в библиотеку, сколько книг взяли после встречи, в том числе по данной теме. Эти показатели сравниваются с итогами других мероприятий по той же теме или в той же форме. Следует сделать выводы о перспективности проведения такого вечера в данной форме и об актуальности выбранной темы.
Меняются формы проведения мероприятий, наполняется новым идеологическим и тематическим смыслом их содержание, совершенствуются технические средства, но остаются стабильными многие компоненты организационного управления процессами их подготовки и реализации. Не теряют своей актуальности и вопросы сценарно-режиссёрского мастерства, незыблемы классические законы драматургии, востребованы актёрское и сценическое искусство, импровизация и культура речи.
Практика показывает, что следование технологиям организации массового мероприятия приводит к положительным результатам.
ЛИТЕРАТУРА
Домаренко, Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки: науч.-практ. пособие / Е.В. Домаренко. — М.: Либерея-Бибинформ, 2006. — 80 с.
Козлова, Т.В. Современные технологии организации массовых мероприятий: учеб.-метод, пособие / Т.В. Козлова. — М., 2006. — 171 с.
Олзоева, Г. К. Массовая работа библиотек [Текст]: учеб.-метод, пособие/Г. К. Олзоева. — М.: Либерея-Бибинформ, 2006. —120 с.
Марина КЛОЧКОВА, главный библиотекарь методико-библиографического отдела Центральной городской библиотеки имени Н. К. Крупской г. Тамбова