Клочкова М. Как организовать и провести мероприятие / М. Клочкова // Библиополе. – 2012. – № 5. – С. 36-40.

До появления технологии господствовало искусство — человек делал что-то, но это что-то получалось только у него одного. Теперь же всем, что было доступно только избранным, одарённым, могут воспользоваться многие. Современные достижения науки и техники создали человеческую цивилизацию, сделали возможным её дальнейшее развитие и совершенствование.

Так и в нашей профессиональ­ной среде каждый специалист, следуя современной технологии организации массового меропри­ятия, независимо от актёрских и режиссёрских способностей, сможет его провести на высшем уровне. В библиотеке такая техно­логия состоит из четырёх основ­ных этапов: планирование, подго­товка, проведение и анализ ре­зультатов.

ПЛАНИРОВАНИЕ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Принятие решения о его про­ведении

На этом этапе решается зада­ча «что», «как» и «для кого» орга­низовать и в какой форме будет проходить данное мероприятие. Это очень важно, ведь у каждой формы есть свои технологичес­кие особенности. Здесь опреде­ляется не только форма, но и те­ма, целевое и читательское на­значение.

Пример: форма — урок права, название — «Ты и закон», целевое и читательское назначение — пра­вовое и нравственное воспитание юношества.

Изучение материалов по теме Для того чтобы проводить ме­роприятие по какой-либо теме, нужно хорошо ориентироваться в ней. Если вы освещаете истори­ческое событие, необходимо знать даты, факты; если проводи­те презентацию книги, важно изу­чить биографию её автора, исто­рию создания. Ведь аудитория может задавать разные вопросы, и, чтобы не потерять авторитет, библиотекарь должен дать чёткие ответы.

Подбор необходимых документов по разным источникам, вклю­чая Интернет

Определение круга заинтере­сованных лиц, организаций и уч­реждений

Проведение рекламных акций и PR-кампаний

Нужный результат даёт тща­тельно продуманная легенда ме­роприятия. Она должна содержать указания на его актуальность, при­уроченность к какой-либо дате. Необходимо подчеркнуть автори­тетность вашего учреждения (на­пример, когда и для кого проводи­ли встречу), сделать ссылку об ин­формации на сайте.

Следует также заинтриговать целевую аудиторию, рассказав, в какой необычной форме она бу­дет проходить, кто приглашён и т. п. Но не сообщать всё в по­дробностях. Беспроигрышно дей­ствует приём обобщающего ком­плимента потенциальным участ­никам и гостям праздника. В нём должны упоминаться такие каче­ства, которые могло бы отнести к себе как можно большее число людей. Не каждый назовёт себя «поклонником того или иного пи­сателя», но редкий откажет себе в характеристике «умный чита­тель, глубокий знаток».

Обобщающий комплимент поз­воляет организаторам точнее оп­ределить спектр мотиваций сво­ей деятельности, например: «с тех пор это праздник смелых и ловких; любителей русской природы; ис­тинных патриотов; ценителей жи­вописи...» Завершить легенду мо­жет объяснение выгод для пригла­шаемых, например: «участники викторины получат призы; смогут увидеть выступления артистов; ус­лышать стихи в исполнении авто­ра» и т. п.

Проведение фандрайзинговой кампании

Привлечение внебюджетных средств и поиск социальных парт­нёров, которыми могут быть спе­циалисты какой-либо отрасли, ар­тисты, писатели.

ПОДГОТОВКА ПРЕДСТОЯЩЕЙ ВСТРЕЧИ

Разработка структуры меро­приятия, написание сценария

Как великие музыкальные тво­рения приобретают форму нотных записей, архитектурные шедев­ры — форму чертежей, так и сце­нарий пишется по определённым канонам и правилам. Невозможно создать его, не владея основами режиссёрского мастерства.

В библиотеках он пишется для таких встреч, где читатель в ос­новном является зрителем, гос­тем: литературных вечеров, лите­ратурно-музыкальных гостиных, праздников и т. д. Это не исклю­чает использования приёмов ак­тивизации участников непосред­ственно на мероприятии. В сце­нарий можно включать элементы конкурса, разнообразные ситуа­ции, дающие возможность чита­телям проявить себя с лучшей стороны, самовыразиться, само­утвердиться.

Этапы написания сценария во многом схожи с написанием сце­нария для режиссёрских постано­вок в театре. Правильная подго­товка его включает в себя несколь­ко этапов:

  • определение темы, проблема­тики, идеи;
  • формулировка сверхзадачи (личное отношение к меропри­ятию);
  • выстраивание композиции;
  • написание сценарного плана (краткое изложение сценария).

Начальный этап состоит в рас­крытии авторского замысла, выбо­ре темы, установлении целевого и читательского назначения. Вы­бор темы во многом предопреде­ляет успех всего мероприятия; она должна быть актуальной, соответ­ствующей интересам и потребно­стям конкретной аудитории. Как и любое литературное произведе­ние, сценарий массового меропри­ятия имеет фабулу («фабула» — из латинского языка, означает «бас­ня», «рассказ» — цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-времен­ной последовательности). Она со­стоит из экспозиции, завязки, раз­вития действия, кульминации, раз­вязки, эпилога.

В экспозиции даётся представ­ление о теме, проблеме, которой посвящено мероприятие. Она подготавливает зрителя к его вос­приятию, даёт своеобразную ус­тановку, представляет собой об­ращение к зрителю, возможно, раскрывает цель праздника.

Любой сценарий состоит из по­следовательных эпизодов, имею­щих относительную самостоятель­ность. Каждый из них должен быть логически выстроен и иметь чёт­ко продуманную композицию — завязку, апогей, развязку.

Завязка — часть сценария, где происходит знакомство с основ­ными действующими лицами, на­мечаются их характеры, обрисо­вываются основные черты геро­ев, описываются время и место действия. По окончании завязки начинается развитие действия. То есть даётся последователь­ность событий, эпизодов и да­лее — по нарастающей. От эпи­зода к эпизоду напряжённость повествования повышается. В са­мом начале этой части сценария должен появиться очень важный обязательный элемент — кон­фликт.

Конфликт — столкновение сто­рон, мнений, сил. Для сценария важно наличие конфликта художе­ственного, определяемого как «противоборство между изобра­жаемыми действующими силами, различными сторонами характе­ра». Наиболее ярко он проявляет­ся между добром и злом, напри­мер: между наркоманией и здоро­вым образом жизни, между охраной окружающей среды и её загрязнением и т. д.

Когда напряжение доходит до своего максимума, достигается наибольший накал страстей, наступает центральная часть по­вествования — кульминация, или апогей. Это очень важный эле­мент сценария, от которого зави­сит результат, эффективность ме­роприятия.

Невозможно долго держать аудиторию в сильном эмоцио­нальном напряжении, требуется логическое завершение события. Читатели должны убедиться в по­беде добра над злом. После до­стижения апогея неизбежно на­ступает развязка, действие по убывающей.

Очень важен в сценарии эпи­лог— заключительная часть, при­бавленная к законченному худо­жественному произведению и не связанная с ним неразрывным развитием действия. Это ударный эпизод, подчёркивающий глобаль­ность темы, её общемировое зна­чение.

Композицию сценария можно рассмотреть на примере мульти­медийного урока «Жизнь Иисуса Христа в мировой живописи».

В экспозиции вечера ведущий приветствует читателей, пригла­шает их проследить жизнь Иисуса Христа через шедевры мировой живописи. Завязкой мероприятия является Благовещение. Этот эпи­зод иллюстрируется русскими иконами и работами мастеров эпохи Возрождения. Раскрывают­ся специфика и отличие икон от живописи Ренессанса. Ведётся рассказ о каждом действующем лице. Развитие даётся в последо­вательности посредством раскры­тия событий, эпизодов деяний Иисуса Христа.

Одно из важнейших событий — Рождество Христово, которое представляется через полотна Рембрандта, Тициана, русскую икону. Далее — по нарастаю­щей — рассказывается о деяниях Христа. Первое чудо, сотворённое Иисусом, — свадьба. Это чудо со­вершено им по просьбе матери, попросившей его помочь бедным людям. Затем следуют иные эпи­зоды из Евангелий, раскрытые че­рез работы крупнейших мастеров живописи.

Яркими являются и сцены с Иоанном Крестителем, чудесные исцеления, воскресение Лазаря и т. д. Набирает свою мощь кон­фликт между светлыми идеями христианства и его противниками. Апогеем (кульминацией) могут стать три эпизода: Тайная вечеря, предательство Иуды, крестный путь и распятие.

Возьмём за основу послед­нее — это событие следует мак­симально драматизировать, что­бы читатель почувствовал весь трагизм происходящего, величие души Христа, глубину страданий его самого и его близких.

Зрители должны испытать мак­симальный эмоциональный взлёт, сострадание, катарсис (очище­ние). В этом сюжете демонстри­руются православные иконы — «Спас Нерукотворный», «Снятие с креста», а также полотна худож­ников.

В развязке демонстрируются живописные полотна на тему вос­кресения Иисуса Христа, икона «Вознесение». Эмоциональное напряжение сменяется пафосом торжества, радостью.

Напряжение снято, но остаёт­ся ощущение, что нужен ещё один ударный эпизод, эпилог, подчёр­кивающий глобальный характер воскресения, общемировое зна­чение христианства. Очень удач­но эту идею выражает картина С. Дали «Христос Святого Иоан­на Креста», носящая космический характер. Читателей также знако­мят с личностью художника, местом, которое занимает это по­лотно в мировой живописи. С психологической точки зрения в сценарии важны начало и конец: именно они сильнее всего запо­минаются.

Подбор иллюстративного ма­териала, отбор художественно- изобразительных средств

Это могут быть аудио-, видео­записи, репродукции, другие вы­разительные средства, которые служат более полному раскрытию темы, усилению эмоционального эффекта. Использование театра­лизации, слайд-шоу или презен­таций значительно обогатит сце­нарий. В некоторых случаях для оформления могут понадобиться разные атрибуты: костюмы, пред­меты быта, этнографический ма­териал, репродукции и др.

В нашем примере иллюстра­тивный материал — слайды, на ко­торых запечатлены шедевры ми­ровой живописи на библейскую тему, начиная с православных икон и заканчивая произведения­ми С. Дали.

Большое внимание следует уделять музыкальному оформле­нию. Прекрасная музыка А. Альбинони, В.-А. Моцарта, А. Ви­вальди поможет прочувствовать глубину творчества великих жи­вописцев.

Большую роль в сценарии иг­рает ракурс — точка зрения, пози­ция автора, рассмотрение про­блемы в определённом аспекте. Например, в данном случае тему христианства мы рассмотрели в ракурсе мировой живописи.

Участники мероприятия

Распределение ролей для теа­трализованного представления, выбор ведущего.

Репетиции — особенно важный этап для театрализованного ме­роприятия.

Оформление аудитории

Определённую чёткую пози­цию можно донести до зрителя символизацией. В библиотеке можно провести перформанс (форма современного искусства, разновидность акционизма, воз­никшая в авангардистских движе­ниях в 1960-х гг.). Это короткое представление, исполняемое од­ним или несколькими участника­ми в художественной галерее, музее, библиотеке, живые компо­зиции с символическими атрибу­тами, жестами и позами.

Пример: в библиотеке прохо­дила акция-перформанс «Учись говорить "нет"», агитирующая ве­сти здоровый образ жизни. Авто­ры сценария творчески подошли к оформлению. Так называемая сцена была поделена на две части — одна половина была оформлена в светлых тонах, свер­ху сияло солнце, олицетворяю­щее здоровье, а вторая, в проти­воположность первой, была пред­ставлена в тёмных, мрачных красках, наверху изображён чёр­ный паук.

Сценарий составлялся с при­влечением психологов, нарколо­гов, которые помогли разработать ряд эпизодов, конкретных ситуа­ций, когда человеку порой нелегко сказать «нет». Актёрами выступи­ли старшеклассники. Те, кто смог сказать «нет», переходили на свет­лую сторону и изображали сцены, иллюстрирующие здоровый образ жизни, кто не смог — на тёмную, где разыгрывались сцены пьянст­ва, ломки и даже смерти. В одном из эпизодов демонстрировался переход из тёмной стороны в светлую.

Ещё одной неотъемлемой ча­стью оформления мероприятия является книжная выставка. Это метод раскрытия фондов, пропа­ганды художественной литерату­ры. Основные этапы подготовки экспозиции: определение темы, соответствующей цели встречи, читательского назначения меро­приятия; описание структуры выставки (разделов, рубрик), ко­торая должна способствовать раскрытию содержания темы; подготовка материалов к экспо­нированию; оформление, при­званное привлечь внимание читателей (оригинальность цве­тового решения, нестандартные заголовки, атрибутика); экспо­нирование выставки, включаю­щее её пропаганду; учёт эффек­тивности.

Организация встречи

Здесь важно использовать приёмы влияния на читателей. В психологии выделяют 11 видов такого влияния в процессе меж­личностного взаимодействия. Многие из них используются как средства воздействия на чита­тельскую аудиторию при проведе­нии мероприятий. Рассмотрим не­которые из них.

Убеждение. Это сознательное аргументированное воздействие на другого человека. Оно осуще­ствляется с помощью чётко сфор­мулированных аргументов, фак­тов, примеров, ссылок на автори­тет. Например, на мероприятии, посвящённом вопросам экологии, приводятся факты загрязнения окружающей среды, нанесения вреда природе, высказывания из­вестных лиц о необходимости выработки экологического мыш­ления у юного поколения, приме­ры активной защиты окружаю­щей среды, статистические дан­ные об изменении её параметров ит. д.

Самопродвижение — откры­тое проявление своей компетент­ности и квалификации. Ведущий встречи должен всячески демон­стрировать свой профессиона­лизм, начитанность, разносто­роннюю образованность. Имидж библиотекаря в глазах читателя должен быть таким, чтобы созда­вался образ эрудированного про­фессионала. Это можно удачно осуществить, когда ведущих двое. Они представляют друг дру­га, способствуют раскрытию до­стоинств партнёра, повышению его репутации. Такие же возмож­ности мы можем предоставить достаточно известным в городе краеведам, деятелям науки и культуры. Они улучшат имидж библиотеки, усилят влияние на читателей.

Внушение — сознательное не­аргументированное воздействие на людей. Оно осуществляется с помощью личностных качеств ведущего, некоего магнетизма, проникает незаметно в сознание, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы де­ятельности. Для него характерно некритическое восприятие. Оно основано на доверии к авторите­ту. Большое значение имеет не­вербальное общение — демонст­рация уверенности, специфиче­ские жесты. Не менее важно создание обстановки — приглу­шённое освещение, музыка и т. п. Возможно применение элемен­тов внушения.

Заряжение — передача эмо­ционального состояния от одно­го индивида к другому на психо­физиологическом уровне контак­та. Ведущий заряжает аудиторию своими эмоциями — радостью, гневом, сочувствием, сопережи­ванием. Для этого ему самому не­обходимо ярко выражать своё со­стояние, владеть культурой жес­та. На телевидении используют эффект заряжения с помощью записи смеха. Однако коллеги должны помнить, что читатели приходят на мероприятие с опре­делёнными ожиданиями, и от профессионализма ведущего за­висит возможность заразить их радостью, праздничным настро­ением.

Побуждение к подражанию — способность вызывать стремле­ние к нему. На библиотечных встречах речь идёт о героях, вы­дающихся деятелях, которых не­обходимо представлять так, что­бы у читателей возникло желание стать похожими на них.

Формирование благосклонно­сти — развитие у адресата поло­жительного отношения к себе. В ходе мероприятий, как и во всей своей деятельности, мы должны формировать на таких встречах положительное отношение к биб­лиотеке, к нашей профессии. Сле­дует обратить внимание на то, что, высказывая благоприятные суж­дения о читателях, выражая жела­ние оказать услуги, мы способст­вуем формированию уважения к библиотекарю. Также следует помнить о внешнем облике веду­щего, не стоит забывать старую истину о том, что встречают по одёжке...

Для читателей, пришедших на мероприятие, оно является собы­тием, как поход в кино, театр, му­зей. Если его ведущий одет не торжественно, а повседневно и даже неопрятно, у аудитории это вызовет отрицательное чувство, что в дальнейшем блокирует их от информации. Ну и, конечно, стиль должен соответствовать темати­ке встречи: неуместно вести раз­говор о наркомании, к примеру, в вечернем платье.

Просьба — непосредственное обращение к читателю принять участие в мероприятии, высту­пить на нём. Это оказывает более сильное влияние, чем самая яркая реклама.

Знание этих и других механиз­мов влияния, умелое их исполь­зование способствует повыше­нию эффективности встречи.

При проведении массовых ме­роприятий может возникнуть про­блема барьеров — трудности об­щения. Одной из особенностей нашей профессии является то, что библиотекарь зачастую наме­ренно ретранслирует свои цен­ности на аудиторию. Возникает барьер культурный, когда читате­лю непонятен предлагаемый ма­териал, или наоборот, когда при­сутствующих опускают на не­сколько ступеней ниже их культурного уровня (информация старая, а характер её преподне­сения примитивен). Результат одинаков в обоих случаях. Следу­ет заранее узнать о культурном уровне слушателей.

Возрастной барьер (в нём так­же может проявляться барьер культурный). Разница в возрасте сотрудников библиотек и юных читателей сказывается на не­совпадении их ценностей. Следу­ет выбирать тему и способ её из­ложения в соответствии с ауди­торией — детской, молодёжной или взрослой.

Чётко вырисовывается и барь­ер пространственный. В некото­рых библиотеках вечера проходят в зале, где есть подиум для пре­зидиума и места для посетите­лей. В таких помещениях барьер делит присутствующих на высших и низших, на руководителей и подчинённых, что препятствует общению, поэтому по возможно­сти следует проводить встречи в аудиториях, которые позволя­ют быть всем их участникам на одном уровне.

Гендерный барьер проявляет­ся в том, что библиотекари-жен­щины плохо знают интересы муж­чин, юношей. Не следует прово­дить мероприятия, тематика которых касается только мужско­го пола, например День защитни­ка Отечества, без привлечения специалистов, в данном случае военнослужащих, работников во­енкомата.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЕЧЕРА

Необходимо встретить пригла­шённых, провести их в зал, озву­чить название и форму мероприя­тия, представить ведущего. Сле­дует иметь бейдж. Данный этап задаёт соответствующий эмоци­ональный настрой зала и актуали­зирует заложенные в программе ценности. Используются музы­кальные, песенные, видеоприёмы, эмоционально-образная речь-об­ращение ведущего, акценты на символах.

Основная часть мероприя­тия — повествование, задания, конкурсы и оценка. Следует ори­ентироваться на соответствующие законы сценического действа (за­вязка, развитие, конфликт, куль­минация, развязка), комментарии жюри.

Финал. Постановка яркой точ­ки. Это может быть книжная вы­ставка, отдельная книга, финаль­ная яркая картинка презентации. Например, в проведении город­ских праздников такой зримой точкой является фейерверк. В фи­нале подводят итоги соревнова­ния, раздают призы.

При проведении встреч в биб­лиотеке нужно помнить, что суще­ствуют определённые педагоги­ческие требования, которые необ­ходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

  • Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, то есть должно создавать цельность настроения, вызывать пережи­вания, направленные на фор­мирование определённых ус­тановок.
  • Следует стремиться к вовлече­нию в действие широкого кру­га участников, чтобы каждый был активен, проявлял свои знания, способности и дарова­ния. Идеальный вариант, когда все приглашённые могут при­нять участие.
  • Встреча не должна быть пере­груженной и затянутой.
  • Она должна быть захватываю­щей, что зависит от форм по­дачи материала, активности участников. Дети младшего школьного возраста и подро­стки нуждаются в том, чтобы преподносимое им действие было интересно и заниматель­но. Чем красочнее и ярче мате­риал, тем сильнее будет его влияние.
  • Мероприятие не должно быть скучным. Активное примене­ние игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школь­ного урока. Новые формы спо­собствуют развитию творчес­кой активности участников, их интеллектуальных способ­ностей.
  • Наконец, особенностью вече­ров, проводимых в библиоте­ке, является их тесная связь с задачами приобщения к чте­нию и его поощрения. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно ни затрагивало и в какой бы форме оно ни проходило, в первую очередь, подразумевает пропаганду книги и чтения.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

На данном этапе подводятся итоги мероприятия, определяет­ся его эффективность. Она вычис­ляется довольно просто — нужно подсчитать, сколько присутствую­щих записалось в библиотеку, сколько книг взяли после встречи, в том числе по данной теме. Эти показатели сравниваются с итога­ми других мероприятий по той же теме или в той же форме. Следует сделать выводы о перспективно­сти проведения такого вечера в данной форме и об актуальности выбранной темы.

Меняются формы проведения мероприятий, наполняется новым идеологическим и тематическим смыслом их содержание, совер­шенствуются технические сред­ства, но остаются стабильными многие компоненты организаци­онного управления процессами их подготовки и реализации. Не теряют своей актуальности и во­просы сценарно-режиссёрского мастерства, незыблемы класси­ческие законы драматургии, вос­требованы актёрское и сценичес­кое искусство, импровизация и культура речи.

Практика показывает, что сле­дование технологиям организации массового мероприятия приводит к положительным результатам.

ЛИТЕРАТУРА

Домаренко, Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки: науч.-практ. пособие / Е.В. Дома­ренко. — М.: Либерея-Бибинформ, 2006. — 80 с.

Козлова, Т.В. Современные технологии организации массовых мероприятий: учеб.-метод, посо­бие / Т.В. Козлова. — М., 2006. — 171 с.

Олзоева, Г. К. Массовая рабо­та библиотек [Текст]: учеб.-метод, пособие/Г. К. Олзоева. — М.: Либе­рея-Бибинформ, 2006. —120 с.

Марина КЛОЧКОВА, главный библиотекарь методико-библиографического отдела Центральной городской библиотеки имени Н. К. Крупской г. Тамбова