Степанова А. Шаги навстречу или в одном направлении? : Что может интерактивная выставка / А. Степанова // Библиотечное дело. – 2011. – № 8. – С. 12-15.

Какое слово может охаракте­ризовать сущность концепции «Библиотека 2.0»? Наверное, слово «сотворчество». Сотвор­чество не только в создании чего-то нового, но и в освоении культуры, в частности, культу­ры книжной. Проявляться оно может в ходе вполне привычной библиотекам деятельно­сти, например, организации библиотечных выставок.

Как может проявиться кон­цепция «Библиотека 2.0» в выставочной деятельности? Конечно же, в создании инте­рактивных выставок. Название это до­статочно условно, поскольку единого мнения, что такое «интерактивность» на сегодняшний день не существует. Чаще всего под словом «интерактивный (от interactive — «взаимодействующий») под­разумевается наличие обратной связи и двухстороннего обмена информацией.

Имеет смысл рассмотреть слово «ин­терактивный» и с точки зрения педагоги­ки, а именно, применительно к методам обучения. Существуют пассивные, актив­ные и интерактивные методы обучения. Пассивные подразумевают односторон­нюю передачу информации от модерато­ра к аудитории, активные — диалог меж­ду модератором и аудиторией, а интерак­тивные — диалог между всеми участни­ками процесса: (как между модератором и аудиторией, так и внутри аудитории). Интерактивная выставка в библиотеке призвана не только обеспечить обрат­ную связь между читателем и библиоте­карем. но и организовать живое общение между посетителями выставки, призвать их к обсуждению поставленной пробле­мы. Образовательный (и воспитатель­ный) потенциал такой выставки суще­ственно возрастает.

Появление и распространение разно­образных по форме и тематике инте­рактивных выставок объяснимо стрем­лением библиотек найти своё место в обществе. Много можно достигнуть, просто став интересными для своих чи­тателей. Люди ценят, когда их мнением интересуются, когда предоставляют возможность для его выражения, не слу­чайно в массовой работе библиотек всё больше места занимают мероприятия, подразумевающие диалог ведущего и аудитории (читательские конференции, обсуждения, диспуты, бенефисы, викто­рины, конкурсы и т. д.).

Даже в 1990-е гг., ознаменованные борьбой с руководством чтением, биб­лиотекари-практики не отказывались от прямых и косвенных рекомендаций читателю, осознавая, что их советы нужны и востребованы. Современная работа по продвижению книги и чтения вдохновила библиотеки на поиск новых форм воздействия на реального и потен­циального читателя, но библиотекари продолжают высоко оценивать возмож­ности книжных выставок. Грамотная, яркая, оригинальная выставка помогает привлечь внимание читателя, служит рекламой не только конкретных книг, но и библиотеки в целом.

Потенциал традиционной тематиче­ской выставки по-прежнему высок. Тео­рия и практика выставочной деятельно­сти активно развивается. Периодически возникает необходимость в классифика­ции библиотечных выставок. Различ­ные подходы к типологии выставок представлены в книги Н. В. Збаровской «Выставочная деятельность публичных библиотек».1 Новые для библиотечной практики виды выставок отражены в подготовленном ГПНТБ методическом пособии «Новейшие тенденции в выста­вочной деятельности библиотек»2, в статье В. В. Вяткиной3. Сущностные особенности и примеры интерактивных выставок даны в пособии С. Г. Матлиной «Книжные выставки — обычные и необычные».4 Внедрение новых форм выставок в практику библиотек находит отражение в профессиональной печати. В частности, можно отметить статью И. Демченко и О. Гаховой5, а также цикл публикаций Е. Мужиковой.6

Информация о проводимых в биб­лиотеках интерактивных выставках прослеживается в публикациях в про­фессиональных периодических изда­ниях, на веб-сайтах библиотек и других интернет-ресурсах, а также в работах библиотек, присылаемых на профессио­нальные конкурсы (в частности на Все­российский конкурс для публичных биб­лиотек «Современные тенденции в об­служивании читателей», проводимый Секцией публичных библиотек Россий­ской библиотечной ассоциации).

Можно предложить следующую ти­пологию интерактивных библиотечных выставок:

  1. Игровые выставки.
  2. Диалоговые выставки.
  3. Выставки, подготовленные при участии читателей.
  4. Выставки-исследования.

Следует отметить, что в чистом виде библиотечных интерактивных выставок проводится относительно немного, одна­ко отдельные элементы интерактивности могут быть использованы библиотеками в комплексных выставочных проектах.

Рассмотрим каждую из форм инте­рактивных выставок на конкретных примерах.

Игровые выставки

Отличительная особенность подоб­ных выставок состоит в наличии позна­вательно-игрового момента. Читателю предлагается не только ознакомиться с представленными документами, но и выполнить некоторые задания. Особен­но часто выставки-игры используются в детских библиотеках.

Среди форм выставок-игр наиболее часто встречаются следующие:

  • выставка-викторина;
  • выставка-кроссворд;
  • выставка-чайнворд;
  • выставка-загадка;
  • выставка-провокация;
  • выставка-конкурс.

Выставка-викторина. Данный вид выставок получил в библиотеках наибо­лее широкое распространение. Выстав­ка-викторина предполагает наличие ря­да вопросов, ответить на которые мож­но, обратившись к книгам, представлен­ным на выставке. Ответы на вопросы можно дать как в устной, так и в пись­менной форме. Существует два вариан­та проведения викторины: в процессе демонстрации выставки (вопросы и за­дания размещаются непосредственно на выставочном пространстве) и по завер­шению работы выставки (как итог ознакомления с представленными мате­риалами). Чаще встречается второй ва­риант. Так, в Псковской ОБДЮ им. В. Каверина проведением викторин за­вершились выставка-ностальгия для всей семьи «Хорошие книги живут дол­го» и выставка-познание «Летопись сто­летий».7 В качестве примера одновре­менного проведения выставки и викто­рины можно назвать выставку «Мозголом с подсказками», организованную к началу учебного года в ЦДБ Перми.8

Выставка-кроссворд и её вариант вы­ставка-чайнворд. Особенностью данной выставки является размещение на вы­ставочном пространстве кроссворда или чайнворда, решить которые можно об­ратившись к представленным на вы­ставке книгам. Кроссворд может быть представлен на отдельном большом плакате, на небольших листках, кото­рые читатели могут забрать с собой, а также на одном из выставочных экспо­натов. Форма кроссворда зависит от те­мы выставки. В Псковской ОБДЮ на выставке-кроссворде «Мир загадок и чудес» была представлена пирамида-кроссворд «Раскрой загадки-пирамиды».

Выставка-загадка. Вариантов органи­зации таких выставок может быть не­сколько, главная её особенность — нали­чие загадки, которую посетителям пред­лагается отгадать. Загадки могут быть использованы в качестве названия вы­ставки и/или её разделов. Можно офор­мить загадки в виде конкурсных вопро­сов и заданий. Загадка может присут­ствовать в самой тематике выставки. За­гадать можно какой-либо признак, пред­ставленный в содержании или форме вы­ставочных экспонатов. В этом случае от читателя требуется ознакомиться с пред­ставленными материалами и найти этот признак. Пример: в рамках выставочного проекта «Разведчики и шпионы», осу­ществлённого Берёзовской ЦБС, чита­телям было предложено разгадать шпионскую шифровку по одной из книг.’

К одному из видов выставок-загадок можно отнести выставку-провокацию, при оформлении которой сознательно допускается одна или несколько оши­бок (например, на ней размещаются книги или дополнительные экспонаты, не соответствующие заявленной теме). Читателю предоставляется возмож­ность обнаружить ошибки и заявить об этом организаторам.

С большой долей условности к игро­вым формам интерактивных выставок может быть отнесена выставка-кон­курс. На таких выставках могут быть представлены творческие работы чита­телей: отзывы, рецензии, эссе, поделки, фотографии и т. д. Возможно размеще­ние работ во время проведения конкур­са. Посетители выставки могут оцени­вать представленные работы и выби­рать победителей. Возможен вариант оформления выставки лучших работ по итогам конкурса, но в этом случае сте­пень её интерактивности снижается.

Диалоговые выставки

Их особенность заключается в созда­нии условий для обмена мнениями между библиотекарем и читателем, а также между читателями. Зачастую подобные выставки сопровождаются мероприятия­ми, в ходе которых читатели могут обсу­дить заявленные проблемы. Как правило, их тематика носит дискуссионный харак­тер. Возможно также размещение на вы­ставочном пространстве листов, тетра­дей, в некоторых случаях закрытых ящи­ков для записок, чтобы читатели могли высказать свое мнение. Подбор материа­лов для диалоговых выставок может представлять различные точки зрения по рассматриваемой теме и провоцировать посетителя на размышление и осмысле­ние. Например, в ходе организованной Томской ОДЮБ интерактивной выстав­ки «Маршрут безопасности», затрагиваю­щей вопрос наркомании, сами читатели определяли круг обсуждаемых проблем и предлагали способы их решения.10

При проведении диалоговых выставок библиотеки используют следующие варианты:

  • выставка-размышление;
  • выставка-предостережение;
  • выставка «вопрос-ответ»;
  • выставка-отзыв;
  • выставка-обсуждение;
  • выставка-диспут;
  • выставка-дискуссия;
  • выставка-полемика.

Выставка-размышление. Тему такой выставки раскрывают не только пред­ставленные на ней книги и статьи, но и читательские размышления. Сбор ли­стков с читательскими размышлениями может продолжаться в период проведе­ния выставки. Пример выставки-раз­мышления — выставка «Поколение», организованная МУК «Объединение детских библиотек» г. Тольятти. На ней экспонировались книги о детстве вели­ких людей: музыкантов, поэтов, учёных. Попутно организаторы пытались вы­яснить. каковы мечты и чаяния учащих­ся 5-9-х классов." Выставка-диалог «А у нас в молодёжном уезде...», подготов­ленная Белгородской государственной библиотекой для молодёжи предполага­ла ответы посетителей на целый ряд во­просов. касающихся их отношения к проблемам подростков.12

Выставка-предостережение. Темати­ка таких выставок обращена к наиболее острым вопросам. Их цель — показать читателю возможные последствия нега­тивных явлений (наркомания, загрязне­ние окружающей среды, утрата культур­ных и нравственных ценностей и т. д.) и помочь ему чётко определить свою пози­цию в отношении этих явлений. В Ива­новской ОДЮБ традиционными стали выставки-предостережения, посвящён­ные проблеме небрежного отношения к книге. На них выставляются издания, ис­порченные читателями: испачканные, порванные, с отсутствующими страница­ми. На стенде вывешиваются чистые ли­сты. на которых посетители могут выра­зить своё отношение к увиденному, по­размышлять о роли книг, осудить не­аккуратное обращение с ними.13

Выставка «вопрос-ответ» является своего рода заочным выполнением те­матических запросов читателей и биб­лиографических справок. Как правило, устанавливается ящик или коробка, в ко­торую читатель опускает листок с инте­ресующим его вопросом. Через какое-то время на стеллажах появляются книги и статьи, содержащие ответы на вопросы читателей. Такая выставка может ока­заться удобной при общении с читателя­ми-интровертами или же с теми, кто нуждается в конкретной информации, но не может чётко сформулировать запрос.

Выставка-отзыв представляет наря­ду с книгами читательские отзывы на них. Таким образом, осуществляется ре­комендация читателями друг другу ин­тересных, с их точки зрения, книг. Мож­но размещать на таких выставках поло­жительный и отрицательный отзыв на одну и ту же книгу. Содержание выстав­ки-отзыва может быть универсальным, а может определяться темой или жан­ром. Возможна организация выставки отзывов на книги одного автора или да­же на одно произведение. Пример уни­версальной выставки-отзыва — выстав­ка «Парад читательских пристрастий» в Чувашской республиканской детско- юношеской библиотеке, организован­ная по итогам конкурса рецензий школьников на прочитанные книги.14

Выставка-обсуждение и её подвиды: выставка-диспут, выставка-дискуссия, выставка-полемика представляет акту­альные материалы, отражающие раз­личные точки зрения на спорные вопро­сы общественной жизни. Посетителям предлагается ознакомиться с разными мнениями и выразить свою точку зрения. По итогам выставки зачастую проводят­ся обсуждения. Один из её вариантов — экспресс-выставка, оперативно органи­зуемая библиотекой после события, имевшего общественный резонанс, будь то спортивная победа или громкое пре­ступление. Например, в ЦГБ им. А. С. Пушкина г. Орла после убийства ино­странного студента в Воронеже была оформлена экспресс-выставка «Собы­тия, которые потрясли». По одной из представленных на выставке статей в ли­цеях города были проведены дискуссии.15

Выставки, подготовленные при участии читателей

Особенность подобных выставок за­ключается в том, что читателям предо­ставляется возможность выбрать тему выставки или экспонаты, которые будут на ней представлены. Можно выделить следующие виды подобных выставок:

  • выставка любимых книг читателя;
  • выставка-бенефис;
  • выставка-настроение;
  • выставка-ситуация;
  • оформленная читателем выставка;
  • дополненная читателем выставка.

Выставка любимых книг может быть создана на основе читательских отзывов. Они, как и выставки-отзывы, могут носить рекомендательный харак­тер. Например, в ходе краевой акции «День читателя», проводившейся по инициативе Ставропольской КУНБ им. М. Ю. Лермонтова, в ряде библиотек Курского района Ставропольского края прошли книжные выставки «Я рекомен­дую!», «Читатели рекомендуют», «Про­читал — советую вам».16

Выставка-бенефис. Такая форма, как бенефис читателя, прочно вошла в практику работы библиотек. К проведе­нию бенефиса целесообразно оформить выставку любимых книг чествуемого читателя или книг, прочитанных им за последнее время. Организация подоб­ной выставки позволит другим читате­лем лучше узнать о бенефицианте и его литературных пристрастиях, а также по­служит дополнительной рекламой пред­стоящего мероприятия.

Выставка-настроение. Употребляя это понятие, библиотекари-практики ча­ще всего подразумевают выставку, при­званную вызвать у зрителя определён­ные эмоции, однако при её организации настроение может задавать не библио­текарь, а читатель. Данную форму вы­ставок точно охарактеризовала В. В. Вяткина: «Читателям-подрост­кам предлагается самим поставить книги на выставку и дать отзыв на них: “Я читаю эту книгу, когда мне ве­село. .. ” “Я читаю эту книгу, когда мне грустно..." и т. д.»17 По форме органи­зации и проведения с ней схожа выстав­ка-ситуация. которая описывается В. В. Вяткиной следующим образом: «Читателям-подросткам предлагает­ся самим поставить книги на выстав­ки: “Эту книгу я возьму с собой на не­обитаемый остров...” “Эту книгу я возьму с собой в космическое путеше­ствие…", “Эту книгу я возьму с собой в поход...” и т. д.»18Организация выстав­ки-настроения и выставки-ситуации вполне возможна и в условиях библиоте­ки, обслуживающей взрослое население.

Выставка, оформленная или допол­ненная читателями. Читателю можно предложить самому расположить мате­риалы на выставочных стеллажах в со­ответствии с его представлениями. Воз­можен вариант, когда читатель опреде­ляет экспонируемые на выставке книги и другие материалы, и вариант, когда читатель дополняет выставку принесён­ными экспонатами: фотографиями, предметами коллекции, творческими работами и т. д. Последний вариант ак­тивно используется библиотеками при организации выставок краеведческой и этнографической тематики.

Выставка-исследование

Данный вид выставки позволяет на­глядно представить результаты изуче­ния читательских интересов. Такая вы­ставка может дополняться и обновлять­ся по мере получения новых данных.

Практика показывает, что такое опе­ративное и наглядное представление ре­зультатов исследования вызывает инте­рес у читателей. Проект ЦГБ г. Зареч­ного Пензенской области «Интерактив­ная книжная выставка “Лучшие книги века: выбор Заречного”» был отмечен на многих профессиональных конкур­сах, в частности на II конкурсе Россий­ской библиотечной ассоциации для пуб­личных библиотек «Современные тен­денции в обслуживании читателей». Участникам проведённого ЦГБ исследо­вания было предложено составить свою «золотую полку» литературы XX в. по следующим разделам: «Сказки века», «Писатели века», «Проза века», «Поэзия века», «Жанры века», «Персонажи ве­ка». На книжной выставке были пред­ставлены произведения, получившие наибольшее количество читательских голосов. В результате в библиотеку пришли новые читатели.19 Такую фор­му подачи материалов исследования ис­пользуют библиотеки разного уровня. Так, в ходе презентации мегапроекта «Читающий край» сотрудники ГУНЕ Красноярского края предлагали участ­никам указать на специальной «Книж­ной полке читающего красноярца» лю­бимого писателя и любимую книгу.20 Позднее, в ходе проведения Пушкин­ского фестиваля, библиотека организо­вала интерактивную выставку с таким же названием.

Получают распространение и выставки-«деревья», «листочки» на которых раз­мещают сами читатели. Возможны сле­дующие варианты организации подоб­ных выставок: 1) посетители выставки указывают на «листьях» свои читатель­ские предпочтения, любимых авторов и книги; 2) посетители размещают на вы­ставке «листья» разных цветов, каждый из которых отражает определённое на­строение или конкретные литературные предпочтения. О последнем варианте в своей статье рассказали коллеги из Бел­городской государственной библиотеки для молодёжи: в ходе проведения выстав­ки-опроса «Листопад настроений» чита­тели размещали на импровизированном «дереве» листья трёх цветов, каждый из которых соответствовал определённым читательским пристрастиям.21

Мы привели далеко не полный пере­чень возможных интерактивных выста­вок. Немного огорчает лишь тот факт, что большинство примеров взято из опыта работы детских и юношеских библиотек. Взрослый читатель тоже нуждается во внимании со стороны биб­лиотекаря, тем более, что перечислен­ные виды выставок при правильном вы­боре темы могут успешно применяться в библиотеках, обслуживающих взро­слое население.

Побуждать к размышлению, поиску, творчеству, участию — такова задача интерактивной выставки. Эта форма ра­боты помогает продемонстрировать каждому посетителю, что его мнение и участие для библиотеки действительно значимо. Это и способ сделать шаг на­встречу читателю, и способ сделать шаг в одном направлении — направлении продуктивного сотворчества.

С автором можно связаться: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

1 Збаровская Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н. В. Збаровская. — СПб.: Профессия, 2004. — С. 30-38.

2 Новейшие тенденции в выставочной деятель­ности библиотек: метод, пособие для работников библиотек / сост. Е. М. Ястребова. — М.: ГПНТБ России, 2006. — 102 с.

3 Вяткина В. В. Организация книжных выста­вок — это наука и искусство / В. В. Вяткина // Школьная б-ка. — 2003. — №7. — С. 37-44.

4 Матлина С. Г. Книжные выставки — обыч­ные и необычные / С. Г. Матлина. — М.: Чистые пруды, 2008. — 27 с.

5Демченко И. Чей башмак сгорел в камине на Бейкер-стрит? или Книга — как повод / И. Дем­ченко, О. Гахова // Библиотечное Дело. — 2010. — №22. — С. 19-21.

  • Мужикова Е. Выставка — это всегда интересно / Е. Мужикова // Библиополе. — 2008. — №1. — С. 40-42; №2. — С. 29-30; №3. — С. 25-27; №4. — С.27-28;№5. — С.28-29;№6. — С.30-31;№7 -С.30; №8. — С. 22; №9. — С. 28-29; №10. — С. 32-33; 2009. — №1. — С. 31.
  • Шарапова И. Красками, звуками, ощущения­ми. Обзор выставок, представленных на конкурс профессионального мастерства ПОБДЮ [элек­тронный документ] / И. Шарапова // Псковская областная библиотека для детей и юношества имени В. А. Каверина: веб-сайт. — Режим доступа: http://kaverin.ru/methodical/masterclass/396

8 В библиотеках Перми пройдёт декада знаний [Электронный ресурс] // Пермь Великая: информ. портал Пермского края. — Режим доступа: http://www.permvelikaya.ru/7ps35418

9 Гришина С. Чемоданчик Джеймса Бонда, или Как заманить в библиотеку взрослого «нечитателя» / С. Гришина // Библиотечное Дело. — 2010. — №13. — С. 20-22.

10 Чичерина Н. Г. Работа библиотеки по про­тиводействию наркомании и пропаганде здорово­го образа жизни [электронный документ] / Н. Г. Чичерина // Томская областная детско-юношес­кая библиотека: веб-сайт. — Режим доступа: http://odub.lib.tomsk.ru/image/about/seminar/seminar023.pdf

11 Казаков С. Больше участия [электронный документ] / С. Казаков // Tlttimes.ru: информ, пор­тал г. Тольятти. — Режим доступа: http://old.tlttimes.ru/news.php/-/news=229505

  • Демченко И. Чей башмак сгорел в камине на Бейкер-стрит? или Книга — как повод // Библио­течное Дело. — 2010. — №22. — С. 19-21.
  • Мужикова Е. Выставка — это всегда интерес­но // Библиополе. — 2008. — №1. — С. 40-42; №2. — С. 29-30; №3. — С. 25-27; №4. – С. 27-28; №5. – С. 28-29;№6. – С. 30-31; №7. – С. 30;№8. — С. 22;№9. — С. 28-29; №10. — С. 32-33; 2009. — №1. — С. 31.
  • Дилек В. В. Парад читательских пристрастий [электронный документ] / В. В. Дилек // Чуваш­ская республиканская детско-юношеская библио­тека: веб-сайт. — Режим доступа: http://www.chuvrdub.ru/news/index.php?cont=long&id=2fl5&year=2009&today=06&month=08

15 Чупыхина О. В. Воспитание активной толе­рантности у молодёжи через книгу и библиотеку / О. В. Чупыхина // Новая библиотека. — 2009. — №14. — С. 16-20.

  • Павлова Г. М. Один день из жизни читателей библиотек Ставрополья: хроника краевой акции / Г. М. Павлова // Новая библиотека. — 2009. — №1. — С. 39-43.
  • Вяткина В. В. Организация книжных выста­вок — это наука и искусство / В. В. Вяткина // Школьная б-ка. — 2003. — №7. — С. 40.
  • Там же. С. 38.
  • Оруджева Е.И. Золотая полка века: взгляд из Заречного / Е.И. Оруджева // Материалы вто­рого конкурса РБА для публичных библиотек «Современные тенденции в обслуживании чита­телей» на тему «Изучение читателей и чтения» (2002-2003 гг.) [электронный ресурс] / Рос. библ, ассоциация. — Электрон, дан. — [СПб. : Изд-во РНБ, 2006]. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

20 Фестиваль «Читающий край». Презентация мегапроекта «Читающий край» в Красноярском Дворце спорта имени И. Ярыгина [электронный до­кумент] // Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края: веб-сайт. — Ре­жим доступа: http://www.kraslih.ru/index. html?page=14&page m=l&str=22&pic=0&id=5.

21 Демченко И. Чей башмак сгорел в камине на Бейкер-стрит? или Книга — как повод // Библио­течное Дело. — 2010. — №22. — С. 20.

Анна Сергеевна Степанова, старший научный сотрудник Центра чтения Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург