Волонтёры в библиотеке : Дискуссия в блоге журнала «Библиотечное Дело» // Библиотечное дело. – 2011. – № 23. – С. 6-8.
Выпускающий редактор:
Известно, что волонтёры являются эффективными помощниками в зарубежных библиотеках. А есть ли у нас библиотечные волонтёры. Поделитесь опытом и информацией о библиотекарях-добровольцах.
Детская библиотека №5:
Хотелось бы узнать о таком опыте!!! Поделитесь!
Vzrosla biblioteka:
Тоже хотели бы об этом узнать.
Людмила Попкова: Любопытно!
Идия Шевцова-Урсатий:
Мне кажется, что в наше непростое время все писатели, библиотекари — добровольцы: выпустили книгу, большую часть раздарили, отдали в библиотеки, провели презентацию... Например, ко мне домой за книгами и за советом приходят учащиеся, соседи; берут, читают, к урокам готовятся... Много книг я в своё время просто отдавала в библиотеки и выступала с книгой не раз перед читателями, в школах, а это тоже одна из функций библиотеки.
Выпускающий редактор: Коллеги, речь о другом. В №20 нашего журнала за 2010 был небольшой материал о Винчестерской публичной библиотеке. Там, в частности, речь шла и о волонтёрской помощи. Повышению качества обслуживания способствует Совет волонтёров. Работающие в библиотеке волонтёры помогают в реализации различных библиотечных программ, выполняют ту работу, которая не требует специальной подготовки и квалификации и на которую у штатных сотрудников не хватает времени. Как правило, такими добровольцами становятся ученики старших классов и студенты, работающие по специальному графику, не менее двух часов в неделю в течение трёх месяцев. В прошлом году более сорока волонтёров отработали в библиотеке в общей сложности 2618 часов. В частности эти добровольные помощники участвуют в популярной программе Летнего чтения – читают вслух детям, которые отдыхают в лагерях, на детских площадках, в бассейнах и даже на пляже, проводят обсуждение книжных новинок со старшими школьниками. Некоторые добровольцы участвует в программе чтения пожилым людям. Ищем такой же российский опыт... Может быть, у вас школьники на каникулах помогают или студенты...
Ольга Габрусенко:
У нас раньше летом школьники подрабатывали в библиотеке (им платили условную сумму): клеили книги, расставляли фонд, носили повестки или обзванивали должников, рисовали для книжных выставок... Некоторые из них до сих пор спрашивают нас, не нужны ли нам работники, но, увы, власть запретила...
Наталия Куликова:
У нас в Кемеровской областной библиотеке для детей и юношества традиционно проходит День читательского самоуправления. Обычно подготовка к нему проходит в течение двух месяцев, два раза в неделю по два часа. Ребята вместе с библиотекарями выполняют запросы, регистрируют новых читателей и т.д. Помимо обслуживания ребята также занимаются расстановкой книг, упорядочиванием фонда, подшивают газеты. И в наших акциях волонтёры принимают участие.
А вообще у нас в России волонтёрство слабо развито. Не та ментальность, не тот уровень жизни. За границей это почётно, общепринято, социально одобряемо. В США, например, в сельской библиотеке профессиональный библиотекарь выполняет только сложные для непрофессионала операции. А на обслуживании – волонтёры, которые проходят тщательный конкурсный отбор!!! Причём наши американские коллеги рассказывали об этом как о само собой разумеющемся!
Выпускающий редактор:
Наталия, напишите о своём опыте — собираем крохи по всей России. Наш адрес:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Anna Fed:
Если вам интересно, могу написать о работе детской библиотеки с онкобольными детьми. Есть хороший опыт
Анжелика Воронец:
Да уж. Наверно, американские волонтёры идут на это не только за идею. Зная, американский менталитет...
Наталия Куликова:
Анжелика, при всей прагматичности американского общества навыки волонтёрства прививаются американским детям с ранних лет: в семье, учебных заведениях, церкви и т. д. И законодательство в США на государственном уровне и уровне отдельных штатов всемерно способствует волонтёрству и поощряет его. Американские библиоволонтёры — домохозяйки и пенсионеры, которым хочется где-то самореализоваться и получить признание... Студенты, которые понимают, что это потом может им пригодиться при устройстве на работу. На наши вопросы: «Чем вы мотивируете и стимулируете своих волонтеров?», они долго думали, потом отвечали, что, мол, раз в год устраивают обед в честь волонтёров... Библиотекарям незачем мотивировать волонтёров, там граждане уже мотивированы обществом. Не сочтите это восхвалением американского образа жизни, всегда относилась к нему критически, но многие вещи вызывают уважение и восхищение.
tatiana bouianova:
Да, я была в американских библиотеках (в 1990-е годы) и была поражена волонтёрами, их помощью и желание сделать полезное для библиотеки просто так. Я вообще первый раз столкнулась с таким явлением. Да и церкви их с новой стороны увидела: была поражена, сколько там уютных помещений для встреч с людьми, проведения кружков с пожилыми и детьми, сколько разных акций помощи нуждающимся. У нас это только начинается, дай Бог!
Музей-лаборатория «Я открываю мир книги»:
К сожалению, в нашей библиотеке таких помощников-волонтёров нет, кроме одного студента из библиотечного колледжа. Стараемся привлечь-увлечь, но пока не получается. Раньше, в 1980-е годы, помощники находились: помогали в подготовке мероприятий, обзванивали должников и т. д.
Выпускающий редактор:
Мне кажется, в развитии этого движения кроется очень сильный резерв по укреплению места библиотек в жизни местных сообществ. Давайте подумаем, как запустить механизм привлечения добровольцев в наши библиотеки.
Ганзикова Галина:
В Дании, как мне написали, основные кадры сокращают, стараются больше волонтёров привлекать. Работа за бесплатно ведь выгодна муниципалитетам. Мне кажется, студенты-волонтёры (особенно обучающиеся библиотечной профессии, педагоги, психологи, музыканты, режиссёры, актёры, филологи), старшеклассники и старшеклассницы — это здорово. А вот сокращать библиотекарей и приглашать бабушек и дедушек с улицы надо бы с оглядкой. Не права разве?
Татьяна Краснова:
В России любят всё слизывать с Запада. Может, и до нас дойдёт эта датская тенденция. Какой-нибудь чиновник, далёкий от культуры, будет с большим рвением выполнять приказ с верхов, не заботясь о нас с вами.
Выпускающий редактор: Волонтёры не конкуренты библиотекарям, а помощники. Это помогает: 1) занять молодёжь во время каникулы; 2) получить дополнительных помощников для реализации новых программ; 3) содействовать социализации ребят — им так хочется «повзрослеть»...
Галина Пашута:
Во время весенних каникул в нашей библиотеке ежегодно проходит день самоуправления. На абонементе и читальном зале работают читатели-активисты. Обычно это девочки старших классов. Неделю они учатся, а в субботу мы вывешиваем объявления в школе и на библиотеке. Читателей в этот день идёт больше: кроме как за книгами приходят друзья, подружки и родители новоиспечённых библиотекарей. В конце рабочего дня мы производим «разбор полётов». Эта форма работы у нас прижилась.
Да, ещё книгоноши... Ребята приносят книги пожилым людям, обменивают их.
Галина Пальгуева:
День самоуправления — это всё-таки немножко не то, это немножко игра. И девчонкам покрасоваться перед родными и знакомыми, и библиотекарям отчитаться красиво... Мы на следующий год запланировали такой же день дублера. Но волонтёрство — это регулярная серьёзная работа. У нас был небольшой опыт совместно с центрами занятости привлечь летом старшеклассников, но им, хоть и чисто условно, приплачивали, а это уже не волонтёрство. Может, тут надо «нажимать» на свойственное людям желание прославиться? У американцев, как мне рассказывали, очень развито ко всему прочему стремление «залезть в ящик» — покрасоваться на экране ТВ. То есть надо предпринимать какие-то шаги в этом направлении: напишем в газеты, в ТВ, покажем, какие вы добрые и бескорыстные. Это я упрощённо и грубовато выразилась, но, право, в этом что-то есть.
Выпускающий редактор:
Галина Михайловна, Вы во многом правы: в наше прагматичное время мало желающих абсолютно бескорыстно заниматься какой- либо деятельностью. Но... в этом и состоит суть волонтёрства: люди, пусть и опосредовано, но получают определённые преференции за свой труд. И задача библиотек — найти такие отнюдь не материальные стимулы (иначе это уже не волонтёрство). И дело здесь не в подражании «западным моделям», а в том, что это важный элемент ГО, о котором мы так мечтаем.
Ганзикова Галина:
Сколько сюжетов о том, как молодые жены богатых бизнесменов в одиночестве в своих загородных домах. Для них доступ к работе с книгами и людьми в библиотеке может стать и спасением от бесполезности своего существования, отчасти, развлечением. Стимулы быть волонтёром бескорыстные и корыстные (допустим, покрасоваться на экране жене будущего кандидата в депутаты). Уже две группы стимулов. Какие ещё могут быть? Волонтёрами раньше не называли в детских и школьных библиотеках читательский актив.
Но разве эти девочки и мальчики не волонтёры? Словечко иностранное, а суть-то отечественная. У нас бескорыстно помогающих, без зарплаты работающих, уже давно много в самых разных сферах. Вот только вопрос о материальных ценностях библиотеки и о доступе к ним как-то будет обсуждаться. Разово помогающих и постоянно помогающих, например, в часы наплыва читателей, во время массовых мероприятий — сколько их может быть допущено в библиотеку?
Галина Мальцева:
Все, кто помогает бескорыстно в разных сферах, — это люди ещё старой формации. Если молодые и помогают, то очень быстро сменяют друг друга.
Ганзикова Галина:
Согласна. Ну а раньше считалось за честь помогать библиотекарю. Особенно, если тебе доверяли место библиотекаря за кафедрой, разрешали достать формуг ляр читателя, что-то вычеркнуть, что-то записать. Ну и кармашки наклеивать ровненько... Приятно вспомнить и школьную библиотеку, и городскую.
В Сети несколько ярких порталов, сайтов для волонтёров, о них. Вот один из адресов, это Челябинск: http://www.volonter74.rulclub_projects/workshop_goods_deedsl
В Википедии много материала о волонтёрах в целом, об истории волонтёрского движения. Всё началось с военных. Судя по тому, что уже есть, в детской библиотеке может быть воскресный клоун, книжный музыкальный театр, посещение «библиотекарем» детей-инвалидов, электронное общение с ними от имени Библиотеки, книг и т. д. В 2007 г. у меня была статья в журнале «Библиотечное поле» о 15-летнем подростке-волонтёре Пермской краевой детской библиотеки. Дима — уже студент 3 курса ФДИК ПГИИК, подрабатывает в ПКДБ. Очень важно волонтёрство и для выбора профессии, будущего места работы...
Требуются ли волонтёры в библиотеку, нужно обязательно писать на сайтах, в газетах, в объявлениях самой библиотеки. А так ждём-с, ждём-с, и никто не спешит помогать. Вот что, например, прочитала сегодня в Инете на челябинском сайте: «Мастерская добрых дел Нам необходимы волонтёры, готовые 1-2 раза в неделю приходить к ребятам и заниматься с ними творческими занятиями, гулять или играть, помогать делать уроки. Работа волонтёра не требует каких-то конкретных профессиональных навыков. Главное — желание помочь и решимость остаться в проекте на длительное время. Вы можете: вести тематические кружки (вязание, швейное дело, кулинария, театральное мастерство и т. д.) организовывать творческие занятия». Надо для начала установить связь с координаторами волонтёрских движений в каждом регионе.
Выпускающий редактор:
Уважаемые коллеги, наша дискуссия показала, что волонтёры в библиотеке пока ещё редкие гости. Между тем, в других областях существует уже волонтёрские движение. Очень советую ознакомиться с опытом современных «тимуровцев». Например, здесь: www.materials.adolesmed.ru/outmaferials.php?p=34 Уверена, что появятся новые идеи и для библиотек.
Любовь Кувалкина:
Раньше, в 1970-80-е годы в библиотеках были, как правило, библиотечные советы, состоящие из пенсионеров. Они нам помогали — писали повестки должникам, клеили кармашки на книги, проводили обзоры новых книг. Потом они старились, но на смену им никто не появился...
Библиотека №9 им. Коцюбинского:
В интернет-центре нашей библиотеки часто помогают (волонтёрят) школьники старших классов. Очень ощутимая помощь библиотекарю!
Выпускающий редактор: Вот и расскажите об этих добровольных помощниках, перечислите поимённо! Для ребят общественное признание важности их труда — лучший стимул для дальнейшей работы.
Тамара Тамбовцева:
В сельских библиотеках, где приходится с помощью книгоношества обслуживать жителей отдалённых деревень, без волонтёров не обойтись. Это люди, которые собирают вокруг себя единомышленников и берут на себя ответственность за выданную им литературу. Эти книги (журналы, газеты и т.д.) они выдают своим соседям, делают пометки в книжном формуляре, следят за их сохранностью.