Волонтёры в библиотеке : Дискуссия в блоге журнала «Библиотечное Дело» // Библиотечное дело. – 2011. – № 23. – С. 6-8.

Выпускающий редактор:

Известно, что волонтёры яв­ляются эффективными по­мощниками в зарубежных библиотеках. А есть ли у нас библиотечные волонтёры. Поделитесь опытом и ин­формацией о библиотека­рях-добровольцах.

Детская библиотека №5:

Хотелось бы узнать о таком опыте!!! Поделитесь!

Vzrosla biblioteka:

Тоже хотели бы об этом узнать.

Людмила Попкова: Любопытно!

Идия Шевцова-Урсатий:

Мне кажется, что в наше не­простое время все писате­ли, библиотекари — добро­вольцы: выпустили книгу, большую часть раздарили, отдали в библиотеки, прове­ли презентацию... Напри­мер, ко мне домой за книга­ми и за советом приходят учащиеся, соседи; берут, чи­тают, к урокам готовятся... Много книг я в своё время просто отдавала в библио­теки и выступала с книгой не раз перед читателями, в школах, а это тоже одна из функций библиотеки.

Выпускающий редактор: Коллеги, речь о другом. В №20 нашего журнала за 2010 был небольшой мате­риал о Винчестерской пуб­личной библиотеке. Там, в частности, речь шла и о во­лонтёрской помощи. Повы­шению качества обслужи­вания способствует Совет волонтёров. Работающие в библиотеке волонтёры по­могают в реализации раз­личных библиотечных про­грамм, выполняют ту рабо­ту, которая не требует спе­циальной подготовки и ква­лификации и на которую у штатных сотрудников не хватает времени. Как прави­ло, такими добровольцами становятся ученики стар­ших классов и студенты, ра­ботающие по специальному графику, не менее двух ча­сов в неделю в течение трёх месяцев. В прошлом году более сорока волонтёров отработали в библиотеке в общей сложности 2618 ча­сов. В частности эти добро­вольные помощники уча­ствуют в популярной про­грамме Летнего чтения – читают вслух детям, кото­рые отдыхают в лагерях, на детских площадках, в бас­сейнах и даже на пляже, проводят обсуждение книж­ных новинок со старшими школьниками. Некоторые добровольцы участвует в программе чтения пожилым людям. Ищем такой же рос­сийский опыт... Может быть, у вас школьники на ка­никулах помогают или сту­денты...

Ольга Габрусенко:

У нас раньше летом школь­ники подрабатывали в биб­лиотеке (им платили услов­ную сумму): клеили книги, расставляли фонд, носили повестки или обзванивали должников, рисовали для книжных выставок... Неко­торые из них до сих пор спрашивают нас, не нужны ли нам работники, но, увы, власть запретила...

Наталия Куликова:

У нас в Кемеровской областной библиотеке для детей и юношества тради­ционно проходит День чита­тельского самоуправления. Обычно подготовка к нему проходит в течение двух ме­сяцев, два раза в неделю по два часа. Ребята вместе с библиотекарями выполняют запросы, регистрируют но­вых читателей и т.д. Помимо обслуживания ребята так­же занимаются расстанов­кой книг, упорядочиванием фонда, подшивают газеты. И в наших акциях волонтёры принимают участие.

А вообще у нас в России волонтёрство слабо развито. Не та ментальность, не тот уровень жизни. За границей это почётно, общепринято, социально одобряемо. В США, например, в сельской библиотеке профессиональ­ный библиотекарь выпол­няет только сложные для непрофессионала опера­ции. А на обслуживании – волонтёры, которые прохо­дят тщательный конкурсный отбор!!! Причём наши аме­риканские коллеги расска­зывали об этом как о само собой разумеющемся!

Выпускающий редактор:

Наталия, напишите о своём опыте — собираем крохи по всей России. Наш адрес:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Anna Fed:

Если вам интересно, могу написать о работе детской библиотеки с онкобольными детьми. Есть хороший опыт

Анжелика Воронец:

Да уж. Наверно, американ­ские волонтёры идут на это не только за идею. Зная, американский менталитет...

Наталия Куликова:

Анжелика, при всей прагма­тичности американского об­щества навыки волонтёрст­ва прививаются американ­ским детям с ранних лет: в семье, учебных заведениях, церкви и т. д. И законода­тельство в США на госу­дарственном уровне и уров­не отдельных штатов все­мерно способствует волон­тёрству и поощряет его. Американские библиово­лонтёры — домохозяйки и пенсионеры, которым хочет­ся где-то самореализоваться и получить признание... Студенты, которые пони­мают, что это потом может им пригодиться при устрой­стве на работу. На наши во­просы: «Чем вы мотивируе­те и стимулируете своих во­лонтеров?», они долго дума­ли, потом отвечали, что, мол, раз в год устраивают обед в честь волонтёров... Библио­текарям незачем мотивиро­вать волонтёров, там граж­дане уже мотивированы об­ществом. Не сочтите это восхвалением американско­го образа жизни, всегда от­носилась к нему критиче­ски, но многие вещи вызы­вают уважение и восхище­ние.

tatiana bouianova:

Да, я была в американских библиотеках (в 1990-е годы) и была поражена волонтё­рами, их помощью и жела­ние сделать полезное для библиотеки просто так. Я вообще первый раз столк­нулась с таким явлением. Да и церкви их с новой стороны увидела: была поражена, сколько там уютных поме­щений для встреч с людь­ми, проведения кружков с пожилыми и детьми, сколь­ко разных акций помощи нуждающимся. У нас это только начинается, дай Бог!

Музей-лаборатория «Я от­крываю мир книги»:

К сожалению, в нашей биб­лиотеке таких помощников-волонтёров нет, кроме одно­го студента из библиотечно­го колледжа. Стараемся привлечь-увлечь, но пока не получается. Раньше, в 1980-е годы, помощники находи­лись: помогали в подготовке мероприятий, обзванивали должников и т. д.

Выпускающий редактор:

Мне кажется, в развитии этого движения кроется очень сильный резерв по укреплению места библио­тек в жизни местных со­обществ. Давайте подума­ем, как запустить механизм привлечения добровольцев в наши библиотеки.

Ганзикова Галина:

В Дании, как мне написали, основные кадры сокра­щают, стараются больше волонтёров привлекать. Ра­бота за бесплатно ведь вы­годна муниципалитетам. Мне кажется, студенты-во­лонтёры (особенно обучаю­щиеся библиотечной про­фессии, педагоги, психоло­ги, музыканты, режиссёры, актёры, филологи), старше­классники и старшекласс­ницы — это здорово. А вот сокращать библиотекарей и приглашать бабушек и деду­шек с улицы надо бы с ог­лядкой. Не права разве?

Татьяна Краснова:

В России любят всё слизы­вать с Запада. Может, и до нас дойдёт эта датская тен­денция. Какой-нибудь чинов­ник, далёкий от культуры, будет с большим рвением выполнять приказ с верхов, не заботясь о нас с вами.

Выпускающий редактор: Волонтёры не конкуренты библиотекарям, а помощни­ки. Это помогает: 1) занять молодёжь во время канику­лы; 2) получить дополни­тельных помощников для реализации новых про­грамм; 3) содействовать со­циализации ребят — им так хочется «повзрослеть»...

Галина Пашута:

Во время весенних каникул в нашей библиотеке еже­годно проходит день само­управления. На абонементе и читальном зале работают читатели-активисты. Обыч­но это девочки старших классов. Неделю они учат­ся, а в субботу мы вывеши­ваем объявления в школе и на библиотеке. Читателей в этот день идёт больше: кро­ме как за книгами приходят друзья, подружки и родите­ли новоиспечённых библио­текарей. В конце рабочего дня мы производим «разбор полётов». Эта форма рабо­ты у нас прижилась.

Да, ещё книгоноши... Ребята приносят книги пожилым людям, обменивают их.

Галина Пальгуева:

День самоуправления — это всё-таки немножко не то, это немножко игра. И дев­чонкам покрасоваться пе­ред родными и знакомыми, и библиотекарям отчитаться красиво... Мы на следую­щий год запланировали та­кой же день дублера. Но во­лонтёрство — это регуляр­ная серьёзная работа. У нас был небольшой опыт со­вместно с центрами занято­сти привлечь летом старше­классников, но им, хоть и чи­сто условно, приплачивали, а это уже не волонтёрство. Может, тут надо «нажи­мать» на свойственное лю­дям желание прославить­ся? У американцев, как мне рассказывали, очень разви­то ко всему прочему стрем­ление «залезть в ящик» — покрасоваться на экране ТВ. То есть надо предприни­мать какие-то шаги в этом направлении: напишем в га­зеты, в ТВ, покажем, какие вы добрые и бескорыстные. Это я упрощённо и грубова­то выразилась, но, право, в этом что-то есть.

Выпускающий редактор:

Галина Михайловна, Вы во многом правы: в наше праг­матичное время мало же­лающих абсолютно беско­рыстно заниматься какой- либо деятельностью. Но... в этом и состоит суть волон­тёрства: люди, пусть и опо­средовано, но получают определённые преферен­ции за свой труд. И задача библиотек — найти такие отнюдь не материальные стимулы (иначе это уже не волонтёрство). И дело здесь не в подражании «западным моделям», а в том, что это важный элемент ГО, о кото­ром мы так мечтаем.

Ганзикова Галина:

Сколько сюжетов о том, как молодые жены богатых биз­несменов в одиночестве в своих загородных домах. Для них доступ к работе с книгами и людьми в библио­теке может стать и спасе­нием от бесполезности своего существования, от­части, развлечением. Сти­мулы быть волонтёром бес­корыстные и корыстные (допустим, покрасоваться на экране жене будущего кандидата в депутаты). Уже две группы стимулов. Какие ещё могут быть? Волонтё­рами раньше не называли в детских и школьных библио­теках читательский актив.

Но разве эти девочки и мальчики не волонтёры? Словечко иностранное, а суть-то отечественная. У нас бескорыстно помогаю­щих, без зарплаты работаю­щих, уже давно много в са­мых разных сферах. Вот только вопрос о материаль­ных ценностях библиотеки и о доступе к ним как-то будет обсуждаться. Разово помо­гающих и постоянно помо­гающих, например, в часы на­плыва читателей, во время массовых мероприятий — сколько их может быть до­пущено в библиотеку?

Галина Мальцева:

Все, кто помогает беско­рыстно в разных сферах, — это люди ещё старой фор­мации. Если молодые и по­могают, то очень быстро сменяют друг друга.

Ганзикова Галина:

Согласна. Ну а раньше счи­талось за честь помогать библиотекарю. Особенно, если тебе доверяли место библиотекаря за кафедрой, разрешали достать формуг ляр читателя, что-то вы­черкнуть, что-то записать. Ну и кармашки наклеивать ровненько... Приятно вспом­нить и школьную библиоте­ку, и городскую.

В Сети несколько ярких порталов, сайтов для волон­тёров, о них. Вот один из ад­ресов, это Челябинск: http://www.volonter74.rulclub_projects/workshop_goods_deedsl

В Википедии много мате­риала о волонтёрах в це­лом, об истории волонтёр­ского движения. Всё нача­лось с военных. Судя по то­му, что уже есть, в детской библиотеке может быть вос­кресный клоун, книжный му­зыкальный театр, посеще­ние «библиотекарем» детей-инвалидов, электронное об­щение с ними от имени Биб­лиотеки, книг и т. д. В 2007 г. у меня была статья в журна­ле «Библиотечное поле» о 15-летнем подростке-волон­тёре Пермской краевой дет­ской библиотеки. Дима — уже студент 3 курса ФДИК ПГИИК, подрабатывает в ПКДБ. Очень важно волон­тёрство и для выбора про­фессии, будущего места ра­боты...

Требуются ли волонтёры в библиотеку, нужно обяза­тельно писать на сайтах, в газетах, в объявлениях самой библиотеки. А так ждём-с, ждём-с, и никто не спешит помогать. Вот что, например, прочитала сегодня в Инете на челябинском сайте: «Ма­стерская добрых дел Нам необходимы волонтёры, го­товые 1-2 раза в неделю приходить к ребятам и зани­маться с ними творческими занятиями, гулять или иг­рать, помогать делать уроки. Работа волонтёра не требу­ет каких-то конкретных про­фессиональных навыков. Главное — желание помочь и решимость остаться в проекте на длительное вре­мя. Вы можете: вести тема­тические кружки (вязание, швейное дело, кулинария, театральное мастерство и т. д.) организовывать твор­ческие занятия». Надо для начала установить связь с координаторами волонтёр­ских движений в каждом регионе.

Выпускающий редактор:

Уважаемые коллеги, наша дискуссия показала, что во­лонтёры в библиотеке пока ещё редкие гости. Между тем, в других областях су­ществует уже волонтёрские движение. Очень советую ознакомиться с опытом со­временных «тимуровцев». Например, здесь: www.materials.adolesmed.ru/outmaferials.php?p=34 Увере­на, что появятся новые идеи и для библиотек.

Любовь Кувалкина:

Раньше, в 1970-80-е годы в библиотеках были, как пра­вило, библиотечные советы, состоящие из пенсионеров. Они нам помогали — писали повестки должникам, клеили кармашки на книги, проводи­ли обзоры новых книг. Потом они старились, но на смену им никто не появился...

Библиотека №9 им. Коцю­бинского:

В интернет-центре нашей библиотеки часто помогают (волонтёрят) школьники старших классов. Очень ощу­тимая помощь библиотекарю!

Выпускающий редактор: Вот и расскажите об этих добровольных помощниках, перечислите поимённо! Для ребят общественное при­знание важности их труда — лучший стимул для даль­нейшей работы.

Тамара Тамбовцева:

В сельских библиотеках, где приходится с помощью книгоношества обслуживать жителей отдалённых дере­вень, без волонтёров не обойтись. Это люди, кото­рые собирают вокруг себя единомышленников и берут на себя ответственность за выданную им литературу. Эти книги (журналы, газеты и т.д.) они выдают своим со­седям, делают пометки в книжном формуляре, сле­дят за их сохранностью.