Черничкина Ю. Добровольные помощники библиотекарей в Германии: современные тенденции развития социальной активности / Ю. Черничкина // Библиотечное дело. – 2011. – № 23. – С. 9-16.
Добровольный и безвозмездный труд на благо общества в современной Германии не просто широко распространён и повсеместно признан. Он всесторонне организован и развивается как стройная система национального масштаба.
Более 23,4 млн граждан Германии посвящают своё свободное время и силы работе в некоммерческих объединениях, обществах, организациях, благотворительных фондах, при реализации некоммерческих проектов. За последние 15 лет социальная активность стала неотъемлемой частью их жизни.1 Особенно важна эта тенденция в условиях мирового финансового кризиса.
Представление о социальном составе добровольческого движения, его направленности и мотивах дают исследования, инициированные Федеральным министерством по делам семьи, людей преклонного возраста, женщин и молодёжи (Bundesministerium fur Familie, Senioren, Frauen und Jugend — BFSFJ). Ниже приводятся некоторые цифры и факты по итогам исследования. выполненного в 2004 г.2
Одной из самых активных социальных групп является молодёжь в возрасте от 14 до 24 лет. Наиболее стабильно растущая группа активных граждан — пенсионеры: по сравнению с данными за 1999 г. их доля увеличилась с 26% до 30%. Мужчины более активны (39%), чем женщины (34%), но в некоторых сферах (социальная сфера и здравоохранение) работают в качестве добровольцев в основном женщины. Большинство активистов — люди работающие, имеющие высшее образование и хорошую, стабильную заработную плату, однако есть в рядах добровольцев и безработные, и иммигранты.
Основными организационными структурами, в которых находят применение своим силам и времени добровольцы, являются государственные и муниципальные учреждения, частные организации и фонды, профсоюзы, партии, церковные приходы и иные религиозные объединения, группы взаимопомощи, инициативы и проекты, а также просто самостоятельно создаваемые группы. Добровольцы работают в таких областях, как спорт, организация досуга, работа с детьми и подростками, церковь и религия, социальная сфера, здравоохранение, политика, охрана окружающей среды и т. д.
Ведущими мотивами деятельности социально активных людей являются:
- стремление к благотворительности,
- стремление к общению,
- стремление к самореализации.
Немаловажное значение имеет также стремление к самопознанию и развитию собственной личности.
Добровольцы могут оказывать значительную помощь в организации жизни страны и экономии государственных средств. Например, в 2007 г. добровольцами было отработано 57 млрд ч., что составляет 7,5% общих затрат рабочего времени.3
В стране ведётся интенсивная разработка моделей, концепций и средств поддержки и развития этой деятельности. Организуются различные союзы, объединения, фонды. Действует сеть агентств и центров по делам сотрудников-добровольцев, имеются специализированные интернет-сайты.4 Большое значение социальной активности граждан придают органы власти (как на федеральном и земельном, так и на региональном и местном уровнях). В общей сложности федеральное и земельные правительства выделяют на развитие социальной активности граждан около €490 млн.5 Каждая федеральная земля проводит свою работу по поддержке социальной активности граждан.6
Власти федерации, земель и общин* принимают деятельное участие в поддержке учреждений, способствующих развитию безвозмездного труда. К таковым относятся: центры или агентства по делам добровольцев и биржи по подбору добровольцев, занимающиеся привлечением и обучением желающих, а также оказывающие консультационные услуги всем заинтересованным организациям и учреждениям; бюро по социальному обслуживанию граждан, центры обслуживания граждан по вопросам общественной работы, контактные центры или бюро самопомощи, бюро по работе с пожилыми людьми. Они следят за качеством добровольческой работы, информируют о возможностях повышения квалификации и переподготовки добровольцев, оказывают поддержку в налаживании контактов между местными благотворительными учреждениями, проводят работу для привлечения потенциальных добровольцев.7
* Слово «община» употребляется в данной статье в двух смыслах, что соответствует реальной жизни современной Германии. Прежде всего, община (Gemeinde) — это официальное название местного сообщества населённого пункта (города, посёлка, деревни) либо группы таких пунктов, управляемых органами местного самоуправления. Второе значение этого слова — сообщество жителей, объединённых общими религиозными, национальными и т. д. интересами (католическая община и т. д.). (Прим. авт.).
В 1999 г. представителями местных агентств было создано некоммерческое Федеральное объединение агентств по делам добровольцев со штаб-квартирой в Берлине. С 2005 г. оно работает под патронажем президента страны." В 2002 г. была создана Федеральная сеть гражданской активности (Bundesnetzwerk Вiirgerschaftliches Engagement — BBE), которая объединяет миллионы людей, сотрудничающих в более чем 220 организациях (политических, экономических, научных, благотворительных). Это объединение занимается разными аспектами развития и укрепления социальной активности немцев: правовыми и организационными вопросами, поощрением местных инициатив, привлечением иммигрантов, обучением и переподготовкой добровольцев, развитием культуры стимулирования добровольческой деятельности, расширением международного сотрудничества и т. д. По инициативе ВВЕ с 2004 г. ежегодно проводится Неделя социальной активности.9
В 1994 г. начала свою деятельность «Академия общественной работы в Германии». Эта академия является центром передового опыта сотрудничества с некоммерческими организациями, проводит обучение и повышение квалификации добровольцев, обучение штатного персонала организаций по программе «Менеджмент в работе с добровольными сотрудниками», ведёт консультационную работу. На сайте академии (www.ehrenamt.de) представлены многочисленные материалы на тему добровольческой работы, информация об обучении и повышении квалификации. С 2000 г. выпускается электронный журнал «Культура добровольческой работы» (www.freiwilligen-kultur.de). Большая часть мероприятий по обучению и повышению квалификации проходит при финансовой поддержке министерства BFSFJ. Академия является членом ВВЕ. В ряде земель есть свои академии, занимающиеся теми же вопросами.10
В 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила правительствам ежегодно отмечать 5 декабря Международный день добровольцев.11 В 2009 г. в этот день в Германии была впервые вручена «Немецкая премия за гражданскую активность», которая теперь будет вручаться ежегодно. Существует ещё целый ряд наград и премий, присуждаемых добровольцам, а также отмечающих наиболее успешные проекты в сфере социальной активности. Особо активные добровольцы в Германии награждаются орденом «За заслуги перед отечеством».12
Сотрудники-добровольцы в немецких библиотеках: общие данные
В Германии действуют около 12 тыс. публичных библиотек, из них 57% муниципальных и 42% (более 4 тыс.) церковных. В их число входят общедоступные церковные библиотеки, расположенные главным образом в сельской местности. Практически все они находятся в Западной Германии. Зачастую такая библиотека является единственной в данном населённом пункте, и именно она обеспечивает население библиотечным обслуживанием. Финансирование этих библиотек находится, как правило, в ведении католических и евангелических общин, хотя существуют и комбинированные формы финансирования — совместно церковной общиной и территориальной общиной поселения* либо церковной общиной и частной организацией (например, акционерным обществом).13
На безвозмездной основе работают 22% сотрудников, занятых в муниципальных библиотеках. В церковных библиотеках доля таких сотрудников составляет 98%. Это означает, что почти половина всех общедоступных библиотек Германии работает с помощью добровольцев.
По данным Бюро «Немецкая библиотечная статистика» за 2008 г. в 73% публичных библиотек работает хотя бы один доброволец. В некоторых библиотеках больших городов они составляют значительную часть сотрудников. В универсальных научных и университетских библиотеках, ввиду специфики их работы, добровольных сотрудников гораздо меньше. Из крупных библиотек по количеству работающих добровольцев на первом месте Баварская государственная библиотека (30 чел.), далее — Библиотека им. герцога Августа в г. Вольфенбюттель (24 чел.), Государственная библиотека в Берлине «Прусское культурное наследие» (23 чел.), библиотеки высших музыкальных школ: в г. Кёльн (14 чел.), в Штутгарт (13 чел.).14
Немецкие библиотеки начали привлекать добровольцев к своей деятельности ещё в 1990-х гг. Вследствие снижения финансирования муниципальные органы власти начали призывать публичные библиотеки к более активному использованию добровольных сотрудников в целях снижения расходов. Вопрос о привлечении добровольцев стал предметом активного обсуждения в среде библиотечных специалистов, политиков и общественности. Сначала многие библиотекари были против приглашения добровольцев, боясь снижения профессионального уровня работы и потери своих рабочих мест, но вскоре стало ясно, что без добровольцев не обойтись.15
Круг деятельности добровольцев
Виды деятельности, в которых обычно участвуют добровольцы:
- традиционная библиотечная работа: книговыдача, дежурство в читальном зале, расстановка возвращенных документов на полках, техническая обработка и гигиена фондов, обслуживание в филиалах библиотек;
- «наставничество по чтению»;**
- надомное библиотечное обслуживание;
- помощь в организации и проведении мероприятий;
- «информационные скауты» оказывают помощь пользователям библиотек в работе с компьютером и ознакомлении с Интернетом, участвуют в создании веб-сайта библиотеки;
- проведение экскурсий по библиотеке;
- помощь школьникам в подготовке домашних заданий;
- справочно-информационное обслуживание;
- создание баз данных.
- «читательские кафе»: руководство кафетерием и обслуживание читателей;16
- фандрейзинг и «френдрейзинг»: привлечение средств благотворителей к осуществлению библиотечных проектов, укрепление тесных связей между библиотекой и населением, рекламная деятельность и работа с общественностью.
** Более подробно о «наставниках по чтению» и «скаутах чтения» см. в статье: Черничкина Ю. Е. Опыт публичных библиотек современной Германии по приобщению детей и подростков к чтению // Открытый доступ: Библиотеки за рубежом 2007 - М.: Рудомино, 2007 - С. 41-66.
В различных библиотеках применяется обычно несколько таких форм.
В Городской библиотеке г. Кёльн добровольные сотрудники читают детям вслух, помогают в организации последующей творческой работы детей; ведении литературного кружка; проведение игр. «творческих мастерских».17
В Городской библиотеке г. Мёнхенгладбах персонал совместно с подростками с 1999 г. осуществляет проект «Медиауголок» ("Mediencorner"). Это название отдела литературы для подростков и молодёжи в возрасте 13-18 лет. Подростки помогали в оформлении интерьера отдела (рисовали граффити на стенах), в поиске названия отдела, в отборе литературы для его подсобного фонда. Они участвуют в отборе и закупке документов. Одним из школьников создана веб-страница с информацией о проекте на сайте библиотеки, а сам сайт был создан также добровольцем (более старшего возраста) в 2004 г. Ребята помогают и в поиске спонсоров для дальнейшего развития проекта. Создание отдела "Mediencorner" привлекло в библиотеку подростков и молодёжь.18 С 1999 г. добровольцы осуществляют проект "Autoren-Reader" по составлению библиографического пособия по произведениям современных местных авторов художественной литературы.19
В Городской библиотеке Штутгарта добровольцы вносят свой посильный вклад в приобщение детей к чтению, работая «наставниками по чтению». Они помогают организовывать «встречи с книгой», во время которых родители вместе с детьми могут услышать не только «чтение вслух», но и авторское исполнение произведений, посмотреть «кино книжек с картинками»***, поучаствовать в различных соревнованиях и просто отдохнуть. Многим семьям этот проект показал важность громкого чтения. 25% семей признались, что «эта инициатива привела их к решению ещё больше читать детям вслух».20
*** Это форма работы с детскими книжками- картинками. получившая распространение в библиотеках Германии. Иллюстрации из книг показываются с помощью диапроектора, одновременно с этим читается или рассказывается текст. См. также в статье: Черничкина Ю. Е. Опыт публичных библиотек современной Германии по приобщению детей и подростков к чтению II Открытый доступ: Библиотеки за рубежом 2007. — М.: Рудомино, 2007. - С. 41-66.
В Городской библиотеке г. Менден с 1989 г. работает организованное добровольцами кафе для читателей. Библиотека осуществляет этот проект совместно с Немецким союзом домохозяек, члены которого помогают привлекать добровольцев, планировать их работу, делать закупки продуктов и рассчитывать стоимость ассортимента. Каждый день работают два добровольца. Они приносят испечённые домохозяйками торты и пирожные и обслуживают посетителей.21
В Городской библиотеке г. Вюрцбург с 1985 г. в сотрудничестве с отделением Красного Креста в земле Бавария около 20 женщин-добровольцев доставляют на дом либо в дома престарелых книги, журналы, газеты, аудиокниги.22
Похожий проект осуществляется с марта 2007 г. Фондом «Гамбургские публичные библиотеки». Около 120 добровольцев раз в месяц доставляют литературу и аудиокниги 250 пожилым людям. Они могут также почитать вслух своим подопечным и просто пообщаться с ними.21
В Городской библиотеке г. Мюльхайм добровольцы организовали «Аудиогазету» для слепых и слабовидящих пользователей. Каждую неделю они выполняют аудиозаписи местных новостей, выбирают наиболее важную и интересную, по их мнению, информацию для прослушивания нуждающимися в ней пользователями.24
В Библиотеке им. герцога Августа в г. Вольфенбюттель с 1982 г. добровольные сотрудницы проводят ознакомительные экскурсии для посетителей по всем шести зданиям библиотеки.25
Они |
В Городской библиотеке г. Вупперталь молодые добровольцы помогали библиотеке в рамках национальной программы «Год добровольных социальных работников в Германии» работали на книговыдаче, расставляли возвращённые документы, следили за порядком в отделе, привлекались к проведению экскурсий по библиотеке, организации различных мероприятий, например, проведению «Длинной ночи библиотек».
Во время первого «Года добровольных социальных работников в Германии» подростки и молодёжь были задействованы в проекте «Образование и привлечение "наставников по чтению"», в последующие годы они предпочитали осуществлять свои собственные, самостоятельные проекты — именной указатель местных авторов, иллюстраторов и их произведений, веб-сайт Детской и юношеской библиотеки «Книжный корабль» (www.buecherschiff-wuppertal.de), исследование «Что читают мальчики?»26
Добровольцы, у которых нет времени работать регулярно, организуют два раза в год «книжные развалы», доходы от которых являются для библиотеки важным финансовым подспорьем. Кроме этого, они участвуют в проведении авторских чтений, докладов, выставок, различных праздников, во время которых они организуют буфеты и обслуживают посетителей, продают книги авторов-участников чтений, распространяют информацию об этих мероприятиях.
Некоторые услуги пожилые добровольцы предлагают специально для своих ровесников. В семи домах для престарелых с осени 2004 г. проводится чтение вслух. С осени 2003 г. в библиотеке работает компьютерный клуб, организованный одним пожилым добровольцем. С осени 2005 г. в одном из домов престарелых два раза в месяц работает пункт выдачи литературы из фондов библиотеки. С конца 2006 г. одним из добровольцев-почитателем итальянской культуры создан дискуссионный клуб «Bella Italia».27
Преимущества использования добровольных помощников в библиотеках
Во многих общедоступных церковных и небольших муниципальных библиотеках работают только добровольцы. Крупные библиотеки рассматривают привлечение добровольцев как способ расширить спектр своих услуг.
Немецкий библиотечный союз (DBV) выпустил в 1999 г. программный документ «Добровольцы — шанс для библиотек?» Из этого документа следует, что «привлечение добровольцев к работе в библиотеках должно служить улучшению и расширению спектра библиотечных услуг, их работа не должна приводить к снижению качества работы библиотек, труд добровольцев должен восприниматься персоналом всерьёз и поощряться...» Библиотекам были даны практические рекомендации по организации работы добровольцев. Главный вывод документа: «библиотеки могут выиграть от работы неоплачиваемых сотрудников, если будут соблюдаться требования обеих сторон, если штатный персонал будет координировать деятельность добровольцев, следить за качеством их работы и контролировать её результаты...»28
Польза для библиотек
Ниже приводятся некоторые наблюдения и выводы немецких библиотековедов.
- Добровольцы являются связующим звеном между библиотекой и жителями того района, города или деревни, где библиотека находится.
- Работая в библиотеке, доброволец начинает ощущать эмоциональную связь с ней, у него изменяется взгляд на библиотеку и её деятельность. Библиотека становится ближе к жителям, растёт её значение в глазах населения.
- Большинство добровольцев имеет иной жизненный опыт и профессиональный багаж, чем окружающие их библиотекари. У них более свежий взгляд на библиотеку и её задачи. Они способны стать источником ценных идей и предложений.
- Использование добровольцев в библиотеке помогает сохранить уже существующие услуги либо предложить пользователям новые, которые в ином случае были бы невозможны из-за отсутствия финансовых средств и человеческих ресурсов.
- Работа добровольцев позволяет освободить персонал библиотеки от рутинных операций, увеличить количество часов, в которые библиотека обслуживает читателей.
- Некоторые из проектов, осуществляемых библиотекой, предназначены для определённых групп пользователей, которые в другой ситуации не пошли бы в библиотеку.29
Их работа является залогом повышения имиджа библиотеки среди населения, так как они своей общественной деятельностью рекламируют библиотеку и её услуги среди своих друзей, знакомых и родственников.30 Проект по надомному библиотечному обслуживанию пожилых людей, осуществляемый Фондом «Гамбургские публичные библиотеки», не только заслужил высокую оценку общественности города, но и стал одним из победителей в национальном конкурсе «Диалог между поколениями на практике — граждане инициируют постоянное развитие».31
Польза для добровольцев
Добровольцами движет не только альтруизм. Они ждут от своей деятельности определённой отдачи. В опросе, проведённом осенью 2007 г. среди 205 добровольцев из библиотек земли Северный Рейн-Вестфалия, были названы следующие мотивы их деятельности: радость от выполняемой работы, любовь к чтению и книгам, а также возможности знакомства с другими людьми, работы с детьми и подростками, получения благодарности за свою деятельность. Многих привлекает возможность осуществления своих идей, углубление своих знаний и получение новых, передача своих знаний и опыта. Некоторые из добровольцев гордятся тем, что помогли сохранить библиотеку или предотвратить сокращение библиотечных услуг, испытывают удовлетворение от того, что могут приносить пользу другим, оказывать положительное влияние на жизнь в своём городе или деревне.
Часто работа в библиотеках привлекает потенциальных добровольцев и высоким авторитетом этих учреждений в местном сообществе, а причастность к ним внушает уважение.32
Организация труда добровольцев в библиотеках: подготовительная работа
Принимая решение о приглашении на работу добровольцев, библиотеки должна быть готова к дополнительным финансовым затратам. В их число входят: расходы на рекламу, оплату помощи организаций, специализирующихся на подборе добровольцев; на проведение публичных мероприятий, во время которых библиотека информирует о возможностях работы в ней на безвозмездной основе; на обучение добровольцев; доплату персоналу за координирование их деятельности; на возмещение волонтёрам транспортных и иных расходов, на обеспечение бесплатного питания и напитков. Кроме того, библиотека обязана предоставить новым сотрудникам полностью оборудованные рабочие места.
Библиотека должна иметь фронт работ, подходящих для выполнения добровольцами. Самое главное — обязательное разграничение обязанностей добровольцев и профессиональных библиотекарей, так как у последних может возникнуть опасение потерять своё рабочее место. Выбирая фронт работ для добровольцев, администрация должна учитывать мотивы, руководствуясь которыми они пришли именно в библиотеку.
Библиотекари должны с самого начала знать и понимать, с какой целью принимаются на работу добровольцы, какие преимущества это даст библиотеке. Штатные сотрудники должны участвовать в обсуждении этих вопросов ещё до принятия решения пригласить добровольцев. Перед приёмом добровольных сотрудников с персоналом проводятся разъяснительная работа и специальные тренинги.33
Требования к кандидатам
Будущий добровольный сотрудник должен соответствовать определённым требованиям. К ним относятся:
- заинтересованность в продолжительной работе;
- готовность повышать свою квалификацию;
- готовность общаться с людьми и помогать им;
- склонность к библиотечной работе и любовь к книгам.
Этот перечень может быть расширен в зависимости от сферы деятельности и задач, которые доброволец будет выполнять.
В других немецких исследованиях называются и такие требования: самостоятельность и твёрдость как стиль работы, готовность воспринимать рекомендации и критику от штатных сотрудников и руководства библиотеки, умение слушать и слышать, способность решать проблемы и урегулировать конфликтные ситуации.
Поиск кандидатов
В каждом более или менее крупном населённом пункте Германии есть учреждения и лица, дающие консультации по вопросам подбора и обучения добровольных сотрудников. Можно обратиться за советом в организации, где уже используют добровольческий труд. Большую поддержку могут оказать и местные органы власти.
Библиотеки ищут добровольцев следующими способами:
- Личные контакты. Это самый эффективный способ. Штатные сотрудники и пользователи (а также те добровольцы, которые уже работают в библиотеке) расспрашивают своих знакомых и родных, стараясь выявить вероятные кандидатуры и обсуждая попутно возможность их привлечения.
- Обращение в организации, специализирующиеся на подборе и обучении добровольцев. Они дают консультации учреждениям информацию о возможностях обучения, помогают подбирать и привлекать кандидатов, предлагают курсы обучения или переподготовки добровольцев.
- Обращение в организации, работающие с определёнными социальными группами, такие существующие в Германии организации, как бюро по работе с пожилыми людьми, молодёжные центры, общества иммигрантов и т. д.
- Реклама в местных СМИ.
- Обращения на сайте библиотеки к читателям и книголюбам.
- Использование средств внешней и внутрибиблиотечной рекламы: листовок, информационных рекламных листков, плакатов, анкет, объявлений, афиш, небольших выставок в витрине библиотеки.
- Публичные мероприятия: торжественные вечера, праздники, дни открытых дверей.
По данным опроса добровольцев в библиотеках земли Северный Рейн-Вестфалия, 37% из них пришли работать в библиотеку, увидев рекламу, 36% — по личной инициативе, 21% узнали о такой возможности от знакомых и друзей, 13% — из местной прессы, 3% — в консультационном агентстве или центре, 9% — из других источников. По данным опроса штатных сотрудников библиотек земли Северный Рейн-Вестфалия, для привлечения добровольцев чаще всего использовались следующие методы: личные контакты и устная агитация — в 62% библиотек; распространение информационных материалов и размещение объявлений в прессе — в 52% библиотек; другие методы — в 44% библиотек. Так, 32% библиотек прибегали к помощи консультационных агентств или центров.34
Целевые группы
Подбор целевых групп добровольцев определяется тем, в каких областях деятельности библиотека хочет их задействовать. К примеру, если планируется работа по приобщению детей и подростков к чтению, то библиотека будет искать людей с педагогическим образованием и опытом. Для внестационарного библиотечного обслуживания подойдут люди, имеющие собственную машину.
Немецкие библиотекари обращают внимание в основном на следующие группы кандидатов в добровольцы:
- люди с педагогическим образованием и опытом, которые могут работать с детьми и подростками, осуществлять «наставничество по чтению»; такие, скорее всего, найдутся в школах и детсадах, а также среди учителей и воспитателей, находящихся на пенсии;
- подростки могут не только читать вслух, но и работать «информационными скаутами», помогать в оформлении отдела детской и юношеской литературы, привлекать в библиотеку ровесников;
- люди, интересующиеся вопросами культуры. Их находят в муниципальных учреждениях культуры и на культурных мероприятиях;
- пожилые люди могут быть полезными в организации мероприятий для представителей своей возрастной категории.
- иммигранты: они помогают наладить контакт с этой группой потенциальных пользователей, способствуют организации библиотечного обслуживания на своих родных языках. Поиск их осуществляется через организации, отвечающие за работу с иммигрантами, через общины иммигрантов.
Работа с кандидатами
После того как потенциальные добровольцы откликнулись на рекламу, библиотека проводит информационный вечер. Работники библиотеки заинтересованы в том, чтобы чётко сформулировать свои пожелания, представления о целях этого сотрудничества, подобрать добровольцам работу, соответствующую их знаниям, способностям, умениям и интересам. Добровольцы должны чётко знать и представлять себе, на какую деятельность они решились и чего от них ждут. Обычно информационный вечер включает в себя следующие части:
- презентация библиотеки;
- характеристика поля деятельности: цели, задачи и условия работы; конкретные задания, которые будут выполнять добровольцы; временные рамки; требуемые знания, навыки и личностные качества; представление ответственного лица из числа штатного персонала библиотеки, который будет отвечать за их деятельность;
- информация об обучении и формах поощрения;
- информация о страховании.
Будущим добровольным сотрудникам вручаются анкеты, инструкция по работе с добровольцами, перечень должностных обязанностей и требований. Кандидаты могут рассказать о себе и задать интересующие их вопросы. Анкетные данные помогают библиотекарям подготовиться к индивидуальному собеседованию. Инструкция по работе с добровольными сотрудниками — это руководящий документ, в котором прописываются все детали этой работы. Этот документ составляется администрацией библиотеки при участии штатных сотрудников. Одновременно составляется детальный Перечень должностных обязанностей и требований к добровольцам. Более тесное общение с потенциальными добровольными сотрудниками происходит во время индивидуального собеседования. Добровольцы рассказывают о себе, о мотивах, побудивших их заняться безвозмездным трудом, о своих профессиональных знаниях и др.
После того как стороны пришли к взаимному соглашению, кандидатам до подписания трудового договора даётся время, чтобы присмотреться к работе. Они общаются с сотрудниками и добровольцами, уже работающими в библиотеке, наблюдают за их трудом, начинают знакомиться со своими обязанностями и осваивать своё поле деятельности. Такая форма обучения на рабочем месте позволяет поддерживать индивидуальный темп освоения профессиональных обязанностей. Сотрудники библиотеки наблюдают за кандидатами, и делают выводы о перспективах использования каждого из них на намеченном участке работы. По окончании этого ознакомительного периода проводится заключительная беседа, после которой осуществляется отбор кандидатов.35
Приём добровольцев на работу
При приёме волонтёра библиотека гарантирует страхование от несчастного случая, страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. Библиотека компенсирует транспортные расходы добровольца, расходы на приобретение необходимых для работы материалов, оплачивает его телефонные разговоры, предоставляет ему бесплатно еду и напитки на рабочем месте и т. д.
Также предоставляется скидку с оплаты за место для ребёнка в детском саду или в детской комнате библиотеки, бесплатный читательский билет, бесплатные (либо за частичную стоимость) билеты на посещение мероприятий, проводимых библиотеками или некоторыми другими организациями города. Ему вручается популярная в современной Германии так называемая «карта общественника» (Ehrenamtskarten — Е- Cards), дающая право на скидки при плате за пользование услугами частных и государственных учреждении.
Между библиотекой и добровольцем заключается трудовой договор. Он содержит:
- изложение должностных обязанностей;
- выражение взаимного согласия, что работа будет выполняться добросовестно, безвозмездно, без предоставления медицинского и пенсионного страхования;
- изложение условий, при которых сотрудник будет иметь право на денежные выплаты (компенсации);
- изложение условий страхования от несчастных случаев и условий страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц;
- информацию об ответственности добровольца за преднамеренно или по неосторожности причинённый ущерб;
- предупреждение о необходимости соблюдения правовых норм, в том числе правил внутреннего распорядка библиотеки;
- предупреждение о соблюдении правил защиты персональных данных;
- условия окончания добровольной деятельности.
Если доброволец зарегистрирован в каком-либо благотворительном обществе, союзе, центре по делам добровольцев, то библиотека заключает договор с соответствующим учреждением.
Координация работы добровольцев.
Обучение библиотечного персонала
Для успешной организации работы добровольцев в библиотеке большое значение имеет выбор сотрудника, который будет координатором деятельности добровольцев. Задачи координатора:
- планирование введения добровольцев в рабочий процесс;
- составление рабочих инструкций и ознакомление с ними добровольцев;
- ознакомление с функциональными обязанностями и обучение добровольцев на рабочем месте;
- помощь во взаимодействии между штатными и добровольными сотрудниками;
- определение форм улучшения условий труда добровольцев и форм их поощрения;
- работа с общественностью;
- оценка деятельности добровольцев.
Координатор должен уметь общаться с людьми, решать возникающие проблемы, быть хорошим психологом. Успешному сотрудничеству помогает назначение контактного лица и со стороны добровольцев.
Приглашение добровольцев означает для библиотеки необходимость организации обучения штатных сотрудников. С ними проводятся психологические тренинги, на которых их обучают общению с работниками-непрофессионалами, проявлению терпения, методам разрешения различных проблем и конфликтов.
Обучение добровольных сотрудников
Добровольцам предлагается обучение как в самой библиотеке, так и на курсах и семинарах, организуемых другими учреждениями. Обучение в самой библиотеке проходит по нескольким направлениям:
- ознакомление с технологическим процессом, позволяющее добровольцам освоить основы их будущей деятельности без психологического давления со стороны штатных сотрудников;
- ознакомления с опытом штатных сотрудников и уже работающих в библиотеке добровольцев;
- предоставление рабочих материалов, фиксирующих порядок и особенности выполнения рабочих операций. Добровольцам предлагаются также курсы и семинары, организованные другими учреждениями.
Условия работы и формы поощрения добровольцев
В немецких библиотечных журналах мы чаще всего встречаем упоминания о неофициальном поощрении. Сюда относится проявление внимания и участия, улучшение условий работы, некие бонусы, связанные даже с материальными затратами. Широкое распространение имеют такие формы неофициального поощрения добровольца, как заинтересованное отношение со стороны штатных сотрудников и руководства библиотеки к его идеям и предложениям, привлечение к обсуждению и принятию решений по различным вопросам, высказывание одобрения и похвалы, предоставление большей самостоятельности в работе и увеличение ответственности за неё и т. д.
В числе форм неофициального поощрения деятельности сотрудников-добровольцев можно также назвать следующие:
- приглашение к участию вместе с персоналом библиотеки в праздновании Рождества, Нового года, в выездах на прогулки, экскурсии;
- поздравления по случаю праздников, дня рождения и т. д.;
- вручение маленьких подарков (например, книг, букетов цветов, открыток) к дням рождения, свадьбам или иным праздникам.
К официальным формам поощрения относятся:
- награждение (например, федеральным крестом «За заслуги перед отечеством», медалями и почётными знаками, орденами);
- занесение в книгу почётных жителей города;
- объявление благодарности и размещение публикаций о деятельности того или иного добровольца на стендах в библиотеке, в библиотечных изданиях, в средствах массовой информации, на веб-странице библиотеки;
- предоставление почётного членства в обществе друзей библиотеки;
- вручение письменных свидетельств и удостоверений с оценкой деятельности, сертификатов с указанием об обучении на курсах повышения квалификации;
- организация регулярных встреч добровольцев с выражением благодарности за их деятельность и чествование их в рамках этих мероприятий.
- Freiwilliges Engagement in Deutschland 1999— 2004. Ergebnisse der reprasentativen Trenderhebung zu Ehrenamt, Freiwilligenarbeit und btirgerschaftlichem Engagement [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uni-konstanz.de/ freitag/fz bes/downloads/Freiwilligenbericht%20Deu tschland%201999-2004.pdf; Oik, T. Forderung des Biirgerschaftlichen Engagements [Электронный ресурс]. — Режим доступа: hltp://www.huerger-fuer- buerger.de/content/nav/AusgabeCoverl. pdf
- Freiwilliges Engagement in Deutschland 1999- 2004.
- Engagement Atlas 09 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zukunftsfonds.generali- deutschland.de/internet/csr/csr inter.nsf/contentBy- Kev/MPLZ-7L3EHX-DE-p; Freiwilliges Engagement in Deutschland 1999-2004:01k,T. Forderung des Biirgerschaftlichen Engagements.
4 Oik T. Forderung des Biirgerschaftlichen Engagements.
5Gesetz zur weiteren Starkung des biirgerschaftlichen Engagements [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.uni-goettingen.de/de/ 75697.html
6 Bericht der Enquete-Kommission „Zukunft des Biirgerschaftlichen Engagements'.' Biirgerschaftliches Engagement: auf dem Weg in eine zukunftsfahige Biirgergesellschaft [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dipbt.bundestag.de/dip21/btd/ 14/089/1408900.pdf
- Там же.
8 Ebert, О. Biirgerstiftungen und Ehrenamt. Eine Aufbauhilfe fiir eine Freiwilligenagentur [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gemein- sehaftsstiftungen-ost.de/ffles/original/galerie vom 10.11.2008 ll.34.46/Aufbauhilfe%20Freiwilligen- agentur%20gesamt%202%20(2).pdf: Was heifit bagfa? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bagfa.de/index.php?id=l
9 Engagement macht stark! [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.engagement- inaclit-stark.de/index.php?option=com content& task=view&id=14&Itemid=119
9. Fisch, G. Hast du Worte?! Lesepaten in der in- dividuellen Leseforderung // BFB. — 2009. — Jg. 3, №4. — S. 275-277; Preise fur biirgerschaftliches Engagement [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zukunftsfonds.amb-generali.de/inter- net/csr/csr inter.ns£fcontentByKey/TKOH-7USDE4- DE-p
10 Akademie fiir Ehrenamtlichkeit Deutschland [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ehrenamt.de/: Bericht der Enquete-Kommission „Zukunft des Biirgerschaftlichen Engagements''.
11 Internationaler Tag des Ehrenamtes // Wikipedia [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://de.wikipedia.org/wiki/Internationaler Tag des Ehrenamtes
12 Preise fiir biirgerschaftliches Engagement // Ge- nerali Deutschland Holding AG. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zukunftsfonds.amb- generali.de/internet/csr/csr inter.nsf/contentBvKey/T KOH-7USDE4-DE-p
13 Зефельдт Ю. Двери в прошлое и будущее — библиотеки в Германии. — Хильдесхайм: Георг Олмс, 2005. - 112 c.:Thier S. Ehrenamtliche Mitarbeit in deutschen Bibliotheken. Ergebnisse einer Umfrage [Текст] I SusanneThier II Bibliotheksdienst. — 1998. — Jg. 32, №1.-S. 108-120.
14 Bonte A. Weit mehr als ein Notbehelf II BIS. - 2009.-Jg. 2, №4,-S. 240-243.
15 Stumberger M. Ehrenamtliches Personal in Bibliotheken [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.spareninbibliotheken.de/docs/Eh- renamt in Bibliotheken.pdf
16 Freiwilligenarbeit in Bibliotheken: Stumberger, M. Ehrenamtliches Personal in Bibliotheken.
17 Leitfaden fur Freiwilligen-Arbeit in der StadtBi- bliothek Koln II Verband der Bibliotheken des Landes Nordrhein-Westfalen e.V. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http^/vbnw.de/fileadmin/ON- LINEHANDBUCH/download/Leitfaden fuer Frei- willigen-Arbeit-Koeln.pdf
18 Jansen D. 1st die Zeit reif? — Eine offentliche Bibliothek auf dem Weg zur Biirger-Bibliothek. Biirgerschaftliches Engagement in der Stadtbibliothek Monchengladbach [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kupoge.de/ifli/ehrenamt/bi- bliotheken/bibliothek3.htm: Projektbeschreibung II Das Hochschulbibliothekszentrum des Landes Nordrhein-Westfalen [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.hbz- nrw.de/kunden/gast/moenchengladbach/mediencor- ner/projekt.html
19 Jansen, D. 1st die Zeit reif?
20 Leseohren aufgeklappt! Das Stuttgarter Vorle- seprojekt II Stadtbiicherei Stuttgart [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www5.stuttgart.de/stadtbuecherei/kinderbu- echerei/publikationen/leseprojekt.pdf
21 Freiwilligenarbeit in Bibliotheken.
22 Stumberger, M. Ehrenamtliches Personal in Bibliotheken.
23 Keite U. Eine Biicherhalle auf zwei Beinen II BuB. - 2009. - 61, №9. - S. 635-637.
24 Freiwilligenarbeit in Bibliotheken.
25 Stumberger, M. Ehrenamtliches Personal in Bibliotheken
26 Scharmann U. Die Jugendlichen geben wichtige Impulse II BuB. - 2008. - 60, №6. - S. 451-452.
27 Fisch G. Hast du Worte?! Lesepaten in der indi- viduellen Leseforderung II BFB. - 2009. - 3, №4. – S. 275-277; Kulzer G. Biirgerschaftliches Engagement: Bereicherung oder Belastung? // BFB. — 2007 – Jg. 1, №2. – S. 108-110.
28 Bibliotheken // Institut fiir Kulturpolitik [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ku- e.de/ifk/ehrenamt/bibliotheken/bihliothek.htm; Bonte A. Weit mehr als ein Notbehelf // – Jg. 2, №4.-S. 240-243.
29 Freiwilligenarbeit in Bibliotheken; Richter I. Konzept fiir die Betreuung von neuen Bibliotheks- kunden durch.
ehrenamtliches Personal am Beispiel der Stadtbiicherei Esslingen [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
hHp://digbib.iuk.hdm-stuttgart.de/epub/volltex- te/2004/372/: Stumberger M. Ehrenamtliches Personal in Bibliotheken; Thier S. Ehrenamtliche Mitarbeit in deutschen Bibliotheken. Ergebnisse einer Umfrage [Текст] //Bibliotheksdienst. - 1998. - Jg.32,№l. - S. 108-120.
30 Leitfaden fiir Freiwilligen-Arbeit in der Stadt- Bibliothek Koln.
31 Keite U. Eine Biicherhalle auf zwei Beinen.
32 Freiwilligenarbeit in Bibliotheken; Leitfaden fiir Freiwilligen-Arbeit in der StadtBibliothek Koln
33 Freiwilligenarbeit in Bibliotheken; Richter I. Konzept fiir die Betreuung von neuen Bibliotheks- kunden durch ehrenamtliches Personal am Beispiel der Stadtbiicherei Esslingen; Stumberger, M. Ehrenamtliches Personal in Bibliotheken.
34 Freiwilligenarbeit in Bibliotheken.
С автором можно связаться: julijal976@gmail.com
Юлия Евгеньевна Черничкина, главный библиограф Центра международного библиотековедения ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, Москва