• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Черничкина Ю. Добровольные помощники библиотекарей в Германии: современные тенденции развития социальной активности / Ю. Черничкина // Библиотечное дело. – 2011. – № 23. – С. 9-16.

Черничкина Ю. Добровольные помощники библиотекарей в Германии: современные тенденции развития социальной активности / Ю. Черничкина // Библиотечное дело. – 2011. – № 23. – С. 9-16.

Добровольный и безвозмездный труд на благо общества в современной Германии не про­сто широко распространён и повсеместно признан. Он всесторонне организован и разви­вается как стройная система национального масштаба.

Более 23,4 млн граждан Германии посвящают своё свободное время и силы работе в некоммерческих объединениях, обществах, организациях, благотворительных фондах, при реализации некоммерческих проектов. За последние 15 лет социальная активность стала неотъемлемой частью их жизни.1 Особенно важна эта тенденция в условиях мирового финансового кризиса.

Представление о социальном составе добровольческого движения, его направленности и мотивах дают исследо­вания, инициированные Федеральным министерством по делам семьи, людей преклонного возраста, женщин и молодёжи (Bundesministerium fur Familie, Senioren, Frauen und Jugend — BFSFJ). Ниже приводятся некоторые цифры и факты по итогам исследова­ния. выполненного в 2004 г.2

Одной из самых активных социаль­ных групп является молодёжь в возрасте от 14 до 24 лет. Наиболее стабильно растущая группа активных граждан — пенсионеры: по сравнению с данными за 1999 г. их доля увеличилась с 26% до 30%. Мужчины более активны (39%), чем женщины (34%), но в некоторых сферах (социальная сфера и здраво­охранение) работают в качестве добро­вольцев в основном женщины. Боль­шинство активистов — люди работающие, имеющие высшее образование и хорошую, стабильную заработную пла­ту, однако есть в рядах добровольцев и безработные, и иммигранты.

Основными организационными структурами, в которых находят приме­нение своим силам и времени добро­вольцы, являются государственные и муниципальные учреждения, частные организации и фонды, профсоюзы, пар­тии, церковные приходы и иные рели­гиозные объединения, группы взаимо­помощи, инициативы и проекты, а так­же просто самостоятельно создаваемые группы. Добровольцы работают в таких областях, как спорт, организация досуга, работа с детьми и подростками, церковь и религия, социальная сфера, здраво­охранение, политика, охрана окружаю­щей среды и т. д.

Ведущими мотивами деятельности социально активных людей являются:

  • стремление к благотворительности,
  • стремление к общению,
  • стремление к самореализации.

Немаловажное значение имеет так­же стремление к самопознанию и разви­тию собственной личности.

Добровольцы могут оказывать значительную помощь в организации жизни страны и экономии государствен­ных средств. Например, в 2007 г. добро­вольцами было отработано 57 млрд ч., что составляет 7,5% общих затрат ра­бочего времени.3

В стране ведётся интенсивная разра­ботка моделей, концепций и средств поддержки и развития этой деятельно­сти. Организуются различные союзы, объединения, фонды. Действует сеть агентств и центров по делам сотрудни­ков-добровольцев, имеются специализи­рованные интернет-сайты.4 Большое значение социальной активности граж­дан придают органы власти (как на фе­деральном и земельном, так и на регио­нальном и местном уровнях). В общей сложности федеральное и земельные правительства выделяют на развитие социальной активности граждан около €490 млн.5 Каждая федеральная земля проводит свою работу по поддержке со­циальной активности граждан.6

Власти федерации, земель и общин* принимают деятельное участие в под­держке учреждений, способствующих развитию безвозмездного труда. К тако­вым относятся: центры или агентства по делам добровольцев и биржи по подбо­ру добровольцев, занимающиеся при­влечением и обучением желающих, а также оказывающие консультационные услуги всем заинтересованным органи­зациям и учреждениям; бюро по соци­альному обслуживанию граждан, цент­ры обслуживания граждан по вопросам общественной работы, контактные центры или бюро самопомощи, бюро по работе с пожилыми людьми. Они следят за качеством добровольческой работы, информируют о возможностях повыше­ния квалификации и переподготовки добровольцев, оказывают поддержку в налаживании контактов между местны­ми благотворительными учреждениями, проводят работу для привлечения по­тенциальных добровольцев.7

* Слово «община» употребляется в данной статье в двух смыслах, что соответствует реаль­ной жизни современной Германии. Прежде всего, община (Gemeinde) — это официальное название местного сообщества населённого пункта (горо­да, посёлка, деревни) либо группы таких пунктов, управляемых органами местного самоуправления. Второе значение этого слова — сообщество жи­телей, объединённых общими религиозными, на­циональными и т. д. интересами (католическая об­щина и т. д.). (Прим. авт.).

В 1999 г. представителями местных агентств было создано некоммерческое Федеральное объединение агентств по делам добровольцев со штаб-квартирой в Берлине. С 2005 г. оно работает под патронажем президента страны." В 2002 г. была создана Федеральная сеть граж­данской активности (Bundesnetzwerk Вiirgerschaftliches Engagement — BBE), которая объединяет миллионы людей, сотрудничающих в более чем 220 орга­низациях (политических, экономиче­ских, научных, благотворительных). Это объединение занимается разными аспектами развития и укрепления соци­альной активности немцев: правовыми и организационными вопросами, поощре­нием местных инициатив, привлечением иммигрантов, обучением и переподго­товкой добровольцев, развитием куль­туры стимулирования добровольческой деятельности, расширением междуна­родного сотрудничества и т. д. По ини­циативе ВВЕ с 2004 г. ежегодно прово­дится Неделя социальной активности.9

В 1994 г. начала свою деятельность «Академия общественной работы в Гер­мании». Эта академия является центром передового опыта сотрудничества с не­коммерческими организациями, прово­дит обучение и повышение квалифика­ции добровольцев, обучение штатного персонала организаций по программе «Менеджмент в работе с добровольны­ми сотрудниками», ведёт консульта­ционную работу. На сайте академии (www.ehrenamt.de) представлены много­численные материалы на тему добро­вольческой работы, информация об об­учении и повышении квалификации. С 2000 г. выпускается электронный жур­нал «Культура добровольческой рабо­ты» (www.freiwilligen-kultur.de). Боль­шая часть мероприятий по обучению и повышению квалификации проходит при финансовой поддержке министерст­ва BFSFJ. Академия является членом ВВЕ. В ряде земель есть свои академии, занимающиеся теми же вопросами.10

В 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила правительствам еже­годно отмечать 5 декабря Международ­ный день добровольцев.11 В 2009 г. в этот день в Германии была впервые вручена «Немецкая премия за гражданскую ак­тивность», которая теперь будет вру­чаться ежегодно. Существует ещё це­лый ряд наград и премий, присуждаемых добровольцам, а также отмечающих наиболее успешные проекты в сфере социальной активности. Особо актив­ные добровольцы в Германии награж­даются орденом «За заслуги перед оте­чеством».12

Сотрудники-добровольцы в немецких библиотеках: общие данные

В Германии действуют около 12 тыс. публичных библиотек, из них 57% муни­ципальных и 42% (более 4 тыс.) церков­ных. В их число входят общедоступные церковные библиотеки, расположенные главным образом в сельской местности. Практически все они находятся в Запад­ной Германии. Зачастую такая библио­тека является единственной в данном населённом пункте, и именно она обес­печивает население библиотечным об­служиванием. Финансирование этих библиотек находится, как правило, в ве­дении католических и евангелических общин, хотя существуют и комбиниро­ванные формы финансирования — со­вместно церковной общиной и террито­риальной общиной поселения* либо церковной общиной и частной организа­цией (например, акционерным обще­ством).13

На безвозмездной основе работают 22% сотрудников, занятых в муници­пальных библиотеках. В церковных библиотеках доля таких сотрудников со­ставляет 98%. Это означает, что почти половина всех общедоступных библио­тек Германии работает с помощью доб­ровольцев.

По данным Бюро «Немецкая библио­течная статистика» за 2008 г. в 73% пуб­личных библиотек работает хотя бы один доброволец. В некоторых библио­теках больших городов они составляют значительную часть сотрудников. В уни­версальных научных и университетских библиотеках, ввиду специфики их рабо­ты, добровольных сотрудников гораздо меньше. Из крупных библиотек по ко­личеству работающих добровольцев на первом месте Баварская государствен­ная библиотека (30 чел.), далее — Биб­лиотека им. герцога Августа в г. Вольфенбюттель (24 чел.), Государственная библиотека в Берлине «Прусское культурное наследие» (23 чел.), библиотеки высших музыкальных школ: в г. Кёльн (14 чел.), в Штутгарт (13 чел.).14

Немецкие библиотеки начали при­влекать добровольцев к своей деятельности ещё в 1990-х гг. Вследствие сниже­ния финансирования муниципальные органы власти начали призывать пуб­личные библиотеки к более активному использованию добровольных сотруд­ников в целях снижения расходов. Во­прос о привлечении добровольцев стал предметом активного обсуждения в сре­де библиотечных специалистов, полити­ков и общественности. Сначала многие библиотекари были против приглаше­ния добровольцев, боясь снижения про­фессионального уровня работы и поте­ри своих рабочих мест, но вскоре стало ясно, что без добровольцев не обой­тись.15

Круг деятельности добровольцев

Виды деятельности, в которых обыч­но участвуют добровольцы:

  • традиционная библиотечная работа: книговыдача, дежурство в читальном зале, расстановка возвращенных до­кументов на полках, техническая об­работка и гигиена фондов, обслужи­вание в филиалах библиотек;
  • «наставничество по чтению»;**
  • надомное библиотечное обслуживание;
  • помощь в организации и проведении мероприятий;
  • «информационные скауты» оказы­вают помощь пользователям библио­тек в работе с компьютером и ознакомлении с Интернетом, участвуют в создании веб-сайта библиотеки;
  • проведение экскурсий по библиотеке;
  • помощь школьникам в подготовке до­машних заданий;
  • справочно-информационное обслужи­вание;
  • создание баз данных.
  • «читательские кафе»: руководство кафетерием и обслуживание читателей;16
  • фандрейзинг и «френдрейзинг»: при­влечение средств благотворителей к осуществлению библиотечных про­ектов, укрепление тесных связей меж­ду библиотекой и населением, рек­ламная деятельность и работа с обще­ственностью.

** Более подробно о «наставниках по чте­нию» и «скаутах чтения» см. в статье: Черничкина Ю. Е. Опыт публичных библиотек современной Германии по приобщению детей и подростков к чтению // Открытый доступ: Библиотеки за рубе­жом 2007 - М.: Рудомино, 2007 - С. 41-66.

В различных библиотеках приме­няется обычно несколько таких форм.

В Городской библиотеке г. Кёльн добровольные сотрудники читают де­тям вслух, помогают в организации последующей творческой работы де­тей; ведении литературного кружка; проведение игр. «творческих мастер­ских».17

В Городской библиотеке г. Мёнхенгладбах персонал совместно с подрост­ками с 1999 г. осуществляет проект «Медиауголок» ("Mediencorner"). Это на­звание отдела литературы для подро­стков и молодёжи в возрасте 13-18 лет. Подростки помогали в оформлении интерьера отдела (рисовали граффити на стенах), в поиске названия отдела, в от­боре литературы для его подсобного фонда. Они участвуют в отборе и закуп­ке документов. Одним из школьников создана веб-страница с информацией о проекте на сайте библиотеки, а сам сайт был создан также добровольцем (более старшего возраста) в 2004 г. Ребята по­могают и в поиске спонсоров для дальнейшего развития проекта. Создание отдела "Mediencorner" привлекло в биб­лиотеку подростков и молодёжь.18 С 1999 г. добровольцы осуществляют про­ект "Autoren-Reader" по составлению библиографического пособия по про­изведениям современных местных авто­ров художественной литературы.19

В Городской библиотеке Штутгарта добровольцы вносят свой посильный вклад в приобщение детей к чтению, ра­ботая «наставниками по чтению». Они помогают организовывать «встречи с книгой», во время которых родители вместе с детьми могут услышать не только «чтение вслух», но и авторское исполнение произведений, посмотреть «кино книжек с картинками»***, поуча­ствовать в различных соревнованиях и просто отдохнуть. Многим семьям этот проект показал важность громкого чте­ния. 25% семей признались, что «эта инициатива привела их к решению ещё больше читать детям вслух».20

*** Это форма работы с детскими книжками- картинками. получившая распространение в биб­лиотеках Германии. Иллюстрации из книг пока­зываются с помощью диапроектора, одновремен­но с этим читается или рассказывается текст. См. также в статье: Черничкина Ю. Е. Опыт публич­ных библиотек современной Германии по при­общению детей и подростков к чтению II Откры­тый доступ: Библиотеки за рубежом 2007. — М.: Рудомино, 2007. - С. 41-66.

В Городской библиотеке г. Менден с 1989 г. работает организованное добро­вольцами кафе для читателей. Библио­тека осуществляет этот проект со­вместно с Немецким союзом домохо­зяек, члены которого помогают при­влекать добровольцев, планировать их работу, делать закупки продуктов и рас­считывать стоимость ассортимента. Каждый день работают два доброволь­ца. Они приносят испечённые домохо­зяйками торты и пирожные и обслужи­вают посетителей.21

В Городской библиотеке г. Вюрцбург с 1985 г. в сотрудничестве с отделе­нием Красного Креста в земле Бавария около 20 женщин-добровольцев достав­ляют на дом либо в дома престарелых книги, журналы, газеты, аудиокниги.22

Похожий проект осуществляется с марта 2007 г. Фондом «Гамбургские публичные библиотеки». Около 120 добровольцев раз в месяц доставляют литературу и аудиокниги 250 пожилым людям. Они могут также почитать вслух своим подопечным и просто по­общаться с ними.21

В Городской библиотеке г. Мюльхайм добровольцы организовали «Аудиогазету» для слепых и слабовидящих пользователей. Каждую неделю они выполняют аудиозаписи местных новостей, выбирают наиболее важную и интересную, по их мнению, информа­цию для прослушивания нуждающимися в ней пользователями.24

В Библиотеке им. герцога Августа в г. Вольфенбюттель с 1982 г. доброволь­ные сотрудницы проводят ознакоми­тельные экскурсии для посетителей по всем шести зданиям библиотеки.25

Они

В Городской библиотеке г. Вупперталь молодые добровольцы помогали библиотеке в рамках национальной про­граммы «Год добровольных социальных работников в Германии» работали на книговыдаче, расставляли возвращённые документы, следили за порядком в отделе, привлекались к проведению экскурсий по библиотеке, организации различных мероприятий, на­пример, проведению «Длинной ночи библиотек».

Во время первого «Года доброволь­ных социальных работников в Герма­нии» подростки и молодёжь были задей­ствованы в проекте «Образование и при­влечение "наставников по чтению"», в последующие годы они предпочитали осуществлять свои собственные, само­стоятельные проекты — именной указа­тель местных авторов, иллюстраторов и их произведений, веб-сайт Детской и юношеской библиотеки «Книжный ко­рабль» (www.buecherschiff-wuppertal.de), исследование «Что читают мальчики?»26

Добровольцы, у которых нет време­ни работать регулярно, организуют два раза в год «книжные развалы», доходы от которых являются для библиотеки важным финансовым подспорьем. Кро­ме этого, они участвуют в проведении авторских чтений, докладов, выставок, различных праздников, во время кото­рых они организуют буфеты и обслужи­вают посетителей, продают книги авторов-участников чтений, распростра­няют информацию об этих мероприя­тиях.

Некоторые услуги пожилые добро­вольцы предлагают специально для своих ровесников. В семи домах для пре­старелых с осени 2004 г. проводится чте­ние вслух. С осени 2003 г. в библиотеке работает компьютерный клуб, организованный одним пожилым доброволь­цем. С осени 2005 г. в одном из домов престарелых два раза в месяц работает пункт выдачи литературы из фондов библиотеки. С конца 2006 г. одним из добровольцев-почитателем итальян­ской культуры создан дискуссионный клуб «Bella Italia».27

Преимущества использования добровольных помощников в библиотеках

Во многих общедоступных церков­ных и небольших муниципальных биб­лиотеках работают только доброволь­цы. Крупные библиотеки рассматри­вают привлечение добровольцев как способ расширить спектр своих услуг.

Немецкий библиотечный союз (DBV) выпустил в 1999 г. программный документ «Добровольцы — шанс для библиотек?» Из этого документа следу­ет, что «привлечение добровольцев к ра­боте в библиотеках должно служить улучшению и расширению спектра биб­лиотечных услуг, их работа не должна приводить к снижению качества рабо­ты библиотек, труд добровольцев должен восприниматься персоналом всерьёз и поощряться...» Библиотекам были даны практические рекомендации по организации работы добровольцев. Главный вывод документа: «библиоте­ки могут выиграть от работы нео­плачиваемых сотрудников, если будут соблюдаться требования обеих сто­рон, если штатный персонал будет координировать деятельность добро­вольцев, следить за качеством их рабо­ты и контролировать её результа­ты...»28

Польза для библиотек

Ниже приводятся некоторые наблю­дения и выводы немецких библиотековедов.

  1. Добровольцы являются связую­щим звеном между библиотекой и жите­лями того района, города или деревни, где библиотека находится.
  2. Работая в библиотеке, доброволец начинает ощущать эмоциональную связь с ней, у него изменяется взгляд на библиотеку и её деятельность. Библио­тека становится ближе к жителям, рас­тёт её значение в глазах населения.
  3. Большинство добровольцев имеет иной жизненный опыт и профессио­нальный багаж, чем окружающие их библиотекари. У них более свежий взгляд на библиотеку и её задачи. Они способны стать источником ценных идей и предложений.
  4. Использование добровольцев в библиотеке помогает сохранить уже су­ществующие услуги либо предложить пользователям новые, которые в ином случае были бы невозможны из-за от­сутствия финансовых средств и челове­ческих ресурсов.
  5. Работа добровольцев позволяет освободить персонал библиотеки от ру­тинных операций, увеличить количе­ство часов, в которые библиотека об­служивает читателей.
  6. Некоторые из проектов, осуществ­ляемых библиотекой, предназначены для определённых групп пользовате­лей, которые в другой ситуации не по­шли бы в библиотеку.29

Их работа является залогом повыше­ния имиджа библиотеки среди населе­ния, так как они своей общественной деятельностью рекламируют библиоте­ку и её услуги среди своих друзей, знако­мых и родственников.30 Проект по на­домному библиотечному обслуживанию пожилых людей, осуществляемый Фон­дом «Гамбургские публичные библиотеки», не только заслужил высокую оцен­ку общественности города, но и стал од­ним из победителей в национальном конкурсе «Диалог между поколениями на практике — граждане инициируют постоянное развитие».31

Польза для добровольцев

Добровольцами движет не только альтруизм. Они ждут от своей деятель­ности определённой отдачи. В опросе, проведённом осенью 2007 г. среди 205 добровольцев из библиотек земли Се­верный Рейн-Вестфалия, были названы следующие мотивы их деятельности: ра­дость от выполняемой работы, любовь к чтению и книгам, а также возможно­сти знакомства с другими людьми, рабо­ты с детьми и подростками, получения благодарности за свою деятельность. Многих привлекает возможность осу­ществления своих идей, углубление своих знаний и получение новых, пере­дача своих знаний и опыта. Некоторые из добровольцев гордятся тем, что по­могли сохранить библиотеку или пред­отвратить сокращение библиотечных услуг, испытывают удовлетворение от того, что могут приносить пользу дру­гим, оказывать положительное влияние на жизнь в своём городе или деревне.

Часто работа в библиотеках привле­кает потенциальных добровольцев и высоким авторитетом этих учреждений в местном сообществе, а причастность к ним внушает уважение.32

Организация труда добровольцев в библиотеках: подготовительная работа

Принимая решение о приглашении на работу добровольцев, библиотеки долж­на быть готова к дополнительным фи­нансовым затратам. В их число входят: расходы на рекламу, оплату помощи ор­ганизаций, специализирующихся на под­боре добровольцев; на проведение пуб­личных мероприятий, во время которых библиотека информирует о возможно­стях работы в ней на безвозмездной ос­нове; на обучение добровольцев; допла­ту персоналу за координирование их деятельности; на возмещение волонтё­рам транспортных и иных расходов, на обеспечение бесплатного питания и на­питков. Кроме того, библиотека обязана предоставить новым сотрудникам пол­ностью оборудованные рабочие места.

Библиотека должна иметь фронт ра­бот, подходящих для выполнения добро­вольцами. Самое главное — обязатель­ное разграничение обязанностей добро­вольцев и профессиональных библиоте­карей, так как у последних может воз­никнуть опасение потерять своё рабочее место. Выбирая фронт работ для добро­вольцев, администрация должна учиты­вать мотивы, руководствуясь которыми они пришли именно в библиотеку.

Библиотекари должны с самого на­чала знать и понимать, с какой целью принимаются на работу добровольцы, какие преимущества это даст библиоте­ке. Штатные сотрудники должны уча­ствовать в обсуждении этих вопросов ещё до принятия решения пригласить добровольцев. Перед приёмом добро­вольных сотрудников с персоналом про­водятся разъяснительная работа и спе­циальные тренинги.33

Требования к кандидатам

Будущий добровольный сотрудник должен соответствовать определённым требованиям. К ним относятся:

  • заинтересованность в продолжитель­ной работе;
  • готовность повышать свою квалифи­кацию;
  • готовность общаться с людьми и по­могать им;
  • склонность к библиотечной работе и любовь к книгам.

Этот перечень может быть расширен в зависимости от сферы деятельности и задач, которые доброволец будет вы­полнять.

В других немецких исследованиях на­зываются и такие требования: самостоя­тельность и твёрдость как стиль рабо­ты, готовность воспринимать рекомен­дации и критику от штатных сотрудни­ков и руководства библиотеки, умение слушать и слышать, способность ре­шать проблемы и урегулировать кон­фликтные ситуации.

Поиск кандидатов

В каждом более или менее крупном населённом пункте Германии есть уч­реждения и лица, дающие консультации по вопросам подбора и обучения добро­вольных сотрудников. Можно обратить­ся за советом в организации, где уже ис­пользуют добровольческий труд. Боль­шую поддержку могут оказать и мест­ные органы власти.

Библиотеки ищут добровольцев сле­дующими способами:

  1. Личные контакты. Это самый эф­фективный способ. Штатные сотрудни­ки и пользователи (а также те добро­вольцы, которые уже работают в биб­лиотеке) расспрашивают своих знако­мых и родных, стараясь выявить веро­ятные кандидатуры и обсуждая попутно возможность их привлечения.
  2. Обращение в организации, специа­лизирующиеся на подборе и обучении добровольцев. Они дают консультации учреждениям информацию о возможно­стях обучения, помогают подбирать и привлекать кандидатов, предлагают курсы обучения или переподготовки добровольцев.
  3. Обращение в организации, рабо­тающие с определёнными социальными группами, такие существующие в Гер­мании организации, как бюро по работе с пожилыми людьми, молодёжные цент­ры, общества иммигрантов и т. д.
  4. Реклама в местных СМИ.
  5. Обращения на сайте библиотеки к читателям и книголюбам.
  6. Использование средств внешней и внутрибиблиотечной рекламы: листо­вок, информационных рекламных ли­стков, плакатов, анкет, объявлений, афиш, небольших выставок в витрине библиотеки.
  7. Публичные мероприятия: торже­ственные вечера, праздники, дни откры­тых дверей.

По данным опроса добровольцев в библиотеках земли Северный Рейн-Вестфалия, 37% из них пришли работать в библиотеку, увидев рекламу, 36% — по личной инициативе, 21% узнали о такой возможности от знако­мых и друзей, 13% — из местной прес­сы, 3% — в консультационном агент­стве или центре, 9% — из других источ­ников. По данным опроса штатных со­трудников библиотек земли Северный Рейн-Вестфалия, для привлечения добровольцев чаще всего использова­лись следующие методы: личные кон­такты и устная агитация — в 62% биб­лиотек; распространение информа­ционных материалов и размещение объявлений в прессе — в 52% библио­тек; другие методы — в 44% библио­тек. Так, 32% библиотек прибегали к помощи консультационных агентств или центров.34

Целевые группы

Подбор целевых групп добровольцев определяется тем, в каких областях деятельности библиотека хочет их за­действовать. К примеру, если планиру­ется работа по приобщению детей и подростков к чтению, то библиотека будет искать людей с педагогическим образованием и опытом. Для внестационарного библиотечного обслужива­ния подойдут люди, имеющие собствен­ную машину.

Немецкие библиотекари обращают внимание в основном на следующие группы кандидатов в добровольцы:

  • люди с педагогическим образованием и опытом, которые могут работать с детьми и подростками, осуществлять «наставничество по чтению»; такие, скорее всего, найдутся в школах и дет­садах, а также среди учителей и вос­питателей, находящихся на пенсии;
  • подростки могут не только читать вслух, но и работать «информацион­ными скаутами», помогать в оформле­нии отдела детской и юношеской ли­тературы, привлекать в библиотеку ровесников;
  • люди, интересующиеся вопросами культуры. Их находят в муниципаль­ных учреждениях культуры и на куль­турных мероприятиях;
  • пожилые люди могут быть полезными в организации мероприятий для представителей своей возрастной категории.
  • иммигранты: они помогают наладить контакт с этой группой потенциаль­ных пользователей, способствуют ор­ганизации библиотечного обслужива­ния на своих родных языках. Поиск их осуществляется через организации, отвечающие за работу с иммигранта­ми, через общины иммигрантов.

Работа с кандидатами

После того как потенциальные доб­ровольцы откликнулись на рекламу, библиотека проводит информационный вечер. Работники библиотеки заинтере­сованы в том, чтобы чётко сформули­ровать свои пожелания, представления о целях этого сотрудничества, подо­брать добровольцам работу, соответ­ствующую их знаниям, способностям, умениям и интересам. Добровольцы должны чётко знать и представлять се­бе, на какую деятельность они реши­лись и чего от них ждут. Обычно ин­формационный вечер включает в себя следующие части:

  • презентация библиотеки;
  • характеристика поля деятельности: це­ли, задачи и условия работы; конкрет­ные задания, которые будут выпол­нять добровольцы; временные рамки; требуемые знания, навыки и личност­ные качества; представление ответ­ственного лица из числа штатного персонала библиотеки, который бу­дет отвечать за их деятельность;
  • информация об обучении и формах поощрения;
  • информация о страховании.

Будущим добровольным сотрудни­кам вручаются анкеты, инструкция по работе с добровольцами, перечень должностных обязанностей и требова­ний. Кандидаты могут рассказать о себе и задать интересующие их вопросы. Ан­кетные данные помогают библиотека­рям подготовиться к индивидуальному собеседованию. Инструкция по работе с добровольными сотрудниками — это руководящий документ, в котором про­писываются все детали этой работы. Этот документ составляется админист­рацией библиотеки при участии штат­ных сотрудников. Одновременно составляется детальный Перечень долж­ностных обязанностей и требований к добровольцам. Более тесное общение с потенциальными добровольными со­трудниками происходит во время инди­видуального собеседования. Доброволь­цы рассказывают о себе, о мотивах, по­будивших их заняться безвозмездным трудом, о своих профессиональных зна­ниях и др.

После того как стороны пришли к взаимному соглашению, кандидатам до подписания трудового договора даётся время, чтобы присмотреться к работе. Они общаются с сотрудниками и добро­вольцами, уже работающими в библио­теке, наблюдают за их трудом, начи­нают знакомиться со своими обязанно­стями и осваивать своё поле деятельно­сти. Такая форма обучения на рабочем месте позволяет поддерживать индиви­дуальный темп освоения профессио­нальных обязанностей. Сотрудники библиотеки наблюдают за кандидатами, и делают выводы о перспективах ис­пользования каждого из них на наме­ченном участке работы. По окончании этого ознакомительного периода прово­дится заключительная беседа, после ко­торой осуществляется отбор кандида­тов.35

Приём добровольцев на работу

При приёме волонтёра библиотека гарантирует страхование от несчастно­го случая, страхование ответственно­сти за причинение вреда жизни, здоро­вью или имуществу других лиц. Биб­лиотека компенсирует транспортные расходы добровольца, расходы на при­обретение необходимых для работы материалов, оплачивает его телефон­ные разговоры, предоставляет ему бесплатно еду и напитки на рабочем месте и т. д.

Также предоставляется скидку с оплаты за место для ребёнка в детском саду или в детской комнате библиотеки, бесплатный читательский билет, бес­платные (либо за частичную стоимость) билеты на посещение мероприятий, проводимых библиотеками или некото­рыми другими организациями города. Ему вручается популярная в современ­ной Германии так называемая «карта общественника» (Ehrenamtskarten — Е- Cards), дающая право на скидки при плате за пользование услугами частных и государственных учреждении.

Между библиотекой и добровольцем заключается трудовой договор. Он со­держит:

  • изложение должностных обязанно­стей;
  • выражение взаимного согласия, что работа будет выполняться добросо­вестно, безвозмездно, без предостав­ления медицинского и пенсионного страхования;
  • изложение условий, при которых со­трудник будет иметь право на денеж­ные выплаты (компенсации);
  • изложение условий страхования от не­счастных случаев и условий страхова­ния ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуще­ству других лиц;
  • информацию об ответственности доб­ровольца за преднамеренно или по не­осторожности причинённый ущерб;
  • предупреждение о необходимости со­блюдения правовых норм, в том числе правил внутреннего распорядка биб­лиотеки;
  • предупреждение о соблюдении правил защиты персональных данных;
  • условия окончания добровольной дея­тельности.

Если доброволец зарегистрирован в каком-либо благотворительном обще­стве, союзе, центре по делам доброволь­цев, то библиотека заключает договор с соответствующим учреждением.

Координация работы добровольцев.

Обучение библиотечного персонала

Для успешной организации работы добровольцев в библиотеке большое значение имеет выбор сотрудника, ко­торый будет координатором деятель­ности добровольцев. Задачи координа­тора:

  • планирование введения добровольцев в рабочий процесс;
  • составление рабочих инструкций и ознакомление с ними добровольцев;
  • ознакомление с функциональными обязанностями и обучение доброволь­цев на рабочем месте;
  • помощь во взаимодействии между штатными и добровольными сотруд­никами;
  • определение форм улучшения условий труда добровольцев и форм их по­ощрения;
  • работа с общественностью;
  • оценка деятельности добровольцев.

Координатор должен уметь общать­ся с людьми, решать возникающие про­блемы, быть хорошим психологом. Ус­пешному сотрудничеству помогает на­значение контактного лица и со сторо­ны добровольцев.

Приглашение добровольцев означа­ет для библиотеки необходимость орга­низации обучения штатных сотрудни­ков. С ними проводятся психологиче­ские тренинги, на которых их обучают общению с работниками-непрофессионалами, проявлению терпения, методам разрешения различных проблем и кон­фликтов.

Обучение добровольных сотрудников

Добровольцам предлагается обуче­ние как в самой библиотеке, так и на курсах и семинарах, организуемых дру­гими учреждениями. Обучение в самой библиотеке проходит по нескольким на­правлениям:

  • ознакомление с технологическим про­цессом, позволяющее добровольцам освоить основы их будущей деятель­ности без психологического давления со стороны штатных сотрудников;
  • ознакомления с опытом штатных сотрудников и уже работающих в биб­лиотеке добровольцев;
  • предоставление рабочих материалов, фиксирующих порядок и особенности выполнения рабочих операций. Добровольцам предлагаются также курсы и семинары, организованные дру­гими учреждениями.

Условия работы и формы поощрения добровольцев

В немецких библиотечных журналах мы чаще всего встречаем упоминания о неофициальном поощрении. Сюда отно­сится проявление внимания и участия, улучшение условий работы, некие бону­сы, связанные даже с материальными затратами. Широкое распространение имеют такие формы неофициального поощрения добровольца, как заинтере­сованное отношение со стороны штат­ных сотрудников и руководства библио­теки к его идеям и предложениям, при­влечение к обсуждению и принятию ре­шений по различным вопросам, выска­зывание одобрения и похвалы, предо­ставление большей самостоятельности в работе и увеличение ответственности за неё и т. д.

В числе форм неофициального по­ощрения деятельности сотрудников-добровольцев можно также назвать сле­дующие:

  • приглашение к участию вместе с пер­соналом библиотеки в праздновании Рождества, Нового года, в выездах на прогулки, экскурсии;
  • поздравления по случаю праздников, дня рождения и т. д.;
  • вручение маленьких подарков (напри­мер, книг, букетов цветов, открыток) к дням рождения, свадьбам или иным праздникам.

К официальным формам поощрения от­носятся:

  • награждение (например, федеральным крестом «За заслуги перед отече­ством», медалями и почётными знака­ми, орденами);
  • занесение в книгу почётных жителей города;
  • объявление благодарности и размеще­ние публикаций о деятельности того или иного добровольца на стендах в библиотеке, в библиотечных изда­ниях, в средствах массовой информа­ции, на веб-странице библиотеки;
  • предоставление почётного членства в обществе друзей библиотеки;
  • вручение письменных свидетельств и удостоверений с оценкой деятельно­сти, сертификатов с указанием об об­учении на курсах повышения квали­фикации;
  • организация регулярных встреч доб­ровольцев с выражением благодарно­сти за их деятельность и чествование их в рамках этих мероприятий.
  • Freiwilliges Engagement in Deutschland 1999— 2004. Ergebnisse der reprasentativen Trenderhebung zu Ehrenamt, Freiwilligenarbeit und btirgerschaftlichem Engagement [Электронный ре­сурс]. — Режим доступа: http://www.uni-konstanz.de/ freitag/fz bes/downloads/Freiwilligenbericht%20Deu tschland%201999-2004.pdf; Oik, T. Forderung des Biirgerschaftlichen Engagements [Электронный ре­сурс]. — Режим доступа: hltp://www.huerger-fuer- buerger.de/content/nav/AusgabeCoverl. pdf
  • Freiwilliges Engagement in Deutschland 1999- 2004.
  • Engagement Atlas 09 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zukunftsfonds.generali- deutschland.de/internet/csr/csr inter.nsf/contentBy- Kev/MPLZ-7L3EHX-DE-p; Freiwilliges Engagement in Deutschland 1999-2004:01k,T. Forderung des Biir­gerschaftlichen Engagements.

4 Oik T. Forderung des Biirgerschaftlichen Enga­gements.

5Gesetz zur weiteren Starkung des biirgerschaftlichen Engagements [Электронный ре­сурс]. — Режим доступа: www.uni-goettingen.de/de/ 75697.html

6 Bericht der Enquete-Kommission „Zukunft des Biirgerschaftlichen Engagements'.' Biirgerschaftliches Engagement: auf dem Weg in eine zukunftsfahige Biirgergesellschaft [Электронный ресурс]. — Ре­жим доступа: http://dipbt.bundestag.de/dip21/btd/ 14/089/1408900.pdf

  • Там же.

8 Ebert, О. Biirgerstiftungen und Ehrenamt. Eine Aufbauhilfe fiir eine Freiwilligenagentur [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gemein- sehaftsstiftungen-ost.de/ffles/original/galerie vom 10.11.2008 ll.34.46/Aufbauhilfe%20Freiwilligen- agentur%20gesamt%202%20(2).pdf: Was heifit bagfa? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bagfa.de/index.php?id=l

9 Engagement macht stark! [Электронный ре­сурс]. — Режим доступа: http://www.engagement- inaclit-stark.de/index.php?option=com content& task=view&id=14&Itemid=119

9. Fisch, G. Hast du Worte?! Lesepaten in der in- dividuellen Leseforderung // BFB. — 2009. — Jg. 3, №4. — S. 275-277; Preise fur biirgerschaftliches Engagement [Электронный ресурс]. — Режим до­ступа: http://zukunftsfonds.amb-generali.de/inter- net/csr/csr inter.ns£fcontentByKey/TKOH-7USDE4- DE-p

10 Akademie fiir Ehrenamtlichkeit Deutschland [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ehrenamt.de/: Bericht der Enquete-Kom­mission „Zukunft des Biirgerschaftlichen Engage­ments''.

11 Internationaler Tag des Ehrenamtes // Wikipedia [Электронный ресурс]. — Режим досту­па: http://de.wikipedia.org/wiki/Internationaler Tag des Ehrenamtes

12 Preise fiir biirgerschaftliches Engagement // Ge- nerali Deutschland Holding AG. [Электронный ре­сурс]. — Режим доступа: http://zukunftsfonds.amb- generali.de/internet/csr/csr inter.nsf/contentBvKey/T KOH-7USDE4-DE-p

13 Зефельдт Ю. Двери в прошлое и будущее — библиотеки в Германии. — Хильдесхайм: Георг Олмс, 2005. - 112 c.:Thier S. Ehrenamtliche Mitarbeit in deutschen Bibliotheken. Ergebnisse einer Umfrage [Текст] I SusanneThier II Bibliotheksdienst. — 1998. — Jg. 32, №1.-S. 108-120.

14 Bonte A. Weit mehr als ein Notbehelf II BIS. - 2009.-Jg. 2, №4,-S. 240-243.

15 Stumberger M. Ehrenamtliches Personal in Bibliotheken [Электронный ресурс]. — Режим до­ступа: http://www.spareninbibliotheken.de/docs/Eh- renamt in Bibliotheken.pdf

16 Freiwilligenarbeit in Bibliotheken: Stumberger, M. Ehrenamtliches Personal in Bibliotheken.

17 Leitfaden fur Freiwilligen-Arbeit in der StadtBi- bliothek Koln II Verband der Bibliotheken des Landes Nordrhein-Westfalen e.V. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http^/vbnw.de/fileadmin/ON- LINEHANDBUCH/download/Leitfaden fuer Frei- willigen-Arbeit-Koeln.pdf

18 Jansen D. 1st die Zeit reif? — Eine offentliche Bibliothek auf dem Weg zur Biirger-Bibliothek. Biir­gerschaftliches Engagement in der Stadtbibliothek Monchengladbach [Электронный ресурс]. — Ре­жим доступа: http://www.kupoge.de/ifli/ehrenamt/bi- bliotheken/bibliothek3.htm: Projektbeschreibung II Das Hochschulbibliothekszentrum des Landes Nordrhein-Westfalen [Электронный ресурс]. — Ре­жим доступа: http://www.hbz- nrw.de/kunden/gast/moenchengladbach/mediencor- ner/projekt.html

19 Jansen, D. 1st die Zeit reif? 

20 Leseohren aufgeklappt! Das Stuttgarter Vorle- seprojekt II Stadtbiicherei Stuttgart [Электронный ресурс]. — Режим    доступа: http://www5.stuttgart.de/stadtbuecherei/kinderbu- echerei/publikationen/leseprojekt.pdf

21 Freiwilligenarbeit in Bibliotheken.

22 Stumberger, M. Ehrenamtliches Personal in Bi­bliotheken.

23 Keite U. Eine Biicherhalle auf zwei Beinen II BuB. - 2009. - 61, №9. - S. 635-637.

24 Freiwilligenarbeit in Bibliotheken.

25 Stumberger, M. Ehrenamtliches Personal in Bi­bliotheken

26 Scharmann U. Die Jugendlichen geben wichtige Impulse II BuB. - 2008. - 60, №6. - S. 451-452.

27 Fisch G. Hast du Worte?! Lesepaten in der indi- viduellen Leseforderung II BFB. - 2009. - 3, №4. – S. 275-277; Kulzer G. Biirgerschaftliches Engage­ment: Bereicherung oder Belastung? // BFB. — 2007 – Jg. 1, №2. – S. 108-110.

28 Bibliotheken // Institut fiir Kulturpolitik [Элек­тронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ku- e.de/ifk/ehrenamt/bibliotheken/bihliothek.htm; Bonte A. Weit mehr als ein Notbehelf // – Jg. 2, №4.-S. 240-243.

29 Freiwilligenarbeit in Bibliotheken; Richter I. Konzept fiir die Betreuung von neuen Bibliotheks- kunden durch.

ehrenamtliches Personal am Beispiel der Stadtbiicherei Esslingen [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

hHp://digbib.iuk.hdm-stuttgart.de/epub/volltex- te/2004/372/: Stumberger M. Ehrenamtliches Personal in Bibliotheken; Thier S. Ehrenamtliche Mitarbeit in deutschen Bibliotheken. Ergebnisse einer Umfrage [Текст] //Bibliotheksdienst. - 1998. - Jg.32,№l. - S. 108-120.

30 Leitfaden fiir Freiwilligen-Arbeit in der Stadt- Bibliothek Koln.

31 Keite U. Eine Biicherhalle auf zwei Beinen.

32 Freiwilligenarbeit in Bibliotheken; Leitfaden fiir Freiwilligen-Arbeit in der StadtBibliothek Koln

33 Freiwilligenarbeit in Bibliotheken; Richter I. Konzept fiir die Betreuung von neuen Bibliotheks- kunden durch ehrenamtliches Personal am Beispiel der Stadtbiicherei Esslingen; Stumberger, M. Ehren­amtliches Personal in Bibliotheken.

34 Freiwilligenarbeit in Bibliotheken.

С автором можно связаться: julijal976@gmail.com

Юлия Евгеньевна Черничкина, главный библиограф Центра международного библиотековедения ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, Москва