Фомина Л. Развитие – череда изменений. К чему они ведут? / Л. Фомина // Библиополе. – 2010. – № 1. – С. 33-37.
Библиотека – социальный институт с большими возможностями влияния на читательское развитие. Но было бы большой ошибкой считать, что любые из её воздействий сказываются на читателях положительно. Конечно же, это не так. Незнание объективных закономерностей процесса развития часто приводит к педагогическим и методическим просчётам, вызывающим у детей негативную реакцию на чтение. В условиях библиотеки, где передача знаний по культуре чтения происходит неформально, особенно важно иметь ясное и полное представление о закономерностях и механизмах читательского развития.
Читательское развитие – процесс многоаспектный, но чтобы стала ясна каждая из его частностей, сначала необходимо рассмотреть его в целом. Начнём с главного, а именно: он является органической и неотъемлемой составной частью другого процесса – развития индивида, протекающего в полном соответствии с его основными закономерностями. Процесс же развития составляет смысл и содержание человеческой жизни, совершается в человеке его стараниями и для него самого.
Теперь посмотрим, что значит термин «развитие» и разберёмся в этом понятии. По своему содержанию развитие есть переход от одного качественного состояния к другому. Как это следует понимать применительно к человеку? Обратившись к языку психологии, мы увидим, что термин «развитие» употребляется в двух различных по смыслу понятиях – «психическое развитие индивида» и «развитие личности».
Психическое развитие индивида определяется как протекающий во времени и подчиняющийся объективным закономерностям последовательный процесс его внутренних изменений. Такие изменения возможны, потому что люди потенциально наделены необходимыми для этого природными анатомо-физиологическими задатками. Результатом этого развития является становление высших психических функций, их наличие принципиально отличает человека от животного. К их числу относятся абстрактное и логическое мышление, осознанность поведения, целенаправленность действий и их волевая регуляция, умение принимать решения и анализировать, воображение и др. Подобное развитие происходит не только во времени, но и в пространстве – человеческом сообществе, социуме.
Психическая реальность, как и любой предмет, представляет собой систему. Происходящие в ней преобразования взаимозависимы и взаимообусловлены: состояния одной из функций неизбежно влечёт за собой преобразования других. Так, например, изменения в свойствах памяти человека сказываются на качестве его воображения, изменённое воображение, в свою очередь, играет роль стимула для новых изменений качеств памяти. Одновременно эти изменения влекут за собой появление новообразований в мышлении, что вновь ведёт к изменению в свойствах памяти и так далее. Количественные, качественные и структурные преобразования психики составляют содержание и являются механизмом развития индивида.
То, что в психической реальности существуют какие-то качественно отличные отрезки времени (этапы), заметно не только самому человеку, но видно и со стороны. Мы часто слышим, например, такие выражения: «С того момента вся моя жизнь изменилась, и я теперь...», «Я больше не мог никогда заставить себя...», «С этого времени он стал более...», «С тех пор его словно подменили...», «И теперь я сам себя не узнаю...». Знаменуя собой факт преобразования, выражения такого рода служат для нас индикаторами свершающихся изменений. То, что человек может отмечать их сам в себе, свидетельствует также и о том, что он может направлять ход своего развития. Сложившаяся психика – это проявление возможности индивида предвидеть, планировать свои действия ещё до их реального осуществления; это возможность предвидеть последствия своих действий для других людей и для самого себя.
Психическое развитие, то есть развитие высших психических функций индивида, является условием и предпосылкой другого процесса – оно служит базисом для формирования личности. По образному выражению испанского философа и писателя Хосе Ортеги-и-Гассета, человек – это животное, которому удалось уйти в себя. Хотя его внутренняя сфера для взгляда извне не проницаема, она всё-таки имеет достаточно отчётливые внешние проявления. Для внешней среды её индикаторами служат поведение и поступки человека, исполняемые им социальные роли и те виды деятельности, в которых он участвует. Именно поэтому для полноты характеристики этого процесса принято такое понятие, как «развитие личности» – взгляд на видимую, обращённую к людям сторону человека.
Развитие личности – это процесс формирования социальных качеств индивида в результате его социализации, обучения и воспитания, то есть взаимодействия с окружающим миром. В его ходе он последовательно включается в ряд социально-предметных деятельностей и овладевает совокупным социальным опытом человечества.
Развитие личности протекает под воздействием двух факторов – внешнего и внутреннего. Внешние условия – весь социальный и природный мир в его совокупности. Внутренний фактор – те импульсы, которые возникают у индивида как следствие его физических и духовных потребностей. Это его мечты, чаяния, надежды, жизненные цели, планы, установки и пр., окрашенные как положительными, так и отрицательными эмоциями. Они обусловлены, подготовлены и сформированы всем ходом психического развития индивида и проявляются в виде его способности к саморегуляции. Результат процесса развития личности представляет собой некую равнодействующую внешней и внутренней движущих сил.
Развитие личности происходит последовательно и поэтапно. На первом этапе взаимодействия с социумом (социализация) индивид усваивает действующие ценности и нормы той общности, к которой принадлежит. Он овладевает принятыми в ней средствами и формами деятельности, и тем самым уподобляется другим её членам. Второй этап – это время сравнения себя с другими, определения личных особенностей, своей несхожести с иными, поиска способов её обозначения и утверждения.
При этом противоборствуют две противоположные тенденции: необходимость «быть как все» борется с желанием не походить ни на кого. Третий этап – интегрирующий. В его ходе разрешается следующее внутреннее противоречие: с одной стороны, человек хочет представить обществу свои отличительные особенности и способности во всей их полноте, но с другой, он ощущает потребность принять в себе самом и культивировать лишь те из них, которые способствуют социальным, а, следовательно, и его личным интересам. Немецкий философ и психолог Э. Фромм так характеризует парадокс человеческого существования – человек должен одновременно искать и близости, и независимости, и общности с другими и в то же время сохранения своей уникальности и особенности.
Итак, в очень обобщённом виде процесс развития личности вписывается в схему, общие контуры которой таковы: уподобиться другим – осознать и проявить индивидуальные особенности – сохранить самобытность, не утрачивая подобия другим. Данная схема отражает не только путь развития индивида в целом, но и путь развития каждой из множества её составляющих. Это значит, что в соответствии с ней происходит развитие любого из видов человеческой деятельности, читательской в том числе. В ней она наполняется следующим содержанием
На первом этапе (уподобления) человек открывает себя в качестве читателя и, приобретая базовые навыки чтения, идентифицирует себя в качестве субъекта данного вида деятельности. Задача данного этапа в большой степени носит репродуктивный характер – воспроизводство в личном опыте совокупного социального опыта читательской деятельности на уровне тех представлений, которые господствуют в данное время и закреплены документально, например, в образовательных стандартах.
Содержанием первого этапа является «накопление материала» – знаний, умений, навыков чтения. Если индивид может конкретно представить «перечень» своих читательских возможностей и сказать себе «Я не хуже других могу то, то и то...», это и будет собственно показателем развития, свидетельством произошедших на первом этапе качественных изменений (ведь начались они с нуля) и условием перехода к следующему этапу.
В позитивном случае индивид вступает во второй этап, содержанием которого становится процесс переработки накопленного – теперь в нём нужно разобраться не как в неком абстрактном, общечеловеческом, а как в личном опыте. На втором этапе (проявления индивидуальных особенностей) он сравнивает свои личные знания, умения и навыки с теми, которыми владеют другие, определяет свои сильные и слабые стороны. Он анализирует реальные достижения, определяет уровень притязаний, ищет образцы для подражания, осознаёт право на свою особость в области чтения и уникальность своего «читательского я», определяя форму поведения.
Содержанием развития и его движущей силой теперь становятся анализ и самопознание, а основными задачами этапа – осознание и решение проблемы «я и чтение». Это время поиска себя в данном виде деятельности и определения своей уникальности как читателя. Как видим, это этап интенсивных качественных изменений: чтобы найти свое читательское лицо, человеку необходимо во всём себя активно пробовать, ко всему примеряться, чего бы это ни касалось, будь то тематика чтения, его объёмы, носители информации, связь с другими видами деятельности и пр.
Если индивиду это удаётся (что опять-таки свидетельствует о серьёзном качественном преобразовании и его новом статусе в чтении деятельности), у него устанавливается прочная внутренняя связь с данным видом деятельности. Второй этап пройден с положительным итогом, если субъект читательской деятельности может сказать себе: «Что и как можно делать, мне известно, но лично предпочитаю быть вот таким читателем...» Это предопределяет его готовность к следующему шагу – переходу на третий этап.
На этом следующем этапе чтение рассматривается в более широком контексте и под иным углом зрения. Здесь вновь должна произойти принципиальная смена качества чтения. На третьем этапе (формирование персональной модели общей для всех деятельности) человек осознанно и целенаправленно входит в сложившуюся социальную систему и в качестве читателя ищет соответствующую этим условиям «самобытную форму уподобления чтению других». Содержанием этого этапа являются создание личного способа, манеры «быть читателем», выработка читательского мировоззрения. Ему предстоит скорректировать уже выработанные прежде личные читательские установки и уточнить персональный стиль читательского поведения таким образом, чтобы вписаться в социально обусловленный контекст.
Задача этого этапа – осознать и решить проблему «чтение как средство моей жизнедеятельности». Главное при этом – не замкнуться на проблеме личной уникальности, а найти связь своих творческих читательских возможностей с общественными интересами. Перед индивидом стоит задача достичь не только внутренней гармонии между чтением и другими сферами своей жизни, но и научиться управлять личной читательской деятельностью с учётом интересов социума – найти компромисс между личными и общественными интересами.
Как мы могли заметить, по мере читательского развития необходимость в его осмысления возрастает, индивид проходит путь от необходимого воспроизводства и накопления навыков к их свободному и творческому применению.
Для того чтобы квалифицировать человека как развитую личность, диагностировать его социальную зрелость, нужны какие-то объективные признаки. Необходимы они и для того, чтобы создавать идеальные или нормативные модели развития, читательской в том числе. Существуют ли какие-либо психологические критерии, на основании которых процесс развития индивида можно считать завершённым? Да, такие критерии существуют. Например, сформулированные видным отечественным психологом Л.И. Божович. Вот первый из них: личность – это человек, в сознании которого сложилась шкала мотивов поведения. Это значит, что он вписался в среду и видит себя в качестве члена общества: он может сопоставлять личное и общественное и, преодолевая свои непосредственные побуждения, осознанно действовать ради каких-то иных целей, иначе говоря, он стал способным к опосредованному поведению. Мотивы, по которым он преодолевает личные побуждения, являются значимыми с социальной точки зрения – как цели воспитания они изначально были заданы обществом. Общество же вырабатывает такие нормы социального бытия, которые обеспечивают его стабильность и способствуют поступательному движению.
Иначе говоря, опосредованное поведение – это способность индивида жить ради интересов социума, осознавая себя его частью. Личность – это уровень развития человека, на котором он сам ставит и решает жизненные задачи, осознаёт и развивает свои потребности. Но подлинной личностью он становится лишь при условии, когда самодеятельность и творчество направлены на принятие целей, задач, норм общества, которые он принимает как нужные ему. Человек может состояться как личность лишь при условии, что его непохожесть на других представляет ценность не только для него самого.
Термин «опосредованность поведения» отражает взаимосвязь индивида с обществом. Она была бы чрезвычайно простой, будь человек механизмом, а не тем сложным существом, каким он является в реальности. Поэтому второй критерий, отличительный признак социальной зрелости личности относится к области его внутренней жизни. Он формулируется как способность к сознательному руководству собственным поведением в изначально заданных обществом условиях.
На первый взгляд может показаться, что это повторение первого критерия, но это не так. В нём рассматривается способность индивида, направленная на самого себя, на внутренний мир. Это его умение быть самим собой, не вступая в конфликт с обществом. Такое умение необходимо человеку для поддержания собственного полноценного существования, развития и самоактуализации. Оно действует как механизм ещё более тонкой подстройки к реалиям внешнего мира, давая ему возможность как можно более полно выявлять и использовать свой потенциал. Благодаря этой способности любой из нас может существовать ради интересов социума, не забывая о собственных потребностях, не утрачивая личных интересов и стремлений. Своим поведением человек осознанно управляет, руководствуясь самостоятельно сформулированными мотивами, например, личными жизненными целями, житейскими правилами или принципами.
Таким образом, цель развития личности – заинтересованное и осознанное проектирование и созидание собственной жизни, а его идеальный результат – достижение гармонии с собой и с миром. Если индивид осуществил все эти задачи, если и его «читательская составляющая» достигла того же результата, если благодаря ей он и пришёл к гармонии с собой и миром, то его, вероятно, можно считать «личностью в чтении» – состоявшимся, зрелым читателем. С точки зрения общего и читательского развития, это лучший из возможных результат.
И вот здесь напрашивается вопрос: а так ли легко её достичь? Стоит его задать, как за ним следует целая лавина новых, один сложнее другого. Вернее, сложны не вопросы, сложно дать ответы на них. Знаем ли мы, например, каждый ли потенциально способен пройти путь развития до его идеального завершения? Кто на практике может это объективно диагностировать? Известно ли достоверно, как долго должно продолжаться развитие личности? Почему самые, казалось бы, наилучшие условия развития не всегда дают положительный результат? Почему его вообще невозможно гарантировать? Их перечень можно продолжить, но, и тех, что заданы, достаточно для того, чтобы уяснить, проблемы какой невероятной сложности стоят перед всеми, кто сопричастен обучению детей и тому таинству, которое обозначается лаконичным словосочетанием – «развитие личности».
Развитие личности – это жизненная история с неопределённым итогом. Нам надо отдавать себе в этом отчёт и принимать как данность, что и развитие в целом, и читательская составляющая в частности были и остаются процессами вероятностными. Почему? Ответ мы получим, если вернёмся к тому месту, где описаны этапы читательского развития – его позитивный вариант, при котором субъект читательской деятельности всякий раз благополучно преодолевает новый рубеж, всякий раз справляется с новой для себя и неожиданной задачей.
Встав на путь читательского развития, дети становятся на путь бесконечного преодоления трудностей. Остаться на нём они могут лишь при условии, что справляются с большинством возникающих перед ними препятствий. Часто одного небольшого препятствия (небольшого, на взгляд взрослого) оказывается достаточно, чтобы они на этом пути задержались ненадолго, а то и вовсе с него сошли. Линия развития очень легко может прерваться в любой из читательских ситуаций, с которой ребёнок не справляется по той простой причине, что уровень, необходимый для решения читательской задачи, превышает реальный уровень его умений.
Каждому ли человеку по плечу эта грандиозная жизненная задача – развитие в себе читателя? Тот, кто ответит утвердительно, будет прав, и для оптимизма у него есть основания – примеры всех тех людей, которых мы знаем и которые этот путь уже совершили. У того, кто в большей степени склонен к отрицательному ответу, тоже имеются достаточно серьёзные причины, а аргумент – негативные примеры, то есть все те люди, которым пройти этот путь не удалось.
В период кризиса чтения подобные аргументы становятся особенно доказательными, усиливая позицию сторонников того мнения, что положительный результат недостижим для большинства. Оно может показаться обескураживающе пессимистическим, но его можно воспринимать и иначе – как констатацию факта реальной сложности задачи, которую берёт на себя библиотекарь, ставя цель содействовать ребёнку в его читательском развитии. Берясь за такую задачу, не следует пытаться её упрощать, но, понимая всю её сложность, искать адекватные ей меры педагогических действий.
Мы ставили целью установить чёткую и понятную связь процессов развития индивида с собственно читательским развитием, и мы пришли к ней. Человек сам строит свою жизнь, и никто со стороны не сделает его личностью – это труд его души. Никто со стороны не сделает его чтение полноценным и не превратит его в зрелого субъекта читательской деятельности – и это тоже его, и только его работа. Мы рассмотрели чтение в широком контексте жизни, психического и личностного развития, и эта точка зрения подсказала нам, что библиотекарь наилучшим образом выполнит свою задачу, помогая детям осознать себя и состояться в качестве субъектов читательской деятельности как труда, который даёт им возможность созидать свою жизнь.
В условиях библиотеки главные усилия по поддержке читательского развития детей целесообразнее всего направить на развитие мотивации чтения.
Выводы:
- Индивидуальность не даётся человеку в придачу к его телу. Он обретает её, развивая собственное самоощущение и переходящую в привычку способность обосновывать для себя свои действия, чувства, мысли. Самостоятельно оценивая свои возможности, он решает, использовать их или нет. Решение о том, быть ли ему читателем, он тоже должен принять самостоятельно.
- Чтение является не только базовым социальным навыком и мощным источником развития, но самоценной сферой жизни и самоактуализации индивида. Чтобы состояться в качестве читателя, ему необходимо себя таковым осознать и неустанно совершенствоваться в этой роли.
- Читательское развитие – процесс, начинающийся с рождения, протекающий на протяжении всей жизни человека и никогда не прекращающийся. В нём могут выделяться периоды активности, стагнации и деградации, прогресса и регресса, обусловленные как собственно читательской деятельностью, так и иными сторонами и особенностями организма и хода психологического развития индивида. В силу этого читательская деятельность – явление труднопрогнозируемое.
- Читательское развитие возможно лишь при условии, что человек отличает читательскую деятельность от других (учебной, познавательной), выделяет в ней для себя важные, привлекательные, полезные стороны, видит в ней для себя некую жизненную перспективу, связывает с ней какие-то личные надежды и не выключается из неё, поддерживая свои читательские способности хотя на минимальном уровне.
- Оценить, достиг ли индивид уровня «личности», можно лишь по завершении третьего этапа развития, сроки которого никто не может ни установить, ни тем более узаконить, что целиком и полностью относится и к его развитию в качестве читателя.
- Существуют критерии, на основании которых человека можно характеризовать как личность, но не существует «единого, типового образца личности». В том суть понятия «личность» и заключается, что её проявления бесконечно многолики. Аналогично тому понятие «зрелый субъект читательской деятельности» ничего общего не имеет со стандарт- ным набором навыков. Образ развитого читателя нельзя отождествлять с неким шаблоном, это – уникальное, но органичное для конкретного индивида сочетание человеческих и читательских качеств. Спектр проявлений читательской развитости чрезвычайно широк. Помочь человеку осознать это уже в начале его читательского пути, значит убрать с его дороги барьеры психической несовместимости с источниками информации, облегчить и ускорить его продвижение вперед.
Вопросы для размышления и самопроверки:
- Можно ли в процессе читательского развития миновать какой-то из его этапов?
- Встречали ли вы людей, для которых чтение стало средством жизнедеятельности? Какова, на ваш взгляд, главная отличительная черта их читательской деятельности?
- Вспомните начало своего читательского пути: видели ли вы разницу между своим чтением и чтением своих одноклассников и друзей. В чём проявлялась ваша «читательская особинка»?
5. Приходилось ли вам корректировать какие-либо из своих читательских установок?
- Можно ли связать этапы читательского развития с возрастом?
- Перечитайте ту часть текста, в которой описаны этапы читательского развития, и дайте краткую формулировку той роли, которую, по вашему мнению, может играть библиотекарь на каждом из этих этапов.
- Какие из библиотечных форм работы в наибольшей степени способствуют читательскому развитию?
- Почему журналисты так любят задавать знаменитым людям вопросы об их чтении?
- Можно ли считаться личностью человека, не владеющего навыками культуры чтения?
Углубить знания о процессе развития детей рекомендуем по следующим изданиям:
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. –672 с.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. –400 с.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: ACT, 2008. – 352 с.
Мухина, B.C. Возрастная психология: учебник для студ. вузов. -4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.–456 с.
Если вы ещё не знакомы с книгой Даниэля Пеннака (Пеннак Д. Как роман: эссе. М.: Самокат, 2005. 196с.), в которой автор размышляет о возможности приобщении детей к чтению и рассказывает о своём собственном опыте, прочесть её будет и интересно, и полезно. Особо примечательны в ней сформулированные автором «Права читателей», отталкиваясь от которых с детьми можно вести разговор об их читательском становлении и учить их анализировать своё читательское поведение.
О подобном опыте можно прочесть в статье О. Степаньковой «Права читателей из «Зернышка»: Как Даниэля Пеннака читали в станице Динской», опубликованной в газете «Первое сентября» (2006. № 1) или в электронной версии: http://lib>.1september. ru/2006/01/2.htm.