Фомина Л. Развитие – череда изменений. К чему они ведут? / Л. Фомина // Библиополе. – 2010. – № 1. – С. 33-37.

Библиотека – социальный институт с большими возможностями влияния на читательское развитие. Но было бы большой ошибкой считать, что любые из её воздействий сказываются на читателях положительно. Конечно же, это не так. Незнание объективных закономерностей процесса развития часто приводит к педагогическим и методическим просчётам, вызывающим у детей негативную реакцию на чтение. В условиях библиотеки, где передача знаний по культуре чтения происходит неформально, особенно важно иметь ясное и полное представление о закономерностях и механизмах читательского развития.

Читательское развитие – про­цесс многоаспектный, но что­бы стала ясна каждая из его част­ностей, сначала необходимо рас­смотреть его в целом. Начнём с главного, а именно: он является органической и неотъемлемой составной частью другого процес­са – развития индивида, проте­кающего в полном соответствии с его основными закономерностя­ми. Процесс же развития состав­ляет смысл и содержание челове­ческой жизни, совершается в че­ловеке его стараниями и для него самого.

Теперь посмотрим, что значит термин «развитие» и разберёмся в этом понятии. По своему содер­жанию развитие есть переход от одного качественного состояния к другому. Как это следует пони­мать применительно к человеку? Обратившись к языку психологии, мы увидим, что термин «развитие» употребляется в двух различных по смыслу понятиях – «психичес­кое развитие индивида» и «разви­тие личности».

Психическое развитие индиви­да определяется как протекаю­щий во времени и подчиняющий­ся объективным закономерностям последовательный процесс его внутренних изменений. Такие из­менения возможны, потому что люди потенциально наделены необходимыми для этого природны­ми анатомо-физиологическими задатками. Результатом этого развития является становление высших психических функций, их наличие принципиально отличает человека от животного. К их чис­лу относятся абстрактное и логическое мышление, осознанность поведения, целенаправленность действий и их волевая регуляция, умение принимать решения и ана­лизировать, воображение и др. Подобное развитие происходит не только во времени, но и в пространстве – человеческом сообще­стве, социуме.

Психическая реальность, как и любой предмет, представляет собой систему. Происходящие в ней преобразования взаимозависимы и взаимообусловлены: состояния одной из функций неизбежно вле­чёт за собой преобразования дру­гих. Так, например, изменения в свойствах памяти человека ска­зываются на качестве его воображения, изменённое воображение, в свою очередь, играет роль сти­мула для новых изменений ка­честв памяти. Одновременно эти изменения влекут за собой появ­ление новообразований в мышле­нии, что вновь ведёт к изменению в свойствах памяти и так далее. Количественные, качественные и структурные преобразования психики составляют содержание и являются механизмом развития индивида.

То, что в психической реаль­ности существуют какие-то каче­ственно отличные отрезки време­ни (этапы), заметно не только са­мому человеку, но видно и со стороны. Мы часто слышим, на­пример, такие выражения: «С того момента вся моя жизнь измени­лась, и я теперь...», «Я больше не мог никогда заставить себя...», «С этого времени он стал более...», «С тех пор его словно подмени­ли...», «И теперь я сам себя не уз­наю...». Знаменуя собой факт пре­образования, выражения такого рода служат для нас индикатора­ми свершающихся изменений. То, что человек может отмечать их сам в себе, свидетельствует также и о том, что он может направлять ход своего развития. Сложившая­ся психика – это проявление воз­можности индивида предвидеть, планировать свои действия ещё до их реального осуществления; это возможность предвидеть по­следствия своих действий для других людей и для самого себя.

Психическое развитие, то есть развитие высших психических функций индивида, является ус­ловием и предпосылкой другого процесса – оно служит базисом для формирования личности. По образному выражению испанско­го философа и писателя Хосе Ортеги-и-Гассета, человек – это жи­вотное, которому удалось уйти в себя. Хотя его внутренняя сфера для взгляда извне не проницае­ма, она всё-таки имеет достаточ­но отчётливые внешние проявле­ния. Для внешней среды её инди­каторами служат поведение и поступки человека, исполняемые им социальные роли и те виды де­ятельности, в которых он участву­ет. Именно поэтому для полноты характеристики этого процесса принято такое понятие, как «раз­витие личности» – взгляд на ви­димую, обращённую к людям сто­рону человека.

Развитие личности – это про­цесс формирования социальных качеств индивида в результате его социализации, обучения и воспи­тания, то есть взаимодействия с окружающим миром. В его ходе он последовательно включается в ряд социально-предметных деятельностей и овладевает совокуп­ным социальным опытом челове­чества.

Развитие личности протекает под воздействием двух факторов – внешнего и внутреннего. Внеш­ние условия – весь социальный и природный мир в его совокупнос­ти. Внутренний фактор – те им­пульсы, которые возникают у ин­дивида как следствие его физических и духовных потребностей. Это его мечты, чаяния, надежды, жизненные цели, планы, установ­ки и пр., окрашенные как положи­тельными, так и отрицательными эмоциями. Они обусловлены, подготовлены и сформированы всем ходом психического разви­тия индивида и проявляются в ви­де его способности к саморегуляции. Результат процесса разви­тия личности представляет собой некую равнодействующую внеш­ней и внутренней движущих сил.

Развитие личности происходит последовательно и поэтапно. На первом этапе взаимодействия с социумом (социализация) инди­вид усваивает действующие цен­ности и нормы той общности, к ко­торой принадлежит. Он овладева­ет принятыми в ней средствами и формами деятельности, и тем са­мым уподобляется другим её чле­нам. Второй этап – это время сравнения себя с другими, опре­деления личных особенностей, своей несхожести с иными, поис­ка способов её обозначения и ут­верждения.

При этом противоборствуют две противоположные тенденции: необходимость «быть как все» бо­рется с желанием не походить ни на кого. Третий этап – интегри­рующий. В его ходе разрешается следующее внутреннее противо­речие: с одной стороны, человек хочет представить обществу свои отличительные особенности и способности во всей их полноте, но с другой, он ощущает потреб­ность принять в себе самом и культивировать лишь те из них, которые способствуют социаль­ным, а, следовательно, и его лич­ным интересам. Немецкий фило­соф и психолог Э. Фромм так характеризует парадокс челове­ческого существования – чело­век должен одновременно искать и близости, и независимости, и общности с другими и в то же вре­мя сохранения своей уникальнос­ти и особенности.

Итак, в очень обобщённом ви­де процесс развития личности вписывается в схему, общие кон­туры которой таковы: уподобить­ся другим – осознать и проявить индивидуальные особенности – сохранить самобытность, не утра­чивая подобия другим. Данная схема отражает не только путь развития индивида в целом, но и путь развития каждой из множе­ства её составляющих. Это зна­чит, что в соответствии с ней про­исходит развитие любого из ви­дов человеческой деятельности, читательской в том числе. В ней она наполняется следующим со­держанием

На первом этапе (уподобле­ния) человек открывает себя в ка­честве читателя и, приобретая ба­зовые навыки чтения, идентифи­цирует себя в качестве субъекта данного вида деятельности. За­дача данного этапа в большой степени носит репродуктивный характер – воспроизводство в личном опыте совокупного соци­ального опыта читательской деятельности на уровне тех представлений, которые господствуют в данное время и закреплены документально, например, в образо­вательных стандартах.

Содержанием первого этапа является «накопление материа­ла» – знаний, умений, навыков чтения. Если индивид может конк­ретно представить «перечень» своих читательских возможнос­тей и сказать себе «Я не хуже дру­гих могу то, то и то...», это и будет собственно показателем разви­тия, свидетельством произошед­ших на первом этапе качествен­ных изменений (ведь начались они с нуля) и условием перехода к следующему этапу.

В позитивном случае индивид вступает во второй этап, содер­жанием которого становится про­цесс переработки накопленного – теперь в нём нужно разобраться не как в неком абстрактном, об­щечеловеческом, а как в личном опыте. На втором этапе (проявле­ния индивидуальных особеннос­тей) он сравнивает свои личные знания, умения и навыки с теми, которыми владеют другие, опре­деляет свои сильные и слабые стороны. Он анализирует реаль­ные достижения, определяет уро­вень притязаний, ищет образцы для подражания, осознаёт право на свою особость в области чте­ния и уникальность своего «чита­тельского я», определяя форму поведения.

Содержанием развития и его движущей силой теперь становят­ся анализ и самопознание, а ос­новными задачами этапа – осо­знание и решение проблемы «я и чтение». Это время поиска себя в данном виде деятельности и оп­ределения своей уникальности как читателя. Как видим, это этап интенсивных качественных изме­нений: чтобы найти свое чита­тельское лицо, человеку необхо­димо во всём себя активно про­бовать, ко всему примеряться, че­го бы это ни касалось, будь то те­матика чтения, его объёмы, носи­тели информации, связь с други­ми видами деятельности и пр.

Если индивиду это удаётся (что опять-таки свидетельствует о серьёзном качественном преоб­разовании и его новом статусе в чтении деятельности), у него ус­танавливается прочная внутрен­няя связь с данным видом дея­тельности. Второй этап пройден с положительным итогом, если субъект читательской деятельнос­ти может сказать себе: «Что и как можно делать, мне известно, но лично предпочитаю быть вот та­ким читателем...» Это предопре­деляет его готовность к следую­щему шагу – переходу на третий этап.

На этом следующем этапе чте­ние рассматривается в более ши­роком контексте и под иным уг­лом зрения. Здесь вновь должна произойти принципиальная сме­на качества чтения. На третьем этапе (формирование персональ­ной модели общей для всех дея­тельности) человек осознанно и целенаправленно входит в сло­жившуюся социальную систему и в качестве читателя ищет соответ­ствующую этим условиям «само­бытную форму уподобления чте­нию других». Содержанием этого этапа являются создание лично­го способа, манеры «быть читате­лем», выработка читательского мировоззрения. Ему предстоит скорректировать уже выработан­ные прежде личные читательские установки и уточнить персональ­ный стиль читательского поведе­ния таким образом, чтобы впи­саться в социально обусловлен­ный контекст.

Задача этого этапа – осознать и решить проблему «чтение как средство моей жизнедеятельнос­ти». Главное при этом – не замк­нуться на проблеме личной уни­кальности, а найти связь своих творческих читательских возмож­ностей с общественными интере­сами. Перед индивидом стоит за­дача достичь не только внутрен­ней гармонии между чтением и другими сферами своей жизни, но и научиться управлять личной чи­тательской деятельностью с учё­том интересов социума – найти компромисс между личными и об­щественными интересами.

Как мы могли заметить, по ме­ре читательского развития необ­ходимость в его осмысления воз­растает, индивид проходит путь от необходимого воспроизвод­ства и накопления навыков к их свободному и творческому при­менению.

Для того чтобы квалифициро­вать человека как развитую лич­ность, диагностировать его соци­альную зрелость, нужны какие-то объективные признаки. Необхо­димы они и для того, чтобы соз­давать идеальные или норматив­ные модели развития, читатель­ской в том числе. Существуют ли какие-либо психологические кри­терии, на основании которых про­цесс развития индивида можно считать завершённым? Да, такие критерии существуют. Например, сформулированные видным оте­чественным психологом Л.И. Божович. Вот первый из них: лич­ность – это человек, в сознании которого сложилась шкала моти­вов поведения. Это значит, что он вписался в среду и видит себя в качестве члена общества: он мо­жет сопоставлять личное и обще­ственное и, преодолевая свои не­посредственные побуждения, осознанно действовать ради ка­ких-то иных целей, иначе говоря, он стал способным к опосредо­ванному поведению. Мотивы, по которым он преодолевает личные побуждения, являются значимы­ми с социальной точки зрения – как цели воспитания они изна­чально были заданы обществом. Общество же вырабатывает такие нормы социального бытия, кото­рые обеспечивают его стабиль­ность и способствуют поступа­тельному движению.

Иначе говоря, опосредованное поведение – это способность ин­дивида жить ради интересов со­циума, осознавая себя его частью. Личность – это уровень развития человека, на котором он сам ста­вит и решает жизненные задачи, осознаёт и развивает свои пот­ребности. Но подлинной лич­ностью он становится лишь при условии, когда самодеятельность и творчество направлены на при­нятие целей, задач, норм общест­ва, которые он принимает как нужные ему. Человек может состояться как личность лишь при условии, что его непохожесть на других представляет ценность не только для него самого.

Термин «опосредованность поведения» отражает взаимосвязь индивида с обществом. Она была бы чрезвычайно простой, будь че­ловек механизмом, а не тем слож­ным существом, каким он являет­ся в реальности. Поэтому второй критерий, отличительный признак социальной зрелости личности от­носится к области его внутренней жизни. Он формулируется как спо­собность к сознательному руково­дству собственным поведением в изначально заданных обществом условиях.

На первый взгляд может пока­заться, что это повторение перво­го критерия, но это не так. В нём рассматривается способность ин­дивида, направленная на самого себя, на внутренний мир. Это его умение быть самим собой, не вступая в конфликт с обществом. Такое умение необходимо чело­веку для поддержания собствен­ного полноценного существова­ния, развития и самоактуализации. Оно действует как механизм ещё более тонкой подстройки к реалиям внешнего мира, давая ему возможность как можно бо­лее полно выявлять и использо­вать свой потенциал. Благодаря этой способности любой из нас может существовать ради инте­ресов социума, не забывая о собственных потребностях, не ут­рачивая личных интересов и стремлений. Своим поведением человек осознанно управляет, ру­ководствуясь самостоятельно сформулированными мотивами, например, личными жизненными целями, житейскими правилами или принципами.

Таким образом, цель развития личности – заинтересованное и осознанное проектирование и со­зидание собственной жизни, а его идеальный результат – достиже­ние гармонии с собой и с миром. Если индивид осуществил все эти задачи, если и его «читательская составляющая» достигла того же результата, если благодаря ей он и пришёл к гармонии с собой и миром, то его, вероятно, можно считать «личностью в чтении» – состоявшимся, зрелым читате­лем. С точки зрения общего и чи­тательского развития, это лучший из возможных результат.

И вот здесь напрашивается вопрос: а так ли легко её достичь? Стоит его задать, как за ним сле­дует целая лавина новых, один сложнее другого. Вернее, слож­ны не вопросы, сложно дать отве­ты на них. Знаем ли мы, напри­мер, каждый ли потенциально способен пройти путь развития до его идеального завершения? Кто на практике может это объектив­но диагностировать? Известно ли достоверно, как долго должно продолжаться развитие личнос­ти? Почему самые, казалось бы, наилучшие условия развития не всегда дают положительный ре­зультат? Почему его вообще не­возможно гарантировать? Их пе­речень можно продолжить, но, и тех, что заданы, достаточно для того, чтобы уяснить, проблемы ка­кой невероятной сложности сто­ят перед всеми, кто сопричастен обучению детей и тому таинству, которое обозначается лаконич­ным словосочетанием – «разви­тие личности».

Развитие личности – это жиз­ненная история с неопределён­ным итогом. Нам надо отдавать себе в этом отчёт и принимать как данность, что и развитие в це­лом, и читательская составляю­щая в частности были и остают­ся процессами вероятностными. Почему? Ответ мы получим, ес­ли вернёмся к тому месту, где описаны этапы читательского развития – его позитивный ва­риант, при котором субъект чи­тательской деятельности всякий раз благополучно преодолевает новый рубеж, всякий раз справ­ляется с новой для себя и неожи­данной задачей.

Встав на путь читательского развития, дети становятся на путь бесконечного преодоления труд­ностей. Остаться на нём они мо­гут лишь при условии, что справ­ляются с большинством возника­ющих перед ними препятствий. Часто одного небольшого препят­ствия (небольшого, на взгляд взрослого) оказывается достаточ­но, чтобы они на этом пути задер­жались ненадолго, а то и вовсе с него сошли. Линия развития очень легко может прерваться в любой из читательских ситуаций, с кото­рой ребёнок не справляется по той простой причине, что уровень, необходимый для решения чита­тельской задачи, превышает ре­альный уровень его умений.

Каждому ли человеку по плечу эта грандиозная жизненная зада­ча – развитие в себе читателя? Тот, кто ответит утвердительно, будет прав, и для оптимизма у не­го есть основания – примеры всех тех людей, которых мы зна­ем и которые этот путь уже совер­шили. У того, кто в большей сте­пени склонен к отрицательному ответу, тоже имеются достаточно серьёзные причины, а аргумент – негативные примеры, то есть все те люди, которым пройти этот путь не удалось.

В период кризиса чтения по­добные аргументы становятся особенно доказательными, уси­ливая позицию сторонников того мнения, что положительный ре­зультат недостижим для больши­нства. Оно может показаться обескураживающе пессимисти­ческим, но его можно восприни­мать и иначе – как констатацию факта реальной сложности зада­чи, которую берёт на себя библи­отекарь, ставя цель содейство­вать ребёнку в его читательском развитии. Берясь за такую зада­чу, не следует пытаться её упро­щать, но, понимая всю её слож­ность, искать адекватные ей ме­ры педагогических действий.

Мы ставили целью установить чёткую и понятную связь процес­сов развития индивида с собственно читательским разви­тием, и мы пришли к ней. Человек сам строит свою жизнь, и никто со стороны не сделает его лич­ностью – это труд его души. Ник­то со стороны не сделает его чте­ние полноценным и не превратит его в зрелого субъекта читатель­ской деятельности – и это тоже его, и только его работа. Мы рас­смотрели чтение в широком кон­тексте жизни, психического и личностного развития, и эта точ­ка зрения подсказала нам, что библиотекарь наилучшим обра­зом выполнит свою задачу, по­могая детям осознать себя и состояться в качестве субъектов читательской деятельности как труда, который даёт им возмож­ность созидать свою жизнь.

В условиях библиотеки глав­ные усилия по поддержке чита­тельского развития детей целе­сообразнее всего направить на развитие мотивации чтения.

Выводы:

  • Индивидуальность не даётся человеку в придачу к его телу. Он обретает её, развивая собственное самоощущение и переходящую в привычку спо­собность обосновывать для себя свои действия, чувства, мысли. Самостоятельно оце­нивая свои возможности, он решает, использовать их или нет. Решение о том, быть ли ему читателем, он тоже должен принять самостоятельно.
  • Чтение является не только ба­зовым социальным навыком и мощным источником развития, но самоценной сферой жизни и самоактуализации индиви­да. Чтобы состояться в качест­ве читателя, ему необходимо себя таковым осознать и неус­танно совершенствоваться в этой роли.
  • Читательское развитие – про­цесс, начинающийся с рожде­ния, протекающий на протяже­нии всей жизни человека и ни­когда не прекращающийся. В нём могут выделяться перио­ды активности, стагнации и деградации, прогресса и рег­ресса, обусловленные как собственно читательской дея­тельностью, так и иными сто­ронами и особенностями ор­ганизма и хода психологичес­кого развития индивида. В силу этого читательская дея­тельность – явление труднопрогнозируемое.
  • Читательское развитие воз­можно лишь при условии, что человек отличает читатель­скую деятельность от других (учебной, познавательной), выделяет в ней для себя важ­ные, привлекательные, полез­ные стороны, видит в ней для себя некую жизненную перспективу, связывает с ней ка­кие-то личные надежды и не выключается из неё, поддер­живая свои читательские спо­собности хотя на минималь­ном уровне.
  • Оценить, достиг ли индивид уровня «личности», можно лишь по завершении третьего этапа развития, сроки которо­го никто не может ни устано­вить, ни тем более узаконить, что целиком и полностью от­носится и к его развитию в ка­честве читателя.
  • Существуют критерии, на ос­новании которых человека можно характеризовать как личность, но не существует «единого, типового образца личности». В том суть понятия «личность» и заключается, что её проявления бесконечно многолики. Аналогично тому понятие «зрелый субъект чита­тельской деятельности» ниче­го общего не имеет со стандарт- ным набором навыков. Об­раз развитого читателя нель­зя отождествлять с неким шаб­лоном, это – уникальное, но органичное для конкретного индивида сочетание челове­ческих и читательских качеств. Спектр проявлений читатель­ской развитости чрезвычайно широк. Помочь человеку осоз­нать это уже в начале его чита­тельского пути, значит убрать с его дороги барьеры психичес­кой несовместимости с источ­никами информации, облег­чить и ускорить его продвиже­ние вперед.

Вопросы для размышления и самопроверки:

  1. Можно ли в процессе чита­тельского развития миновать ка­кой-то из его этапов?
    1. Встречали ли вы людей, для которых чтение стало средством жизнедеятельности? Какова, на ваш взгляд, главная отличитель­ная черта их читательской дея­тельности?
  2. Вспомните начало своего читательского пути: видели ли вы разницу между своим чтением и чтением своих одноклассников и друзей. В чём проявлялась ваша «читательская особинка»?

5. Приходилось ли вам коррек­тировать какие-либо из своих чи­тательских установок?

  1. Можно ли связать этапы чи­тательского развития с возрастом?
    1. Перечитайте ту часть текс­та, в которой описаны этапы чи­тательского развития, и дайте краткую формулировку той роли, которую, по вашему мнению, мо­жет играть библиотекарь на каж­дом из этих этапов.
    2. Какие из библиотечных форм работы в наибольшей сте­пени способствуют читательско­му развитию?
    3. Почему журналисты так лю­бят задавать знаменитым людям вопросы об их чтении?
    4. Можно ли считаться лич­ностью человека, не владеющего навыками культуры чтения?

Углубить знания о процессе развития детей рекомендуем по следующим изданиям:

Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стерео­тип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. –672 с.

Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрас­те. – СПб.: Питер, 2008. –400 с.

Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лек­ций. – М.: ACT, 2008. – 352 с.

Мухина, B.C. Возрастная пси­хология: учебник для студ. ву­зов. -4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.–456 с.

Если вы ещё не знакомы с кни­гой Даниэля Пеннака (Пеннак Д. Как роман: эссе. М.: Самокат, 2005. 196с.), в которой автор размышляет о возможности при­общении детей к чтению и рас­сказывает о своём собственном опыте, прочесть её будет и инте­ресно, и полезно. Особо приме­чательны в ней сформулирован­ные автором «Права читателей», отталкиваясь от которых с детьми можно вести разговор об их чи­тательском становлении и учить их анализировать своё чита­тельское поведение.

О подобном опыте можно про­честь в статье О. Степаньковой «Права читателей из «Зерныш­ка»: Как Даниэля Пеннака читали в станице Динской», опублико­ванной в газете «Первое сентяб­ря» (2006. № 1) или в электрон­ной версии: http://lib>.1september. ru/2006/01/2.htm.

Лариса ФОМИНА, заведующая сектором проблем детского чтения Центральной городской детской библиотеки имени А. П. Гайдара, г. Москва