Коренец, С. От книги – к компьютеру, от компьютера – к книге / С. Коренец // Школьная библиотека. – 2010. – № 8. – С. 12-14.

Проблема привлечения детей к чтению, возвращения им радости общения с книгой, высокой (да не побоимся этого •слова!) литературой стоит на повестке дня любой библиотеки.

Уж только совсем равнодуш­ный (или ленивый) не высказался на эту тему. А наш юный (массовый) читатель по-прежнему идёт в библиотеку в основном за программными произведениями, игнорируя потуги библиотека­рей завлечь его красочными выставками, вос­торженными презентациями книжных новинок, различными «массовыми мероприятиями». Только проявит еще интерес к творческому кон­курсу, да и то — осторожно. Но узнав, что в библиотеке можно посидеть за компьюте­ром, сразу живо откликается. И вот он уже наш! Теперь он становится завсегдатаем «Крыловки» (так ласково называют нашу библиотеку в народе). Он и не подозревает, на какие уловки и приёмы мы готовы пойти, чтобы удержать его в стенах нашей библиотеки до взрослого состояния, какими замечательными книгами мы хотим его окружить, как мечтаем сделать из него настоящего книгочея и гордить­ся тем, что вырастили незаурядную личность! И надежду на то, что «невозможное — возможно», даёт успешное осуществление программы, где наш читатель совмещает работу с книгой и компьютером.

О том, какие «сюрпризы» мы готовим нашим читателям, я и хочу рассказать.

Наш отдел электронного обслуживания Ярославской областной детской библиотеки им. И.А. Крылова функционирует недавно — с 1 января 2009 года. Его создание как структур­ной единицы — это не дань моде, а необходи­мость, продиктованная реалиями нашей жизни. Детские библиотеки всё активнее осваивают пока ещё новое информационное пространство. Воплощением данного пространства становят­ся медиатеки с их идеей комплексного объединения различных носителей информации, что дает возможность пользователю перейти от компьютера и мультимедиа к журналам и кни­гам. Именно эту задачу: с помощью имеющихся электронных средств привлечь детей к чтению, содействовать развитию любознательности, сделать процесс получения знаний интересным — ставит перед собой наш отдел. Результатом на­ших усилий стало создание электронных викто­рин «Книги-юбиляры», «Литературные забавы» и участие совместно с отделом обслуживания читателей среднего и старшего школьного воз­раста в программе «Летнее чтение».

Идея создания электронной викторины роди­лась ещё в 2008 году. Среди прочих мероприятий в рамках «Недели детской книги» читателям была предложена викторина «Книги-юбиляры». Ребята могли найти ответы на вопросы викторины как с помощью ресурсов Интернета, так и книг в чи­тальном зале библиотеки, а правильные ответы внести в электронную форму. Было предложено три задания, два — направленные на разви­тие логического мышления и умение сопоставлять факты, события, даты, третье — творческое. К примеру, на слайде «Географический» приводились сведения (текстовые и графические) по геог­рафии и истории, а также биографические дан­ные об авторе, сопоставляя которые можно было отгадать автора и название произведения. Та же задача ставилась и в разделе «Биологический». Только здесь предлагалось отгадать авторов и произведения, включавшие названия растений.

Третье задание, творческое, называлось «Тест на сообразительность». На слайде был размещён коллаж с зашифрованными названи­ями книг. Предлагалось составить из имеющих­ся фрагментов названия двух сказок, двух прик­люченческих и одного произведения «авантюр­ного» жанра. В результате читатели должны были скомпоновать иллюстрации к книгам «Ма­ленький принц», «Мойдодыр», «Пятнадцатилет­ний капитан», «Остров сокровищ», «Двенадцать стульев». Это задание особенно понравилось ребятам, ведь они могли самостоятельно соз­давать картинки, что намного увлекательней, чем отвечать на вопросы!

После завершения «Недели детской книги» участники игры неоднократно интересовались продолжением подобных викторин. Поэтому бы­ло решено разработать новую игру. Ею стала электронная викторина «Литературные забавы». Она изначально была рассчитана на читателей среднего школьного возраста и проводилась в рамках школьной программы. Основная задача викторины — в игровой форме привлечь детей к более внимательному чтению изучаемой литера­туры. Викторина состояла из 3 туров, каждый из которых был приурочен к юбилею писателя (поэ­та): 240-летию со дня рождения И.А. Крылова, 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя и 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Соответ­ственно датам туры проходили в феврале, апре­ле и июне. Подготовка каждого складывалась из двух этапов. На первом этапе разрабатывались и оформлялись задания, как в традиционном фор­мате (в виде печатных программ с заданиями), так и в электронном виде — в форме презента­ции. За две недели до начала каждого тура детям раздавались программы с заданиями и списком произведений, которые следовало прочитать.

Вторым этапом было непосредственное про­ведение викторины. В течение определённого времени детям предоставлялась возможность самостоятельно пере­вести в электронную форму ответы на предложенные зада­ния, а также выполнить дополни­тельные, которые не указывались программах, но составлялись также с учётом списка предложенной литературы. Выполнение заданий носило игровой характер: перемеще­ние объектов или надписей, разгадывание крос­свордов и ребусов на время и т.п.

В первом туре — «Смеёмся вместе с Крыло­вым» — задания в основном были рассчитаны на внимательность и сообразительность. Об этом говорят и их названия: «Капризные басни» (оп­ределить название басни по предложенной ци­тате и правильно разместить её), «Скрытые ого­ворки» (найти как можно больше несоответ­ствий между картинкой и предложенной цитатой), «Раскрываем заговор» (творческое задание — правильно сгруппировать картинки).

Второй тур викторины — «Ходи гоголем» — был приурочен к юбилею Н.В. Гоголя. Основой для заданий послужили тексты двух произведе­ний: «Ночь перед Рождеством» и «Сорочинская ярмарка». Сначала участники игры совершили виртуальную экскурсию, в ходе которой им пред­лагалось вспомнить произведения Н.В. Гоголя с предложенными описаниями украинских пейза­жей. Затем следовал конкурс «Необыкновенный завтрак», он предлагал традиционные украин­ские кушанья, для определения которых необхо­димо было разгадать кулинарный кроссворд. От­веты на вопросы «Кто что ел?», «Чем угощали?», которые задавали гоголевские персонажи, сле­довало найти в тексте произведений.

Задание «Сорочинская ярмарка» было оформлено в виде красочной рекламы: «Поку­пайте товар — не простой, а загадочный. Мы за­даём вам вопросы — вы на них отвечаете (выби­райте один из вариантов ответа). Кто догадает­ся — тому денежки дадим». Читателям предлагалось выбрать правильные ответы и пе­реместить рисунки на слайдах по своему усмот­рению. Наиболее активное обсуждение вызвал вопрос: «Сколько персонажей повести «Ночь пе­ред Рождеством» оказалось в мешках в доме у Солохи (назовите их и число мешков)?». Читате­ли были очень азартны: бегали за книгами, уст­раивали чтение вслух, спорили. В результате было найдено правильное решение — три меш­ка и четыре персонажа. Вопрос «Что кузнец Вакула обещал Оксане?» также предполагал вни­мательное прочтение повести, как варианты от­ветов детям были предложены: «Сундук», «Зеркало», «Черевички», «Карета». Победители конкурсов на этой необычной ярмарке в соответ­ствии с условиями получали «денежки» (очки).

Третий тур викторины — «Ай да Пушкин» — проводился летом, в каникулярное время, поэ­тому имел более лёгкую, игровую форму и носил скорее развлекательный, нежели познаватель­ный характер. Задания его в основном базиро­вались на содержании сказок А.С. Пушкина. Как и в предыдущих турах, некоторые из них предпо­лагали активное участие детей в работе со слай­дами. В задании «Сказку эту поведаю я свету» предлагалась грамота с текстом, составленным из фрагментов пушкинских сказок. Участникам игры предлагалось, передвигая маркеры с наз­ваниями сказок, определить принадлежность каждой цитаты. Другое задание — «Кто ты? Выдь да покажись!» — также предусматривало знание популярных произведений, их персонажей и умение логично рассуждать.

Проведение электронной викторины «Лите­ратурные забавы» строилось таким образом, что подключиться к участию в ней было возмож­но с любого тура. За каждый тур начислялось определённое количество баллов, и чем актив­нее читатель проявлял себя в игре, тем больше у него было шансов стать одним из победите­лей. Ребята участвовали в викторине с большой заинтересованностью, рассказывали о ней друзьям и на следующий тур приходили уже це­лыми группами. Это приводило к незапланиро­ванным литературным состязаниям: кто быст­рее правильно и точно ответит на все вопросы. Организация этого нестандартного мероприя­тия показала, как можно привлечь детей в биб­лиотеку и что возможно работу с компьютером совместить с чтением книг.

Каждое лето в ОДБ им. И.А. Крылова тради­ционно осуществляется программа «Летнее чтение». В нынешнем году программа предус­матривала как чтение книг, так и участие в электронной викторине. Произведения, вклю­чённые в эту игру, были отмечены специальным маркером в списках для чтения. Желающие по­лучили программы с условиями викторины. Для читателей 5-6 классов были выбраны: «Расска­зы о животных» Э. Сетон-Томпсона и «Пятнадца­тилетний капитан» Ж. Верна. Для читателей 7-8 классов — «Всадник без головы» М. Рида и «Земля Санникова» В. Обручева.

Задание по произведениям Э. Сетон-Томпсона представляло собой шараду. Заменяя бук­вы в предложенных словах, нужно было полу­чить название животного — персонажа одного из перечисленных произведений: «Королевская Аналостанка», «Мальчик и рысь», «Арно». Книга «Пятнадцатилетний капитан» стала основой для ответа на вопрос: «Какие представители фауны позволили понять путешественникам, что они оказались в Анголе, а не в Боливии?». Отвечая на него, игрокам необходимо было выделять или удалять изображённых на слайде животных. «Всадник без головы» стал основой для нес­кольких кроссвордов. Кое-кто из читателей, ви­девших фильм, решил, что ответить на постав­ленные вопросы не составит особого труда. Од­нако задания были составлены с таким расчётом, чтобы ответы можно было найти толь­ко в книге. Работа по книге «Земля Санникова» носила игровой характер — перемещение, ком­поновка картинок с применением текста произ­ведения или энциклопедий.

Хотелось бы отметить особенность этой вик­торины: она построена таким образом, что поз­воляет в дальнейшем часть вопросов размес­тить на сайте нашей библиотеки. Тогда дети смогут участвовать в викторине удалённо, что будет стимулировать их дальнейший интерес к книгам и нашей библиотеке.

Теперь мы уверены, что наш читатель завт­ра снова придёт в «Крыловку», и по дороге в наш отдел заглянет на абонемент — порыться на книжных полках: что там новенького?

С.В. КОРЕНЕЦ, ведущий библиотекарь отдела электронного обслуживания, Ярославская областная детская библиотека им. И.А. Крылова