Далецкая М. Этот открытый закрытый мир. Прогулки по социальным сетям / М. Далецкая // Библиотечное дело. – 2011. – № 6. – С. 25-27.
Об Интернете и его роли в жизни современного общества сказано и написано много, однако кажется, что чем больше мы понимаем и оцениваем значение и роль Интернета в нашей жизни, тем больше новых вопросов возникает.
С библиотечной деятельностью в целом Всемирная паутина уже в какой-то мере состыковалась, но если попробовать копнуть вглубь, возникают новые вопросы. Например, в какой мере Интернет должен быть представлен в детской библиотеке? Или, если угодно, наоборот: где пролегают границы представительства детской библиотеки в Интернете? Насколько оно необходимо? Я не ставлю перед собой цель найти единственно верное решение проблемы, я приглашаю всех подумать на эту тему вместе.
В кругу «своих»
Проблема эта не надумана. На первый взгляд, всё очевидно: всем гарантирован равный доступ к информации, в том числе и детям. В компьютерном классе библиотеки должен быть доступ в Интернет. Но что дальше? Ребёнок пришёл в компьютерный класс, попросил диск, сел за компьютер... Скорее всего, никто не знает, что ребёнку интересно сверх того, что отмечает в своём журнале сотрудник компьютерного класса. Библиотекарь, работающий на абонементе, имеет представление об интересах своих читателей, а главное – знает, что порекомендовать ребёнку. А так ли хорошо библиотекари знают читателей, когда речь идёт о виртуальном пространстве? Вряд ли, потому что виртуальное общение превратилось в достаточно интимную часть внутреннего мира детей и подростков. И, надо сказать, что дети очень оберегают свою виртуальную свободу. Я знаю, что многие дети создают закрытые от посторонних (в том числе от родительских) глаз странички в социальных сетях. К примеру, в социальной сети «Вконтакте» обладателями «закрытых» страниц являются в основном подростки и молодёжь. Безусловно, к этому вопросу нужно подходить деликатно, но также нужно понимать, что закрывая свой мир от посторонних глаз, дети постоянно «варятся в собственном соку», часто лишают себя доступа к качественной и содержательной информации, довольствуясь тем, что с готовностью подсовывает коммерческий мир Интернета. На «своей территории» дети от всей души самовыражаются, поскольку чувствуют себя «в безопасности», то есть ведут себя примерно так же, как в гостях у друга, чьи родители уехали на выходные на дачу. Они говорят на своём языке, делятся личными фотографиями, аудио- и видеотреками, рисунками, впечатлениями и т. д. И всё это – внутри достаточно замкнутого круга таких же, как они.
Читатели-дети чаще всего не испытывают потребности в библиотечном обслуживании посредством Интернета, но у них есть потребность обсудить книжные или околокнижные вопросы. Если современная детская библиотека осознаёт себя не просто хранилищем собрания детской литературы, но ещё и местом, где дети могут и хотели бы свободно общаться и заниматься саморазвитием, ей необходимо решить для себя вопрос виртуального присутствия в жизни пользователей-детей. И речь идёт не об официальном сайте библиотеки. Чаще всего сайты детских библиотек ориентированы всё-таки на взрослых, детям и подросткам там просто неинтересно: им не хватает там возможности свободного общения, их сковывает «официальность». Подозреваю, что ещё одной причиной, по которой детям неинтересны официальные сайты, – собственная безграмотность. Дети пишут с ошибками, сознательно или нет, и им совершенно не хочется лишний раз за это «получить». Как следствие, на официальных сайтах детских библиотек чаще всего присутствует очень и очень мало их потенциальных читателей.
В поисках решения «виртуального» вопроса
Дети ищут более комфортные места для общения – и находят их, чаще всего, в социальных сетях. Да, в этих сетях существует некоторая организация пространства, но всё-таки она не достаточна для того, чтобы не волноваться за «обитающих» там детей. В своей статье «Дети в Сети и библиотеки: проблемы и перспективы» В. П. Чудинова перечислила проблемы, с которыми сталкиваются родители, педагоги и библиотекари при рассмотрении «виртуального» вопроса:
- проблема доступа к информации;
- проблема качества информации и связанная с ней проблема безопасности ребёнка; непристойная и другая информация, которая способна принести ему вред (проблема «грязи» и «мусора» в Сети);
- избыточность информации и проблема поиска нужной информации и навигации юных в Сети;
- компьютерная, информационная и сетевая грамотность пользователей;
- законодательное обеспечение прав пользователей – детей и родителей.1 Всё это свидетельствует о том, что детям нужен хороший друг и проводник в их блужданиях по Интернету. Речь идёт не о наставнике-морализаторе, а о создании для юных пользователей библиотек безопасного виртуального пространства, где они были бы объединены, например, интересом к чтению.
Многие исследования, рассматривающие тему взаимоотношения библиотек и Интернета под углом доступа к информации, но ведь помимо этого детям и подросткам необходимо пространство, которое они могли бы заполнять сами, своей информацией в соответствии со своими интересами.
Социолог М. М. Самохина очень точно сравнивает Сеть с огромной библиотекой, а её посетителей – с её посетителями2, которые приходят в библиотеку не только за книгами, но и за общением и культурной программой. При этом они часто не слишком хорошо себе представляют, какого рода общение и какие впечатления они хотят получить. Характерный пример приводит в своём материале, посвящённом «Читательской премии Имхонета», профессор А. Б. Долгина.3 При проведении голосовании в категории «Любимый писатель» участникам сайта «Имхонет» была начислена стартовая сумма 50 рублей, которую предлагалось либо перечислить одному писателю-конкурсанту, либо разделить между несколькими кандидатами. Он пишет, что оказалось много «справедливых» участников, которые попросту разделили эту сумму между всеми номинантами, безо всякого напряжения мысли и чувств. Резюме Долгина: «Так выражается нынешнее тотальное "безвкусъе" когда место любимых, близких по духу занимают популярные и раскрученные, и отсутствие собственного мнения». И таких примеров в Интернете много. Категоричность суждений, склонность авторов этих суждений путать собственное эмоциональное отношение к предмету дискуссии с логическим заключением соседствуют с отсутствием собственного мнения. Для библиотекаря это – поле непаханое. Кроме того, у детей есть ещё одно очень уязвимое место в вопросах чтения: недооформившиеся духовные критерии оценки творчества.
Детский библиотекарь, решившийся попробовать свои силы на площадке социальных сетей, столкнётся с рядом проблем. Первый камень преткновения – неумение ориентироваться в Интернете, пользоваться всеми его возможностями. Те сотрудники библиотеки, которые хорошо знакомы с виртуальной средой, зачастую недостаточно хорошо разбираются в детской литературе, а для того чтобы достичь успеха при ведении подобного интернет-проекта, библиотекарь должен сочетать в себе коммуникабельность, знание особенностей детского чтения и элементарные навыки пользования Интернетом. Кроме того, у него должно быть время на развитие проекта, а это значит, что руководство библиотеки должно понимать: сотрудник не просто «сидит в Интернете», он занят важной работой.
Дети в любом случае будут использовать социальные сети. Вопрос в том, «снизойдёт» ли детская библиотека до них и их интересов или она будет упорствовать в своём неприятии современных способов коммуникаций.
Обращусь снова к статистике, которую приводит М. М. Самохина. По разным подсчётам социологов, 30-35 % российских пользователей Интернета – лица 16-25 лет. Такой же процент составляет группа 25-35-летних.4 Предположу, что большая часть из оставшихся 30-40 % – это лица до 16 лет. Это много. И этим 30-40% нужна помощь и навигация.
Форум или сеть?
Если библиотекарь решился на создание проекта в социальной сети, то встаёт вопрос выбора сети или форума. Тут надо хорошо понимать свою аудиторию, быть в курсе того, что происходит в окружающем мире. Если библиотека детская, вряд ли стоит идти на «Одноклассники»: Сами дети предпочитают Vkontakte.ru. Может быть, ресурсы Яндекса. Стоит познакомиться с такими ресурсами, как Facebook.com и Twitter.com. На первом вы сможете найти очень продвинутых или имеющих большой круг общения за рубежом родителей, а также старших подростков, на втором – подростков и молодёжь. Работать с Твиттером сложнее: этот ресурс предусматривает возможность публиковать только очень короткие сообщения (что видно из самого названия: англ. «twitter» можно понимать как «щебетание», «чириканье», «болтовня»). В вашем сообщении не может быть более 140 символов. При желании этот ресурс можно приспособить, например, для быстрых и коротких новостей, и это будет ещё одной возможностью держать контакт со своими пользователями – удобным для них способом. Это потребует от ведущего продумать концепцию общения, научиться в эти 140 символов умещать умные и содержательные мысли. Кому же, как не библиотекарю этим заниматься?
Сеть Vkontakte.ru активно развивается и приобретает новые категории пользователей. Здесь можно найти наиболее продвинутых родителей и учителей, писателей, художников, библиотекарей. Здесь легко создать сообщество, внутри которого можно организовать общение детей между собой и общение детей напрямую с авторами, как это давно уже сделали, например, писательницы книжной серии «Только для девчонок» издательства «ЭКСМО» (vkontak- te.ru/club3855711). В этой группе, к слову, на данный момент более 9 тысяч участников.
В заключение коснёмся часто встречающегося аргумента отказа от социальных сетей: здесь слишком легко подцепить компьютерный вирус. Подхватить вирус можно даже в том случае, если вы пользуетесь одной только электронной почтой. Достаточно установить хорошие антивирусные программы, не закачивать файлы с расширением .ехе, не открывать сомнительные ссылки и иметь компетентного системного администратора, социальные сети вам ничем страшным не грозят. Таким образом, подумать о возможности использования социальных сетей для развития библиотеки стоит.
Если вы зарегистрированы в сети Ykontakte.ru. то вот небольшой список библиотек, уже имеющих здесь своё представительство:
- Научная Библиотека Южно-Ураль- ского государственного университета (vkontakte.ru/clubl9301624):
- Тверская областная ордена «Знак Почёта» универсальная научная библиотека им. А. М. Горького (ru/ club21479623):
- Центральная детская библиотека Невского района г. Санкт-Петербурга
(vkontakte.ru/clubl2446752):
- Библиотека им А. П. Чехова г. Чита – (vkontakte.ru/cluM9592153
- Бежецкая межпоселенческая центральная районная библиотека им. В. Я. Шишкова (vkontakte.ru/club2254 3217):
- Городская библиотека №2 г. Лодейное Поле (vkontakte.ru/clubl6868 967):
- МУК МЦБС «Центральная районная библиотека» г. Краснокамск (vkontak- te.ru/club22385795):
- Оренбургская областная библиотека им. Крупской (vkontakte.ru/club 11329206):
- Мурманская областная детско-юно- шеская библиотека (vkontakte.ru/club 21179769):
- ЦГДБ им. Ленина, г. Ростов-на-Дону (vkontakte.ru/clubl7561489)
Не так давно появилась в сети Vkontakte.ru группа и у московской «Гайдаровки» (vkontakte.ru/clubl6274713).
Свои страницы Vkontakte имеют и практически все ведущие детские книжные издательства:
- Книги О.Г.И. (vkontakte.ru/club 8588022):
- Издательство «Время» (vkontakte.ru/clubll564073):
- Издательство «САМОКАТ» (vkontakte.ru/club834874):
- Издательский Дом Мещерякова (vkontakte.ru/club9800645):
- Издательский дом «КомпасГид» (vkontakte.ru/clubl4476720):
- Издательство «Азбука» (vkontakte.ru/club845418):
- Издательство «Махаон» (vkontakte.ru/clubl6894274).
А также:
- Лавочка детских книг в Москве (vkontakte.ru/clubl3460747)
- Книжная ярмарка ДК Крупской (vkontakte.ru/club422238)
Многие сообщества по интересам посвящены поэтам, художникам, фотографам (а некоторые ведутся непосредственно ими самими).
Учесть и оценить все группы, так или иначе связанные с детской литературой невозможно, однако стремление всех заинтересованных лиц и организаций занять своё место в социальных сетях очевидно. Все эти сообщества очень разные – от официальной группы до клуба по интересам. В них можно создавать темы для обсуждения и опросы, публиковать новости и отчёты, обмениваться впечатлениями о книгах и мероприятиях, публиковать фотографии, аудио- и видеофрагменты, устраивать интеллектуальные игры и т. д. Механизм Сети позволяет поддерживать высокую степень интерактивности. Большим плюсом этой формы виртуального общения является свобода творчества и самовыражения. Необходимо только одно: желание творить и быть услышанным.
- Чудинова В. П. Дети в Сети и библиотеки: проблемы и перспективы / В. П. Чудинова II Информационное общество. – 2001. – Вып. 1. – С. 57-58. [Режим доступа к электронной версии: http://eniag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsiyBPA/6b8b44ee69d4768ac3256c0100398878]
- Самохина М. М. Молодые читатели в Интернете / М. М. Самохина // НЛО. – 2010. – №102. [Режим доступа к электронной версии: http://www.nlobooks.ni/rus/niagazines/nlo/196/1791/l 812]
- Новая газета. – №140. – – С 20.
- Самохина М. М. Молодые читатели в Интернете / М. М. Самохина // НЛО. – 2010. – №102. [Режим доступа к электронной версии: http://www.nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/179iyi 812]
С автором можно связаться: daletskaya.ni@gmail.com
Мария Эдуардовна Далецкая, заведующая сектором методического отдела ЦГДБ им. А. П. Гайдара, Москва