Далецкая М. Этот открытый закрытый мир. Прогулки по социальным сетям / М. Далецкая // Библиотечное дело. – 2011. – № 6. – С. 25-27.

Об Интернете и его роли в жизни современного общества сказано и написано много, однако кажется, что чем больше мы понимаем и оцениваем значение и роль Интернета в нашей жизни, тем больше новых вопросов возникает.

С библиотечной деятельностью в целом Всемирная паутина уже в какой-то мере состыковалась, но если попро­бовать копнуть вглубь, возникают но­вые вопросы. Например, в какой мере Интернет должен быть представлен в детской библиотеке? Или, если угодно, наоборот: где пролегают границы пред­ставительства детской библиотеки в Интернете? Насколько оно необходи­мо? Я не ставлю перед собой цель найти единственно верное решение проблемы, я приглашаю всех подумать на эту тему вместе.

В кругу «своих»

Проблема эта не надумана. На пер­вый взгляд, всё очевидно: всем гаранти­рован равный доступ к информации, в том числе и детям. В компьютерном классе библиотеки должен быть доступ в Интернет. Но что дальше? Ребёнок пришёл в компьютерный класс, попро­сил диск, сел за компьютер... Скорее всего, никто не знает, что ребёнку инте­ресно сверх того, что отмечает в своём журнале сотрудник компьютерного класса. Библиотекарь, работающий на абонементе, имеет представление об интересах своих читателей, а главное – знает, что порекомендовать ребёнку. А так ли хорошо библиотекари знают чи­тателей, когда речь идёт о виртуальном пространстве? Вряд ли, потому что вир­туальное общение превратилось в до­статочно интимную часть внутреннего мира детей и подростков. И, надо ска­зать, что дети очень оберегают свою виртуальную свободу. Я знаю, что мно­гие дети создают закрытые от посто­ронних (в том числе от родительских) глаз странички в социальных сетях. К примеру, в социальной сети «Вконтакте» обладателями «закрытых» страниц являются в основном подростки и моло­дёжь. Безусловно, к этому вопросу нуж­но подходить деликатно, но также нуж­но понимать, что закрывая свой мир от посторонних глаз, дети постоянно «ва­рятся в собственном соку», часто ли­шают себя доступа к качественной и со­держательной информации, довольству­ясь тем, что с готовностью подсовывает коммерческий мир Интернета. На «своей территории» дети от всей души самовыражаются, поскольку чувствуют себя «в безопасности», то есть ведут се­бя примерно так же, как в гостях у дру­га, чьи родители уехали на выходные на дачу. Они говорят на своём языке, де­лятся личными фотографиями, аудио- и видеотреками, рисунками, впечатления­ми и т. д. И всё это – внутри достаточно замкнутого круга таких же, как они.

Читатели-дети чаще всего не испы­тывают потребности в библиотечном обслуживании посредством Интернета, но у них есть потребность обсудить книжные или околокнижные вопросы. Если современная детская библиотека осознаёт себя не просто хранилищем со­брания детской литературы, но ещё и местом, где дети могут и хотели бы сво­бодно общаться и заниматься самораз­витием, ей необходимо решить для себя вопрос виртуального присутствия в жиз­ни пользователей-детей. И речь идёт не об официальном сайте библиотеки. Ча­ще всего сайты детских библиотек ори­ентированы всё-таки на взрослых, детям и подросткам там просто неинтересно: им не хватает там возможности свобод­ного общения, их сковывает «официальность». Подозреваю, что ещё одной при­чиной, по которой детям неинтересны официальные сайты, – собственная безграмотность. Дети пишут с ошибка­ми, сознательно или нет, и им совершен­но не хочется лишний раз за это «полу­чить». Как следствие, на официальных сайтах детских библиотек чаще всего присутствует очень и очень мало их по­тенциальных читателей.

В поисках решения «виртуального» вопроса

Дети ищут более комфортные места для общения – и находят их, чаще все­го, в социальных сетях. Да, в этих сетях существует некоторая организация про­странства, но всё-таки она не достаточ­на для того, чтобы не волноваться за «обитающих» там детей. В своей статье «Дети в Сети и библиотеки: проблемы и перспективы» В. П. Чудинова перечис­лила проблемы, с которыми сталки­ваются родители, педагоги и библиоте­кари при рассмотрении «виртуального» вопроса:

  • проблема доступа к информации;
  • проблема качества информации и свя­занная с ней проблема безопасности ребёнка; непристойная и другая ин­формация, которая способна прине­сти ему вред (проблема «грязи» и «му­сора» в Сети);
  • избыточность информации и пробле­ма поиска нужной информации и навигации юных в Сети;
  • компьютерная, информационная и се­тевая грамотность пользователей;
  • законодательное обеспечение прав пользователей – детей и родителей.1 Всё это свидетельствует о том, что детям нужен хороший друг и проводник в их блужданиях по Интернету. Речь идёт не о наставнике-морализаторе, а о создании для юных пользователей библиотек безопасного виртуального про­странства, где они были бы объедине­ны, например, интересом к чтению.

Многие исследования, рассматри­вающие тему взаимоотношения библио­тек и Интернета под углом доступа к ин­формации, но ведь помимо этого детям и подросткам необходимо пространство, которое они могли бы заполнять сами, своей информацией в соответ­ствии со своими интересами.

Социолог М. М. Самохина очень точ­но сравнивает Сеть с огромной библио­текой, а её посетителей – с её посети­телями2, которые приходят в библиоте­ку не только за книгами, но и за обще­нием и культурной программой. При этом они часто не слишком хорошо себе представляют, какого рода общение и какие впечатления они хотят получить. Характерный пример приводит в своём материале, посвящённом «Читатель­ской премии Имхонета», профессор А. Б. Долгина.3 При проведении голосова­нии в категории «Любимый писатель» участникам сайта «Имхонет» была на­числена стартовая сумма 50 рублей, ко­торую предлагалось либо перечислить одному писателю-конкурсанту, либо разделить между несколькими кандида­тами. Он пишет, что оказалось много «справедливых» участников, которые попросту разделили эту сумму между всеми номинантами, безо всякого напряжения мысли и чувств. Резюме Долгина: «Так выражается нынешнее тоталь­ное "безвкусъе" когда место любимых, близких по духу занимают популярные и раскрученные, и отсутствие собст­венного мнения». И таких примеров в Интернете много. Категоричность суж­дений, склонность авторов этих сужде­ний путать собственное эмоциональное отношение к предмету дискуссии с логи­ческим заключением соседствуют с от­сутствием собственного мнения. Для библиотекаря это – поле непаханое. Кроме того, у детей есть ещё одно очень уязвимое место в вопросах чтения: недооформившиеся духовные критерии оценки творчества.

Детский библиотекарь, решившийся попробовать свои силы на площадке со­циальных сетей, столкнётся с рядом про­блем. Первый камень преткновения – неумение ориентироваться в Интернете, пользоваться всеми его возможностями. Те сотрудники библиотеки, которые хо­рошо знакомы с виртуальной средой, за­частую недостаточно хорошо разби­раются в детской литературе, а для того чтобы достичь успеха при ведении по­добного интернет-проекта, библиоте­карь должен сочетать в себе коммуника­бельность, знание особенностей детско­го чтения и элементарные навыки поль­зования Интернетом. Кроме того, у него должно быть время на развитие про­екта, а это значит, что руководство биб­лиотеки должно понимать: сотрудник не просто «сидит в Интернете», он занят важной работой.

Дети в любом случае будут использо­вать социальные сети. Вопрос в том, «снизойдёт» ли детская библиотека до них и их интересов или она будет упорствовать в своём неприятии совре­менных способов коммуникаций.

Обращусь снова к статистике, ко­торую приводит М. М. Самохина. По разным подсчётам социологов, 30-35 % российских пользователей Интер­нета – лица 16-25 лет. Такой же про­цент составляет группа 25-35-летних.4 Предположу, что большая часть из оставшихся 30-40 % – это лица до 16 лет. Это много. И этим 30-40% нужна помощь и навигация.

Форум или сеть?

Если библиотекарь решился на созда­ние проекта в социальной сети, то встаёт вопрос выбора сети или форума. Тут на­до хорошо понимать свою аудиторию, быть в курсе того, что происходит в окружающем мире. Если библиотека детская, вряд ли стоит идти на «Одно­классники»: Сами дети предпочитают Vkontakte.ru. Может быть, ресурсы Ян­декса. Стоит познакомиться с такими ре­сурсами, как Facebook.com и Twitter.com. На первом вы сможете найти очень про­двинутых или имеющих большой круг общения за рубежом родителей, а также старших подростков, на втором – под­ростков и молодёжь. Работать с Твиттером сложнее: этот ресурс предусматри­вает возможность публиковать только очень короткие сообщения (что видно из самого названия: англ. «twitter» можно понимать как «щебетание», «чири­канье», «болтовня»). В вашем сообще­нии не может быть более 140 символов. При желании этот ресурс можно при­способить, например, для быстрых и коротких новостей, и это будет ещё од­ной возможностью держать контакт со своими пользователями – удобным для них способом. Это потребует от ве­дущего продумать концепцию обще­ния, научиться в эти 140 символов уме­щать умные и содержательные мысли. Кому же, как не библиотекарю этим заниматься?

Сеть Vkontakte.ru активно развива­ется и приобретает новые категории пользователей. Здесь можно найти наи­более продвинутых родителей и учите­лей, писателей, художников, библиоте­карей. Здесь легко создать сообщество, внутри которого можно организовать общение детей между собой и общение детей напрямую с авторами, как это дав­но уже сделали, например, писательни­цы книжной серии «Только для девчо­нок» издательства «ЭКСМО» (vkontak- te.ru/club3855711). В этой группе, к сло­ву, на данный момент более 9 тысяч участников.

В заключение коснёмся часто встре­чающегося аргумента отказа от соци­альных сетей: здесь слишком легко под­цепить компьютерный вирус. Подхва­тить вирус можно даже в том случае, ес­ли вы пользуетесь одной только элек­тронной почтой. Достаточно установить хорошие антивирусные программы, не закачивать файлы с расширением .ехе, не открывать сомнительные ссылки и иметь компетентного системного адми­нистратора, социальные сети вам ничем страшным не грозят. Таким образом, подумать о возможности использования социальных сетей для развития библио­теки стоит.

Если вы зарегистрированы в сети Ykontakte.ru. то вот небольшой список библиотек, уже имеющих здесь своё представительство:

  • Научная Библиотека Южно-Ураль- ского государственного университета (vkontakte.ru/clubl9301624):
  • Тверская областная ордена «Знак По­чёта» универсальная научная библио­тека им. А. М. Горького (ru/ club21479623):
  • Центральная детская библиотека Не­вского района г. Санкт-Петербурга

(vkontakte.ru/clubl2446752):

  • Библиотека им А. П. Чехова г. Чита – (vkontakte.ru/cluM9592153
  • Бежецкая межпоселенческая цент­ральная районная библиотека им. В. Я. Шишкова (vkontakte.ru/club2254 3217):
  • Городская библиотека №2 г. Лодейное Поле (vkontakte.ru/clubl6868 967):
  • МУК МЦБС «Центральная районная библиотека» г. Краснокамск (vkontak- te.ru/club22385795):
  • Оренбургская областная библиотека им. Крупской (vkontakte.ru/club 11329206):
  • Мурманская областная детско-юно- шеская библиотека (vkontakte.ru/club 21179769):
  • ЦГДБ им. Ленина, г. Ростов-на-Дону (vkontakte.ru/clubl7561489)

Не так давно появилась в сети Vkontakte.ru группа и у московской «Гайдаровки» (vkontakte.ru/clubl6274713).

Свои страницы Vkontakte имеют и практически все ведущие детские книжные издательства:

  • Книги О.Г.И. (vkontakte.ru/club 8588022):
  • Издательство «Время» (vkontakte.ru/clubll564073):
  • Издательство «САМОКАТ» (vkontakte.ru/club834874):
  • Издательский Дом Мещерякова (vkontakte.ru/club9800645):
  • Издательский дом «КомпасГид» (vkontakte.ru/clubl4476720):
  • Издательство «Азбука» (vkontakte.ru/club845418):
  • Издательство «Махаон» (vkontakte.ru/clubl6894274).

А также:

  • Лавочка детских книг в Москве (vkontakte.ru/clubl3460747)
  • Книжная ярмарка ДК Крупской (vkontakte.ru/club422238)

Многие сообщества по интересам по­священы поэтам, художникам, фотографам (а некоторые ведутся непосред­ственно ими самими).

Учесть и оценить все группы, так или иначе связанные с детской литературой невозможно, однако стремление всех за­интересованных лиц и организаций за­нять своё место в социальных сетях оче­видно. Все эти сообщества очень разные – от официальной группы до клуба по интересам. В них можно создавать темы для обсуждения и опросы, публиковать новости и отчёты, обмениваться впечат­лениями о книгах и мероприятиях, публиковать фотографии, аудио- и видео­фрагменты, устраивать интеллектуаль­ные игры и т. д. Механизм Сети позво­ляет поддерживать высокую степень интерактивности. Большим плюсом этой формы виртуального общения яв­ляется свобода творчества и самовыра­жения. Необходимо только одно: жела­ние творить и быть услышанным.

  • Чудинова В. П. Дети в Сети и библиотеки: проблемы и перспективы / В. П. Чудинова II Ин­формационное общество. – 2001. – Вып. 1. – С. 57-58. [Режим доступа к электронной версии: http://eniag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsiyBPA/6b8b44ee69d4768ac3256c0100398878]
  • Самохина М. М. Молодые читатели в Интер­нете / М. М. Самохина // НЛО. – 2010. – №102. [Режим доступа к электронной версии: http://www.nlobooks.ni/rus/niagazines/nlo/196/1791/l 812]
  • Новая газета. – №140. – – С 20.
  • Самохина М. М. Молодые читатели в Интер­нете / М. М. Самохина // НЛО. – 2010. – №102. [Режим доступа к электронной версии: http://www.nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/179iyi 812]

С автором можно связаться: daletskaya.ni@gmail.com

Мария Эдуардовна Далецкая, заведующая сектором методического отдела ЦГДБ им. А. П. Гайдара, Москва