• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Гаврикова Е. «Учись правильно работать с учебником» : занятие по культуре чтения с учащимися 5 класса / Е. Гаврикова // Школьная библиотека. – 2010. – № 9-10. – С. 93-97.

Гаврикова Е. «Учись правильно работать с учебником» : занятие по культуре чтения с учащимися 5 класса / Е. Гаврикова // Школьная библиотека. – 2010. – № 9-10. – С. 93-97.

От автора: Школу и библиотеку связывает воедино общая область деятельности — культура чтения.

Это основа умения учиться, фундамент универсальных учеб­ных действий, развитие которых стандарты второго поколения ставят во главу угла. Одна из ос­новополагающих идей нового ФГОС — научить детей учиться. 23 ноября 2010 года в Централь­ной городской детской библиоте­ке им. А. Гайдара (Москва) был проведен семинар на тему «Обра­зовательные стандарты второго поколения и детская библиоте­ка». На семинаре рассматривался вопрос о том, какое влияние ока­жут новые учебные стандарты на деятельность библиотек, ка­кое место займет библиотекарь в процессе их внедрения в школьную практику, какие методы работы следует использовать.

Разработка занятия «Учись правильно работать с учебни­ком» выполнена в двух вариантах — «от библиотекаря» и «от учи­теля», чтобы продемонстриро­вать ту грань, которая отделя­ет подход библиотекаря от под­хода учителя в раскрытии одной и той же тематики

Первым свое занятие представляет Библио­текарь.

«Однажды я расставляла книги на библиотеч­ных полках, из одной выпали забытые кем-то листочки. Оказалось, что это запись интервью. Вы удивитесь, но интервью давал школьный учебник!!! Мне показалось, что его полезно взять на заметку. Но судите сами — сейчас я вам его прочту. Итак, «Интервью с господином Учебником».

ЖУРНАЛИСТ: Добрый день, уважаемый гос­подин Учебник! Наконец-то настал тот долгож­данный момент, когда мы можем узнать Вас поближе. Скажу без преувеличения: Вы знакомы миллионам людей, но каждый ли из них может похвалиться тем, что знает про Вас все? Пожа­луйста, расскажите нашим читателям о себе. Надеюсь на Вашу откровенность. Я знаю, что в Вашем древнем роду было много благородных предков, которыми можно гордиться. Будьте добры, расскажите нам о них.

УЧЕБНИК: Ах, молодой человек, Вы правы! Я происхожу из древнего рода. Только представь­те себе, четыре с половиной тысячи лет тому на­зад шумеры — мудрейший народ — для сохра­нения знаний уже вели специальные записи на глиняных табличках. Было время, учебниками служили богослужебные книги «Псалтырь» и «Часослов».

Мы — учебники — надежные хранители зна­ния. Вот, к примеру, Михаил Ломоносов создал «Российскую грамматику» в 1755 году. Я родил­ся в 1994 году, но у меня с ней много сходства, потому что я помню заветы моей предшествен­ницы о том, как учить детей родному языку. Вот так-то! Все мои предки были твердо уверены, что не зря прожили жизнь. Смысл своего суще­ствования они видели в том, чтобы сохранить в вечности достижения прежних лет и научить мо­лодое поколение пользоваться им.

ЖУРНАЛИСТ: Господин Учебник, как Вам удается претворять в жизнь эту благородную цель?

УЧЕБНИК: Поверьте, молодой человек, это непросто! Во-первых, я стараюсь заслужить до­верие школьников. Ведь многие из них ничего, кроме скуки, от меня не ждут! Если бы вы только знали, как усердно я готовился к тому, чтобы каждая моя страница, параграф, упражнение были не только интересны, но и облегчали не­легкий труд познания.

ЖУРНАЛИСТ: О! Надеюсь, Вы поделитесь с нами тем, как это сделали, и приоткроете то, что скрыто под Вашей обложкой?!

УЧЕБНИК: Охотно расскажу о своих секре­тах, хотя какие же это секреты, ведь я ничего не скрываю, наоборот, все на виду, рассмотри ме­ня внимательнее и сам все увидишь! Мое глав­ное правило — порядок, все должно быть на своих местах. Вот вы сказали «обложка». Она создает мою внешность и защищает меня. Не будь ее, как бы вы отличили одну книгу от дру­гой? Вы скажете: «А титульный лист на что?» Ко­нечно, на титульном листе напечатаны обо мне все главные сведения, но он тоненький, защи­тить меня не сможет. В мире учебников все так же, как у людей: не столько важна обложка, сколько то, что скрыто за ней. Вот форзац, к примеру. Форзац — это двойной лист, который соединяет крышку переплета с самой книгой. Иногда требуется быстро вспомнить какое-то правило русского языка. Пожалуйста — на моих форзацах специально помещены подсказки — правила орфографии и пунктуации. Место удоб­ное, найти их там легко и просто. И вот что я ска­жу вам: правильно работать с учебником — зна­чит знать, когда и в каком месте открывать его.

ЖУРНАЛИСТ: Что Вы имеете в виду?!

УЧЕБНИК: Я говорю о тех особых частях учебника, которые специально делаются для по­мощи учащимся. Это содержание, словари, ус­ловные обозначения...

Далее библиотекарь расскажет детям о структурных элементах учебника как книги. Сде­лать это лучше следующим образом: сначала сообщается название этого элемента, затем приводится его определение (в доступной для детей формулировке), а потом поясняется, ка­кую пользу может извлечь для себя ученик, об­ращаясь к этому элементу учебника.

ЖУРНАЛИСТ: Спасибо Вам, господин Учеб­ник! Я надеюсь, что Ваши труды не пропадут да­ром и школьники отнесутся к Вам с уважением!

УЧЕБНИК: Каких только трудностей не быва­ет в ученье: то правило забудется, то не вспом­нишь, как пишется слово, то не знаешь, где ис­кать уже изученный параграф. Подобные труд­ности я старался предугадать и, как видите, в каждом случае прихожу на помощь. Думаю, для того учебник и нужен. Я лично устроен именно так. Ну вот, я и раскрыл все свои секреты. Вла­дейте ими и учитесь на пятерки!

ЖУРНАЛИСТ: Как я и надеялся, разговор по­лучился содержательный. Впрочем, так всегда и бывает, когда обращаешься к учебникам. Журна­листам часто приходится самостоятельно добы­вать знания — без них не обойтись. Но раньше ме­ня увлекало только их содержание. Теперь буду умнее: прежде чем погружаться в текст, изучу, как учебник устроен, разберусь, когда к каким под­сказкам обращаться, запомню, на каких они стра­ницах. Я еще школьником понял, что уроки учить надо с толком. Не пойми я этого тогда, не быть бы мне теперь журналистом! В то время я сам для се­бя написал памятку, по ней и действовал. Делюсь опытом!

Правила у меня были вот какие:

  1. Устные уроки я делал перед письменными.
  2. Перед чтением параграфа учебника я вы­делял в его названии непонятные слова, узнавал их значение и задавал себе вопрос: «О чем там может быть рассказано?»
  3. По ходу чтения параграфа я ставил вопро­сы к тексту и отвечал себе на них.
  4. После чтения пробовал пересказать параг­раф своими словами, проверяя себя по учебнику.
  5. Если нужно, я перечитывал параграф цели­ком или трудные для меня части.
  6. Прочитав правило, я подбирал к нему при­меры и объяснял их.

Вот так! Успехов в учебе!

После прочтения «Интервью с господином Учебником» библиотекарь предлагает своим слушателям проверить вместе с ним, правда ли все то, о чем рассказал Учебник. А для этого нужно найти в учебниках русского языка для 5 класса (которые есть в руках у каждого из присут­ствующих еще с начала занятия) обложку, ти­тульный лист, форзац, оглавление, параграфы, словари, список условных обозначений. На этом библиотечный урок завершается, но при жела­нии библиотекарь может не ограничиваться тем, чтобы научить детей находить в учебнике требующиеся структурные элементы. Почему бы не провести еще и беседу, благодаря кото­рой ребята смогут проговорить, как и в каких си­туациях учебник подскажет решение трудной задачи? Вот примерные вопросы, опираясь на которые можно построить такую беседу.

  • Чем полезен учебник школьнику?
  • Для чего нужен форзац учебника? (При та­кой постановке вопроса дети могут ответить двояко: объяснить, что такое форзац, и расска­зать, что на форзаце напечатаны правила рус­ского языка.)
  • Какие словарики учебника не позволят вам совершать ошибки? Покажите, где находятся словарики? (Толковый словарь, орфографичес­кий словарь, орфоэпический словарь.) Как с по­мощью учебника узнать правильное написание слова «фотоаппарат»? Как с помощью учебника узнать, правильно ли произносить «торты»? Как ваш учебник подскажет разницу между словами «изморось» и «изморозь»?
  • Что значит в учебнике символ «Р»? Как вы это узнали?
  • Что еще расположено в конце учебника, о чем журналист забыл спросить? (Памятки, ал­фавитный указатель.) Чем могут быть полезны вам памятки? Как с помощью алфавитного ука­зателя найти объяснение в учебнике того, что такое «лексика»?

План занятия

Последовательность

Время (мин.)

Методы и средства

Результат

1

Вступление (объяснение цели урока, определение понятия «учебник»)

1

Беседа

Уяснение цели урока

2

Начало анализа строения учебника (параллельное напоминание понятий «переплет», «титульный лист», «содержание», «обложка»)

2

Беседа, работа с книгой

Восприятие определенного учебника как объект изучения

3

Подробное изучение отличительных особенностей учебника как научной книги для обучения какому-либо предмету. Параллельное повторение понятия «форзац» и видов словарей (орфографический, орфоэпический, толковый).

10

Объяснение, сравнение (услышанного с данным), демонстрация

Понимание структуры учебника и практической ценности его материалов

4

Этап закрепления знаний о строении учебника. Параллельное повторение понятия «алфавитный указатель»

2

Беседа

Запоминание на практике особенностей строения учебника

5

Сравнение данного учебника с другими

3

Сравнение, беседа

Уяснение общих принципов устройства учебника

6

Обучение приемам изучающего чтения:

     
 

1. Роль заголовка в понимании параграфа.

6

Беседа, рассуждение, использование доски как средства наглядности

Восприятие и уяснение услышанного

 

2. Чтение текста параграфа с помощью подготовленных вопросов.

7

Работа с книгой

Практическое применение приема изучающего чтения («беседа с автором»)

 

3. Обсуждение предположений (после прочтения заголовка) и результатов (после прочтения текста параграфа).

3

Беседа

Анализ первого практического применения данного приема

 

4. Самостоятельное применение изученного приема и сравнение полученных результатов.

5

Работа с книгой, сравнение

Практическое закрепление изучаемого приема

 

 

5. Пересказ параграфа как прием изучающего чтения.

3

Пересказ

Практическое закрепление изучаемого приема

 

6. Приведение собственных примеров как прием изучающего чтения.

5

Дидактическая игра

Практическое закрепление изучаемого приема

7

Создание памятки «Как работать с учебником»

7

 

Подведение итогов данного урока

8

Домашнее задание

1

   

Теперь занятие на ту же тему представляет Учитель. Для наглядности оно излагается в виде Плана занятий, представленного в виде таблицы.

Приведенный План занятия хорошо иллюст­рирует, что библиотечное занятие и урок учите­ля на одну и ту же тему будут строиться по-раз­ному. Рассмотрим более детально их сходство и различия.

С одной стороны, и библиотекарь, и педагог готовят свое занятие по одной и той же схеме:

  1. Тема занятия.
  2. Тип урока (=форма мероприятия).
  3. Цель.
  4. Задачи.
  5. Методическое обеспечение.
  6. Ход урока.
  7. Использованная литература.

С другой стороны, на каждом из этих этапов подготовки занятия работа библиотекаря и учи­теля будет иметь ряд особенностей.

Если библиотекарь возьмет за основу своего занятия «Интервью с господином Учебником», то учитель использует эту работу на том этапе своего урока, когда происходит подробное изу­чение отличительных особенностей учебника как научной книги для обучения какому-либо предмету. Кроме того, интерпретация этой формы работы в уроке учителя будет обладать следующими чертами:

  1. Учитель подробно остановится на самых важных элементах учебника: форзац, условные обозначения, словари. Учителю важно сфокуси­ровать внимание детей на том, что школьникам потребуется для успешного обучения в первую очередь. Об обложке, титульном листе, оглавле­нии он скажет обзорно в самом начале работы на уроке (этап 2 Плана) в ходе короткой беседы с учащимися. Благодаря этому текст «Интервью с господином Учебником» заметно сократится, что поможет сэкономить время на уроке для практической работы.
  2. Условные обозначения, используемые в учебнике, учитель рассмотрит детально, объяс­нит или напомнит, что такое фонетический, син­таксический, морфологический разбор и т.д. Он коснется в этой беседе с учениками таких спе­циальных филологических вопросов, знание ко­торых нужно именно на уроке русского языка.

Почему учитель будет строить свой урок не так, как библиотекарь? Во-первых, у этих двух специалистов разные цели: библиотекарь стре­мится мотивировать детей к работе с книгой и передать им знания по культуре чтения, а учите­лю важно не только мотивировать детей к уче­нию, но и обучить их пользоваться учебником, понимать приведенные в нем задания к упраж­нениям. Потому «Интервью с господином Учеб­ником» педагог использует как мотивирующий компонент своего урока на одном из этапов все­го занятия. Во-вторых, учитель ограничен во времени (урок длится только 45 минут, а библи­отечное занятие может длиться дольше), и это вынуждает его рассматривать только самое главное, уделяя как можно больше внимания практике.

Постановка различных целей ведет и к до­полнительным отличиям в содержании урока учителя и библиотекаря. Любая цель — это пла­нируемый результат. Разные цели приведут к разным результатам.

Целью библиотекаря было дать учащимся конкретные знания по культуре чтения. А одной из задач стал поиск такой формы передачи этих знаний, которая помогла бы усилить внимание детей к книге. Вариант решения этой задачи — форма интервью, увлекательный текст, созда­ние образа (учебник — это не просто книга, а некто с определенным характером и интереса­ми). Удалось ли научить детей ориентироваться в учебнике, покажет задание, которое дает биб­лиотекарь после чтения интервью (найти в учеб­нике обложку, титульный лист и т.д.).

Так как целью педагога было обучить детей работать с учебником, то остановиться на ус­пешном выполнении описанного только что за­дания учитель не сможет. Для него обязатель­ной становится беседа с учащимися, которая приводится выше в содержании библиотечного урока. Возможно, что для проверки и закрепле­ния полученных знаний педагог выполнит со своими учащимися упражнение комплексного характера, которое заставит обратиться к раз­ным «подсказкам», спрятанным в учебнике: к словарям (проверить написание слова или дать его толкование), к условным обозначениям (что­бы выполнить тот или иной вид разбора) и т.д. При желании учитель может предложить детям сравнить структуру учебника по русскому языку и по математике: есть ли в учебнике по матема­тике памятки, условные обозначения, оглавле­ние и т.д. В нашем Плане это 5 пункт (заметим, что такое задание может использовать и библи­отекарь на своем уроке). Стремление не только объяснить, но и обучить детей правильно зани­маться по учебнику приводит педагога к тому, чтобы провести работу по обучению приемам изучающего чтения. Эти приемы кратко сфор­мулированы в памятке Журналиста из «Ин­тервью с господином Учебником». Наш план подробно иллюстрирует, какой может быть та­кая работа учителя на уроке. Ее главная особен­ность — проверить рекомендации Журналиста на практике. Библиотекарь может использовать методику проведения такой работы на отдель­ном занятии (в том числе и при беседе о художе­ственном произведении), но надо иметь в виду, что эта работа достаточно сложна и носит учеб­ный характер.

Еще одно отличие урока учителя и занятия библиотекаря касается домашнего задания. Пе­дагог видит своих детей почти каждый день и наблюдает их достижения. В связи с этим он мо­жет ставить перед собой триединую цель — обу­чить, воспитать и развить учащихся. Чтобы эта цель была достигнута, после каждого урока да­ется домашнее задание. Оно помогает детям самостоятельно поработать над закреплением нового материала. Только на основе усвоенных знаний (в чем учитель убеждается после про­верки домашней работы на очередном уроке) можно приступать к изучению нового. Занятия в библиотеке преимущественно проходят разово, не систематически. Потому домашнее задание будет носить форму рекомендации. Что касает­ся примеров домашнего задания после школь­ного урока, посвященного работе с учебником, то их немало. Можно предложить учащимся най­ти в толковом словаре объяснения того, что та­кое «обложка», «оглавление» и т.д. Можно разга­дать кроссворд. Можно дополнить подготовлен­ный учителем рассказ об учебнике, вставив намеренно пропущенные в нем слова. Можно дать задание по работе с параграфами: напи­шите свой список вопросов, которые вы «зада­вали» автору учебника, когда читали параграф.

Сравнив особенности подготовки и проведе­ния урока учителя и занятия библиотекаря на одну и ту же тему, мы пришли к следующим вы­водам. Работа учителя на данном уроке нас­только глубока, серьезна и важна, и учитель нас­только ограничен временем, типологией уроков и требованиями программы, что некоторыми беседами и объяснениями ему приходится жертвовать, чтобы остановиться на самом глав­ном. Например, учитель менее подробно станет освещать историю учебника, меньше расскажет о второстепенных для данной темы структурных элементах учебника как книги. С другой сторо­ны, все эти знания не только могут быть препод­несены интересно, но они и полезны любому школьнику, так как пригодятся при самостоя­тельной работе с книгой и текстом вообще.

Таким образом, в условиях введения нового Федерального Государственного Образова­тельного Стандарта сотрудничество библиотеки и школы особенно актуально. Ставя перед со­бой разные цели, создавая разные по своим этапам занятия, учитель и библиотекарь стре­мятся к одному и тому же результату: научить ребенка работать с книгой и привить ему жела­ние учиться вместе с книгой. И школа, и библи­отека растят Читателя. Следовательно, роль библиотек в современном учебном процессе особенно важна.