Гаврикова Е. «Учись правильно работать с учебником» : занятие по культуре чтения с учащимися 5 класса / Е. Гаврикова // Школьная библиотека. – 2010. – № 9-10. – С. 93-97.
От автора: Школу и библиотеку связывает воедино общая область деятельности — культура чтения.
Это основа умения учиться, фундамент универсальных учебных действий, развитие которых стандарты второго поколения ставят во главу угла. Одна из основополагающих идей нового ФГОС — научить детей учиться. 23 ноября 2010 года в Центральной городской детской библиотеке им. А. Гайдара (Москва) был проведен семинар на тему «Образовательные стандарты второго поколения и детская библиотека». На семинаре рассматривался вопрос о том, какое влияние окажут новые учебные стандарты на деятельность библиотек, какое место займет библиотекарь в процессе их внедрения в школьную практику, какие методы работы следует использовать.
Разработка занятия «Учись правильно работать с учебником» выполнена в двух вариантах — «от библиотекаря» и «от учителя», чтобы продемонстрировать ту грань, которая отделяет подход библиотекаря от подхода учителя в раскрытии одной и той же тематики
Первым свое занятие представляет Библиотекарь.
«Однажды я расставляла книги на библиотечных полках, из одной выпали забытые кем-то листочки. Оказалось, что это запись интервью. Вы удивитесь, но интервью давал школьный учебник!!! Мне показалось, что его полезно взять на заметку. Но судите сами — сейчас я вам его прочту. Итак, «Интервью с господином Учебником».
ЖУРНАЛИСТ: Добрый день, уважаемый господин Учебник! Наконец-то настал тот долгожданный момент, когда мы можем узнать Вас поближе. Скажу без преувеличения: Вы знакомы миллионам людей, но каждый ли из них может похвалиться тем, что знает про Вас все? Пожалуйста, расскажите нашим читателям о себе. Надеюсь на Вашу откровенность. Я знаю, что в Вашем древнем роду было много благородных предков, которыми можно гордиться. Будьте добры, расскажите нам о них.
УЧЕБНИК: Ах, молодой человек, Вы правы! Я происхожу из древнего рода. Только представьте себе, четыре с половиной тысячи лет тому назад шумеры — мудрейший народ — для сохранения знаний уже вели специальные записи на глиняных табличках. Было время, учебниками служили богослужебные книги «Псалтырь» и «Часослов».
Мы — учебники — надежные хранители знания. Вот, к примеру, Михаил Ломоносов создал «Российскую грамматику» в 1755 году. Я родился в 1994 году, но у меня с ней много сходства, потому что я помню заветы моей предшественницы о том, как учить детей родному языку. Вот так-то! Все мои предки были твердо уверены, что не зря прожили жизнь. Смысл своего существования они видели в том, чтобы сохранить в вечности достижения прежних лет и научить молодое поколение пользоваться им.
ЖУРНАЛИСТ: Господин Учебник, как Вам удается претворять в жизнь эту благородную цель?
УЧЕБНИК: Поверьте, молодой человек, это непросто! Во-первых, я стараюсь заслужить доверие школьников. Ведь многие из них ничего, кроме скуки, от меня не ждут! Если бы вы только знали, как усердно я готовился к тому, чтобы каждая моя страница, параграф, упражнение были не только интересны, но и облегчали нелегкий труд познания.
ЖУРНАЛИСТ: О! Надеюсь, Вы поделитесь с нами тем, как это сделали, и приоткроете то, что скрыто под Вашей обложкой?!
УЧЕБНИК: Охотно расскажу о своих секретах, хотя какие же это секреты, ведь я ничего не скрываю, наоборот, все на виду, рассмотри меня внимательнее и сам все увидишь! Мое главное правило — порядок, все должно быть на своих местах. Вот вы сказали «обложка». Она создает мою внешность и защищает меня. Не будь ее, как бы вы отличили одну книгу от другой? Вы скажете: «А титульный лист на что?» Конечно, на титульном листе напечатаны обо мне все главные сведения, но он тоненький, защитить меня не сможет. В мире учебников все так же, как у людей: не столько важна обложка, сколько то, что скрыто за ней. Вот форзац, к примеру. Форзац — это двойной лист, который соединяет крышку переплета с самой книгой. Иногда требуется быстро вспомнить какое-то правило русского языка. Пожалуйста — на моих форзацах специально помещены подсказки — правила орфографии и пунктуации. Место удобное, найти их там легко и просто. И вот что я скажу вам: правильно работать с учебником — значит знать, когда и в каком месте открывать его.
ЖУРНАЛИСТ: Что Вы имеете в виду?!
УЧЕБНИК: Я говорю о тех особых частях учебника, которые специально делаются для помощи учащимся. Это содержание, словари, условные обозначения...
Далее библиотекарь расскажет детям о структурных элементах учебника как книги. Сделать это лучше следующим образом: сначала сообщается название этого элемента, затем приводится его определение (в доступной для детей формулировке), а потом поясняется, какую пользу может извлечь для себя ученик, обращаясь к этому элементу учебника.
ЖУРНАЛИСТ: Спасибо Вам, господин Учебник! Я надеюсь, что Ваши труды не пропадут даром и школьники отнесутся к Вам с уважением!
УЧЕБНИК: Каких только трудностей не бывает в ученье: то правило забудется, то не вспомнишь, как пишется слово, то не знаешь, где искать уже изученный параграф. Подобные трудности я старался предугадать и, как видите, в каждом случае прихожу на помощь. Думаю, для того учебник и нужен. Я лично устроен именно так. Ну вот, я и раскрыл все свои секреты. Владейте ими и учитесь на пятерки!
ЖУРНАЛИСТ: Как я и надеялся, разговор получился содержательный. Впрочем, так всегда и бывает, когда обращаешься к учебникам. Журналистам часто приходится самостоятельно добывать знания — без них не обойтись. Но раньше меня увлекало только их содержание. Теперь буду умнее: прежде чем погружаться в текст, изучу, как учебник устроен, разберусь, когда к каким подсказкам обращаться, запомню, на каких они страницах. Я еще школьником понял, что уроки учить надо с толком. Не пойми я этого тогда, не быть бы мне теперь журналистом! В то время я сам для себя написал памятку, по ней и действовал. Делюсь опытом!
Правила у меня были вот какие:
- Устные уроки я делал перед письменными.
- Перед чтением параграфа учебника я выделял в его названии непонятные слова, узнавал их значение и задавал себе вопрос: «О чем там может быть рассказано?»
- По ходу чтения параграфа я ставил вопросы к тексту и отвечал себе на них.
- После чтения пробовал пересказать параграф своими словами, проверяя себя по учебнику.
- Если нужно, я перечитывал параграф целиком или трудные для меня части.
- Прочитав правило, я подбирал к нему примеры и объяснял их.
Вот так! Успехов в учебе!
После прочтения «Интервью с господином Учебником» библиотекарь предлагает своим слушателям проверить вместе с ним, правда ли все то, о чем рассказал Учебник. А для этого нужно найти в учебниках русского языка для 5 класса (которые есть в руках у каждого из присутствующих еще с начала занятия) обложку, титульный лист, форзац, оглавление, параграфы, словари, список условных обозначений. На этом библиотечный урок завершается, но при желании библиотекарь может не ограничиваться тем, чтобы научить детей находить в учебнике требующиеся структурные элементы. Почему бы не провести еще и беседу, благодаря которой ребята смогут проговорить, как и в каких ситуациях учебник подскажет решение трудной задачи? Вот примерные вопросы, опираясь на которые можно построить такую беседу.
- Чем полезен учебник школьнику?
- Для чего нужен форзац учебника? (При такой постановке вопроса дети могут ответить двояко: объяснить, что такое форзац, и рассказать, что на форзаце напечатаны правила русского языка.)
- Какие словарики учебника не позволят вам совершать ошибки? Покажите, где находятся словарики? (Толковый словарь, орфографический словарь, орфоэпический словарь.) Как с помощью учебника узнать правильное написание слова «фотоаппарат»? Как с помощью учебника узнать, правильно ли произносить «торты»? Как ваш учебник подскажет разницу между словами «изморось» и «изморозь»?
- Что значит в учебнике символ «Р»? Как вы это узнали?
- Что еще расположено в конце учебника, о чем журналист забыл спросить? (Памятки, алфавитный указатель.) Чем могут быть полезны вам памятки? Как с помощью алфавитного указателя найти объяснение в учебнике того, что такое «лексика»?
План занятия
|
5. Пересказ параграфа как прием изучающего чтения. |
3 |
Пересказ |
Практическое закрепление изучаемого приема |
|
6. Приведение собственных примеров как прием изучающего чтения. |
5 |
Дидактическая игра |
Практическое закрепление изучаемого приема |
|
7 |
Создание памятки «Как работать с учебником» |
7 |
Подведение итогов данного урока |
|
8 |
Домашнее задание |
1 |
Теперь занятие на ту же тему представляет Учитель. Для наглядности оно излагается в виде Плана занятий, представленного в виде таблицы.
Приведенный План занятия хорошо иллюстрирует, что библиотечное занятие и урок учителя на одну и ту же тему будут строиться по-разному. Рассмотрим более детально их сходство и различия.
С одной стороны, и библиотекарь, и педагог готовят свое занятие по одной и той же схеме:
- Тема занятия.
- Тип урока (=форма мероприятия).
- Цель.
- Задачи.
- Методическое обеспечение.
- Ход урока.
- Использованная литература.
С другой стороны, на каждом из этих этапов подготовки занятия работа библиотекаря и учителя будет иметь ряд особенностей.
Если библиотекарь возьмет за основу своего занятия «Интервью с господином Учебником», то учитель использует эту работу на том этапе своего урока, когда происходит подробное изучение отличительных особенностей учебника как научной книги для обучения какому-либо предмету. Кроме того, интерпретация этой формы работы в уроке учителя будет обладать следующими чертами:
- Учитель подробно остановится на самых важных элементах учебника: форзац, условные обозначения, словари. Учителю важно сфокусировать внимание детей на том, что школьникам потребуется для успешного обучения в первую очередь. Об обложке, титульном листе, оглавлении он скажет обзорно в самом начале работы на уроке (этап 2 Плана) в ходе короткой беседы с учащимися. Благодаря этому текст «Интервью с господином Учебником» заметно сократится, что поможет сэкономить время на уроке для практической работы.
- Условные обозначения, используемые в учебнике, учитель рассмотрит детально, объяснит или напомнит, что такое фонетический, синтаксический, морфологический разбор и т.д. Он коснется в этой беседе с учениками таких специальных филологических вопросов, знание которых нужно именно на уроке русского языка.
Почему учитель будет строить свой урок не так, как библиотекарь? Во-первых, у этих двух специалистов разные цели: библиотекарь стремится мотивировать детей к работе с книгой и передать им знания по культуре чтения, а учителю важно не только мотивировать детей к учению, но и обучить их пользоваться учебником, понимать приведенные в нем задания к упражнениям. Потому «Интервью с господином Учебником» педагог использует как мотивирующий компонент своего урока на одном из этапов всего занятия. Во-вторых, учитель ограничен во времени (урок длится только 45 минут, а библиотечное занятие может длиться дольше), и это вынуждает его рассматривать только самое главное, уделяя как можно больше внимания практике.
Постановка различных целей ведет и к дополнительным отличиям в содержании урока учителя и библиотекаря. Любая цель — это планируемый результат. Разные цели приведут к разным результатам.
Целью библиотекаря было дать учащимся конкретные знания по культуре чтения. А одной из задач стал поиск такой формы передачи этих знаний, которая помогла бы усилить внимание детей к книге. Вариант решения этой задачи — форма интервью, увлекательный текст, создание образа (учебник — это не просто книга, а некто с определенным характером и интересами). Удалось ли научить детей ориентироваться в учебнике, покажет задание, которое дает библиотекарь после чтения интервью (найти в учебнике обложку, титульный лист и т.д.).
Так как целью педагога было обучить детей работать с учебником, то остановиться на успешном выполнении описанного только что задания учитель не сможет. Для него обязательной становится беседа с учащимися, которая приводится выше в содержании библиотечного урока. Возможно, что для проверки и закрепления полученных знаний педагог выполнит со своими учащимися упражнение комплексного характера, которое заставит обратиться к разным «подсказкам», спрятанным в учебнике: к словарям (проверить написание слова или дать его толкование), к условным обозначениям (чтобы выполнить тот или иной вид разбора) и т.д. При желании учитель может предложить детям сравнить структуру учебника по русскому языку и по математике: есть ли в учебнике по математике памятки, условные обозначения, оглавление и т.д. В нашем Плане это 5 пункт (заметим, что такое задание может использовать и библиотекарь на своем уроке). Стремление не только объяснить, но и обучить детей правильно заниматься по учебнику приводит педагога к тому, чтобы провести работу по обучению приемам изучающего чтения. Эти приемы кратко сформулированы в памятке Журналиста из «Интервью с господином Учебником». Наш план подробно иллюстрирует, какой может быть такая работа учителя на уроке. Ее главная особенность — проверить рекомендации Журналиста на практике. Библиотекарь может использовать методику проведения такой работы на отдельном занятии (в том числе и при беседе о художественном произведении), но надо иметь в виду, что эта работа достаточно сложна и носит учебный характер.
Еще одно отличие урока учителя и занятия библиотекаря касается домашнего задания. Педагог видит своих детей почти каждый день и наблюдает их достижения. В связи с этим он может ставить перед собой триединую цель — обучить, воспитать и развить учащихся. Чтобы эта цель была достигнута, после каждого урока дается домашнее задание. Оно помогает детям самостоятельно поработать над закреплением нового материала. Только на основе усвоенных знаний (в чем учитель убеждается после проверки домашней работы на очередном уроке) можно приступать к изучению нового. Занятия в библиотеке преимущественно проходят разово, не систематически. Потому домашнее задание будет носить форму рекомендации. Что касается примеров домашнего задания после школьного урока, посвященного работе с учебником, то их немало. Можно предложить учащимся найти в толковом словаре объяснения того, что такое «обложка», «оглавление» и т.д. Можно разгадать кроссворд. Можно дополнить подготовленный учителем рассказ об учебнике, вставив намеренно пропущенные в нем слова. Можно дать задание по работе с параграфами: напишите свой список вопросов, которые вы «задавали» автору учебника, когда читали параграф.
Сравнив особенности подготовки и проведения урока учителя и занятия библиотекаря на одну и ту же тему, мы пришли к следующим выводам. Работа учителя на данном уроке настолько глубока, серьезна и важна, и учитель настолько ограничен временем, типологией уроков и требованиями программы, что некоторыми беседами и объяснениями ему приходится жертвовать, чтобы остановиться на самом главном. Например, учитель менее подробно станет освещать историю учебника, меньше расскажет о второстепенных для данной темы структурных элементах учебника как книги. С другой стороны, все эти знания не только могут быть преподнесены интересно, но они и полезны любому школьнику, так как пригодятся при самостоятельной работе с книгой и текстом вообще.
Таким образом, в условиях введения нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта сотрудничество библиотеки и школы особенно актуально. Ставя перед собой разные цели, создавая разные по своим этапам занятия, учитель и библиотекарь стремятся к одному и тому же результату: научить ребенка работать с книгой и привить ему желание учиться вместе с книгой. И школа, и библиотека растят Читателя. Следовательно, роль библиотек в современном учебном процессе особенно важна.