Ганзикова Г. Развитие виртуальных детских библиотек в свете концепции «Библиотека 2.0» / Г. Ганзикова // Библиотечное дело. – 2011. – № 9. – С. 37-41.

Проблема количества видов виртуальных сервисов, их ка­чества — одна из значимых на современном этапе сайтостроительства. Какие сервисы уже прижились в виртуальной ре­альности детских библиотек, какие ещё необходимы?

К сожалению, сегодня пе­речень виртуальных серви­сов детских библиотек весь­ма ограничен. Назову самые популярные:

  • виртуальная справка — «Скорая биб­лиографическая помощь», «Библио­граф on-line», «Спроси библиотека­ря», «Поручи поиск человеку» и т. п., работающие в режиме индивидуаль­ных одноразовых запросов по схеме «вопрос—поиск—ответ»;
  • подборки полезных и интересных сайтов;
  • рекомендательные аннотированные библиографические списки и указате­ли, подсказывающие, каким книгам отдать предпочтение в самостоятель­ном выборе произведений литерату­ры, определении круга чтения;
  • оповещение о новых поступлениях книжных и некнижных документов в фонды библиотеки;
  • виртуальные книжные выставки.
  • электронная доставка документов (ЭДД).

Кроме перечисленных, на сайтах дет­ских библиотек можно найти сервисы, которые не отнесёшь к массовым, ши­роко распространённым, особенно в детских библиотеках муниципальных централизованных библиотечных си­стем. К таким сервисам, встречающимся лишь в немногочисленных, но, как гово­рят, в особо продвинутых библиотеках, можно отнести:

  • бесплатные тематические рассылки библиотеки, на которые следует зара­нее подписаться;
  • виртуальные читальные залы (полные тексты произведений русской класси­ческой литературы, официальных до­кументов, статей актуальной тематики; отрывки из новых художествен­ных произведений и многое другое);
  • виртуальные музеи редкой детской книги и иллюстрации;
  • доставку информации о новинках ли­тературы на мобильные телефоны читателей при подключении к услуге; виртуальные экскурсии по библиотеке и библиотекам мира с помощью ви­деофайлов, выставленных на сайте или в блоге;
  • «посещение» встреч с писателями и других мероприятий в режиме реаль­ного и удалённого времени;
  • виртуальные уроки информационной культуры;
  • Е-книги для школьников о настоящем и историческом прошлом края, о за­поведных природных памятниках, о писателях, поэтах, художниках и дру­гих выдающихся деятелях края, созда­ваемые библиотекарями и предостав­ляемые для чтения не только на CD и DVD, но и в Интернете;
  • турниры знатоков детской литерату­ры и всевозможные другие литера­турно-библиографические игры и конкурсы в режиме on-line;
  • дистанционный открытый круглосу­точный доступ к электронному ката­логу и другим базам данных библио­теки и библиотек региона с возмож­ностью распечатки списка найденных документов;
  • дистанционные проблемно-тематиче­ские курсы повышения квалифика­ции библиотекарей;
  • виртуальные научно-практические конференции специалистов библио­тек совместно с вузовскими препода­вателями, учителями школ, воспита­телями ДОУ;
  • возможность участия любого желаю­щего в Форумах, блогах библиотека­рей и библиотек для высказывания своих мнений о книгах, работе кон­кретной библиотеки, библиотек в це­лом и по текущим событиям совре­менности;
  • виртуальные видеоконференции и се­минары библиотечных специалистов, обеспечивающие видимость и слыши­мость участников, подключение к об­суждению, демонстрацию мастер- класса и т. и.;
  • виртуальные видеоконференции чита­телей-школьников;
  • продление сроков пользования книгой on-line;
  • творческие мастерские писателей, интернет-школы по стихосложению и другим видам художественного твор­чества, развитию способностей твор­ческого чтения.

Развитие интернет-сервисов, их обо­гащение за счёт форм работы, подска­зываемых самой жизнью, научно-техни­ческим прогрессом, эволюцией ИКТ, продолжается. Появляются новые тер­минологические обозначения для раз­личения библиотечных форм работы в Интернете: вебинары (см. портал Рус­ской школьной библиотечной Ассоциа­ции), скайп-лаборатории (см. сайт ЦБС Канавинского района г. Нижний Новго­род), медиавикторина (уже встречается довольно часто на сайтах и детских, и школьных библиотек) и другие. Думаю, что они непременно закрепятся в про­фессиональном языке.

Однако многие проблемы в деятель­ности детских, школьных библиотек по расширению и освоению сервисов, их продвижению и популяризации ре­шаются медленно: посещаемость сайтов учащимися ещё мала, ряд сервисов не адаптирован под детское восприятие. Юные читатели редко используют по­иск в электронном каталоге библиоте­ки, слабо участвуют в наполнения сайта новыми сервисами, в обогащении ресур­сов библиотечного сайта собственными материалами. Как решать эти пробле­мы? Чему отдать предпочтение, на раз­витии каких сервисов и ресурсов сосре­доточить усилия?

Сегодня в профессиональных кругах широко обсуждается концепция «Биб­лиотеки 2.0»1, которая предполагает пе­реход на новый уровень библиотечного обслуживания, предоставление услуг вне стен библиотеки, сокращение дис­танции между книгой и читателем.

Эти перемены, безусловно, касаются и детских библиотек, однако в силу их специфики имеют свои особенности.

В соответствии с этой концепцией, как многие уже знают, происходит превраще­ние пользователей из потребителей ин­формации в активных участников инфор­мационного процесса. Библиотечные сайты, блоги, социальные сети становят­ся площадками для дискуссий, обсужде­ний и рекомендаций. Расширяется кон­тент библиотечных сайтов за счёт включения в него аудио- и видеокомпо­нентов. Для детских библиотек это имеет особое значение, т.к. интерактивность позволяет вовлечь ребёнка в игру, стиму­лирует его творческие возможности. В качестве поощрения самых активных чи­тателей целесообразно выделить на биб­лиотечных сайтах страницы читателей. В детских, школьных библиотеках их могут заполнять подростки, учителя, родители. А «выпускать в свет» — в общее интер­нет-пространство можно под неназойли­вым «контролем» библиотекарей. К при­меру, на сайтах Краснодарской краевой детской библиотеки, Национальной дет­ской библиотеки республики Коми и дру­гих, создаются дополняемые каталоги чи­тательских отзывов о любимых и понра­вившихся книгах, а на Региональном сай­те детских библиотек Ленинградской области организован свой региональный Форум любителей книги и чтения.

В Ленинградской области Форум подростков «Наш книжный круг» (http://ringboor.lodb.ru) функционирует с 2009 года и достаточно успешно. Ини­циировала работу Форума Ленинград­ская областная детская библиотека со­вместно со Сланцевской центральной детской библиотекой (http://www.slan- lib.ru/). Как видят идею этого Форума, его целевые ориентации библиотекари? Привожу разъяснение дословно: «Наш книжный круг» — территория, кото­рая принадлежит подросткам для по­иска новых друзей, открытий, испыта­ния себя чтением, выражения своего “Я” оценки собственного или чужого опыта ориентации в потоке книг. Взрослые, как правило, высоко ценят свою миссию — обеспечить чтением каждого подростка. “Наш книжный круг” — тест для общения с подро­стком в условиях “обратной связи” ре­сурс для обсуждения с подростками перспектив нашей успешной деятель­ности.

Почему вам нравится читать ЭТО?

Книги книг: Сокровища детской ли­тературы (От критика)

Книги книг: Сокровища детской лите­ратуры (От детского библиотекаря)» (http://www.ringbook.lodb.ru/librarians/»).

На мой взгляд, установки верны. Од­нако, хотелось бы отметить: деятель­ность в этом направлении важна не только для дискуссий, утоления комму­никативного голода детей и жажды диа­лога. Она может существенно оживить процесс развития «живой» рекоменда­тельной библиографии с участием рав­ноправных партнёров: детей, детских писателей, литературных критиков, из­дателей, библиотекарей.

Удачный эксперимент по созданию рекомендательной библиографии в формате «живой детский голос» прово­дит Новороссийская централизованная система детских библиотек Краснодар­ского края. Здесь записали на видеофай­лы рассказы о книгах, которые дети со­ветуют прочитать, или книгах, которые им очень понравились, и предоставили возможность посетителям сайта (http:/www.bibldetky.ru/video.htnd?task=viewvideo&video id=9) прослушивать эти записи. Слушать этих обаятельных рассказчиков необычайно приятно, и у взрослого появляется доверие к расска­зу ребёнка о прочитанном, его впечат­лениям и эмоциям. Всего пока записано 16 сюжетов, каждый из которых по­смотрело больше тысячи человек. Сего­дня, думается, ни одна библиотека не может похвастаться такими «тиража­ми» своих рекомендательных библио­графических указателей или списков. А вот интернет-сервисная рекоменда­тельная библиография детской литера­туры может иметь такую обширную аудиторию.

Заслуживает внимания опыт библио­тек Ленинградской области по проведе­нию региональных виртуальных конфе­ренций юных читателей, международ­ных книжных мостов2, например с Фин­ляндией и Швецией. Появился и долгож­данный первый опыт наведения «вирту­альных мостов» между читателями дет­ских, юношеских библиотек, находя­щихся в разных регионах страны (на­пример, Санкт-Петербург-Екатеринбург, Москва-Пермь-Екатеринбург, Екатеринбург-Нижний Новгород, Новосибирск-Томск и другие города). Это пока редкий на сегодняшний день опыт библиотечной работы с детьми и под­ростками в Интернете, но имеющий, не­сомненно, чётко выраженную тенден­цию и перспективы к развитию. Когда юные читатели в Новосибирске и Том­ске рассуждают о проблеме толерант­ности и учатся слышать друг друга, есть надежда, что и в будущем они будут тер­пимо относиться друг к другу и иному мнению. Не будет лишним уделить раз­витию таких сервисов повышенное вни­мание, причём всем детским и школь­ным библиотекарям, занимающимся внедрением новых информационно-коммуникативных технологий.

Для детей, подростков сегодня не­обходимо и большее количество инте­рактивных занимательных литератур­ных викторин на сайтах, преимуще­ственно медиавикторин, виртуальных литературно-творческих и библиогра­фических конкурсов, побуждающих ис­кать информацию-ответ в Интернете или в библиотеке, и главное, активнее читать, причём предельно внимательно, дотошно, включая своё воображение. Читать, естественно, не только художе­ственные, но и научно-познавательные произведения. Требуется больше интел­лектуальных викторин и конкурсов, ак­тивизирующих и форсирующих продук­тивную работу со справочной литерату­рой, с интернет-энциклопедиями, вызы­вающих стремление ежедневно узна­вать что-то новое из книг и о книгах, и не только из виртуальных электронных библиотек. Представляется необходи­мым и целесообразным развитие позна­вательных интересов учащихся, про­буждение у них желаний «думать вопро­сами», узнавать ответы на них и в биб­лиотеках и в интернет-ресурсах. Этому может помочь проведение на сайтах детских конкурсов на самую интерес­ную медиа-викторину, шараду, ребус, конкурсов юных кроссвордистов, люби­телей научных головоломок, открытых конкурсов творческих работ на литера­туроведческие исследовательские темы, в том числе предполагающих краевед­ческие «архивные раскопки». Также это могут быть конкурсы загадок, игр для малышей, придуманные малышами со­вместно с родителями. Надо поощрять изобретение подростками своих литера­турных конкурсов, а малышами — ска­зочных, игровых, но не изъятых в гото­вом виде из баз данных Интернета.

Более широкое применение данных форм работы в интернет-реальности не противоречит ни сути концепции «Биб­лиотека. 2.0», ни первоосновам совре­менной педагогики, о которых писала в одной из своих статей.3 Перечисленные формы работы изначально предраспо­ложены к тому, чтобы поощрять уча­стие детей в поддержке библиотеки и её площадок в Интернете. Они в состоянии вызывать и развивать любознатель­ность детей, читательскую активность, расшевелить и обогащать их знания, умения, навыки, стимулировать про­явление общих способностей и способ­ностей к творческому чтению, придавая новый импульс их развитию.

Необходимы на сайтах не только текстовые консультации, а настоящие медиауроки, посвящённые навыкам по­иска в электронном каталоге, интернет-поиску, интернет-безопасности и многим другим темам. Хороший пример продви­жения правил детской интернет-безопас­ности сегодня показывает РГДБ (г. Москва), библиотеки г. Санкт-Петербур­га, детская библиотека г. Строитель Бел­городской области, ряд библиотек Уральского региона. Удачную форму по­вышения информационной культуры школьников демонстрирует детская биб­лиотека Сургутской ЦБС на детских страничках (http://kids.slib.ru/) своего сайта (пока это можно рассматривать как начало педагогического эксперимен­та) и ещё несколько библиотек. Эффек­тивной формой коллективного творче­ства может стать библиотечная интер­нет-газета, которая создаётся детьми для детей, куда могут входить блоги (дневни­ки) юных читателей библиотеки с ново­стями из школьной жизни, культурной жизни села, посёлка, города и страны, с оценками мероприятий библиотеки, с мнениями о них, личными предложения­ми по улучшению работы библиотеки.

Можно использовать опыт образова­тельных учреждений по проведению в Интернете эвристических олимпиад для школьников. В настоящее время это ус­пешно делает Омская муниципальная детская компьютерная библиотека (в 2009-2010 гг. проходила довольно инте­ресная олимпиада по истории). Были удачные попытки активизировать ин­теллектуальное чтение школьников че­рез сайт с проведением интернет-олимпиад, познавательных конкурсов и у не­которых других библиотек.

Наряду с этими формами работы в библиотечной Интернет-среде целесо­образно применять и разнообразные формы взаимодействия с пользователя­ми Сети, которые получают всё боль­шее распространение в образователь­ной школьной интернет-среде. Методи­стам библиотечных центров теперь то­же необходимо чаще организовывать для библиотекарей педагогические «текстовые» интернет-мастерские и скайп-лаборатории с возможностью жи­вого реального диалога в виртуальном пространстве, где каждый может выска­зать своё мнение по затрагиваемым проблемам, имеет право представить свою методическую разработку, доклад, статью, эссе, презентацию для анализа, оценки, использования другими участ­никами мастерской. Подобные педаго­гические скайп-лаборатории, интернет-мастерские, интернет-школы, универси­теты педагогических знаний, причём, не только в области детского чтения, могут создаваться и для родителей. Подходит для повышения квалификации детских библиотекарей и проведение вебинаров в соответствии с заранее заявленными участниками, которые могут находиться не только в разных регионах страны, но и в других странах. Организатор вебина­ра верстает программу, отбирает темы докладов и выступлений, определяет регламент и знакомит с ними участни­ков будущего мероприятия, предпола­гая, что это будет, прежде всего, про­фессиональная интернет-аудитория. Хо­тя «площадка» для обсуждений остаётся открытой - на ней может принимать участие в обсуждении докладов и не библиотекарь, а любой желающий, ком­петентный в обсуждаемой проблеме.

Современные технологии позволяют создать усилиями детских и школьных библиотекарей региона электронную ме­тодическую библиотеку для профессио­нального самообслуживания (своеобраз­ный кабинет библиотековедения в интер­нете). Наряду с этим — совместно с роди­телями — электронную педагогическую библиотеку, содержащую материалы о задачах и методиках руководства дет­ским чтением, опыте семейного воспита­ния, иллюстрируемого, как правило, фото- и видеодокументами, сопровождаемо­го множеством ссылок на родительские блоги, — тоже видятся как перспектив­ные направления для работы в Сети в на­стоящем и ближайшем будущем. Но, ра­зумеется, при условии, если будет руково­дящий центр, и такую миссию возложит на себя методическая служба централь­ных детских библиотек в каждом городе и районе края, или любое другое струк­турное подразделение библиотеки, по­стоянно соприкасающееся с решением той или иной профессиональной задачи.

Для нас уже стало привычным до­полнение доклада на конференции ви­деорядом. Так называемые презентации не просто иллюстрируют линейный текст, но и помогают расставить акцен­ты, выделить главные и важные мысли. Этот же приём уместно использовать и при создании новостных лент на биб­лиотечных сайтах.

Намного больше пользы библиотеч­ным специалистам, детям и их родите­лям, учителям принесут не описания библиотечных мероприятий в «Ново­стях» или отчёты о них в форме фото­репортажей в гостиной, а видеофайлы с записью этих мероприятий или хотя бы фрагментами из них. Это необходимо делать, чтобы любой желающий мог увидеть и услышать их участников, «за­очно» поучаствовать в библиотечных праздниках, в обсуждениях, читатель­ских конференциях. Библиотекари при таком сервисе смогут наблюдать за ра­ботой коллег, учиться у них мастерству общения с аудиторией. Смогут вирту­ально «побывать» на региональных фо­румах детских и школьных библиотека­рей, на научно-практических конферен­циях по актуальным проблемам библиотечно-библиографической работы с детьми, семинарах, совещаниях, послу­шать хотя бы основные доклады и наи­более яркие выступления в прениях.

Концепция «Библиотеки 2.0» пред­усматривает также дальнейшую модер­низацию взаимодействия библиотек с читателями в киберпространстве, где приоритетными должны становиться принципы, на базе которых развиваются сегодня сервисы в социальных сетях («В контакте», «Мой мир», «Одноклассни­ки.ру» и др.). Для этого создаются осо­бые комфортные условия, удовлетво­ряются различные желания и потребно­сти людей. Пользователей побуждают искать сообщество единомышленников, делиться собственными идеями, зани­маться самовыражением через письмо, голосование, комментарии обо всём, что не оставляет равнодушным, волнует. Приветствуется вклад в обогащение ре­сурсов в виде личных фотоальбомов, ви­деоколлекций, музыкального архива или ссылок на подобные файлы в интернет-ресурсах, чтобы облегчить их поиск и доступ к ним другим. Поощряется про­явление нормальных человеческих от­ношений, внимания к каждому участни­ку Сети из группы друзей, друзей друга («подарки», тёплые слова поздравлений и пожеланий), поиски друзей по всей стране и миру. Сеть обеспечивает до­ставку актуальной информации на поч­товый электронный адрес зарегистриро­вавшегося лица: действия ваших друзей, последние сообщения в блогах, новости в сообществах, где зарегистрирован пользователь, напоминая о днях рожде­ния друзей и многое другое. Существует также система подсказок — в каких со­обществах может принять участие каж­дый, как построить собственное сообще­ство интересных друг другу людей, раз­решается вести свой дневник (блог). Та­ким образом социальные сети становят­ся не просто источником информации, но и своеобразной школой межличност­ного общения, адаптации человека к со­циуму. Многим, и автору этой статьи, кстати, тоже, импонирует открытость людей интернет-сообществу, их устрем­ленность навстречу друг другу, к переда­че ценной (по мнению отправителя) ин­формации, своих маленьких открытий и чувств, мыслей другим. Такое общение часто касается библиотек, библиотеч­ных коллекций, работы библиотек, чте­ния книг и их оценок, твоих друзей, тебя самого как читателя и твоих личных чи­тательских и сугубо профессиональных интересов. Всё большее количество биб­лиотекарей, в том числе из детских и школьных библиотек, заявляют о себе в социальных сетях, достойно представ­ляют себя и свою работу, свои мысли, чаяния и желания, вопросы профессио­нального характера к коллегам, чтобы общаться, не оставаться, не быть один на один со своими проблемами. Есть биб­лиотеки, проявляющие потрясающую изобретательность при использовании социальных сетей в своих профессио­нальных целях. Они разыскивают даже задолжников через «Одноклассники.ру». Этот пример, характеризуя его положи­тельно, приводит В. К. Степанов.4

Но, конечно, не всё, о чём заботятся создатели социальных сетей, может ис­пользоваться официальными библиотеч­ными сайтами.5 Однако сам принцип ин­дивидуализации «читательских миров» и «миров» читателей (более широкое по­нятие), активизации межличностных коммуникаций по линиям: «читатель-читатель», «читатель-писатель»; «читатель-библиотекарь-друг и советчик»; «библиотекарь-библиотекарь», «библио­текарь-писатель» и т. д. принципиально важен для библиотечной виртуальной реальности уже в ближайшем будущем.

Библиотекам, работающим с детьми, можно использовать для расширения сервисных возможностей опыт разме­щения на сайтах образовательных уч­реждений результатов проектной дея­тельности учащихся школ, включая видеопрезентации, подготовленные учениками по различным предметам школьной программы. Наряду с этим аудиозаписи лучших чтецов из числа школьников, а также видеоролики, за­печатлевшие инсценировки отрывков из любимых книг. Следует предусмот­реть создание детьми (!) и учителями (!) коллекций ссылок на полезные и инте­ресные веб-страницы по отдельным те­мам школьных предметов, в помощь из­учению школьных предметов, выводя познавательную деятельность учащихся за рамки школьных программ. Но обя­зательно предусматривать возможности внесения соответствующих дополнений, а также участия пользователя в обсуж­дениях в форме кратких комментариев и оценок.

Важно запрограммировать уже сей­час создание на библиотечных сайтах силами читателей не просто списков, а настоящих рекомендательных каталогов полезных ссылок с множеством раз­делов, подразделов и рубрик. Для этого потребуется проведение на сайтах дет­ских библиотек ежегодных конкурсов на лучший авторский веблиографический список или указатель по любимым темам, выбираемым юными пользовате­лями самостоятельно. Как полагаю, это может быть не только подборка web-страниц, посвящённых детским писате­лям, различным предметам школьной программы, но и любимая музыка, фильмы, мультфильмы, мир живой при­роды, мода, спорт и многое другое. Важ­на при этом, повторюсь, открытость веблиографического конкурса, участие в оценке работ как можно большего ко­личества ребят и взрослых, народное го­лосование. В каталог включаются са­мые лучшие работы, одобренные наи­большим количеством специалистов и самих детей.

В настоящее время многие библиоте­ки уделяют большое внимание художе­ственно-творческим работам детей. В соответствующие разделы сайтов вклю­чают фотоснимки работ-победителей (например, произведений декоративно-прикладного искусства), иногда и фото­графии авторов работ, моменты на­граждений, тексты стихов, сказок, рас­сказов, детские рисунки. Такой подход, безусловно, прибавляет сайту пользова­телей из числа детей, родителей, он при­ветствуется, но этого всё-таки уже недо­статочно. Библиотеки в последние год-два сделали шаг вперёд. Они всё чаще приглашают известных в крае деятелей в сфере искусства проводить с помощью сайтов литературные мастерские для юных сказочников, стихолюбителей-сочинителей, создают виртуальные шко­лы юных художников и музыкантов. Та­кие школы значимы, интересны и по­лезны. Они помогают развитию талан­тов школьников. Но нередко видишь на сайтах лишь пожелания, советы. Намно­го реже — подробные тексты-записи уроков. А вот, к сожалению, реакций де­тей на них не наблюдается. Пока нет об­ратной связи в виде вопросов от юных и ответов на них, черновиков детских со­чинений (без указания, естественно, имени, фамилии) и их разборов, нет вос­произведения «в голос» таких встреч с детьми. А ведь учёба — это ещё и осо­знание своего незнания, учёба на ошиб­ках как стимул к совершенствованию.

Адаптация к происходящим измене­ниям в Интернете, усиление коммуника­тивных процессов через Интернет за­лог и предпосылка наших дальнейших успехов в модернизации деятельности библиотек. На каждом отдельном сайте или блоге, создаваемом детскими и дет­ско-юношескими библиотеками, долж­но быть удобно, комфортно и интересно всем: от малышей до взрослых. Но тогда и сайты, блоги тоже должны несколько измениться в качественно иную сторо­ну, во всяком случае, их может быть много самых разных по содержанию и целевой ориентации, и каждый — для своей группы читателей.

Сейчас на такую работу всем следует взять курс, чтобы у наших читателей и посетителей сайтов, блогов библиотек появилось желание не только использо­вать помощь библиотекарей в учебно-образовательной, самообразовательной, досуговой деятельности, но и самим уча­ствовать активнее в жизни библиотеки, в оценке и обогащении контента биб­лиотечного сайта. Желание позитивны­ми способами и путём голосования вы­ражать одобрение своему самому люби­мому библиотечному сайту и предостав­ленной возможности быть видимым на нём, приносить пользу определённой референтной группе, посещающей этот сайт. Следует подумать и о том, как пуб­лично поощрять детей, пропагандирую­щих сайт в среде сверстников, среди ро­дителей и учителей.

Талантливых, грамотных специали­стов в библиотеках для детей и юноше­ства, любящих своё дело, верных ему долгие годы, работает немало. Они пе­режили не одну «революцию» в работе библиотек с детьми, освоили компью­тер, с определёнными успехами осваи­вают и Интернет. Приходит в библиоте­ки и ищущая своё место в жизни моло­дёжь с современным взглядом на окру­жающий мир и новую роль библиотек в меняющемся на наших глазах этом ми­ре. Поэтому с каждым днём сильней уве­ренность, что виртуальные сервисы, пу­ти их развития и обогащения, будут и да­лее занимать умы и сердца детских биб­лиотекарей. Пусть же будет хороших и разных сайтов в видимом грядущем как можно больше, с достойным, разнооб­разным качественным контентом и сер­висом, нацеленным на добродетель и со­циальную пользу, и не будет совсем ма­ломощных, бессодержательных, незани­мательных, малополезных, никому не нужных.

С автором можно связаться: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

  • Патаракин Е. Д. Характеристики социальных сервисов ВЕБ 2.0. // Режим доступа: conf2007.pskovedu.ru/riles/thesis/628.doc: Ан­типова В. Б. «Библиотека 2.0»: отношение, а не технология // Современная библиотека. — 2009. — №3. - С. — 28—33. - Режим доступа: http://sb.lite- ra-ml.ru/assets/l1les/Fulltext/sb3 for web.pdf: Степа­нов В. К. Веб 2.0 в библиотеках и без. — Там же, с. 130-137. — Режим доступа: http://sb.litera-ml.ru/as- sets/liles/Fulltext/sb3 for web.pdf
  • Книжный мост Сланцы—Финляндия (Тур­ку)—Швеция. «КНИЖНЫЙ МОСТ — это чтение и общение без границ, это возможность задать во­прос и получить ответ, возможность мечтать, удивляться, открывать себя и других», — читаем на этом Форуме.
  • Ганзикова Г. С. Рекомендательно-библиогра­фическая деятельность детских библиотек в Ин­тернете (направления и педагогические принци­пы) // Библиотековедение. — 2008. — №3. — С. 46-50.
  • См. ранее указ, ссылку // Режим доступа: http://sb.litera-ml.ru/assets/fi- les/Fulltext/sb3 for web.pdf.
  • Название «социальная сеть» ласкает слух, но это приманка, на этот момент обращают внима­ние самые разные авторы, это заметно, когда бы­ваю сама на таких сайтах. И «Одноклассники.ру» и другие сети — серьёзный бизнес, они всё чаще применяются для рекламы всего и вся, потому что эту рекламу видят, воспринимают одномоментно сотни тысяч людей, а в итоге, — миллионы людей.

Галина Семёновна Ганзикова, доцент, г. Пермь