Белай Т. Путешествие в страну Остерляндию, или Как подружить книгу с компьютером / Т. Белай // Библиотечное дело. – 2011. – № 2. – С. 13-14.

Каневская центральная дет­ская библиотека позициониру­ет себя как информационный центр, и её сотрудники убежде­ны: новые технологии — отличный союзник книги.

Коллектив Каневской цент­ральной детской библиотеки стремится максимально пол­но удовлетворять информа­ционные потребности своих пользова­телей. В ЦДБ создан и плодотворно ра­ботает информационный центр «Что? Где? Когда и почему?», задачей которо­го является содействие самореализации и самообразованию детей, оказание им помощи в подборе материала для вы­полнения школьных заданий. В центре собраны справочники, энциклопедии, словари, периодические и мультимедий­ные издания. Библиотека компьютери­зирована и имеет выход в Интернет. На­ряду с традиционными каталогами и картотеками, в том числе картотекой тематических сценариев и методических разработок в помощь учителям, ро­дителям, библиотекарям, ведутся элек­тронные картотеки (объём собствен­ных баз данных составляют более 26 тыс. единиц) — краеведческая, картоте­ка статей, полнотекстовые базы данных «Солдатский подвиг», «Наши знатные земляки», «Сердцу милая станица», «Экология Кубани», «Сыны Кубани в космонавтике», «История памятников Кубани», «Сочи-2014». Постоянно по­полняется полнотекстовая база данных «Детство», где собран материал по про­блемам семейного воспитания, различ­ная полезная информация.

Я разделяю мнение учёного из Санкт-Петербурга Е. Томашёвой, что информационные ресурсы — сердце библиотеки. Наша задача — сделать книгу и компьютер союзниками в деле привлечения к чтению. Например, ком­пьютерные технологии позволили дет­ской библиотеке заняться издательской деятельностью, выпускать материалы, содействующие пропаганде книги, биб­лиографические пособия для детей ма­лых форм — рекомендательные биб­лиографические указатели, памятки, буклеты, посвящённые творчеству дет­ских писателей. Вот темы лишь некото­рых из них: «Книжный калейдоскоп», «Мама и я — книжкины друзья», «Реаль­ный мир фантазий чудных», «Весёлое лето — читать нам пора», «Ваша зверюшка — не просто игрушка», «Карта страны Остерляндии», «Родной природы тихие напевы», «Голубые очи Кубани», «Путешествие на остров детства», «Ве­сёлые герои весёлого человека».

Силами детских библиотекарей было создано электронное пособие для широ­кого круга пользователей «Бессмертное имя Гоголь». Издание, подготовленное к 200-летию со дня рождения писателя, наряду с библиографической информацией содержит богатый фактографический и иллюстративный материал, пол­ные тексты, что делает его важным под­спорьем для преподавателей литерату­ры. Оно также полезно библиотекарям при проведении литературных бесед и обзоров, организации книжно-иллюстративных выставок по творчеству пи­сателя. Пользуется оно популярностью и среди наших читателей.

Логическим продолжением работы по созданию электронных продуктов стало пособие «Я люблю тебя, моя ста­ница!». Юные краеведы по достоинству оценили наличие в пособии карты Ка­невской, библиографического списка статей и книг о станице, а также полно­текстовых материалов о Каневской и её известных жителях. Помимо этого в по­собие включены стихи о Каневской и виртуальный тур по её памятным и ис­торическим местам.

К 65-летию Великой Победы биб­лиограф библиотеки Е. Н. Зубарь созда­ла мультимедийное пособие «Тех давних летописей слава в отсветах споло­хов войны», ко Всекубанской акции «Кубань навстречу Играм в Сочи» — мультимедийное пособие «Здоровье — это здорово!»

Немало творческих задач решали специалисты детской библиотеки Н. В. Запорожцева и Е. Н. Зубарь, когда соз­давали электронные литературные вик­торины «Наш любимый Буратино» и «Приключения капитана Врунгеля». Чи­татели-мальчишки с нескрываемым удовольствием путешествуют вместе с капитаном Врунгелем по стра­ницам книги. Палочкой-вы­ручалочкой для детских библиотекарей дни летних школьных ка­никул стала мультимедий­ная викторина по сказке А. Толстого. Она получилась яр­кой, доброй, эстетиче­ски привлекательной. Все эти электронные продук­ты предполагают самостоятельную работу юных пользователей с книгой, вдумчивое внимательное чтение. Мы мечтаем об электронном читаль­ном зале, где читатели имели бы возможность послушать имеющие­ся уже в фонде биб­лиотеки аудиокниги, их читательском развитии, обращать их внимание на лучшие образцы художе­ственной и познавательной литературы.

Искусство создания электронных презентаций наша библиотека стала осваивать года три назад, и сегодня без них не обходится практически ни одно массовое мероприятие, будь то заседа­ние клуба, час мужества, литературный праздник, беседа, утренник. Пре­зентации широко используются детскими библиотекарями в воспита­нии юных читателей. «Светят нам от Тамани зарницы», «Екатерина Вели­жу кая — имя России», «Архитектурные жемчужины Екатеринодара», «Во всем дойти до совершенства», «Кто в муравейнике живёт?», «Красная книга — сигнал тревоги», «Сивка-бур­ка», «Морские гиганты», «Каневчане в Чечне», «Юные патриоты Ку­бани в годы Великой Отечественной войны», «Георгий Победоносец», «Последние мгновения войны», «Во­енное лихолетье Каневской», «Таня Савичева. Дневник юной ленинградки», «Я видел седых детей», «Профессии твоей мечты», «Толерантность — это...», «За­гляните в мамины глаза» — вот темы презентаций, проведённых детскими библиотекарями.

Мы стараемся использовать все воз­можности информационных технологий для продвижения книги и поддержки детского чтения.

С автором можно связаться:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Статья о работе информационного центра и возможностях информа­ционных технологий в библиотеке.

Детские библиотеки, информационные ресурсы

The article is about the Informa­tion Centre and the possibiliti­es of information technology in the library.

Children's libraries, information resources

Татьяна Ивановна Белай, заместитель директора по работе с детьми МУК «Межпоселенческая центральная библиотека муниципального образования Каневской район», Краснодарский край