• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Киселёва Т. Поиск. Добыча. Обработка. Оценка. Информационное обеспечение руководителей сферы культуры / Т. Киселёва // Библиотечное дело. – 2012. – № 1. – С. 6-8.

Киселёва Т. Поиск. Добыча. Обработка. Оценка. Информационное обеспечение руководителей сферы культуры / Т. Киселёва // Библиотечное дело. – 2012. – № 1. – С. 6-8.

Новая парадигма управления — менеджмент, основанный на знаниях, — диктует необходи­мость изменения подходов к информационному обслужива­нию руководства.

Происходящие в обще­стве технологические и со­циокультурные изменения способствуют развитию биб­лиотеки как регионального ресурсного информационно-библиотечного цент­ра, при этом «информационный центр» определяется как «...организа­ция, выполняющая функции по сбору, аналитико-синтетической перера­ботке и распространению информа­ции» (ГОСТ 7.0-99).

Так, Т. Ф. Берестова считает возмож­ным превращение библиотеки в инфор­мационный центр в случае осуществле­ния библиотекой на высоком уровне аналитико-синтетической обработки изданий, создания вторичной фактогра­фической информации и предоставле­ния услуг по фактографическому обслу­живанию.1

Информационно-аналитическое обеспечение любой деятельности по ха­рактеру задач делится на два основных направления: поиск и добыча информа­ции как таковой: последующая обработ­ка этой информации, её оценка и обоб­щение (анализ). Основной задачей, ре­шаемой средствами информационно-аналитического обеспечения, является предоставление потребителю информа­ции максимально полных и достовер­ных сведений по интересующему его во­просу.

Приоритетным направлением ин­формационной деятельности СМСКИо ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибир­ского является организация информа­ционного обслуживания руководящих работников в сфере культуры Иркут­ской области. Одна из функций СМСКИо — информационно-аналити­ческое обеспечение управленческой деятельности. Мне бы хотелось разгра­ничить понятия «информационное об­служивание» и «информационное обес­печение».

Например, В. М. Подчернин2, проведя анализ определений понятия «информа­ционное обеспечение», предлагает рас­сматривать его как:

  • процесс предоставления данных для формирования понятия о чём-либо,
  • функцию какого-либо лица либо структурного подразделения,
  • ресурс при решении какой-либо задачи.

Таким образом, информационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность.

Обратимся к толковому словарю русского языка. «Обслуживать — про­водить работу, связанную с удовле­творением чьих-нибудь нужд». «Обес­печить — снабдить чем-нибудь в нуж­ном количестве. Сделать вполне воз­можным, действительным, реально вы­полнимым». Следовательно, «обслужи­вание» предполагает оказание сервис­ных услуг потребителю информации (читателю), а «обеспечение» — созда­ние условий для выполнения какого-ли­бо процесса или действия. При инфор­мационном обеспечении библиотечный работник становится активным участ­ником создания общественно значимого продукта.

Вот какое определение предлагает Ю. Н. Дрешер: «Информационное обес­печение — это информационная дея­тельность, включающая совокупность информационных процессов, направлен­ных на выполнение обеспечивающих по отношению к научным исследованиям информационных функций, соединен­ных в логически последовательную, це­ленаправленную систему».3 При этом не исключается возможность использова­ния отдельных традиционных форм об­служивания потребителей информации (например, режим «запрос—ответ»).

Информационное обеспечение представляет собой процесс постоянно­го курирования проблемы (запроса) — от возникновения до решения. Любое управленческое решение должно пред­варяться анализом конкретной ситуа­ции (диагностика), её перспективной динамики (прогнозирование), разра­боткой и обоснованием возможных стратегий поведения. Чем выше долж­ность, тем больше объём информации, необходимой для принятия решений, тем выше интенсивность её поступле­ния.

Очевидно, что необходимым усло­вием функционирования информа­ционно-аналитических структур яв­ляется наличие механизма доступа к соответствующей исходной информа­ции. Необходимую для полноценной аналитической деятельности информа­ционную базу можно разделить на три составляющие.

Первая отражает состояние внеш­ней среды: экономики, политики, пра­вового регулирования, социально-эко­номическое развитие общества и т. д. Источниками соответствующей ин­формации являются СМИ, статистиче­ские и другие официальные информа­ционные каналы, научная литература общего характера.

Вторая составляющая включает све­дения о тех структурах, с которыми управляемая система входит в непосред­ственное соприкосновение: органы ре­гиональной (местной) власти, партнёры (коллеги) по профессиональной дея­тельности, конкурентное пространство, соседи по территории и т. д. Помимо ре­гиональных СМИ и официальных ис­точников в этой составляющей инфор­мационной базы более важную роль иг­рают специализированные (профессио­нальные) и неофициальные каналы ин­формации.

Третья составляющая — совокуп­ность сведений, которая даёт исчерпы­вающее представление о текущем со­стоянии и тенденциях развития управ­ляемой системы.

СМСКИо обеспечивает возмож­ность:

  • получения регулярной аналитической и обзорной информации по важней­шим аспектам (на основе традицион­ного и контент-анализа СМИ, соот­ветствующей нормативной и дирек­тивной информации и т. д.);
  • подготовки аналитических и прогнозных материалов по актуальным проблемам состояния и развития сферы культуры:
  • оперативного получения оптимально­го объёма информации в непредви­денных или чрезвычайных ситуациях.

В число постоянных пользователей отдела входят групповые и индивиду­альные пользователи информации. Сре­ди групповых — органы управления культурой (Министерство культуры и архивов Иркутской области, управления культуры МО Иркутской области), областные учреждения культуры. Среди индивидуальных — сотрудники мини­стерства, специалисты руководящего звена из областных учреждений культу­ры, руководители библиотек и библио­течных систем Иркутской области.

Запросы, поступающие в отдел, мож­но разбить на две группы:

  • постоянные. Потребители информа­ции еженедельно по рассылке полу­чают дайджесты «Культура России в СМИ» и «Культура Иркутской обла­сти в СМИ». Ежегодно мы выпускаем статистический сборник «Государст­венные и муниципальные учреждения культуры в цифрах» и аналитический обзор статистической информации;
  • разовые — поступающие по мере не­обходимости пользователей в той или иной информации.

Запросы выполняются с использова­нием всех фондов и информационно-справочных систем. Основные источни­ки информации: официальная статисти­ка, отраслевые официальные и инфор­мационные сайты. Мы постоянные по­сетители сайтов МК РФ, ГИВЦ (особо изучаемый раздел «Паспорта культур­ной жизни субъектов РФ»), правового портала в сфере культуры, сайтов мини­стерств культуры субъектов РФ, мини­стерств финансов субъектов РФ. К при­меру, информацию по запросу «доля расходов на культуру в структуре консо­лидированного бюджета субъектов СФО» мы смогли найти на сайтах мини­стерств финансов субъектов СФО.

Каждый деловой человек обладает определёнными информационными по­требностями. Если о профессиональ­ных интересах, информационных за­просах и потребностях спрашивают ру­ководителей достаточно высокого ран­га, то чаще всего следует ответ: «Меня интересует всё». И действительно, чем выше ранг руководителя, тем шире круг его профессиональных интересов. В этом заключается одна из главных трудностей информационного обслу­живания руководителей. Как показыва­ет практика, стремление учитывать ши­роту интересов руководителей и на­правлять им как можно чаще и как можно в большем объёме разнообраз­ных материалов в расчёте на высокую оценку своей деятельности, себя не оправдывает. Руководители, «загружае­мые» сверх меры различными инфор­мационными материалами, крайне ред­ко их просматривают, считая, что на это нет времени. При этом происходит обесценивание деятельности информа­ционного работника. Для того чтобы исключить подобное явление, при об­служивании приоритетных потребите­лей информации необходимо руковод­ствоваться следующим положением: та или иная информация должна посту­пать к руководителю не до того, как в ней возникла необходимость, и тем бо­лее не после того, а именно в тот мо­мент, когда возникла необходимость в данной информации. Следовательно, главное требование к информационно­му обслуживанию руководителей за­ключается в обеспечении постоянной готовности незамедлительно выдать руководителю по его запросу необходи­мую ему информацию. Мы ежедневно просматриваем сайты по культуре, от­слеживаем тематику координационных советов, конференций, публикаций по управлению сферой культуры и по ме­ре появления новых тем начинаем соби­рать материал.

Сигнальную библиографическую ин­формацию руководители используют не­охотно. Предпочтение отдаётся докумен­там, которые прошли аналитико-синте­тическую обработку: рефератам, дайдже­стам, обзорам. И желательно в электрон­ном виде, чтобы можно было использо­вать в отчётах, докладах и т. д. Поэтому основной способ предоставления инфор­мации — рассылка по электронной почте. Печатные издания раздаются на со­вещаниях и других мероприятиях.

Значительное место в определении содержания информационных потреб­ностей руководителей принадлежит со­циологическим методам исследования (анкетирование, интервьюирование, на­блюдение и др.). С целью дальнейшего совершенствования информационного обслуживания руководителей сферы культуры (создания оперативной ин­формационной базы, полноценного удовлетворения запросов пользователей по вопросам функционирования и разви­тия сферы культуры) нами было прове­дено небольшое исследование. В экспресс-опросе приняло участие 43 чело­века. Из них 18 (42%) руководители управлений культуры МО Иркутской области, 22(52%) директора библиотек и библиотечных систем, 3 (6%) руководи­тели областных учреждений культуры.

На вопрос: «Нуждаетесь ли Вы в оказании информационных услуг?», все участники экспресс-опроса ответили: «Да». При этом 80% предпочли индиви­дуальное информирование по электрон­ной почте в форме дайджестов, обзоров (41%) и аналитических справок (29%). Наибольший интерес у руководящих ра­ботников вызывают следующие из предложенных тем: модернизация в сфере культуры, правовые вопросы культуры, проектная деятельность уч­реждений культуры, экономика культу­ры, веб-сайты по культуре.

Большинство руководителей отдают предпочтение электронными источни­ками информации и аналитическим ма­териалам. Перед нами стоит задача соз­дания банка данных опережающей ин­формации, то есть формирование про­блемно-тематических электронных до­сье по темам, на которые ещё не получе­ны запросы. Цель такой работы — соз­дание оперативной информационной ба­зы для руководителей культуры, способ­ствующей дальнейшему совершенство­ванию управленческой деятельности и развитию сферы культуры территории.

С автором можно связаться: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

  • Берестова Т. Ф. Общедоступная муниципаль­ная библиотека в едином информационном про­странстве: науч.-метод. пособие / Т. Ф. Берестова. — М.: Либерея-бибинформ, 2005. — С. 115.
  • Подчернин В. М. Некоторые вопросы инфор­мационного обеспечения и информационно-ана­литической деятельности / В. М. Подчернин // Библиосфера. — 2007. — №1. — С. 21-23.
  • Дрешер Ю. Н. Информационное обеспечение учёных и специалистов: учеб.-метод. пособие / Ю. Н. Дрешер. — СПБ.: Профессия, 2008. — С. 25.

О технологических и социокуль­турных изменениях, которые спо­собствуют развитию библиотеки как регионального ресурсного ин­формационно-библиотечного цент­ра.

Информационный центр, информа­ционные ресурсы

The article is about technologi­cal and socio-cultural changes that promote the library as a re­gional information and library center.

Information center, information resources

Татьяна Михайловна Киселёва, руководитель Службы мониторинга сферы культуры Иркутской области Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского