Кондаурова Т. Школа информационного комфорта : медиатека – ориентир для подрастающего поколения в мире современных технологий / Т. Кондаурова // Библиополе. – 2013. – № 12. – С. 37-42.
Нынешнее поколение живёт в мире, где современные технологии являются делом привычным и обыденным, для юных электронные коммуникации — реальность, существующая изначально. Именно дети, подростки и молодёжь сегодня являются самыми активными их пользователями, легко осваивающими всё новое, и это неудивительно: медиасреда открывает доступ к самой разнообразной информации, даёт совершенно уникальные возможности для обретения знаний, умений и навыков. Сегодняшние библиотеки учитывают изменившиеся интересы читателей, поэтому здесь появляются медиацентры, обеспечивающие комплексный характер обслуживания.
В Липецкой ОДБ медиатека как новое структурное подразделение открылась в 2007 г. Её сотрудники поставили перед собой цель: с помощью мультимедийных средств сделать непростой процесс обучения и освоения мира школьниками увлекательным и познавательным. В связи с этим фонд медиатеки стал пополняться новыми носителями: аудиокассетами, видеоизданиями, компакт-дисками различных форматов. В распоряжении пользователей оказались также электронный каталог изданий, библиографические базы данных, справочно-правовые системы.
При организации медиатеки учитывалось, что её сотрудники должны не только хорошо знать свой фонд, но и уметь обращаться с техникой, быть специалистами в области информационных технологий, владеть навыками работы в Интернете, в том числе в его поисковых системах. Ведь научить ребёнка может только тот, кто сам обладает необходимыми знаниями.
Уже с начала своей деятельности медиатека предоставляла комплекс услуг по копированию, сканированию, распечатке, оцифровке информации. Специалисты подбирали материал по запросам пользователей, помогали родителям выбрать для ребёнка обучающие компьютерные игры и развивающие программы; консультировали их.
Используя фонд медиатеки, дети и подростки могли интерактивно обучаться иностранным языкам, проверять знания по всем школьным предметам, самостоятельно готовить доклады и рефераты, учиться работать на компьютере.
Электронные материалы оказались большим подспорьем и в работе коллег, которые не раз обращались к ним для подготовки выставок. Ни одно массовое мероприятие не обходится без использования аудио- и видеофрагментов мультимедиа.
Массовые мероприятия, проводимые в медиатеке, направлены на развитие творческого потенциала пользователей, обучение их грамотной работе с информационными ресурсами. С этой целью для ребят ежемесячно проводятся медиаобзоры, конкурсы компьютерных рисунков, викторины, вебпоиски, аудиопризывы, киномарафоны и пр.
У нас началась активная работа и по авторским программам, среди которых наиболее популярной стала «Литература.ru». Её основная цель — приобщение подростков к русской классике. Занятия были организованы в форме медиауроков: с использованием видео- и аудиоресурсов, которые создавали наглядное представление об эпохе, вехах жизненного пути того или иного писателя, специфике его творчества. Яркие визуальные образы, новизна подачи материала — всё это помогало коллегам и педагогам заинтересовать старшеклассников литературными шедеврами.
Также в отделе появилась программа раннего развития «Вундеркинд», которая знакомит детей 6-8 лет с миром компьютерных технологий. На занятиях малыши знакомятся с математикой и информатикой, развивают память, внимание, логическое мышление и пространственное воображение с помощью мультимедийных дисков. Увлекательные уроки-тренинги помогают им научиться работать с компьютерными программами, рисовать в графическом редакторе.
Для ребят 7-12 лет организован компьютерный клуб «Смайлик», где все желающие учатся работать в различных текстовых редакторах, изучают основы сканирования документов и возможности презентационной графики, а также осваивают Интернет.
Формы обучения весьма разнообразны: тестирование, алгоритмы упражнений, практикумы, индивидуальные творческие задания, самостоятельная работа с клавиатурными тренажёрами, разгадывание компьютерных кроссвордов и ребусов. Основная цель занятий — привить детям навыки самостоятельной работы на компьютере, подготовить к диалогу с электронными поисковыми системами.
Теоретические занятия в программе обучения сопровождаются практической работой на компьютере, что позволяет проверить усвоение изученного материала, параллельно давая необходимые пояснения и уточнения. Как показывает опыт, если учащийся долгое время не получает достаточной практики, полученные знания быстро забываются. Поэтому задания для занятий на компьютере разрабатывались особенно тщательно, учитывались возрастные и психологические особенности школьников.
Умение пользоваться информационными технологиями, свободно ориентироваться в онлайн-пространстве стало необходимым условием для успешной учёбы, реализации профессиональных устремлений учащихся. Однако ещё не все дети умеют грамотно пользоваться электронными ресурсами. Поэтому одним из основных направлений нашей деятельности стало формирование медиакультуры юных пользователей.
В 2008 г. на базе отдела действовала «Школа информационного комфорта» для учащихся среднего школьного возраста. Был проведён цикл занятий, направленных на расширение кругозора, интеллекта и любознательности детей, в ходе которого они получили навыки поисковой деятельности.
Задача сотрудников медиатеки состоит не только в том, чтобы научить школьников пользоваться компьютером, главное — привлечь их к чтению художественной литературы. Для этого активно используется богатый мультимедийный фонд отдела, внедряются новые формы и методы работы с посетителями.
В 2009 г. для младших школьников проводились виртуальные путешествия по сказкам, литературные турниры и конкурсы. Для ребят этой возрастной группы нужно применять элементы наглядности: показывать видео- и аудиофрагменты из детских фильмов и мультиков, проводить занимательные викторины с использованием средств мультимедиа. Практика показывает, что даже «нечитающие» дети, зайдя поиграть в библиотеку и встречаясь с формами творчества в электронной среде, проявляют интерес к получению новых знаний.
Подростки — самая трудная категория среди пользователей. В этом возрасте школьники нередко вообще перестают читать или интересуются только произведениями определённых жанров: мистика, триллер, фэнтези и т. д. Специалисты должны им грамотно рекомендовать литературу, обращая их внимание на качественные издания. Следует учитывать и то, что для этих ребят привлекательны подчёркнуто современные формы работы. Для приобщения их к чтению часто проводятся медиауроки, слайд-беседы, акции с использованием медиаресурсов.
Для медиауроков обычно отбираются самые яркие и волнующие фрагменты из фильмов, чтобы пробудить в ребятах интерес, заставить их прочитать произведение, послужившее источником киноверсии. После такого видеознакомства сотрудники обязательно рекомендуют соответствующую литературу.
Ещё один эффективный способ привлечения подростков к чтению — проведение различных акций. Очень интересно проходили у нас акции-знакомства. Например, «Проведи лето с аудиокнигой», во время которых посетители (особенно подростки) получили возможность познакомиться с лучшими произведениями мировой художественной литературы, представленными на компакт-дисках и аудиокассетах. Сотрудники медиатеки объясняли школьникам, что аудиокниги они могут слушать где угодно: дома, в транспорте, на прогулке с собакой или на занятиях спортом. Практически всегда ребята, взявшие послушать одну аудиокнигу, возвращались за другими, нередко приводя в библиотеку всю семью.
После реорганизации в Липецкой ОДБ появилось новое структурное подразделение — медиацентр, работники которого направили свои усилия на удовлетворение познавательных, культурных потребностей детей и подростков, связанных с самообразованием, на организацию ресурсной поддержки школьного обучения и воспитания.
С этого момента вся деятельность нового отдела строится на проектной основе, для всех категорий читателей разрабатываются интересные программы. В основу одной из них, «Добавим яркость красок в медиамир», реализованной в 2010 г., было положено единство образования и воспитания, сочетание практической работы на компьютере с развитием творческих и интеллектуальных способностей детей.
На первом этапе мы знакомили детей с богатством ресурсов ОДБ. Формы проведения занятий были выбраны самые разнообразные: виртуальные экскурсии по прославленным музеям мира, интерактивные выставки знаменитых полотен, художественно-музыкальные композиции.
Второй этап программы (обучающий) был направлен на изучение графических редакторов. Каждое занятие по истории искусства обязательно сопровождалось практическим заданием, и по мере того как дети получали художественные знания, усложнялись для них и технические задания.
Применение современных технологий и наших мультимедийных ресурсов позволило сделать каждое занятие творческим и в то же время индивидуальным. Усилия сотрудников были направлены в первую очередь на формирование у детей способности к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладению навыками работы со сложным программным обеспечением.
Как показывает опыт, умением свободно ориентироваться во Всемирной паутине обладают далеко не все пользователи школьного возраста. Поэтому, чтобы привлечь их внимание к осмысленному освоению веб-пространства, была разработана программа «Интернет — мир безграничных возможностей». Основной её концепцией стало утверждение: «Детский Интернет — интересно, полезно, безопасно». Цель была простой: повысить информированность подростков, родителей, учителей о безопасном использовании онлайн-технологий.
Работа этого проекта началась в 2011 г. и проводилась по трём направлениям. «ИнтерНЕТ-УГРОЗЫ!» ставило своей задачей обучение подростков приёмам и методам безопасной работы в сети. «КИТонлайн» (Компьютер — Информация — Творчество) было призвано развить у детей и подростков умение грамотно решать проблемные ситуации. «Web-гpaмотность» должно было сформировать у юных пользователей умение получать с помощью Интернета актуальную информацию для учебной и прочей деятельности.
Работа велась очень активная, для пользователей проводился интерактивный обзор «Позитив и негатив: две стороны Интернета», из которого они могли не только узнать о лучших ресурсах сети, но и познакомиться с основными видами киберугроз и способами защиты от них. Старшеклассников больше всего интересовали веб-экскурсии по образовательным ресурсам, знакомства с сетевыми конкурсами и олимпиадами по школьным предметам.
В 2012 г. в медиацентре действовала комплексно-целевая программа по развитию информационной культуры пользователей «Поколение ВИТ: века информационных технологий». Её реализация проходила по трём основным направлениям, которые были призваны адаптировать молодёжь к условиям информационного общества, научить ориентироваться в коммуникационном потоке, свободно владеть веб-технологиями.
С помощью несложных заданий мы учили подростков определять, насколько достоверны полученные ими сведения. Наши усилия были направлены на формирование у ребят навыка свободного пользования безграничными образовательными возможностями Интернета, а также быстрого восприятия больших объёмов информации.
Коллеги поставили перед собой непростую задачу — развивать и совершенствовать познавательные, интеллектуальные и творческие способности детей и подростков, научить их навыкам конструктивного общения в социальных сетях, обучить различным формам самовыражения при помощи медиатехнологий.
Старшеклассники знакомились с современной блогосферой русскоязычного Интернета и самыми яркими его сегментами, критически оценивали проблемные посты и заметки, оставляли свои комментарии и замечания. Такая форма занятий раскрепощает юных пользователей, учит их адекватно оценивать информацию, отстаивать своё мнение в споре.
Самыми яркими и запоминающимися мероприятиями программы стали онлайн-турниры «Путешествия по литературной карте Липецкой области», в которых юные читатели соревновались с ровесниками, посещающими детские библиотеки региона. Они были посвящены известным писателям, чьи имена связаны с краем, — А.С. Пушкину, Л.Н. Толстому, И.А. Бунину. Привлекались самые активные и эрудированные пользователи, они тщательно штудировали краеведческие ресурсы, подробно изучали литературу о жизни и творчестве знаменитых земляков.
Во время турниров команда юных липчан общалась в режиме онлайн с ребятами из города Ельца, посёлков Измалково и Лев Толстой. Команды сражались за каждый балл, бурно обсуждая вопросы соперников, использовали книги и интернет-ресурсы в случае затруднений. В этом интеллектуальном мероприятии подростков привлекло не только получение знаний, но и знакомство с новыми друзьями, живое, интересное общение.
Яркие мероприятия, использование электронных средств делают работу медиацентра актуальной и востребованной. Но не стоит ограничиваться стенами учреждения, необходимо осваивать и виртуальное пространство. «Библиотека веб 2.0» — это не только отдел, где пользователи получают нужную информацию, но и место, где они её самостоятельно создают.
Специалисты медиацентра активно участвуют в создании и наполнении каталога детских ресурсов «Веб-ландия». С этой целью оцениваются и отбираются самые интересные сайты для детей. Работа была высоко оценена специалистами РГДБ. По рекомендации кураторов проекта специалист медиацентра стал модератором каталога. Также наши коллеги принимают участие в экспертном совете конкурса сайтов «Позитивный контент», оценивая разработки общественных организаций.
В 2013 г. был создан блог «Наш МИР: Молодёжь. Интернет. Родители», на страницах которого можно получить сведения по вопросам правовой и информационной безопасности детей, советы для юных пользователей о безопасной и корректной работе в сети, найти ссылки на образовательные сетевые ресурсы и многое другое.
Специалисты медиацентра планируют создавать собственные обучающие видеоролики для детей и подростков, посвящённые правилам безопасности в Интернете, дома, в школе и на улице. Размещаться эти материалы будут на собственном канале на YouTube.
Самое главное в деятельности любого медиацентра — направить все свои усилия на то, чтобы вхождение подрастающего поколения в информационное общество было увлекательным, ненавязчивым и комфортным. Ребята должны научиться всесторонне использовать фонды и потенциал библиотеки, что поможет им стать образованными, культурными, творческими, социально ценными личностями, которым предстоит жить и трудиться в качественно новом информационном обществе.
ТАТЬЯНА КОНДАУРОВА, главный библиотекарь медиацентра Липецкой областной детской библиотеки