• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Кондаурова Т. Школа информационного комфорта : медиатека – ориентир для подрастающего поколения в мире современных технологий / Т. Кондаурова // Библиополе. – 2013. – № 12. – С. 37-42.

Кондаурова Т. Школа информационного комфорта : медиатека – ориентир для подрастающего поколения в мире современных технологий / Т. Кондаурова // Библиополе. – 2013. – № 12. – С. 37-42.

Нынешнее поколение живёт в мире, где современные технологии являются делом привычным и обыденным, для юных электронные коммуникации — реальность, существующая изначально. Именно дети, подростки и молодёжь сегодня являются самыми активными их пользователями, легко осваивающими всё новое, и это неудивительно: медиасреда открывает доступ к самой разнообразной информации, даёт совершенно уникальные возможности для обретения знаний, умений и навыков. Сегодняшние библиотеки учитывают изменившиеся интересы читателей, поэтому здесь появляются медиацентры, обеспечивающие комплексный характер обслуживания.

В Липецкой ОДБ медиатека как новое структурное подразделе­ние открылась в 2007 г. Её сотруд­ники поставили перед собой цель: с помощью мультимедийных средств сделать непростой про­цесс обучения и освоения мира школьниками увлекательным и по­знавательным. В связи с этим фонд медиатеки стал пополнять­ся новыми носителями: аудиокассетами, видеоизданиями, ком­пакт-дисками различных форма­тов. В распоряжении пользовате­лей оказались также электронный каталог изданий, библиографиче­ские базы данных, справочно-пра­вовые системы.

При организации медиатеки учитывалось, что её сотрудники должны не только хорошо знать свой фонд, но и уметь обращать­ся с техникой, быть специалиста­ми в области информационных технологий, владеть навыками работы в Интернете, в том числе в его поисковых системах. Ведь научить ребёнка может только тот, кто сам обладает необходи­мыми знаниями.

Уже с начала своей деятельно­сти медиатека предоставляла комплекс услуг по копированию, сканированию, распечатке, оциф­ровке информации. Специалисты подбирали материал по запросам пользователей, помогали родите­лям выбрать для ребёнка обучаю­щие компьютерные игры и разви­вающие программы; консультиро­вали их.

Используя фонд медиатеки, де­ти и подростки могли интерактивно обучаться иностранным языкам, проверять знания по всем школь­ным предметам, самостоятельно готовить доклады и рефераты, учиться работать на компьютере.

Электронные материалы ока­зались большим подспорьем и в работе коллег, которые не раз обращались к ним для подготов­ки выставок. Ни одно массовое мероприятие не обходится без использования аудио- и видео­фрагментов мультимедиа.

Массовые мероприятия, про­водимые в медиатеке, направлены на развитие творческого потенци­ала пользователей, обучение их грамотной работе с информаци­онными ресурсами. С этой целью для ребят ежемесячно проводятся медиаобзоры, конкурсы компью­терных рисунков, викторины, веб­поиски, аудиопризывы, киномара­фоны и пр.

У нас началась активная рабо­та и по авторским программам, среди которых наиболее популяр­ной стала «Литература.ru». Её ос­новная цель — приобщение под­ростков к русской классике. Заня­тия были организованы в форме медиауроков: с использованием видео- и аудиоресурсов, которые создавали наглядное представле­ние об эпохе, вехах жизненного пути того или иного писателя, спе­цифике его творчества. Яркие ви­зуальные образы, новизна подачи материала — всё это помогало коллегам и педагогам заинтере­совать старшеклассников литера­турными шедеврами.

Также в отделе появилась про­грамма раннего развития «Вун­деркинд», которая знакомит де­тей 6-8 лет с миром компьютер­ных технологий. На занятиях малыши знакомятся с математи­кой и информатикой, развивают память, внимание, логическое мышление и пространственное воображение с помощью мульти­медийных дисков. Увлекательные уроки-тренинги помогают им на­учиться работать с компьютерны­ми программами, рисовать в гра­фическом редакторе.

Для ребят 7-12 лет организо­ван компьютерный клуб «Смай­лик», где все желающие учатся работать в различных текстовых редакторах, изучают основы ска­нирования документов и возмож­ности презентационной графики, а также осваивают Интернет.

Формы обучения весьма раз­нообразны: тестирование, алго­ритмы упражнений, практикумы, индивидуальные творческие за­дания, самостоятельная работа с клавиатурными тренажёра­ми, разгадывание компьютерных кроссвордов и ребусов. Основная цель занятий — привить детям на­выки самостоятельной работы на компьютере, подготовить к диа­логу с электронными поисковыми системами.

Теоретические занятия в про­грамме обучения сопровождают­ся практической работой на ком­пьютере, что позволяет проверить усвоение изученного материала, параллельно давая необходимые пояснения и уточнения. Как пока­зывает опыт, если учащийся дол­гое время не получает достаточ­ной практики, полученные знания быстро забываются. Поэтому за­дания для занятий на компьюте­ре разрабатывались особенно тщательно, учитывались возраст­ные и психологические особенно­сти школьников.

Умение пользоваться инфор­мационными технологиями, свободно ориентироваться в онлайн-пространстве стало необходимым условием для успешной учёбы, ре­ализации профессиональных уст­ремлений учащихся. Однако ещё не все дети умеют грамотно поль­зоваться электронными ресурса­ми. Поэтому одним из основных направлений нашей деятельно­сти стало формирование медиакультуры юных пользователей.

В 2008 г. на базе отдела действовала «Школа информационно­го комфорта» для учащихся сред­него школьного возраста. Был проведён цикл занятий, направ­ленных на расширение кругозора, интеллекта и любознательности детей, в ходе которого они полу­чили навыки поисковой деятель­ности.

Задача сотрудников медиатеки состоит не только в том, чтобы научить школьников пользоваться компьютером, главное — привлечь их к чтению художественной лите­ратуры. Для этого активно исполь­зуется богатый мультимедийный фонд отдела, внедряются новые формы и методы работы с посе­тителями.

В 2009 г. для младших школь­ников проводились виртуальные путешествия по сказкам, литера­турные турниры и конкурсы. Для ребят этой возрастной группы нужно применять элементы на­глядности: показывать видео- и аудиофрагменты из детских фильмов и мультиков, проводить занимательные викторины с ис­пользованием средств мультиме­диа. Практика показывает, что да­же «нечитающие» дети, зайдя по­играть в библиотеку и встречаясь с формами творчества в электрон­ной среде, проявляют интерес к получению новых знаний.

Подростки — самая трудная категория среди пользователей. В этом возрасте школьники не­редко вообще перестают читать или интересуются только произ­ведениями определённых жанров: мистика, триллер, фэнтези и т. д. Специалисты должны им грамотно рекомендовать литературу, об­ращая их внимание на качествен­ные издания. Следует учитывать и то, что для этих ребят привлека­тельны подчёркнуто современные формы работы. Для приобщения их к чтению часто проводятся медиауроки, слайд-беседы, акции с использованием медиаресурсов.

Для медиауроков обычно отби­раются самые яркие и волнующие фрагменты из фильмов, чтобы пробудить в ребятах интерес, за­ставить их прочитать произведе­ние, послужившее источником ки­новерсии. После такого видеозна­комства сотрудники обязательно рекомендуют соответствующую литературу.

Ещё один эффективный спо­соб привлечения подростков к чтению — проведение различ­ных акций. Очень интересно проходили у нас акции-знакомст­ва. Например, «Проведи лето с аудиокнигой», во время которых посетители (особенно подрост­ки) получили возможность позна­комиться с лучшими произведе­ниями мировой художественной литературы, представленными на компакт-дисках и аудиокассетах. Сотрудники медиатеки объясня­ли школьникам, что аудиокниги они могут слушать где угодно: до­ма, в транспорте, на прогулке с собакой или на занятиях спор­том. Практически всегда ребята, взявшие послушать одну аудиок­нигу, возвращались за другими, нередко приводя в библиотеку всю семью.

После реорганизации в Ли­пецкой ОДБ появилось новое структурное подразделение — медиацентр, работники которого направили свои усилия на удов­летворение познавательных, культурных потребностей детей и подростков, связанных с само­образованием, на организацию ресурсной поддержки школьного обучения и воспитания.

С этого момента вся деятель­ность нового отдела строится на проектной основе, для всех кате­горий читателей разрабатываются интересные программы. В основу одной из них, «Добавим яркость красок в медиамир», реализован­ной в 2010 г., было положено един­ство образования и воспитания, сочетание практической работы на компьютере с развитием твор­ческих и интеллектуальных спо­собностей детей.

На первом этапе мы знакомили детей с богатством ресурсов ОДБ. Формы проведения занятий были выбраны самые разнообразные: виртуальные экскурсии по про­славленным музеям мира, интер­активные выставки знаменитых полотен, художественно-музы­кальные композиции.

Второй этап программы (обу­чающий) был направлен на изу­чение графических редакторов. Каждое занятие по истории ис­кусства обязательно сопровож­далось практическим заданием, и по мере того как дети получали художественные знания, услож­нялись для них и технические за­дания.

Применение современных тех­нологий и наших мультимедийных ресурсов позволило сделать каж­дое занятие творческим и в то же время индивидуальным. Усилия сотрудников были направлены в первую очередь на формирова­ние у детей способности к быст­рому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладению навыками работы со сложным программным обеспече­нием.

Как показывает опыт, умением свободно ориентироваться во Всемирной паутине обладают да­леко не все пользователи школь­ного возраста. Поэтому, чтобы привлечь их внимание к осмыс­ленному освоению веб-пространства, была разработана програм­ма «Интернет — мир безгранич­ных возможностей». Основной её концепцией стало утверждение: «Детский Интернет — интересно, полезно, безопасно». Цель была простой: повысить информиро­ванность подростков, родителей, учителей о безопасном исполь­зовании онлайн-технологий.

Работа этого проекта началась в 2011 г. и проводилась по трём направлениям. «ИнтерНЕТ-УГРОЗЫ!» ставило своей задачей обу­чение подростков приёмам и ме­тодам безопасной работы в сети. «КИТонлайн» (Компьютер — Ин­формация — Творчество) было призвано развить у детей и под­ростков умение грамотно решать проблемные ситуации. «Web-гpaмотность» должно было сформи­ровать у юных пользователей умение получать с помощью Ин­тернета актуальную информацию для учебной и прочей деятель­ности.

Работа велась очень активная, для пользователей проводился интерактивный обзор «Позитив и негатив: две стороны Интерне­та», из которого они могли не только узнать о лучших ресурсах сети, но и познакомиться с основ­ными видами киберугроз и спо­собами защиты от них. Стар­шеклассников больше всего интересовали веб-экскурсии по образовательным ресурсам, зна­комства с сетевыми конкурсами и олимпиадами по школьным предметам.

В 2012 г. в медиацентре дей­ствовала комплексно-целевая программа по развитию инфор­мационной культуры пользовате­лей «Поколение ВИТ: века инфор­мационных технологий». Её реа­лизация проходила по трём основным направлениям, кото­рые были призваны адаптировать молодёжь к условиям информа­ционного общества, научить ори­ентироваться в коммуникацион­ном потоке, свободно владеть веб-технологиями.

С помощью несложных зада­ний мы учили подростков опре­делять, насколько достоверны полученные ими сведения. Наши усилия были направлены на фор­мирование у ребят навыка сво­бодного пользования безгранич­ными образовательными возмож­ностями Интернета, а также быстрого восприятия больших объёмов информации.

Коллеги поставили перед со­бой непростую задачу — разви­вать и совершенствовать познавательные, интеллектуальные и творческие способности детей и подростков, научить их навыкам конструктивного общения в соци­альных сетях, обучить различным формам самовыражения при по­мощи медиатехнологий.

Старшеклассники знакомились с современной блогосферой рус­скоязычного Интернета и самыми яркими его сегментами, критиче­ски оценивали проблемные посты и заметки, оставляли свои ком­ментарии и замечания. Такая фор­ма занятий раскрепощает юных пользователей, учит их адекватно оценивать информацию, отстаи­вать своё мнение в споре.

Самыми яркими и запомина­ющимися мероприятиями про­граммы стали онлайн-турниры «Путешествия по литературной карте Липецкой области», в кото­рых юные читатели соревнова­лись с ровесниками, посещающи­ми детские библиотеки региона. Они были посвящены известным писателям, чьи имена связаны с краем, — А.С. Пушкину, Л.Н. Тол­стому, И.А. Бунину. Привлекались самые активные и эрудированные пользователи, они тщательно штудировали краеведческие ре­сурсы, подробно изучали литера­туру о жизни и творчестве знаме­нитых земляков.

Во время турниров команда юных липчан общалась в режиме онлайн с ребятами из города Ель­ца, посёлков Измалково и Лев Толстой. Команды сражались за каждый балл, бурно обсуждая во­просы соперников, использова­ли книги и интернет-ресурсы в случае затруднений. В этом ин­теллектуальном мероприятии подростков привлекло не только получение знаний, но и знаком­ство с новыми друзьями, живое, интересное общение.

Яркие мероприятия, использо­вание электронных средств дела­ют работу медиацентра актуаль­ной и востребованной. Но не стоит ограничиваться стенами уч­реждения, необходимо осваивать и виртуальное пространство. «Библиотека веб 2.0» — это не только отдел, где пользователи по­лучают нужную информацию, но и место, где они её самостоя­тельно создают.

Специалисты медиацентра ак­тивно участвуют в создании и на­полнении каталога детских ресур­сов «Веб-ландия». С этой целью оцениваются и отбираются самые интересные сайты для детей. Ра­бота была высоко оценена специ­алистами РГДБ. По рекомендации кураторов проекта специалист медиацентра стал модератором каталога. Также наши коллеги принимают участие в экспертном совете конкурса сайтов «Позитив­ный контент», оценивая разработ­ки общественных организаций.

В 2013 г. был создан блог «Наш МИР: Молодёжь. Интернет. Роди­тели», на страницах которого можно получить сведения по во­просам правовой и информаци­онной безопасности детей, сове­ты для юных пользователей о безопасной и корректной работе в сети, найти ссылки на обра­зовательные сетевые ресурсы и многое другое.

Специалисты медиацентра планируют создавать собственные обучающие видеоролики для де­тей и подростков, посвящённые правилам безопасности в Интер­нете, дома, в школе и на улице. Размещаться эти материалы бу­дут на собственном канале на YouTube.

Самое главное в деятельнос­ти любого медиацентра — направить все свои усилия на то, чтобы вхождение подрастающего поко­ления в информационное обще­ство было увлекательным, нена­вязчивым и комфортным. Ребята должны научиться всесторонне использовать фонды и потенци­ал библиотеки, что поможет им стать образованными, культурны­ми, творческими, социально цен­ными личностями, которым пред­стоит жить и трудиться в качест­венно новом информационном обществе.

ТАТЬЯНА КОНДАУРОВА, главный библиотекарь медиацентра Липецкой областной детской библиотеки