Зверевич В. Пространство современной библиотеки: понятие, организация, развитие / В. Зверевич // Школьная библиотека. – 2011. – № 6-7. – С. 118-121.

«Как монастырь в Средние века, библиотека — это

аванпост цивилизации для любого сообщества.

Библиотека стала неотъемлемой частью структу­ры любого города

наряду с офисом местной власти, школой, церковью и банком».

Майкл Кросби (Michael Crosbie)

В последнее десятилетие вопросы, свя­занные с изучением библиотечного пространства, привлекают все большее внимание исследователей и руководителей библиотек в России.

Начало было положено проведением в Санкт-Петербурге в 2000 г. международного се­минара и мастер-класса «Библиотека-2000: тех­нология и дизайн». Семинар был посвящен проблемам социального пространства библио­теки.

По итогам того семинара и мастер-класса наше сообщество реально осознало, что для разработки концепции современной библиоте­ки и соответствующих проектов необходимо привлекать специалистов различных направле­ний (архитекторов, дизайнеров, производите­лей мебели и др.) и учить их совместно разраба­тывать и реализовывать библиотечные проекты. В результате Петербургское библиотечное об­щество (ПБО) разработало долгосрочный про­ект «Социальное пространство библиотечного здания», информация о котором была помеще­на на сайт ЦГПБ им. В.В. Маяковского[1].

На следующий год в рамках конференции «Крым-2001» состоялся специальный семинар «Библиотека-2001: архитектура, дизайн и техно­логии». Об этом семинаре и мастер-классе рас­сказала в своем докладе «В поисках простран­ства и света» Т.Н. Новикова (Санкт-Петербург, Россия). По ее мнению, главным результатом этого мероприятия было то, что «...удалось привлечь внимание архитекторов и дизайнеров к проблемам проектирования библиотек, уста­новить контакты между архитектурными школа­ми Санкт-Петербурга и библиотеками города и области»[2]. На том семинаре с докладами также выступили В.И. Гнездилов (РГБ, Москва, Рос­сия) и Г.А. Войцеховская (Киев, Украина). После этого в изучении вопросов библиотечного пространства в течение почти 10 лет наблюда­лось некоторое затишье.

За последние же годы в России заметно уси­лился интерес к вопросам библиотечного пространства, его организации и развития и наблюдается заметное оживление в их изуче­нии. В марте 2008 г. в Государственной библио­теке Югры (г. Ханты-Мансийск) состоялся меж­региональный научно-практический семинар «Организация библиотечного пространства в библиотеках малых городов». В октябре 2009 года этим проблемам было посвящено Ежегод­ное совещание руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России (тема совещания звучала как «Библиотечное строительство на современном этапе»). В том же 2009 и последующем 2010 году журнал «Биб­лиотечное дело» подготовил ряд специальных выпусков, посвященных проблемам библиотеч­ного пространства, его организации, формиро­вания привлекательного образа библиотеки[3], на научных конференциях вспоминаются почти за­бытые имена и концепции[4]. В декабре 2010 года в Санкт-Петербурге состоялся научно-практи­ческий семинар «Новое в организации простра­нства библиотек». В марте 2011 года тоже в Санкт-Петербурге состоялся международный научно-практический семинар «Современная библиотека: пространство, дизайн, ресурсы». Однако научных исследований по данной проб­лематике по-прежнему проводится недостаточ­но, и отечественной литературы по вопросам организации библиотечного пространства, биб­лиотечного дизайна и библиотечной архитекту­ры по-прежнему публикуется крайне мало.

Что собой представляет современная библиотека и какие социальные функции она выполняет или должна выполнять? В отечественной, да и в мировой профессиональ­ной литературе можно найти различные сужде­ния по поводу роли библиотеки в современном обществе, функций современных библиотек, настоящего и будущего библиотек, реального и/или «виртуального» пространства современ­ных библиотек и его организации и др. Общее у этих суждений одно: признается, что современ­ные библиотеки стремительно меняются, хотя отношение к этим переменам порой диамет­рально противоположное.

Какие социальные функции выполняют (или должны выполнять) библиоте­ки в современной России? В «Библио­течной энциклопедии» 2007 года при­водится перечень функций библиотек (назовем их «энциклопедическими» функциями): «мемориальная, просве­тительская (образовательная), ин­формационная, социализирующая, рекреационная (развлекательная), реабилитационная, гедонистическая, ценностно-ориентирующая»[5].

Сейчас получается так, что с развитием и возрастанием роли компьютерных, сетевых и телекоммуникационных технологий в дея­тельности библиотек на первый план выхо­дят информационная и коммуникационная (социализирующая) функции. Некоторые ис­следователи весьма остро переживают утрату, по их мнению, библиотекой своей сущности, своего целевого назначения, трансформации ее социальных функций, сокращения числа читате­лей и др.

Они с сожалением сетуют на то, что совре­менная библиотека перестает быть тихим мес­том для чтения «традиционных» книг, газет и журналов и превращается, с одной стороны, в место хранения информации и предоставления доступа к ней (преимущественно в электронном виде); с другой — в некий социально-коммуни­кационный центр, служащий местом встреч и общения людей между собой. Однако это миро­вая тенденция нашего времени, и от нее никуда не деться. Социальные функции и даже облик традиционной библиотеки, к которому мы все привыкли, неизбежно меняется и будет менять­ся в дальнейшем, вполне возможно, еще более стремительно, чем сейчас.

Что же все-таки такое библиотечное прост­ранство? На этот вопрос в мировом библиоте­коведении можно найти столько же ответов, сколько исследователей занимается изучением этой проблемы.

Я тоже предлагаю свое определение. Итак, пространство библиотеки — это совокупность имеющихся в ее распоряжении площадей (объ­емов), в которых хранятся документы на твер­дых носителях и осуществляется операционно-технологическая и коммуникационная деятель­ность библиотеки, а также неосязаемые физически места, в которых происходит обра­щение электронных ресурсов, включающая в себя память библиотечного компьютера и теле­коммуникационные каналы связи (как провод­ные, так и беспроводные). Вторая составляю­щая находится как внутри имеющихся площадей (объемов) библиотеки (внутренняя составляю­щая), так и за их пределами (внешняя составля­ющая). Вот две составляющие пространства библиотеки, которые и надо изучать.

Внутри библиотечного профессионального сообщества, в том числе в профессиональной печати, в течение уже продолжительного време­ни закрепилось использование прилагательного «виртуальный» применительно к электронным ресурсам и/или технологиям в библиотеках. Сначала появились «виртуальные библиотеки», а вслед за ними «виртуальные ресурсы», «вирту­альные справки», «виртуальные читатели» и т.д. Соответственно, часть библиотечного простран­ства, необходимая для хранения электронных ресурсов и предоставления их в общественное пользование тем или иным способом, стала именоваться «виртуальным библиотечным пространством» в противовес имеющимся в на­личии «реальным» площадям (объемам) конк­ретной библиотеки с размещенными на них «ре­альными» традиционными документами.

Однако «“виртуальная библиотека”, по сути, означает реально не существующий в целост­ности объект, а показывает возможность полу­чения информации вне зависимости оттого, где и в составе каких коллекций она находится»[6]. Получается, что это не научная категория, а ме­тафора. Следовательно, употребление прилага­тельного «виртуальный» в качестве синонима прилагательному «электронный» применитель­но к любому аспекту библиотечной и/или ин­формационной деятельности имеет метафори­ческий характер и представляется бессмыслен­ным и неправомерным. Ведь электронные ресурсы создаются человеческими руками, имеют вполне материальное выражение, пере­даются по вполне материальным каналам связи и выводятся на дисплей конечного компьютера вполне материальным способом, доступным для зрительного восприятия человека. И хотя мы не видим пространство, в котором эти про­цессы происходят и не можем осязать его, это внешнее пространство по отношению к конкрет­ной библиотеке вполне реально. Никакого «вир­туального пространства» нет и быть не может.

Для этой невидимой части библиотечного пространства предлагается термин «внешнее пространство» (он уже употребляется в профес­сиональной печати) или «удаленное простран­ство» по аналогии с «удаленным доступом»[7]. С.Г. Матлина предлагает также термин «публич­ное пространство». Причем она считает, что степень «публичности» этой части библиотечно­го пространства «...со временем будет повы­шаться благодаря практике более широкого ис­пользования крупными библиотеками электрон­ных коммуникаций»[8].

В организации пространства библиотеки оп­ределяющим является функциональный подход. Раз новое время выводит на первый план ин­формационную и коммуникационную функции, в библиотеках соответственно решаются вопро­сы организации пространства. Действительно, «современная публичная или университетская библиотека уже немыслима без вместительных конференц-залов, оборудованных комфорта­бельной мебелью и современной техникой. В библиотеках (в читальных залах, коридорах, ка­бинках для коллективных и/или индивидуальных занятий и др.) все возрастает количество компьютерных рабочих мест для читателей». В современных библиотеках формируется высо­котехнологичная среда без жестко регламенти­рованного пространства. Основной задачей ор­ганизации внутреннего библиотечного простра­нства становится рациональное размещение несущих различную нагрузку зон.

Зонирование должно быть произведено таким образом, чтобы читателям (пользова­телям) были обеспечены максимально ком­фортные условия для работы, чтобы обслу­живание читателей (пользователей) осуще­ствлялось наиболее эффективно, чтобы ассортимент услуг был как можно более разнообразным, чтобы потоки читателей (пользователей) минимально пересекались друг с другом и чтобы все элементы прост­ранства соответствовали принятым сани­тарным и техническим нормам. Это касается как проектирования и строительства новых зда­ний библиотек, так и реконструкции имеющихся площадей (в том числе, исторических интерье­ров), а также перепрофилирования под нужды библиотеки помещений с другим функциональ­ным назначением. В отечественной и мировой библиотечной практике накоплен немалый по­зитивный опыт решения подобных задач.

Что ждет наши библиотеки и их пространства в ближайшем и не слишком отдаленном буду­щем? Так ли уж безрадостна ситуация в библио­течном деле современной России, да и всего мира? Будут ли библиотеки и дальше продол­жать отказываться от выполнения своих осново­полагающих социальных функций, терять своих читателей и свою сущность, постепенно транс­формируясь из библиотеки в нечто совершенно иное, как считают некоторые исследователи? Я убежден, что все-таки нет. Вот как, например, пишет о библиотеке в предисловии к своей кни­ге «Архитектура для книг» (Architecture for the Books) совсем не чуждый библиотечному строи­тельству американский архитектор, профессор архитектуры в Университете Роджера Уильямса (Roger Williams University, Бристоль, штат Род-Айленд) Майкл Кросби (Michael Crosbie): «Как монастырь в Средние века, библиотека — это аванпост цивилизации для любого сообщества. Библиотека стала неотъемлемой частью струк­туры любого города наряду с офисом местной власти, школой, церковью и банком»[9].

Библиотека все больше выходит за пределы своего внутреннего пространства во внешнее, становясь настоящим центром жизни своего со­общества. Библиотека и ее здание начинают выступать как социальный ресурс, в том числе — пространственный. Но, как отмечает К.Б. Лав­рова, это имеет значение «...не только для са­мой библиотеки (больше пространства — боль­ше места для хранения все увеличивающегося фонда, для выделения новых самостоятельных структурных подразделений, внедрения новых форм работы, создания комфортных, для раз­ных категорий пользователей, зон и т.д.); [но и] как фактор институционализации самой библи­отеки в обществе в целом и в местном сообще­стве, в частности, как фактор пространственной экспансии библиотеки»[10]. Это тоже необходимо учитывать при проектировании новых библио­течных зданий и организации самого библио­течного пространства.

Безусловно, чтобы быть востребованными, библиотекам необходимо приспосабливаться к меняющимся условиям и предлагать своим читателям (пользователям) те формы обслу­живания и/или коммуникации, которые те ждут от нее в данный момент. Но библиотека — это социальный институт, несущий людям знания и культуру, и так происходит в любом обществе. Поэтому библиотека, какие бы формы в процессе своего развития она ни принимала, сохранится на плаву, останется библиотекой, и сущность ее как социального института не изменится. Нам же остается де­лать свое дело и способствовать выполнению современными библиотеками их социальных функций, в том числе делая пространство библиотек комфортнее, привлекательнее и лучше.

В.В. ЗВЕРЕВИЧ,

Британская высшая Школа дизайна, Москва, Россия

 

[1] http: //www. pl.spb.ru/projects/soc/

[2] http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/ sem2/Doc60.HTML.

[3]       См. Библиотечное дело. 2009. № 4 (94. Библиотечное пространство); 2009. № 12 (102. Привлекательная библио­тека); 2010. № 23 (137. Эволюция библиотечного простран­ства).

[4]       См. например: Зверевич В.В. В память о выдающемся библиотековеде. Вторые Сахаровские чтения // Науч. и техн. б-ки. 2010. № 5. С. 76-90.

[5] Библиотечная энциклопедия / Российская гос. б-ка: [редкол.: гл. ред. Ю.А. Гриханов, науч. ред.-сост. Е.И. Рат­никова, Л.Н. Уланова и др.]. — М.: Пашков Дом, 2007.

[6] Электронные документы: Создание и использование в публичных библиотеках: справ. / науч. ред. проф. Р.С. Гиляревский, проф. Г.Ф. Гордукалова. — СПб.: Профессия, 2007.

[7] Зверевич В.В. Библиотечное пространство для элект­ронных ресурсов: От идеи виртуальности к практике органи­зации // Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации: Труды VIII научно-практической конференции, 14-20 июня 2010 г., Санкт-Петербург — Выборг — Лаппеенранта — Миккели — Куопио — Санкт-Петербург / Ассоциа­ция региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ). — СПб., 2010. — С. 22-27.

[8] Матлина С. Г. Завоевывать и преодолевать или обжи­вать и осваивать?: Социально-культурные аспекты форми­рования библиотечного пространства // Библиотечное де­ло. 2009. № 4 (94). С. 2-9.

[9]       Crosbie, Michael J. Architecture for the books. — Milgrave, Australia : The Images Publishing Group, 2003. — 224 p.

[10] Лаврова К.Б. И храм, и мастерская: Библиотека как «третье здание» // Библиотечное дело. 2009. № 4 (94). С. 21-23.