• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Голубева Н. «Окно в вечно живой мир детства»: к вопросу об информационном пространстве детской библиотеки / Н. Голубева // Библиотечное дело. – 2011. – № 2. – С. 8-10.

Голубева Н. «Окно в вечно живой мир детства»: к вопросу об информационном пространстве детской библиотеки / Н. Голубева // Библиотечное дело. – 2011. – № 2. – С. 8-10.

«Библиотека должна стать для ребёнка прежде всего про­странством его полноценного духовно-нравственного разви­тия»

Важнейшим принципом формирования современного общества является обеспече­ние доступности информации для всех его граждан. Эту задачу решает ряд социальных институтов, в том числе и библиотеки.

Безусловно, детская библиотека не только информационное учреждение; она, прежде всего институт, аккумули­рующий и транслирующий культурный и социальный опыт. Перемены, про­исходящие во всех сферах жизни обще­ства, непосредственно влияют на биб­лиотеку, связанную с государственной властью, политическими организация­ми, механизмами финансирования. На деятельность детской библиотеки влияет реорганизация книгоиздания и книгораспространения литературы для детей, реформирование системы обра­зования и культуры. Изменения в социу­ме непосредственно отражаются на структуре, содержании и объёме чита­тельских интересов, потребностей, что влечёт за собой уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки.

История детской библиотеки в Рос­сии, её особый Читатель (или как сего­дня принято называть «пользователь», «потребитель информации») дают нам право обозначить проблему сохранения детских библиотек не как единиц муни­ципальной, районной сети, а как уни­кального института Детства. Сегодня библиотечное сообщество определяет детскую библиотеку и её миссию как уникальное явление культуры, поддер­живающее и формирующее институ­ционально-нормативную сферу Детства во взаимодействии с такими института­ми формирования личности, как семья и школа. Анализ структурно-функцио­нальной, когнитивной, социосемиотической моделей библиотеки показывает, что усиливается тенденция внедрения междисциплинарной методологии в оте­чественное библиотековедение. В то же время модели «взрослой» библиотеки не могут в полной мере отразить специ­фику функционирования детской биб­лиотеки, особенности информационных потребностей полярной пары «ребёнок-взрослый». Можно утверждать, что се­годня актуализируется проблема функ­ционирования детских библиотек имен­но как библиотеки Детства, которая должна стать для ребёнка прежде всего пространством его полноценного духов­но-нравственного развития. Осуществ­ление этой цели зависит прежде всего от того, в какой степени обществом бу­дет осознана ценность детской библио­теки как института, наиболее полно от­ражающего, воспроизводящего и разви­вающего культуру Детства.

Таким образом, деятельность совре­менной детской библиотеки обращена к особому явлению общества — Детству. Изучение, дальнейшее развитие детской библиотеки как неотъемлемого инсти­тута предполагает определение круга тех областей жизни общества, которые объединены понятием «детство». Как отмечает Д. И. Фельдштейн, в качестве особого социокультурного явления дет­ство предстаёт как объективно необхо­димое состояние в динамической систе­ме общества; как процесс «вызревания» подрастающего поколения: как место, где протекает освоение социокультур­ного пространства, рефлексия на все от­ношения в нём, определение в нём себя через постоянно расширяющиеся и усложняющиеся контакты ребёнка с воспитывающими взрослыми, взрослым сообществом в целом и с детьми.1 Со­стояние детства характеризует не толь­ко каждого индивида, в нём находящего­ся, но и большую социальную группу об­щества, слой. Это положение в своё вре­мя развивал П. Г. Щедровицкий при ис­следовании понятия «Детское обще­ство» в контексте организации сферы личностных отношений детей, их само­деятельности.2

Подчёркивая педагогический аспект понятия «пространство детства», И. Д. Де­макова предлагает рассматривать его как пространство полноценной жизни ребёнка, как социокультурный фено­мен, оказывающий воздействие на про­цесс развития его личности. Она пони­мает его как совокупность разных «под­пространств», каждое из которых ока­зывает воздействие на процесс развития личности ребёнка, и выделяет пять па­раметров описания пространства дет­ства, как: природного мира; социальной среды, включая мир семейных отноше­ний; культурной среды, включая систе­му образования; информационной сре­ды; пространства чувств ребёнка.3

Данный материал не претендует на исчерпывающий анализ понятий «инсти­тут детства», «сфера детства», «культура детства», «детское общество», «про­странство детства», «мир детства». В то же время их можно рассматривать как синонимы в контексте проблемы изуче­ния ребёнка как субъекта детства. Та­ким образом, читатель (пользователь) детской библиотеки ассоциируется с субъектом информационного простран­ства детской библиотеки.

Именно информационное простран­ство детской библиотеки, отражая свой­ства своих субстратов (пространства, информации и образования как явлений культуры), является своего рода фено­менальной моделью пространства дет­ства. Его специфические особенности, структура обусловлены функциональ­ной сущностью, назначением детской библиотеки в обществе.

Демократизация общества, социо­культурные изменения, внедрение но­вых информационных технологий значительно изменили взгляд на инфор­мационное пространство библиотеки, его структуру.

Несомненно, информационное про­странство детской библиотеки претер­певает сегодня значительные измене­ния; это обусловлено появлением элек­тронных изданий (гипертекстовых сло­варей, справочников, энциклопедий, компьютерных учебников, обучающих программ, электронных журналов и др.), разработкой библиотеками элек­тронных каталогов, баз данных. Усиле­ние многокомпонентности информа­ционного пространства детской библио­теки с приходом новых информацион­ных технологий не только обеспечивает быстрый доступ пользователей к фак­тографическим материалам (первич­ный уровень информационного про­странства), к библиографической ин­формации (вторичный уровень), но и представляет ценность книги, детской литературы (ведь прежде всего посред­ством детской книги транслируется зна­ковая система детства, его субкультура) и библиотеки.

Необходимо отметить, что рекомен­дательно-библиографическая деятель­ность детских библиотек с внедрением новых технологий обрела второе дыха­ние. Юные читатели сегодня активно осваивают сайт Российской государст­венной детской библиотеки «Библио­гид», интернет-сервисы рекомендатель­ной библиографии на сайтах ведущих детских библиотек страны. Перспектив­ным направлением деятельности дет­ских библиотек является создание ре­гиональных информационных ресурсов Детства. Так. Краснодарской краевой детской библиотекой сформирован ин­формационный модуль — электронная база данных «Краевая детская библио­тека — информационный центр дет­ства» («Детство»), Она является акту­альной частью вторичного уровня структуры информационного простран­ства библиотеки. Будучи универсальной по содержанию отражаемой информа­ции, эта база данных, как и все тради­ционные и электронные ресурсы вто­ричного уровня пространства детской библиотеки, призвана содействовать обеспечению детей, их родителей и пе­дагогов исчерпывающей информацией и состоит из блоков, охватывающих все направления развития личности в пе­риод детства. Это направление работы Краснодарской краевой детской биб­лиотеки вызвана отсутствием инфор­мации о службах, работающих с детьми, разобщённостью их деятельности, при­надлежностью к различным ведомствам и частичному предпринимательству. Введение подобной базы в структуру информационного пространства дет­ской библиотеки усиливает эффектив­ность её деятельности как социокуль­турного института общества. Таким об­разом, детская библиотека является га­рантом права ребёнка на информацию и решает одну из важнейших проблем со­временного общества — проблему ин­формационного неравенства.

В детских библиотеках всех уровней перспективы применения электронных носителей информации, мультимедий­ных технологий очевидны. Одновремен­но возникает необходимость оценки значимости приобретаемых ресурсов. В силу значительного когнитивного по­тенциала и возможностей приобщения к ценностям культуры, науки и образова­ния мультимедийная культура начинает активно внедряться в сознание пользова­телей детских библиотек, занимать одно из приоритетных мест в образе жизни детей. Но исходной точкой приобщения ребёнка к мультимедиа-ресурсам дет­ских библиотек является формирование базового уровня культуры, гуманистиче­ских и эстетических ценностей.

Информационное пространство дет­ской библиотеки может рассматривать­ся как одно из пространств, составляю­щих посредством культурно-значимой информации детскую картину мира, не только информационно-коммуникатив­ную (первичный и вторичный уровни), но и понятийную, образно-визуальную и институционально-нормативную пред­ставленность.

Если определять сущностные черты и характеристики пространства детской библиотеки, в пределах которого разви­вается, действует ребёнок, можно диф­ференцировать содержание данной ка­тегории:

  • на уровне группового субъекта, рассматривая читателей младшего школьного возраста, читателей-подро­стков, руководителей детского чтения как особенный, соответствующий каж­дой возрастной группе, обобщенный субъект, выстраивающий свою систему отношений в мире культуры и соответ­ственно общую систему отношений ми­ра детства с миром взрослых, отражае­мого информационным пространством детской библиотеки. В развитии дет­ской библиотеки как социокультурного института Детства определяются позиции отношения мира взрослых к детству как субъекту взаимодействия, как осо­бому состоянию, которое общество про­ходит в своём постоянном воспроизвод­стве. Возможно, целесообразно введе­ние понятия «детское информационное пространство». Таким образом, мы по­нимаем под пространством детской биб­лиотеки ту культурную среду, которая способна определять развитие подрас­тающего поколения. Особое место в данной культурной среде занимает си­стема ценностей руководителя детского чтения, отражённая в ведущей идее биб­лиотеки Детства;
  • на уровне индивидуального субъек­та, то есть выделяя ребёнка как индиви­да, постоянно несущего в себе состояние мира детской культуры в его целостной представленности. Как мы уже отмеча­ли, инкультурация, обеспечивающая культурное, социальное «развёртыва­ние» формирующейся личности, её лич­ностное «вызревание» (духовное ста­новление), происходит в результате взаимодействия ребёнка с социокуль­турной средой, с ближайшим микросо­циумом.* Степень освоения ребёнком социума можно рассматривать через по­нятие «информационное пространство ребёнка». Информационное простран­ство детской библиотеки мы предлага­ем понимать и как определённый ре­зультат освоения ребёнком культуры общества, как степень познания, освое­ния и присвоения им его (общества) ценностно-смысловых ориентиров и оценочных критериев, как простран­ство творческих возможностей ребёнка, позволяющее удовлетворять его духов­ные потребности.

Деятельность детской библиотеки подчинена Идее трансляции и транс­формации культуры от одного поколе­ния к другому, то есть реализации культуросберегающей и культуроформирующей функций. И именно взаимодей­ствие детской библиотеки и общеобра­зовательных учреждений является усло­вием оптимизации инкультурации лич­ности ребёнка. Анализ опыта межве­домственных, кооперативных, коорди­национных модели взаимодействия дет­ской библиотеки и общеобразователь­ного института убеждает в необходимо­сти создания действенного координи­рующего центра как на федеральном, так и региональном уровнях, определе­ния его статуса. В то же время тенден­ция формирования единого информа­ционного пространства детских и школьных библиотек не означает каче­ственной тождественности в их деятель­ности. Анализ библиотечно-библиогра­фического обслуживания детей и подро­стков в детских библиотеках, их кадро­вый потенциал позволяет рассматри­вать детскую библиотеку в качестве координирующего методического цент­ра инкультурации личности. Отсутствие нормативно-правовой базы взаимодей­ствия общеобразовательной школы и детской библиотеки является сдержи­вающим фактором его реализации на уровне библиотечного сообщества. Осознание обществом детской библио­теки в качестве системообразующего элемента федерального, регионального информационного пространства опре­деляется темпами реализации идей электронной библиотеки, медиатеки, возможностями сетевого взаимодей­ствия информационных учреждений.

В то же время освоение информа­ционных технологий не должно уводить от главного: библиотека Детства преж­де всего является системой освоения культурных ценностей общества. Ог­ромный потенциал духовного возрожде­ния России заложен в деятельности дет­ской библиотеки, являющейся сегодня сосредоточием культуры, транслятором источников духовного богатства, накоп­ленного человечеством. Информацион­ное пространство детской библиотеки, носящее институциональный характер, следует рассматривать как качествен­ную характеристику микросоциума, от которой во многом зависят: успешность адаптации ребёнка в социуме, освоение культуры общества, взаимоотношение мира детства с миром взрослых (поиск механизмов, их объединяющих или разъединяющих), уменьшение риска превращения ребёнка в жертву неблаго­приятных условий инкультурации и со­циализации, возможность влияния на мотивационную сферу информационно- образовательных потребностей лично­сти.

С автором можно связаться: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

* Голубева Н. Л. Пространство сближения: биб­лиотека как институт инкультурации нового поко­ления// Библиотечное дело. — 2010. — №12. — С. 8-11.

1Фельдштейн Д. И. Детство как социально­психологический феномен и особое состояние развития / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психоло­гии. — — №1. — С.3-19.

2Щедровицкий П. Г. Мышление — Понимание — Рефлексия / П. Г. Щедровицкий. — М.: Наследие ММК, 2005.— 800 с.

3Демакова И. Д. Гуманизация пространства дет­ства / И. Д. Демакова // Народное образование. — 2001. — №4. — С. 167-172.

Статья о миссии детской библиотеки в современном обществе как особом культурном явлении.

Детские библиотеки, миссия библиотек

The article is about the mis­sion of children's library in mo­dern society as a distinct cultu- ralphenomenon.

Children's libraries, the libra­ry' s mission

Наталья Леонидовна Голубева, доцент кафедры библиотечно-библиографической деятельности Краснодарского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук