Жукова Н. Обживая виртуальное пространство: условия для новых сервисов / Н. Жукова, А. Дарутина // Библиотечное дело. – № 22. – С. 19-20.

Централизованная библиотеч­ная система города Сургута работает в рамках концепции, которая предполагает формиро­вание нового образа библиотеки и максимальную индивидуа­лизацию библиотечного обслуживания.

Новый образ библиотеки включает в себя такие со­ставляющие, как традицион­ные услуги, виртуальное об­служивание и культурная среда. Особое внимание мы уделяем изменению вирту­ального пространства, наполнению его эмоциональным присутствием. При раз­работке стратегии библиотеки мы учли «Рекомендации проекта PULMAN Ев­ропейской Комиссии», в частности те из них, которые касаются индивидуализа­ции виртуального обслуживания, а так­же принципы, которые лежат в основе концепции Библиотеки 2.0, ориентиро­ванной на вовлечение пользователей в разработку и реализацию библиотеч­ных сервисов.

Под индивидуализацией понимается: предоставление удалённым пользовате­лям возможности выбирать интересую­щие их онлайн-сервисы, создавать онлайн-списки литературы: предоставле­ние площадок для общения (форум, чат и т. д.); персональная рассылка уведом­лений о новых поступлениях и меро­приятиях, которые могут их заинтересо­вать, и т. д.

Библиотечный сайт занимает цент­ральное место в выстраивании вирту­ального диалога между пользователем и сотрудником библиотеки. Потребность пользователей в получении информа­ции и услуг через сайт неоспорима. По результатам проведенного в 2011 году опроса 46% пользователей посещают сайт ЦБС ежедневно.

В качестве примера можно привести сайт ЦБС г. Сургута, модернизация ко­торого произведена в 2010 году. При его модернизации были предусмотрены сле­дующие возможности:

  • виртуальная справка:
  • продление срока пользования книга­ми;
  • электронная доставка документов (в виду ограничений IV части ГК РФ данный сервис развит слабо);
  • виртуальная приёмная (посетители могут оставить на сайте свои пожела­ния, задать вопрос, поделиться своим мнением о работе библиотек);
  • дополнительные сервисы в разделе «Афиша» (например, заявки на уча­стие в мероприятиях — конферен­циях, семинарах и т. д.);
  • онлайн-опросы (так, в рамках исследо­вания «Библиотека глазами читате­ля» проводился опрос «Чем привле­кает Вас библиотека?»);
  • механизм оценки продуктов и услуг ЦБС;
  • раздел, содержащий полезные ссылки:
  • визуализация информации (имитация печатного издания, например, «Пуш­кинские дни в Сургуте», размещения обложек книг и автографов в разделе «Коллекция «Автограф»):
  • rss-лента;
  • раздел «Техподдержка»;
  • возможность просмотра сайта с мо­бильных устройств и iPhon-a;
  • облако тэгов;
  • ссылка на аккаунт библиотеки в соци­альной сети «Вконтакте».

Широко в библиотечной деятельно­сти используются блоги (по результа­там Всероссийской переписи библио­течных блогов таковых зарегистриро­вано 317). Блог расширяет контекст по­вседневной библиотечной деятельно­сти. Наиболее очевидное применение — распространение библиотечных ново­стей с минимальными затратами времени и сил. С помощью блога гораздо лег­че продвигать в Интернете библиотеч­ные услуги, ресурсы и программы. Бес­спорной популярностью среди читате­лей пользуются сообщения о том, какие новые книги, фильмы или диски появи­лись в фонде библиотеки.

С 2010 года создан блог «Адепты библиотечного дела». Сотрудница ЦБС рассказывает в нём о библиотеке, о читальном зале иностранной литерату­ры, своих взглядах на происходящее в библиотеке и культурном сообществе города. Этот блог, прежде всего, ин­формационно-развлекательный. В нём размещаются новости, фотографии, за­метки. За 8 месяцев существования блога его посетили более 3500 человек (430 человек в месяц). В основном это библиотекари из Свердловской, Челя­бинской. Волгоградской, Самарской. Ульяновской. Саратовской областей, Украины. Блогом также интересова­лись жители города, удалённые поль­зователи из разных городов России и зарубежья. Пик читаемости пришёлся на 8 декабря, преддверие церемонии награждения участников конкурса «Мой Сургут».

Перспективное направление деятель­ности по продвижению библиотеки и услуг - социальные сети, страничка в которых может стать площадкой для общения читателей и библиотекарей, читателей с читателями, библиотекарей с библиотекарями, местом для обсужде­ния новых выставок, прочитанных книг и внесения предложений по улучшению библиотеки.

Работа над продвижением библио­теки в социальных сетях началась в конце 2009 года, когда был создан ак­каунт ЦБС в «Вконтакте». Основной нашей целью было информирование населения (главным образом молодё­жи) о деятельности ЦБС и проводи­мых ею мероприятиях. Первым собы­тием, о котором мы распространяли информацию через социальную сеть, стало заседание литературного клуба «Имена», посвящённое 100-летию поэ­та Павла Васильева, однако на тот мо­мент количество пользователей, доба­вившихся в «друзья», то есть тех, кого можно было бы пригласить на меро­приятие, составляло всего 5 человек. С января по май мы работали над расши­рением крута наших «друзей» — по­тенциальных посетителей библиотеки. Стоит отметить, что приглашения стать «другом» библиотеки тщательно таргетируются и не носят массовый характер. Выбираются в основном пользователи, которые могут быть по­тенциально заинтересованы в меро­приятиях, проводимых в библиотеках. Таргетинг осуществляется по геогра­фическому признаку (выбираются жи­тели Сургута или Сургутского рай­она), месту обучения, интересам поль­зователей (приглашаются участники групп со схожей тематикой).

По схожим критериям выбираются пользователи, которым рассылаются приглашения на мероприятие. Так, на­пример, на празднование Пушкинского дня России мы пригласили пользовате­лей, состоящих в группах для молодых родителей и проживающих в Сургуте. Отзывы, оставленные приглашёнными, являются доказательством верного вы­бора целевой аудитории: «Мы с сыноч­ком обязательно появимся на праздни­ке! Надо детей с младенчества при­учать к хорошему» (Катя А.), «Обяза­тельно приму участие в этом замеча­тельном празднике!!!» (Алёна К.). По статистике 10-15% пользователей, при­нявших приглашение, приходят на ме­роприятия. Следует отметить, что бла­годаря общению в социальной сети «Вконтакте» было налажено взаимо­действие с информационным порталом «Прожектор — Афиша и события Сур­гута» (http://onlineprojector.ru) и твор­ческим объединением «Культпросвет». Они согласились размещать на своих ресурсах информацию о мероприятиях, проводимых ЦБС (или с участием ЦБС). Количество гостей, приходящих на мероприятия библиотеки, увеличилось: так, на заседание клуба «Страноведческая гостиная» в апреле 2011 года пришли более 70 человек. Из них 90% пришли по приглашению, размещённому в Сети.

В наших планах — расширение уча­стия в социальных сетях (в частности, усиление присутствия на зарегистриро­ванном аккаунте в Твиттере), создание новых сервисов и возможностей на на­шем сайте (интернет-версия корпора­тивной газеты «Инскрипт», персональ­ные рекомендации по чтению, интерак­тивные логические игры, тесты для эру­дитов). Предполагается модернизация детских страниц. На них появляются разделы для подростков и учителей. Рубрика «Поколение NEXT» будет представлена разделами «Ты — лич­ность», «Деньги». «Ты и твой дом», «О спорт, ты — мир!», «Друзья», «Маль­чишник». «Девичник». Также появятся рубрики «Игры», «В помощь педагогу», «Словарик «Говори правильно».

С автором можно связаться:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Об изменении виртуального про­странства библиотечной системы города Сургута.

Библиотечноt пространство, биб­лиотечное обслуживание, виртуаль­ное пространство

The change of the virtual space of the library system of Surgut.

Library space, library services, the virtual space

Надежда Васильевна Жукова, директор МУК ЦБС г. Сургута

Алла Геннадьевна Дарутина, заместитель директора МУК ЦБС г. Сургута