Махалина Т. От безликости к многоцветности. Как минимальными средствами преобразить пространство / Т. Махалина // Библиотечное дело. – № 22. – С. 2-5.
Совершенно не важно, какая библиотека задумывается над оформлением своего пространства: публичная, школьная или ведомственная, — денег сегодня нет практически ни у одной из них! А ведь хочется жить красиво! В понятие слова «красота» каждый вкладывает свой смысл. Для кого-то это бархатные шторы и белые диваны, а для кого-то — яркое, многоцветное пространство.
Думали они день, думали два, как сделать их убыточное хозяйство прибыльным, ничего в оном не меняя.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Красивый интерьер в библиотеке и располагает к чтению, и усиливает положительные впечатления от книги, и вызывает желание вернуться в эту библиотеку вновь. Особенно справедливо это утверждение в отношении общедоступных библиотек. У посетителей библиотек научных или учебных мотивация к чтению выше. Умные преподаватели всё ещё спрашивают со своих студентов задания, при подготовке к которым без визита в библиотеку никак не обойтись. А вот для тех, кто наведывается в библиотеку общедоступную, чтение — это скорее разновидность досуга, отдыха. Не следует забывать, что публичная библиотека доступна всем слоям населения.
В неё идут дети дошкольного возраста, школьники, студенты, работающие и безработные, лица без определённого места жительства и лица, вышедшие из мест заключения, люди с психическими расстройствами и многие, многие другие. Каждый из них ищет от визита в библиотеку своё. К каждому из них нужно найти свой подход: поддержать, помочь, научить, найти. И каждому библиотека должна понравиться.
Ни обилие компьютерной техники, ни богатый книжный фонд не заменят посетителю атмосферы теплоты и уюта. Эту атмосферу создают работающие в библиотеке люди и дизайн интерьера. Когда человек переступает порог библиотеки, он должен попадать в особый мир — яркий, доброжелательный, открытый. Особенно это важно для тех библиотек, которые расположены в депрессивных районах большого города (к таковым относимся и мы), а также для библиотек небольших городов и посёлков.
Муниципальная библиотека им. М. Горького — одна из крупнейших библиотек Екатеринбурга. При книжном фонде в 100 тысяч единиц хранения, 18 тысячах читателей и множестве технических средств она никогда, к сожалению, не могла похвастаться просторными помещениями. С1931 года (год основания) наша библиотека ютилась в бывших квартирах и деревянных бараках. С 1971 года располагается на первом этаже и в подвале (удел множества библиотек) жилой «хрущёвки». Её общая площадь составляет 1092 кв. м., из них всего 590 кв. м — площади «жилой», для читателей. На этих метрах располагается абонемент, читальный зал, библиографический отдел, отдел информационных технологий, холл.
Даже после очередного капитального ремонта все помещения были выкрашены в неброский бежевый цвет. Во время каждого ремонта включается установка: «Пусть будет бедненько, но чистенько». Длинные ряды стеллажей, похожие на тоннели, на абонементе; церковный ряд столов и стульев в читальном зале. К счастью, принцип советской усреднённости уходит в прошлое. Изменения были необходимы. Идея кардинально поменять цвета отделов и видоизменить холл витала в воздухе уже давно, но денег всегда не хватало. Библиотека является филиалом Муниципального объединения библиотек, в состав которого входят ещё 40 учреждений, потому планового ремонта ждать очень долго, да никто и не спрашивает при его проведении у библиотекарей, а уж тем более у читателей, какой они хотели бы видеть библиотеку. Для того чтобы реализовать нашу простую, казалось бы, идею о смене цвета стен и изменениях в дизайне холла, потребовалось два года. Лишь в 2009 году удалось её осуществить с помощью читателей и благотворителей.
Дизайн библиотек — основные вехи
Следует заметить, что в истории дизайна библиотек, в частности библиотек детских, можно выделить несколько основных фаз развития.
- Начало XX века — библиотеки не имеют никаких архитектурных прецедентов. Используется дизайн классной комнаты, с рядами развёрнутых в одну сторону парт, столов и стульев, а также соответствующей строгой дисциплиной. Этот формат «школы-убежища» соответствовал деятельности библиотеки в тот период. Она старалась блюсти моральный дух будущей нации, спасать детей от деградирующего влияния улиц и растить здоровое население.
- Дизайн детских библиотек после 1918 года. Контроль и строгость уходят на второй план, изменяется отношение к детству, как следствие, меняется и детская комната в библиотеке. Тёмный облик становится более светлым, ярким, домашним, создаётся с учётом представлений о комфорте среднего класса. Появляются занавески на окнах и яркие картинки на стенах, каминные, столы для творчества, приподнятые над уровнем пола площадки-сцены. Всё это подчёркивает роль библиотеки как места, где можно расслабиться, свободно выразить свои чувства и поиграть.
- Послевоенная фаза — проектирование библиотек с открытой планировкой.
Истоки этого стиля можно обнаружить в скандинавском дизайне более раннего периода и в дизайне американских жилых домов. Дух модернизма проник и в библиотеку, так что взрослая и детская библиотеки стали походить друг на друга. Офисный стиль — или даже стиль космического века — успешно вытеснил уютную домашность.
- Начало XXI века. На первый план выходят проблемы семьи, раннее обучение. Детская библиотека отразила идею «кокона» «комфортной зоны», «домашнего рая». Наше жилище сегодня в большей степени выполняет функцию убежища. На этом основан успех IKEA, гигантского скандинавского производителя стильной недорогой мебели. Это не просто бизнес, это образ жизни.
Дизайн дома-комфортной зоны, дома-убежища отразился и на дизайне общественных мест, таких как книжные магазины, кофе-бары. Влияние домашнего дизайна на дизайн общественных помещений очевидно и в библиотеках, которые иногда называют «городскими гостиными».
Детская библиотека благодаря интересу к семье и особенно к детям явно восприняла тенденцию домашнего дизайна. В то же время, если посмотреть на современную детскую библиотеку как на пространство «публичной сферы», представляющее важное звено социальной столицы — некий «рай» в материалистическом, индивидуалистическом и морально больном обществе, — приходится признать, что её образ сформировался не без влияния коммерциализованной поп-культуры и семейных форм досуга. Дизайн детской библиотеки, действительно, отразил тенденцию заимствования домашнего интерьера, но в нём также звучит и приверженность поп-культуре — от Макдональдса до Диснея.
Общество стало исповедовать потребление и массовую культуру, и детская библиотека также приняла образ игровой площадки. Её дизайн становится игровым, ярким. Сегодня мы видим желание соткать «кокон», видим открытую планировку, отсутствие границы между детской и взрослой зоной, но кое- что остаётся неизменным — в библиотечном обслуживании населения детская библиотека и её дизайн продолжают играть важную роль.
В странах Европы раннему детству, обслуживанию детей сегодня уделяется огромное внимание. Политики озабочены социальными болезнями, эффективностью образования и уровнем техники чтения. Раньше публичные библиотеки, в основном, обслуживали детей, которые уже научились читать. Сейчас публичные библиотеки Великобритании активно поощряют родителей и воспитателей, работающих с совсем маленькими детьми, участвовать в занятиях по развитию речи. Это означает, помимо прочего, превращение библиотеки в доступное, гостеприимное, безопасное, привлекательное, непровоцирующее место для посещений. Доступ к фондам в таком месте осуществляется без каких-либо препятствий; нет тяжёлых дверей, мест небезопасных для детей, которые ещё только ползают или делают первые неуверенные шаги. Тщательно продумывать дизайн помещения для обслуживания самых маленьких — идея, конечно, не новая, но в последние годы в этой области шли очень энергичные преобразования.
Начиная с вешалки
Мы изобретали велосипед, так как шли практически по тому же пути развития, не имея представления о достижениях английских дизайнеров. Хочу сразу заметить, что развитие библиотек в нашей стране находится на уровне, сооответствующем начальному этапу эволюции английских библиотек.
К предложенным английскими учёными делениям библиотек я бы добавила ещё одно определение: библиотека-тоска. Такой подход (дай ребёнку табуретку, что-нибудь почитать — и он будет доволен) уже не работает. Нам необходимо сначала привлечь, заманить ребёнка в библиотеку и только потом уже постараться, чтобы он вышел из неё с книгой.
Мы начинали с того, с чего (как и театр) начинается библиотека — с вешалки, а точнее, с холла. Ещё раз повторимся: нашу библиотеку посещают представители всех слоёв населения. Район, где она расположена, является самым крупным районом города. Когда-то сугубо промышленный (здесь сосредоточено большинство заводов города, в том числе «Уралмаш»), в настоящее время он превратился в район проблемный: отсутствие рабочих мест, большая концентрация «бывшего» рабочего населения. Людям, приходящим в библиотеку, необходимо увидеть что-то новое, яркое, но при этом недорогое. Мы должны быть «своими», но в то же время лучше, чище, позитивнее, а главное, быть понятными для всех. Именно поэтому способы, материалы и средства решения должны были быть просты и функциональны. Затем мы задумались о ремонте входной группы. До начала переустройства фасад библиотеки имел традиционно консервативный вид: синяя вывеска, покрытый мхом козырёк и постоянно затапливаемое крыльцо. Последнее слегка раздражало наших посетителей: действительно, кому приятно перепрыгивать через вечные лужи?
Год 2011, стал годом великих преобразований на абонементе. Абонементом пользуются 7 500 читателей: студенты и учащиеся, люди пожилого возраста и люди работающие. Да, как ни странно, к нам ходят врачи, продавцы, охранники, менеджеры, учителя. Очень часто они приходят с детьми. Что могли мы этим семьям предоставить? Фонд абонемента достаточно разнообразен и пополняется неплохой литературой, во всяком случае, практически все новинки любого жанра у нас присутствуют. А вот расположен он был традиционно: длинные ряды стеллажей, с плохо читаемыми разделителями на торцах, шкафы, заполненные справочной литературой и по традиции стоящие за спиной библиотекаря. Ещё один ряд шкафов стоял в детском уголке, в самом дальнем углу. Шкафы эти туго открывались, так что мы всякий раз боялись, что кому-нибудь из наших молодых читателей дверцей прищемит пальцы. Главным же нашим бичом была плохая освещённость зала. Лампочки часто перегорали, с люстр падали плафоны, что представляло уже непосредственную угрозу посетителям. Ко всему прочему на окнах висели длинные шторы — напоминание о тех далёких годах, когда шторы были символом достатка.
Изначально мы планировали изменить только детский уголок, но затем пришли к выводу, что менять следует всё, иначе не будет просматриваться концепция абонемента. Концепция эта весьма проста: сделать его уютным, доступным, тёплым, современным и, главное, привлекательным для всех, в первую очередь для семей. Одним словом, дизайн абонемента должен был отражать простую идею: библиотека является домом, в котором рады всем.
Для обустройства абонемента мы приобрели самые ходовые популярные предметы интерьера из «Икеи»: столы-трансформеры, кресла-мешки, книжные стеллажи для детского уголка. Абонемент преобразился не только за счёт перекраски стен, установки новых светильников, новых указателей, но и, что очень важно — за счёт иного расположения стеллажей. Их количество осталось прежним, но новое расстановка сразу поменяла отношение читателя к фонду. Теперь читателю интересно: а что же там, за поворотом? А вдруг вот за тем углом я найду то, что ищу? И, знаете, — находит!
Детям всегда хочется иметь своё пространство. Дома его у них может не быть или же оно не столь светлое и современное. И вдруг такой уголок у них появляется! Результат — резкое увеличение приходящих в библиотеку семей. Надо заметить: именно дети повели своих мам и пап, бабушек и дедушек в библиотеку.
Огромной популярностью у ребят пользуются сказки на подушках. Да, порой дети шалят и бывают непослушны, для них более интересны подушки, чем сказки. Но это же дети. Когда в 1945 году в одной из библиотек Англии впервые постелили линолеум, библиотекари тоже жаловались: дети приходят не за книгой, а покататься на линолеуме! Что ж с того? Главное — они приходят! Как-то я увидела в детском уголке молодую маму с двухлетней девочкой. Девочка держала в руках самую простую дешёвую игрушку, подаренную нашими читателями, — китайскую кошечку в корзинке. Кич, скажете вы? А мама мне пояснила: «Мы приходим сюда только из-за этой кошечки. Дома у нас нет животных, а вот этого котёнка моя дочь очень любит. Назвала его Клякса. Теперь мы вместе с этим котёнком книжки читаем!»
Невероятно уютной, светлой, праздничной и нарядной стала библиотека! В ней так много света, что когда хмурым воскресным утром входишь в этот храм книги, мгновенно поднимается настроение. Впечатляет детский уголок с мягкими пуфиками, игрушками и яркими книжками. Теперь он не на задворках, а прямо у входа. Отличный ремонт! Наши библиотекари тоже преобразились — улыбаются, смеются, словно помолодели. С нами согласны и наши читатели:
«Я всегда с большим удовольствием хожу в вашу библиотеку: хороший книжный фонд, приветливые и очень профессиональные сотрудники. Вообще, чувствуется некая особая атмосфера, “неприземлённость’’! Спасибо вам за мои ежемесячные маленькие праздники! Сейчас, после ремонта, наконец-то и форма пришла в соответствие с содержанием. Отдельное спасибо тем, кто этому способствовал!»
Интерьер получился ярким, со своим неповторимым образом и особым настроением. Кроме того, пространство решено как многофункциональное, многовариантное и трансформируемое. Это позволило кардинальным образом изменить восприятие помещения. Элемент эпатажа здесь — дизайнерская стратегия, способствующая превращению библиотеки в привлекательное и модное место.
Это действительно так, тем более что в сочетании с современными технологиями: скайпом, WiFi, библиотека становится вновь привлекательной и для студентов, которые пошли заниматься в читальный зал. Читальный зал давно уже не является той Меккой для подготовки к экзаменам, которым был раньше. Я совершенно согласна с нашей коллегой из областной библиотеки для детей и юношества Антониной Ивановной Водатурской: читальный зал в настоящее время — скорее конференц-зал, где проходят многочисленные мероприятия, встречи, конкурсы. В дальнейших наших планах — преобразование его именно в такое помещение.
У вас уже, наверное, назрел вопрос: «Откуда вы берёте деньги? Даже если дизайн малобюджетный, он всё равно требует вложений!» Ответ прост: оглянитесь вокруг — и вы обязательно увидите людей, готовых вам помочь. Пусть даже в малом. Помнит пословицу: с миру по нитке?..
С автором можно связаться
О пространстве и дизайне муниципальной библиотеки имени А. М. Горького г. Екатеринбурга.
Библиотечное пространство, интерьер библиотеки, дизайн библиотек
This article is about space and the design of a Ekaterinburg municipal library named after M. Gorky.
Library space, the interior о the library, library design
Татьяна Александровна Махалина, заведующая библиотекой им. М. Горького, г. Екатеринбург