Бородина В. Летняя школа чтения / В. Бородина // Школьная библиотека. – 2011. – № 4. – С. 42-49.
Уважаемые коллеги! В издательстве «РШБА» выходит книга доктора педагогических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Валентины Александровны Бородиной «Летняя школа чтения: заочная творческая лаборатория». Фрагмент книги мы предлагаем сегодня вашему вниманию.
ОТ АВТОРА:
Материалы книги — своеобразная творческая лаборатория летней школы чтения в библиотеках, именно школы, а не организации чтения летом. Это школа учения, обучения, воспитания, развития, социализации и общения в мире Чтения.
Главное назначение шкалы-лаборатории летнего чтения — активизировать деятельность библиотекарей и библиотек, участвующих в воспроизводстве культуры чтения в России, показать возможности организации читательского развития в условиях летнего отдыха дошкольников и школьников, дать инструментарий повышения качества чтения в форме мастер-классов, практикумов, проектов, обзоров, диагностических методов.
Освоение материала творческой лаборатории повысит профессиональную читательскую квалификацию библиотекаря.
Книга адресована школьным и детским библиотекарям, а также будет полезна учителям школ, воспитателям детских образовательных учреждений, родителям и организаторам летнего отдыха детей.
ЛЕТНЯЯ ШКОЛА
ЧТЕНИЯ – ЧТО ЭТО?
Летняя школа чтения — что это? Чтение литературы по школьной программе? Просто чтение летом? Специально организованная работа библиотек в летний период? Или закономерное и органичное продолжение её деятельности без учета времени года? Кто субъекты летних школ чтения?
Варианты, варианты, варианты... Для чего, что и как делать нам — библиотекарям, учителям, воспитателям, родителям, — чтобы помочь растущему человеку в разные возрастные периоды становиться настоящим читателем. Вот и оказывается, что проблема далеко не простая. Она комплексная, многофункциональная и многовариантная.
Где же взять теоретический и методический материал о летних школах чтения? Он есть и рассредоточен в библиотечной периодике. Обобщающих работ почти нет. Нечасто встречается даже обобщение и анализ собственного опыта летних школ чтения. Вывод логичен: нужна обобщающая работа о деятельности летних школ чтения, организуемых и проводимых библиотеками, и о том, как сделать летнюю школу чтения активной, продуктивной, созидающей Читателя.
Казалось бы, чего проще? Находи материал о летнем чтении и летних школах чтения и обобщай, пиши сколько душе угодно. Ан, нет...
Материалы по летней школе чтения «вздыбились, взъерошились», «наталкивались, наезжали» друг на друг; дублировались по подходам, мероприятиям, названиям. Они «разъезжались» по закону центробежных сил, ускользали от выбора каких-либо схем. Возможно, это факт моей профессиональной биографии, а может быть, в этом специфика таких «простых тем и дел» — очевидных и невероятных. Я, как автор этого пособия, не предполагала всех сложностей сбора, отбора, анализа и систематизации материала по летней школе чтения. Два с половиной года мучений, давления на собственную психику, отчаяния, желания всё бросить. Но профессиональная совесть не позволила отступиться.
И вот получился такой вариант летней школы чтения. За пределами этого пособия остались другие материалы и варианты летних школ чтения.
Понятно, что установки на восприятие материала у всех разные, зависящие от многих факторов. Даже название пособия и прогнозирование его содержания зависят от личных знаний о летней школе, отношения к ней, читательского опыта.
Возможно, дорогие коллеги, ваши установки не совпадут с представленным материалом. В этом пособии есть не только известное или неизвестное знание, но и «провокация» к деятельности. Это и предоставленная возможность коллегам взглянуть иначе на проблему, решать её локально, но в системе, думая глобально о читательской социализации в целом в условиях стремительного развития информационно-коммуникативных технологий в XXI веке.
РЕФЛЕКСИЯ ЗНАНИЙ
О ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ ЧТЕНИЯ
Как вы считаете, что должен знать библиотекарь, организующий и ведущий школу летнего чтения? Что лично Вы знаете? Что хотите узнать? Что в итоге можно узнать и что узнали? По окончании изучения материалов пособия можно сопоставить ваши ожидания и результат пополнения и углубления знаний по проблеме летнего чтения, организации её и проведения в библиотеке и библиотекой на основе партнёрства и самостоятельно.
Сделать это можно по методике ДЗХУ (должен знать, знаю, хочу узнать, узнал), заполнив соответствующие графы таблицы.
Должен знать |
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Это поможет более конструктивно и продуктивно знакомиться с материалом пособия и осваивать его избирательно, но целостно для повышения собственной профессиональной квалификации. Данная методика помогает осознать собственные знания для изучения любой проблемы, способствует постановке целей и задач в её решении. Воспроизведение знаний о незнании формирует достаточно целостное и системное представление о проблеме, выявляет пробелы в знаниях и формирует установки на восприятие материала пособия. Предлагаем заполнить таблицу, кроме графы «Узнал». Её можно заполнять по мере знакомства с материалом пособия.
Формулировки должны быть краткими. Например, в графе «Должен знать»: «психологию читателей», «опыт библиотек», «списки литературы программного чтения» и т. д. В следующих графах эти формулировки отсутствуют или повторяются в зависимости от того, что Вы знаете или не знаете из графы «должен знать» и от вашего желания узнать. Вы сможете убедиться, что не всегда совпадают наши незнания с желанием узнать. Мотивация такого расхождения может быть разная. Графа «должен знать» по наполнению окажется больше, нежели «знаю» и «хочу узнать». А заполнение графы «узнал» может внести коррективы в содержание всех предыдущих граф. Вы в этом сможете убедиться сами, но только в конце чтения и изучения материалов пособия. Данная методика включает прогностические и проектировочные умения по пониманию совершенствования летних школ чтения для различных категорий читателей и в разных формах.
Эту методику можно назвать еще «ОЗОН» — осознание знания о незнании.
Некоторые подсказки для осмысления и формулировки содержания граф.
«Должен знать» заполняется с учетом основных нормативных документов, возможностей, условий, социально-культурных задач, личного уровня представления, профессионального осознания и т.д.
«Знаю» заполняется при опоре на имеющийся опыт практической деятельности, знание профессиональной литературы, профессиональные коммуникации (конференции, семинары и др.).
«Хочу узнать» — на основе личного интереса и желаний, связанных с перспективами библиотечной деятельности, потребностями, мотивами, интересами, установками в профессиональной деятельности.
«Узнал» — на основе того, что есть в пособии, и ответов на собственные вопросы; инициирования этих вопросов, если не совпадали ожидания, установки.
Заполненную таблицу держите всегда под рукой. Время от времени корректируйте её содержание в зависимости от результатов чтения материалов пособия.
Итак! Вы заполнили таблицу, получив установку на продолжение освоения знаний по проблеме летней школы чтения. Логика изложения материала, с которым будете знакомиться, просматривается в оглавлении. Читать можно последовательно без пропусков и выборочно — в зависимости от степени осведомленности о летней школе чтения, степени интереса к проблеме и целей применения этого знания в библиотечно-информационной деятельности. Доминанта представленных материалов — не просто организация библиотечной работы с детьми в условиях отдыха летом, а ориентация на решение проблемы читательского развития с помощью разных проектов. Предметное знание «упаковывается» в методики и технологии читательского развития. Главный субъект летней школы чтения — библиотекарь как носитель высокого уровня профессиональной квалификации. Далее он сам организует и проводит летние школы чтения для разных категорий читателей. Эта книга — своего рода творческая лаборатория саморазвития читателеведческого знания (научного, экспериментального, практического).
В путь?
Наши девизы:
«Дорогу осилит идущий»
и
«Всегда и везде служить возвышению читателя».
ЧТО В ИМЕНИ ТВОЁМ,
ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ЧТЕНИЯ?
Лето! Отдых! А тут — «Летняя школа чтения». Снова школа? Даже летом не дадут отдохнуть! Но отдых бывает разным. Для чего? Какой? Для физического развития или развлечения? А для развития интеллекта и души? Физическую активность целесообразно сочетать с умственной деятельностью, эмоционально привлекательной. Отдыхая, можно и нужно развиваться. Значительный потенциал накопления человеческого капитала заключен в чтении. Оно — основа развития личности, главный инструмент учения и получения образования, нравственного воспитания, обогащения духовной сферы личности. Чтение — познание, удовольствие, радостный труд, творчество, утешение; общение с миром людей, идей, событий; созидание. Этот ряд можно продолжить. То, что чтение много дает каждому человеку и обществу, вряд ли нужно доказывать. Понятно и то, что по-настоящему плодотворное чтение требует значительных усилий человека читающего и тех, кто организует этот процесс. Одним из направлений в создании инфраструктуры читательского развития детей и подростков является организация летних школ чтения в условиях отдыха (организационного и свободного) в летний каникулярный период.
Организация летних школ чтения в разных формах возможна на основе партнерства. Реальная деятельность по созданию летних школ чтения в институциональных и неинституциональных структурах плодотворна при условии высокого уровня корпоративной культуры. А процесс создания летних школ чтения в свою очередь будет способствовать формированию корпоративной культуры, объединению усилий разных социальных субъектов — представителей многих институций (семьи, библиотеки, образовательных учреждений, властных структур), способных помочь читательскому развитию личности в каникулярный период.
Опыт создания и функционирования летних школ есть. Анализ и обобщение накопленного опыта — одно из необходимых условий перспективного развития летних школ чтения на конструктивной основе. Создание летних школ для разных категорий читателей (дошкольников и школьников, их родителей) — это и повышение профессионального читательского мастерства их организаторов.
Летняя школа чтения может стать школой личностного роста, самоучения, самофор- мирования, саморазвития, самоактуализации; включая технологию приобретения знаний в разных областях деятельности и жизни. Летняя школа чтения — это дополнительные возможности интеллектуального, нравственного, эмоционального, эстетиеского и рефлексивного развития личности. Это и форма общения, и возможность приобрести новых друзей и иной коммуникативный опыт.
Кто-то может удивиться. Летняя школа! Ну что тут может быть нового? И так всё ясно. А ясно ли? Почему же их не так много организуется и действуют они локально? Почему мы — взрослые (разные структуры, социальные институты) — слабо используем потенциал летней школы?
Используя знаки препинания, выстроим проблему так:
Летняя школа чтения! Летняя школа чтения? Летняя школа чтения...
Летняя школа чтения! Всё известно давно, ясно и понятно. Достаточно и информации о летних школах. Они организуются и проводятся и в нашей стране и в других странах. В значительной степени летние школы чтения ассоциируются с организацией летнего чтения школьников по определенным программам. И всё же...
Летняя школа чтения? Не всё так уж и ясно. Есть вопросы. Как организовать летнюю школу в широком понимании этого термина? С кем взаимодействовать? Какова миссия и цели деятельности летней школы? А содержание? С какими категориями читателей работать? Вопросов много. И ответы на них не столь однозначны, как кажется на первый взгляд. Но есть опыт деятельности летних школ, из которого можно почерпнуть ответы на некоторые вопросы.
Летняя школа чтения... Не очень ясны многие проблемы, а также пути их решения. Варианты, варианты, варианты... С чего начинать? Целесообразно начинать с обобщения и анализа имеющегося опыта, сравнения разных программ и проектов. Необходима их презентация, одобрение заинтересованных лиц в этом важном, нужном и сложном деле. Экспертиза и реализация проектов. Подведение итогов деятельности летних школ.
Летнюю школу чтения можно рассматривать в нескольких аспектах.
Мировоззренческом и ценностно-ориентационном. Для чего и почему? Какова миссия летней школы? В чём востребованность этой формы школы чтения? Какие социальные, культурологические, психологические и педагогические функции реализует?
Организационном. Как? Где? Кто партнёры? С чего начать? Какие трудности встретятся? Как приблизить летнюю школу к читателям? Нужны ресурсы — и финансовые, и людские, и законодательно-правовые. Где найти их? Как задействовать?
Содержательном. Какое знание передавать? Какие направления выбрать? Что делать, учитывая содержательное изобилие, разные поводы для проведения мероприятий, многообразие информационных потребностей?
Методическом. Как? Какие наиболее действенные и продуктивные мероприятия? Как обеспечить адекватность той или иной формы целевому и читательскому назначению? Как внедрить в летний отдых детей и подростков «микроб» не просто чтения, а созидающего и гармоничного чтения?
Квалитологическом. Каковы критерии и показатели успешной деятельности летней школы в целом, отдельных её мероприятий? Как учитывать разные организационно-содержательные условия деятельности летней школы? Какие выбрать методы изучения эффективности летней школы? Как вооружить ими библиотекарей и других субъектов — участников летней школы?
Рефлексивном. Как помочь осознать полезность летней школы для каждого её участника и сформировать установку на созидающее чтение, которое является непрерывным процессом? С помощью каких методик?
Цель любой летней школы чтения можно определить словами Н.А. Рубакина о настоящей общественной библиотеке. Она «должна быть организована так, чтобы возможно большее число возможно лучших книг могло проникнуть в возможно широкий круг читателей» (курсив Н.А. Рубакина) [24, с. 133]. Он же писал о том, что дело библиотеки — дать возможность идти по читательской лестнице вперед и вперед, все выше и выше с неослабным интересом, ни на минуту не теряя из виду значения этого восхождения для практической жизни.
Лучший девиз летней школы Созидающего чтения — это слова Н.А. Рубакина:
«Всегда и везде служить возвышению читателя».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ЛЕТНИХ
ШКОЛ ЧТЕНИЯ
Введение
Это практические рекомендации для тех библиотечных коллективов и библиотекарей (и один в поле воин), которые хотят содействовать активизации читательской социализации и повышению уровня читательского развития в современном обществе.
Библиотеки располагают для этого уникальными возможностями. Они в состоянии разрабатывать собственные программы и обеспечивать их кадрами, они способны передавать собственный профессиональный опыт другим руководителям чтения (субъектам читательской социализации), они могут поддерживать и те проекты, которые осуществляются другими учреждениями, встраиваться в иные летние школы (математические, экологические, спортивно-оздоровительные и др.).
Необходимо сделать деятельность библиотек заметнее, активнее по созданию летних школ чтения (ЛШЧ), сотрудничая с разными организациями и отдельными людьми, заинтересованными в приобщении к чтению и развитии Читателя.
Заранее и систематически информировать все школьное сообщество (учеников, учителей, родителей), воспитателей детских садов, общественность о специальной деятельности библиотек по организации летних школ чтения и призывать все большее число участвовать в них.
Привлекать институции разного уровня и волонтеров для организации и обеспечения летних школ чтения на основе партнерства в разных формах и для разных категорий читателей.
Исходные позиции к организации и проведению ЛШЧ
Наш подход к деятельности ЛШЧ достаточно широк. Это касается всех категорий читателей, поделенных на две большие группы. Тех, кто воспитывает и обучает чтению и с помощью чтения, и тех, кто воспитывается и обучается чтению и с помощью чтения. Поэтому используется онтогенетический принцип читательского развития в контексте жизнедеятельности человека.
Широта подхода проявляется и в интеграции изучения любого предметного знания и всех видов литературы и читательских практик (методик, технологий), их соответствия определенному возрастному периоду. Широта подхода определяется значением чтения как стратегии жизни, как стратегии развития «чрезвычайной прибавки на уровне человека», как психологического, литературоведческого и культурологического феномена в их единстве; как главного инструментария познания и приумножения человеческого капитала, обеспечивающего конкурентоспособность в образовании и профессиональной деятельности, как духовной пищи для сердца и разума. «Высокоразвитое чтение — наше человеческое всё». В хаосе информационных ресурсов и стремительно развивающихся технологий оно является залогом нашей информационно-психологической безопасности.
Результативность деятельности ЛШЧ зависит от реализации принципов востребованности, включенности, воспроизводимости, вариативности, валеологичности.
Круг чтения определяется правилом трёх «д»: для Души, Досуга, Дела.
В реализации всех программ должна доминировать игровая концепция, где «ум и сердце — всё в ладу». При этом нужна мера. Замечательная метафора Н.К. Сафоновой — «выиграть» читателя — как бы не превратилась в «заиграть» и «проиграть» читателя. Опасность такая существует. Цунами разного рода сценариев, праздников как отдельных мероприятий вне системы читательского развития превращают «праздники чтения» в «упразднение чтения». Акцент в этих бесчисленных конкурсах в основном на память (какие факты запомнили), а не на понимание смысла и значения читаемого и приобретение личностных новообразований. Содержание и логика читательских игр должна соответствовать целям и задачам Развития Читателя. Очень важен вектор: «от мотивации к рефлексии» (для чего, зачем, почему, что получили, что изменилось не только и не столько в деятельности библиотеки, сколько в личности читателя). Как измерить Читательский Рост? Проблема изучения эффективности всех наших акций является самой значимой в целом для читательского развития личности и в рамках летних школ чтения.
Цели рекомендаций
- Стимулировать участие школьных библиотек в программах летних школ чтения.
- Осознавать миссию ЛШЧ.
- Содействовать консолидации усилий школьных и других библиотек в организации и проведении летних школ чтения для разных социальных субъектов для воспроизводства культуры чтения и повышения её уровня.
- Способствовать повышению профессиональной компетентности библиотекарей по разработке программ летних школ чтения.
- Оказать помощь в формировании теоретико-методологического знания в разработке программ, проектов, акций и других мероприятий ЛШЧ.
- Помочь приобрести гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские умения.
- Подготовить библиотекарей к презентации и продвижению своих проектов.
- Научить обосновывать предполагаемую результативность реализации программы.
- Научить формировать портфолио: составлять пакет документов, обеспечивающих реализацию программы ЛШЧ.
Приобретенные навыки в разработке программ ЛШЧ повысят профессиональную читательскую компетентность библиотекарей. Владеющие этими навыками могут внести свой вклад в читательскую социализацию конкретных читательских групп и читательское развитие каждого человека — участника ЛШЧ.
Эти рекомендации написаны для библиотекарей. Вначале надо ответить на ряд вопросов.
- Кто ваша целевая аудитория?
- Как начать планирование и сотрудничество с местным сообществом?
- Кто потенциальные партнеры?
- Какие цели и задачи будете решать?
- Какие учебные материалы необходимы и как их выбрать?
- Как обучать библиотекарей?
- Как продвигать программу?
- Как реализовывать программу?
- Как определить, достигли ли успеха?
- Как и когда информировать о программе на следующее лето?
Каждая библиотека будет разрабатывать программу и участвовать в ней по-своему, т.к. это зависит от местных условий и других факторов. Примеры предлагаемых ответов.
Кто целевая аудитория? (С кем непосредственно библиотека может работать?)
Это:
- Молодая семья, желающая завести ребёнка.
- Беременные женщины и их мужья.
- Родители, дедушки и бабушки детей от 0 до 7 лет (детей дошкольников).
- Родители, дедушки и бабушки младших школьников.
- Родители, дедушки и бабушки школьников базовой и средней школы.
- Воспитатели ДОУ.
- Учителя начальных школ.
- Учителя русского языка и литературы.
- Учителя-предметники.
- Дети всех возрастов, начиная с ясельного возраста (при наличии в библиотеке соответствующих условий).
- Младшие школьники.
- Школьники 5-9-х классов.
- Школьники 10-11-х классов.
- Абитуриенты.
- Студенты.
- Библиотекари.
Потенциальные партнеры. (С кем будет взаимодействовать библиотека для организации и обеспечения программ ЛШЧ?)
- Администрация школ и ДОУ.
- Представители законодательной и исполнительной власти.
- Представители разнообразных социальных институтов, способных внести свой вклад в организацию и проведение ЛШЧ (прежде всего книгоиздательские и книготорговые организации).
- СМИ.
- Писатели.
- Преподаватели средних и высших учебных заведений.
- Представители общественных организаций и участники других проектов и программ.
Существует много групп и объединений, предоставляющих местному населению различные услуги в сфере культуры, информации и образования. В сотрудничестве с ними библиотечные работники могут достичь большего успеха. По существу, именно библиотекари могут быть ключевым связующим звеном между различными учреждениями.
Выбор материала
Используются имеющиеся материалы для программ ЛШЧ и разрабатываются самостоятельно. Важно пользоваться теми материалами, которые соответствуют интересам и потребностям конкретных читателей и читательских групп. Следует выбирать интересные и значимые тексты, используя все возможности.
При отборе материала следует обратить внимание на полиграфические, лингвистические и содержательные особенности:
- Достаточно ли удобен шрифт для чтения?
- Помогают ли иллюстрации восприятию текста?
- Является ли язык простым, общеупотребительным?
- Нет ли в тексте трудных диалектизмов, местных выражений и фигур речи?
- Объясняются ли и термины и трудные слова так, чтобы их можно было запомнить?
- Соответствует ли содержание целям и задачам занятия?
- Логично ли он подан?
Этот ряд требований для адекватного отбора материалов можно продолжить.
Подготовка библиотекарей
Подготовка библиотекарей к участию в программах ЛШЧ может осуществляться разными способами, включая краткосрочные курсы, научно-практические семинары, конференции, круглые столы, тренинги, мастер-классы, деловые игры и др.
Библиотекари, которые непосредственно будут вести занятия, должны иметь широкий круг профессиональных читателеведческих знаний, владеть технологиями читательского развития применительно к потребностям целевой группы.
Как продвигать программу?
Чтобы программа ЛШЧ была успешной, ее необходимо продвигать. Руководители проекта должны регулярно информировать сообщество и все заинтересованные группы о ходе работы. Среди них такие группы:
- Библиотечный коллектив, администрация, попечители.
- Консультативные и экспертные советы.
- Представители власти.
- Средства массовой информации.
- Местные учреждения культуры и образования
- и другие организации.
Необходимо разъяснять и доводить до сведения этих структур причины, по которым возникла необходимость в программе ЛШЧ. Разъяснения прежде всего должны включать следующие сведения:
- Почему библиотека специально организует и проводит ЛШЧ.
- Какие приоритетные группы библиотека выбирает и почему.
- Какие мероприятия библиотека проводит и почему.
- Каких результатов библиотека надеется достичь с помощью этой программы.
Способы для продвижения программ ЛШЧ
- Создание рабочей группы по продвижению программы.
- Представление плакатов и других материалов в местных средствах массовой информации.
- Создание листовок, брошюр и афиш для раздачи и размещения их в школах, ДОУ, библиотеках, культурных и просветительских организациях.
- Привлечение партнерских организаций, когда это уместно, для популяризации программ.
Как определить, достигли ли успеха?
Деятельность библиотек по реализации программ ЛШЧ следует регулярно оценивать. Необходимо знать, насколько эффективны проводимые мероприятия по выполнению программ и привлечению целевой аудитории.
Оценка может производиться по следующим параметрам:
- Число читателей, записавшихся на программу и полностью участвовавших в ней.
- Их собственная оценка программы.
- Полезность программы в социальном плане.
- Полезность программы в личностном плане.
- Изменения в культуре чтения.
- Эффективность использования представленной литературы, текстов, материалов (их значимость, доступность, степень полезности).
- Правильность выбора места проведения занятий, его местоположения, здания, мебели и оборудования.
- Удовлетворенность читателей регулярностью мероприятий и их продолжительностью.
- Оценка программы, администрирования и руководства ею, эффективности партнерства.
- Долгосрочная польза для участников программы.
- Библиотечные показатели (увеличение числа читателей, читаемость, обращаемость фонда, повышение интереса к библиотеке в целом).
Методы оценки могут быть следующими:
- Интервью с отдельными людьми и фокус-группами, включая участников программы и тех, кто в ней не участвовал.
- Диагностика продуктов читательской деятельности субъектов программы ЛШЧ.
- Анкетирование и интервьюирование руководителей программы относительно ее эффективности и сотрудничества с другими организациями.
- Анкетирование читателей об отношении к ЛШЧ.
- Наблюдение за маленькими читателями.
- Статистические методы.
- Диагностика личных и коллективного портфолио.
Как поддерживать программу?
Чтобы продолжить работу и планировать будущие успешные ЛШЧ, библиотекарям стоит иметь в виду следующее:
- Обеспечение участников программы подходящей литературой для чтения, возможно, путем партнерства с издательствами.
- Проведение библиотекой при участии бизнес-структур мероприятий и проектов для успешных участников программы с целью поощрения их.
- Привлечение представителей местной власти к участию в итоговых мероприятиях и проектах, что может обеспечить дополнительное финансирование программ ЛШЧ.
- Взаимодействие с другими группами и организациями, нацеленное на то, чтобы программа способствовала формированию партнерских отношений между всеми ее участниками и не существовала отдельно от жизни сообщества.
- Привлечение средств массовой информации к освещению успешных проектов по чтению.
- Проведение рабочих совещаний для корректировки программ ЛШЧ на следующее лето.
- Проведение масштабных конференций по итогам ЛШЧ с привлечением всех участников (воспитателей и воспитуемых, партнеров, волонтеров).
Далее будут представлены некоторые информационно-образовательные ресурсы для программ летних школ чтения.
Для разработки этого раздела использованы материалы «Руководство по разработке библиотечных программ грамотности» [25].
В.А. БОРОДИНА, доктор педагогических наук, профессор Санкт Петербургского государственного университета культуры и искусств