Бородина В. Летняя школа чтения / В. Бородина // Школьная библиотека. – 2011. – № 4. – С. 42-49.

Уважаемые коллеги! В издательстве «РШБА» выходит книга доктора педагогических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Валентины Александровны Бородиной «Летняя школа чтения: заочная твор­ческая лаборатория». Фрагмент книги мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

ОТ АВТОРА:

Материалы книги — своеоб­разная творческая лаборатория летней школы чтения в библио­теках, именно школы, а не орга­низации чтения летом. Это шко­ла учения, обучения, воспитания, развития, социализации и обще­ния в мире Чтения.

Главное назначение шкалы-ла­боратории летнего чтения — ак­тивизировать деятельность библио­текарей и библиотек, участвую­щих в воспроизводстве культуры чтения в России, показать возмож­ности организации читательского развития в условиях летнего отды­ха дошкольников и школьников, дать инструментарий повышения качества чтения в форме мастер-классов, практикумов, проектов, обзоров, диагностических методов.

Освоение материала творчес­кой лаборатории повысит профессиональную читательскую квалификацию библиотекаря.

Книга адресована школьным и детским библиотекарям, а так­же будет полезна учителям школ, воспитателям детских образовательных учреждений, ро­дителям и организаторам летне­го отдыха детей.

ЛЕТНЯЯ ШКОЛА
ЧТЕНИЯ – ЧТО ЭТО?

Летняя школа чтения — что это? Чтение лите­ратуры по школьной программе? Просто чте­ние летом? Специально организованная работа библиотек в летний пе­риод? Или закономер­ное и органичное про­должение её деятель­ности без учета времени года? Кто субъекты летних школ чтения?

Варианты, варианты, варианты... Для чего, что и как делать нам — библиотекарям, учителям, вос­питателям, родителям, — чтобы помочь растуще­му человеку в разные возрастные периоды стано­виться настоящим читателем. Вот и оказывается, что проблема далеко не простая. Она комплекс­ная, многофункциональная и многовариантная.

Где же взять теоретический и методический материал о летних школах чтения? Он есть и рас­средоточен в библиотечной периодике. Обобщающих работ почти нет. Нечасто встречается даже обобщение и анализ собственного опыта летних школ чтения. Вывод логичен: нужна обоб­щающая работа о деятельности летних школ чте­ния, организуемых и проводимых библиотеками, и о том, как сделать летнюю школу чтения актив­ной, продуктивной, созидающей Читателя.

Казалось бы, чего проще? Находи материал о летнем чтении и летних школах чтения и обоб­щай, пиши сколько душе угодно. Ан, нет...

Материалы по летней школе чтения «взды­бились, взъерошились», «наталкивались, наез­жали» друг на друг; дублировались по подхо­дам, мероприятиям, названиям. Они «разъез­жались» по закону центробежных сил, ускользали от выбора каких-либо схем. Воз­можно, это факт моей профессиональной биог­рафии, а может быть, в этом специфика таких «простых тем и дел» — очевидных и невероят­ных. Я, как автор этого пособия, не предполага­ла всех сложностей сбора, отбора, анализа и систематизации материала по летней школе чтения. Два с половиной года мучений, давле­ния на собственную психику, отчаяния, желания всё бросить. Но профессиональная совесть не позволила отступиться.

И вот получился такой вариант летней шко­лы чтения. За пределами этого пособия оста­лись другие материалы и варианты летних школ чтения.

Понятно, что установки на восприятие матери­ала у всех разные, зависящие от многих факторов. Даже название пособия и прогнозирование его содержания зависят от личных знаний о летней школе, отношения к ней, читательского опыта.

Возможно, дорогие коллеги, ваши установки не совпадут с представленным материалом. В этом пособии есть не только известное или не­известное знание, но и «провокация» к деятель­ности. Это и предоставленная возможность кол­легам взглянуть иначе на проблему, решать её локально, но в системе, думая глобально о чита­тельской социализации в целом в условиях стремительного развития информационно-ком­муникативных технологий в XXI веке.

РЕФЛЕКСИЯ ЗНАНИЙ
О ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ ЧТЕНИЯ

Как вы считаете, что должен знать библиоте­карь, организующий и ведущий школу летнего чтения? Что лично Вы знаете? Что хотите узнать? Что в итоге можно узнать и что узнали? По окон­чании изучения материалов пособия можно со­поставить ваши ожидания и результат пополне­ния и углубления знаний по проблеме летнего чтения, организации её и проведения в библио­теке и библиотекой на основе партнёрства и са­мостоятельно.

Сделать это можно по методике ДЗХУ (дол­жен знать, знаю, хочу узнать, узнал), заполнив соответствующие графы таблицы.

Должен знать

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

Это поможет более конструктивно и продук­тивно знакомиться с материалом пособия и ос­ваивать его избирательно, но целостно для по­вышения собственной профессиональной ква­лификации. Данная методика помогает осознать собственные знания для изучения любой проб­лемы, способствует постановке целей и задач в её решении. Воспроизведение знаний о незна­нии формирует достаточно целостное и систем­ное представление о проблеме, выявляет пробе­лы в знаниях и формирует установки на воспри­ятие материала пособия. Предлагаем заполнить таблицу, кроме графы «Узнал». Её можно запол­нять по мере знакомства с материалом пособия.

Формулировки должны быть краткими. На­пример, в графе «Должен знать»: «психологию читателей», «опыт библиотек», «списки литерату­ры программного чтения» и т. д. В следующих графах эти формулировки отсутствуют или пов­торяются в зависимости от того, что Вы знаете или не знаете из графы «должен знать» и от ваше­го желания узнать. Вы сможете убедиться, что не всегда совпадают наши незнания с желанием уз­нать. Мотивация такого расхождения может быть разная. Графа «должен знать» по наполнению окажется больше, нежели «знаю» и «хочу узнать». А заполнение графы «узнал» может внести кор­рективы в содержание всех предыдущих граф. Вы в этом сможете убедиться сами, но только в конце чтения и изучения материалов пособия. Данная методика включает прогностические и проектировочные умения по пониманию совер­шенствования летних школ чтения для различных категорий читателей и в разных формах.

Эту методику можно назвать еще «ОЗОН» — осознание знания о незнании.

Некоторые подсказки для осмысления и формулировки содержания граф.

«Должен знать» заполняется с учетом основ­ных нормативных документов, возможностей, условий, социально-культурных задач, личного уровня представления, профессионального осознания и т.д.

«Знаю» заполняется при опоре на имеющий­ся опыт практической деятельности, знание профессиональной литературы, профессио­нальные коммуникации (конференции, семина­ры и др.).

«Хочу узнать» — на основе личного интереса и желаний, связанных с перспективами библио­течной деятельности, потребностями, мотива­ми, интересами, установками в профессиональ­ной деятельности.

«Узнал» — на основе того, что есть в пособии, и ответов на собственные вопросы; иницииро­вания этих вопросов, если не совпадали ожида­ния, установки.

Заполненную таблицу держите всегда под рукой. Время от времени корректируйте её со­держание в зависимости от результатов чтения материалов пособия.

Итак! Вы заполнили таблицу, получив уста­новку на продолжение освоения знаний по проблеме летней школы чтения. Логика изложе­ния материала, с которым будете знакомиться, просматривается в оглавлении. Читать можно последовательно без пропусков и выборочно — в зависимости от степени осведомленности о летней школе чтения, степени интереса к проб­леме и целей применения этого знания в библи­отечно-информационной деятельности. Доми­нанта представленных материалов — не просто организация библиотечной работы с детьми в условиях отдыха летом, а ориентация на реше­ние проблемы читательского развития с по­мощью разных проектов. Предметное знание «упаковывается» в методики и технологии чита­тельского развития. Главный субъект летней школы чтения — библиотекарь как носитель высокого уровня профессиональной квали­фикации. Далее он сам организует и проводит летние школы чтения для разных категорий чи­тателей. Эта книга — своего рода творческая лаборатория саморазвития читателеведческого знания (научного, экспериментально­го, практического).

В путь?

Наши девизы:

«Дорогу осилит идущий»

и

«Всегда и везде служить возвыше­нию читателя».

ЧТО В ИМЕНИ ТВОЁМ,
ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ЧТЕНИЯ?

Лето! Отдых! А тут — «Летняя школа чтения». Снова школа? Даже летом не дадут отдохнуть! Но отдых бывает разным. Для чего? Какой? Для физического развития или развлечения? А для развития интеллекта и души? Физическую ак­тивность целесообразно сочетать с умственной деятельностью, эмоционально привлекатель­ной. Отдыхая, можно и нужно развиваться. Зна­чительный потенциал накопления человеческо­го капитала заключен в чтении. Оно — основа развития личности, главный инструмент учения и получения образования, нравственного вос­питания, обогащения духовной сферы личнос­ти. Чтение — познание, удовольствие, радост­ный труд, творчество, утешение; общение с ми­ром людей, идей, событий; созидание. Этот ряд можно продолжить. То, что чтение много дает каждому человеку и обществу, вряд ли нужно доказывать. Понятно и то, что по-настоящему плодотворное чтение требует значительных усилий человека читающего и тех, кто организу­ет этот процесс. Одним из направлений в созда­нии инфраструктуры читательского развития детей и подростков является организация лет­них школ чтения в условиях отдыха (организаци­онного и свободного) в летний каникулярный период.

Организация летних школ чтения в раз­ных формах возможна на основе партнер­ства. Реальная деятельность по созданию летних школ чтения в институциональных и неинституциональных структурах плодотворна при условии высокого уровня корпоративной культуры. А процесс создания летних школ чтения в свою очередь будет способствовать формированию корпоративной культуры, объ­единению усилий разных социальных субъек­тов — представителей многих институций (семьи, библиотеки, образовательных учреж­дений, властных структур), способных помочь читательскому развитию личности в канику­лярный период.

Опыт создания и функционирования летних школ есть. Анализ и обобщение накопленного опыта — одно из необходимых условий перс­пективного развития летних школ чтения на конструктивной основе. Создание летних школ для разных категорий читателей (дошкольников и школьников, их родителей) — это и повыше­ние профессионального читательского мастер­ства их организаторов.

Летняя школа чтения может стать школой личностного роста, самоучения, самофор- мирования, саморазвития, самоактуализа­ции; включая технологию приобретения знаний в разных областях деятельности и жизни. Летняя школа чтения — это дополни­тельные возможности интеллектуального, нравственного, эмоционального, эстетиеского и рефлексивного развития личнос­ти. Это и форма общения, и возможность приобрести новых друзей и иной коммуни­кативный опыт.

Кто-то может удивиться. Летняя школа! Ну что тут может быть нового? И так всё ясно. А яс­но ли? Почему же их не так много организуется и действуют они локально? Почему мы — взрос­лые (разные структуры, социальные институты) — слабо используем потенциал летней школы?

Используя знаки препинания, выстроим проблему так:

Летняя школа чтения! Летняя школа чте­ния? Летняя школа чтения...

Летняя школа чтения! Всё известно давно, ясно и понятно. Достаточно и информации о лет­них школах. Они организуются и проводятся и в нашей стране и в других странах. В значительной степени летние школы чтения ассоциируются с организацией летнего чтения школьников по оп­ределенным программам. И всё же...

Летняя школа чтения? Не всё так уж и яс­но. Есть вопросы. Как организовать летнюю школу в широком понимании этого термина? С кем взаимодействовать? Какова миссия и це­ли деятельности летней школы? А содержа­ние? С какими категориями читателей рабо­тать? Вопросов много. И ответы на них не столь однозначны, как кажется на первый взгляд. Но есть опыт деятельности летних школ, из которого можно почерпнуть ответы на некоторые вопросы.

Летняя школа чтения... Не очень ясны мно­гие проблемы, а также пути их решения. Вари­анты, варианты, варианты... С чего начинать? Целесообразно начинать с обобщения и анали­за имеющегося опыта, сравнения разных прог­рамм и проектов. Необходима их презентация, одобрение заинтересованных лиц в этом важ­ном, нужном и сложном деле. Экспертиза и реа­лизация проектов. Подведение итогов деятель­ности летних школ.

Летнюю школу чтения можно рассматривать в нескольких аспектах.

Мировоззренческом и ценностно-ориента­ционном. Для чего и почему? Какова миссия летней школы? В чём востребованность этой формы школы чтения? Какие социальные, куль­турологические, психологические и педагоги­ческие функции реализует?

Организационном. Как? Где? Кто партнёры? С чего начать? Какие трудности встретятся? Как приблизить летнюю школу к читателям? Нужны ресурсы — и финансовые, и людские, и законо­дательно-правовые. Где найти их? Как задей­ствовать?

Содержательном. Какое знание передавать? Какие направления выбрать? Что делать, учиты­вая содержательное изобилие, разные поводы для проведения мероприятий, многообразие информационных потребностей?

Методическом. Как? Какие наиболее действенные и продуктивные мероприятия? Как обеспечить адекватность той или иной формы целевому и читательскому назначению? Как внедрить в летний отдых детей и подростков «микроб» не просто чтения, а созидающего и гармоничного чтения?

Квалитологическом. Каковы критерии и по­казатели успешной деятельности летней шко­лы в целом, отдельных её мероприятий? Как учитывать разные организационно-содержа­тельные условия деятельности летней школы? Какие выбрать методы изучения эффективнос­ти летней школы? Как вооружить ими библио­текарей и других субъектов — участников лет­ней школы?

Рефлексивном. Как помочь осознать полез­ность летней школы для каждого её участника и сформировать установку на созидающее чте­ние, которое является непрерывным процес­сом? С помощью каких методик?

Цель любой летней школы чтения можно оп­ределить словами Н.А. Рубакина о настоящей общественной библиотеке. Она «должна быть организована так, чтобы возможно большее число возможно лучших книг могло проникнуть в возможно широкий круг читателей» (курсив Н.А. Рубакина) [24, с. 133]. Он же писал о том, что дело библиотеки — дать возможность идти по читательской лестнице вперед и вперед, все выше и выше с неослабным интересом, ни на минуту не теряя из виду значения этого восхож­дения для практической жизни.

Лучший девиз летней школы Созидающего чтения — это слова Н.А. Рубакина:

«Всегда и везде служить возвыше­нию читателя».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ЛЕТНИХ
ШКОЛ ЧТЕНИЯ

Введение

Это практические рекомендации для тех биб­лиотечных коллективов и библиотекарей (и один в поле воин), которые хотят содействовать акти­визации читательской социализации и повыше­нию уровня читательского развития в современ­ном обществе.

Библиотеки располагают для этого уникаль­ными возможностями. Они в состоянии разра­батывать собственные программы и обеспечи­вать их кадрами, они способны передавать собственный профессиональный опыт другим руководителям чтения (субъектам читательской социализации), они могут поддерживать и те проекты, которые осуществляются другими уч­реждениями, встраиваться в иные летние шко­лы (математические, экологические, спортив­но-оздоровительные и др.).

Необходимо сделать деятельность библио­тек заметнее, активнее по созданию летних школ чтения (ЛШЧ), сотрудничая с разными ор­ганизациями и отдельными людьми, заинтере­сованными в приобщении к чтению и развитии Читателя.

Заранее и систематически информировать все школьное сообщество (учеников, учителей, родителей), воспитателей детских садов, обще­ственность о специальной деятельности библи­отек по организации летних школ чтения и при­зывать все большее число участвовать в них.

Привлекать институции разного уровня и во­лонтеров для организации и обеспечения лет­них школ чтения на основе партнерства в разных формах и для разных категорий читателей.

Исходные позиции к организации и проведению ЛШЧ

Наш подход к деятельности ЛШЧ достаточно широк. Это касается всех категорий читателей, поделенных на две большие группы. Тех, кто воспитывает и обучает чтению и с помощью чте­ния, и тех, кто воспитывается и обучается чте­нию и с помощью чтения. Поэтому используется онтогенетический принцип читательского раз­вития в контексте жизнедеятельности человека.

Широта подхода проявляется и в интеграции изучения любого предметного знания и всех ви­дов литературы и читательских практик (мето­дик, технологий), их соответствия определенно­му возрастному периоду. Широта подхода оп­ределяется значением чтения как стратегии жизни, как стратегии развития «чрезвычайной прибавки на уровне человека», как психологи­ческого, литературоведческого и культурологи­ческого феномена в их единстве; как главного инструментария познания и приумножения че­ловеческого капитала, обеспечивающего конку­рентоспособность в образовании и профессио­нальной деятельности, как духовной пищи для сердца и разума. «Высокоразвитое чтение — наше человеческое всё». В хаосе информацион­ных ресурсов и стремительно развивающихся технологий оно является залогом нашей инфор­мационно-психологической безопасности.

Результативность деятельности ЛШЧ за­висит от реализации принципов востребо­ванности, включенности, воспроизводи­мости, вариативности, валеологичности.

Круг чтения определяется правилом трёх «д»: для Души, Досуга, Дела.

В реализации всех программ должна доми­нировать игровая концепция, где «ум и сердце — всё в ладу». При этом нужна мера. Замечатель­ная метафора Н.К. Сафоновой — «выиграть» чи­тателя — как бы не превратилась в «заиграть» и «проиграть» читателя. Опасность такая сущест­вует. Цунами разного рода сценариев, праздни­ков как отдельных мероприятий вне системы чи­тательского развития превращают «праздники чтения» в «упразднение чтения». Акцент в этих бесчисленных конкурсах в основном на память (какие факты запомнили), а не на понимание смысла и значения читаемого и приобретение личностных новообразований. Содержание и логика читательских игр должна соответ­ствовать целям и задачам Развития Читате­ля. Очень важен вектор: «от мотивации к реф­лексии» (для чего, зачем, почему, что получили, что изменилось не только и не столько в дея­тельности библиотеки, сколько в личности читателя). Как измерить Читательский Рост? Проб­лема изучения эффективности всех наших ак­ций является самой значимой в целом для чита­тельского развития личности и в рамках летних школ чтения.

Цели рекомендаций

  • Стимулировать участие школьных библио­тек в программах летних школ чтения.
  • Осознавать миссию ЛШЧ.
  • Содействовать консолидации усилий школьных и других библиотек в организации и проведении летних школ чтения для разных со­циальных субъектов для воспроизводства куль­туры чтения и повышения её уровня.
  • Способствовать повышению профессио­нальной компетентности библиотекарей по раз­работке программ летних школ чтения.
  • Оказать помощь в формировании теорети­ко-методологического знания в разработке программ, проектов, акций и других мероприя­тий ЛШЧ.
  • Помочь приобрести гностические, проекти­ровочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские умения.
  • Подготовить библиотекарей к презентации и продвижению своих проектов.
  • Научить обосновывать предполагаемую ре­зультативность реализации программы.
  • Научить формировать портфолио: состав­лять пакет документов, обеспечивающих реали­зацию программы ЛШЧ.

Приобретенные навыки в разработке прог­рамм ЛШЧ повысят профессиональную чита­тельскую компетентность библиотекарей. Вла­деющие этими навыками могут внести свой вклад в читательскую социализацию конкретных читательских групп и читательское развитие каждого человека — участника ЛШЧ.

Эти рекомендации написаны для библиоте­карей. Вначале надо ответить на ряд вопросов.

  1. Кто ваша целевая аудитория?
  2. Как начать планирование и сотрудничество с местным сообществом?
  3. Кто потенциальные партнеры?
  4. Какие цели и задачи будете решать?
  5. Какие учебные материалы необходимы и как их выбрать?
  6. Как обучать библиотекарей?
  7. Как продвигать программу?
  8. Как реализовывать программу?
  9. Как определить, достигли ли успеха?
  10. Как и когда информировать о программе на следующее лето?

Каждая библиотека будет разрабатывать программу и участвовать в ней по-своему, т.к. это зависит от местных условий и других факто­ров. Примеры предлагаемых ответов.

Кто целевая аудитория? (С кем непосред­ственно библиотека может работать?)

Это:

  • Молодая семья, желающая завести ребёнка.
  • Беременные женщины и их мужья.
  • Родители, дедушки и бабушки детей от 0 до 7 лет (детей дошкольников).
  • Родители, дедушки и бабушки младших школьников.
  • Родители, дедушки и бабушки школьников базовой и средней школы.
  • Воспитатели ДОУ.
  • Учителя начальных школ.
  • Учителя русского языка и литературы.
  • Учителя-предметники.
  • Дети всех возрастов, начиная с ясельного возраста (при наличии в библиотеке соответ­ствующих условий).
  • Младшие школьники.
  • Школьники 5-9-х классов.
  • Школьники 10-11-х классов.
  • Абитуриенты.
  • Студенты.
  • Библиотекари.

Потенциальные партнеры. (С кем будет взаимодействовать библиотека для органи­зации и обеспечения программ ЛШЧ?)

  • Администрация школ и ДОУ.
  • Представители законодательной и испол­нительной власти.
  • Представители разнообразных социальных институтов, способных внести свой вклад в орга­низацию и проведение ЛШЧ (прежде всего кни­гоиздательские и книготорговые организации).
  • СМИ.
  • Писатели.
  • Преподаватели средних и высших учебных заведений.
  • Представители общественных организаций и участники других проектов и программ.

Существует много групп и объединений, пре­доставляющих местному населению различные услуги в сфере культуры, информации и образо­вания. В сотрудничестве с ними библиотечные работники могут достичь большего успеха. По существу, именно библиотекари могут быть ключевым связующим звеном между различны­ми учреждениями.

Выбор материала

Используются имеющиеся материалы для программ ЛШЧ и разрабатываются самостоя­тельно. Важно пользоваться теми материалами, которые соответствуют интересам и потребнос­тям конкретных читателей и читательских групп. Следует выбирать интересные и значимые текс­ты, используя все возможности.

При отборе материала следует обратить вни­мание на полиграфические, лингвистические и содержательные особенности:

  • Достаточно ли удобен шрифт для чтения?
  • Помогают ли иллюстрации восприятию текста?
  • Является ли язык простым, общеупотреби­тельным?
  • Нет ли в тексте трудных диалектизмов, местных выражений и фигур речи?
  • Объясняются ли и термины и трудные сло­ва так, чтобы их можно было запомнить?
  • Соответствует ли содержание целям и за­дачам занятия?
  • Логично ли он подан?

Этот ряд требований для адекватного отбора материалов можно продолжить.

Подготовка библиотекарей

Подготовка библиотекарей к участию в прог­раммах ЛШЧ может осуществляться разными способами, включая краткосрочные курсы, на­учно-практические семинары, конференции, круглые столы, тренинги, мастер-классы, дело­вые игры и др.

Библиотекари, которые непосредственно будут вести занятия, должны иметь широкий круг профессиональных читателеведческих знаний, владеть технологиями читательского развития применительно к потребностям целе­вой группы.

Как продвигать программу?

Чтобы программа ЛШЧ была успешной, ее необходимо продвигать. Руководители проекта должны регулярно информировать сообщество и все заинтересованные группы о ходе работы. Среди них такие группы:

  • Библиотечный коллектив, администрация, попечители.
  • Консультативные и экспертные советы.
  • Представители власти.
  • Средства массовой информации.
  • Местные учреждения культуры и образова­ния
  • и другие организации.

Необходимо разъяснять и доводить до све­дения этих структур причины, по которым воз­никла необходимость в программе ЛШЧ. Разъ­яснения прежде всего должны включать следу­ющие сведения:

  • Почему библиотека специально организу­ет и проводит ЛШЧ.
  • Какие приоритетные группы библиотека выбирает и почему.
  • Какие мероприятия библиотека проводит и почему.
  • Каких результатов библиотека надеется достичь с помощью этой программы.

Способы для продвижения программ ЛШЧ

  • Создание рабочей группы по продвижению программы.
  • Представление плакатов и других материа­лов в местных средствах массовой информа­ции.
  • Создание листовок, брошюр и афиш для раздачи и размещения их в школах, ДОУ, библи­отеках, культурных и просветительских органи­зациях.
  • Привлечение партнерских организаций, когда это уместно, для популяризации прог­рамм.

Как определить, достигли ли успеха?

Деятельность библиотек по реализации программ ЛШЧ следует регулярно оценивать. Необходимо знать, насколько эффективны про­водимые мероприятия по выполнению прог­рамм и привлечению целевой аудитории.

Оценка может производиться по следую­щим параметрам:

  • Число читателей, записавшихся на прог­рамму и полностью участвовавших в ней.
  • Их собственная оценка программы.
  • Полезность программы в социальном плане.
  • Полезность программы в личностном плане.
  • Изменения в культуре чтения.
  • Эффективность использования представ­ленной литературы, текстов, материалов (их значимость, доступность, степень полезности).
  • Правильность выбора места проведения занятий, его местоположения, здания, мебели и оборудования.
  • Удовлетворенность читателей регуляр­ностью мероприятий и их продолжительностью.
  • Оценка программы, администрирования и руководства ею, эффективности партнерства.
  • Долгосрочная польза для участников прог­раммы.
  • Библиотечные показатели (увеличение числа читателей, читаемость, обращаемость фонда, повышение интереса к библиотеке в целом).

Методы оценки могут быть следующими:

  • Интервью с отдельными людьми и фокус-группами, включая участников программы и тех, кто в ней не участвовал.
  • Диагностика продуктов читательской дея­тельности субъектов программы ЛШЧ.
  • Анкетирование и интервьюирование руко­водителей программы относительно ее эффек­тивности и сотрудничества с другими организа­циями.
  • Анкетирование читателей об отношении к ЛШЧ.
  • Наблюдение за маленькими читателями.
  • Статистические методы.
  • Диагностика личных и коллективного порт­фолио.

Как поддерживать программу?

Чтобы продолжить работу и планировать бу­дущие успешные ЛШЧ, библиотекарям стоит иметь в виду следующее:

  • Обеспечение участников программы под­ходящей литературой для чтения, возможно, пу­тем партнерства с издательствами.
  • Проведение библиотекой при участии бизнес-структур мероприятий и проектов для ус­пешных участников программы с целью поощ­рения их.
  • Привлечение представителей местной власти к участию в итоговых мероприятиях и проектах, что может обеспечить дополнитель­ное финансирование программ ЛШЧ.
  • Взаимодействие с другими группами и организациями, нацеленное на то, чтобы прог­рамма способствовала формированию парт­нерских отношений между всеми ее участни­ками и не существовала отдельно от жизни сообщества.
  • Привлечение средств массовой информа­ции к освещению успешных проектов по чтению.
  • Проведение рабочих совещаний для кор­ректировки программ ЛШЧ на следующее лето.
  • Проведение масштабных конференций по итогам ЛШЧ с привлечением всех участников (воспитателей и воспитуемых, партнеров, во­лонтеров).

Далее будут представлены некоторые ин­формационно-образовательные ресурсы для программ летних школ чтения.

Для разработки этого раздела использованы материалы «Руководство по разработке библи­отечных программ грамотности» [25].

В.А. БОРОДИНА, доктор педагогических наук, профессор Санкт Петербургского государственного университета культуры и искусств