Плохотник Т. В поисках истоков патриотизма. Размышления детского библиотекаря / Т. Плохотник // Библиотечное дело. – 2011. – № 13. – С. 19-21.
В детских библиотеках к любой знаменательной дате, связанной с историей России, готовятся обзоры книг, информационные беседы, выставки. Многостраничные отчёты говорят об огромной просветительской работе, которую ведут библиотекари среди подрастающего поколения... И одновременно всё громче звучат заявления о бездуховности наших детей, о том, что патриотическое чувство им чуждо. В чём же дело?
Соглашусь с мыслью В. Скитневского, которую я прочитала в одном из номеров журнала «Библиотечное дело» за 2010 год: «Плановые мероприятия по формированию у молодёжи патриотизма заведомо невыполнимы. Такое высокое и хрупкое чувство без всяких планов обычно зарождается дома, в семье. Нельзя же по плану сформировать любовь к матери, к отцу, тем более к Родине».1
И всё-таки, очень хотелось бы, чтобы наша библиотечная работа по патриотическому воспитанию не пропадала даром, хотелось бы видеть и слышать живой отклик в глазах и душах ребят. Как этого добиться? Как достучаться до детских сердец?
На встрече «Социолог и психолог в библиотеке»-2010, организованной Российской библиотекой для молодёжи и РГДБ, прозвучала очень интересная и крайне необходимая для работы с читателями информация. По результатам профессионального социологического исследования «Поколение игрек: они другие, они разные»2, отличительной чертой современной молодёжи является то, что они уже не команда, как было в советские времена, а сообщество, где каждый сам за себя. И не надо осуждать их за это: детей растят взрослые, и если «сын за отца не отвечает», то отец за недостатки сына несёт полную ответственность, спрашивать нам надо с себя. Эту особенность нового поколения я бы назвала не недостатком, а бедой. Раз так, то рассказы о подвигах и героизме вряд ли будут сегодня эффективны. Они, конечно, вызовут интерес и холодное любопытство, но и только. Если раньше, слушая рассказ о подвиге Александра Матросова, большинство из нас мечтали совершить нечто подобное, переживали, что сегодня «нет места подвигу, вот в войну — другое дело!..», то современные подростки с недоумением пожмут плечами: «Рисковать жизнью ради других? я что — ненормальный?!»
Думается, в современных условиях нужно искать другие подходы к патриотическому воспитанию, время ура-патриотизма прошло. Наиболее эффективным может оказаться обращение к чувствам и эмоциям детей, о чём так много пишет И. И. Тихомирова. Предвижу негодование большинства коллег, но всё- таки позволю себе высказать своё глубокое убеждение: главная задача детского библиотекаря — не столько дать информацию (этим активно занимается школа), сколько смоделировать ситуацию (обстановку), которая вызовет сильный эмоциональный резонанс, пробуждающий интерес к получению информации. Важно умело синтезировать наглядность, работу с книгой и другими информационными источниками, вести диалог и т. д.
Хочу поделиться нашим опытом работы по теме «Литературная вахта памяти: Великая Отечественная война». Этот период русской истории очень важен для патриотического воспитания. Он близок к нам по времени, сохранилось достаточно много документальных источников, ещё живы очевидцы. Кроме того, это пример величайшей победы русского народа. Но, опять же, встаёт вопрос: как рассказать о войне современным детям и подросткам? Рассказать так, чтобы они осознали цену этой Победы? Мы предположили, что наиболее эффективным будет показать судьбы обычных людей в годы войны, и, проведя параллели с современностью, дать ребятам возможность мысленно встать на их место, испытать определённые переживания.
Обсуждения художественных книг о войне
Наиболее сильный эмоциональный резонанс дают, как известно, художественные произведения. На протяжении уже нескольких лет совместно с заведующей библиотекой городского лицея №3 мы ведём программу библиотечных обсуждений книг в 5-9-х классах. В программу включены и произведения о Великой Отечественной войне.
При выборе книг мы сознательно не брали ярко выраженные героические истории. Наша цель — подтолкнуть подростков к размышлениям о самом явлении «война», помочь им осмыслить, что она приносит в жизнь любого человека. Каждый год мы читаем художественные книги о войне и открываем её страшные грани, будим в ребятах эмоциональный отклик — боль, сострадание, осознание причастности к тем событиям через истории своих семей в годы войны, проводим параллели с современной жизнью.
В 6 классе мы берём для обсуждения повесть А. Лиханова «Последние холода». Размышляем над вопросами: «Почему сытый голодному не товарищ?», «До чего может довести голод и можно ли понять и оправдать проступок по-настоящему голодного?», «Сиротство в годы войны и современное сиротство». Вместе с ребятами ищем в тексте авторские подсказки, помогающие «увидеть» события, описанные в книге, и почувствовать себя на месте героев (чего стоят такие фразы, как «шёпот громче самого громкого крика», «жарко печёт чёрное солнце», «жёлтое покойницкое лицо с синеватой жилкой на лбу»). Очень интересными бывают письменные работы детей (например, даётся задание изобразить эпизод, который произвёл самое сильное впечатление, в звуке и цвете).
В 7 классе мы обсуждаем книгу В. Богомолова «Иван». Как-то мы с коллегой не сошлись во мнениях о данном произведении. Для моей собеседницы эта книга — прежде всего история подвига и беспримерного героизма, а для меня — история детской судьбы, сломанной войной. Автор не описывает ужасов войны, но от строчки к строчке (мы многократно перечитываем текст в ходе обсуждения) мы вместе с ребятами ищем то, что помогает нам осознать и прочувствовать всё пережитое мальчиком. Почему Иваном, а не Ваней называют его взрослые? Что они чувствуют, отправляя мальчика за линию фронта на задание, с которым не могут справиться сами? Что делает мальчик в минуты отдыха? (Он играет в землянке, как обычный ребёнок). Как он меняется перед отправкой в тыл врага? Есть ли в книге описания сражений? (Практически нет). Что мы знаем о семье мальчика? (В тексте об этом всего пара строк, но каких страшных! На глазах Ивана расстреляли отца, на его руках погибла полуторогодовалая сестрёнка — даже для взрослой психики это тяжелейшее испытание, что же говорить о ребёнке.) Что пришлось испытать Ивану в последние дни жизни? (Сухость строчек официального немецкого документа только усиливает эмоциональный эффект). И заключительный вопрос: так о чём же эта книга? Какие мысли и чувства вы переживали, закрывая последнюю страницу? Здесь всегда уместно озвучивание библиотекарем своего личного мнения, своих мыслей. Это ни в коем случае не «забивает» подростков, а вызывает у них отклик — желание поделиться своими мыслями. Мы говорим подросткам: по нашему мнению, детям на войне не место, а если и нашлась там для них работа, то это большая беда для народа, и взрослые это понимают. Такова античеловечная сущность войны; она не щадит никого, и детям приходится взрослеть слишком рано.
Конечно, каждый волен интерпретировать книгу по-своему, мнения и выводы могут быть разными, но, обсуждая с подростками книги, мы прежде всего ставим цель «разбудить» вдумчивого читателя, а не навязать свою мораль.
В 8-9 классах мы читаем книгу Б. Васильева «А зори здесь тихие» и размышляем на тему «Женщина на войне», вместе осознаём бессмысленность и нелепость смерти некоторых героинь. Обсуждение сопровождается просмотром сюжетов из одноименного фильма — хорошая экранизация позволяет глубже прочувствовать произведение.
В 9-10 классах — громкое чтение рассказа В. Астафьева «Солдат и мать» с обсуждением. Любая война несёт матерям не сравнимые ни с чем страдания. Что может быть страшнее потери собственного ребёнка? Но это маленькое произведение открывает читателю войну с совершенно незнакомой, шокирующей стороны: оно о матери, сын которой стал предателем. И судит её народ в деревне жестоко, забивает словами и насмешками, прохода не даёт. А она смиренно несёт свой крест, потому что понимает и признаёт свою вину: слишком сильно любила, баловала единственное дитя, слишком многое прощала и не заметила, что вырастила чудовище, для которого нет ничего святого. Вот она, суровая правда войны. Война — это горе матерей, у которых смерть отобрала сыновей, но иногда именно смерть сына становилась избавлением для матери.
Авторы выбранных нами книг сами были участниками (или очевидцами) тех событий. В их произведениях война показана без прикрас, без необыкновенных подвигов. Она даётся через призму взгляда обычного человека, попавшего в военную «мясорубку», но сумевшего выстоять и не сломаться. Наверно, поэтому такие книги позволяют найти больше точек соприкосновения прошлого и настоящего, сопоставить себя с людьми тех лет. Из характеров героев отдельных художественных произведений мы вместе с подростками «складываем» общий характер русского человека, который, несмотря ни на что, способен удивлять и восхищать, а значит — пробуждать патриотические чувства.
Интерактивные выставки-инсталляции
Синтез наглядности и грамотно выстроенного диалога даёт впечатляющие результаты. Умение ставить вопросы — это тот навык, которому мы сегодня уделяем много времени. Здесь важно избежать односложных ответов («да», «нет»),
В нашей библиотеке стали популярны у читателей тематические интерактивные выставки-инсталляции. Ребята активно включаются в работу ещё в процессе их разработки и оформления. Выставочная зона «Собеседник» занимает у нас целую комнату, здесь можно проводить занятия с группами читателей. К 65-летию Победы мы оформили выставку-инсталляцию «Вечный огонь памяти». За основу взяли идею коллег, опубликованную в одном из номеров журнала «Современная библиотека» за 2009 г.3, доработали её и создали свою экспозицию. В экспозицию вошли книги, семейные реликвии читателей (фронтовые письма и дневники, награды, фотографии и документы, солдатские вещи), а также знаки-символы, связанные с понятием «война» (колючая проволока, капли крови, сломанная кукла, черный платок, поминальная свеча, кусочек «блокадного» хлеба, символический вечный огонь, белые бумажные журавлики и т. д.). Эпиграфами к разделам выставки стали стихи, сочинённые ребятами.
Диалог у выставки построили на вопросах, нацеливающих на:
- сопоставление прошлого и настоящего;
- осознание личной причастности каждого присутствующего к той войне;
- понимание сущности такого явления. как война;
- эмоциональный отклик современных детей.
Приведу примеры вопросов. Они универсальны, подходят для диалога с ребятами любого возраста, от дошкольников до старших подростков:
«Вы играете/играли в войну? Как вы это делаете?» «Кому-нибудь из вас снилась война? Мне — да» (как правило, в группе всегда есть несколько человек, которые отвечают на этот вопрос положительно). «Что вам снилось? Как вы думаете, почему мы, люди, не знающие войну, иногда видим её во сне?» (это подсознательная память, передающаяся из поколения в поколение). «Что такое «фронт»? Как вы думаете, что самое страшное на фронте?», «Что такое «тыл»? Что нужно солдату, чтобы он хорошо воевал? Как вы думаете, где было страшнее: на фронте или в тылу?», «Что страшнее: самому погибнуть или потерять самого близкого тебе человека?» Помогает проведение параллелей с современностью: «У вас когда-нибудь болели очень тяжело близкие родственники? Что вы чувствовали? А что чувствует ваша мама, когда болеете вы?», «У кого-нибудь из вас родственники участвовали в той войне? Расскажите о них».
Созданию эмоционального настроя способствовало музыкальное сопровождение (песня А. Розенбаума «А может, не было войны?», музыка М. Таривердиева «Воспоминание», звуки метронома).
Наблюдая за реакцией читателей в ходе работы с выставкой, можем сказать, что своей цели мы достигли: равнодушным не уходил никто. Запомнились слова одного дошкольника, по-детски наивные и немного корявые, но очень точно отразившие его эмоции: «Какая плакательная комната! А ведь мой прадедушка тоже на войне погиб...» И даже самые шумные подростки по ходу разговора затихали и становились серьёзнее, с удивлением приходя после недолгого спора к выводу, что не могут решить, где же всё- таки страшнее — на фронте или в тылу.
Закончить мне хотелось бы немного переделанным стихотворением Леонида Филатова, которое как нельзя лучше отражает наш подход к разговору с детьми и подростками о войне: в его основе должно лежать проведение параллелей с их собственной жизнью, осознание сопричастности к тем давним событиям.
- Вот вы говорите, что слёзы людские — вода?
-Да.
- Все катаклизмы проходят для вас без следа?
-Да.
- Хатынь, Холокост, Мамаев курган для вас — лабуда?
-Да.
- И вам наплевать, если где-то горят города?
-Да.
- А совесть, скажите, тревожит ли вас иногда?
-Да...
- Но вам удаётся её усмирить без труда?
-Да.
- А если разрушили созданный вами семейный очаг?
- Так...
- Жестоко расправились с членами вашей семьи?
-И?
- И вам самому продырявили пулею грудь?
- Жуть!
- Неужто бы вы и тогда мне ответили «да»?
- Нет!
- А вы говорите, что слезы людские вода?
- Нет...
- Все катаклизмы проходят для вас без следа?
- Нет!
- Так, значит, вас что-то тревожит еще иногда?
-Да! Да! Да!
С автором можно связаться: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- В. Скитневский. В Победу можно только верить. Разговор у книжной полки сельской библиотеки // Библиотечное дело. — 2010. — №7. — С. 6-8.
- Фонд «Общественное мнение», руководитель проекта «Новое поколение» — д-р социологических наук Л. Паутова, блог проекта: fomgene- ration.wordpess.com
- Сапоненко М. М. Игра со смыслом и цветом. Письмо-размышление о выставках // Современная библиотека. — 2009. — №1.
Рассказ о патриотическом воспитании посредством обращения к чувствам и эмоциям детей на примерах художественных произведений.
Работа с молодёжью, патриотическое воспитание
The story is about the patriotic education by appealing to the senses and emotions of children.
Working with young people, patriotic education
Татьяна Михайловна Плохотник, заместитель директора МУК «ЦСДБ им. А. С. Пушкина» г. Саров Нижегородской области