Плохотник Т. В поисках истоков патриотизма. Размышления детского библиотекаря / Т. Плохотник // Библиотечное дело. – 2011. – № 13. – С. 19-21.

В детских библиотеках к лю­бой знаменательной дате, свя­занной с историей России, го­товятся обзоры книг, информа­ционные беседы, выставки. Многостраничные отчёты гово­рят об огромной просветитель­ской работе, которую ведут библиотекари среди подрас­тающего поколения... И одновременно всё громче звучат заявления о бездуховности наших детей, о том, что патриотическое чувство им чуждо. В чём же дело?

Соглашусь с мыслью В. Скитневского, которую я прочитала в одном из номеров журнала «Библиотечное дело» за 2010 год: «Плановые мероприятия по формированию у молодёжи патрио­тизма заведомо невыполнимы. Такое высокое и хрупкое чувство без всяких планов обычно зарождается дома, в семье. Нельзя же по плану сформиро­вать любовь к матери, к отцу, тем бо­лее к Родине».1

И всё-таки, очень хотелось бы, чтобы наша библиотечная работа по патрио­тическому воспитанию не пропадала да­ром, хотелось бы видеть и слышать жи­вой отклик в глазах и душах ребят. Как этого добиться? Как достучаться до дет­ских сердец?

На встрече «Социолог и психолог в библиотеке»-2010, организованной Рос­сийской библиотекой для молодёжи и РГДБ, прозвучала очень интересная и крайне необходимая для работы с чита­телями информация. По результатам профессионального социологического исследования «Поколение игрек: они другие, они разные»2, отличительной чертой современной молодёжи является то, что они уже не команда, как было в советские времена, а сообщество, где каждый сам за себя. И не надо осуждать их за это: детей растят взрослые, и если «сын за отца не отвечает», то отец за не­достатки сына несёт полную ответ­ственность, спрашивать нам надо с себя. Эту особенность нового поколения я бы назвала не недостатком, а бедой. Раз так, то рассказы о подвигах и героизме вряд ли будут сегодня эффективны. Они, конечно, вызовут интерес и холод­ное любопытство, но и только. Если раньше, слушая рассказ о подвиге Алек­сандра Матросова, большинство из нас мечтали совершить нечто подобное, пе­реживали, что сегодня «нет места по­двигу, вот в войну — другое дело!..», то современные подростки с недоумением пожмут плечами: «Рисковать жизнью ради других? я что — ненормаль­ный?!»

Думается, в современных условиях нужно искать другие подходы к патрио­тическому воспитанию, время ура-пат­риотизма прошло. Наиболее эффектив­ным может оказаться обращение к чув­ствам и эмоциям детей, о чём так много пишет И. И. Тихомирова. Предвижу не­годование большинства коллег, но всё- таки позволю себе высказать своё глу­бокое убеждение: главная задача дет­ского библиотекаря — не столько дать информацию (этим активно занимается школа), сколько смоделировать ситуа­цию (обстановку), которая вызовет сильный эмоциональный резонанс, про­буждающий интерес к получению ин­формации. Важно умело синтезировать наглядность, работу с книгой и другими информационными источниками, вести диалог и т. д.

Хочу поделиться нашим опытом ра­боты по теме «Литературная вахта па­мяти: Великая Отечественная война». Этот период русской истории очень важен для патриотического воспита­ния. Он близок к нам по времени, со­хранилось достаточно много докумен­тальных источников, ещё живы очевид­цы. Кроме того, это пример величай­шей победы русского народа. Но, опять же, встаёт вопрос: как рассказать о вой­не современным детям и подросткам? Рассказать так, чтобы они осознали цену этой Победы? Мы предположили, что наиболее эффективным будет по­казать судьбы обычных людей в годы войны, и, проведя параллели с совре­менностью, дать ребятам возможность мысленно встать на их место, испытать определённые переживания.

Обсуждения художественных книг о войне

Наиболее сильный эмоциональный резонанс дают, как известно, художе­ственные произведения. На протяжении уже нескольких лет совместно с заве­дующей библиотекой городского лицея №3 мы ведём программу библиотечных обсуждений книг в 5-9-х классах. В про­грамму включены и произведения о Ве­ликой Отечественной войне.

При выборе книг мы сознательно не брали ярко выраженные героические истории. Наша цель — подтолкнуть под­ростков к размышлениям о самом явле­нии «война», помочь им осмыслить, что она приносит в жизнь любого человека. Каждый год мы читаем художествен­ные книги о войне и открываем её страшные грани, будим в ребятах эмо­циональный отклик — боль, сострада­ние, осознание причастности к тем со­бытиям через истории своих семей в го­ды войны, проводим параллели с совре­менной жизнью.

В 6 классе мы берём для обсужде­ния повесть А. Лиханова «Последние холода». Размышляем над вопросами: «Почему сытый голодному не това­рищ?», «До чего может довести голод и можно ли понять и оправдать про­ступок по-настоящему голодного?», «Сиротство в годы войны и совре­менное сиротство». Вместе с ребята­ми ищем в тексте авторские подсказ­ки, помогающие «увидеть» события, описанные в книге, и почувствовать се­бя на месте героев (чего стоят такие фразы, как «шёпот громче самого громкого крика», «жарко печёт чёр­ное солнце», «жёлтое покойницкое ли­цо с синеватой жилкой на лбу»). Очень интересными бывают письмен­ные работы детей (например, даётся задание изобразить эпизод, который произвёл самое сильное впечатление, в звуке и цвете).

В 7 классе мы обсуждаем книгу В. Богомолова «Иван». Как-то мы с коллегой не сошлись во мнениях о дан­ном произведении. Для моей собесед­ницы эта книга — прежде всего исто­рия подвига и беспримерного героиз­ма, а для меня — история детской судь­бы, сломанной войной. Автор не опи­сывает ужасов войны, но от строчки к строчке (мы многократно перечитыва­ем текст в ходе обсуждения) мы вместе с ребятами ищем то, что помогает нам осознать и прочувствовать всё пережи­тое мальчиком. Почему Иваном, а не Ваней называют его взрослые? Что они чувствуют, отправляя мальчика за линию фронта на задание, с которым не могут справиться сами? Что делает мальчик в минуты отдыха? (Он играет в землянке, как обычный ребёнок). Как он меняется перед отправкой в тыл врага? Есть ли в книге описания сражений? (Практически нет). Что мы знаем о семье мальчика? (В тексте об этом всего пара строк, но каких страшных! На глазах Ивана расстреляли от­ца, на его руках погибла полуторогодовалая сестрёнка — даже для взрослой психики это тяжелейшее испытание, что же говорить о ребёнке.) Что при­шлось испытать Ивану в последние дни жизни? (Сухость строчек официально­го немецкого документа только усили­вает эмоциональный эффект). И за­ключительный вопрос: так о чём же эта книга? Какие мысли и чувства вы переживали, закрывая последнюю страницу? Здесь всегда уместно озву­чивание библиотекарем своего лично­го мнения, своих мыслей. Это ни в коем случае не «забивает» подростков, а вы­зывает у них отклик — желание поде­литься своими мыслями. Мы говорим подросткам: по нашему мнению, детям на войне не место, а если и нашлась там для них работа, то это большая беда для народа, и взрослые это понимают. Такова античеловечная сущность вой­ны; она не щадит никого, и детям при­ходится взрослеть слишком рано.

Конечно, каждый волен интерпрети­ровать книгу по-своему, мнения и выво­ды могут быть разными, но, обсуждая с подростками книги, мы прежде всего ставим цель «разбудить» вдумчивого читателя, а не навязать свою мораль.

В 8-9 классах мы читаем книгу Б. Васильева «А зори здесь тихие» и размышляем на тему «Женщина на войне», вместе осознаём бессмыслен­ность и нелепость смерти некоторых героинь. Обсуждение сопровождается просмотром сюжетов из одноименного фильма — хорошая экранизация поз­воляет глубже прочувствовать про­изведение.

В 9-10 классах — громкое чтение рассказа В. Астафьева «Солдат и мать» с обсуждением. Любая война несёт ма­терям не сравнимые ни с чем страда­ния. Что может быть страшнее потери собственного ребёнка? Но это малень­кое произведение открывает читателю войну с совершенно незнакомой, шоки­рующей стороны: оно о матери, сын ко­торой стал предателем. И судит её на­род в деревне жестоко, забивает слова­ми и насмешками, прохода не даёт. А она смиренно несёт свой крест, потому что понимает и признаёт свою вину: слишком сильно любила, баловала единственное дитя, слишком многое прощала и не заметила, что вырастила чудовище, для которого нет ничего свя­того. Вот она, суровая правда войны. Война — это горе матерей, у которых смерть отобрала сыновей, но иногда именно смерть сына становилась избав­лением для матери.

Авторы выбранных нами книг сами были участниками (или очевидцами) тех событий. В их произведениях война показана без прикрас, без необыкно­венных подвигов. Она даётся через призму взгляда обычного человека, по­павшего в военную «мясорубку», но су­мевшего выстоять и не сломаться. На­верно, поэтому такие книги позволяют найти больше точек соприкосновения прошлого и настоящего, сопоставить себя с людьми тех лет. Из характеров героев отдельных художественных произведений мы вместе с подростка­ми «складываем» общий характер рус­ского человека, который, несмотря ни на что, способен удивлять и восхищать, а значит — пробуждать патриотиче­ские чувства.

Интерактивные выставки-инсталляции

Синтез наглядности и грамотно вы­строенного диалога даёт впечатляю­щие результаты. Умение ставить во­просы — это тот навык, которому мы сегодня уделяем много времени. Здесь важно избежать односложных ответов («да», «нет»),

В нашей библиотеке стали популяр­ны у читателей тематические интерак­тивные выставки-инсталляции. Ребята активно включаются в работу ещё в процессе их разработки и оформления. Выставочная зона «Собеседник» зани­мает у нас целую комнату, здесь можно проводить занятия с группами читате­лей. К 65-летию Победы мы оформили выставку-инсталляцию «Вечный огонь памяти». За основу взяли идею коллег, опубликованную в одном из номеров журнала «Современная библиотека» за 2009 г.3, доработали её и создали свою экспозицию. В экспозицию вошли кни­ги, семейные реликвии читателей (фронтовые письма и дневники, награ­ды, фотографии и документы, солдат­ские вещи), а также знаки-символы, свя­занные с понятием «война» (колючая проволока, капли крови, сломанная кук­ла, черный платок, поминальная свеча, кусочек «блокадного» хлеба, символи­ческий вечный огонь, белые бумажные журавлики и т. д.). Эпиграфами к разде­лам выставки стали стихи, сочинённые ребятами.

Диалог у выставки построили на во­просах, нацеливающих на:

  • сопоставление прошлого и настоя­щего;
  • осознание личной причастности каждого присутствующего к той войне;
  • понимание сущности такого явле­ния. как война;
  • эмоциональный отклик современ­ных детей.

Приведу примеры вопросов. Они универсальны, подходят для диалога с ребятами любого возраста, от дошколь­ников до старших подростков:

«Вы играете/играли в войну? Как вы это делаете?» «Кому-нибудь из вас снилась война? Мне — да» (как правило, в группе всегда есть несколько человек, которые отвечают на этот вопрос поло­жительно). «Что вам снилось? Как вы думаете, почему мы, люди, не знающие войну, иногда видим её во сне?» (это подсознательная память, передающая­ся из поколения в поколение). «Что такое «фронт»? Как вы думаете, что самое страшное на фронте?», «Что такое «тыл»? Что нужно сол­дату, чтобы он хорошо воевал? Как вы думаете, где было страшнее: на фронте или в тылу?», «Что страш­нее: самому погибнуть или потерять самого близкого тебе человека?» По­могает проведение параллелей с со­временностью: «У вас когда-нибудь болели очень тяжело близкие род­ственники? Что вы чувствовали? А что чувствует ваша мама, когда бо­леете вы?», «У кого-нибудь из вас родственники участвовали в той войне? Расскажите о них».

Созданию эмоционального настроя способствовало музыкальное сопровож­дение (песня А. Розенбаума «А может, не было войны?», музыка М. Таривердиева «Воспоминание», звуки метронома).

Наблюдая за реакцией читателей в ходе работы с выставкой, можем сказать, что своей цели мы достигли: равнодуш­ным не уходил никто. Запомнились слова одного дошкольника, по-детски наивные и немного корявые, но очень точно отра­зившие его эмоции: «Какая плакательная комната! А ведь мой прадедушка тоже на войне погиб...» И даже самые шумные подростки по ходу разговора за­тихали и становились серьёзнее, с удив­лением приходя после недолгого спора к выводу, что не могут решить, где же всё- таки страшнее — на фронте или в тылу.

Закончить мне хотелось бы немного переделанным стихотворением Леонида Филатова, которое как нельзя лучше от­ражает наш подход к разговору с детьми и подростками о войне: в его основе должно лежать проведение параллелей с их собственной жизнью, осознание со­причастности к тем давним событиям.

- Вот вы говорите, что слёзы люд­ские — вода?

-Да.

  • Все катаклизмы проходят для вас без следа?

-Да.

  • Хатынь, Холокост, Мамаев курган для вас — лабуда?

-Да.

  • И вам наплевать, если где-то го­рят города?

-Да.

  • А совесть, скажите, тревожит ли вас иногда?

-Да...

  • Но вам удаётся её усмирить без труда?

-Да.

  • А если разрушили созданный вами семейный очаг?
  • Так...
  • Жестоко расправились с членами вашей семьи?

-И?

  • И вам самому продырявили пулею грудь?
  • Жуть!
  • Неужто бы вы и тогда мне отве­тили «да»?
  • Нет!
  • А вы говорите, что слезы людские вода?
  • Нет...
  • Все катаклизмы проходят для вас без следа?
  • Нет!
  • Так, значит, вас что-то трево­жит еще иногда?

-Да! Да! Да!

С автором можно связаться: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

  • В. Скитневский. В Победу можно только ве­рить. Разговор у книжной полки сельской библио­теки // Библиотечное дело. — 2010. — №7. — С. 6-8.
  • Фонд «Общественное мнение», руководитель проекта «Новое поколение» — д-р социологиче­ских наук Л. Паутова, блог проекта: fomgene- ration.wordpess.com
  • Сапоненко М. М. Игра со смыслом и цветом. Письмо-размышление о выставках // Современная библиотека. — 2009. — №1.

Рассказ о патриотическом воспита­нии посредством обращения к чув­ствам и эмоциям детей на примерах художественных произведений.

Работа с молодёжью, патриотическое воспитание

The story is about the patriotic education by appealing to the senses and emotions of children.

Working with young people, pat­riotic education

Татьяна Михайловна Плохотник, заместитель директора МУК «ЦСДБ им. А. С. Пушкина» г. Саров Нижегородской области