Троянова Е. Патриотическое воспитание в библиотечной среде / Е. Троянова // Библиополе. – 2012. – № 6. – С. 18-20.

История есть священная книга царей и народов» — эти слова великого русского ис­торика Н. Карамзина, сказанные им ещё в XVIII столетии, актуальны и в наше время. Прошлое госу­дарства играет немаловажную роль в его настоящем и гряду­щем. Прогнозы на будущее оп­равданы только тогда, когда осо­знаны глубины многовекового развития народа.

Прошлое раскрывает сущность настоящего и нас самих. Ведь об­щество продолжает существовать при постоянном обновлении сла­гающих его клеточек-индивиду­умов. Оно сохраняет свои из­вечные качества и приобретает новые. Оно, как всякий живой ор­ганизм, не может измениться со­вершенно — это будет означать его перерождение и гибель.

Итак, история помогает нам глубже понимать свою страну, свой народ и собственную лич­ность. Это чрезвычайно важно. С этого начинается культура. Не­даром во времена Античности был популярен афоризм: «Познай самого себя». Самопознание — отличительная черта человека. Самопознание общества — это и есть история.

В настоящее время в Липецкой областной детской библиотеке система историко-патриотическо­го воспитания в своей основе уже сложилась. Она воплощается в проведении различных меро­приятий, посвящённых этой про­блеме (встречах, часах истории, уроках мужества, вечерах), в со­трудничестве с различными госу­дарственными и общественны­ми организациями, публикациях в общероссийских периодических изданиях, участии в форумах раз­личного уровня.

В последние несколько лет на­блюдается всплеск интереса к ис­тории страны. «Патриотизм», «патриоты» — эти понятия стали лидирующими в российской го­сударственной политике, что сви­детельствует о необходимости продолжения работы, посвящён­ной данной теме.

С 1997 г. в Липецкой ОД Б дей­ствует программа «Да ведают по­томки православных земли род­ной минувшую судьбу». В послед­ние годы в стране происходили резкие перемены, и не только по­литические. И взрослым, и детям непросто было разобраться в со­временной действительности. По­этому вполне закономерно возни­кали вопросы: «Кто я?», «Откуда я?», «Откуда мой род?», «Как жи­ли люди сто, двести лет назад?», «Что есть история?», «Чем мы мо­жем гордиться?»

Опыт показывает, что програм­ма исторической направленности обладает большей эффективнос­тью, если она реализуется в тече­ние нескольких лет. Основной це­лью нашей программы является совершенствование работы по ис­торико-патриотическому воспита­нию юных читателей, формирова­ние интереса к общечеловеческим ценностям, воспитание чувства любви к своей Родине как важней­шего духовно-нравственного, культурного и социального каче­ства.

Прошлое государства Россий­ского не менее интересно и вели­чаво, чем история Великобрита­нии, Франции или Китая, и мы об этом ежедневно должны говорить с детьми. Где, как не в библиоте­ке, юные читатели в заниматель­ной форме могут познакомиться с отечественной историей? Где, как не в библиотеке, они могут раскрыть свои способности, ли­тературные дарования, показать своё творчество, при этом знако­мясь с прошлым не только стра­ны, но и своего края? А.С. Пуш­кин писал: «Любить историю сво­его народа не только нужно, но и должно». Работа с необходи­мой литературой способствует этому.

В последние несколько деся­тилетий историки пришли к уди­вительному выводу, что художе­ственные произведения иногда свидетельствуют об эпохе гораз­до полнее и точнее, чем профес­сиональные источники, сообща­ют какие-то неизвестные факты и сведения. Дело в том, что лите­ратура отражает образ человека, тип мышления, ментальность, об­раз жизни, то есть всё то, что со­ставляет историко-культурный смысл эпохи, человеческое лицо истории.

Во время действия нашей про­граммы мы выявляли в фонде ис­торическую литературу и оформ­ляли тематические полки: «Подви­гу жить вечно», «История в лицах», «Исторические романы», «Лите­ратурные страницы истории», «Рассказы о Руси». В целях рас­крытия фонда разрабатывались закладки и книжные «семафорчики»: «Интересная книга», «Новая книга»; создавались медиапрезентации: «Лучшая историческая книга», «Новые книги по истории» и т. д.

Большую роль в раскрытии фонда играют выставки. Каждая — нетрадиционна, ведь при подго­товке специалисты проявляют максимум выдумки и фантазии. К примеру, выставка-словарь «Рассказы о Руси» была оформле­на так, что каждая книжная полка соответствовала определённому веку. К этой экспозиции была под­готовлена картотека с вопросами викторины «Знаешь ли ты историю своей страны?»

Во все века героизм, мужест­во воинов Отечества, мощь и слава русского оружия были неотъ­емлемой частью величия Россий­ского государства. В целях воз­рождения наших лучших военных традиций в 1995 г. был принят за­кон «О Днях воинской славы (по­бедных днях) России». Большое внимание в работе программы уделяется именно этим Дням.

Одним из наиболее выдающих­ся событий многовековой истории страны является День Бородин­ского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузо­ва с армией Наполеона. В память о нём был проведён час истории «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Старшеклассни­ки не только вспомнили ход этой битвы, но и услышали романтиче­скую историю графини М.М. Туч­ковой, увидели отрывки художе­ственного фильма «Война и мир», вспомнили имена и фамилии про­славленных полководцев и про­стых солдат, благодаря которым бой был выигран, узнали, что сре­ди них были и наши земляки.

Ещё одна дата, которую невоз­можно забыть, — День народного единства (4 ноября). Это новый праздник для России, и мы толь­ко учимся, как правильно его от­мечать. Он не должен стать про­сто лишним выходным.

4 ноября 1612 г. — это новая точка отсчёта возрождения стра­ны. В часе юного патриота «Богатырская наша сила» ис­пользовались фрагменты худо­жественного фильма «Минин и Пожарский», репродукции кар­тин художников с изображением Смутного времени.

Куликовская битва — событие всемирно-исторического значе­ния. Она — символ наших слав­ных боевых традиций, готовнос­ти народа отстаивать свободу и независимость, честь и досто­инство великой Родины. Борясь с внешними врагами, русский на­род защищал от угрозы порабощения и всю европейскую циви­лизацию.

К юбилею этого сражения был приурочен исторический экскурс «Ветры Куликова поля». Ребята заочно побывали на местах битв, узнали интересные факты из про­шлого этих мест, определили зна­чение события в истории страны, а в заключение посмотрели клип на песню Жанны Бичевской «Ку­ликово поле».

К 295-летию победы русского флота под командованием Пет­ра I над шведами у мыса Гангут было проведено видеопутешествие «Первая российская морская виктория». В фонде библиотеки имеются замечательные видео- и медиаматериалы, посвящённые морским сражениям. Подростки с интересом познакомились с ис­торией зарождения русского флота, узнали о его славных по­бедах.

1 декабря — День победы рус­ской эскадры под командовани­ем П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп. Это сражение произошло во время Крымской войны, в 1853 г. О ней почти не вспоминают сего­дня и относят к «забытым» вой­нам. Что современные дети могут узнать о тех событиях? Ка­кие уроки мы должны из них из­влечь? Такие вопросы ставились перед участниками часа юного патриота «Триумф Российского флота».

Подростки впервые услышали о героях Крымской войны, о за­щитниках Севастополя, о морских флотоводцах, которые участво­вали в Синопском сражении. Для них было открытием, что та война имеет прямое отношение к сегодняшнему дню. Именно по­сле поражения в ней Россия вы­нуждена была отдать врагу Сева­стополь и не имела права в тече­ние 14 лет держать военный флот на Чёрном море. Подростки узна­ли, что, несмотря на поражение в Крымской войне, Синопское сра­жение было безоговорочной по­бедой русских моряков над ту­рецким флотом.

Не оставили без внимания и другие даты: День победы рус­ских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцаря­ми на Чудском озере, День побе­ды русской армии под командо­ванием Петра I над шведами в Полтавском сражении, День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командо­ванием А.В. Суворова. Были про­ведены часы истории, путешест­вия в прошлое и другие массовые мероприятия, посвящённые этим знаменательным датам.

Сегодня, как ни прискорбно, не только малыши, но и многие подростки и даже взрослые не знают отечественных героев и их подвиги; не ориентируются во многих исторических событиях и не умеют найти логическую вза­имосвязь между ними; не имеют понятия, что такое города-герои, а уж назвать их все и подавно не могут. Многие не знают имён прославленных полководцев — тех, кому мы обязаны Победой в 1945-м. Теме Великой Отечест­венной войны посвящён целый цикл встреч. Остановлюсь лишь на некоторых, ставших традиционны­ми в работе нашей библиотеки.

К празднику Победы у нас про­ходят Дни славы «Георгиевская лента», оформляется плакат-па­мять «Я помню, я горжусь!» В хо­де мероприятий ребята узнают о главных героических событиях времён Великой Отечественной, о славных земляках, которые сра­жались на разных фронтах. В заключение подросткам разда­ются солдатские «треугольники», на которых они должны написать свои впечатления. Начинаться «письмо» должно со слов «Я по­мню» или «Я горжусь».

Для проведения Дней славы был подготовлен буклет «Георги­евская лента — связь поколений». В нём рассказывается, когда ро­дилась в России традиция разда­вать георгиевские ленточки. Под­ростки, участвовавшие в меро­приятиях, получили на память этот буклет.

У нас стало традицией в день начала Великой Отечественной войны проводить встречи, посвя­щённые этой трагической дате. «Самый чёрный день войны» — так назывался час памяти, который прошел 22 июня. Отрадно отме­тить, что практически все подростки знают, что произош­ло в этот день. Они назвали горо­да, которые первыми подверглись бомбардировке, рассказали, чем знаменита Брестская крепость. На часе памяти в записи звучит обращение Молотова к гражданам СССР, показываются кадры кино­хроники первого дня войны, зву­чат военные песни.

От каждой работы мы вправе ожидать результатов. Конечным итогом деятельности в истори­ко-патриотическом направлении должна стать заинтересованность юных граждан в духовных ценно­стях российского народа, стрем­ление служить Отечеству, рост са­мосознания, ведь сегодняшним подросткам предстоит определять будущее России.

Закончить хотелось бы слова­ми из древнерусской летописи, которым более 600 лет: «Одна у нас земля: просторная, обиль­ная, богатством природы одарён­ная. Всё своё тепло и все сокро­вища отдаст она доброму и рачи­тельному человеку. Каждому место на ней найдётся, всем она домом родным станет, если сумеем сохранить её единой и сильной, научимся беречь и приумножать её славную ис­торию».

Елена ТРОЯНОВА, главный библиотекарь отдела обслуживания 5-11-х классов Липецкой областной детской библиотеки