Троянова Е. Патриотическое воспитание в библиотечной среде / Е. Троянова // Библиополе. – 2012. – № 6. – С. 18-20.
История есть священная книга царей и народов» — эти слова великого русского историка Н. Карамзина, сказанные им ещё в XVIII столетии, актуальны и в наше время. Прошлое государства играет немаловажную роль в его настоящем и грядущем. Прогнозы на будущее оправданы только тогда, когда осознаны глубины многовекового развития народа.
Прошлое раскрывает сущность настоящего и нас самих. Ведь общество продолжает существовать при постоянном обновлении слагающих его клеточек-индивидуумов. Оно сохраняет свои извечные качества и приобретает новые. Оно, как всякий живой организм, не может измениться совершенно — это будет означать его перерождение и гибель.
Итак, история помогает нам глубже понимать свою страну, свой народ и собственную личность. Это чрезвычайно важно. С этого начинается культура. Недаром во времена Античности был популярен афоризм: «Познай самого себя». Самопознание — отличительная черта человека. Самопознание общества — это и есть история.
В настоящее время в Липецкой областной детской библиотеке система историко-патриотического воспитания в своей основе уже сложилась. Она воплощается в проведении различных мероприятий, посвящённых этой проблеме (встречах, часах истории, уроках мужества, вечерах), в сотрудничестве с различными государственными и общественными организациями, публикациях в общероссийских периодических изданиях, участии в форумах различного уровня.
В последние несколько лет наблюдается всплеск интереса к истории страны. «Патриотизм», «патриоты» — эти понятия стали лидирующими в российской государственной политике, что свидетельствует о необходимости продолжения работы, посвящённой данной теме.
С 1997 г. в Липецкой ОД Б действует программа «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». В последние годы в стране происходили резкие перемены, и не только политические. И взрослым, и детям непросто было разобраться в современной действительности. Поэтому вполне закономерно возникали вопросы: «Кто я?», «Откуда я?», «Откуда мой род?», «Как жили люди сто, двести лет назад?», «Что есть история?», «Чем мы можем гордиться?»
Опыт показывает, что программа исторической направленности обладает большей эффективностью, если она реализуется в течение нескольких лет. Основной целью нашей программы является совершенствование работы по историко-патриотическому воспитанию юных читателей, формирование интереса к общечеловеческим ценностям, воспитание чувства любви к своей Родине как важнейшего духовно-нравственного, культурного и социального качества.
Прошлое государства Российского не менее интересно и величаво, чем история Великобритании, Франции или Китая, и мы об этом ежедневно должны говорить с детьми. Где, как не в библиотеке, юные читатели в занимательной форме могут познакомиться с отечественной историей? Где, как не в библиотеке, они могут раскрыть свои способности, литературные дарования, показать своё творчество, при этом знакомясь с прошлым не только страны, но и своего края? А.С. Пушкин писал: «Любить историю своего народа не только нужно, но и должно». Работа с необходимой литературой способствует этому.
В последние несколько десятилетий историки пришли к удивительному выводу, что художественные произведения иногда свидетельствуют об эпохе гораздо полнее и точнее, чем профессиональные источники, сообщают какие-то неизвестные факты и сведения. Дело в том, что литература отражает образ человека, тип мышления, ментальность, образ жизни, то есть всё то, что составляет историко-культурный смысл эпохи, человеческое лицо истории.
Во время действия нашей программы мы выявляли в фонде историческую литературу и оформляли тематические полки: «Подвигу жить вечно», «История в лицах», «Исторические романы», «Литературные страницы истории», «Рассказы о Руси». В целях раскрытия фонда разрабатывались закладки и книжные «семафорчики»: «Интересная книга», «Новая книга»; создавались медиапрезентации: «Лучшая историческая книга», «Новые книги по истории» и т. д.
Большую роль в раскрытии фонда играют выставки. Каждая — нетрадиционна, ведь при подготовке специалисты проявляют максимум выдумки и фантазии. К примеру, выставка-словарь «Рассказы о Руси» была оформлена так, что каждая книжная полка соответствовала определённому веку. К этой экспозиции была подготовлена картотека с вопросами викторины «Знаешь ли ты историю своей страны?»
Во все века героизм, мужество воинов Отечества, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. В целях возрождения наших лучших военных традиций в 1995 г. был принят закон «О Днях воинской славы (победных днях) России». Большое внимание в работе программы уделяется именно этим Дням.
Одним из наиболее выдающихся событий многовековой истории страны является День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с армией Наполеона. В память о нём был проведён час истории «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Старшеклассники не только вспомнили ход этой битвы, но и услышали романтическую историю графини М.М. Тучковой, увидели отрывки художественного фильма «Война и мир», вспомнили имена и фамилии прославленных полководцев и простых солдат, благодаря которым бой был выигран, узнали, что среди них были и наши земляки.
Ещё одна дата, которую невозможно забыть, — День народного единства (4 ноября). Это новый праздник для России, и мы только учимся, как правильно его отмечать. Он не должен стать просто лишним выходным.
4 ноября 1612 г. — это новая точка отсчёта возрождения страны. В часе юного патриота «Богатырская наша сила» использовались фрагменты художественного фильма «Минин и Пожарский», репродукции картин художников с изображением Смутного времени.
Куликовская битва — событие всемирно-исторического значения. Она — символ наших славных боевых традиций, готовности народа отстаивать свободу и независимость, честь и достоинство великой Родины. Борясь с внешними врагами, русский народ защищал от угрозы порабощения и всю европейскую цивилизацию.
К юбилею этого сражения был приурочен исторический экскурс «Ветры Куликова поля». Ребята заочно побывали на местах битв, узнали интересные факты из прошлого этих мест, определили значение события в истории страны, а в заключение посмотрели клип на песню Жанны Бичевской «Куликово поле».
К 295-летию победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут было проведено видеопутешествие «Первая российская морская виктория». В фонде библиотеки имеются замечательные видео- и медиаматериалы, посвящённые морским сражениям. Подростки с интересом познакомились с историей зарождения русского флота, узнали о его славных победах.
1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп. Это сражение произошло во время Крымской войны, в 1853 г. О ней почти не вспоминают сегодня и относят к «забытым» войнам. Что современные дети могут узнать о тех событиях? Какие уроки мы должны из них извлечь? Такие вопросы ставились перед участниками часа юного патриота «Триумф Российского флота».
Подростки впервые услышали о героях Крымской войны, о защитниках Севастополя, о морских флотоводцах, которые участвовали в Синопском сражении. Для них было открытием, что та война имеет прямое отношение к сегодняшнему дню. Именно после поражения в ней Россия вынуждена была отдать врагу Севастополь и не имела права в течение 14 лет держать военный флот на Чёрном море. Подростки узнали, что, несмотря на поражение в Крымской войне, Синопское сражение было безоговорочной победой русских моряков над турецким флотом.
Не оставили без внимания и другие даты: День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере, День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении, День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова. Были проведены часы истории, путешествия в прошлое и другие массовые мероприятия, посвящённые этим знаменательным датам.
Сегодня, как ни прискорбно, не только малыши, но и многие подростки и даже взрослые не знают отечественных героев и их подвиги; не ориентируются во многих исторических событиях и не умеют найти логическую взаимосвязь между ними; не имеют понятия, что такое города-герои, а уж назвать их все и подавно не могут. Многие не знают имён прославленных полководцев — тех, кому мы обязаны Победой в 1945-м. Теме Великой Отечественной войны посвящён целый цикл встреч. Остановлюсь лишь на некоторых, ставших традиционными в работе нашей библиотеки.
К празднику Победы у нас проходят Дни славы «Георгиевская лента», оформляется плакат-память «Я помню, я горжусь!» В ходе мероприятий ребята узнают о главных героических событиях времён Великой Отечественной, о славных земляках, которые сражались на разных фронтах. В заключение подросткам раздаются солдатские «треугольники», на которых они должны написать свои впечатления. Начинаться «письмо» должно со слов «Я помню» или «Я горжусь».
Для проведения Дней славы был подготовлен буклет «Георгиевская лента — связь поколений». В нём рассказывается, когда родилась в России традиция раздавать георгиевские ленточки. Подростки, участвовавшие в мероприятиях, получили на память этот буклет.
У нас стало традицией в день начала Великой Отечественной войны проводить встречи, посвящённые этой трагической дате. «Самый чёрный день войны» — так назывался час памяти, который прошел 22 июня. Отрадно отметить, что практически все подростки знают, что произошло в этот день. Они назвали города, которые первыми подверглись бомбардировке, рассказали, чем знаменита Брестская крепость. На часе памяти в записи звучит обращение Молотова к гражданам СССР, показываются кадры кинохроники первого дня войны, звучат военные песни.
От каждой работы мы вправе ожидать результатов. Конечным итогом деятельности в историко-патриотическом направлении должна стать заинтересованность юных граждан в духовных ценностях российского народа, стремление служить Отечеству, рост самосознания, ведь сегодняшним подросткам предстоит определять будущее России.
Закончить хотелось бы словами из древнерусской летописи, которым более 600 лет: «Одна у нас земля: просторная, обильная, богатством природы одарённая. Всё своё тепло и все сокровища отдаст она доброму и рачительному человеку. Каждому место на ней найдётся, всем она домом родным станет, если сумеем сохранить её единой и сильной, научимся беречь и приумножать её славную историю».
Елена ТРОЯНОВА, главный библиотекарь отдела обслуживания 5-11-х классов Липецкой областной детской библиотеки