• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Соболева Г. О славной родине ведём рассказ : особенности организации мероприятий по историко-патриотическому воспитанию детей 5-6 лет / Г. Соболева // Библиополе. – 2012. – № 8. – С. 28-30.

Соболева Г. О славной родине ведём рассказ : особенности организации мероприятий по историко-патриотическому воспитанию детей 5-6 лет / Г. Соболева // Библиополе. – 2012. – № 8. – С. 28-30.

Патриотизм, по определению Большого словаря иностранных слов в русском языке, — это любовь к Родине, к Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями.

Издавна звучат созданные народом песни-былины о непо­бедимых русских богатырях. Одна­ко кумирами современных детей часто становятся персонажи ком­пьютерных забав и низкосортных мультсериалов. Излюбленные иг­ры старшего поколения — в «вой­ну», «солдатиков», «богатырей», «рыцарей» — уходят в прошлое. Вместе с ними утрачивается и воз­можность, играя, ощутить свою причастность к истории. Вот и по­лучается, что «закреплённое века­ми и тысячелетиями» в последние 15-20 лет рушится на глазах. Бес­спорно, меняются жизненные прин­ципы и молодых, и старших, но в любых социально-экономических условиях в душах должно оставать­ся место для гордости за свою стра­ну и любви к соотечественникам.

В целях повышения интереса к историческим фактам, традици­ям в Липецкой ОДБ создан и ус­пешно работает познавательно-патриотический клуб «Былина». Его программа рассчитана на де­тей младшего школьного возраста и призвана подготовить ребят к восприятию школьных уроков ис­тории. Главные задачи «Были­ны» — воспитание патриотических чувств на примерах легенд, сказа­ний, произведений художествен­ной литературы, отражающих наше прошлое и настоящее; со­здание ситуаций переживания ре­бёнком событий, происходивших на его Родине.

Сценарии предполагают бесе­ды библиотекаря с куклой, соот­ветствующей теме занятия. В ходе беседы ведущий обращается к де­тям, проводит викторины и кон­курсы. Таким образом малыши становятся участниками излагае­мых событий, а присутствие игро­вых моментов и устроенные деко­рации усиливают впечатление. Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют не только предоставить информацию в текстовом виде, но и проиллюстрировать её аудио­записями или видеоклипом.

Какие занятия проводятся в рамках работы «Былины»?

«Откуда мы, кто знает?» — пер­вая встреча с таким названием вводит нас в мир древних славян. Что такое Великая Русь? Сколько ей лет? Как она прежде жила? Че­му радовалась и печалилась? Ка­кие песни складывала и пела? Под «гуслярный звон» (аудиозапись) сказитель (кукла) нараспев начи­нает повествование:

«Давным-давно, когда не езди­ли по земле машины, поезда, не работали заводы и фабрики, а шумели леса дремучие с зверя­ми непугаными, раскинулись сте­пи широкие, застыли болота топ­кие, жили племена могучие, назы­вавшие себя славянами».

В процессе рассказа перед слушателями возникают новые и новые вопросы. Славяне рубят деревья, чтобы построить дом, и берут те, которые падают вер­шинами на восток. Почему? Идут на охоту, захватив с собой краюху хлеба. Зачем? Выдвинув множе­ство предположений и найдя пра­вильный ответ, дети входят в мир славянской мифологии. Здесь их встретят Леший, Домовой, Водя­ной, и каждый расскажет о себе. Узнают ребята и о «старших» бо­гах. А чтобы лучше представить быт наших предков, с удовольст­вием лепят из «глины» (пластили­на) посуду, украшают её, а потом оформляют выставку.

На занятии «Русь христиан­ская» мы рассказали о князе Вла­димире Красное Солнышко, время правления которого породило наибольшее количество мифов и легенд. Между тем былинные бо­гатыри — люди вполне реальные, и ребята были удивлены, узнав, что Илья Муромец, один из самых сильных дружинников князя Вла­димира, много лет служил на за­ставе, участвовал в битвах, после стал монахом, умер от ран в монастыре, а Добрыня Никитич — род­ной дядя Владимира Красное Сол­нышко. Именно он крестил Новго­род «огнём и мечом».

Нелегка служба богатырская, и маленьким «дружинникам» пред­лагается принять участие в «уче­ниях»: перетягивании каната, стрельбе из игрушечного лука по мишени, ходьбе с зажатым между коленями грузом (это упражнение было необходимо, чтобы в бою уп­равлять конём без помощи рук, только ногами).

Что принесло Руси христианст­во? Почему князь Владимир решил изменить древним верованиям? Эти вопросы сложны для детского восприятия. Уяснить и запомнить ответы ребята смогли, собрав мо­заичные картинки по теме, изготов­ленные по принципу пазлов. Они помогли сделать вывод о том, ка­кие выгоды получила Русь, приняв христианство: торговля (изобра­жение людей, которые продают мех, и людей, которые покупают его); каменная архитектура (хра­мы, каменные дома); письменность (летописец с книгой); дипломати­ческие связи (послы с королём).

На уроке «Суровые века» юные слушатели знакомились с тяжёлым для Руси временем — монголо-татарским игом. «Иго» — угнета­ющая, порабощающая сила, бре­мя, тяжесть. Именно это ощуще­ние постарались вызвать мы у ре­бят, чтобы им стало понятно, какая беда обрушилась на страну. Пока­залось уместным в рассказ о том, почему такие умные и ответствен­ные воины оказались побеждены, ввести басню Л. Н. Толстого «Отец и сыновья». Всё, о чём говорилось в ней, малыши попробовали на практике — сначала легко слома­ли прутик, а потом самые сильные из них не справились с целой связкой. Такая наглядность была не только внешне эффектной, но и помогла проиллюстрировать рассказ о разобщённости кня­жеств.

Как известно, многие историче­ские факты запоминаются лучше, если ассоциируются с каким-либо лицом. Таким персонажем для дан­ного занятия стал Евпатий Коловрат. О нём и героической борьбе русских людей рассказывалось в театрализованном представле­нии. А наглядная карта Куликовской битвы помогла завершить тему и увидеть, как Русь освобождалась от монголо-татарского ига.

Рыцари, конечно, не являются нашими национальными героями, но человек, совершивший благо­родный поступок, будет рад услы­шать, что он — рыцарь. Чем же они заслужили столь высокую оценку потомков? Что такое кодекс чес­ти? Занятие, посвящённое рыцар­ству, было одним из самых ярких!

Мы рады, что ни человек-паук, ни непонятный покемон из совре­менных мультиков не смогли пе­ребить интерес ребят к этой теме. Мальчикам не составило труда «вооружить рыцаря», правильно подобрать «доспехи». А вот «Тур­нир в честь Прекрасной Дамы» вы­звал затруднение: оказывается, сложно подарить комплимент со­седке по парте. Но благородный Сэр Рыцарь (кукла) всегда прихо­дил на помощь, а потом сам рас­сказал много интересного: рас­крыл некоторые тайны древних замков, поведал об обряде посвя­щения в рыцари и даже познако­мил со своим оруженосцем.

Занятия проводились и по дру­гим темам: «Наша древняя столи­ца» (история Москвы); «Во славу русского оружия» (о генералисси­мусе А.В. Суворове). Обязатель­ной майской темой является Ве­ликая Отечественная война («За­алел пожарами 41-й год»), С особенной теплотой проходят заседания клуба, посвящённые родному Липецкому краю (собы­тия истории, памятные места, эко­логия, известные земляки).

«Носят улицы их имена» — так называлась встреча, посвящённая героям-землякам. Память о пав­ших будет жить вечно, передава­ясь из поколения в поколение. Это не только скорбь о погибших, это и гордость за величие совершён­ного ими подвига во имя Отчизны, потому что без него не было бы Победы, не было бы будущего.

Символический «автобус Па­мяти маршрута 45» отправился в путь по карте города, по тем ули­цам, которые названы именами прославленных липчан. На «остановках» школьники рассказывали о своих родных — фронтовиках, читали стихи о войне. Занятие по­лучилось интересным, проникно­венным и познавательным с точ­ки зрения краеведения.

Разговор о войне с дошкольни­ками труден, но необходим. Как правило, малыши воспринимают её как нечто интересное, словно это игра для взрослых, — можно пострелять, кругом что-то летает. И когда спрашиваешь: «Как вы думаете, тем, кто воевал, было страшно?», ребята отвечают: «Нет!» Поэтому мы говорим с деть­ми о том, что война — это ужас и боль, это страх, и люди, которые смогли его преодолеть, не пожа­леть себя, — герои. Вообще заня­тие строится как разговор с ребятами, мы не даём им истори­ческих сведений, как это происхо­дит на встречах со школьниками. Главная цель — вызвать у малы­шей чувство благодарности тем, кто избавил страну от ужасов вой­ны, и гордости за свою страну-победительницу.

2012-й объявлен Годом рос­сийской истории соответствую­щим указом Президента. В нашей стране будет отмечаться несколь­ко важных юбилейных дат. Для ма­леньких читателей наиболее до­ступная для восприятия дата — 200-летие со дня победы в Отече­ственной войне 1812 года. В «Бы­лине» и ранее проводились заня­тия по этой теме. А теперь мы пла­нируем провести не одно, а целый ряд мероприятий, посвящённых героическому юбилею: конкурсы, викторины, выставки, беседы. У педагогов начальных классов на­ши программы по патриотическо­му воспитанию востребованы и пользуются популярностью.

История России наполнена дра­матическими событиями. Многое пришлось преодолеть нашим пред­кам. Но время летит вперёд: наши дети не похожи на нас, как мы не похожи на своих родителей. Новые реалии рождают других героев, и это закономерно. Значит, нужно искать качественно иные подходы в патриотическом воспитании, что­бы наши потомки могли с гордос­тью сказать: «Мы живём в России!»

Галина СОБОЛЕВА, главный библиотекарь отдела семейного чтения Липецкой областной детской библиотеки