Соболева Г. О славной родине ведём рассказ : особенности организации мероприятий по историко-патриотическому воспитанию детей 5-6 лет / Г. Соболева // Библиополе. – 2012. – № 8. – С. 28-30.
Патриотизм, по определению Большого словаря иностранных слов в русском языке, — это любовь к Родине, к Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями.
Издавна звучат созданные народом песни-былины о непобедимых русских богатырях. Однако кумирами современных детей часто становятся персонажи компьютерных забав и низкосортных мультсериалов. Излюбленные игры старшего поколения — в «войну», «солдатиков», «богатырей», «рыцарей» — уходят в прошлое. Вместе с ними утрачивается и возможность, играя, ощутить свою причастность к истории. Вот и получается, что «закреплённое веками и тысячелетиями» в последние 15-20 лет рушится на глазах. Бесспорно, меняются жизненные принципы и молодых, и старших, но в любых социально-экономических условиях в душах должно оставаться место для гордости за свою страну и любви к соотечественникам.
В целях повышения интереса к историческим фактам, традициям в Липецкой ОДБ создан и успешно работает познавательно-патриотический клуб «Былина». Его программа рассчитана на детей младшего школьного возраста и призвана подготовить ребят к восприятию школьных уроков истории. Главные задачи «Былины» — воспитание патриотических чувств на примерах легенд, сказаний, произведений художественной литературы, отражающих наше прошлое и настоящее; создание ситуаций переживания ребёнком событий, происходивших на его Родине.
Сценарии предполагают беседы библиотекаря с куклой, соответствующей теме занятия. В ходе беседы ведущий обращается к детям, проводит викторины и конкурсы. Таким образом малыши становятся участниками излагаемых событий, а присутствие игровых моментов и устроенные декорации усиливают впечатление. Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют не только предоставить информацию в текстовом виде, но и проиллюстрировать её аудиозаписями или видеоклипом.
Какие занятия проводятся в рамках работы «Былины»?
«Откуда мы, кто знает?» — первая встреча с таким названием вводит нас в мир древних славян. Что такое Великая Русь? Сколько ей лет? Как она прежде жила? Чему радовалась и печалилась? Какие песни складывала и пела? Под «гуслярный звон» (аудиозапись) сказитель (кукла) нараспев начинает повествование:
«Давным-давно, когда не ездили по земле машины, поезда, не работали заводы и фабрики, а шумели леса дремучие с зверями непугаными, раскинулись степи широкие, застыли болота топкие, жили племена могучие, называвшие себя славянами».
В процессе рассказа перед слушателями возникают новые и новые вопросы. Славяне рубят деревья, чтобы построить дом, и берут те, которые падают вершинами на восток. Почему? Идут на охоту, захватив с собой краюху хлеба. Зачем? Выдвинув множество предположений и найдя правильный ответ, дети входят в мир славянской мифологии. Здесь их встретят Леший, Домовой, Водяной, и каждый расскажет о себе. Узнают ребята и о «старших» богах. А чтобы лучше представить быт наших предков, с удовольствием лепят из «глины» (пластилина) посуду, украшают её, а потом оформляют выставку.
На занятии «Русь христианская» мы рассказали о князе Владимире Красное Солнышко, время правления которого породило наибольшее количество мифов и легенд. Между тем былинные богатыри — люди вполне реальные, и ребята были удивлены, узнав, что Илья Муромец, один из самых сильных дружинников князя Владимира, много лет служил на заставе, участвовал в битвах, после стал монахом, умер от ран в монастыре, а Добрыня Никитич — родной дядя Владимира Красное Солнышко. Именно он крестил Новгород «огнём и мечом».
Нелегка служба богатырская, и маленьким «дружинникам» предлагается принять участие в «учениях»: перетягивании каната, стрельбе из игрушечного лука по мишени, ходьбе с зажатым между коленями грузом (это упражнение было необходимо, чтобы в бою управлять конём без помощи рук, только ногами).
Что принесло Руси христианство? Почему князь Владимир решил изменить древним верованиям? Эти вопросы сложны для детского восприятия. Уяснить и запомнить ответы ребята смогли, собрав мозаичные картинки по теме, изготовленные по принципу пазлов. Они помогли сделать вывод о том, какие выгоды получила Русь, приняв христианство: торговля (изображение людей, которые продают мех, и людей, которые покупают его); каменная архитектура (храмы, каменные дома); письменность (летописец с книгой); дипломатические связи (послы с королём).
На уроке «Суровые века» юные слушатели знакомились с тяжёлым для Руси временем — монголо-татарским игом. «Иго» — угнетающая, порабощающая сила, бремя, тяжесть. Именно это ощущение постарались вызвать мы у ребят, чтобы им стало понятно, какая беда обрушилась на страну. Показалось уместным в рассказ о том, почему такие умные и ответственные воины оказались побеждены, ввести басню Л. Н. Толстого «Отец и сыновья». Всё, о чём говорилось в ней, малыши попробовали на практике — сначала легко сломали прутик, а потом самые сильные из них не справились с целой связкой. Такая наглядность была не только внешне эффектной, но и помогла проиллюстрировать рассказ о разобщённости княжеств.
Как известно, многие исторические факты запоминаются лучше, если ассоциируются с каким-либо лицом. Таким персонажем для данного занятия стал Евпатий Коловрат. О нём и героической борьбе русских людей рассказывалось в театрализованном представлении. А наглядная карта Куликовской битвы помогла завершить тему и увидеть, как Русь освобождалась от монголо-татарского ига.
Рыцари, конечно, не являются нашими национальными героями, но человек, совершивший благородный поступок, будет рад услышать, что он — рыцарь. Чем же они заслужили столь высокую оценку потомков? Что такое кодекс чести? Занятие, посвящённое рыцарству, было одним из самых ярких!
Мы рады, что ни человек-паук, ни непонятный покемон из современных мультиков не смогли перебить интерес ребят к этой теме. Мальчикам не составило труда «вооружить рыцаря», правильно подобрать «доспехи». А вот «Турнир в честь Прекрасной Дамы» вызвал затруднение: оказывается, сложно подарить комплимент соседке по парте. Но благородный Сэр Рыцарь (кукла) всегда приходил на помощь, а потом сам рассказал много интересного: раскрыл некоторые тайны древних замков, поведал об обряде посвящения в рыцари и даже познакомил со своим оруженосцем.
Занятия проводились и по другим темам: «Наша древняя столица» (история Москвы); «Во славу русского оружия» (о генералиссимусе А.В. Суворове). Обязательной майской темой является Великая Отечественная война («Заалел пожарами 41-й год»), С особенной теплотой проходят заседания клуба, посвящённые родному Липецкому краю (события истории, памятные места, экология, известные земляки).
«Носят улицы их имена» — так называлась встреча, посвящённая героям-землякам. Память о павших будет жить вечно, передаваясь из поколения в поколение. Это не только скорбь о погибших, это и гордость за величие совершённого ими подвига во имя Отчизны, потому что без него не было бы Победы, не было бы будущего.
Символический «автобус Памяти маршрута 45» отправился в путь по карте города, по тем улицам, которые названы именами прославленных липчан. На «остановках» школьники рассказывали о своих родных — фронтовиках, читали стихи о войне. Занятие получилось интересным, проникновенным и познавательным с точки зрения краеведения.
Разговор о войне с дошкольниками труден, но необходим. Как правило, малыши воспринимают её как нечто интересное, словно это игра для взрослых, — можно пострелять, кругом что-то летает. И когда спрашиваешь: «Как вы думаете, тем, кто воевал, было страшно?», ребята отвечают: «Нет!» Поэтому мы говорим с детьми о том, что война — это ужас и боль, это страх, и люди, которые смогли его преодолеть, не пожалеть себя, — герои. Вообще занятие строится как разговор с ребятами, мы не даём им исторических сведений, как это происходит на встречах со школьниками. Главная цель — вызвать у малышей чувство благодарности тем, кто избавил страну от ужасов войны, и гордости за свою страну-победительницу.
2012-й объявлен Годом российской истории соответствующим указом Президента. В нашей стране будет отмечаться несколько важных юбилейных дат. Для маленьких читателей наиболее доступная для восприятия дата — 200-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 года. В «Былине» и ранее проводились занятия по этой теме. А теперь мы планируем провести не одно, а целый ряд мероприятий, посвящённых героическому юбилею: конкурсы, викторины, выставки, беседы. У педагогов начальных классов наши программы по патриотическому воспитанию востребованы и пользуются популярностью.
История России наполнена драматическими событиями. Многое пришлось преодолеть нашим предкам. Но время летит вперёд: наши дети не похожи на нас, как мы не похожи на своих родителей. Новые реалии рождают других героев, и это закономерно. Значит, нужно искать качественно иные подходы в патриотическом воспитании, чтобы наши потомки могли с гордостью сказать: «Мы живём в России!»
Галина СОБОЛЕВА, главный библиотекарь отдела семейного чтения Липецкой областной детской библиотеки