• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Пустовалова Н. С чего начинается любовь к малой родине : опыт работы по привлечению младших школьников к чтению литературы героико-патриотической тематики / Н. Пустовалова // Библиополе. – 2012. – № 7. – С. 38-39.

Пустовалова Н. С чего начинается любовь к малой родине : опыт работы по привлечению младших школьников к чтению литературы героико-патриотической тематики / Н. Пустовалова // Библиополе. – 2012. – № 7. – С. 38-39.

Перелистывая страницы российской истории, мы всякий раз убеждаемся, насколько она богата примерами героических дел. На Руси издревле были патриоты, готовые защищать Родину, а если нужно, и отдать за неё свою жизнь

.

Липецкая областная детская биб­лиотека осуществляет воспита­тельную работу, стремясь помочь ребёнку стать личностью, самосто­ятельным духовным человеком, способным пожертвовать собой ради Отечества. В отделе обслужи­вания дошкольников и младших школьников коллеги, привлекая к чтению патриотической литера­туры, учитывают возрастные осо­бенности ребят, ведь у каждого своя степень зрелости и понима­ние значения слов «герой», «патри­от», «Отчизна».

На первое место выходит ин­дивидуально-личностный подход, основанный на сотворчестве биб­лиотекаря, родителей и читате­лей-детей. От каждого взрослого зависит, будет ли ребёнок увлечён чтением патриотической литера­туры или равнодушно пройдёт ми­мо таких книг.

Наша цель — сформировать у маленького читателя интерес к истории своей страны, её насто­ящему и будущему, привить лю­бовь к своим корням и истокам. А она, как известно, начинается с любви к малой Родине, родной природе, своей семье.

Сотрудники отдела обслужива­ния дошкольников и младших школьников проводят различные мероприятия по краеведению. Книжная выставка «Край, где я ро­дился и живу» представлена лите­ратурой об исторических местах. Прослушав обзорную информацию о выставке, юные посетители узна­ют о посещении Петром I Липецкой земли, строительстве железодела­тельных заводов, об основателе ку­рорта Липецких минеральных вод Александре I. Сочетание устной и наглядной форм работы с книгой помогает понять: их родной город славен своей историей.

Выставка «Путешествие по родному городу», состоящая из иллюстрированных краеведческих изданий, открывает детям нечто новое о давно знакомых улицах со­временного Липецка. Особое вни­мание было уделено памятникам архитектуры. Позже юные читате­ли сами оформили фотоальбом «Мой город», который часто пере­сматривают в классе.

К краеведческой викторине «Птицы наших лесов» ребята гото­вились старательно. Много инте­ресного открыли они для себя — уз­нали, какие птицы роют норы для гнезда, какие издают звуки, похо­жие на смех человека. Они задали много вопросов о заповеднике «На­личья гора». Библиотекарям уда­лось привлечь внимание маленьких читателей к проблеме исчезнове­ния редких видов птиц и животных, показать необходимость бережно­го отношения к живой природе.

Мир ребёнка — это мир игры. Через неё он учится жизни, учит­ся любить своих родных и друзей. Цикл игр-путешествий «Мой го­род» — наглядный тому пример. «Я хочу, чтобы мой город был...» — такая фраза звучит в игре «Цветок красивых слов». Дети произносят «волшебное слово», отрывая ле­песток от стилизованного цветка, и желают процветания родному городу. Простое по сути занятие даёт возможность фантазировать и незаметно пробуждает у ребяти­шек интерес к малой Родине.

Сотрудники отдела постоянно изучают читательский спрос. В на­шем фонде множество ярких ил­люстрированных книг историчес­кой тематики. Они интересны, по­знавательны и необходимы юным. Хочется отметить серию «История России» издательства «Белый го­род». Книги размещены в откры­том доступе на отдельно стоящем стеллаже. Ежемесячно, опираясь на экспонаты этой выставки, мы совершаем с ребятами путешест­вия в разные эпохи, знакомимся с героическими личностями и го­родами России. Мероприятие в игровой форме с малым количе­ством участников способствует лёгкому усвоению материала, да­ёт им возможность чувствовать себя уверенно и свободно выра­жать мысли вслух.

Дети охотно впитывают всё но­вое, быстро усваивают прочитан­ное, пересказывают события. Приобщение к чтению патриоти­ческой литературы осуществляет­ся на примерах из книг.

Знакомим и с былинами — осо­бым древним жанром устного на­родного творчества. Их содержа­ние восхищает детей, героико-патриотические сюжеты будора­жат воображение, а язык привле­кает напевностью.

Выставки-викторины «Как иг­рали в старину» и «Детство рус­ских государей» вызвали живую дискуссию среди ребят, а громкие чтения и обсуждение прочитанных книг заинтересовали их необыч­ной подачей материала.

Важным моментом привлече­ния к чтению героико-патриотиче­ской литературы является знаком­ство с жизнью святых. Например, благоверного князя Александра Невского, положившего начало освобождению Русской земли, преподобного Сергия Радонеж­ского, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей и собирал Русь в единое, могучее государство.

Дети, посетившие такие меро­приятия, захотели больше узнать об отечественной истории. В ОДБ был подготовлен цикл обзоров об истории России с глубокой древ­ности: «Наши предки», «Славян­ская мифология», «Начало русско­го государства» и др. Из книг о ве­ликих князьях ребята узнали, кто правил Русью в разные эпохи.

Книги из серии «Русские колумбы» познакомили школьников с путешественниками, «Русские святые» — с героями, чьи имена причислены к лику святых, «Твор­цы наук российских» — с жизнью и творчеством русских учёных, «Русские победы» — с подвигами полководцев.

С теми учащимися, которые проявили особый интерес к оте­чественной истории, работа была продолжена. Они с удовольстви­ем читали предложенные произ­ведения, готовились к викторинам и диспутам.

Занятия с книгой помогли по­чувствовать юным читателям свою причастность к истории народа. Каждый из них смог высказать своё мнение, поделиться знания­ми. Приобрести лучшие качества характера, способствующие раз­витию личности, помогла право­славная литература с полки «Ви­тамины духовного роста», пред­ставленная изданиями авторов Г. Ганаго, Г. Юдина и др.

Формирование жизненных по­зиций ребёнка, его патриотичес­кое становление происходит и на примере жизни старшего поколе­ния. На конкретных фактах из био­графии членов семьи, прадедушек и прабабушек — участников Вели­кой Отечественной, на примере их фронтовых и трудовых подвигов показываем, что победа в войне была обусловлена беспримерным героизмом, самоотверженностью народа, любовью к Родине.

Традиционной стала у нас акция «Оформи выставку сам». На наши мероприятия ребята приносят фронтовые фотографии своих пра­бабушек и прадедушек, воевавших на фронте. У многих сохранились и вещи военных лет. Рядом с книга­ми о Великой Отечественной вой­не (произведениями Л. Соболева, Б. Полевого, Л. Кассиля, А. Толсто­го) на этой выставке можно увидеть блокнот и карандаш 1940-х гг., гиль­зу от снаряда, пилотку.

Дети как будто становятся не­посредственными участниками военных событий, сопереживают персонажам А. Гайдара, А. Митя­ева, волнуются и впервые осозна­ют жестокость и беспощадность любой из войн. К ним приходит по­нимание того, что такое фашизм, концентрационный лагерь, окку­пация. Постоянно действующая выставка «Помнит сердце, не за­будет никогда» регулярно попол­няется детскими рисунками, на ко­торые их авторов вдохновляет об­щение с фронтовиками.

Особый интерес у детей вызы­вает серия «Библиотека мужест­ва». Эти книги стоят на отдельном стеллаже и посвящены защитни­кам Отечества. Традиционно в фе­врале у нас проходит месячник ге­роико-патриотической работы. Ребята участвуют в конкурсе чте­цов «Этих дней не смолкнет сла­ва». В каждую книгу о войне вкла­дывается листок со стихами по­этов, погибших на фронтах Великой Отечественной. Ребята стараются прочесть стихи достой­но, с чувством гордости и выраже­нием сопричастности к великой истории великого народа.

В рамках выставки «Моя Роди­на — Россия» проходят беседы о государственной символике Российской Федерации, о том, за­чем нужны гимн, герб, что означа­ют цвета нашего флага. Здесь так­же рекомендуются книги М. Голо­ванова и И. Синова. Подробно рассказывается о Москве — сто­лице нашей страны. Дети разучи­вают слова государственного гим­на, читают стихи о Родине.

Так, постепенно, шаг за шагом, ребята приобщаются к чтению ге­роико-патриотической литерату­ры, учатся понимать, как важно любить свою страну и край, где ро­дился. А слово «патриот» приоб­ретает для них вполне определён­ное значение. Для нас, библиоте­карей, очевидно, что хорошо продуманная и спланированная работа помогает воспитать насто­ящих граждан.

Нина ПУСТОВАЛОВА, заведующая сектором отдела обслуживания дошкольников и младших школьников Липецкой областной детской библиотеки