Пустовалова Н. С чего начинается любовь к малой родине : опыт работы по привлечению младших школьников к чтению литературы героико-патриотической тематики / Н. Пустовалова // Библиополе. – 2012. – № 7. – С. 38-39.
Перелистывая страницы российской истории, мы всякий раз убеждаемся, насколько она богата примерами героических дел. На Руси издревле были патриоты, готовые защищать Родину, а если нужно, и отдать за неё свою жизнь
.
Липецкая областная детская библиотека осуществляет воспитательную работу, стремясь помочь ребёнку стать личностью, самостоятельным духовным человеком, способным пожертвовать собой ради Отечества. В отделе обслуживания дошкольников и младших школьников коллеги, привлекая к чтению патриотической литературы, учитывают возрастные особенности ребят, ведь у каждого своя степень зрелости и понимание значения слов «герой», «патриот», «Отчизна».
На первое место выходит индивидуально-личностный подход, основанный на сотворчестве библиотекаря, родителей и читателей-детей. От каждого взрослого зависит, будет ли ребёнок увлечён чтением патриотической литературы или равнодушно пройдёт мимо таких книг.
Наша цель — сформировать у маленького читателя интерес к истории своей страны, её настоящему и будущему, привить любовь к своим корням и истокам. А она, как известно, начинается с любви к малой Родине, родной природе, своей семье.
Сотрудники отдела обслуживания дошкольников и младших школьников проводят различные мероприятия по краеведению. Книжная выставка «Край, где я родился и живу» представлена литературой об исторических местах. Прослушав обзорную информацию о выставке, юные посетители узнают о посещении Петром I Липецкой земли, строительстве железоделательных заводов, об основателе курорта Липецких минеральных вод Александре I. Сочетание устной и наглядной форм работы с книгой помогает понять: их родной город славен своей историей.
Выставка «Путешествие по родному городу», состоящая из иллюстрированных краеведческих изданий, открывает детям нечто новое о давно знакомых улицах современного Липецка. Особое внимание было уделено памятникам архитектуры. Позже юные читатели сами оформили фотоальбом «Мой город», который часто пересматривают в классе.
К краеведческой викторине «Птицы наших лесов» ребята готовились старательно. Много интересного открыли они для себя — узнали, какие птицы роют норы для гнезда, какие издают звуки, похожие на смех человека. Они задали много вопросов о заповеднике «Наличья гора». Библиотекарям удалось привлечь внимание маленьких читателей к проблеме исчезновения редких видов птиц и животных, показать необходимость бережного отношения к живой природе.
Мир ребёнка — это мир игры. Через неё он учится жизни, учится любить своих родных и друзей. Цикл игр-путешествий «Мой город» — наглядный тому пример. «Я хочу, чтобы мой город был...» — такая фраза звучит в игре «Цветок красивых слов». Дети произносят «волшебное слово», отрывая лепесток от стилизованного цветка, и желают процветания родному городу. Простое по сути занятие даёт возможность фантазировать и незаметно пробуждает у ребятишек интерес к малой Родине.
Сотрудники отдела постоянно изучают читательский спрос. В нашем фонде множество ярких иллюстрированных книг исторической тематики. Они интересны, познавательны и необходимы юным. Хочется отметить серию «История России» издательства «Белый город». Книги размещены в открытом доступе на отдельно стоящем стеллаже. Ежемесячно, опираясь на экспонаты этой выставки, мы совершаем с ребятами путешествия в разные эпохи, знакомимся с героическими личностями и городами России. Мероприятие в игровой форме с малым количеством участников способствует лёгкому усвоению материала, даёт им возможность чувствовать себя уверенно и свободно выражать мысли вслух.
Дети охотно впитывают всё новое, быстро усваивают прочитанное, пересказывают события. Приобщение к чтению патриотической литературы осуществляется на примерах из книг.
Знакомим и с былинами — особым древним жанром устного народного творчества. Их содержание восхищает детей, героико-патриотические сюжеты будоражат воображение, а язык привлекает напевностью.
Выставки-викторины «Как играли в старину» и «Детство русских государей» вызвали живую дискуссию среди ребят, а громкие чтения и обсуждение прочитанных книг заинтересовали их необычной подачей материала.
Важным моментом привлечения к чтению героико-патриотической литературы является знакомство с жизнью святых. Например, благоверного князя Александра Невского, положившего начало освобождению Русской земли, преподобного Сергия Радонежского, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей и собирал Русь в единое, могучее государство.
Дети, посетившие такие мероприятия, захотели больше узнать об отечественной истории. В ОДБ был подготовлен цикл обзоров об истории России с глубокой древности: «Наши предки», «Славянская мифология», «Начало русского государства» и др. Из книг о великих князьях ребята узнали, кто правил Русью в разные эпохи.
Книги из серии «Русские колумбы» познакомили школьников с путешественниками, «Русские святые» — с героями, чьи имена причислены к лику святых, «Творцы наук российских» — с жизнью и творчеством русских учёных, «Русские победы» — с подвигами полководцев.
С теми учащимися, которые проявили особый интерес к отечественной истории, работа была продолжена. Они с удовольствием читали предложенные произведения, готовились к викторинам и диспутам.
Занятия с книгой помогли почувствовать юным читателям свою причастность к истории народа. Каждый из них смог высказать своё мнение, поделиться знаниями. Приобрести лучшие качества характера, способствующие развитию личности, помогла православная литература с полки «Витамины духовного роста», представленная изданиями авторов Г. Ганаго, Г. Юдина и др.
Формирование жизненных позиций ребёнка, его патриотическое становление происходит и на примере жизни старшего поколения. На конкретных фактах из биографии членов семьи, прадедушек и прабабушек — участников Великой Отечественной, на примере их фронтовых и трудовых подвигов показываем, что победа в войне была обусловлена беспримерным героизмом, самоотверженностью народа, любовью к Родине.
Традиционной стала у нас акция «Оформи выставку сам». На наши мероприятия ребята приносят фронтовые фотографии своих прабабушек и прадедушек, воевавших на фронте. У многих сохранились и вещи военных лет. Рядом с книгами о Великой Отечественной войне (произведениями Л. Соболева, Б. Полевого, Л. Кассиля, А. Толстого) на этой выставке можно увидеть блокнот и карандаш 1940-х гг., гильзу от снаряда, пилотку.
Дети как будто становятся непосредственными участниками военных событий, сопереживают персонажам А. Гайдара, А. Митяева, волнуются и впервые осознают жестокость и беспощадность любой из войн. К ним приходит понимание того, что такое фашизм, концентрационный лагерь, оккупация. Постоянно действующая выставка «Помнит сердце, не забудет никогда» регулярно пополняется детскими рисунками, на которые их авторов вдохновляет общение с фронтовиками.
Особый интерес у детей вызывает серия «Библиотека мужества». Эти книги стоят на отдельном стеллаже и посвящены защитникам Отечества. Традиционно в феврале у нас проходит месячник героико-патриотической работы. Ребята участвуют в конкурсе чтецов «Этих дней не смолкнет слава». В каждую книгу о войне вкладывается листок со стихами поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной. Ребята стараются прочесть стихи достойно, с чувством гордости и выражением сопричастности к великой истории великого народа.
В рамках выставки «Моя Родина — Россия» проходят беседы о государственной символике Российской Федерации, о том, зачем нужны гимн, герб, что означают цвета нашего флага. Здесь также рекомендуются книги М. Голованова и И. Синова. Подробно рассказывается о Москве — столице нашей страны. Дети разучивают слова государственного гимна, читают стихи о Родине.
Так, постепенно, шаг за шагом, ребята приобщаются к чтению героико-патриотической литературы, учатся понимать, как важно любить свою страну и край, где родился. А слово «патриот» приобретает для них вполне определённое значение. Для нас, библиотекарей, очевидно, что хорошо продуманная и спланированная работа помогает воспитать настоящих граждан.
Нина ПУСТОВАЛОВА, заведующая сектором отдела обслуживания дошкольников и младших школьников Липецкой областной детской библиотеки