Вельгоша В. «Смелого пуля боится» : конференция по книге К.М. Симонова «Третий адъютант» / В. Вельгоша // Школьная библиотека. – 2010. – № 3-4. – С. 131-133.
Цель: Донести до каждого важность и ценность жизненных позиций.
Задача: Воспитание ответственности за все окружающее.
Оборудование:
Презентация «Жизнь и творчество К. Симонова».
Выставка книг, рисунки, отзывы о прочитанном, фото К.М. Симонова.
ВЕДУЩИЙ: В этом году отмечается 65-летие освобождения Заполярья от немецко-фашистских войск и 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. В этом заслуга нашего народа, каждого солдата, воина — от командующего до рядового.
Мы прочли рассказ Симонова «Третий адъютант». Кто такой Константин Симонов и почему о нем мы говорим сейчас?
(Просмотр презентации «Жизнь и творчество К. Симонова».)
Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все четыре года!
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила, Что двадцать лет и тридцать лет Живым не верится, что живы.
А к мертвым — выправив билет, Все едет кто-нибудь из близких, И время добавляет в списки Еще кого-то, кого нет...
И ставит,
ставит обелиски.
Родился Константин Симонов в 1915 году в Петрограде, а детство провел в Рязани и Саратове.
Мать работала то машинисткой, то делопроизводителем, отчим, в прошлом участник японской и германской войн, был преподавателем тактики в военном училище.
Семья жила в командирских общежитиях. Дисциплина была строгая, чисто военная. Существовал четкий распорядок дня, все делалось по часам, в ноль- ноль: с семи лет он был обязан вытирать пыль, мел пол, помогал мыть посуду, чистил картошку, следил за керосинкой, ходил за хлебом и молоком. Атмосфера военной части породили у Симонова привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединенную с уважением.
Весной в 1930, окончив в Саратове семилетку, вместо восьмого класса пошел учиться на токаря. В 1931 переехали в Москву, стал работать токарем на авиационном заводе.
В эти годы стал писать стихи. Они нравились родным, товарищам по работе.
В 1934 году стал учиться в вечернем рабочем литературном университете. В 1936 — первые стихи напечатаны в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь», а в 1338 — впервые стихи были напечатаны отдельной книгой «Павел Черный». «Эта книга научила меня работать», — говорил Симонов. В 1938 принят в члены Союза писателей.
Первое стихотворение — «Генерал», — написанное на смерть генерала Лукача (Лукач — писатель Мате Залка), с которым был знаком Симонов.
Осенью 1938 года, окончив Литературный институт им. Горького, поступил учиться в аспирантуру ИФЛИ. В качестве военного корреспондента уехал на Халхин-Гол, в Монголию.
С осени 1940 года по июль 1941 учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии. Работал в газетах «Боевое знамя», «Красноармейская правда», «Известия», а с июля 1941 по осень1946 — в «Красной Звезде», где служил до осени 1946 года.
В июне 1942 был принят в члены коммунистической партии.
В 1942 присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 — подполковника, а после войны — полковника. В 1942 году был награжден орденом боевого Красного Знамени, а в 1945 — двумя орденами Великой Отечественной войны I степени, Чехословацким Военным крестом и орденом Белого Льва. После войны за участие в боях на Халхин-Голе — монгольским орденом Сухэ-Батора.
За заслуги в области литературы в 1939 году награжден орденом «Знак Почета», в 1955 — орденом Ленина, в 1971 — вторично орденом Ленина.
По долгу службы в разное время находился на разных фронтах — на Мурманском направлении Карельского фронта был несколько раз (октябрь-ноябрь 1941-го, ноябрь 1942-го, после войны — в период с 1963—1967 — в качестве корреспондента «Правды»). Присутствовал при подписании капитуляции германской армии в Карлсхорсте 10 мая.
За период литературной деятельности присуждено шесть Государственных премий СССР, Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых за фильм «Живые и мертвые».
В 1974 — присвоено звание Героя Социалистического Труда, а за фильм «Живые и мертвые» — Ленинская премия.
(Далее — работа по группам. Ребята делятся на команды по 6—7 человек, выбирают командиров. Команда, правильно ответившая на вопрос или выполнившая задание, получает «жетон-звезду». Команда, которая наберет их больше других, будет победителем.)
- РАЗМИНКА
(Команды отвечают на вопросы.)
ВОПРОСЫ:
1. Кто такой Константин Симонов и почему о нем мы говорим сейчас? (Возможные ответы: а) описывает достоверно военные события; б) был свидетелем боев в Заполярье во время посещения Карельского фронта в 1941, 1942 годах; в) проявление человеческих качеств в экстремальной ситуации очень важно не только во время войны, но и в повседневной жизни; г) говорим о Симонове потому, что это автор рассказа «Третий адъютант», участник войны, очевидец военных событий, интересный человек, выдающийся писатель, поэт современности и т.д.)
- О чем поведал в рассказе автор?
- Кто главное действующее лицо?
- Что хотел показать Симонов?
- СЛОВАРНАЯ РАБОТА
(Из каждой группы к «Словарному столику» выходит один человек и вытягивает карточку со словом, которое нужно растолковать.)
Слова:
Адъютант
Комиссар
Бруствер Портупея Верста
- ПОИСКОВАЯ РАБОТА
(Команды получают задание и 5 минут на обсуждение. Через 5 минут один ученик от команды дает ответ.)
ЗАДАНИЯ:
Команда 1. Дать характеристику первому адъютанту.
Команда 2. Дать характеристику второму адъютанту.
Команда 3. Дать характеристику третьему адъютанту.
Задание для всех команд: сформулировать отношение главного героя к каждому адъютанту.
- «ПОДУМАЙ, ВСПОМНИ, ОТВЕТЬ»
(КРОССВОРД)
КРОССВОРД «СИМОНОВ»
- Город, в котором Симонов окончил семилетку. (Саратов.)
- Орден, которым Симонов был дважды награжден за литературную деятельность. (Ленина.)
- Город, где Симонов работал токарем на авиационном заводе. (Москва.)
- Этот край он посещал трижды, события, происходившие здесь, послужили материалом для стихотворения «Сын артиллериста». (Заполярье.)
- Первое стихотворение. (Генерал.)
- Газета, где работал Симонов, — «Красноармейская...» (Правда.)
- «ВОПРОС - ОТВЕТ»
(В этом конкурсе жетон получает команда, быстрее ответившая на вопрос.)
- Каким был главный герой рассказа «Третий адъютант» Коренев? О чем говорит его фамилия?
- Его жизненные убеждения, правила, теории?
(«Храбрые реже гибнут, чем трусы, а если и погибают, то о них помнят и говорят».
«Ругал за то, что человек мог и не сделал, а если сделал, то за то, что он не сделал еще больше...»
«Обрывал на полуслове, чтобы выбирал главное».
«Стремился, чтобы от него выходили сердитыми и недовольными: “тогда человек лучше думает”».)
- Что значит: «Плохо работаете»?
- Задание: найдите в тексте описание убеждения, которое заставило думать, а потом и действовать. (На стр. 7 — о хирурге и его поступке.)
- «Он есть смелый, должен выжить». О ком это? (О втором, третьем адъютантах, о командире дивизии.)
- «Узнавал человека на ходу». Как это понимать? (Целый день проводил с новым человеком и только вечером, если он оправдывал его надежды, знакомился заново.)
- «Он часто сердился на себя». За что? (Что делал вещи, которые делать было не нужно: ходил за фляжкой с водой для адъютанта, собирал живых после боя и ходил трижды в атаку...)
- «Мертвые тоже умеют говорить». Докажите текстом рассказа. (Стр. 12.)
- Какие черты характера присущи победителю, воину, солдату не только на войне, но и в повседневной жизни? (Ответственность, смелость, взаимовыручка, преданность, смекалка.)
- ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОМ РАССКАЗЕ К. СИМОНОВА «ТРЕТИЙ АДЪЮТАНТ»
- БЕСЕДА
Вопросы для беседы:
- Что общего у автора и главного героя? (Обязательность, организованность, преданность, трудолюбие, любовь к Родине.)
- Что хотел автор показать в своем рассказе? Что вам понравилось?
- Как бы вы поступили на месте адъютанта, главного героя?
- Каким вы видите человека, который ежедневным подвигом приближал и ковал Победу?
(Демонстрация видеоматериала «На Мурманском направлении». Подведение итогов.)
ЛИТЕРАТУРА
Симонов К. Мурманское направление. — Мурманское кн. издательство, 1972.
Симонов К. Стихотворения. Поэмы. — М.: Советская Россия, 1985. — (Подвиг).
Симонов К. Третий адъютант: Рассказы. — М.: Детская литература, 1987. — (Школьная библиотека).
Советский энциклопедический словарь / гл. ред.
А.М. Прохоров. — М.: Сов. энциклопедия, 1986.
1 Ответы даются по изданию: Симонов К. Третий адъютант: Рассказы. М.: Детская литература, 1987. (Школьная библиотека).
В.И. ВЕЛЬГОША,
заведующая библиотекой МОУ СОШ № 1 с углубленным изучением английского языка, г. Ковдор, Мурманская обл.