Вельгоша В. «Смелого пуля боится» : конференция по книге К.М. Симонова «Третий адъютант» / В. Вельгоша // Школьная библиотека. – 2010. – № 3-4. – С. 131-133.

Цель: Донести до каждого важность и ценность жизненных позиций.

Задача: Воспитание ответ­ственности за все окружающее.

Оборудование:

Презентация «Жизнь и твор­чество К. Симонова».

Выставка книг, рисунки, отзы­вы о прочитанном, фото К.М. Си­монова.

ВЕДУЩИЙ: В этом году отме­чается 65-летие освобождения Заполярья от немецко-фашис­тских войск и 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. В этом заслуга нашего народа, каждого солдата, воина — от командующего до рядового.

Мы прочли рассказ Симонова «Третий адъю­тант». Кто такой Константин Симонов и почему о нем мы говорим сейчас?

(Просмотр презентации «Жизнь и творчество К. Симонова».)

Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все четыре года!

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила, Что двадцать лет и тридцать лет Живым не верится, что живы.

А к мертвым — выправив билет, Все едет кто-нибудь из близких, И время добавляет в списки Еще кого-то, кого нет...

И ставит,

ставит обелиски.

Родился Константин Симонов в 1915 году в Пет­рограде, а детство провел в Рязани и Саратове.

Мать работала то машинисткой, то делопро­изводителем, отчим, в прошлом участник японской и германской войн, был преподавателем тактики в военном училище.

Семья жила в командирских общежитиях. Дисциплина была строгая, чисто военная. Суще­ствовал четкий распорядок дня, все делалось по часам, в ноль- ноль: с семи лет он был обязан вытирать пыль, мел пол, помо­гал мыть посуду, чистил кар­тошку, следил за керосинкой, ходил за хлебом и молоком. Ат­мосфера военной части поро­дили у Симонова привязанность к армии и вообще ко всему во­енному, привязанность, соеди­ненную с уважением.

Весной в 1930, окончив в Саратове семилет­ку, вместо восьмого класса пошел учиться на токаря. В 1931 переехали в Москву, стал рабо­тать токарем на авиационном заводе.

В эти годы стал писать стихи. Они нравились родным, товарищам по работе.

В 1934 году стал учиться в вечернем рабочем литературном университете. В 1936 — первые стихи напечатаны в журналах «Молодая гвар­дия» и «Октябрь», а в 1338 — впервые стихи бы­ли напечатаны отдельной книгой «Павел Чер­ный». «Эта книга научила меня работать», — го­ворил Симонов. В 1938 принят в члены Союза писателей.

Первое стихотворение — «Генерал», — напи­санное на смерть генерала Лукача (Лукач — писа­тель Мате Залка), с которым был знаком Симонов.

Осенью 1938 года, окончив Литературный институт им. Горького, поступил учиться в аспи­рантуру ИФЛИ. В качестве военного корреспон­дента уехал на Халхин-Гол, в Монголию.

С осени 1940 года по июль 1941 учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии. Работал в газетах «Боевое знамя», «Красноармейская правда», «Известия», а с июля 1941 по осень1946 — в «Красной Звезде», где служил до осени 1946 года.

В июне 1942 был принят в члены коммунисти­ческой партии.

В 1942 присвоено звание старшего баталь­онного комиссара, в 1943 — подполковника, а после войны — полковника. В 1942 году был наг­ражден орденом боевого Красного Знамени, а в 1945 — двумя орденами Великой Отечествен­ной войны I степени, Чехословацким Военным крестом и орденом Белого Льва. После войны за участие в боях на Халхин-Голе — монгольским орденом Сухэ-Батора.

За заслуги в области литературы в 1939 году награжден орденом «Знак Почета», в 1955 — орде­ном Ленина, в 1971 — вторично орденом Ленина.

По долгу службы в разное время находился на разных фронтах — на Мурманском направле­нии Карельского фронта был несколько раз (ок­тябрь-ноябрь 1941-го, ноябрь 1942-го, после войны — в период с 1963—1967 — в качестве корреспондента «Правды»). Присутствовал при подписании капитуляции германской армии в Карлсхорсте 10 мая.

За период литературной деятельности при­суждено шесть Государственных премий СССР, Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых за фильм «Живые и мертвые».

В 1974 — присвоено звание Героя Социалис­тического Труда, а за фильм «Живые и мертвые» — Ленинская премия.

(Далее — работа по группам. Ребята делятся на ко­манды по 6—7 человек, выбирают командиров. Коман­да, правильно ответившая на вопрос или выполнившая задание, получает «жетон-звезду». Команда, которая наберет их больше других, будет победителем.)

  1. РАЗМИНКА

(Команды отвечают на вопросы.)

ВОПРОСЫ:

1. Кто такой Константин Симонов и почему о нем мы говорим сейчас? (Возможные ответы: а) описывает достоверно военные события; б) был свидетелем боев в Заполярье во время посеще­ния Карельского фронта в 1941, 1942 годах; в) проявление человеческих качеств в экстремаль­ной ситуации очень важно не только во время войны, но и в повседневной жизни; г) говорим о Симонове потому, что это автор рассказа «Тре­тий адъютант», участник войны, очевидец воен­ных событий, интересный человек, выдающийся писатель, поэт современности и т.д.)

  1. О чем поведал в рассказе автор?
  2. Кто главное действующее лицо?
  3. Что хотел показать Симонов?
  4. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

(Из каждой группы к «Словарному столику» выхо­дит один человек и вытягивает карточку со словом, которое нужно растолковать.)

Слова:

Адъютант

Комиссар

Бруствер Портупея Верста

  • ПОИСКОВАЯ РАБОТА

(Команды получают задание и 5 минут на обсуж­дение. Через 5 минут один ученик от команды дает ответ.)

ЗАДАНИЯ:

Команда 1. Дать характеристику первому адъютанту.

Команда 2. Дать характеристику второму адъютанту.

Команда 3. Дать характеристику третьему адъютанту.

Задание для всех команд: сформулировать отношение главного героя к каждому адъютанту.

  1. «ПОДУМАЙ, ВСПОМНИ, ОТВЕТЬ»
    (КРОССВОРД)

КРОССВОРД «СИМОНОВ»

  1. Город, в котором Симонов окончил семилетку. (Саратов.)
  2. Орден, которым Симонов был дважды награж­ден за литературную деятельность. (Ленина.)
  3. Город, где Симонов работал токарем на авиа­ционном заводе. (Москва.)
  4. Этот край он посещал трижды, события, проис­ходившие здесь, послужили материалом для сти­хотворения «Сын артиллериста». (Заполярье.)
  5. Первое стихотворение. (Генерал.)
  6. Газета, где работал Симонов, — «Красноар­мейская...» (Правда.)
  7. «ВОПРОС - ОТВЕТ»

(В этом конкурсе жетон получает команда, быст­рее ответившая на вопрос.)

  1. Каким был главный герой рассказа «Тре­тий адъютант» Коренев? О чем говорит его фа­милия?
  2. Его жизненные убеждения, правила, тео­рии?

(«Храбрые реже гибнут, чем трусы, а если и погибают, то о них помнят и говорят».

«Ругал за то, что человек мог и не сделал, а если сделал, то за то, что он не сделал еще больше...»

«Обрывал на полуслове, чтобы выбирал главное».

«Стремился, чтобы от него выходили серди­тыми и недовольными: “тогда человек лучше ду­мает”».)

  1. Что значит: «Плохо работаете»?
  2. Задание: найдите в тексте описание убеж­дения, которое заставило думать, а потом и действовать. (На стр. 7 — о хирурге и его пос­тупке.)
  3. «Он есть смелый, должен выжить». О ком это? (О втором, третьем адъютантах, о коман­дире дивизии.)
  4. «Узнавал человека на ходу». Как это пони­мать? (Целый день проводил с новым челове­ком и только вечером, если он оправдывал его надежды, знакомился заново.)
  5. «Он часто сердился на себя». За что? (Что делал вещи, которые делать было не нужно: хо­дил за фляжкой с водой для адъютанта, собирал живых после боя и ходил трижды в атаку...)
  6. «Мертвые тоже умеют говорить». Докажите текстом рассказа. (Стр. 12.)
  7. Какие черты характера присущи победите­лю, воину, солдату не только на войне, но и в повседневной жизни? (Ответственность, сме­лость, взаимовыручка, преданность, смекалка.)
  8. ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОМ РАССКАЗЕ К. СИМОНОВА «ТРЕТИЙ АДЪЮТАНТ»
  • БЕСЕДА

Вопросы для беседы:

  1. Что общего у автора и главного героя? (Обязательность, организованность, предан­ность, трудолюбие, любовь к Родине.)
  2. Что хотел автор показать в своем расска­зе? Что вам понравилось?
  3. Как бы вы поступили на месте адъютанта, главного героя?
  4. Каким вы видите человека, который ежед­невным подвигом приближал и ковал Победу?

(Демонстрация видеоматериала «На Мурманском направлении». Подведение итогов.)

ЛИТЕРАТУРА

Симонов К. Мурманское направление. — Мурманское кн. издательство, 1972.

Симонов К. Стихотворения. Поэмы. — М.: Совет­ская Россия, 1985. — (Подвиг).

Симонов К. Третий адъютант: Рассказы. — М.: Детская литература, 1987. — (Школьная библиотека).

Советский энциклопедический словарь / гл. ред.

А.М. Прохоров. — М.: Сов. энциклопедия, 1986.

 

1 Ответы даются по изданию: Симонов К. Третий адъю­тант: Рассказы. М.: Детская литература, 1987. (Школьная библиотека).

В.И. ВЕЛЬГОША,

заведующая библиотекой МОУ СОШ № 1 с углубленным изучением английского языка, г. Ковдор, Мурманская обл.