Гаранина И. Территория интересов и мнений : диспут / И. Гаранина, Л. Наумова // Библиополе. – 2010. – № 1. – С. 72-84.
ДИСПУТ
На экране слайд.
ВЕДУЩИЙ (1): Здравствуйте! Мы рады видеть вас в читальном зале старейшей в нашем регионе Библиотеки имени Я.П. Гарелина. Проблема потери интереса к чтению книг волнует сегодня все цивилизованные страны мира. Программа «Большое чтение» вот уже несколько лет существует в Америке. Впервые Чтения по роману Ф.М. Достоевского «Идиот» прошли в Саратовской области. Ивановский край присоединился к читающим с помощью мецената, экс-конгрессмена США, учредителя банка «Иваново» — Чарльза Тейлора.
ВРУЩИЙ (2): Итак, приглашаем вас на диспут «Территория чтения». Мы не хотим видеть вас пассивными слушателями. Форма сегодняшней встречи — диспут — предусматривает живой разговор, спор, обсуждение, обмен мнениями...
На столах разложены вопросительные и восклицательные знаки, которые вы можете использовать в нашем разговоре. «Восклицательный знак» — реплика, «вопросительный знак» — вопрос.
ВЕДУЩИЙ (1): Любите ли вы читать? (Ответы ребят.) Благодаря кому (чему) вы пристрастились к чтению? (Ответы ребят.) Вспомните вашу первую (может, наиболее запомнившуюся) встречу с книгой.
У поэта Давида Самойлова об этом написаны очень пронзительные строчки:
Я—маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
И папа поет мне «Как ныне
Сбирается вещий Олег...»
Я слушаю песню и плачу,
Рыдание в подушке душу
И слезы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу...
(Демонстрация видеоэпизода из мультфильма «Филиппок» по одноименному рассказу писателя.)
Узнаёте ли вы маленького героя рассказа Льва Толстого?
ВЕДУЩИЙ (2): Роль семьи в приобщении к чтению неоценима. Особенно, роль матери. Этнографы говорят, что народы отличаются друг от друга более всего двумя традициями — приготовлением еды и воспитанием детей, которые, как и национальная обрядность, сохраняются женщинами.
Среди методов материнской педагогики важное место принадлежит материнскому чтению. «Золотым веком» русской культуры мы обязаны матерям, читавшим детям книги. Навсегда запомнил Иван Алексеевич Бунин чтение стихотворений А.С. Пушкина, В.А. Жуковского и других русских поэтов матерью Людмилой Александровной «по-старинному нараспев». В становлении личности, в формировании эстетических убеждений Александра Блока особое значение имело воздействие матери и бабушки посредством книги. Маленький Блок писал бабушке: «...ты подарила мне страшно интересную книгу». Образ матери повлиял на формирование творческой личности Марины Цветаевой. Лили Фейлер в своей книге «Марина Цветаева» пишет: «Центр Вселенной для Марины составляла мама, читавшая девочкам (Марине и Асе) сказки и мифы, рассказывавшая истории о героизме и страданиях»...
Значит, будет или не будет читать ребенок в будущем зависит от семьи, оттого, насколько сильна привычка к чтению есть у родителей.
(Демонстрируются и озвучиваются слайды с изображением картин, на которых дети в семейном кругу читают).
ВЕДУЩИЙ (1): Культура чтения в России имеет вековые традиции. Россию, называли самой читающей страной в мире. Можем ли мы сегодня с уверенностью подтвердить это хотя бы на уровне нашей аудитории?
ВЕДУЩИЙ (2): Мы предлагаем вам викторину «Литературная экранизация». Просмотрев киносюжет, вы должны назвать автора и название книги, по которой поставлен этот фильм.
(Просмотр сюжетов.)
ВЕДУЩИЙ (1): Ваши познания достойны уважения. Но посмотрим, как читают и читают ли в России сегодня школьники?
(На экране слайды.)
ВЕДУЩИЙ (2): Научный центр исследований истории книжной культуры РАН приводит следующие данные опроса школьников в 23 регионах России...
(Озвучиваются слайды.)
ВЕДУЩИЙ (1): А как вы думаете, почему самая читающая страна в мире сдаёт свои позиции?
(Ответы ребят.)
ВЕДУЩИЙ (1): Таким образом, налицо очень серьёзная проблема: книга или компьютер? За чем будущее?
(Ответы ребят. На экране слайд.)
ВЕДУЩИЙ (2): Чтение текстов в Интернете не может заменить книги — эти две стороны дополняют друг друга в творческом процессе и зависят от нашего умения наблюдать и интерпретировать действительность. Реальной опасностью является отнюдь не Интернет, а неспособность многих людей видеть, чувствовать и понимать, их нежелание читать. Утверждение, что электронные книги дешевле традиционных, является очередным мифом. И то, что новую и нужную книгу можно мгновенно найти в Интернете — тоже полуправда. Основной массив текстов традиционных библиотек не переведён в электронный вид.
ВЕДУЩИЙ (1): А слышали ли вы, что такое аудиокниги? Аудиокнига — оригинальный способ чтения, который вызывает много споров. Одни говорят, что рядом с классической аудиокнига даже стоять не достойна, другие убеждены в том, что она ничем не уступает традиционному произведению печати. Выпускают аудиокниги на разных носителях. Но чаще всего встречаются на MP3 и DVD-дисках. Качество записи — один из главных критериев при выборе аудиокниги. Но воспринимать и запоминать аудиокниги способны не все. Люди делятся на визуалов и аудиалов. Для последних такие книги просто находка. От визуалов этот вид чтения потребует максимальной собранности и внимания. Возможно, что-то придётся законспектировать, чтобы «записать материал на подкорочку». Но аудиокниги — это не выход для тех, кто не хочет вообще читать. По наблюдениям, те, кто не читает книги, не будет их и слушать.
ВЕДУЩИЙ (2): Но право выбора за вами. А какова ваша точка зрения?
(Ребята высказывают свои мнения).
ВЕДУЩИЙ (1): Книга как продукт цивилизации никогда не уйдёт.
ВЕДУЩИЙ (2): В каких случаях вы обращаетесь к книге? Есть ли у вас любимые жанры, темы, писатели?
(Ответы школьников.)
ВЕДУЩИЙ (1): Почему среди перечисленных вами авторов практически нет новых имён? Это не значит, что нет современной литературы. Практически каждый год учреждаются новые литературные премии, организуются новые литературные объединения, осуществляются литературные проекты. Как вы считаете?
(Ответы школьников. На экране слайд.)
ВЕДУЩИЙ (2): Поставленные вопросы подводят нас к другой проблеме — проблеме качества современной литературы. Художественная литература теряет былую интеллектуальную роль. Появилось понятие «примитивизации» чтения и возникновения «нечитающего поколения». Издатели озабочены сверхприбылями. А их дают книги, которые читают большинство. Вы согласны? Какие это книги?
(Ответы школьников.)
ВЕДУЩИЙ (2): В структуре чтения всегда можно было выделить «свободное» и «деловое» чтение. В зависимости от возраста и жизненной ситуации читателя в его чтении преобладает тот или иной тип чтения. Очевидно, что у вас, школьников, процент прочитываемой программной литературы значительно превышает процент литературы «для души». И это вполне объяснимо: объём школьной программы и предъявляемые требования растут с каждым годом.
Важно другое — то, чтобы переступив порог школы, вы не забывали о книге. Вы все мечтаете о хорошем образовании, достойной работе, но всё это достигается большой работой над собой. И первый ваш помощник — книга. Слова великого мыслителя Дидро подтверждают сказанное мною: «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать». Кому нужен не умеющий мыслить специалист? Вы со мной согласны?
(Ответы ребят. На экране слайд )
ВЕДУЩИЙ (1): А теперь давайте попробуем представить такую ситуацию: вам предоставлена возможность попасть на необитаемый остров? Какую единственную книгу вы бы взяли с собой и почему?
ВЕДУЩИЙ (2): А теперь от слов к делу. Пользуясь своим литературный багажом создайте свою «золотую полку» классики.
(Ребята делают выставку. Объясняют свой выбор.)
ВЕДУЩИЙ (1): Ребята, нашим с вами разговором вы доказали то, что чтение вам не безразлично. Падение интереса к чтению — проблема глобальная. И решать её нужно, конечно, на уровне государства. И Россия уже делает первые шаги в этом направлении — принята Государственная программа поддержки и развития чтения. В память о нашей сегодняшней встрече мы хотим подарить особо отличившимся ребятам литературные закладки-памятки и пригласить их в нашу библиотеку.
Ирина ГАРАНИНА, ведущий методист инновационно-методического отдела Ивановской городской библиотеки имени Я. П. Горелина
Людмила НАУМОВА, главный библиотекарь сектора досуга Библиотеки