Гаранина И. Территория интересов и мнений : диспут / И. Гаранина, Л. Наумова // Библиополе. – 2010. – № 1. – С. 72-84.

ДИСПУТ

На экране слайд.

ВЕДУЩИЙ (1): Здравствуйте! Мы рады видеть вас в читальном зале старейшей в нашем регионе Библиотеки имени Я.П. Гарелина. Проблема потери интереса к чте­нию книг волнует сегодня все ци­вилизованные страны мира. Про­грамма «Большое чтение» вот уже несколько лет существует в Амери­ке. Впервые Чтения по роману Ф.М. Достоевского «Идиот» прошли в Саратовской области. Ивановский край присоединился к читающим с помощью мецената, экс-конгрессмена США, учредителя банка «Иваново» — Чарльза Тейлора.

ВРУЩИЙ (2): Итак, приглаша­ем вас на диспут «Территория чте­ния». Мы не хотим видеть вас пас­сивными слушателями. Форма сегодняшней встречи — диспут — предусматривает живой разго­вор, спор, обсуждение, обмен мнениями...

На столах разложены вопроси­тельные и восклицательные знаки, которые вы можете использовать в нашем разговоре. «Восклица­тельный знак» — реплика, «вопро­сительный знак» — вопрос.

ВЕДУЩИЙ (1): Любите ли вы читать? (Ответы ребят.) Благодаря кому (чему) вы пристрастились к чтению? (Ответы ребят.) Вспомни­те вашу первую (может, наиболее запомнившуюся) встречу с книгой.

У поэта Давида Самойлова об этом написаны очень пронзитель­ные строчки:

Я—маленький, горло в ангине.

За окнами падает снег.

И папа поет мне «Как ныне

Сбирается вещий Олег...»

Я слушаю песню и плачу,

Рыдание в подушке душу

И слезы постыдные прячу,

И дальше, и дальше прошу...

(Демонстрация видеоэпизода из мультфильма «Филиппок» по одно­именному рассказу писателя.)

Узнаёте ли вы маленького героя рассказа Льва Толстого?

ВЕДУЩИЙ (2): Роль семьи в приобщении к чтению неоценима. Особенно, роль матери. Этногра­фы говорят, что народы отличают­ся друг от друга более всего двумя традициями — приготовлением еды и воспитанием детей, которые, как и национальная обрядность, со­храняются женщинами.

Среди методов материнской педагогики важное место принад­лежит материнскому чтению. «Зо­лотым веком» русской культуры мы обязаны матерям, читавшим детям книги. Навсегда запомнил Иван Алексеевич Бунин чтение стихот­ворений А.С. Пушкина, В.А. Жуков­ского и других русских поэтов ма­терью Людмилой Александровной «по-старинному нараспев». В ста­новлении личности, в формирова­нии эстетических убеждений Алек­сандра Блока особое значение имело воздействие матери и ба­бушки посредством книги. Малень­кий Блок писал бабушке: «...ты по­дарила мне страшно интересную книгу». Образ матери повлиял на формирование творческой личнос­ти Марины Цветаевой. Лили Фейлер в своей книге «Марина Цвета­ева» пишет: «Центр Вселенной для Марины составляла мама, читав­шая девочкам (Марине и Асе) сказ­ки и мифы, рассказывавшая исто­рии о героизме и страданиях»...

Значит, будет или не будет читать ребенок в будущем зависит от се­мьи, оттого, насколько сильна при­вычка к чтению есть у родителей.

(Демонстрируются и озвучивают­ся слайды с изображением картин, на которых дети в семейном кругу читают).

ВЕДУЩИЙ (1): Культура чтения в России имеет вековые традиции. Россию, называли самой читаю­щей страной в мире. Можем ли мы сегодня с уверенностью подтвер­дить это хотя бы на уровне нашей аудитории?

ВЕДУЩИЙ (2): Мы предлага­ем вам викторину «Литературная экранизация». Просмотрев кино­сюжет, вы должны назвать автора и название книги, по которой по­ставлен этот фильм.

(Просмотр сюжетов.)

ВЕДУЩИЙ (1): Ваши познания достойны уважения. Но посмот­рим, как читают и читают ли в Рос­сии сегодня школьники?

(На экране слайды.)

ВЕДУЩИЙ (2): Научный центр исследований истории книжной культуры РАН приводит следующие данные опроса школьников в 23 ре­гионах России...

(Озвучиваются слайды.)

ВЕДУЩИЙ (1): А как вы дума­ете, почему самая читающая стра­на в мире сдаёт свои позиции?

(Ответы ребят.)

ВЕДУЩИЙ (1): Таким образом, налицо очень серьёзная проблема: книга или компьютер? За чем бу­дущее?

(Ответы ребят. На экране слайд.)

ВЕДУЩИЙ (2): Чтение текстов в Интернете не может заменить книги — эти две стороны дополня­ют друг друга в творческом про­цессе и зависят от нашего умения наблюдать и интерпретировать действительность. Реальной опас­ностью является отнюдь не Интер­нет, а неспособность многих людей видеть, чувствовать и понимать, их нежелание читать. Утверждение, что электронные книги дешевле традиционных, является очеред­ным мифом. И то, что новую и нуж­ную книгу можно мгновенно найти в Интернете — тоже полуправда. Основной массив текстов традици­онных библиотек не переведён в электронный вид.

ВЕДУЩИЙ (1): А слышали ли вы, что такое аудиокниги? Аудио­книга — оригинальный способ чте­ния, который вызывает много спо­ров. Одни говорят, что рядом с классической аудиокнига даже сто­ять не достойна, другие убеждены в том, что она ничем не уступает традиционному произведению печати. Выпускают аудиокниги на разных носителях. Но чаще всего встречаются на MP3 и DVD-дисках. Качество записи — один из глав­ных критериев при выборе аудио­книги. Но воспринимать и запоми­нать аудиокниги способны не все. Люди делятся на визуалов и аудиалов. Для последних такие книги просто находка. От визуалов этот вид чтения потребует максималь­ной собранности и внимания. Возможно, что-то придётся закон­спектировать, чтобы «записать материал на подкорочку». Но аудиокниги — это не выход для тех, кто не хочет вообще читать. По наблюдениям, те, кто не чита­ет книги, не будет их и слушать.

ВЕДУЩИЙ (2): Но право выбо­ра за вами. А какова ваша точка зрения?

(Ребята высказывают свои мнения).

ВЕДУЩИЙ (1): Книга как про­дукт цивилизации никогда не уйдёт.

ВЕДУЩИЙ (2): В каких случа­ях вы обращаетесь к книге? Есть ли у вас любимые жанры, темы, писа­тели?

(Ответы школьников.)

ВЕДУЩИЙ (1): Почему среди перечисленных вами авторов прак­тически нет новых имён? Это не значит, что нет современной лите­ратуры. Практически каждый год учреждаются новые литературные премии, организуются новые лите­ратурные объединения, осущест­вляются литературные проекты. Как вы считаете?

(Ответы школьников. На экране слайд.)

ВЕДУЩИЙ (2): Поставленные вопросы подводят нас к другой проблеме — проблеме качества современной литературы. Худо­жественная литература теряет бы­лую интеллектуальную роль. По­явилось понятие «примитивиза­ции» чтения и возникновения «нечитающего поколения». Изда­тели озабочены сверхприбылями. А их дают книги, которые читают большинство. Вы согласны? Какие это книги?

(Ответы школьников.)

ВЕДУЩИЙ (2): В структуре чте­ния всегда можно было выделить «свободное» и «деловое» чтение. В зависимости от возраста и жиз­ненной ситуации читателя в его чтении преобладает тот или иной тип чтения. Очевидно, что у вас, школьников, процент прочитывае­мой программной литературы зна­чительно превышает процент ли­тературы «для души». И это впол­не объяснимо: объём школьной программы и предъявляемые тре­бования растут с каждым годом.

Важно другое — то, чтобы пере­ступив порог школы, вы не забыва­ли о книге. Вы все мечтаете о хо­рошем образовании, достойной работе, но всё это достигается большой работой над собой. И пер­вый ваш помощник — книга. Сло­ва великого мыслителя Дидро под­тверждают сказанное мною: «Че­ловек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать». Кому нужен не умеющий мыслить специалист? Вы со мной согласны?

(Ответы ребят. На экране слайд )

ВЕДУЩИЙ (1): А теперь давай­те попробуем представить такую ситуацию: вам предоставлена воз­можность попасть на необитаемый остров? Какую единственную кни­гу вы бы взяли с собой и почему?

ВЕДУЩИЙ (2): А теперь от слов к делу. Пользуясь своим литератур­ный багажом создайте свою «золо­тую полку» классики.

(Ребята делают выставку. Объяс­няют свой выбор.)

ВЕДУЩИЙ (1): Ребята, нашим с вами разговором вы доказали то, что чтение вам не безразлично. Па­дение интереса к чтению — проб­лема глобальная. И решать её нуж­но, конечно, на уровне государства. И Россия уже делает первые шаги в этом направлении — принята Го­сударственная программа поддер­жки и развития чтения. В память о нашей сегодняшней встрече мы хо­тим подарить особо отличившим­ся ребятам литературные заклад­ки-памятки и пригласить их в нашу библиотеку.

Ирина ГАРАНИНА, ведущий методист инновационно-методического отдела Ивановской городской библиотеки имени Я. П. Горелина

Людмила НАУМОВА, главный библиотекарь сектора досуга Библиотеки