Елисеева Т. О пользе вареников с вишней, или Квест в отдельно взятом городе / Т. Елисеева // Библиополе. – 2011. – № 6. – С. 41-43.
Задумывался ли кто-нибудь о том, есть ли связь между рождением идеи и варениками с вишней? Мы с подругой Ириной Чернущенко (для детей и коллег — Алексеевной, она — завуч по учебно-воспитательной работе в лицее № 73 г. Барнаула) решили, что связь — самая прямая.
Именно во время лепки и поедания вареников и пришла в наши головы идея объединить web-квест* как новацию в образовательном процессе и квест как поисковую игру в пространстве города в единое целое.
Так родилась у нас историко-литературная игра «Алтай литературный — пространство исследования».
Она была успешно реализована АКДБ имени Н.К. Крупской (директор Т.Н. Кушвид) и школами Ленинского района г. Барнаула. Игра проходила в рамках гранта губернатора Алтайского края в сфере культуры и состояла из двух этапов: web-квеста и дня игры.
В таком формате она проходила в Барнауле и в крае впервые.
I ЭТАП — WEB-KBECT
На заседании ресурсного центра учителей русского языка и литературы школ Ленинского района состоялось открытие этой игры, где в ходе лотереи были определены имена алтайских писателей, творчество которых учащимся 7, 8 и 10-х классов предстояло изучить.
Итоги первого этапа были подведены 6 апреля на научно- практической конференции по литературе учащихся школ района. Поражает, какую глубокую исследовательскую работу провели школьники! Они составили полную биографию каждого писателя, изучая документы в краевых и городских библиотеках, музеях; встречались с писателями, их друзьями и близкими; создавали мультимедийные презентации и видеофильмы; писали отзывы и рецензии на их произведения.
Собранными сведениями и материалами ребята щедро делились со сверстниками. К примеру, учащиеся 7-го класса СОШ № 113 (педагог Т.М. Соколова) в классной комнате организовали выставку произведений писателя Владимира Свинцова, с которыми знакомились школьники из других классов. Они также самостоятельно провели уроки по творчеству писателя в параллелях 6-х и 7-х классов.
Исследовательские изыскания творчества писателя Виктора Сидорова привели восьмиклассников СОШ № 89 (педагоги Рейнгардт М.В. и Лаврова Л.Л.) в библиотеку Алтайской академии культуры и искусства, где в альманахе «Алтай» за 1953 г. было найдено стихотворение «Счастье» — одно из немногих этого писателя. А в фондах АКУНБ имени В. Шишкова был найден рассказ «Слабо», который по неизвестным причинам не был включён ни в один из его сборников,
Вот что рассказали сами ребята: «Собирая биографический материал, мы узнали, что В. С. Сидоров жил под чужим именем и фамилией. Эту тайну жена и дочь писателя решили раскрыть через 15 лет после его смерти... Рассказы В. С. Сидорова, которые мы прочитали, не оставили нас равнодушными. Возникла потребность поделиться впечатлениями. На читательской конференции, состоявшейся вскоре, мы говорили о повестях «Рука дьявола», « Тайна белого камня», рассказах «Пека», «Гости», «Слабо» и других».
Семиклассники лицея № 73 (педагог Ерёмкина Е.В.) очень радовались, что им досталось имя Анны Никольской. Произведения писательницы «Город собак», «По зашкафью кувырком», «Путешествие на Запад, или Тайна мадам Кортни» и другие с удовольствием читают и дети и взрослые. Сложность состояла в том, что Анна живёт сейчас в Лондоне, на Алтае бывает не часто.
Учащиеся нашли сайт А. Никольской и адрес её электронной почты, завязалась переписка, продолжающаяся до сих пор.
Школьники отнеслись к исследованию творчески, было много найдено интересных фишек.
Семиклассники гимназии № 79 (педагог Рассоха О.П.) сняли видеофильм о встрече с поэтессой Валентиной Новичихиной; учащиеся 8-го класса лицея № 73 (педагог Чернущенко И.А.) провели литературную гостиную, посвящённую поэту В. Башунову, пригласив на неё учащихся из параллельных классов. Ученица 10-го класса СОШ № 126 Даша Мурзинцева (педагог С.П. Хорьякова) сочинила стихотворение, посвящённое поэту Н. Черкасову, и т. д.
В результате исследовательской деятельности получился своеобразный венок из 12 имён алтайских писателей и поэтов: А. Никольской, Н. Черкасова, С. Бузмакова, В. Башунова, В. Свинцова, В. Сидорова, Ф. Габдрауповой, Н. Николенковой, В. Нечунаева, И. Кудинова, В. Новичихиной, Г. Колесниковой.
Условием первого этапа игры было создание на сайтах школ web-страниц, посвящённых творчеству выбранного писателя.
Сегодня информация об алтайских писателях доступна на сайтах школ № 73, 89, 113, 79 г. Барнаула, а на сайте школы № 126 создан блог, посвящённый поэту Н. Черкасову, который за месяц посетили более 400 пользователей.
В ходе отчёта-рассказа о проделанной работе школьники отмечали, насколько духовно обогатило их исследование, как много нового и интересного они узнали о творчестве алтайских авторов.
II ЭТАП — ДЕНЬ ИГРЫ
Победители I этапа, а это восемь команд по пять человек из пяти школ Ленинского района, приняли участие в Дне игры. Он состоялся 13 апреля в исторической части центра города. Погода, как писали в старинных романах, благоприятствовала. По-летнему солнечный день радовал и поднимал настроение.
Старт игре был дан на «Нулевом километре» — точке отсчёта, от которой берут начало все дороги Алтайского края.
Прошло представление команд, прозвучали речовки и слоганы, капитаны получили пакеты документов, и игра началась!
В пакет документов входил маршрутный лист с отмеченными контрольными точками и карточки с их зашифрованным описанием.
Каждая точка маршрута была связана с книгой и чтением: Алтайская краевая универсальная научная библиотека имени В.Я. Шишкова, Алтайский краевой театр драмы имени В. Шукшина, памятник выдающемуся изобретателю И. Ползунову (о нём известный алтайский литератор М. Юдалевич сочинил поэму), памятник «Открытой книге» и т. п.
В каждой контрольной точке ребят ждали ведущие из числа сотрудников Алтайской краевой детской библиотеки с викторинами и творческими заданиями, посвящёнными алтайским писателям. Если с отгадыванием зашифрованных мест ребята справились быстро, то над заданиями пришлось подумать.
В «Разноцветной викторине» нужно было вставить пропущенное прилагательное в название произведения («Голубая дама» М. Юдалевича, «Повесть о красном орлёнке» В. Сидорова и др.).
«Круг алтайских детских писателей и поэтов» предполагал знание имён этих авторов, а в викторине «Писатели Алтая» нужно было выбрать правильный вариант ответа из трёх предложенных.
Были и творческие задания. Например, у здания Центральной универсальной молодёжной библиотеки имени В.М. Башунова члены команд читали стихи Владимира Мефодьевича, в подарок каждый получил закладку с напутствием Анны Дмитриевны, вдовы поэта, и его стихами.
У памятника «Открытой книге» учащиеся называли преимущества печатной книги перед электронными носителями и проводили опрос прохожих на знание имён алтайских писателей.
В заключительной точке маршрута — АКДБ имени Н.К. Крупской — члены команд участвовали в видеоопросе «Мой любимый алтайский писатель», готовили презентации о прохождении маршрута; делились впечатлениями об игре. И здесь они были единодушны: игра очень понравилась, хотелось бы чаще принимать участие в подобных мероприятиях.
Итог Дня игры — награждение команд. Каждая получила приз в определённой номинации. Дипломом I степени была награждена команда «Пожиратели книг» лицея № 73 (руководитель Е.В. Ерёмкина).
В группах, которые АКДБ имени Н.К. Крупской ведёт в социальных сетях (гр. «Библиотекарь — это звучит!» в социальной сети «Одноклассники» и гр. «Алтайская краевая детская библиотека имени Н. К. Крупской» в социальной сети «ВКонтакте») выставлены фото- и видеоматериалы о Дне игры.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИГРЕ
Чтобы быть интересной юным и молодым читателям, библиотека должна постоянно меняться, искать новые формы работы с ними, с книгой и информацией.
Историко-литературная игра в формате квеста «Алтай литературный — пространство исследования» стала одной из таких ярких и содержательных форм работы с печатными и электронными ресурсами, убедительно доказала возможности их взаимодополнения.
Новая форма сотрудничества библиотек с общеобразовательными учреждениями укрепила партнёрство, показала содержательные точки взаимодействия.
Юные книгочеи научились работать с разного рода документами, «перевернули» большой пласт печатных и интернет-источников, развили коммуникативные навыки и приобрели опыт общения с разными людьми, в первую очередь с писателями и поэтами края, расширив и свой жизненный опыт.
Участники игры до самого последнего момента не знали, где она будет проходить, какие контрольные точки будут выбраны, поэтому изучали исторические и литературные достопримечательности Барнаула и теперь, гуляя по городу, узнают их «лицо».
Игра в таком формате мобильна, содержательна, интерактивна; учит «работать в команде», учитывает стремление подростков ко всему новому, яркому, необычному, развивает навыки работы с информационными ресурсами и технологиями, несёт большой позитивный заряд. Квест расширил и границы профессионального библиотечного общения, заинтересовал коллег из других регионов страны и даже из Исландии, Эстонии, США.
Для школьников и педагогов игра закончилась, но библиотекарям АКДБ имени Н.К. Крупской предстоит издать сборник и DVD-диск с материалами, собранными ребятами, обобщить опыт игры с тем, чтобы транслировать его в библиотеки края. В перспективе — возможность проведения общегородской или даже краевой игры.
Игра закончилась, да здравствует игра!
* Web-квест — способ развития навыков информационной и исследовательской деятельности учащихся. См. Романцова Ю.В. Web-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся // Справочник заместителя директора школы. 2009. № 12. С. 62-66.
Татьяна ЕЛИСЕЕВА, заведующая информационно-библиографическим отделом Алтайской краевой детской библиотеки имени Н.К. Крупской