Елисеева Т. О пользе вареников с вишней, или Квест в отдельно взятом городе / Т. Елисеева // Библиополе. – 2011. – № 6. – С. 41-43.

Задумывался ли кто-нибудь о том, есть ли связь между рождением идеи и варениками с вишней? Мы с подругой Ириной Чернущенко (для детей и коллег — Алексеевной, она — завуч по учебно-воспитательной работе в лицее № 73 г. Барнаула) решили, что связь — самая прямая.

Именно во время лепки и по­едания вареников и пришла в наши головы идея объединить web-квест* как новацию в образовательном процессе и квест как поисковую игру в пространстве го­рода в единое целое.

Так родилась у нас историко-литературная игра «Алтай литера­турный — пространство исследо­вания».

Она была успешно реализова­на АКДБ имени Н.К. Крупской (ди­ректор Т.Н. Кушвид) и школами Ле­нинского района г. Барнаула. Игра проходила в рамках гранта губер­натора Алтайского края в сфере культуры и состояла из двух этапов: web-квеста и дня игры.

В таком формате она проходи­ла в Барнауле и в крае впервые.

I ЭТАП — WEB-KBECT

На заседании ресурсного цен­тра учителей русского языка и ли­тературы школ Ленинского района состоялось открытие этой игры, где в ходе лотереи были определены имена алтайских писателей, твор­чество которых учащимся 7, 8 и 10-х классов предстояло изучить.

Итоги первого этапа были подведены 6 апреля на научно- практической конференции по ли­тературе учащихся школ района. Поражает, какую глубокую иссле­довательскую работу провели школьники! Они составили полную биографию каждого писателя, изу­чая документы в краевых и город­ских библиотеках, музеях; встре­чались с писателями, их друзьями и близкими; создавали мультиме­дийные презентации и видеофиль­мы; писали отзывы и рецензии на их произведения.

Собранными сведениями и ма­териалами ребята щедро дели­лись со сверстниками. К примеру, учащиеся 7-го класса СОШ № 113 (педагог Т.М. Соколова) в класс­ной комнате организовали вы­ставку произведений писателя Владимира Свинцова, с которыми знакомились школьники из других классов. Они также самостоятель­но провели уроки по творчеству писателя в параллелях 6-х и 7-х классов.

Исследовательские изыскания творчества писателя Виктора Си­дорова привели восьмиклассни­ков СОШ № 89 (педагоги Рейнгардт М.В. и Лаврова Л.Л.) в биб­лиотеку Алтайской академии культуры и искусства, где в альма­нахе «Алтай» за 1953 г. было най­дено стихотворение «Счастье» — одно из немногих этого писателя. А в фондах АКУНБ имени В. Шиш­кова был найден рассказ «Слабо», который по неизвестным причи­нам не был включён ни в один из его сборников,

Вот что рассказали сами ребя­та: «Собирая биографический ма­териал, мы узнали, что В. С. Сидо­ров жил под чужим именем и фа­милией. Эту тайну жена и дочь писателя решили раскрыть через 15 лет после его смерти... Рассказы В. С. Сидорова, которые мы прочитали, не оставили нас рав­нодушными. Возникла потреб­ность поделиться впечатлениями. На читательской конференции, со­стоявшейся вскоре, мы говорили о повестях «Рука дьявола», « Тайна белого камня», рассказах «Пека», «Гости», «Слабо» и других».

Семиклассники лицея № 73 (педагог Ерёмкина Е.В.) очень ра­довались, что им досталось имя Анны Никольской. Произведения писательницы «Город собак», «По зашкафью кувырком», «Путешест­вие на Запад, или Тайна мадам Кортни» и другие с удовольстви­ем читают и дети и взрослые. Сложность состояла в том, что Ан­на живёт сейчас в Лондоне, на Ал­тае бывает не часто.

Учащиеся нашли сайт А. Ни­кольской и адрес её электронной почты, завязалась переписка, про­должающаяся до сих пор.

Школьники отнеслись к иссле­дованию творчески, было много найдено интересных фишек.

Семиклассники гимназии № 79 (педагог Рассоха О.П.) сняли ви­деофильм о встрече с поэтессой Валентиной Новичихиной; учащи­еся 8-го класса лицея № 73 (пе­дагог Чернущенко И.А.) провели литературную гостиную, посвя­щённую поэту В. Башунову, при­гласив на неё учащихся из парал­лельных классов. Ученица 10-го класса СОШ № 126 Даша Мурзинцева (педагог С.П. Хорьякова) сочинила стихотворение, посвя­щённое поэту Н. Черкасову, и т. д.

В результате исследователь­ской деятельности получился свое­образный венок из 12 имён алтай­ских писателей и поэтов: А. Николь­ской, Н. Черкасова, С. Бузмакова, В. Башунова, В. Свинцова, В. Си­дорова, Ф. Габдрауповой, Н. Николенковой, В. Нечунаева, И. Ку­динова, В. Новичихиной, Г. Колес­никовой.

Условием первого этапа игры было создание на сайтах школ web-страниц, посвящённых твор­честву выбранного писателя.

Сегодня информация об алтай­ских писателях доступна на сай­тах школ № 73, 89, 113, 79 г. Барнаула, а на сайте школы № 126 создан блог, посвящённый поэту Н. Черкасову, который за месяц посетили более 400 пользова­телей.

В ходе отчёта-рассказа о про­деланной работе школьники отме­чали, насколько духовно обогати­ло их исследование, как много но­вого и интересного они узнали о творчестве алтайских авторов.

II ЭТАП — ДЕНЬ ИГРЫ

Победители I этапа, а это во­семь команд по пять человек из пяти школ Ленинского района, приняли участие в Дне игры. Он состоялся 13 апреля в историче­ской части центра города. Погода, как писали в старинных романах, благоприятствовала. По-летнему солнечный день радовал и подни­мал настроение.

Старт игре был дан на «Нуле­вом километре» — точке отсчёта, от которой берут начало все доро­ги Алтайского края.

Прошло представление ко­манд, прозвучали речовки и сло­ганы, капитаны получили пакеты документов, и игра началась!

В пакет документов входил мар­шрутный лист с отмеченными кон­трольными точками и карточки с их зашифрованным описанием.

Каждая точка маршрута была связана с книгой и чтением: Алтай­ская краевая универсальная науч­ная библиотека имени В.Я. Шиш­кова, Алтайский краевой театр драмы имени В. Шукшина, памят­ник выдающемуся изобретателю И. Ползунову (о нём известный ал­тайский литератор М. Юдалевич сочинил поэму), памятник «Откры­той книге» и т. п.

В каждой контрольной точке ребят ждали ведущие из числа со­трудников Алтайской краевой дет­ской библиотеки с викторинами и творческими заданиями, посвя­щёнными алтайским писателям. Если с отгадыванием зашифро­ванных мест ребята справились быстро, то над заданиями при­шлось подумать.

В «Разноцветной викторине» нужно было вставить пропущенное прилагательное в название произведения («Голубая дама» М. Юдалевича, «Повесть о крас­ном орлёнке» В. Сидорова и др.).

«Круг алтайских детских писа­телей и поэтов» предполагал зна­ние имён этих авторов, а в викто­рине «Писатели Алтая» нужно бы­ло выбрать правильный вариант ответа из трёх предложенных.

Были и творческие задания. Например, у здания Центральной универсальной молодёжной биб­лиотеки имени В.М. Башунова члены команд читали стихи Вла­димира Мефодьевича, в подарок каждый получил закладку с напут­ствием Анны Дмитриевны, вдовы поэта, и его стихами.

У памятника «Открытой книге» учащиеся называли преимущест­ва печатной книги перед электрон­ными носителями и проводили оп­рос прохожих на знание имён ал­тайских писателей.

В заключительной точке мар­шрута — АКДБ имени Н.К. Круп­ской — члены команд участвова­ли в видеоопросе «Мой любимый алтайский писатель», готовили презентации о прохождении мар­шрута; делились впечатлениями об игре. И здесь они были едино­душны: игра очень понравилась, хотелось бы чаще принимать уча­стие в подобных мероприятиях.

Итог Дня игры — награждение команд. Каждая получила приз в определённой номинации. Дип­ломом I степени была награждена команда «Пожиратели книг» лицея № 73 (руководитель Е.В. Ерёмкина).

В группах, которые АКДБ име­ни Н.К. Крупской ведёт в социаль­ных сетях (гр. «Библиотекарь — это звучит!» в социальной сети «Одноклассники» и гр. «Алтайская краевая детская библиотека име­ни Н. К. Крупской» в социальной сети «ВКонтакте») выставлены фо­то- и видеоматериалы о Дне игры.

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИГРЕ

Чтобы быть интересной юным и молодым читателям, библиоте­ка должна постоянно меняться, искать новые формы работы с ни­ми, с книгой и информацией.

Историко-литературная игра в формате квеста «Алтай литера­турный — пространство исследо­вания» стала одной из таких ярких и содержательных форм работы с печатными и электрон­ными ресурсами, убедительно доказала возможности их взаи­модополнения.

Новая форма сотрудничества библиотек с общеобразователь­ными учреждениями укрепила партнёрство, показала содержа­тельные точки взаимодействия.

Юные книгочеи научились ра­ботать с разного рода документа­ми, «перевернули» большой пласт печатных и интернет-источников, развили коммуникативные навыки и приобрели опыт общения с раз­ными людьми, в первую очередь с писателями и поэтами края, рас­ширив и свой жизненный опыт.

Участники игры до самого по­следнего момента не знали, где она будет проходить, какие кон­трольные точки будут выбраны, поэтому изучали исторические и литературные достопримеча­тельности Барнаула и теперь, гу­ляя по городу, узнают их «лицо».

Игра в таком формате мобиль­на, содержательна, интерактивна; учит «работать в команде», учиты­вает стремление подростков ко всему новому, яркому, необычно­му, развивает навыки работы с ин­формационными ресурсами и тех­нологиями, несёт большой пози­тивный заряд. Квест расширил и границы профессионального библиотечного общения, заинте­ресовал коллег из других регио­нов страны и даже из Исландии, Эстонии, США.

Для школьников и педагогов иг­ра закончилась, но библиотекарям АКДБ имени Н.К. Крупской пред­стоит издать сборник и DVD-диск с материалами, собранными ре­бятами, обобщить опыт игры с тем, чтобы транслировать его в библи­отеки края. В перспективе — воз­можность проведения общегород­ской или даже краевой игры.

Игра закончилась, да здравст­вует игра!

* Web-квест — способ развития на­выков информационной и исследова­тельской деятельности учащихся. См. Романцова Ю.В. Web-квест как способ активизации учебной деятельности уча­щихся // Справочник заместителя директора школы. 2009. № 12. С. 62-66.

Татьяна ЕЛИСЕЕВА, заведующая информационно-библиографическим отделом Алтайской краевой детской библиотеки имени Н.К. Крупской