• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Степанова Л. Новая реальность детского чтения, или Визит юной Александры на VIII Санкт-Петербургский международный книжный салон / Л. Степанова // Библиотечное дело. – № 10. – С. 39-40.

Степанова Л. Новая реальность детского чтения, или Визит юной Александры на VIII Санкт-Петербургский международный книжный салон / Л. Степанова // Библиотечное дело. – № 10. – С. 39-40.

Интенсивный ритм интеллекту­альной, художественной дея­тельности, динамика и яркость событий VIII Салона — успеш­ная демонстрация движения читающей публики в сторону книги.

Концентрация  идей и пер­сон в пространстве «Манежа» проявлялась в дизайнерском решении — очевидности, «прозрачности» коммуникации. Был создан визуальный образ событий и встреч, в которых возникали новые сю­жеты, содержание и стиль взаимодей­ствия всех деятелей литературного и книжного процесса. Творческая напря­жённость и атмосфера располагала большинство участников и посетителей к созданию событий, приватного и об­щественного значения.

Для Ленинградской областной дет­ской библиотеки (Л ОД Б) происходив­шее на Салоне стало подтверждением прогнозов о последствиях изменения си­туации читательского развития детей. В культуре отношения детей к книге и чтению проявились тенденции, которые требуют новых моделей поведения взрослых. Причина кризиса и драматиз­ма в оценке взрослыми того, что про­исходит в детском чтении и с детской книгой — крушение мифа о том, что де­ти не читают.

Стенд ЛОДБ «Книжный путь — BOOKWAY» — «книжный диалог» с но­вой генерацией детей. Мы предложили и взрослым, и детям сюжет отношений под девизом: «Стань центром разных миров!» Посетители и участники своим творчеством дополняли и преобразовы­вали комфортное, открытое простран­ство действия детей и взрослых.

Расчёт, прагматизм, технологичность и партнёрская поддержка писателей, из­дателей, организаторов Салона, ресур­сы книжного и читательского сообще­ства позволили специалистам ЛОДБ предложить взрослым, с детьми и без детей, «взойти» на высокую точку виде­ния происходящего с детским чтением в книжном и информационном потоке. ЛОДБ не только транслировала, но и создавала в режиме реального времени новую информацию. Знаковыми собы­тиями, подтверждающими это качество среды обитания человека с детской кни­гой на Стенде ЛОДБ, стали дискуссии о взаимодействии современных читате­лей с классическими текстами. Блестя­щие собеседники и интерпретаторы классики — художник М. Бычков, и ре­ставратор, историк А. Сёмочкин вместе с детьми из Вырицы провели дискуссию о том, как можно «трогать» классику, понимать, проникать в таинство и со­кровенность классического текста не только в книге, но и в ландшафте ста­ринной усадьбы, в окрестностях повсе­дневных пейзажей современной жизни.

Интерес детей и взрослых друг к дру­гу был проявлен мыследействием писа­телей, представителей издательств. Уникальное событие — диалог В. Вос­кобойникова, М. Яснова, С. Махотина о детской книге. Демонстративная публи­цистичность и прямота известных и зна­менитых авторов в ответах на вопросы: «За что я люблю детскую книгу» и « Чего никогда не должно быть в книге для детей», — сопровождение родите­лей на «глубины» книжного потока для детей.

Наша главная идея — взаимодей­ствие, общение и диалог детей и подро­стков между собой. Представление мо­делей читательского поведения подро­стков. Детское чтение, онлайн, в режиме реального времени на Стенде ЛОДБ приобрело значение для посетителей Салона, как возможность непосредственного участия в размышлении о про­исходящем «по ту сторону» книги, на стороне ребёнка и подростка. Мы де­монстрировали детскую книгу, как тон­кий и деликатный инструмент понимания происходящего с современным ре­бёнком.

В каждый день Салона гостей наше­го Стенда сопровождали подростки из детских библиотек Вырицы, Сланцев и Тихвина. Проведено более двадцати ви­део-конференций, встреч, дискуссий. Ра­дость от книги и чтения, удовольствие от встречи с яркими личностями, твор­чество в тихих и громких беседах. Соз­дан колоритный, глубокий образ совре­менного читателя, издателя, писателя. Представлена уникальная модель книж­ной коммуникации, последствиями ко­торой является представление успеш­ной, партнерской деятельности по открытию статуса детского, отроческого, юношеского чтения в современной культуре. Чего стоит шестичасовой ма­рафон подростков из Сланцев. В ритме «нон-стоп» они провели диалоги с изда­тельствами «Поляндрия», «Розовый жи­раф», «Акварель», «Самокат», «Компас- Гид», «Детгиз», «Пешком в историю». Шесть часов пространство Салона было распахнуто для жителей Сланцев. Мы представили плеяду молодых писателей и поэтов из Москвы, Петербурга, Яро­славля: Н. Волкову, А. Олейникова, А. Орлову, И. Павлову, А. Игнатову. Возглавлял это движение навстречу но­вой детской книге М. Яснов.

Чтение, импровизация над страница­ми книг — запоминающиеся уроки твор­чества наших детей. Дети, преодолев, условности удалённого доступа, транс­лировали события, которые они созда­вали на Салоне в пространство своих библиотек. Подобная «обратная связь», возникающая как результат активности и динамичности мысли героев современ­ного книжного процесса, создает реаль­ные представления о масштабе собы­тий. Идёт активный процесс экспансии, молодым поколением писателей и чита­телей, права на выбор и оценку тем, про­блем для чтения. Вокруг имён, изданий возникает контент, объединяющий ин­теллектуалов. Понимание и интерпрета­ция текстов детьми, их позиция, дерзкая и непредсказуемая, уточняет послед­ствия издательских проектов. «Книжное воскресение для подростков» на Стенде ЛОДБ привлекло немало искушённой, и любопытствующей публики. «Чтение и комментирование с листа» — простое действие представителей издательств и подростков в публичной среде Салона — приобрело символическое значение. Новый текст в исполнении и коммента­риях детей обнаруживал качество инте­ресов, стилистику речи и мышления. Возникала реальность современной сло­весности для детей в их оценке, понима­нии, диалоге. По-иному воспринималось «сложное» и «трудное» в детской лите­ратуре.

Наш Стенд уже несколько лет сопро­вождают, поощряют своим присталь­ным вниманием постоянные посетители Салона, среди них - шестилетняя Алек­сандра. С трёх лет девочка участвует в наших акциях, традиционно показывает участникам онлайн-конференций книги, которые покупает ей мама. Чтение Александры — своеобразная хроника замечательных книжных событий в ве­дущих издательствах, влияющих на со­держание и мотивы современного дет­ского чтения. Александра «входит в ис­торию», как выразительный феномен взаимодействия ребёнка с развиваю­щейся книжной средой.

В культуре проявилась тенденция, которую прогнозировали специалисты: читающие дети и нечитающие дети де­монстрируют модели поведения в книжной среде, которые сформирова­лись в условиях новых технологий лич­ностной коммуникации. Во-первых, на­ши дети требуют возвращения культу­ры выслушивания, культуры узнавания для воспоминаний. Потребность в эмо­циональном, повествовательном рече­вом пространстве обостряет их чув­ствительность к поэтике текстов. Один из ведущих мотивов чтения — проявле­ние качества реальности через текст. Настойчивый поиск собеседника, стремление к диалогу. Новое поколе­ние читателей способно создавать «ландшафты» своего чтения, где непре­менными «объектами» тщательного исследования являются взрослые. Чте­ние успешно используется современны­ми детьми для конструирования фено­менальных и социальных способов взаимодействия с поколением прошло­го века.

Замечательно, что среда Салона от­крыта и пластична, хотелось бы в пер­спективе большего разнообразия де­монстрационных модулей текущих со­бытий на Салоне, пусть Салон для Пе­тербурга и окрестностей станет не толь­ко «временем чтения», но и инновацион­ным институтом для развития культуры книжной коммуникации, содержатель­ной и технологичной.

С автором можно связаться:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Людмила Валентиновна Степанова, старший преподаватель Кафедры детского чтения и библиотечной работы с детьми СПбГУКИ, главный библиотекарь ЛОДБ