Степанова Л. Новая реальность детского чтения, или Визит юной Александры на VIII Санкт-Петербургский международный книжный салон / Л. Степанова // Библиотечное дело. – № 10. – С. 39-40.
Интенсивный ритм интеллектуальной, художественной деятельности, динамика и яркость событий VIII Салона — успешная демонстрация движения читающей публики в сторону книги.
Концентрация идей и персон в пространстве «Манежа» проявлялась в дизайнерском решении — очевидности, «прозрачности» коммуникации. Был создан визуальный образ событий и встреч, в которых возникали новые сюжеты, содержание и стиль взаимодействия всех деятелей литературного и книжного процесса. Творческая напряжённость и атмосфера располагала большинство участников и посетителей к созданию событий, приватного и общественного значения.
Для Ленинградской областной детской библиотеки (Л ОД Б) происходившее на Салоне стало подтверждением прогнозов о последствиях изменения ситуации читательского развития детей. В культуре отношения детей к книге и чтению проявились тенденции, которые требуют новых моделей поведения взрослых. Причина кризиса и драматизма в оценке взрослыми того, что происходит в детском чтении и с детской книгой — крушение мифа о том, что дети не читают.
Стенд ЛОДБ «Книжный путь — BOOKWAY» — «книжный диалог» с новой генерацией детей. Мы предложили и взрослым, и детям сюжет отношений под девизом: «Стань центром разных миров!» Посетители и участники своим творчеством дополняли и преобразовывали комфортное, открытое пространство действия детей и взрослых.
Расчёт, прагматизм, технологичность и партнёрская поддержка писателей, издателей, организаторов Салона, ресурсы книжного и читательского сообщества позволили специалистам ЛОДБ предложить взрослым, с детьми и без детей, «взойти» на высокую точку видения происходящего с детским чтением в книжном и информационном потоке. ЛОДБ не только транслировала, но и создавала в режиме реального времени новую информацию. Знаковыми событиями, подтверждающими это качество среды обитания человека с детской книгой на Стенде ЛОДБ, стали дискуссии о взаимодействии современных читателей с классическими текстами. Блестящие собеседники и интерпретаторы классики — художник М. Бычков, и реставратор, историк А. Сёмочкин вместе с детьми из Вырицы провели дискуссию о том, как можно «трогать» классику, понимать, проникать в таинство и сокровенность классического текста не только в книге, но и в ландшафте старинной усадьбы, в окрестностях повседневных пейзажей современной жизни.
Интерес детей и взрослых друг к другу был проявлен мыследействием писателей, представителей издательств. Уникальное событие — диалог В. Воскобойникова, М. Яснова, С. Махотина о детской книге. Демонстративная публицистичность и прямота известных и знаменитых авторов в ответах на вопросы: «За что я люблю детскую книгу» и « Чего никогда не должно быть в книге для детей», — сопровождение родителей на «глубины» книжного потока для детей.
Наша главная идея — взаимодействие, общение и диалог детей и подростков между собой. Представление моделей читательского поведения подростков. Детское чтение, онлайн, в режиме реального времени на Стенде ЛОДБ приобрело значение для посетителей Салона, как возможность непосредственного участия в размышлении о происходящем «по ту сторону» книги, на стороне ребёнка и подростка. Мы демонстрировали детскую книгу, как тонкий и деликатный инструмент понимания происходящего с современным ребёнком.
В каждый день Салона гостей нашего Стенда сопровождали подростки из детских библиотек Вырицы, Сланцев и Тихвина. Проведено более двадцати видео-конференций, встреч, дискуссий. Радость от книги и чтения, удовольствие от встречи с яркими личностями, творчество в тихих и громких беседах. Создан колоритный, глубокий образ современного читателя, издателя, писателя. Представлена уникальная модель книжной коммуникации, последствиями которой является представление успешной, партнерской деятельности по открытию статуса детского, отроческого, юношеского чтения в современной культуре. Чего стоит шестичасовой марафон подростков из Сланцев. В ритме «нон-стоп» они провели диалоги с издательствами «Поляндрия», «Розовый жираф», «Акварель», «Самокат», «Компас- Гид», «Детгиз», «Пешком в историю». Шесть часов пространство Салона было распахнуто для жителей Сланцев. Мы представили плеяду молодых писателей и поэтов из Москвы, Петербурга, Ярославля: Н. Волкову, А. Олейникова, А. Орлову, И. Павлову, А. Игнатову. Возглавлял это движение навстречу новой детской книге М. Яснов.
Чтение, импровизация над страницами книг — запоминающиеся уроки творчества наших детей. Дети, преодолев, условности удалённого доступа, транслировали события, которые они создавали на Салоне в пространство своих библиотек. Подобная «обратная связь», возникающая как результат активности и динамичности мысли героев современного книжного процесса, создает реальные представления о масштабе событий. Идёт активный процесс экспансии, молодым поколением писателей и читателей, права на выбор и оценку тем, проблем для чтения. Вокруг имён, изданий возникает контент, объединяющий интеллектуалов. Понимание и интерпретация текстов детьми, их позиция, дерзкая и непредсказуемая, уточняет последствия издательских проектов. «Книжное воскресение для подростков» на Стенде ЛОДБ привлекло немало искушённой, и любопытствующей публики. «Чтение и комментирование с листа» — простое действие представителей издательств и подростков в публичной среде Салона — приобрело символическое значение. Новый текст в исполнении и комментариях детей обнаруживал качество интересов, стилистику речи и мышления. Возникала реальность современной словесности для детей в их оценке, понимании, диалоге. По-иному воспринималось «сложное» и «трудное» в детской литературе.
Наш Стенд уже несколько лет сопровождают, поощряют своим пристальным вниманием постоянные посетители Салона, среди них - шестилетняя Александра. С трёх лет девочка участвует в наших акциях, традиционно показывает участникам онлайн-конференций книги, которые покупает ей мама. Чтение Александры — своеобразная хроника замечательных книжных событий в ведущих издательствах, влияющих на содержание и мотивы современного детского чтения. Александра «входит в историю», как выразительный феномен взаимодействия ребёнка с развивающейся книжной средой.
В культуре проявилась тенденция, которую прогнозировали специалисты: читающие дети и нечитающие дети демонстрируют модели поведения в книжной среде, которые сформировались в условиях новых технологий личностной коммуникации. Во-первых, наши дети требуют возвращения культуры выслушивания, культуры узнавания для воспоминаний. Потребность в эмоциональном, повествовательном речевом пространстве обостряет их чувствительность к поэтике текстов. Один из ведущих мотивов чтения — проявление качества реальности через текст. Настойчивый поиск собеседника, стремление к диалогу. Новое поколение читателей способно создавать «ландшафты» своего чтения, где непременными «объектами» тщательного исследования являются взрослые. Чтение успешно используется современными детьми для конструирования феноменальных и социальных способов взаимодействия с поколением прошлого века.
Замечательно, что среда Салона открыта и пластична, хотелось бы в перспективе большего разнообразия демонстрационных модулей текущих событий на Салоне, пусть Салон для Петербурга и окрестностей станет не только «временем чтения», но и инновационным институтом для развития культуры книжной коммуникации, содержательной и технологичной.
С автором можно связаться:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Людмила Валентиновна Степанова, старший преподаватель Кафедры детского чтения и библиотечной работы с детьми СПбГУКИ, главный библиотекарь ЛОДБ